Мясопустная Родительская суббота – первый в году родительский день поминовения усопших в русском православном календаре. Мясопустная суббота является первой из разряда родительских суббот в православном богослужебном уставе, является поминальным днем и называется также Вселенской родительской субботой. Вселенская Мясопустная родительская суббота является древним праздником, когда вспоминают обо всех погибших православных, которые пострадали за свою веру в Господа.
Мясопустная суббота: что за день у православных и как его проводят
Перед Неделей (мясопустной) о Страшном суде Святой Церковью установлена Вселенская родительская (мясопустная) суббота, в которую мы совершаем заупокойные службы о всех почивших отныне и до века православных христианах. Перед Неделей (мясопустной) о Страшном суде Святой Церковью установлена Вселенская родительская (мясопустная) суббота, в которую мы совершаем заупокойные службы о всех почивших отныне и до века православных христианах. Мясопустная родительская суббота перед Великим постом в 2022 году, Вселенское поминовение усопших в Неделю о Блудном сыне – особенности трапезы, поминовен.
Мясопустная родительская суббота
Мясопустная суббота В. А. Котарбинский. «Сиротки». Открытка. Тип народно-православный иначе Маленькая Масленица, Зимние деды (белор.) также Вселенская суббота (христ.) Значение зимний поминальный день Установлен Вероятно имеет древние дохристианские корни. Почему две Родительские субботы называются Вселенскими В церковном календаре есть две Вселенские родительские субботы: Мясопустная и Троицкая. Соответственно, мясопустное воскресенье начинается в вечер субботы накануне и она тоже мясопустная поэтому называется. Но всю следующую седмицу, которая называется мясопустной, сырной масляной, потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется вкушать только, сыр, молоко, масло и яйца. Почему суббота называется родительской.
«Вспоминать нужно всех». В чем суть Мясопустной родительской субботы?
Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов. Но всю следующую седмицу, которая называется мясопустной, сырной масляной, потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется вкушать только, сыр, молоко, масло и яйца. Что такое Вселенская родительская суббота, что можно и нельзя делать в этот день и почему 9 марта она называется мясопустной, рассказываем в материале Субботы Мясопустная и Троицкая – особенные, Вселенские, на них совершается заупокойное поминовение. Почему мясопустная родительская суббота носит такое название? Заупокойная служба в субботу мясопустную озаглавлена так: «Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших».
Всех от века почивших: как правильно провести Мясопустную родительскую субботу
Почему Мясопустная Родительская суббота так называется? Название субботы основано на втором именовании Недели о Страшном Суде – Мясопуст. В 2022 году родительская суббота, носящая название мясопустной, выпадает на 26 февраля. Мясопустная суббота — день поминовения усопших православных христиан и особенно почивших родителей (предков), первая родительская суббота в богослужебном уставе Православных церквей.
Мясопустная суббота
Поминовение в Мясопустную субботу напоминает о необходимости спасения всех душ — как живых, так и мертвых. Почему Мясопустная Родительская суббота так называется? Название субботы основано на втором именовании Недели о Страшном Суде – Мясопуст. Что значит Мясопустная родительская суббота, когда она отмечается, кого поминают в этот день, какие традиции и запреты с ней связаны. Что такое Вселенская родительская суббота, что можно и нельзя делать в этот день и почему 9 марта она называется мясопустной, рассказываем в материале Мясопустная родительская суббота перед Великим постом в 2022 году, Вселенское поминовение усопших в Неделю о Блудном сыне – особенности трапезы, поминовен. Перед Неделей (мясопустной) о Страшном суде Святой Церковью установлена Вселенская родительская (мясопустная) суббота, в которую мы совершаем заупокойные службы о всех почивших отныне и до века православных христианах.
Всех от века почивших: как правильно провести Мясопустную родительскую субботу
Родительской субботу называют так потому, что в это время по традиции поминают умерших родителей и дедов. Второе название дня — Мясопустная суббота. В это время еще разрешается есть мясную пищу, а потом начинается Великий пост. Суббота предваряет Масленичную неделю, за что ее именовали «Маленькой Масленицей». В древнем календаре славян 18 февраля отмечается еще и Агафья Коровница или «Коровья смерть», так что православные традиции в этот день тесно переплетаются с народными. Вселенская родительская суббота 2023: традиции В Родительскую субботу по традиции верующие посещают церкви, а затем — могилы усопших родственников. После вся семья собирается за поминальным столом.
