Цифровые финансовые активы являются новым явлением на финансовом рынке, отмечает Бадалов. В июне 2023 года торговая площадка была внесена в число операторов информационных систем. Банк России ведет два реестра — операторов информационных систем, которые осуществляют выпуск ЦФА, и операторов их обмена. 2. Оператор обмена цифровых финансовых активов для осуществления расчетов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе открыть один или несколько номинальных счетов.
Операции с цифровыми финансовыми активами
Эти сервисы объединяют предложения от различных финорганизаций и обеспечивают их взаимодействие с потребителями финуслуг. По новому закону маркетплейсы получат новые функции — станут операторами ЦФА. Участники рынка оценивают законопроект положительно. Они считают, что он создаст дополнительную ликвидность на рынке ЦФА.
Переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву.
Поскольку ЦФА названы в законе в качестве цифровых прав, следует предположить, что на них распространяются положения ст. К ЦФА относятся только четыре вида цифровых прав: денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг Денежные требования — это требования передачи денег, то есть рублей РФ или иностранной валюты. Кстати криптовалюты, такие как биткойн и эфир, с точки зрения законодательства РФ деньгами не являются. Эмиссионные ценные бумаги согласно ст.
Также следует отменить что к ЦФА в РФ относятся только права участия в капитале непубличного акционерного общества, но не права участия в других хозяйственных обществах, в частности, к ним не относятся права участия в обществе с ограниченной ответственностью зарегистрированного в РФ. Тут следует принять во внимание что корпорации или компании зарегистрированные в других юрисдикциях могут не соответствовать в точности определениям хозяйственных обществ установленных законодательством РФ. Цифровая валюта Согласно п. Но мы бы все же предположили, что на практике Ripple или биткойн будут рассматриваться именно как цифровые валюты.
Если же такое средство платежа означает денежное обязательство какого-либо лица, что имеет место в некоторых стейблкойнах, то оборот таких инструментов в РФ будет незаконным вне одобренных Банком России информационных систем или не через зарегистированных операторов обмена, в силу того что такие инструменты подпадают под определение ЦФА. Резиденты РФ согласно закона имеют право иметь, покупать и продавать цифровую валюту, брать и давать ее в долг, дарить, передавать по наследству, но не имеют права использовать ее для расчетов за товары, работы и услуги п. То есть цифровую валюту резидент РФ может купить, скажем, за доллары у нерезидента или за рубли у резидента, и может продать за рубли резиденту или за доллары нерезиденту. Но резидент РФ не может цифровую валюту принимать в оплату за товары, работы, услуги.
При этом Закон устанавливает ограничение только на прием цифровой валюты в качестве оплаты. Теоретически резидент РФ может за рубли в РФ купить цифровую валюту например биткойн или эфир , и рассчитаться нею с нерезидентом, например, за поставку товаров из Китая. Это похоже на режим использования иностранной валюты в РФ, хотя следует подчеркнуть что ЦВ иностранной валютой не является, и нормы законов об иностранной валюте напрямую к ЦВ неприменимы. Резиденты РФ также имеют право иметь, покупать и продавать иностранную валюту.
Но использовать, скажем, доллары США, для расчетов не разрешено. Закон прямо не говорит о возможности внесения цифровой валюты в уставной капитал российского хозяйственного общества. Как мы указывали ранее, см. Судебная защита владельцев цифровых валют В п.
Таким образом, Закон устанавливает, что для резидентов РФ права связанные с обладанием цифровой валютой подлежат судебной защите только при условии предоставления информации в налоговую, а для нерезидентов такого ограничения нет.
Предварительно Банк России согласовывает правила обмена ЦФА и подтверждает наличие технической возможности совершать предусмотренные этими правилами сделки. В заявлении ЦБ указывается, что операторы обмена, обеспечивая заключение сделок с ЦФА путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок, могут взаимодействовать с несколькими операторами информационных систем, в которых выпускаются цифровые права. Это повышает инвестиционную привлекательность и ликвидность финансового продукта. ЦФА - это признаваемые российским законодательством записи токены в системе блокчейн, которые предполагают наличие у их держателей цифровых прав.
Но если там утекают данные паспортов, имён владельцев и так далее, то в случае утечки базы данных ОИС вместе с ней утекут и приватные ключи, а, значит, и деньги их клиентов. Сказать «а вы сделайте так, чтобы не утекали» можно, но на практике, если в архитектуру заложена бомба, рано или поздно она взорвется.
