Хотя мистически она в первую очередь была причиной самоубийства Свидригайлова., что видно из безумной сцены и то, что револьвер, из которого она хотела его застрелить оказался у Свидригайлова и именно из него был сделан роковой выстрел. по русскому языку и литературе. Подумаем, что, кроме самоубийства Свидригайлова, подтолкнуло Раскольникова к признанию в убийстве. Признание Родиона Раскольникова в убийстве происходит по нескольким причинам: 1. Душевные терзания. Многие считают, что причиной его самоубийства стало чувство вины за свои поступки. Свидригайлов был свидетелем множества страданий женщин, которых он использовал и бросал.
Из за чего застрелился свидригайлов. "Преступление и наказание"
Лекция 2.3. «Последний путь Свидригайлова» | Курс: Петербургские перекрестки | Лектор: Вадим Пугач | Организаторы: Академия постдипломного педагогического об. Таким образом, можно сделать вывод, что причиной самоубийства Свидригайлова стало отсутствие границ между добром и злом, непризнание нравственных норм, а также нехватка близкого человека рядом. Свидригайлов играет важную роль в романе — через его образ раскрывается теория Раскольникова о допустимости свершения преступлений.
Из за чего застрелился свидригайлов. "Преступление и наказание"
В чем причины самоубийства Свидригайлова Аркадий Иванович Свидригайлов — один из центральных героев романа. Многие считают, что причиной его самоубийства стало чувство вины за свои поступки. Свидригайлов был свидетелем множества страданий женщин, которых он использовал и бросал. В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Для того чтобы глубже показать характер главного героя романа «Преступление и наказание», объяснить причины возникновения его теории и ее последствий, Достоевский.
Смерть Свидригайлова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)
Самоубийство Свидригайлова. Почему Свидригайлов покончил с собой: разбираем причины самоубийства в Преступлении и наказании Самоубийство Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» имеет несколько причин. Свидригайлов отвечал, что по теории Родиона Романовича единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Действия и описания Свидригайлова являются реалистичными, а его размышления рассматриваются в психоаналитическом контексте, что соответствует данному жанру повествования.
В чем причины самоубийства Свидригайлова
В чем причины самоубийства Свидригайлова. Аркадий Иванович Свидригайлов — один из центральных героев романа. Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек». Всё это ввергает Свидригайлова в глубокое депрессивное состояние, он раздаёт все свои деньги, ухходит из дома и стреляет себе в висок их револьвера Дуни. На его совести доведённый до самоубийства насмешками и придирками слуга (по версии Лужина, умерший от побоев), глухонемая четырнадцатилетняя девочка, повесившаяся из-за Свидригайлова, грязные преследования Дуни Раскольниковой, смерть Марфы Петровны. Данная статья рассмотрит отношения Свидригайлова с его семьей и Дуней, поможет раскрыть причины самоубийства героя, а также поможет написать сочинение «Свидригайлов». Краткая биография. Тегикак звали свидригайлова в преступлении и наказании, как умирает свидригайлов преступление и наказание, что сделал свидригайлов, как вы относитесь к свидригайлову и почему, как умер аркадий свидригайлов преступление и наказание.
Почему свидригайлов покончил с собой. История персонажа
Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом. Отсюда — тот равнодушный цинизм, та обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которыми формулирует Свидригайлов самую суть раскольниковской идеи. Свидригайлов признает эту идею и своей: «Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Просто и ясно. И нравственные вопросы, вопросы «человека и гражданина», тут лишние. Однако если нет у нас «вопросов человека и гражданина», то как же мы, с помощью каких критериев определим, хороша ли цель наша?
Остается один критерий — моя личность, освобожденная от «вопросов человека и гражданина», никаких преград не признающая. Но оказывается, есть нечто, что не в состоянии перенести эта «личность без преград», есть то, что пугает и унижает зло, — это явная или тайная над собой насмешка. У героев Достоевского волосы поднимаются дыбом от смеха жертв их, которые приходят к ним во сне и наяву: «Бешенство одолело его: изо всех сил он начал бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота. Он бросился бежать…» Раскольников бросился бежать— ничего иного не остается, ибо это — приговор. Поступки Свидригайлова и Раскольникова не только ужасны; где-то в своей глубине они еще и смешны.
Свидригайлову снится «кошмар во всю ночь»: он подбирает промокшего голодного ребенка, и ребенок этот засыпает у него в комнате. Однако сновидец уже не может совершать добрые поступки — даже во сне! И сон демонстрирует ему эту невозможность с убийственной силой.
Это — не только расплата за многие грехи, но и моральный крах. Свидригайлов уже давно перешагнул черту, отделяющую добро и зло. На первый взгляд кажется, что он не испытывает сомнений — смирился со своим «злодейским» существованием и даже находит в нем прелести. Казалось бы, такой неординарный герой не должен убивать себя.
Но — Свидригайлов покончил с жизнью. В чем же причины такого поступка? Причин самоубийства Свидригайлова множество. Одна из причин самоубийства Свидригайлова — это скука. Свобода от нравственного закона не приносит герою удовлетворения.