Основным блюдом его является кутья — каша с добавлением орехов, фруктов и меда. Для умерших родных ставится отдельная посуда. В народе этот день называли еще и Агафьиным. Считалось, что 18 февраля из леса выходят лихорадки, лихоманки и Коровья смерть — уродливая старуха, которая насылает на людей и животных недуги и хвори. Чтобы защитить село от нечистой силы и болезней, было принято проводить обряд опахивания.
Также эту дату еще называют в народе последним днем зимнего мясоеда. В Мясопустную субботу церковь и верующие вспоминают не только умерших родных, но и тех, кто покинул этот мир еще со «времен Адама». Поминовение в Мясопустную субботу напоминает о необходимости спасения всех душ — как живых, так и мертвых. Считается, что усердные молитвы в этот день могут разбудить усопших для совершения покаяния перед Страшным судом. В 2023 году вселенская мясопустная суббота выпадает на 18 февраля. Что можно и нельзя делать в мясопустную родительскую субботу Главный смысл особого церковного дня — выражение уважения к ушедшим родственникам. Верующие посещают церкви и ставят свечи за упокой ушедших, пишут записки для поминальной службы и освещают блюда для поминального стола. Хотя суббота и называется родительской, помолиться в этот день нужно обо всех умерших родственниках — родителях и прародителях. Также в Мясопустную субботу, как и в любой другой родительский день, необходимо навести порядок на могилах усопших, принести туда цветы и собрать семью на застолье. По этому случаю у многих народов сохранилась традиция приготовления кутьи — каши из злаков, заправленной жидким медом или смесью воды, сахара и меда. Еще до Масленицы в этот день полагается печь блины, однако не для семьи, а для почивших и нуждающихся. Так, первые блины в селах и деревнях по традиции клали на крышу дома, а также раздают детям, соседям и бедным. Для умерших также в стакан наливают кисель, пиво или водку — напиток не трогают до утра, чтобы им могли угоститься души предков. А вот на кладбище алкоголь приносить не полагается.
В эту родительскую субботу принято отказываться от мяса, другими словами — отпускать или оставлять. Последняя пышная трапеза накануне Великого поста проходит в Прощеное воскресенье, после чего остатки пищи рекомендуется отдать домашним животным, а посуду тщательно вымыть. Как проходит Вселенская мясопустная родительская суббота В этот день во время божественной литургии в церквях молятся о христианах, покинувших этот мир, особое внимание уделяется умершим насильственной смертью и не прошедшим обряд отпевания. Такое богослужение проводят несколько раз в год, и первое всегда приходится на субботу накануне Масленицы. Прихожане пишут записки об упокоении, а на богослужении читают заупокойные молитвы, но все они скорее радостные, так как в них надежда на то, что все воскреснут. После службы можно освятить блюда, заранее приготовленные для поминального стола. Чаще всего это кутья, которая готовится из риса и изюма, и блины.
В книге Товит милостыня называется великим даром и добрым делом. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу; ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды, ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму. Милостыня есть богатый дар для всех, кто творит ее пред Всевышним» Тов 4:7-11. К этим словам следует добавить, что в церковном календаре-книжке Донской и Кавказской епархии за 2020 год есть замечательный материал о беседе Схоласта и Преподобного, где последний отделил настоящую милостыню от человекоугодия т. Творящие милостыню и дела правды будут долгоденствовать». Книга Премудрости Исуса, сына Сирахова: «Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи». Сир 3:30. В Новом Завете милостыне также уделяется большое значение: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» Иак 2:13. Святые отцы Церкви особо выделяли пользу для души милостыни и благотворительности. Святитель Григорий Богослов: «У Бога милость взвешивается милостью. Милости Божией ищи себе милостями к ближним». Святитель Иоанн Златоуст: «Не бедные имеют нужду в богатых, а богатые в бедных». Милостыня за близкого умершего человека — великая добродетель. Если и не за кого подать записку на Вселенскую, то можно хотя и просто помолиться в сердце, и это не пройдет мимо Бога. Как мы помним по 5-й главе Евангелия от Матфея, где Господь преподает заповеди Блаженства, там изложены тайны духовного совершенства и праведной жизни. Праведника слушает Бог, а потому и может исполнить его просьбу «очи Господни на праведныя и уши Его в молитву их», Пс 33:16. Даже если человек и умер некрещеным или вне нашей Церкви, то его все равно не обходит загробная жизнь. Только в этом случае эта жизнь будет наполнена страданием и слезами в аду, потому что туда попадают сразу, а некрещеные и даже на Суд не воскреснут Пс 1:5. Именно поэтому следует помнить собственную ответственность за несчастного — за возможность ему быть прощенным Богом. Может ли Бог простить того, кто не родился от Духа от купели крещения , кто не знал Его или отказывался от Него?