Это всего лишь вопрос времени. Бомба же заложена тем же требованием об обязательном восстановлении доступа к утраченному кошельку. Получается, что ОИС должны жертвовать безопасностью всех участников рынка ЦФА ради нескольких гипотетических пользователей, потерявших своих ключи. Или картотеки, если базы данных там еще не появилось. Конечно, можно возразить, сказав, что централизованные биржи тоже имеют доступ к деньгам пользователей, которые хранят деньги на биржах. И это будет верно, но за одним исключением: в любой момент владелец может вывести свои средства на свой персональный кошелек и забыть о них на долгие годы. Многие так и делают, или после торговли на бирже выводят свои средства на приватные кошельки, и не переживают, что биржу взломают, деньги будут потеряны, или что биржа попросту исчезнет с их деньгами — что случается с печальной регулярностью — чуть ли не каждый месяц мы слышим о том, что очередная криптобиржа исчезла с деньгами пользователей.
Поэтому исключительное владение своим кошельком в блокчейне — самая важная функция и потребность пользователей. Подводя промежуточный итог, можно утверждать, что такие требования к операторам информационных систем приведут к фрагментации рынка: каждый ОИС будет криво-косо, с грехом пополам создавать свой блокчейн, со своими правилами и особенностями, свистелками и прочими прелестями. Вероятность, что все блокчейны будут сделаны грамотно, качественно и безопасно — нулевая. Не близкая к нулю, а действительно нулевая. Для бизнеса, эмитентов ЦФА, тоже радости в этом мало. Какая-то третья сторона почему-то распоряжается их активами и в любой момент может их создавать, уничтожать или просто забирать? Берем десять ОИС, и умножаем на количество таких причин, получаем степенную функцию, показывающую вероятность, когда все это накроется.
Подсказка: очень скоро. Что делать? Использовать проверенные годами, имеющие огромные сообщества разработчиков блокчейны, в первую очередь — Эфир. Еще есть Солана, Трон, и другие, публичные, вполне надежные блокчейны. И даже у них бывают сложности, например Солана относительно недавно несколько раз падала, но работоспособность была оперативно восстановлена, что вряд ли случится с кустарным блокчейном, созданным просто потому, что пришлось. Не надо выдумывать лишних сложностей и закладывать ненужные риски, и придумывать велосипеды на ровном месте. Все уже придумано, все уже работает, гарантирует совместимость, единый формат и единый стандарт.
Санкционные риски В новых реалиях в этом разрезе возникает вопрос еще одного аспекта безопасности — санкционной. Если ЦФА контролирует ОИС, а, значит, и регуляторы — не важно какой страны, пусть даже самой лучшей, такой как Россия — то для нерезидентов возникают санкционные риски. Особенно сейчас, во время геополитического кризиса. Даже если реально таких рисков нет и никто не собирается замораживать чьи-то активы, то и технически, и теоретически это может произойти. Купить рекламу Отключить Соответственно, иностранные инвесторы это прекрасно понимают и, что логично, будут этого бояться. Это значит, что если владельцы ЦФА не смогут выводить их на свои холодные кошельки, иностранный капитал в Россию попадать попросту не будет из-за подобных страхов и опасений: любой более-менее серьезный инвестор всегда оценивает риски перед покупкой чего-либо. Ведь они сами видели, как их собственные, «правильные» власти заморозили золотовалютные резервы России, как воровали особняки, яхты и самолеты у «плохих богатых русских».
А раз их собственное, замечательное, честное и самое справедливое на свете правительство так поступило, то «страшные русские» уж тем более так обязательно сделают. Как писалось выше, из-за требований о контроле владельцев и обязательном восстановлении доступа при утрате, каждый ОИС должен будет иметь свой кустарный блокчейн. Помимо этого, каждый ОИС должен будет интегрироваться с ООЦА, если захочет повышения ликвидности выпущенных им активов — чтобы они торговались не только в его маленьком королевстве-на-коленке. Соответственно, чем больше будет ОИС на рынке, тем сложнее будет операторам обмена. В какой-то момент поддержка всех существующих ОИС станет для них практически невозможной: так, блокчейн-сервисы по приему криптовалютных платежей, крипто-эквайеры, часто являются отдельным бизнесом, занимающимся процессингом для криптовалютных бирж. Причина проста: блокчейны постоянно обновляются и развиваются, и часто изменения должны поддерживаться всеми, кто их проинтегрировал. Кроме того, ООЦА придется глубоко анализировать каждый кустарный блокчейн, и даже если он пройдет проверку, то это не значит что через пару апдейтов он превратится в нечто опасное.
