Началось деление театров по видам: на рубеже 16-17 вв. появилась опера, с середины 18 в. – балет, в 19 в. – оперетта. Первый театр в России появился во времена Петра I. А в 1795 году в Москве появился театр графа Шереметьева, который стал основоположником русской театральной школы. Всемирный день театра — это международный профессиональный праздник для всех, кто связан с театральной сферой. В то время у неё сгорела квартира, и когда она сообщила новость режиссёру, тот только обрадовался. Очень скоро театр стал самым посещаемым в Петербурге. 12 сентября 1832 года постановкой драмы «Князь Пожарский» состоялось открытие нового театрального здания.
Открытие театра «Современник»
От скоморошества до храмины. Как на Руси зарождалось театральное искусство | АиФ Санкт-Петербург | Этот первый постоянный профессиональный и публичный театр в России был основан по указу императрицы Елизаветы Петровны о создании «Русского для представления трагедий и комедий театра» 30 августа (10 сентября) 1756г. |
Что такое детский театр? Когда появился первый театр для детей? Первые детские спектакли? | Школьный театр появился при Славяно-греко-латинской академии. |
Театральное агентство "Премьера" г. Екатеринбург: Кто и когда создал первый театр в мире | В России театральная афиша появилась в XVIII веке, а распространение получила уже в следующем, XIX веке. |
Когда и в какой стране появился театр, кто придумал – история возникновения
Свобода действий Киселев считает, что такие спектакли, где сама публика становится автором, породили целую эпоху зрителя. Не случайно спектакли с полным погружением, вовлечением посетителей в действие сейчас пользуются такой популярностью. Что ты подумал про спектакль — то и правильно. Нет какого-то одного, единого смысла, который заложил режиссер. Смыслы должны родиться непосредственно во время спектакля у зрителей, и тут не может быть никаких "неправильных" Алексей Киселев В иммерсивных спектаклях, как и в проектах Rimini Protokoll, тоже есть вовлеченность зрителя в процесс, тоже надо бродить, тоже приходится становиться частью спектакля.
Но есть одно "но" — свобода. Добавьте к этому свободу действия и получится сериал "Мир Дикого Запада". Зрителю не сообщают, куда идти и что смотреть. На нескольких этажах здания в каждой комнате что-то происходит.
Каким получится спектакль для каждого конкретного зрителя — как минимум с точки зрения последовательности и состава эпизодов, — зависит от того, как и по какому принципу он там будет перемещаться", — объяснил Киселев. В старинном особняке XIX века на нескольких этажах разворачивается таинственная история семьи Алвингов. Перед началом спектакля вас попросят надеть маску, а все личные вещи оставить на входе. В особняк запускают группами, после чего каждый зритель волен идти, куда ему захочется.
Например, можно следовать за одним персонажем и увидеть его историю от начала и до конца. А можно бродить по одному этажу, подсматривая тайны постояльцев. Можно хоть сидеть на одном месте, и все равно вокруг что-то будет происходить. Историческая память Другое важное направление, которое выделяется на фоне всего прочего, — спектакли о советской эпохе.
Появляется много маленьких фестивалей, маленьких лабораторий, посвященных проблеме памяти. Люди собираются вместе и разговаривают о том, кем были их дедушки, кто где жил, что такое голод послевоенный, как он изменил географию страны, как после войны вообще люди возвращались и так далее", — рассказал критик. Это видно даже по главной театральной премии страны — большинство номинантов "Золотой маски" — это спектакли, так или иначе описывающие советское время. Например, "Родина" режиссера Андрея Стадникова.
Глобальный сюжет в том, как утопия многопартийной системы государства в считанные годы схлопнулась и выстроилась вертикаль тоталитарного режима", — рассказал Киселев. Самое важное в этом спектакле — это актерский состав.
Особенно мысль о конце пришлась по душе прессе, которая, под аккомпанемент рассуждений об исторической исчерпанности миссии "Современника", многое сделала, чтобы внушить эту мысль зрителю.
Таким, в самых общих чертах было положение театра, когда в 1972 году труппа проголосовала за то, чтобы художественное руководство театров приняла на себя Галина Волчек. Вопреки прогнозом театр не умер. Но восстановить разрушенное было нелегко.
Спектакль по пьесе Ч. Айтматова и К. Мухамеджанова "Восхождение на Фудзияму", поставленный Галиной Волчек в 1973 году, показал, что театр не растерялся, что он верен своим художественным и гражданским принципам, что "Современник" жив!
Этапной для театра стала и следующая работа Галины Волчек "Эшелон" по пьесе Михаила Рощина, написанная специально для конкретных исполнителей ролей. Из более чем ста спектаклей, поставленных на сцене театра за все годы его существования, почти две трети написаны авторами специально для "Современника" и впервые увидели свет рампы именно на его сцене. Отсюда началось шествие пьес Людмилы Петрушевской, Александра Галина, Владимира Гуркина, Николая Коляды и многих других по многим сценам нашей страны и за рубежом.
Поначалу своего помещения театр не имел, и первые спектакли проходили на разных сценических площадках. В 1961 г. В 1974 г.
Площадка оборудована по последнему слову техники и может трансформироваться в зависимости от желаний режиссеров. Но если балет в Советском Союзе был предметом официальной гордости, то драматический театр после семи лет застоя расцвел именно при Хрущеве. Сам он, будучи Первым секретарем ЦК КПСС, театры посещал редко, однако выйдя на пенсию, стал бывать там чаще, в том числе и в «Современнике», родном и самом ярком детище «оттепели».
Впоследствии в своих мемуарах Хрущев сам написал, что театр в Советском Союзе оставался своеобразным продолжением политической арены. Хрущев также вспоминал, что Сталин нередко любил в театральной ложе обсуждать насущные для столицы вопросы. При Хрущеве послабления все-таки стали допускать — хотя бы отказались от практики обязательных постановок пьес, написанных по госзаказу.
С другой стороны, некоторые вещи старались сильно не популяризировать. Но всходы «оттепели» ждать себя не заставили. В 1956 году группа молодых актеров, в какой-то степени, в хорошем смысле этого слова, идеалистов, объявили о рождении нового театра.
Борцы за возрождение лучших мхатовских традиций взяли для нового театра бьющее яркое название — «Современник» и поставили первой пьесу «Вечно живые» Розова о недавней войне.
Сохранить верность традициям высокой культуры... И снова воцарившаяся затхлая общественная атмосфера все больше сказывалась на творческом существовании Театра. Все труднее становилось дышать. Все труднее прорывалось на сцену новое, свежее.
Театр по-прежнему пытался удержать культурную традицию, не позволял прерваться связи времен. Сделать это становилось все труднее. Но делать это было все более и более важно. С 1971-го по 1974-й театр вновь возглавлял К. Шах-Азизов, а с 1974-го по 1979-й художественным руководителем был Владимир Валентинович Кузьмин.
Светлые, чистые люди, работавшие в этом здании, всеми силами души противостояли парадности, утвердившейся, как везде, и в этих стенах. Театр, в меру возможностей, пытался сохранить верность традициям высокой культуры. Это и помогло ему, в конечном счете, выстоять. В конце 1970-х, после смерти К. Он прекрасно сохранил и продолжил традиции Центрального детского...