Вселенская родительская мясопустная суббота
С этого дня готовились к встрече Масленицы. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала ребятишек лет 8-10 «встречать Масленицу»: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону — И пахать пойду! Детвора бегала по деревне и собирала старые лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу? Поговорки и приметы «У колядный мясоед деды , пэрэд масленой» полесье. Перед мёртвым не кичись: он сильнее живого.
Что такое вселенская мясопустная родительская суббота Обычаи древних христиан поминать в определенные дни своих предков были закреплены в церковном уставе V века. Мясопустная суббота — главный зимний поминальный день, который наступает за два дня до Масленичной недели. Напомним, что после Масленицы начинается Великий пост, во время которого у верующих есть три дня, а точнее три субботы, чтобы помянуть родных. Мясопустная суббота — первый в году Вселенский родительский день, который наступает в субботу Мясопустной недели или Недели перед страшным судом. Это третья из четырех подготовительных недель перед Великим постом. Сразу за Великим мясопустом идет Сырная седмица, более известная как Масленичная неделя. Название праздника связано с так называемым Великим Мясопустом, одним из подготовительных дней к Великому посту. Также эту дату еще называют в народе последним днем зимнего мясоеда.
В Мясопустную субботу церковь и верующие вспоминают не только умерших родных, но и тех, кто покинул этот мир еще со «времен Адама». Поминовение в Мясопустную субботу напоминает о необходимости спасения всех душ — как живых, так и мертвых. Считается, что усердные молитвы в этот день могут разбудить усопших для совершения покаяния перед Страшным судом. В 2023 году вселенская мясопустная суббота выпадает на 18 февраля. Что можно и нельзя делать в мясопустную родительскую субботу Главный смысл особого церковного дня — выражение уважения к ушедшим родственникам. Верующие посещают церкви и ставят свечи за упокой ушедших, пишут записки для поминальной службы и освещают блюда для поминального стола.
В этом богослужебном последовании буквально в каждой песне канона отмечается, что поминает Церковь лишь крещеных православных людей, в вере и благочестии окончивших свою земную жизнь. В богородичных тропарях этой службы, в отличие от неуставной службы мученику Уару, Церковь испрашивает ходатайство у Пречистой Девы Марии лишь за верных: «Струи живыя источник запечатанный, показалася еси Богородице Дево, без мужа бо Господа рождши, безсмертия верныя напояеши водою во веки» Песнь 8. Пространные и развернутые прошения об усопших читаются по Уставу на вечерне под День Святаго Духа - в особенности в третьей коленопреклоненной молитве, помещенной в Цветной Триоди. Но и в этой всеохватной молитве упоминаются исключительно православные христиане: «Услыши нас молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродник по плоти, и всех своих в вере, о нихже и память творим ныне, яко в Тебе всех держава, и в руце Твоей содержиши вся концы земли». Согласно Служебнику, на проскомидии совершается поминовение «о всех в надежде воскресения жизни вечныя и Твоего общения усопших православных». В чинопоследовании евхаристического канона Литургии святителя Иоанна Златоуста содержатся следующие слова: «Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших… и о всяком Дусе праведном в вере скончавшемся», а также прошение: «И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя». НаЛитургии святителя Василия Великого предстоятель молится подобным образом: «Да обрящем милость и благодать со всеми святыми от века Тебе благоугодившими… и со всяким духом праведным в вере скончавшимся», и в завершение: «И помяни всех прежде усопших о надежде воскресения жизни вечныя». О неверующих ни св. Иоанн Златоуст, ни св. Василий Великий молитв не возносили, памятуя слова евангельские: "иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет" Мк. Тот же Лаодикийский Собор запрещает членам Церкви молитвенное поминовение умерших, погребенных на неправославных кладбищах: «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. Ведь заупокойная молитва в кладбищенских храмах и часовнях совершается, согласно Служебнику, о «зде лежащих и повсюду православных». За «зде лежащих иноверцев» Церковь не молится. Подобным образом Церковь не молится и за самоубийц. Правило святого Тимофея Александрийского, приведенное в Книге правил, запрещает церковное поминовение тех