Российские немцы или немцы России[2], чаще «русские немцы» — этнические немцы, а также граждане (подданные) германских государств, жившие на территории России либо государств-предшественников[3], и их прямые потомки. В регионе проживает больше семи тысяч российских немцев. RusDeutsch – ресурс об актуальных событиях в жизни сообщества российских немцев в России и за ее пределами, созданный в 2003 году. По переписи 1989 г. в СССР было 2 млн 38 тыс российских немцев, из них 842 тыс. – в России.
СМИ: Сотни немцев покинут Россию в связи с сокращением числа сотрудников из Германии
В 1662 в Москве образовалась саксонская лютеранская община. С её возникновением в Россию из Дрездена в 1662 году был прислан пастор Иоганн Готфрид Грегори, деятельность которого способствовала укреплению связей лютеран Саксонии с лютеранами, проживавшими в России. Постоянные и щедрые пособия московской саксонской общине предоставлял герцог Эрнст Благочестивый. На эти средства в Москве была основана школа для детей лютеран. Правители Саксонии курфюрст Иоганн Георг II и герцог Христиан, позже саксонский герцог Эрнст посылали в Москву грамоты, ходатайствуя перед царём за лютеран, покровительствовали жившим в России единоверцам. Среди русских лютеран не было, православное духовенство стремилось ограничить иноземное влияние на свою паству.
В этом оно находило поддержку у царя. Алексей Михайлович подтвердил постановление своего предшественника и запретил иноземцам покупать у русских людей дворы, селиться в Китай-, Белом и Земляном городе, держать в услужении русских людей и иметь кирхи «вблизи от церквей Божьих». Указ 4 октября 1652 года «Об отводе земли под строения в Немецкой слободе» устанавливал порядок расселения иноземных людей разных сословий за Земляным городом. Таким образом основывалась Новоиноземная слобода — вновь созданное московское предместье на правом берегу Яузы. По указу 1652 года тот, кто из немцев не хотел перекреститься по русскому обряду, был обязан в течение короткого времени выехать вместе со своим имуществом за Покровские ворота.
На стороне православной церкви стояло государство: по закону царя Алексея Михайловича, не отменённому Петром, за пропаганду своей религии всем инославным и иноверцам предусматривалась высшая мера наказания — смертная казнь. Среди иноземцев лютеранского вероисповедания в большинстве своём немцев времён Алексея Романова были лица разных профессий и специальностей. Некоторые из них занимались культурно-просветительской деятельностью. Большой вклад внесли немцы в становление русского театра, начальный период истории которого связан с возникновением в конце XVII — начале XVIII веков придворного и школьного театра. Задолго до первой в России театральной постановки 1672 царь Алексей Михайлович пытался организовать театр, давая иноземцам поручение найти в немецких землях мастеров и приглашая в Москву из Курляндии, Швеции, Пруссии музыкантов и людей, «которые умели бы всякие комедии строить».
После неудачных попыток по устройству театра царь дал распоряжение найти подходящих людей в московской немецкой слобод, и подготовка первого спектакля была поручена жившему там пастору лютеранской церкви упомянут выше Иоганну Готфриду Грегори. Этот европейски образованный человек, знакомый с немецким и голландским театром, явился создателем первого спектакля русского театра. Грегори на немецком языке при участии лейпцигского студента-медика Лаврентия Рингубера. По предложению И. Кудрявцева пьеса, сразу же переведённая на русский язык переводчиками Посольского приказа, исполнялась перед царём на русском языке иноземцами, участниками школы И.
Для постановки первых пьес русского театра использовалась не только школьная молодёжь из Немецкой слободы, но и русские отроки. К иноземцам же в Немецкую слободу русские люди ездили советоваться, как «потешные дела» устраивать. Слобода в царствование Алексея Митхайловича вновь расцветает, здесь живёт до 1100 протестантских семей, появляются кирхи, своя школа, театр. Именно здесь юный Пётр познакомился с европейской культурой, обрёл единомышленников и сподвижников в своих будущих великих делах. Отличие и определённое превосходство западноевропейской культуры влияло на русский народ и отдельных его представителей.