Соловейчика постановка А. Горького режиссер В. Фадеева режиссер П. Гоголя режиссер В. Каца режиссер С.
Панчева режиссер Л. Но это было уже позже, в 80-е годы... Вместе с ним приезжает его команда - режиссер Елена Долгина сегодня помощник худрука по творческим вопросам и Станислав Бенедиктов, талантливый художник и сценограф, постоянный соавтор спектаклей Бородина, с 1985 года - главный художник театра. Два года спустя она будет удостоена Государственной премии. Одновременно пьесой Островского "Бедность не порок" открывается Маленькая сцена.
Алексей Бородин назовет его "Чайкой" своего театра. Пьеса Юрия Щекочихина о ловушках современного мира, которые подстерегают молодого человека, родилась из журналистского расследования в "Комсомольской правде". В 2003 году журналист погиб при невыясненных обстоятельствах. А спектакль прожил большую судьбу. В 1919-м, когда это звание было введено для старейших и крупнейших театров страны, его получили шесть театров - Большой, Малый, Художественный в Москве и Александринский, Мариинский и Михайловский в Петрограде.
Алексей Бородин так аргументирует смену названия: "В словаре Даля слово "молодость" включает в себя все периоды становления человеческой личности - детство, отрочество, юность. И репертуар театра всецело соответствует своему названию. Здесь можно найти спектакли для всех возрастов: и детские, на которые приходят маленькие зрители со своими родителями, и подростковые, и взрослые. В этом уникальность нашего театра". Евгений Дворжецкий был знаковым артистом Перестройки.
В нем жили два, казалось бы, взаимоисключающих качества: абсолютная адекватность нищему и растрепанному времени, и внутреннее достоинство, унаследованное у отца, легендарного Вацлава Дворжецкого, закаленного в сталинских лагерях. Алексей Бородин: "Никогда не забуду, как в 1992 году в Малом театре хоронили актера Прова Садовского - представителя великой театральной династии. Театральная площадь тогда напоминала больше ярмарку выходного дня - здесь чем только не торговали! И вот никогда не забуду картину: подъезжает катафалк, гроб уносят в театр на панихиду, а в это время торговки раскладывают на его капоте трусы, помаду, сгущенку… Апофеоз нового времени. Тогда у меня появилось стойкое ощущение, что надо ставить "Беренику".
Расин со своими представлениями о законе, долге и жертве, сам порядок александрийского стиха противостоял ситуации". Известный критик Соколянский, много лет спустя вспоминая спектакль Бородина, поставил его в один ряд с "Братьями и сестрами" Льва Додина и спектаклем Петра Фоменко "Волки и овцы": "Алексей Бородин - интеллигентный, мужественный и, вероятно, пожизненный защитник неложных прописных истин. Прописные истины могут быть заглавными. До боли пронзительными - как у Додина. Умилительными - как у Фоменко.
Гордыми - как у Бородина в давнишней " Беренике ". Во всех прочих случаях они остаются просто прописными". Бородин не стал выбирать - и поставил обе. В ряду многих премий трилогия была награждена спецпризом драматического жюри "Золотой маски". После масштабных гастролей трилогии в Испанию осенью 2011-го обозреватель газеты "Мундо" написал: "Последнее время мы слишком часто употребляем слово "шедевр".
Но говоря о "Береге утопии", я не оставляю места сомнениям и заявляю: шедевр".
Если актер широко занят в идущем репертуаре, то репетиции нового спектакля могут привести к т. Эти расходы необходимо закладывать в смету. Казалось бы, в антрепризном театре планировать репетиции проще — сумма общего актерского гонорара определена, длительность репетиционного процесса — тоже. Однако здесь неминуемы свои сложности.
Как правило, востребованные актеры одновременно заняты в нескольких проектах — театральных, кинематографических, телевизионных и т. Составление реального графика репетиций с учетом всего комплекса этих проектов — дело чрезвычайно непростое, и чем больше исполнителей занято в новой постановке, тем сложнее соблюдение этого графика. Когда утверждена финансовая смета спектакля и составлен график работы над ним, наступает время второго этапа — подготовка к самому действию. Сюда входят два взаимодополняющих аспекта: разучивание актерами текста сюжета , танцев, песен и др. На этом этапе особую важность приобретает координация всего репетиционного процесса: актеры должны не просто приходить на репетиции в срок, но и в соответствии с графиком вовремя осваивать тест, танцы, пластические элементы и пр.
Вовремя должны изготавливаться элементы художественного оформления: если на начальном этапе репетиций готовый костюм или декорации не имеют особого значения, то на более поздних стадиях отсутствие материальной части делают репетиции бессмысленными. График репетиций координируется режиссером-постановщиком и осуществляется большой группой участников спектакля. Заведующий труппой планирует явку актеров, статистов, массовки, оркестрантов, балета и т. Сценограф и художник по костюмам работают в тесном контакте с заведующим художественно-постановочной частью, организующим изготовление и монтаж декораций, бутафории, реквизита, пошив костюмов, постановку световых и шумовых эффектов и т. Промежуточное место в этой структуре работы занимает заведующий музыкальной частью: организация записи музыкальной партитуры спектакля осуществляется в рабочем контакте не только с композитором, но и с заведующим труппой, планирующим участие актеров в работе над музыкальными фрагментами.
Включение партитуры в ткань спектакля происходит в контакте с заведующим постановочной частью, то есть непосредственным руководителем радиоцеха, отвечающим за воспроизведение записи во время спектакля. Параллельно с репетиционным процессом идет подготовка к последнему важнейшему этапу — организации проката спектакля. Так как без зрителя театр невозможен, необходимо создать оптимальные условия для показа спектакля максимальному числу зрителей. Это — главное условие как для художественного, так и для коммерческого успеха представления. Эта часть работы находится в ведении заместителя директора по зрителю и подчиненного ему штату театральных администраторов.
Разрабатывается оптимальный график проката спектакля на стационаре и гастролях, организуется распространение билетов. При этом учитываются интересы и потребности разных социальных и возрастных категорий зрителей, привязка тематики спектакля к календарным датам или иным событиям. Так, одной из распространенных практик проката спектаклей классического репертуара является предложение билетов в школах в тот период, когда данное произведение драматургии изучается в рамках школьной программы. Еще до премьеры организуется рекламная кампания спектакля: разрабатываются и печатаются афиши, плакаты, буклеты, программки и т. К разработке рекламной кампании и графика проката привлекается заведующий литературной частью театра, организующий публикацию статей и интервью в прессе, на телевидении и в других средствах массовой коммуникации.
В рамках рекламной кампании проводятся и творческие встречи со зрителями исполнителей главных ролей и других членов постановочной группы — это весьма эффективное средство формирования зрительского интереса. Успешное осуществление работы на всех трех этапах подготовки спектакля суть организации театрального дела. В зависимости от формы спектакля, типа театра, его географического положения, количества сотрудников, степени известности коллектива или отдельных «звезд» варианты прохождения этих этапов чрезвычайно многообразны — как по времени и объему работы, так и по количеству занятых в нем специалистов. Каждый из этих этапов может быть подробен и растянут во времени, а может быть осуществлен в «свернутом» виде. Так, странствующий средневековый кукольник мог один изготовить своих «артистов», ширму для представления, пищик и свой костюм.