И нравственные вопросы, вопросы «человека и гражданина», тут лишние. Однако если нет у нас «вопросов человека и гражданина», то как же мы, с помощью каких критериев определим, хороша ли цель наша? Остается один критерий — моя личность, освобожденная от «вопросов человека и гражданина», никаких преград не признающая. Но оказывается, есть нечто, что не в состоянии перенести эта «личность без преград», есть то, что пугает и унижает зло, — это явная или тайная над собой насмешка. У героев Достоевского волосы поднимаются дыбом от смеха жертв их, которые приходят к ним во сне и наяву: «Бешенство одолело его: изо всех сил он начал бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота.
Он бросился бежать…» Раскольников бросился бежать — ничего иного не остается, ибо это — приговор. Поступки Свидригайлова и Раскольникова не только ужасны; где-то в своей глубине они еще и смешны. Свидригайлову снится «кошмар во всю ночь»: он подбирает промокшего голодного ребенка, и ребенок этот засыпает у него в комнате. Однако сновидец уже не может совершать добрые поступки — даже во сне! И сон демонстрирует ему эту невозможность с убийственной силой. Ресницы спящей блаженным сном девочки «как бы приподнимаются, и из-под них выглядывает лукавый, острый, какой-то недетски подмигивающий глазок… Но вот она уже совсем перестала сдерживаться; это уже смех, явный смех… «А, проклятая! Видение Свидригайлова «страшнее» сна Раскольникова, ибо его искупительная жертва не принимается. Он понимает, что разоблачен, — и смех, раздающийся ему вослед, есть самое ужасное и позорное для него наказание.
Характеры, созданные Достоевским, в трафарет литературной традиции или социальной идеологии не вписываются так, как характеры, состоящие из крайностей, доведённых до предела. В Свидригайлове проявления низменности и благородства меняются местами: альтруизм не отличается от мизантропии, благородство проявляется через низость, высокое чувство любви выглядит вожделением греха содомского — и всё это как само собой разумеющееся, естественное положение вещей, обусловленное реальным состоянием действительности.
Аркадий Иванович слишком хорошо знаком с её законами и поэтому легко добивается желаемого, когда желаемое этим законам не противоречит. Для него постыдная тёмная страсть настолько вписывается в систему социальных отношений, что даже не воспринимается как подлость, находя вполне разумное объяснение в научных и социальных теориях. В своём декларируемом бесстыдстве Свидригайлов парадоксально честен — в большей степени, чем сумевший себя надуть Раскольников. О его грязных домогательствах Дуни мы узнаём от Марфы Петровны, которая, естественно, ничем, кроме разврата, его поступки посторонним не может объяснить догадываясь о его искренних чувствах, что и приводит её в бешенство. На самом же деле Свидригайлов вначале всячески оберегал Дуню, намеренно сторонясь её и страшась собственной страсти. То, что Авдотья Романовна снизошла до него, погибающего, но, на её взгляд, не окончательно погибшего, поражает Свидригайлова до глубины души, чтобы тут же ввергнуть в отчаяние. Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести. Если в прямодушии только одна сотая доли нотки фальшивая, то происходит тотчас диссонанс, а за ним — скандал. Испытывая чувство большее, чем привычная и сотни раз опробованная им похоть, зная те струны женской души, на которых он, как похабник и развратник, научился играть виртуозно, в какой-то момент Свидригайлов переживает его таким взрывом, что вызывает искреннее отвращение у Авдотьи Романовны, наслышанной о подвигах Аркадия Ивановича и поэтому ничего, кроме похоти, не способной увидеть в его страсти. В этом ужас его судьбы, преодолеваемый на какое-то время глумлением над окружающими и над собой.
Ему легко признаваться в реальных и мнимых грехах, не делая между ними различия, потому что общество видит грех во всём, что бы он ни делал. Отсюда цинизм и полное безверие, которые, как ему кажется, оправдывают его образ жизни, основанный на представлениях об изначальной низменности человеческой природы. В конечном итоге идеалы буржуазной демократии освобождают человека от моральных запретов через называние желудочных или генитальных интересов естественными и незыблемыми правами свободной личности. Примирение с подлостью для Аркадия Ивановича — неизбежное следствие так называемых позитивных взглядов не только на человека, но и на мироздание в целом. Бунт против мира, в котором уязвлённая страданием душа проявляет себя, осуществим и через духовное саморазрушение в разгуле тёмных страстей и инстинктов. Грех воспринимается как акт свободной воли, как вызов уродливой действительности… Но Свидригайлов, в отличие от Раскольникова, губит себя окончательно, без надежды на искупление и возрождение, — своей привычкой идти на поводу у страстей. Мнимое освобождение от нравственных критериев в самооценке неизбежно приводит к распаду личности: Свидригайлов обречён — его душа истлела в живом теле, и спасения ему нет, потому что возрождаться нечему. Пример, обнаруживающий главному герою поражение перед лицом зла, восторжествовать над которым он пытался. После исповеди Мармеладова письмо матери для Родиона — последний аргумент в пользу убийства старухи. В его понимании вопреки чувству!