В итоге бизнес, который мог бы быть прибыльным, будет работать в убыток ради обслуживания десятков скорее всего некачественных блокчейнов. Второй вариант — операторы обмена будут работать только с несколькими ОИС, оставляя все прочие за бортом лодки ликвидности. К чему это ведет? Правильно, к монополизации рынка, к отсутствию конкурентности и, как результат — к стагнации, некачественным сервисам и услугам. Ведь зачем что-то делать качественно, если не с кем бороться? И так сойдёт с Сбер. Шутка, конечно.
И снова — проблема обязательной идентификации пользователей Никак не получается отойти от этой проблемы, она вылезает в самых разных местах. Сейчас разнообразные сервисы, занимающиеся верификацией личности, не имеют права верифицировать пользователей для торговли ЦФА. Даже по какой-то неведомой причине Госуслуги не имеют такого права. Вдумайтесь, 2023 год на носу, а у нас — создают офисы а-ля вебмани, чтобы работать с блокчейном и технологиями будущего. Парадоксально и было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Где справку открывали, туда и идите. Еще раз: ОИС и ООЦА должны либо работать под каким-то банком, либо самим быть каким-то банком, либо формировать свой отдел верификации пользователей.
Помните, бизнес из "мы — фандрайзинговая платформа для ЦФА" превратился внезпно в еще и разработчиков блокчейна? Так вот теперь ОИС еще должны быть и верификаторами, иметь сеть офисов по всей России и заменить Ростелеком с их системой единой биометрической верификации и идентификации. По-моему и вовсе агонь. Что касается иностранных граждан, то в текущих реалиях прямой путь им в ЦФА заказан. Прощайте, иностранные инвестиции в экономику России! Прецедентов не было, но в теории это возможно при правильной юридической обвязке. Получится ли такое на практике — большой вопрос, ответ на который нам ещё только предстоит получить.
Получается, что к сожалению, пока все МФЦ, Госуслуги, система биометрической верификации пользователей, службы единого окна и так далее, которые развернуты на федеральном уровне, абсолютно не работают для ЦФА. Получается, что для ОИС и ООЦА единственным вариантом функционирования становится обязательная интеграция с каким-то банком, причем крупным, у которого уже есть отделения по всей России, который и будет верифицировать пользователей. Кто этот пункт в законе пролоббировал? Вопрос риторический, отвечать не надо, но присмотреться, кому это было выгодно, однозначно стоит.
В России появились токены на квартиры. Как работает инструмент для инвестиций в недвижимость
Все сделки проходят через операторов обмена цифровых финансовых активов. Закон о ЦФА начал действовать в России в январе 2021 года. Список заблокированных активов, подлежащих обмену с нерезидентами, был известен и ранее. Первая организация включена в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов.
Что такое цифровые финансовые активы
Предварительно Банк России согласовывает правила обмена ЦФА и подтверждает наличие технической возможности совершать предусмотренные этими правилами сделки. Появление первого оператора обмена ЦФА является важным шагом для развития рынка такого рода финансовых инструментов, отмечает ЦБ. Банк России также включил Национальный расчетный депозитарий НРД, входит в группу "Московской биржи" в реестр операторов информационных систем, осуществляющих выпуск ЦФА.
Закон прямо не говорит о возможности внесения цифровой валюты в уставной капитал российского хозяйственного общества. Как мы указывали ранее, см.
Судебная защита владельцев цифровых валют В п. Таким образом, Закон устанавливает, что для резидентов РФ права связанные с обладанием цифровой валютой подлежат судебной защите только при условии предоставления информации в налоговую, а для нерезидентов такого ограничения нет. Это, конечно же, неконституционная норма, и она не должна применяться судами на практике. Но, даже и если бы такое ограничение ввели для нерезидентов, это все равно было бы неконституционно, так как ч.
Также следует принять во внимание, что ст. Информационная система и оператор информационной системы. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27. Закон устанавливает ряд требований к информационной системе в которой могут осуществляться записи с помощью которых осуществляется учет обращение цифровых финансовых активов.
Требования эти таковы, что технически такая информационная система никоим образом не может быть блокчейном или распределенным реестром в общепринятом понимании этих терминов. Иными словами, если оператор отказывается разместить у себя на сайте такое решение, то выпуск ЦФА по Закону произвести нельзя. Оператор ИС, в которой осуществляется выпуск ИС, обязан обеспечить возможность восстановления доступа обладателя цифровых финансовых активов к записям информационной системы по требованию обладателя цифровых финансовых активов, если такой доступ был им утрачен пп. На практике это означает, что по сделкам с ЦФА приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, переход ЦФА будет осуществляться не иначе как с одобрения оператора ИС.