В подготовке же современного антрепризного мюзикла может участвовать не одна сотня специалистов, включая, например, экзотического для российского театра директора по кастингу. Или: единственный театр в небольшом городе, куда приглашается для участия в спектакле актер-«звезда», может не нуждаться в широкой рекламной кампании — для серии аншлагов будет достаточно информационного обеспечения. Однако обойтись без работы по каждому из этапов невозможно, что, собственно, подтверждается всей огромной историей мирового профессионального театра. В то же время конкретные пути становления и развития профессионального театра в разных странах и государствах имели свои отличительные черты, связанные с социальным устройством, идеологической доктриной и, что важно, особенно с господствующей религией, в частности, со степенью ее терпимости к архаическим религиозным воззрениям. В дальнейшем своем развитии театры разных стран шли по разным путям.
Театр Востока. Для традиционного театра Востока преемственность обрядово-ритуальных действ свойственна в наибольшей степени. Только там до сего дня бережно сохраняются многочисленные формы архаичных традиционных театров — драматического, кукольного, музыкального; причем сохраняются не как застывшие музейные экспонаты, а как живое художественное течение, имеющее своих многочисленных поклонников. Это одинаково справедливо для символического, семантически нагруженного, традиционного театра Индии как его народной, так и придворно-аристократической линий ; театра Японии особенно Ноо, Кабуки, театра кукол Дзёрури ; театра Китая в котором традиционно сильны музыкальная, вокальная и танцевальная линии. К театрам этого типа примыкают все формы индонезийского культового театра Ваянг: ваянг-кулит театр теней ; ваянг-голек театр объемных кукол ; ваянг-топенг театр масок ; ваянг-оранг театр живого актера и мн.
Все эти формы сохранены сегодня в живом контексте культуры. При всем разнообразии форм и видов театра Востока к ним относятся также мистериальный тибетский театр Цам; балийский мимико-пластический театр — о нем как об откровении писал Антонен Арто; вьетнамский театр Туонг, и мн. В первую очередь это высокая степень семантической насыщенности всех его элементов, а следовательно — условности изобразительных средств. В определенном смысле этот театр всегда был адресован искушенному, «посвященному» зрителю, способному считывать сложный символический код пластики, жестикуляции, мимики. В этом сохраняются традиции ритуальных действ — диалога с богами.
На такой путь развития театра и сохранения его традиционных форм, несомненно, оказал благотворное влияние его традиционно высокий общественный статус: занятия театром на Востоке всегда были уважаемым и почтенным делом. Сакральность театрального действия помогала сохранять его близость к религиозным ритуалам. Во многом эти особенности театра Востока определялись его развитием под эгидой и в рамках буддизма театр юго-восточных цивилизаций — и под влиянием индуизма. Театр Африки. По сходному пути шло развитие традиционного театрального искусства в Африке.
Сохранившиеся в незыблемости старинные религиозные верования и древние анимистические культы обусловили и сохранение традиционных ритуальных представлений, насыщенных танцами, пластическими действами, песнями, барабанными ритмами маримбы и тамтамов. Эти традиционные представления проходят на открытом воздухе, и приурочены к различным знаковым событиям — сбору урожая, окончанию полевых работ, удачной охоте, примирению племен, рождению ребенка и т. У африканских народностей, относящихся к мусульманской конфессии Южная Нигерия и др. Театр Европы. Наиболее драматичным и противоречивым было развитие европейского театра, развивавшегося под влиянием христианской религии.
Если в Древней Греции театр считался государственным делом и соответственно драматурги и актеры были уважаемыми гражданами и могли занимать высокие общественные должности , то во времена Римской Империи общественный статус театрального искусства сильно понизился. Представления устраивались все чаще, но основной упор в них переносился на зрелищность. Театральные представления заменялись получившими огромное распространение гладиаторскими боями, проходившими в Колизее и других театральных зданиях. Здесь же устраивались и более кровавые зрелища — массовая охота, единоборства со зверем, публичное растерзание дикими зверями безоружных людей главным образом, осужденных преступников. Активно развивались цирковые игры — состязания колесниц, кулачные бои и др.
Театральное искусство постепенно приходило в упадок. К этому времени оно окончательно утеряло связь с ритуалом и свой сакральный характер. Изменилось и социальное отношение к актерам: из уважаемых граждан, общественных деятелей они перешли в самые низшие слои общества. Средневековый театр. Однако времена римской империи были не самыми печальными в мировой истории театра.
Во времена становления христианства молодая религия боролась с пережитками язычества и его ритуалов, несомненно, прослеживавшихся в театральном искусстве.
Когда и в какой стране появился театр, кто придумал – история возникновения
Открытие театра «Современник» | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов | ] Театр эпохи Ренессанса родился в Италии, где дольше, чем в других странах, существовала литургическая драма и относительно поздно, лишь в середине XV века, появился итальянский аналог мистерий — rapresentazioni sacre[17]. |
История театра. От истоков до сегодняшнего дня. | Первый театр в России появился во времена Петра I. А в 1795 году в Москве появился театр графа Шереметьева, который стал основоположником русской театральной школы. |
Официальный сайт Малого театра | Санкт-Петербургский театр марионеток им. и — первый в России профессиональный театр кукол. Он организован в 1919 году. |
История театра в России | это... Что такое История театра в России? | Этот праздник был учреждён Конгрессом Международного института театра в 1961 году. |
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
Он выполнял повеление императрицы Елизаветы Петровны вызвать в столицу актеров, «которые в Ярославле содержали театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут». Люди стали посещать театры, возникло такое понятие, как светский бал. 27 марта Всемирный день театра отмечают режиссеры, драматурги, актеры, театральные критики, продюсеры.
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
Театральное искусство было частью образовательного процесса: постановка комедий, так называлось любое драматическое произведения, облегчало изучение и понимание латинского языка, на котором проводились церковные богослужения, и упрощало запоминание библейских сюжетов. Репертуар придворного и школьного театра не был предназначен для детской аудитории. Впервые о создании драматических произведений, понятных и легких для детей, задумался ученый и преподаватель Андрей Тимофеевич Болотов. Узнав о том, что местная детвора увлекается разучиванием отрывков из пьес и стихотворений, Болотов организовал домашний театр.
Театральное искусство было любимым занятием детей. Домашний театр с успехом дебютировал с пьесой М. Хераскова «Безбожник».
Так как в XVIII веке не было подходящего материала для детских спектаклей, Болотов сам стал автором пьес для детских представлений. У театра был свой оркестр, а также «пастушечий балетец», организованный учителем-французом. Детский театр просуществовал недолго: с появлением нового управителя его было решено расформировать, так как считалось, что участие в спектаклях отвлекало детей от более важных занятий.
Первые государственные театры для детей стали новым этапом в развитии театрального искусства. В начале XX веке появились театры юного зрителя — профессиональные театры для детской, юношеской и подростковой аудитории.
Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей.
Афинский театр Диониса,например,вмещал до 17 тысяч человек,театр в Эпидавре-до 10 тысяч. Театр имел три главные части:орхестру,театрон места для зрителей,от глагола теаомай -"смотрю" и скену скенэ-"палатка",позже деревянное или каменное строение. Истоки римского театра и драмы восходят,как и в Греции,к обрядовым играм,богатым карнавальными элементами.