И необходимости соответствующих преобразований в стра-не не могли не почувствовать и русские цари. Период, когда у власти находился Петр I 1682 1689 -1725 , занимает особое место в истории поселения немцев в России. Эта страница истории широко известна. Необходимо подчеркнуть лишь одну деталь, характерную для времени Петра I. Когда сегодня говорят о российских немцах, речь идет преимущественно о том, что немецкие переселенцы и их потомки были и есть-де главным образом землепашцы, хлеборобы и старательные рабочие.
Но среди предков нынешних российских немцев было много и тех, кто в далекие времена вместе с истинными патриотами страны развивали русскую науку, искусство, литературу, составляли ее гордость и славу. И эра Петра I особо примечательна в этом смысле. Его самого называли «учеником Немецкой слободы». Второе переселение немцев началось не при Екатерине II, как утверждает ряд современных авторов, а ещё при Петре I. И при нём переселение осуществлялось на основе Манифеста от 10 апреля 1702 года, который первым положил начало систематическому привозу иностранных специалистов в Россию.
На призыв Петра I переехать в Россию откликнулись десятки и даже тысячи военных, учёных, учителей, художников, архитекторов, вставших под знамёна молодого царя и помогших ему «прорубить окно в Европу» и построить новую столицу Российской державы. Один любопытный факт. Ко времени смерти Петра I в Петербурге проживало 70 тысяч человек. Среди них было очень много иностранцев, и, прежде всего, немцев. Интересно, что столько же советских немцев проживало в Ленинграде к началу 1941, на берегах Невы своё появление многие из них исчисляли от времен Петра.
При Петре расцвет Немецкой слободы продолжался. Откликнувшиеся на его Манифест немцы и в их числе много голландцев дали мощный импульс развитию в России военного дела, промышленности, строительства, медицины, изящных искусств, науки, педагогики, создали первую Академию и гимназии. Они же заложили основы современной русской словесности. В составе российских полков и на русских кораблях служило немало немецких офицеров, сражавшихся и отдававших жизнь во славу России. Всех этих людей вдохновляла вера в великое будущее их новой Родины, будущее русского народа.
Таких взглядов придерживался и известный философ, ученый Г. Лейбниц, находившийся на российской службе в качестве наставника императора. Такая психологическая атмосфера в ближайшем окружении создавала твёрдый настрой царя на великие свершения. Всего в годы царствования Петра в России проживало около 18 000 немцев, которые занимали важнейшие позиции в административном аппарате, в сфере образования, в промышленности, армии, при дворе и активнейшим образом содействовали проводимым императором реформам. Немцы сыграли ключевую роль в становлении российской науки и отвечавшему стандартам того времени искусства.
Немецкие кирхи в России пользовались покровительством царя, который помогал им строиться. Считают, что Пётр I явился основателем лютеранской церкви в Санкт-Петербурге, освящённой в 1708 году во имя свв. Петра и Павла. При ней была открыта большая гимназия, в которой готовились царские служащие. Пётр позволил построить и новую каменную кирху близ лефортовского дворца в Москве, названную именами св.
По словам исследователя И. Сегирёва, возможно даже сам Пётр положил первый камень в её основание или вложил свои средства в её строительство. Установление лютеранской церкви в Астрахани связано с особым указом Петра, изданным в 1702 году, который2 был обнародован не только в российском государстве, но и в немецких землях. Со времён Петра началась и история отдельных сибирских лютеранских общин. Занимаясь упорядочением деятельности государственного аппарата, Пётр I создал Синод, который вместо коллегии иностранных дел стал нести ответственность за лютеранскую, кальвинистскую и римскую церкви в России.
В 1723 году Священному Синоду было поручено Петром собрать, перевести и напечатать катехизисы этих исповеданий. Царь задумывался также над созданием единой церковной организации для евангелическо-лютеранских общин во всей России. В 1711 году Пётр I назначил московского пастора Бертольда Вагеция суперинтендентом всех лютеранских общин. Вагеций первоначально создал устав для своей общины свв. Петра и Павла, затем составил церковный устав для всех без исключения существующих лютеранских общин в России.