лиц, кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца» Ответ 14. Святитель Тимофей даже предостерегает пресвитера, который подобные случаи «непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению». Примечательно, что в то время, как Святые Отцы запрещают молиться за живых и мертвых еретиков, они положительно решают вопрос о возможности церковной молитвы за отступников, по немощи и малодушию не выдержавших испытания во время гонений: «или пострадавших в темнице и побежденных гладом и жаждею, или вне темницы на судилище измученных, строганием и биением и напоследок преодоленных немощию плоти». Мотивируется это тем, что «сострадати и соболезновати плачущим и стенящим о преодоленных в подвиге… нимало не вредно ни для кого» [Там же]. Церковные канонические Правила не допускают возможности молиться за еретиков и язычников, но объявляют им анафему и тем самым лишают как при жизни, так и после смерти молитвенного общения с Соборной Апостольской Церковью. Единственный случай литургического предстательства за некрещеных - молитвы и ектеньи за оглашенных. Но это исключение лишь подтверждает правило, так как оглашенные - это как раз те люди, которых Церковь не считает чужими по вере, поскольку они выразили сознательное желание стать православными христианами и готовятся к святому Крещению. При этом содержание молитв об оглашенных, очевидно, относится только к живым. Молитвенных чинов об умерших оглашенных не встречается. Блаженный Августин писал: «Нимало не должно сомневаться, что молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, — но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев. Итак, не новыя заслуги приобретают для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекают последствия из прежде положенных ими начал» В Русской Православной Церкви Святейший Синод впервые разрешил в 1797 году православным священникам при сопровождении в известных случаях тела усопшего неправославного ограничиваться только пением Трисвятого. Святитель Филарет Московский в этой связи замечает: «По правилам церковным было бы справедливо, если бы Св. Синод и сего не разрешил. Разрешая сие, он употребил снисхождение и оказал уважение душе, имеющей на себе печать крещения во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Более требовать нет права. Синода 24 авг. Синода 1847 г. Такая норма благочестия, запрещающая отпевать инославных, соблюдалась повсеместно во всех поместных Православных Церквах. Однако в середине XIX века это положение было нарушено. Константинопольский патриарх Григорий VI в 1869 году установил особый чин погребения усопших неправославных, принятый и Еллинским Синодом.
Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших. Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Это отваренные зерна крупы пшеницы или риса с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой. Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье. От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела отсюда и название — поминки. Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина. Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда? Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей. В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».
Традиции и обряды праздника
- МЯСОПУСТНАЯ СУББОТА - Древо
- Когда будет Вселенская родительская суббота в 2024 году
- Мясопустная суббота | это... Что такое Мясопустная суббота?
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Помочь храму
Всех от века почивших: как правильно провести Мясопустную родительскую субботу
Если грызуны были замечены у водоема, то это значит, что в ближайшие время ожидается сильное половодье вследствие того, что река или озеро выйдут из берегов. Почему живые должны молиться об умерших Этот вопрос нередко возникает в голове у прихожан, решивших посетить храм в обычную родительскую или Вселенскую субботу. Действительно, если подумать логически, то участь умерших уже решена, ведь если человек не покаялся в грехах до смерти, то они обязательно зачтутся на Великом суде. Однако любой священник вам скажет, что Господь также дарует покойным свою особую благодать в том случае, если за него молится кто-то из живых. А учитывая тот факт, что до Страшного суда судьба покойников остается неопределенной, то у нас есть возможность сильно повлиять на дальнейшую участь усопших. Поэтому не поленитесь сходить во Вселенскую субботу в храм или хотя бы наведайтесь на могилку к знакомым - возможно, именно ваша молитва станет для него спасением в загробном мире.
Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся». Из канона, певаемого в субботу мясопустную: «Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиво, в части учини праведных» песнь 1, тропарь 4. В синаксаре на этот день написано "Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопеиия и заупокойных молитв. Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви". В субботу Недели о блудном сыне Святая Церковь молится об умерших, чтобы вместе с нами и они стали одесную Судии, особенно молится о тех умерших, которые были похищены внезапною смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи и подверглись вся ческим другим родам смерти, а также о бедных и немощных и вообще о всех тех, которые "узаконенных псалмов и песней памяти не получиша". В субботу же, а не в другой день, пред мясопустною Неделею полагается моление об упокоении душ по тому, что день субботы, как день покоя, по самому своему значению есть наиприличнейший для моления - упокоить умерших со святыми. Кроме того, нынешним молением об упокоении усопших Святая Церковь напоминает нам о неизбежной и для нас кончине и предстоящем нам от неподкупного Судии испытании, дабы, устрашив этим, сделать нас более готовыми к подвигам приближающегося спасительного поста. Неусыпаемая псалтирь Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу. Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный, Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому. В заупокойной ектении в субботу мясопустную взывается: «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан». При этом до пресечения на Руси монархии в 1917 году поименно воспоминались по «Реестру, како по всех Высочайших персонах поминовение чинить на вселенских панихидах» усопшие православные благочестивые императоры, цари, великие князья и благочестивые императрицы, царицы, княгини. При этом в некоторых церквях ставился перед Царскими вратами стол, на столе Распятие и перед ним - свеча, а иногда и кутия, в то время как в других храмах ставилась только свеча на большом подсвечнике. Молитва о усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших. Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Это отваренные зерна крупы пшеницы или риса с медом и изюмом.
Перед Неделей о Страшном суде Святая Церковь молится об усопших, чтобы и они вместе с нами стали одесную по правую сторону от Судии. Особенно же молится о тех, кто, как говорит триодное назидатель-ное чтение Синаксарь , были похищены внезапной смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях; погибли от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, а также о бедных и немощных и всех тех, которые «узаконенных псалмов и песней памяти не получиша не получили ». Кроме того, сего-дняшним молением об усопших Церковь напоминает нам о неизбежной для всех нас кончине и предстоя-щем суровом испытании — Страшном Суде. Богослужебные тексты подробно раскрывают нам «богословие смерти и воскресения». Она начинается пасхальным восклицанием Хри-стос воскресе! Как знаменательно это радостное восклицание задолго до Пасхи в первый раз услышать именно в день поминовения усопших! Это — как обоснование самой молитвы нашей об усопших. И вместе — это радостное благовестие поминаемым, с которым Святая Церковь спешит такова её любовь! Ввиду предстоящего воспо-минания Страшного Суда, Церковь хочет несколько ослабить страх этого грозного Дня, хочет приободрить усопших, а вместе и живых.
На стол подают нечетное количество блюд. Обязательно на столе должна стоять и баночка с зажженной свечой. Емкость должна быть наполнена зернышками. Для ушедших душ ставится отдельный стакан, который можно наполнить киселем, водкой и даже пивом. Перед началом ужина читается молитва. Во время трапезы обычно вспоминают ушедших родственников, обсуждают воспоминания. Стараются не вести слишком веселые и задорные разговоры. После того, как ужин заканчивается, вся использованная посуда не убирается со стола, а оставляется в таком виде до утра. Существует верование, согласно которому, души упокоенных ночью выходят из тени и также наслаждаются оставленной едой за столом. У восточных славян была распространена практика проведения общих поминок. Обычно во дворах зажигались свечи, готовились хлебцы, кутья и так далее. Всю приготовленную еду раздавали на кладбищах, могилы же поливали вином. У некоторых народов существовала традиция, согласно которой, нельзя было подметать в этот день пол в доме.