Таков,например,праздник Сатурналий-в честь италийского божества Сатурна. Особенностью этого праздника было "переворачивание" привычных общественных отношений:господа на время становились "рабами",а рабы-"господами". Одной из форм театрального искусства раннего средневековья стала церковная драма.
Борясь против остатков античного театра,против сельских игрищ,церковь стремилась использовать действенность театральной пропаганды в своих целях. Уже в IX веке театрализуется месса,вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из легенд о жизни Христа,о его погребении и воскресении. Из этих диалогов рождается ранняя литургическая драма.
Существовало два цикла такой драмы-рождественский,рассказывающий о рождении Христа,и пасхальный,передающий историю его воскресения. Театр в Древней Греции Театр - как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие особенности и принадлежности его перешли в современные театры и отчасти в храмы. В Греции же впервые театр стал одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень.
Внутри, в фойе и переходах расположились скульптуры сказочных персонажей, зимний сад, аквариумы с разноцветными рыбками. В театре работают оперная и балетная труппы, симфонический оркестр, крупные художники-сценографы, композиторы. В 1987 году Московский государственный детский музыкальный театр стал академическим. Сейчас носит имя своего основателя — Натальи Ильиничны Сац, а в 2003 году к столетию Сац перед зданием театра ей установили памятник. Сац изображена с двумя детьми в образах Красной Шапочки и Волка. Большой зал рассчитан на 1100 мест, с тремя сценами, здесь же находится одна из достопримечательностей театра — занавес на тему оперы Николая Римского-Корсакова «Садко».
В Риме первый каменный театр появился только в 55 году до н.
До этого актеры и зрители довольствовались лишь временными деревянными постройками. Спектакли прошлых лет мало походили на то, что мы понимаем под спектаклем сегодня. На сцене мог быть только один актер, менявший маски и игравший сразу несколько ролей. Необходимость масок была обусловлена большими размерами театров, вмещавших десять, а то и семнадцать тысяч человек. Разглядеть черты лица актера с далекого расстояния было практически невозможно, и маски легко решали эту проблему. Актеры Древней Греции были людьми уважаемыми, только свободный мужчина мог стать актером, в отличие от римских «коллег». Римские же актеры были выходцами из среды рабов или вольноотпущенных.
В древнегреческих театрах в основу представлений были положены мифы, трактовавшиеся по-своему актерами и авторами пьес.
От Древней Греции до современности: интересные факты во Всемирный день театра
Новости компаний. Театр эпохи Ренессанса родился в Италии, где дольше, чем в других странах, существовала литургическая драма и относительно поздно, лишь в середине XV века, появился итальянский аналог мистерий — rapresentazioni sacre [17]. Мир – театр. Прогуливаясь по улицам, мы можем увидеть афиши грядущих театральных постановок. Новости о будущих спектаклях можно найти на информационных порталах, в газетах и специализированных журналах. Театр – это многогранное понятие, но чаще всего под ним подразумеваются вид искусства и место, где это искусство полноценно раскрывается.
Театроведение. История зарождения театра
Первый церковный театр появился в России в формате «школьных» выступлений. первыми театральными педагогами были Сергей Григорьевич Розанов и Елена Дмитриевна Волкова. Одним из древнейших форм театра было древнегреческое театральное искусство, которое возникло в VI веке до н.э. и было посвящено богам. Когда в россии появился первый театр?
История театра. От истоков до сегодняшнего дня.
Первые репертуары были по мотивам русских народных сказок и классической литературы. Именно в это время и возникло понятие «театр юного зрителя». С начала 1930-х годов советская драматургия заняла основное место в репертуаре ТЮЗов. Задачей их стала помощь школе и пионерской организации в воспитании детей и юношества в коммунистическом духе. Для школьников младшего возраста прорабатывается жанр театральной сказки, в которой фантастика и фольклор сочетаются с элементами современной действительности «Снежная Королева» X. Андерсена, «Красная Шапочка» Ш.
Перро, «осовремененная» Е. Шварцем, и др. После Второй Мировой войны театры юного зрителя появились в социалистических странах, например, «Театр дружбы» в Берлине, «Театр молодого поколения» в Дрездене, Театр им. Волькера в Праге и др. Данные о количестве действующих детских театров в России на сегодняшний день в разных источниках не совпадают.
Так, список сайта culture. По данным opendata.
В подготовке же современного антрепризного мюзикла может участвовать не одна сотня специалистов, включая, например, экзотического для российского театра директора по кастингу. Или: единственный театр в небольшом городе, куда приглашается для участия в спектакле актер-«звезда», может не нуждаться в широкой рекламной кампании — для серии аншлагов будет достаточно информационного обеспечения. Однако обойтись без работы по каждому из этапов невозможно, что, собственно, подтверждается всей огромной историей мирового профессионального театра. В то же время конкретные пути становления и развития профессионального театра в разных странах и государствах имели свои отличительные черты, связанные с социальным устройством, идеологической доктриной и, что важно, особенно с господствующей религией, в частности, со степенью ее терпимости к архаическим религиозным воззрениям.
В дальнейшем своем развитии театры разных стран шли по разным путям. Театр Востока. Для традиционного театра Востока преемственность обрядово-ритуальных действ свойственна в наибольшей степени. Только там до сего дня бережно сохраняются многочисленные формы архаичных традиционных театров — драматического, кукольного, музыкального; причем сохраняются не как застывшие музейные экспонаты, а как живое художественное течение, имеющее своих многочисленных поклонников. Это одинаково справедливо для символического, семантически нагруженного, традиционного театра Индии как его народной, так и придворно-аристократической линий ; театра Японии особенно Ноо, Кабуки, театра кукол Дзёрури ; театра Китая в котором традиционно сильны музыкальная, вокальная и танцевальная линии. К театрам этого типа примыкают все формы индонезийского культового театра Ваянг: ваянг-кулит театр теней ; ваянг-голек театр объемных кукол ; ваянг-топенг театр масок ; ваянг-оранг театр живого актера и мн.
Все эти формы сохранены сегодня в живом контексте культуры. При всем разнообразии форм и видов театра Востока к ним относятся также мистериальный тибетский театр Цам; балийский мимико-пластический театр — о нем как об откровении писал Антонен Арто; вьетнамский театр Туонг, и мн. В первую очередь это высокая степень семантической насыщенности всех его элементов, а следовательно — условности изобразительных средств. В определенном смысле этот театр всегда был адресован искушенному, «посвященному» зрителю, способному считывать сложный символический код пластики, жестикуляции, мимики. В этом сохраняются традиции ритуальных действ — диалога с богами. На такой путь развития театра и сохранения его традиционных форм, несомненно, оказал благотворное влияние его традиционно высокий общественный статус: занятия театром на Востоке всегда были уважаемым и почтенным делом.