Однако из-за внутрицерковного сопротивления создание лютеранской церковной организации до смерти Вагеция 1724 так и не осуществилось. После смерти Вагеция новый суперинтендент не был назначен. Отдельные евангелические общины, лютеранские и реформатские, оставались существовать до XIX века сами по себе, без связи и без постоянного церковного правления, которое могло бы контролировать соблюдение общих интересов церкви по отношению к государству и решать спорные вопросы. Преимущественно на немцев ориентировался Пётр и в своей брачной политике, которая призвана была способствовать укреплению государства. В результате реализации этой политики все российские императоры и императрицы, начиная с его внука Петра III, были либо немцами, либо детьми немецких принцесс только у Александра III жена была датчанкой.
Со смертью Петра процесс позитивной интеграции немцев в Российской империи приостановился на долгие годы. Период правления Екатерины I 1725-1727; настоящее имя Марта Скавронская; воспитывалась в Мариенбурге в семье лютеранского священника Э. Салтыковой, племянница Петра I не принесли счастья ни русским, ни проживавшим в стране иноземцам. Сложная политическая обстановка при дворе, резкое торможение начинаний Петра сделали Россию куда менее привлекательной для энергичных выходцев из Европы. Тем не менее, определённая немецкая эмиграция в Россию продолжалась вплоть до царствования возведённой на престол гвардейцами дочери Петра Елизаветы 1741-1761.
Её правление называли «национальным» и «православным». Немцы, занимавшие видные государственные посты, были обвинены в государственных преступлениях и сосланы в Сибирь. Наследником российского императорского трона после смерти Елизаветы стал внук Петра I, протестант, герцог Шлезвиг-Голштинский Карл-Пётр-Ульрих 1761-1762 , привезённый в Россию и перекрещенный здесь в православие. В результате очередного переворота Пётр III был отстранён от власти и обвинён в том, что политика его была не национальна и не православна. Подобно своему предшественнику Петру, она также вошла в отечественную историю под именем Екатерина Великая.
Эта незаурядная личность смогла объединить огромное количество людей вокруг главной цели — славного будущего России. Вновь начинается расцвет наук и искусств, укрепляется дух нации. Империя уверенно раздвигает свои рубежи, вразумляя беспокойных соседей к миру. Важно было заселить, освоить, закрепить за Россией ее окраинные земли. Нужны были люди, добротный человеческий материал, производить который естественным порядком страна не успевала.
Вполне закономерно, что в его поисках взор Екатерины обратился в сторону её родины — Германии. Этот Манифест на русском, французском, немецком и английском языках Коллегия иностранных дел разослала дипломатическим агентам за границей, но манифест ожидаемого успеха не имел. Это «Манифест о даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях» был обнародован одновременно с «Указом об учреждении Канцелярии опекунства иностранных переселенцев». Мы, ведая пространство земель Нашей Империи, между прочего усматриваем наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших мест, до сего еще праздно остающихся, немалое число, из которых многие в недрах своих скрывают неисчерпаемое богатство разных металлов; а как лесов, рек, озер и в коммерции подлежащих морей довольно, то и к размножению многих мануфактур, фабрик и прочих заводов способность великая. И действительно, на широких просторах России имелось большое количество неиспользованных плодородных и незаселённых земель.
Ранее Шольца призвали пересмотреть отказ поставлять Киеву ракеты Taurus. В ходе обысков сотрудники обнаружили компьютер, на котором нашли таблицу с расценками за различные диверсионные действия, передает ТАСС. В частности, за разведку стратегического объекта предлагалось от 100 долларов, за слежку — от 100 долларов, за диверсию на железной дороге или ЛЭП — от 500 долларов, за поджог релейного шкафа — от 200 долларов, за поджог военкомата — от 1 тыс. По его словам, группа планировала взрывать отделы полиции, военкоматы и другие объекты государственной власти. Ранее ФСБ задержала двух готовивших теракты 17-летних неонацистов в Волгоградской области. Ранее Шри-Ланка передала управление аэропортом Маттала Раджапакса российской компании. Они имеют большой опыт управления воздушными гаванями и заинтересованы в расширении собственного бизнеса в различных странах. Интерес есть и у других отечественных компаний, работающих в этой отрасли, таких как «Новапорт» или «Технодинамика».