Мармеладов и Катерина Ивановна — подлецы, потому что пользуются жертвоприношением кроткой Сонечки, обречённой жить по жёлтому билету. Но наибольшим мерзавцем и подлецом для Раскольникова становится Свидригайлов, олицетворяющий состояние мира, из-за которого самопожертвование Сони оказывается напрасным: не будь спроса, не было бы предложения. Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать! Не принимаю! Он готов разрушить свадьбу сестры ценой убийства, чтобы, сделав пробу на никчёмной старушонке, взять на себя право решать, жить ли таким, как Лужин и Свидригайлов. Потому что именно свидригайловы торжествуют над действительностью изощрённым умением заключать сделки с совестью, приобретая силу в разгуле, когда совестью можно пренебречь согласно «Физиологии» Льюиса или другим модным позитивистским теориям. Нет различий между вульгарным материализмом и материализмом научным, если речь идёт о сфере человеческих отношений. Здесь материализм вульгарен по определению, ибо рационален сугубо анатомическим объяснением человеческой природы и уподоблением социальных законов законам зоологическим. Признавая зло основой мироздания, он отменяет критерий его оценки, возможный только в системе нравственных координат, с точки зрения рационализма, якобы не существующих.
Смерть Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»
Причин самоубийства Свидригайлова множество. Одна из причин самоубийства Свидригайлова — это скука. Свобода от нравственного закона не приносит герою удовлетворения. Его жизнь бессмысленна. На светлые чувства он уже неспособен, вытравил все их из недр души. И приходится Аркадию Ивановичу искать всевозможные развлечения. Даже его влечение к сестре Раскольникова Авдотье Романовне — не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки. Но все эти попытки преодолеть скуку ни к чему не привели. Неразличимость добра и зла придает миру особенную серость, в которой даже дышать тяжело.
Причин самоубийства Свидригайлова множество. Достоевский, мастер тонкого психологизма, не мог ограничиться одним тривиальным объяснением гибели своего героя.
Одна из причин самоубийства Свидригайлова — это скука. Свобода от нравствен-ного закона не приносит герою удовлетворения. Его жизнь бессмысленна. На светлые чувства он уже неспособен, вытравил все их из недр души. И приходится Аркадию Ивановичу искать всевозможные развлечения. Даже его влечение-к сестре Раскольни-кова Авдотье Романовне — не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки. Но все эти попытки преодолеть скуку ни к чему не привели. Неразличимость добра и зла придает миру особенную серость, в которой даже дышать тяжело. И Свидригайлов устает от вечного бессмысленного круговорота. Еще одну причину самоубийства Свидригайлова, на мой взгляд, помогают нам раскрыть исследования М.
Исходя из этого утверждения, можно сказать, что Свидригайлов отрицает как себя, так и свой мир, приведший к возникновению и развитию столь циничного персонажа, для которого не существует ничего святого. Свидригайлов — циник, и как обладатель неординарного мышления, он способен осознать себя, свое пошлое и глупое существование. Он отрицает себя — и зачеркивает, как перечеркивают неудачную фразу в письме. Толчком к этому осознанию, толчком к действию стало неудавшееся изнасилование. Именно этот шаг окончательно показал Свидригайлову всю глупость его существования, все отсутствие смысла. Можно также предположить, что одной из причин стало понимание Свидригайлова, что Раскольникова он не сможет подтолкнуть к собственному пути цинизма и отрицания, преодолев тем самым свое одиночество. Это ощущается на страницах романа. Возможно также, душа Свидригайлова настолько погрязла в цинизме и грязи, что он не увидел в себе способности раскаяться. Если Раскольников в итоге сумел раскаяться и пошел по пути искупления своей вины, исправления своих ошибок, то Аркадий Свидригайлов уже не может поступить так. В его душе не осталось ничего светлого и святого.
И единственным выходом из замкнутого круга: нежелание продолжать такое существование и неспособность к раскаянию — стало самоубийство. По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной — отрицанию себя и своей жизни. Достоевский показал всю бессмысленность такого существования, заведомую гибельность жизненного пути , лишенного опоры на нравственный общечеловеческий закон. Это произведение воспроизводит жизнь городской бедноты, отражает рост социального неравенства, преступности. Основной мотив романа —... Еще в начале 60-х годов публицистические идеи и образы стали неотъемлемой частью художественного творчества Достоевского. Реформа 1861 года вызывает бурные дебаты в обществе. Ведь она, фактически, отменила крепостное право , что, безусловно, можно считать благом для народа. Однако вместе с отменой крепостного права произошли очень многие... Центральное место в романе Ф.
Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в... Знакомство с творчеством Достоевского прежде всего дало мне любимого писателя, а любимая книга — это всегда друг и наставник, и новое открытие. Так что приобрела я сразу очень много, что... Красивое высокое чувство, точное определение которому еще не смог дать никто. Оно сильнее смерти , прекраснее жизни , оно может все, но порой совершенно бессильно. Что это? Конечно же, любовь. Любовь во... Новые условия жизни — после реформы 1861 года.