Сакральность театрального действия помогала сохранять его близость к религиозным ритуалам. Во многом эти особенности театра Востока определялись его развитием под эгидой и в рамках буддизма театр юго-восточных цивилизаций — и под влиянием индуизма. Театр Африки. По сходному пути шло развитие традиционного театрального искусства в Африке. Сохранившиеся в незыблемости старинные религиозные верования и древние анимистические культы обусловили и сохранение традиционных ритуальных представлений, насыщенных танцами, пластическими действами, песнями, барабанными ритмами маримбы и тамтамов. Эти традиционные представления проходят на открытом воздухе, и приурочены к различным знаковым событиям — сбору урожая, окончанию полевых работ, удачной охоте, примирению племен, рождению ребенка и т.
У африканских народностей, относящихся к мусульманской конфессии Южная Нигерия и др. Театр Европы. Наиболее драматичным и противоречивым было развитие европейского театра, развивавшегося под влиянием христианской религии. Если в Древней Греции театр считался государственным делом и соответственно драматурги и актеры были уважаемыми гражданами и могли занимать высокие общественные должности , то во времена Римской Империи общественный статус театрального искусства сильно понизился. Представления устраивались все чаще, но основной упор в них переносился на зрелищность. Театральные представления заменялись получившими огромное распространение гладиаторскими боями, проходившими в Колизее и других театральных зданиях.
Здесь же устраивались и более кровавые зрелища — массовая охота, единоборства со зверем, публичное растерзание дикими зверями безоружных людей главным образом, осужденных преступников. Активно развивались цирковые игры — состязания колесниц, кулачные бои и др. Театральное искусство постепенно приходило в упадок. К этому времени оно окончательно утеряло связь с ритуалом и свой сакральный характер. Изменилось и социальное отношение к актерам: из уважаемых граждан, общественных деятелей они перешли в самые низшие слои общества. Средневековый театр.
Однако времена римской империи были не самыми печальными в мировой истории театра. Во времена становления христианства молодая религия боролась с пережитками язычества и его ритуалов, несомненно, прослеживавшихся в театральном искусстве. Актеры окончательно превратились в изгоев общества и подвергались жестоким преследованиям. Светские театры были закрыты; зрители объявлены заблудшими душами, актеры — детьми сатаны и вавилонской блудницы. Этап гонений на театр продолжался около тысячи лет: уже в 14 в. Актерам было отказано даже в загробной жизни — их, вместе с самоубийцами, хоронили за кладбищенской оградой, вне освященной земли.
Европейский театр в христианских странах должен был погибнуть, но этого не произошло. Крохотные мобильные труппы уцелевших мимов и одиноких странствующих комедиантов, рискуя жизнью, показывали свои представления в деревнях и селах. В их творчестве сохранилось то, что позволило начать возрождение театрального искусства. Затаенный процесс упорно шел по всей Европе, об этом свидетельствует то обстоятельство, что в каждой европейской стране странствующие комедианты назывались по-разному: гистрионы , жонглеры, шпильманы, франты, менестрели, хугляры, мимы и др. Особый интерес представляли ваганты, бродячие певцы-сказители из среды недоучившихся семинаристов и разжалованных священников. В творчестве странствующих актеров, и особенно вагантов, развивалась преимущественно сатирическая линия, оппозиционная официальной идеологии.
Это на первый взгляд кажется парадоксом, но на деле оборачивается закономерностью. Религия обращена не только к разуму, но и к эмоциям человека. При этом самой сильной эмоцией является коллективная — на ней, собственно, строится сакральное воздействие богослужений. В том числе христианских, православных литургий и католических месс. Опыт формирования коллективного переживания, достижения катарсиса, накопленный театром за века его существования, оказался бесценным. Примерно к 9 в.
К этому времени относится возникновение литургической драмы. Интересно, что на этом этапе театр как бы вернулся к своим истокам архаические театральные действа, несомненно, представляли собой мистерии , но на новом уровне уже не языческой, а христианской идеологии. И вновь, как на первоначальном этапе существования театра, возникает осознание необходимой профессионализации: только профессионалы могут гарантировать высокое и стабильное качество своей работы. Однако профессиональное возрождение европейского театра началось не через актера он еще в течение долгого времени оставался социальным изгоем , а через т. Вопросы финансирования постановки мистерии решались просто: каждый из евангельских эпизодов отдавался на художественное оформление одному из городских цехов ремесленников. Фактически сегодняшние спонсоры показа телевизионных передач или художественных фильмов действуют по той же средневековой схеме: предоставляя свою продукцию для участия в мистерии, ремесленный цех получал возможность отрекламировать свое производство и своих мастеров, а также продемонстрировать благосостояние своего цеха.
Собственно, здесь зарождались основы технологий паблик рилейшнз , управляющие формированием профессиональной репутации. Пекари заваливали своими изделиями стол в эпизоде Тайной Вечери; ювелиры предоставляли драгоценности для подарков волхвов Божественному Младенцу; ангелы, изгоняющие из рая Адама и Еву, демонстрировали предоставленное оружейниками снаряжение и т. Большинство ролей в мистериях исполнялись также мирянами-ремесленниками — кстати, так закладывались основы самодеятельного театра. Стремление каждого ремесленного цеха перещеголять остальных и поразить воображение публики привело к образованию и становлению новых профессий. Например, прообразом сегодняшних каскадеров были «conducteurs des secrets» «руководители секретов» , продумывающие разнообразные сценические чудеса и трюки, от «вознесения на небеса» до пиротехнических эффектов ада. Или художники по костюмам, ведь необходимо было сшить не просто богатое платье, но адаптировать его для сценического действа.
В мистериях принимали участие сотни исполнителей, для координации их действий назначался «conducteur du jeu» — «руководитель игры», сегодня трансформировавшийся в художественного руководителя или главного режиссера театра.
Помещения служили местом переодевания участников представления. Они также явились экраном, который стал задним фоном действия пьесы. Греки очень мало пользовались декорациями и совсем не прибегали к искусственному освещению, потому что пьесы ставились в дневное время. В Риме первый каменный театр был построен в 52 году до н.
Римские театры очень походили на греческие, но строились на ровной площадке. Римляне были первыми, кто установил в партере сидения, а пьеса игралась на приподнятой сцене, за которой был экран.
Барнаул, ул. Короленко, д. Доменное имя сайта в информационно — телекоммуникационной сети "Интернет" для сетевого издания : tolknews. Примерная тематика и специализация: общественно -— информационная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
Когда возник первый театр?
Разглядеть черты лица актера с далекого расстояния было практически невозможно, и маски легко решали эту проблему. Слайд 5 Театр — это объединение всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. На протяжении веков эта культурная ниша заполнялась обрядами и народными праздниками, включавшими элементы театрализованного действия, и скоморохами, музыкантами, плясунами, кукольниками, медвежьими поводырями. Слайд 7 Виды театра Слайд 8 17 октября 1672 года состоялось первое представление. Царь Алексей Михайлович так был восхищен, что 10 часов подряд не вставал с места, пока шло представление. Бояре стояли: в присутствии государя им садиться не дозволялось.
Разглядеть черты лица актера с далекого расстояния было практически невозможно, и маски легко решали эту проблему. Актеры Древней Греции были людьми уважаемыми, только свободный мужчина мог стать актером, в отличие от римских «коллег». Римские же актеры были выходцами из среды рабов или вольноотпущенных. В древнегреческих театрах в основу представлений были положены мифы, трактовавшиеся по-своему актерами и авторами пьес.
Римский театр практически полностью перенял сюжеты из греческой драматургии, обработав их для римских зрителей. Расцвет древнегреческой драматургии приходится на пятый век до н. Это были времена Эсхила, Софокла и Еврипида. В развитие римского театра большой вклад внес грек Ливий Андроник, обучавший греческому и латинскому языку сыновей римской знати.
В 1940-м здание было реконструировано, а со следующего, 1941 года на этой сцене временно играл свои спектакли Малый театр, затем - театр им.
Это было в начале войны... В октябре 1941 года начали бомбить Москву, и линия фронта оказалась совсем рядом. В это время фронтовые бригады из труппы ЦДТ выступали перед сражающимся Подмосковьем, пока не был отдан приказ об эвакуации театра в Сибирь. Театр выжил: менее трех месяцев понадобилось эвакуированной группе театра, чтобы далеко в Сибири, в горняцком поселке Киселевск, открыть свой 20-й театральный сезон. Из-за нехватки кадров и материалов педагоги садились за печатную машинку, чтобы записать за артистами произнесенные по памяти тексты пьес "Любовь Яровая", "Сказки" Маршака; главный режиссер В.
Дудин был и заведующим постановочной частью, и художником, З. Сажин взял на себя работу по литературной части, Е. Лямина становится заведующей мебельного, реквезиторского и бутафорского цехов. Многогранная большая работа коллектива позволила за период эвакуации в Кузбассе с 1 ноября 1941 года по 10 октября 1942 года в год Киселевске, с 10 октября 1942 года по 1 октября 1943 года в Сталинске Новокузнецк не только выпустить 7 премьер, но и возобновить еще 7 спектаклей. Фронтовая бригада театра в это время дала больше 60 спектаклей и концертов на Воронежском и Сталинградском фронтах, сделала три выезда на 3-й Украинский и 2-й Балтийский фронты.
Отчеты по возвращении из эвакуации свидетельствуют, что труппа дала 467 шефских спектаклей и концертов, провела 1214 художественных выступлений в палатах для раненых бойцов, организовала три смотра красноармейской художественной самодеятельности. Возвращение на Театральную площадь И снова, словно в малой капле, отразилась в жизни Центрального детского жизнь всей страны. Война оказалась тем невидимым, но отчетливо ощутимым рубежом, после которого все надо было начинать как будто заново. С 1960 по 1966 год он еще и художественный руководитель театра. Он привлекает к работе молодых режиссеров и новых авторов.
При могущественном Шахе так Константина Язоновича называли за глаза директором-распорядителем, а позже директором работал Михаил Яновицкий. В 1945-м при театре открылась своя студия и первые ее выпускники также пополнили труппу, становившуюся все более сильной, разноплановой, яркой. После обращения дирекции ЦДТ к Правительству был решен вопрос о возвращении театра в свой родной дом. Это произошло 6 декабря 1947 года: "Вчера у детей столицы был большой, радостный праздник, - сообщалось на следующий день в газетах. Двери одного из лучших Театральных зданий Москвы, находящегося на площади Свердлова, гостеприимно распахнулись перед юными зрителями".
Она стала художественным руководителем ЦДТ. В январе 1949 года состоялась премьера спектакля "Где-то в Сибири" - пьесу И. Ирошниковой поставил молодой Георгий Товстоногов, а в ноябре того же года О. Пыжова и В. Бибиков показали зрителям спектакль "Ее друзья" - первую пьесу начинающего драматурга Виктора Розова.
Так открывалась в Центральном детском новая эпоха - действительно эпоха, потому что, начиная с этого спектакля, впервые сыгранного ноябрьским вечером и прошедшего около двухсот раз, Виктор Розов вошел в историю театра. Не только Центрального детского... Кнебель не делает скидок на возраст публики, среди самых известных ее спектаклей - "Горе от ума" и "Мертвые души". В эти годы театр становится одним из самых популярных в Москве. В 1949 году премьерой в ЦДТ пьесы Виктора Розова "Ее друзья" начинается эпоха "розовских мальчиков" - пылких и бескомпромиссных молодых идеалистов.
На пьесах Розова происходит режиссерское становление Анатолия Эфроса. Олег Ефремов переживает первую славу, играя в спектаклях "Страница жизни" и "В добрый час! Романтический идеализм пьес Розова как нельзя лучше отвечал духу оттепели - неспроста именно его пьесой "Вечно живые" Ефремов позже откроет театр "Современник". Пьесу Александра Хмелика со студийцами ставит Анатолий Эфрос. Сохранить верность традициям высокой культуры...
И снова воцарившаяся затхлая общественная атмосфера все больше сказывалась на творческом существовании Театра. Все труднее становилось дышать. Все труднее прорывалось на сцену новое, свежее. Театр по-прежнему пытался удержать культурную традицию, не позволял прерваться связи времен. Сделать это становилось все труднее.
Но делать это было все более и более важно. С 1971-го по 1974-й театр вновь возглавлял К. Шах-Азизов, а с 1974-го по 1979-й художественным руководителем был Владимир Валентинович Кузьмин. Светлые, чистые люди, работавшие в этом здании, всеми силами души противостояли парадности, утвердившейся, как везде, и в этих стенах. Театр, в меру возможностей, пытался сохранить верность традициям высокой культуры.
Это и помогло ему, в конечном счете, выстоять. В конце 1970-х, после смерти К. Он прекрасно сохранил и продолжил традиции Центрального детского... Соловейчика постановка А.
Появились мини постановки с целью именно рассмешить зрителей, а также первые спектакли для детей, где в основе сюжета были предания и сказки. В пьесах постепенно помимо драмы, трагедии все чаще появлялся новый жанр — комедия.
Высшим достижением Возрождения был английский театр, развивавшийся на народной площадной сцене. Наиболее известным представителем его стал Вильям Шекспир. В эпоху Ренессанса в Италии зародились такие направления театрального искусства, как опера и балет. В 1672 году был создан первый придворный театр, однако он просуществовал всего несколько лет. В это же время возник так называемый «школьный театр» — театр при духовных учебных заведениях. Детский театр в России В дореволюционной России профессиональных театров для детей не было.
Первый в России детский театр был создан в 1779 году в г. Богородицке, Тульской губернии, в имении графов Бобринских, управляющим, известным ученым-энциклопедистом Андреем Тимофеевичем Болотовым. В 1903 году в Нью-Йорке был открыт первый профессиональный театр для детей. Этот опыт американцев в России переняли только спустя 15 лет и создали первый театр для детей при поддержке А. В 1920-е годы создаются театры во многих городах страны.
От скоморошества до храмины. Как на Руси зарождалось театральное искусство
В 1762 году была образована французская драматическая труппа. В 1766 году был издан «Стат всем принадлежащим к театру людям». Общая сумма ассигнований на театр достигала 138410 руб. Театральное ведомство при Екатерине II страдало постоянным дефицитом. В 1783 году впервые были установлены «пробы» дебюты для артистов. Тогда же стали давать платные спектакли для публики в городских театрах. Важной мерой была отмена казенной театральной монополии и установление свободы предпринимательства в области зрелищ и увеселений. Кроме спектаклей постоянных придворных трупп, при дворе Екатерины II показывали довольно часто любительские спектакли в Эрмитажном театре.