Спрос на такие услуги имеется», — сказал Роман Гусаров, главный редактор портала Avia. Государства часто привлекают зарубежные компании для руководства своими аэропортами. Это позволяет не тратить многие годы на то, чтобы научиться менеджменту. Соответственно, республика хочет за короткие сроки обновить инфраструктуру аэропорта, повысить его прибыль и привлечь на остров новых туристов», — отмечает собеседник. Например, обновление летной инфраструктуры Шри-Ланки сделает более комфортным работу авиакомпаний, в том числе российских. Кроме того, договоренности с «Аэропортами Регионов» — это сигнал для отечественных предприятий: инвестиционный климат на острове благоприятный и санкционные риски там минимизированы», — резюмировал Гусаров. Власти страны вынуждены сокращать расходы, в том числе за счет оптимизации работы госпредприятий. Передача MRIA в управление российским и индийским компаниям позволит Коломбо снизить расходы на содержание аэропорта и повысить его эффективность.
По ее словам, это решение даст стране возможность обеспечить безопасность как транспортную, так и продовольственную. Также Лиянаге добавила, что две делегации Шри-Ланки, возглавляемые первым заместителем министра обороны и председателем надзорного комитета по международной безопасности при парламенте, уже обсуждали этот вопрос на Международной конференции по безопасности в Санкт-Петербурге. По его словам, Abrams отвели с первой линии из-за изменения характера войны, бронетехника за миллионы долларов становится легкой добычей беспилотника за несколько тысяч, передает ТАСС.
При этом Россия примет ответные меры к высылке российских сотрудников посольств. Страны Запада начали активно высылать российских дипломатов после начала российской спецоперации по защите Донбасса.
Более поздние типы — деревни с центральной площадью рундплацдорф или лугом ангердорф , служившими местом собраний и рынка; в последующем здесь располагались церковь, школа, водоём или здание пожарной дружины Мекленбург, Нижняя Саксония. Известны также деревни рядовой планировки райендорф. С 13—14 вв. В горных районах Баварских Альп и Шварцвальда, а также в приморских землях северо-запада преобладают однодворные хутора. Для традиционного жилища Средней Германии область Гарца, Тюрингия, Франкония, Рейнланд, Саксония , частично Нижней Саксонии характерна каркасная рамная техника фахверк , на севере — кирпичное строительство. Крыша — из соломы, тростника или дранки, с 19—20 вв. Выделяют три основных типа дома — нижненемецкий, средненемецкий и верхненемецкий. Нижненемецкий саксонский дом халленхаус распространён в Северной Германии север Северного Рейна-Вестфалии, район Гамбурга, Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония, Мекленбург-Передняя Померания — каркасная постройка с соломенной или черепичной, в Мекленбурге и приморских областях с вальмовой крышей, разделённая вдоль на крытый внутренний двор халле, диле в центре и низкие стойла для скота кюббинген, шталлунген по сторонам; во двор ведут двустворчатые ворота в торцевой стене, в углу в задней части находится жилое помещение флетт. В Саксонии, Тюрингии, области Гарца, во Франконии, Рейнланде, Бадене, Сааре, на Майне распространён 2- или 3-этажный средненемецкий франконский дом с поперечным делением: на сени флур, флетс, хус, эрн , отапливаемые очагом или печью, обращённую к улице комнату с печью штубе с одной стороны от них и холодные хозяйственные помещения и хлев — с другой; в верхних этажах над жилой частью помещаются спальни и кладовые каммер , над нежилой — амбар и сеновал. Верхненемецкий тип представлен альпийским Верхняя Бавария и шварцвальдским домом. Костюм Немцы. Молодая девушка в традиционном костюме Швальма. Шрексбах, земля Гессен, Германия. Государственное управление исторических исследований земли Гессен, Марбург. Немецкий народный костюм складывается в 16—17 вв. Традиционная мужская одежда — штаны хозе , рубаха хемд , безрукавка брусттух, весте и куртка киттель , женская — рубаха, юбка рок с передником шюрце , корсаж мидер и кофта эрмельякке, спенсер, мутцен ; иногда надевали одну на другую несколько рубах и юбок, чтобы нижняя была видна из-под верхней. Основная обувь — сапоги; в приморских районах, в Рейнланде и Вестфалии была распространена деревянная обувь. Головной убор — шляпы и шапки разных форм, у женщин — платки иногда повязанные в виде тюрбана; с помощью каркаса ему могли придавать сложную форму и чепцы. В конце 19 в. Кухня На юге преобладают блюда из варёного теста клёцки — шпетцле, лапша — нудельн , на севере и западе — из картофеля «второй хлеб». До распространения картофеля основное место в питании крестьян занимали репа, горох, мучнистые похлёбки, каши. Хлеб у бедняков пекли из овса, у состоятельных