Развитие буржуазных отношений. Социальное неравенство. Внутреннее развитие личности в сложную эпоху. Становление Достоевского как художника также происходило под несомненным и сильным воздействием идей и образов гоголевского творчества. Где это,- подумал Раскольников, где это я читал, как один приговоренный к смерти, за час до смерти, говорит или думает, что если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на... Творчество Ф. Достоевского — огромное событие в истории мировой духовной культуры, в том числе и философской. И пока будет жить человечество, оно будет пытаться постичь философию Достоевского, понять смысл... Федор Михайлович Достоевский — писатель городской стихии, Петербурга, поэтому в его творчестве мало развернуть картин природы, а где все же автор обращается к ее описанию это всегда ключ к предстоящим...
Заречный, Пензенская область В чем причины самоубийства Свидригайлова? Другие сочинения по теме: Самоубийство Свидригайлова Ф. Достоевский писал роман » Преступление и наказание » в 60-е годы 19 века, когда Россия вступила в сумрак... Анализ сцены последней встречи Раскольникова и Свидригайлова Последняя встреча Раскольникова и Свидригайлова происходит запланированно. Родион решает встретиться с этим человеком, чтобы выяснить наверняка, знает ли он про... Значение эпизода «Встреча Раскольникова и Свидригайлова» для понимания романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» «Преступление и наказание» — одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого ведется много споров, так как это... К какому типу принадлежит образ Свидригайлова Свидригайлов тоже из разочарованных. Ему стало тошно и в Петербурге, и в целой России, и за границей. Система образов в » Преступлении и наказании » строится так, чтобы показать и доказать ущербность теории Раскольникова, чтобы... Идея двойного самоубийства в трактовке Пушкина «»Моцарт и Сальери» Но откуда берется сама идея двойного самоубийства? Она берется из монолога Сальери, завершающего первую сцену. Монолог состоит из двух неравных... Краткое содержание «Самоубийства влюбленных на Острове Небесных Сетей» В «селеньях любви», этом рае любви для простаков, моря страсти не вычерпать до дна. В веселом квартале Сонэдзаки всегда полно... Причины падения и духовного возрождения человека в произведениях Достоевского Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. Какие причины и в чем замысел преступления Раскольникова? Главный герой романа Родион Раскольников — необычный преступник. Свое преступление — убийство ростовщицы Алены Ивановны — он совершает под влиянием... Раскольников и Свидригайлов Раскольников и Свидригайлов — герои одного из лучших романов Достоевского «Преступление и наказание». Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием...
Не исключено даже, что любовь Свидригайлова к Дунечке могла бы способствовать его нравственному возрождению, если бы была разделенной. Больше того, этот герой даже испытывает что-то вроде угрызений совести: ему являются призраки из его прошлой жизни и снятся кошмары. Однако Свидригайлов не верит в возможность нравственного возрождения преступника, в то, что человек способен остановиться и возродиться, подобно библейскому Лазарю. Недаром незадолго до смерти Свидригайлов думает о Раскольникове: «Много на себе перетащил. Большою шельмой может быть со временем, когда вздор повыскочит, а теперь слишком уж жить ему хочется! А Свидригайлову, несмотря на боязнь смерти, жить уже не хочется. Он отчаялся, разочаровался в жизни, потерял смысл существования. Познав все бездны тьмы, он подошел к тупику, выход из которого только один — смерть. Именно поэтому этот герой совершает самоубийство, не веря в возможность, да и не желая возродиться. И совсем неслучайно Достоевский в романе «сводит» Раскольникова и Свидригайлова. Писатель стремится показать, к чему может привести мысль главного героя о возможности преступить нравственную черту. На примере Аркадия Ивановича мы видим, что подобная теория может полностью искалечить человека, лишить его смысла жизни и веры в будущее, уничтожить духовно и физически.
В чем причины самоубийства Свидригайлова - сочинение
Прибавьте к этому раздражение от голода, от тесной квартиры, от рубища, от яркого сознания красоты своего социального положения, а вместе с тем положения сестры и матери. Пуще же всего тщеславие, гордость и тщеславие, а впрочем, бог его знает, может, и при хороших наклонностях… Я ведь его не виню, не думайте, пожалуйста; да и не мое дело. Тут была тоже одна собственная теорийка, — так себе теория, — по которой люди разделяются, видите ли, на материал и на особенных людей, то есть на таких людей, для которых, по их высокому положению, закон не писан, а, напротив, которые сами сочиняют законы остальным людям, материалу-то, сору-то. Ничего, так себе теорийка; une th? Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, — то есть был в том некоторое время уверен. Он очень страдал и теперь страдает от мысли, что теорию-то сочинить он умел, а перешагнуть-то, не задумываясь, и не в состоянии, стало быть человек не гениальный.
Ну, а уж это для молодого человека с самолюбием и унизительно, в наш век-то особенно… — А угрызение совести? Вы отрицаете в нем, стало быть, всякое нравственное чувство? Да разве он таков? Русские люди вообще широкие люди, Авдотья Романовна, широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности. А помните, как много мы в этом же роде и на эту же тему переговорили с вами вдвоем, сидя по вечерам на террасе в саду, каждый раз после ужина.
Еще вы меня именно этой широкостью укоряли. Кто знает, может в то же самое время и говорили, когда он здесь лежал да свое обдумывал. У нас в образованном обществе особенно священных преданий ведь нет, Авдотья Романовна: разве кто как-нибудь себе по книгам составит… али из летописей что-нибудь выведет. Но ведь это больше ученые и, знаете, в своем роде всё колпаки, так что даже и неприлично светскому человеку. Впрочем, мои мнения вообще вы знаете; я никого решительно не обвиняю.
Сам я белоручка, этого и придерживаюсь. Да мы об этом уже не раз говорили. Я даже имел счастье интересовать вас моими суждениями… Вы очень бледны, Авдотья Романовна! Любопытна параллель, которую проводит Свидригайлов между собой , широким человеком и широким человеком Раскольниковым. И оба, так сказать, без гениальности.
Известно какое впечатление на Раскольникова произвело известие о смерти Свидригайлова. ИМне любопытно, что испытала Авдотья Романовна, когда узнала о смерти этого ненавистного человека. Думаю сказала: "Собаке собачья смерть". Хотя мистически она в первую очередь была причиной самоубийства Свидригайлова.
Я не могу слышать, как оно шумит. Скажите мне: сделай то, и я сделаю! Я все сделаю. Я невозможное сделаю. Чему вы веруете, тому и я буду веровать. Я все, все сделаю! Не смотрите, не смотрите на меня так! Знаете ли, что вы меня убиваете…» — Часть 6, Глава V Он говорил, что поможет Раскольникову бежать за границу, что спасение брата зависит только от нее, признавался ей в любви, но тут Дуня вскочила и стала кричать, но в доме они были одни. Она отбежала в угол комнаты и стала обвинять Свидригайлова в насилии. Тот с насмешкой отвечал, что ни один здравомыслящий человек не поверит, будто молодая девушка просто так пришла на квартиру к одинокому мужчине. Тогда Дуня вынула из кармана револьвер и взвела курок. Свидригайлов медленно начал приближаться к ней, говоря, что она сама в свое время была к нему неравнодушна. Дуня выстрелила. Пуля скользнула по волосам Свидригайлова и ударилась в стену. Да где это вы револьвер достали?
Он не смог справиться с накопившимися эмоциями и страхами, что привело к его трагической судьбе. Отсутствие надежды на прощение и искупление Свидригайлов не верил в возможность прощения и искупления своих грехов. Он ощущал, что его преступления непростительны и не подлежат исправлению, что окончательно лишило его надежды на спасение. В итоге, все эти причины и последствия привели к тому, что Свидригайлов принял решение застрелиться, чтобы избавиться от своих мук и страданий. Его смерть стала не только результатом его собственных поступков, но и отражением проблем и недостатков общества, в котором он жил. Поделиться в социальных сетях.
Это и понятно. Свидригайлов — двойник Раскольникова, его оборотная сторона. К нему идет Раскольников накануне той роковой ночи разгула и борьбы стихий — на небе, на земле, в душах героев Достоевского, — ночи, проведенной Свидригайловым перед самоубийством в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым — над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов. Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова. Он не видит здесь никакой трагедии. Беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением Раскольникова, он, так сказать, подбадривает, успокаивает, на «путь истинный» направляет. И тогда-то обнаруживается самое глубокое различие этих двух «частных случаев» и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлова удивляют трагические метания и вопросы Раскольникова, совершенно лишняя и просто глупая в его положении «шиллеровщина»: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственности, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Хе, хе! Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться». Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек». Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом.
Причины самоубийства Свидригайлова в Преступлении и наказании
Лекция 2.3 | «Последний путь Свидригайлова» - YouTube | Реферат на тему В чем причины самоубийства Свидригайлова по предмету Литература и русский язык. |
Сочинение : Самоубийство Свидригайлова - | Таким образом, можно сделать вывод, что причиной самоубийства Свидригайлова стало отсутствие границ между добром и злом, непризнание нравственных норм, а также нехватка близкого человека рядом. |
Преступление и наказание: загадка Свидригайлова. Почему он застрелился? | В чем причины обломовщины Обломовщина — слово, которое после выхода романа И. А. Гончаров а «Обломов», прочно вошло в русский язык. |
2.3. «Последний путь Свидригайлова» | Таким образом, можно сделать вывод, что причиной самоубийства Свидригайлова стало отсутствие границ между добром и злом, непризнание нравственных норм, а также нехватка близкого человека рядом. |
В чем причины самоубийства Свидригайлова | Всё это ввергает Свидригайлова в глубокое депрессивное состояние, он раздаёт все свои деньги, ухходит из дома и стреляет себе в висок их револьвера Дуни. |
Из за чего застрелился свидригайлов. "Преступление и наказание"
Свидригайлов способен пойти на ложь, шантаж, даже на убийство не ради великой цели, а просто от скуки, от пустоты жизни. Осознание тупика и безнадежности такой жизни приводит Свидригайлова к самоубийству. Это — не только расплата за многие грехи, но и моральный крах. Одна из причин самоубийства Свидригайлова — это скука. Свобода от нравственного закона не приносит герою удовлетворения. Его жизнь бессмысленна. На светлые чувства он уже неспособен, вытравил все их из недр души.
И приходится Аркадию Ивановичу искать всевозможные развлечения. Даже его влечение к сестре Раскольникова Авдотье Романовне — не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки. Но все эти попытки преодолеть скуку ни к чему не привели. Неразличимость добра и зла придает миру особенную серость, в которой даже дышать тяжело. И Свидригайлов устает от вечного бессмысленного круговорота. Свидригайлов — циник, и как обладатель неординарного мышления, он способен осознать себя, свое пошлое и глупое существование.
Он отрицает себя — и зачеркивает, как перечеркивают неудачную фразу в письме. Толчком к этому осознанию, толчком к действию стало неудавшееся изнасилование. Именно этот шаг окончательно показал Свидригайлову всю глупость его существования, все отсутствие смысла. Можно также предположить, что одной из причин стало понимание Свидригайлова, что Раскольникова он не сможет подтолкнуть к собственному пути цинизма и отрицания, преодолев тем самым свое одиночество. Это ощущается на страницах романа. Возможно также, душа Свидригайлова настолько погрязла в цинизме и грязи, что он не увидел в себе способности раскаяться.
Если Раскольников в итоге сумел раскаяться и пошел по пути искупления своей вины, исправления своих ошибок, то Аркадий Свидригайлов уже не может поступить так. В его душе не осталось ничего светлого и святого. И единственным выходом из замкнутого круга: нежелание продолжать такое существование и неспособность к раскаянию — стало самоубийство. После встречи с Раскольниковым в трактире, Свидригайлов заманивает к себе на квартиру Дуню Раскольникову, где она чуть не убивает его выстрелом из пистолета. Окончательно поняв, что его чувство любви безответно, Свидригайлов вскоре кончает жизнь самоубийством. Последняя встреча Свидригайлова с Дуней Встретившись с Дуней, Свидригайлов сказал, что дело касается Родиона Романыча, тайна которого находится сейчас в его руках, и что она должна выслушать не только его, но и Соню, которая ждет их у Капернаумова.
Там Свидригайлов показал ей пустую комнату, в которой он подслушивал разговоры Раскольникова с Соней, а потом провел девушку к себе, где и сообщил ей тайну Раскольникова, а затем он принялся излагать свою точку зрения на содеянное. Он говорил, что поможет Раскольникову бежать за границу, что спасение брата зависит только от нее, признавался ей в любви, но тут Дуня вскочила и стала кричать, но в доме они были одни. Он остановился, засмеялся и вынул платок, чтобы обтереть кровь, стекавшую по виску. Он спросил, сможет ли она когда-нибудь полюбить его, но, получив отрицательный ответ, вынул из кармана ключ, положил его на стол и велел ей уходить. Свидригайлов взял револьвер — оставалась еще одна пуля — подумал, положил оружие в карман и вышел. Благородные поступки Свидригайлова Накануне своей смерти Свидригайлов совершает несколько странных благородных поступков.
Так например, он дарит Соне Мармеладовой 3 тысячи рублей, чтобы та могла начать новую жизнь. Кроме того, он дарит 15 тысяч рублей своей юной невесте, на которой собирался жениться. Промокший под дождем, Свидригайлов хотел переодеться, но передумал, засунул в карман все свои деньги, взял шляпу и зашел к Соне. Дети теперь пристроены, деньги, причитавшиеся им, выданы, а ей он хочет подарить три тысячи рублей: Деньги ей понадобятся, особенно если Родиона Романовича осудят на каторгу и она пойдет за ним. Часу в двенадцатом он сделал еще один визит: поехал на квартиру родителей своей невесты, сообщил им, что на время должен отбыть из Петербурга по важным обстоятельствам, и подарил пятнадцать тысяч серебром: Невесте он сказал, что скоро приедет, потрепал ее по щечке, поцеловал и ушел. Смерть Свидригайлова Совершив эти странные поступки, Свидригайлов проводит ночь в захудалой Петербургской гостинице, где его мучают кошмары.
В итоге, совершенно разбитый, он встал, оделся и вышел из комнаты. Свидригайлов долго брел по улицам, наконец остановился рядом с пожарной частью, у ворот которой стоял какой-то человек, сказал ему, что едет в Америку, вынул револьвер и выстрелил себе в висок: Человек этот отличается такими качествами, как порочность, циничность и жестокость.
Александр Македонский г. Самоубийство Катерины в «Грозе» — сила или слабость?
Пьеса Н. Островского » Гроза » до сих пор является предметом дискуссий, разворачивающихся вокруг вопроса о жанре произведения. Дело в том, что авторское определение жанра недостаточно верно. Логичнее было...
Анализ стихотворения Цветаевой «Самоубийство» В 1910 году на собственные средства Цветаева выпустила тиражом в пятьсот экземпляров свой дебютный сборник «Вечерний альбом». Книгу она посвятила Марии Башкирцевой — художнице, рано умершей от туберкулеза. Первые стихотворные... Самоубийство Катерины — сила, слабость или ошибка?
Он рассматривает главную героиню исключительно как сопротивление, как человека, не желающего подчиниться власти Кабанихи. Но были и другие... Неприятие мира Раскольникова Свидригайловым Между Раскольниковым и Свидригайловым проходит непреодолимая черта, Раскольников не может оправдать «распущенности и нравственной опустошенности Свидригайлова». Свидригайлов считает, что вес позволено, что все поступки весят одинаково, что человеческие действия не...
На тему: «Двойники» Раскольникова в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Перефразируя известную мысль Ф. Достоевского «человек есть тайна», можно сказать, что и роман «Преступление и наказание» — тайна. Сложным является образ Раскольникова, в котором уживаются человек и убийца: один стремится...
Критика индивидуализма в романе Достоевского «Преступление и наказание» Критика индивидуализма в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» I. План сочинения — Самоубийство Катерины — поражение или победа? Самоубийство Катерины — поражение или победа?
План сочинения на тему — Раскольников как трагический характер Раскольников как трагический характер I. Вступление Под трагическим в литературе понимается неразрешимое противоречие, чаще всего внутреннее, психологическое. Главная часть 1. В чем трагедия Раскольникова?
Лужин и Свидригайлов в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. Главную задачу... Коротко в произведении ее зовут Дуней.
Внешне девушка молода, привлекательна и грациозна,... Свидригайлов среди действующих лиц романа Самую исчерпывающую отрицательную характеристику дает Свидригайлову Петр Петрович Лужин: «Это самый развращенный и погибший в пороках человек, из всех подобного рода людей», однако с некоторым оттенком неполной достоверности того, о... Каковы мотивы преступления Раскольникова? Какое место занимает детская тема в романе Ф.
Детские образы — это проверка жизненности, истинности любой идеи, теории. Краткая характеристика произведения «Преступление и наказание» Достоевского Ф. М «Преступление и наказание» — идеологический, философский роман, роман-эксперимент. Проверяется теория, согласно которой «избранные» «право имеют» распоряжаться жизнями «тварей дрожащих».
Знакомство Раскольникова со Свидригайловым Очень знаменательно, что сперва Раскольникову снится ужасный сон, а проснувшись, он видит в своей комнате мужчину, Аркадия Ивановича Свидригайлова. Роман «Преступление и наказание» был написан в период «трудного времени» конца...
Нет, мрачный: вреда не делаю, и сижу в углу; иной раз три дня не разговорят…» Из отрицательных черт также можно отметить развращенность, похотливость, цинизм.
В обществе ходят слухи о том, что на его совести несколько смертей. Первой жертвой стала глухонемая девочка-подросток, «жестоко им оскорбленная», и покончившая жизнь самоубийством. Та же участь постигла лакея Филиппа, которого Свидригайлов довел до суицида своими насмешками.
Не исключено, что преждевременная смерть его супруги Марфы Петровны официально от удара также не обошлась без участия Свидригайлова. Свидригайлов и Дуня Раскольникова Кадр из фильма «Преступление и наказание». Свидригайлов — актер А.
Балуев После смерти Марфы Петровны, которую он, по слухам, все же отравил, Свидригайлов перебирается в Петербург и начинает в открытую преследовать Дуню Раскольникову. Волею случая он оказывается соседом Сони Мармеладовой и однажды подслушивает признание Раскольникова в убийстве Алёны Ивановны. Для него эта новость становится отличным способом для шантажа Авдотьи Романовны.
Свидригайлов заявляется в каморку Раскольникова и предлагает ему передать Дуне десять тысяч рублей в качестве компенсации за моральный ущерб. Ему удается под предлогом важной новости о брате заманить девушку к себе, где он сообщает ей, что Родион убийца. Он пытается склонить Дуню к близости, обещая ей помощь в деле Раскольникова, но она сопротивляется, и в ход снова идет шантаж.
Не выдержав напряжения, Дуня пытается застрелить Свидригайлова, но промахивается. Поняв, что Дуня никогда его не полюбит, он, неожиданно для себя, отпускает ее. Крах теории Свидригайлова Достоевский в своем романе наделил своей собственной теорией не только Родиона Раскольникова, но и другого персонажа — Аркадия Свидригайлова.
Обе теории схожи по своей сути, поэтому героев — их носителей, принято считать двойниками. Следуя своей теории, Свидригайлов уверенно заявляет, что зло, причиненное во благо, злом как бы и не является. Практически то же самое исповедует и Раскольников.
Перед тем, как в последний раз встретиться с Авдотьей Романовной, Свидригайлов совершает ряд поступков, которые совершенно не соответствуют его мироощущению. Так, он берет на себя расходы по организации похорон Катерины Ивановны Мармеладовой, выделяет крупную сумму на обустройство ее осиротевших детей, предлагает Раскольникову передать Дуне десять тысяч рублей, чтобы избавить ее от вынужденного брака с Лужиным и спасти семью Родиона от нужды. На первый взгляд эти поступки кажутся противоестественными для такой личности как Свидригайлов.
Но для него это единственный выход для духовного «перерождения».
Стыд примиряет с подлостью не хуже, чем отсутствие стыда. Парадокса здесь нет. Соню Мармеладову именно стыд заставляет вести весьма активный образ жизни по жёлтому билету. Для неё в исступлённом страдании — признание вины, продиктованное высоким нравственным чувством. Да и сам Раскольников разрешает себе пролить кровь по совести потому, что ему неимоверно стыдно перед всеми униженными и оскорблёнными, в том числе перед матерью и сестрой. И пользуются!.. Свидригайлов же не верит в возможность изменения мира не только через насилие, но и через что бы то ни было, и поэтому, признавая зло объективно существующей данностью, изменить которую нельзя, становится большим преступником, чем убийца Раскольников. Для Свидригайлова прогресс осуществляется через подавление слабого зла более сильным, когда положение униженных и оскорблённых неизбежно ухудшается, потому что от них ничего не зависит, а гамлетовский вопрос решается упрощённо и цинично: до определённого времени ему кажется, что просто быть лучше, чем не быть.
Своим примером Аркадий Иванович по крайней мере заставляет людей выглядеть лучше по сравнению с ним, жалким карточным шулером, развратником, циником, способным жить с нелюбимой женщиной на правах альфонса не только из благодарности за спасение из долговой тюрьмы, но и из страха, что Марфа Петровна в любой момент даст ход долговым бумажкам… Бесстыдство становится для него жизненной позицией, продиктованной отчаявшимся умом и подкрепляемой сладострастием, не потому, что он от природы похабник и потаскун, а оттого что он перед женщинами готов преклоняться, как Скупой рыцарь перед золотом. Он недаром обвиняет Раскольникова в шиллерианстве — оно близко и ему: перед Дуниным револьвером он испытывает душевный подъём, подобно шиллеровским персонажам в экстремальных ситуациях. Шиллеровская или рогожинская, карамазовская! Между тем равнодушие к добру и злу Свидригайлова, отмеченное В. Характеры, созданные Достоевским, в трафарет литературной традиции или социальной идеологии не вписываются так, как характеры, состоящие из крайностей, доведённых до предела. В Свидригайлове проявления низменности и благородства меняются местами: альтруизм не отличается от мизантропии, благородство проявляется через низость, высокое чувство любви выглядит вожделением греха содомского — и всё это как само собой разумеющееся, естественное положение вещей, обусловленное реальным состоянием действительности. Аркадий Иванович слишком хорошо знаком с её законами и поэтому легко добивается желаемого, когда желаемое этим законам не противоречит. Для него постыдная тёмная страсть настолько вписывается в систему социальных отношений, что даже не воспринимается как подлость, находя вполне разумное объяснение в научных и социальных теориях. В своём декларируемом бесстыдстве Свидригайлов парадоксально честен — в большей степени, чем сумевший себя надуть Раскольников.
О его грязных домогательствах Дуни мы узнаём от Марфы Петровны, которая, естественно, ничем, кроме разврата, его поступки посторонним не может объяснить догадываясь о его искренних чувствах, что и приводит её в бешенство. На самом же деле Свидригайлов вначале всячески оберегал Дуню, намеренно сторонясь её и страшась собственной страсти. То, что Авдотья Романовна снизошла до него, погибающего, но, на её взгляд, не окончательно погибшего, поражает Свидригайлова до глубины души, чтобы тут же ввергнуть в отчаяние. Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести. Если в прямодушии только одна сотая доли нотки фальшивая, то происходит тотчас диссонанс, а за ним — скандал. Испытывая чувство большее, чем привычная и сотни раз опробованная им похоть, зная те струны женской души, на которых он, как похабник и развратник, научился играть виртуозно, в какой-то момент Свидригайлов переживает его таким взрывом, что вызывает искреннее отвращение у Авдотьи Романовны, наслышанной о подвигах Аркадия Ивановича и поэтому ничего, кроме похоти, не способной увидеть в его страсти. В этом ужас его судьбы, преодолеваемый на какое-то время глумлением над окружающими и над собой. Ему легко признаваться в реальных и мнимых грехах, не делая между ними различия, потому что общество видит грех во всём, что бы он ни делал. Отсюда цинизм и полное безверие, которые, как ему кажется, оправдывают его образ жизни, основанный на представлениях об изначальной низменности человеческой природы.
В конечном итоге идеалы буржуазной демократии освобождают человека от моральных запретов через называние желудочных или генитальных интересов естественными и незыблемыми правами свободной личности. Примирение с подлостью для Аркадия Ивановича — неизбежное следствие так называемых позитивных взглядов не только на человека, но и на мироздание в целом. Бунт против мира, в котором уязвлённая страданием душа проявляет себя, осуществим и через духовное саморазрушение в разгуле тёмных страстей и инстинктов. Грех воспринимается как акт свободной воли, как вызов уродливой действительности… Но Свидригайлов, в отличие от Раскольникова, губит себя окончательно, без надежды на искупление и возрождение, — своей привычкой идти на поводу у страстей. Мнимое освобождение от нравственных критериев в самооценке неизбежно приводит к распаду личности: Свидригайлов обречён — его душа истлела в живом теле, и спасения ему нет, потому что возрождаться нечему. Пример, обнаруживающий главному герою поражение перед лицом зла, восторжествовать над которым он пытался.