Большое распространение получили спектакли любителей из лиц высшего общества. В придворных спектаклях нередко принимали участие малолетние: это были в основном пажи, кадеты и воспитанницы вновь учрежденного Новодевичьего Смольного монастыря. В Москве начало театра относится к 1757 году, когда открылась итальянская опера известного Локателли. В 1759 году там был заведён публичный русский театр, но он просуществовал недолго. Особенно оживлено театральное дело в Москве было в 1762 году по случаю коронования Екатерины II. Для его спектаклей императрица Екатерина II предоставила помещение московского придворного театра — Головинский Оперный дом [в Лефортове]. С 1 марта 1769 Титов отказался от руководства театром, и в июле антреприза перешла к Дж.
Бельмонти и Дж. Чинти, которые для спектаклей сняли дом графа Р. Воронцова на улице Знаменке так называемый Знаменский театр. Во время чумы 1771 года Бельмонти умер, а Чинти исчез, и основным владельцем московской антрепризы стал князь П. Урусов, принявший к себе в товарищество в августе 1776 английского антрепренера и механика Михаила Егоровича Медокса. В феврале 1780 Знаменский театр сгорел, и вскоре Урусов вышел из антрепризы, содержателем которой остался один Медокс, построивший Петровский театр. Труппа Петровского театра состояла как из вольных актёров, так и из крепостных; иногда помещики отдавали в наём или продавали целые труппы» [8].
Однако к XIX веку Михаил Егорович Медокс разорился, и все его театральные предприятия перешли в государственную казну. Наряду с развитием императорских государевых театров при Екатерине II значительно увеличивалось количество дворовых крепостных театров в помещичьих усадьбах. Шереметева было четыре театра в Петербурге, Москве и имениях Кусково и Останкино. В 1790-х гг. При этих домашних театрах были оркестры музыки, оперные и даже балетные труппы из крепостных. Такие помещичьи труппы бывали и в провинции. Юсупова в с.
Архангельском близ Москвы, кн. Щербатова при с. Утешении Тульской губернии и др. Из провинциальных городов в Харькове постоянный театр был основан в 1812 году, в Воронеже в 1787 году, в Тамбове в 1786 году, в Нижнем Новгороде в 1798 году, в Твери в 1787 году. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона определяет: «В первый же период истории русского театра на сцене выработалась определенная школа в смысле некоторой преемственности и общности приемов, тона и стиля игры.
Эта была школа европейская, точнее — французская. Первыми образцами, которым пришлось следовать первой русской труппе, были иноземные театры тогдашнего Петербурга, в особенности французская труппа Сериньи, состоявшая, по свидетельству современников, из весьма талантливых артистов. Близость этой труппы и репертуар первых лет, состоявший, кроме пьес Сумарокова , из переводов комедий Мольера , Детуша и Реньяра , ещё более обобщил артистическую физиономию обеих трупп, французской и русской» [9]. Во главе художественной части образованного русского театра был поставлен Дмитревский , который усвоил стиль и манеру игры лучших из европейских трагиков того времени и в тех же правилах воспитал целую плеяду современных ему русских актёров. Крутицкий , Гамбуров , Сандунов , Плавильщиков , А. Каратыгин , А. Яковлев , Семёнова и другие были талантливыми учениками, последователями и преемниками направления Дмитревского, то есть французской школы сценической игры.
С другой стороны принадлежность значительной части актёров к числу крепостных ещё в начале XIX столетия Императорская труппа в Москве была сформирована путем скупки помещичьих трупп не могла содействовать возвышению общественного положения актёров. Попав в императорские театры, крепостные стали освобождаться от крепостной зависимости. Из крепостных вышел и знаменитый артист Михаил Щепкин. Дмитревский Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в её время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением, в котором балеты , оперы и драматические представления играли совершенно одинаковую роль. Всё же театр явился в России первым проводником народности Лукин , Аблесимов , Фонвизин. Первой в истории русской драматургии социально-политической комедией стала пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» , где автор откровенно насмехался над своими персонажами, типичными представителями разных социальных слоев 18 столетия в России: государственными чинами, дворянами, барами-крепостниками, самозваными модными учителями. Не сразу, но пьеса была поставлена на сцене императорских театров: первая постановка комедии прошла в Петербурге в театре на Царицыном лугу 24 сентября 1782 года, а в Москве — 14 мая 1783 года в Большом Петровском театре Медокса.
Первым исполнителем роли положительного персонажа комедии — Стародума — стал Иван Афанасьевич Дмитревский. В начале XIX века, в 1803 году при Александре I в императорских театрах впервые произошло разделение на драматическую и музыкальную труппы, музыкальная в свою очередь разделилась на оперную и балетную. Идея такого разделения принадлежала Катерино Кавосу , который сам же возглавил оперу в Санкт-Петербурге. В Москве, хотя такое разделение официально произошло, музыкальная и драматическая части ещё долго были объединены единой сценой — до самого открытия в 1824 году новой драматической сцены, со временем получившей название Малого театра. Малый и Большой московские театры получили свои названия не сразу, поначалу их так называли исключительно по сравнительным характеристикам, лишь со временем они обрели официальный статус. Однако, несмотря на разделение трупп, обе сцены ещё долго были фактически неразрывны из-за общего руководства, администрации, общей костюмерной и иных необходимых театральных атрибутов. Постепенно количество театров, входящих в управление императорской театральной конторой, увеличивалось.
Это были петербургские и московские государственные театры, труппы которых размещались в Большом и Малом театре Москва , в Мариинском , Александринском , Эрмитажном театре , Большом Каменном в Петербурге. Актеры и все остальные работники императорских театров принадлежали не к одной труппе, а ко всем театрам и распоряжались ими чиновники конторы по своему усмотрению, потому легко назначались и переназначались на разные сцены. Нередко бывало, что актёр Александринского театра срочно командировался в московский Малый театр, а музыканты-питерцы переезжали в Большой театр Москвы. И соответственно — наоборот. Чиновники императорской конторы не обеспокоивались ни семьями, ни иными вопросами подчиненных им артистов. Чиновники ведали и репертуарной частью, от них зависело принимать или нет к постановке пьесу или музыкальный спектакль. Это не давало ходу свободе творчества, и потому все большее место в истории русского театра занимали частные труппы.
Спектакль «Прекрасная Елена» в Александринском театре 1870-е. Фотография Карла Бергамаско Вся последующая история русского театра была историей господства западноевропейского, преимущественно французского, драматического искусства. Такое положение вещей продолжалось почти сто лет. Французская школа игры, акклиматизировавшись вполне на русской сцене и соответствуя внутреннему характеру репертуара, породила немалое количество сценических художников. Свойственная ей красота внешних приемов, отделка мельчайших подробностей игры, продуманность стиля и достоинства декламационной стороны исполнения вместе с глубоким уважением к искусству поставили лучших русских актёров наряду с крупными артистическими силами Запада. Были эпохи в истории русского театра, беспримерные по числу замечательных дарований, находившихся одновременно на сцене. Степанова , С.