немцев — из ржи и пшеницы; позднее ржаной хлеб предпочитали на севере, пшеничный — на юге. В деревнях хлеб пекли в общественной печи баккхаус, баккофен. В праздничной кухне важны блюда из свинины тушёная рулька с кислой капустой — айсбайн, котлеты, отбивные, жаркое в соусах, братвурст — колбаска из свинины на гриле , колбасы и сосиски кровяные — ротвурст, блутвурст; ливерная — лебервурст; зельц; копчёные — кнакквурст, ройхервурст; маринованное мясо — зауэрфлайш и т. В животноводческих районах производят масло и сыры, крупнейший район сыроварения — Альгойские Альпы в Баварии. На побережье в рационе преобладает солёная, маринованная или копчёная рыба угорь, сельдь, морской окунь, камбала. Для севера и запада характерны контрастные сочетания сладкого маринованные с сахаром капуста, груши, яблочное пюре, брусника, сладкие маринады с мясной или рыбной пищей. Традиционный напиток — пиво, в винодельческих районах юга и запада Рейнланд, Мозель, Гессен, Баден, Франкония, в низовьях Майна — «франконская Тоскана» , а также частично востока Зальфельд в Тюрингии — сухое и полусладкое вино, в Гессене и области Трира — яблочное вино с минеральной водой вайншорле. Крепкие алкогольные напитки — зерновая корн , фруктовая шнапс и происходящая из Юго-Западной Германии черешневая киршвассер водка. Распространено потребление кофе, во Фрисландии под английским влиянием — чай из широких чашек английского фарфора со сливками и карамельным сахаром кандис-цукер. Праздники Участники фестиваля Октоберфест. Бавария, Германия. Участники фестиваля Октоберфест. Сохраняются наиболее яркие формы немецкой праздничной обрядности. Зимний цикл открывается Днём святого Мартина 11 ноября. В этот день устраивали шествия с ряженым всадником на белом коне символизирующем первый снег , жгли костры мартинсфойер , позднее — устраивали фейерверки и процессии с факелами или с долблёными тыквами в 20 в. Обычаи Мартинова дня распространены в католических областях Баден-Вюртемберг, Рейнланд, Бавария , в 20 в. В протестантских областях он приурочен к 10 ноября — дню рождения М. Лютера , когда проводят шествия детей с фонариками латерненфест. После Мартинова дня до Рождества заготавливают на зиму мясо и колбасы, проходят праздники забоя скота шлахтфест , сопровождающиеся обильной совместной трапезой. Важнейший праздник зимнего цикла — Рождество. Именно из Германии происходят получившие позднее повсеместное распространение рождественские символы — наряженная ёлка вайнахтсбаум, кристбаум, первоначально в протестантских областях , рождественский венок со свечами адвентскранц и образ рождественского дарителя «деда Мороза», Вайхнахтсман , который отчасти слился с образом другого дарителя — святого Николая Мирликийского Nikolaus, Klaus , почитание которого как покровителя детей и дарителя подарков под влиянием Реформации было перенесено с 6 на 25 декабря Санта-Клаус. В католических областях Германии сохраняется образ святого Николая — епископа; по домам ходил одетый в его костюм человек иногда в сопровождении слуги — «кнехта Рупрехта» в вывернутом тулупе или покрытого гороховой соломой, с розгами в руках , спрашивал родителей о поведении детей, проверял знание ими молитв и песен, дарил подарки или бил розгами непослушных. До 1-й мировой войны в Северной Германии устраивались святочные шествия ряженых парней «трещоточник», «аист», «медведь с поводырём», «цыган», «солдат», всадник на белом коне , которые врывались в дома односельчан, шумели, пугали девушек, пели колядки, требуя даров, иногда сами приносили мелкие подарки. Во время швабско-алеманнского карнавала Фаснет в Баден-Вюртемберге наиболее знамениты ротвайльский и филлингенский Фаснеты проводились шествия ряженых шутов нарры; буквально — дураки; для костюма характерны деревянные смеющиеся маски, растительные и зооморфные символы, бубенцы. Темой карнавальных представлений в западных и юго-западных районах Рейнланд, Майнц, Саар; наиболее известны кёльнский и майнцский карнавалы служили злободневные политические сюжеты; ныне политический подтекст ушёл в тематику баварского карнавала Фашинг. Храмовые праздники, связанные с днём освящения местной церкви Кирхмессе, Кирмес, Кирхвайфест, Кирта, Керва , продолжаются от 3 до 7 дней. Они стали особенно распространены в ФРГ после 2-й мировой войны в связи с бурным строительством новых церквей. В 19 — начале 20 вв. Значительное число таких обрядов восходит к дохристианским верованиям. Свадьбе предшествовала помолвка Verlobung , которая имела характер договора или соглашения сторон: помолвленные обменивались дарами, т. Treue — верность , представлявшими собой украшение из золота или иной ценный предмет, которые возвращались дарителю в случае расторжения помолвки и отмены свадьбы.