В соответствии с п. Если подойти к данной формулировке чисто формально, то российское право применяется только к тем финансовым активам выпуск, учет и обращение которых происходят именно так как описано в Законе. Если же они происходят не так, то ним вообще не применяется российское право. Даже если все участники сделки резиденты РФ, все сервера в РФ, предмет сделки акции или денежные обязательства российской компании, но ИС работает не так как описано в законе — то она вне действия российского права.
Вывод абсолютно логичный, но странный. Возможно авторы закона хотели сказать что-то другое, но сформулировали так, как сформулировали. Другая возможная трактовка: российское право применяется к любым ЦФА описанным в законе, даже для иностранных лиц. Иными словами, если предмет сделки подпадает под определение ЦФА в законе, даже если стороны сделки иностранные лица, к сделке должно применяться российское право.
Ранее ее внесли в реестр операторов обмена ЦФА. В сентябре глава департамента инфраструктуры финансового рынка ЦБ РФ Кирилл Пронин отметил, что новые "цифровые" виды деятельности в совокупности принесли рынку 140 миллиардов рублей.
Обновление текста в 19:55 В частности, в списке отсутствуют цены на паи иностранных ETF, в том числе, провайдера FinEx.
Однако, у инвесторов есть возможность по последним сделать расчет — справедливая стоимость паев FinEx на 22 марта размещена на сайте в специальном калькуляторе расчета реальной стоимости портфеля. Согласно методике, цену на 20 марта можно использовать, так как она является последней известной до фиксации цен.
Банк России включил первую организацию в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов
Значение цифровых финансовых активов для рынка секьюритизации. Секьюритизация – это процесс трансформации неликвидных активов в ценные бумаги, например, кредитов н 17.04.2023. В частности, уточнены перечни сведений, вносимых Банком России в реестры, сведений, включаемых в ходатайство о включении в реестр, сведений, подтверждающих требования к квалификации и деловой репутации, сведений, включаемых в выписку из реестра, и прочее. Российские юридические лица, включенные Банком России в реестр операторов обмена ЦФА, осуществляющие операции купли-продажи и обмена ЦФА, а также защищающие инвестора. Госдума одобрила законопроект о цифровых финансовых активах в первом чтении | Блокчейн и Биткоин в России. Госдума одобрила законопроект о цифровых финансовых активах в первом чтении | Блокчейн и Биткоин в России. В частности, уточнены перечни сведений, вносимых Банком России в реестры, сведений, включаемых в ходатайство о включении в реестр, сведений, подтверждающих требования к квалификации и деловой репутации, сведений, включаемых в выписку из реестра, и прочее.
Сделки с цифровыми финансовыми активами должны заключаться через операторов обмена активами
У Банка России на рассмотрении находятся в настоящее время девять заявок на включение в реестр операторов обмена цифровыми финансовыми активами. Согласно проекту операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть кредитные организации и организаторы торговли, которые включены Банком России в установленном им порядке в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов. правила привлечения операторов обмена цифровых финансовых активов, включая требования к указанным операторам. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков внёс в парламент законопроект, который устанавливает административную ответственность за выпуск и обмен цифровых финансовых активов (ЦФА) компаниями, не включёнными в реестр ЦБ. Финансовые маркетплейсы смогут выпускать и перепродавать цифровые финактивы (ЦФА). Компании включат в специальные реестры ЦБ – операторов информационных систем (ИС) и операторов обмена ЦФА. Дата внесения Банком России в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов.
Аналитика и комментарии
Главная Новости законодательства Федеральное законодательство Внесены изменения в порядок ведения Банком России реестра операторов информационных систем, реестра операторов обмена цифровых финансовых активов. К тому же у цифровых финансовых активов есть оператор ИС, который регулируется Центробанком. В реестр обмена ЦФА пока входит только Московская биржа. Банк России наделяется полномочиями ведения реестра информационных систем и реестра операторов обмена цифровых финансовых активов, а также надзора за деятельностью операторов информационных систем, в рамках которых выпускаются ЦФА. Оператор обмена цифровых активов: когда будут доступны вторичные операции с ЦФА. Оператор обмена цифровых активов: когда будут доступны вторичные операции с ЦФА.