Васильева и Е. XIX век стал для России открытием своих талантов. Русский театр, оказавшийся прекрасным учеником и принявший в себя основы западно-европейской культуры, стал искать собственные пути развития, ни в коем случае при этом не отстраняясь от своих учителей — деятелей западно-европейской культуры. Истинный хороший ученик всегда будет благодарен учителям. Происходило зарождение русской интеллигенции. Это время характеризуется поднятием русского музыкального искусства — стало появляться много русских самобытных музыкантов, композиторов, вокалистов, танцоров и балетмейстеров, особенного успеха достигла русская опера. В музыке появилось свое русское направление, в развитии которого не последнюю роль сыграли композиторы «Могучей кучки» , поставившие во главу угла музыкальных произведений не столько музыкальную красоту, услаждающую слух, а тему, сюжет музыкального произведения.
Первым русским театральным историографом стал Пимен Николаевич Арапов , подготовивший к изданию энциклопедическую «Летопись русского театра» СПб.
Именно Сумароков прививал русскому театру высокие принципы гражданственности, сблизил его идеи с передовой дворянской просветительской мыслью, познакомил русского зрителя с произведениями великих драматургов. Почти 20 лет сумароковские пьесы и переложения Шекспира, Корнеля, Вольтера составляли основу репертуара Петербургского театра. Императрица всячески поощряла творческие развитие русских трупп, при этом не забывая о приглашённых из-за границы артистах. Именно Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров, первым руководителем которого стал Иван Перфильевич Елагин. Также императрица повелела строить театральное здание — будущий Большой Каменный театр.
Он не сохранился до наших дней, но находился на нынешней Театральной площади, там, где сегодня расположено здание Санкт-Петербургской консерватории. В разные годы Императорскими театрами управляли: 1779—1783 — Василий Бибиков; 1783—1786 — «Комитет над зрелищами и музыкой» под председательством Адама Олсуфьева, кабинент-министра и статс-секретаря Екатерины II; 1786—1789 — Степан Стрекалов; 1789—1791 — Пётр Соймонов и Александр Храповицкий; 1791—1799 — князь Николай Юсупов; 1799—1819 — обер-гофмаршал Александр Нарышкин при нём в 1806 году были учреждены также Императорские театры в Москве. Присоединились новые труппы, в их числе — итальянский оперный коллектив под управлением Антонио Казасси, занимавший здание Александринского театра. С подачи Казасси в Россию был приглашён композитор Катерино Кавоса, ставший родоначальником русской оперы. Именно он разделил труппы Императорских театров на драматическую и музыкальную, а последнюю, в свою очередь, на оперную и балетную. К 1809 году были разработаны и утверждены императором Законоположение и Штаты, согласно которым в состав Императорских театров входили труппы: российская, балетная, французская и немецкая.
Бове под театр. Вдоль Лубянского проезда был расположен зрительный зал, сцена помещалась на стороне, обращенной к Неглинной улице. В 1924 году широко праздновалось столетие Малого театра, а затем каждые 25 лет были юбилейные. И вот 2006 год — год празднования 250-летия Российского театра.
В Петербурге эту дату отмечает Алексанринский театр, а в Москве — Малый. Театры вернулись к истокам празднования юбилея Российского театра от Указа 1756 года. Первый юбилей Российского театра праздновался в 1856 году. Барон Н.
Дризен в своем очерке «Стопятидесятилетие Императорских театров» подробно пишет о праздновании 100-летнего юбилея русского театра 30 августа 1856 года. Это был второй год царствования Александра II, и торжественное коронование в Москве совпало с юбилейной датой русского театра. И поэтому празднование юбилея театра было перенесено на более поздний срок. Проект празднования был представлен на рассмотрение Государя Императора.
Историки театра: И. Бондаренко, В. Сахновский, Вл. Филиппов и В.
Погожев подробно исследовали историю здания Малого театра по архивным и музейным материалам. Благодаря трудам историка В. Погожева, мы знаем, что существовал коллектив — Императорский Московский театр, спектакли которого были перенесены из дома Пашкова театр на Моховой в новые здания. Последний спектакль в доме Пашкова был 9 октября 1824 года.
Императорский Московский театр играл попеременно на двух сценических площадках. Только в 1837 году дирекция выкупила здание у Варгина полностью вместе с пустопорожней землей. Архитектором К. Тоном на месте прежнего было построено новое здание, открытие которого состоялось 14 октября 1840 г.
Тон сохранил фасад здания со стороны Театральной площади, сооруженного О. Бове в 1824 году, в строго выдержанном стиле русского ампира. Старый театральный зал и сцена в здании, построенном Тоном, отошли под мастерские. С 1840 г.
Вальцем по проекту А. Ленского была сделана вращающаяся сцена, но расположение сцены и зрительного зала сохранились без изменений с 1840 г. Эпитеты «малый» и «большой» относились к зданиям и обозначали две сценические площадки одного театра. Спектакли с одним и тем же составом шли и в «малом» и в «большом» театре.
Затем все чаще драматические спектакли давались в одном «малом» театре и постепенно название здания становится синонимом труппы. Нередко среди московских театралов можно было слышать выражения вроде, следующих: «был в Малом, который вчера играл в Большом»; «надо в Большой — там сегодня играет Малый»; «люблю, когда Малый выступает в Большом» и т. В первом десятилетии XX века «Московская драматическая труппа», как она называлась в официальных документах XIX века, начинает время от времени именоваться «труппой Малого театра». После 1917 г.
Среди историков театра возникали споры о том, когда зародился тот художественный организм, спектакли которого, где бы они ни ставились, всегда считаются спектаклями Малого театра. Историки театра В.
Этот праздник отмечают 27 марта, восхваляя роль театра в жизни людей и его влияние на культуру и общество. В 2024 году знаменательный день приходится на среду. Всемирный день театра 2024 — история праздника Театр имеет древние корни и играет важную роль в культуре многих цивилизаций.
В древности театр служил средством общения, развлечения и передачи историй. Одним из древнейших форм театра было древнегреческое театральное искусство, которое возникло в VI веке до н. В средние века театральные представления часто проводились церковью и были направлены на пропаганду христианства. В эпоху Возрождения театр стал более разнообразным, а в период барокко и классицизма приобрел новые формы и стал популярным развлечением для аристократии.
История возникновения театра.
История театра в России — К. С. Петров-Водкин. Театр. Фарс Содержание 1 До XVII века 2 XVII век 3 Крепостные театры 4 Гастрольные иностранные антрепризы 5 Императорские театры 5.1 XVIII век. А причем тут Дионис? Театр «шагает» по планете Игрищный этап История театра (история возникновения) Средневековье и влияние Церкви на культуру. В то время у неё сгорела квартира, и когда она сообщила новость режиссёру, тот только обрадовался. Театральное агентство "Премьера" г. Екатеринбург Кто и когда создал первый театр в мире. Впервые царский театр появился в России в 1672 году при царе Алексее Михайловиче и просуществовал до 1676 года. Инициатором создания театра наподобие европейского стал боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Новости. Московский малый театр.
История факта:
Считается, что первый театр появился в Древней Грециии, а одно из первых упоминаний театральной постановки относится к 534 году до нашей эры — когда на сцене поставили первую пьесу афинского поэта Феспида. Считается, что театр возник в Древней Греции в V-VI вв. до нашей эры. Спектакли проводились в построенных специальным образом амфитеатрах (о них в отдельном посте). Всемирный день театра 2025 — праздник всех театральных деятелей и ценителей искусства.