Переехавшие в Россию немцы объяснили причины покинуть Германию
Численность немцев, живших в России до издания Манифестов Екатерины II, можно указать лишь ориентировочно. рассказывает Елена Кондратьевна Гейдт, которая почти два десятилетия возглавляет общественную организацию российских немцев в Марксовском районе. Несмотря на постоянный отток этнических немцев на Запад, согласно переписи населения России 2010 года, в нашей стране по-прежнему проживает около четырехсот тысяч немцев (голендров, русских немцев, швабов и саксонцев), п. Количество российских виз, выдаваемых гражданам Германии, за последние 2 месяца увеличилось вдвое. Численность в Германии 83 млн человек (2019, оценка; при статистических подсчётах в Германии под немцами. RusDeutsch | Новости немцев России.
В Крым вернулись около 220 семей российских немцев из Германии в 2023 году
Москва сократила число сотрудников учреждений ФРГ в РФ до 350 — теперь это новый «максимум», остальным немцам придется покинуть Россию. Сколько немцев в РФ? Согласно источникам, Германия направила в Россию в два раза больше сотрудников, чем РФ в ФРГ.
Свои среди чужих, чужие среди своих: что стало с немцами Поволжья
Немцы в политике России — феномен колоссального обилия немцев — государственных, военных и политических деятелей в русской истории. Общие сведения[ edit edit source ] Скорее всего, высокое положение, которое исторически занимали немцы в России связано со стереотипом о «немецком порядке», и мечте русского человека о «железной руке», которая этот порядок наведёт. Другими словами, в России сложилось представление о немцах, как о хороших, строгих начальниках, хозяйственниках, которым можно доверить управление. Любовь к немецкому проявляется и в названиях ряда городов Петербург, Екатеринбург и т. В Советское время германофилия исподволь также использовалась: намекалось, что у Ленина есть немецкие корни на самом деле, еврейские , а сам советский строй объявлялся наследием немецких учёных Энгельса и Маркса, эксплуатируя пиетет перед немецкой наукой, существовавший в своё время. Перечислять дореволюционных деятелей-немцев в высшем руководстве России можно было бы до бесконечности, можно ограничиться тем фактом, что немцами были Романовы , как именовала себя правящая династия, хотя официально она называлась Гольштейн-Готторп.
Вторые были обычными крестьянами. Переселенцы были высокими, хорошо сложенными, выносливыми и сильными. Большая их часть была брюнетами, редко — блондинами. В отличие от соседних славян, немцы брили усы и бороды и расчесывались на прямой пробор. В те годы «немцами» называли всех переселенцев из Германии. Сами они себя называют "дойчен" а жителей Германии - "германцами". Более двух веков российские немцы практически не контактировали со своими соотечественниками в Германии, поэтому сильно отличаются от них по материальной и духовной культуре. Что касается языка российских немцев, то переселенцам, прибывшим из разных районов Германии, из-за обилия диалектов, пришлось найти общий язык. В открывающихся начальных школах их детям преподавали литературный немецкий язык.
По моим оценкам, 80 процентов немецких фирм остались в России. Отвечает Мария Григорьева В 1989-м, когда проводилась последняя всесоюзная перепись, показавшая, что в СССР проживает чуть более 2 млн. Сейчас, когда в стране проживает 400 тыс. Отвечает Василий Туганов 22 нояб. Во всей области осталось лишь порядка 8 тыс. Отвечает Курбан Дмитриев 13 апр. Отвечает Мария Осипова 27 июн. Отвечает Александр Музыка 21 февр. Отвечает Марк Романчук 8 мая 2023 г.
У нас был хороший дом, бизнес, дорогие авто. Но мы хотели другой жизни. Простой, понятной. У нас пятеро детей, трое сейчас с нами, на Алтае, им 12 лет, 8 и 4 годика. Двое взрослых ещё в Европе. Я не говорю, что там плохо, Германия — прекрасна. Но мне сейчас очень много людей пишут, спрашивают как перебраться. Я половину своего времени трачу на эти консультации! А некоторые уже приезжали посмотреть. Вот только что от меня уехал сын состоятельной фрау. Они уже решили сюда перебраться, продают все в Германии. С Россией никаких связей не было. Но теперь хотят здесь жить. Из-за роста цен? Больше из-за роста напряжения в немецком обществе, люди озлобились. Все меньше свободы. Даже вот банально шашлык к речке не пойдешь пожарить, только в «специальных местах». А русофобия уже самих немцев раздражает. Мой племянник лишился работы потому что не то сказал про Россию. Ну и еще ЛГБТ. Нет, никто не против таких людей, но зачем же их так пропагандировать?! Страшно просто. Вот проснулись утром и решили: едем-ка в Россию-матушку? И в 2015-м друг позвал меня на Алтай. Я еще подумал: что делать в этой деревне? Приехал и мне как-будто глаза поменяли. Стал видеть по-другому, чувствовать по-другому. Здесь люди открытые, без понтов. Жена тогда сказала: «Ты с ума сошел? А я уже не мог жить, как раньше, в Германии. Отторжение прямо началось. И в 2021-м мы переехали. Все продали в Германии? Ни секунды не жалеем. Я предлагал жене, детям поехать на Рождество в Германию, погулять по ярмаркам, проведать родных. Говорят, пусть лучше они к нам. Детей без проблем тут же взяли в школу. Но ничего. Даже репетитора нам дали с немецким языком. Бесплатно, такая программа у государства. Теперь у немецкой семьи на Аталае свой дом с печкой. А еще гостевой, где принимают туристов из Европы. Куры, овцы, свиньи, теплицы. С документами очень сложно. Первые пару лет жена и дети вообще полулегально тут жили. Я пробовал по программе переселения оформиться. Нам отказали по дурацким причинам. Вся эта волокита утомляет. А на месте все люди отзывчивые, помогают, не отказывают. Вы же бизнес ведете? Это разве не рай? И не только немцы хотят переехать. Вот вам история от русско-французской пары. Вероника и Грегуар встретились в Москве, но живут в Париже уже 7 лет. Точнее жили. А сейчас буквально на чемоданах, пакуют все что нажито. Купили подержанную машину и на ней с двумя детьми планируют ехать в Россию. В один конец. Мы только на продукты, экономя, тратим 1000 евро. Про рестораны вообще молчу, туда уже не ходим давно. Даже в обычном кафе чай 7 евро. Налоги огромные, у мужа с другом свой бар.
Переехавшие в Россию немцы объяснили мотивы: «Было ощущение, что кругом психи»
Москва сократила число сотрудников учреждений ФРГ в РФ до 350 — теперь это новый «максимум», остальным немцам придется покинуть Россию. По переписи 1989 г. в СССР было 2 млн 38 тыс российских немцев, из них 842 тыс. – в России. по 20-30 тысяч человек(по переписи 2010-го) общины немцев существуют также в Новосибирской, Тюменской, Кемеровской областях и Красноярском крае. идёт Германия сегодня. В 2023 году на 200% увеличилось количество обращений от русских немцев в консульства с просьбой о помощи уехать в Россию. Таковы недавно опубликованные результаты переписи населения России, которая проходила осенью 2021 года.