СПБ Биржа стала оператором информационных систем по выпуску финансовых активов
Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2023 года указанием Банка России от 8 сентября 2023 года N 6522-У. Правила информационной системы и документы, предусмотренные частью 2 статьи 7 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ , представленные в Банк России с учетом положений, предусмотренных частью 12 статьи 7 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ , юридическим лицом, намеревающимся осуществлять деятельность оператора информационной системы далее - заявитель , для принятия Банком России решения о согласовании правил информационной системы и включении оператора информационной системы в реестр операторов информационных систем далее - решение о согласовании правил информационной системы далее при совместном упоминании - документы для включения в реестр операторов информационных систем , должны соответствовать требованиям, установленным пунктами 1. Ходатайство о включении в реестр операторов информационных систем должно содержать следующие сведения: 1.
Вероятно, это связано с тем, что некоторые ОИС планируют также получить статус оператора обмена. Консенсус-прогноз операторов платформ на 2024 год по данным агентства «Эксперт РА»: число ОИС увеличится почти в 2 раза — с текущих 10 до 18 на конец 2024 года; количество операторов обмена может вырасти до пяти. ЦФА с привязкой к цене на недвижимость Прошло два выпуска ЦФА с привязкой к цене одного квадратного метра жилой недвижимости. Форма — ЦФА на денежное требование, без обеспечения. Выпуск от эмитента «Самолет» Дает право денежного требования в размере стоимости одного квадратного метра жилого помещения. Промежуточных выплат не предусмотрено.
Площадь жилого помещения составляет 32,86 кв. Стоимость погашения зависит от срока реализации жилья относительно даты погашения 31 декабря 2025 года : реализация жилья в период, который начинается за год до даты погашения — стоимость погашения зависит от цены реализации; досрочное погашение ЦФА более чем за год до даты погашения или, если объект не был реализован до этой даты, — погашение по рыночной стоимости; застройщик обанкротится — погашение в соответствии с ценой договора участия в долевом строительстве 7,31 млн руб. Фиксированный номинал — 99,3 тыс. Выплата дохода от изменения цены на недвижимость дополнительно к номиналу и процентному доходу — право, а не обязательство эмитента. Зачем застройщикам выпускать ЦФА Застройщики-эмитенты отметили, что в некоторых ситуациях особенно важны темпы привлечения средств. Иногда скорость заимствований — приоритет для застройщиков даже при более высокой их стоимости: например, для торгов при покупке земельного участка под строительство, если нет открытой банковской кредитной линии.
Однако процесс получения лицензии затянулся. Целый год велась доработка финальной версии регуляторных правил: особенности торговли, расчетов, оборота выпускаемых ЦФА, возможности обращения активов за пределами системы, в которой они выпущены, и т. Согласно нынешней версии, процедура включения российского юридического лица в реестр операторов информационных систем должна занимать не более 60 рабочих дней. В течение этого времени Банк России согласовывает правила регистрируемой информационной системы. Создаваемые операторы информационных систем должны отвечать требованиям, установленным Федеральным законом от 31. Отмечается, что ЦБ ведет еще второй реестр, в котором будут регистрироваться участники юридические и физические лица , получающие право на обмен ЦФА, обслуживанием которых занимаются операторы из первого реестра. Они подали заявления практически одновременно с Atomyze и сейчас находятся в очереди на получение лицензий. Первые доступные ЦФА в России могут появиться уже во втором квартале 2022 года Непосредственная работа по запуску цифровых активов в обращение с регистрацией у операторов обмена через операторов реестра может начаться во втором квартале этого года. Многие участники называют этот срок наиболее реалистичным. В то же время эксперты отмечают, что для реализации новых проектов, использующих ЦФА, еще потребуется доработка правил регулирования.
Компания предоставит рынку площадку для выпуска ЦФА, а также лицензионное ПО для организации работы будущих операторов информационной системы. Таким образом, количество операторов систем ЦФА выросло до пяти. Помимо «Мастерчейна», этот статус имеют компании «Атомайз», «Лайтхаус», «Системы распределенного реестра», а также Сбербанк и Альфа-Банк.
ЦБ расширил реестр операторов ЦФА до пяти
Главная Новости законодательства Федеральное законодательство Внесены изменения в порядок ведения Банком России реестра операторов информационных систем, реестра операторов обмена цифровых финансовых активов. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков внёс в парламент законопроект, который устанавливает административную ответственность за выпуск и обмен цифровых финансовых активов (ЦФА) компаниями, не включёнными в реестр ЦБ. Закон обязывает Банк России вести реестр операторов электронных платформ, которые занимаются оборотом ЦФА и проводят законные цифровые финансовые операции. Банк России включил ООО «Системы распределенного реестра» в реестр операторов информационных систем, которые могут выпускать цифровые финансовые активы (ЦФА). Закон регулирует отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена.