Смысл фильма «Летят журавли» заключается в том, чтобы показать, как жили те, кто ждал возвращения фронтовиков домой. "Золотая пальмовая ветвь" была нужна фильму не столько для мировой славы, сколько чтобы "Летят журавли" увидели наши зрители. Режиссер Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский в 1957 году сняли художественный фильм «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». "Летят журавли" был новаторским фильмом и по заявленной теме, и по форме. Режиссёр Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский как будто заново открыли возможности кино.
"Летят журавли": Великой Победе посвящается...
Неожиданным свидетелем съёмок драмы «Летят журавли» оказался 20-летний Клод Лелуш — будущая легенда французского кино. Фильм "Летят журавли" вышел на экраны 12 октября 1957 года и стал настоящим прорывом в отечественном кино. Знаменитый фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова вновь выходит на широких экранах, спустя ровно 65 лет после премьеры. Драма, мелодрама, военный. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин и др. Фильм «Летят журавли» рассказывает о судьбе двух молодых людей Бориса Бороздина (актер Алексей Баталов) и его невесте Веронике. «Летят журавли» — единственная советская полнометражная картина, которая получила главный приз Каннского кинофестиваля. В 1958 году режиссер Михаил Калатозов снял «Летят журавли», единственный российский фильм, который получил главный приз на Каннском фестивале — Золотую пальмовую ветвь.
Наш экскурсовод Татьяна Воронцова написала статью для «АиФ» о съемках фильма «Летят журавли»
Веронику - шлюхой. Фильм «Летят журавли» получил главный приз Каннского кинофестиваля, а Калатозов стал единственным советским режиссером-обладателем Золотой пальмовой ветви. Отреставрированная версия картины Михаила Калатозова «Летят журавли» выйдет в российских кинотеатрах. что стоит за историей международной славы фильма Михаила Калатозова "Летят журавли". И до сих пор «Летят журавли» остается единственным полнометражным отечественным фильмом, который выиграл эту высокую международную награду. Рассказываем историю фильма «Летят журавли», о его главных наградах и влиянии на мировой кинематограф.
Кино высшей пробы, или Почему стоит пересмотреть «Летят журавли»
В архиве "Мосфильма" хранятся эскизы, которые Евгений Свидетелев готовил для фильма "Летят журавли". После выхода фильма «Летят журавли» Алексей Баталов фактически в одночасье стал одним из самых популярных актеров советского кино. Одна нить – время, другая – кино, но это звучит как-то слишком обобщенно, чтобы объяснить, почему абсолютно пенсионерское кино «Верные друзья» было снято раньше, чем романтичные «Летят журавли», и снято тем же человеком! «Летят журавли» — единственная советская полнометражная картина, которая получила главный приз Каннского кинофестиваля. 12 октября 1957 года на экраны страны вышел художественный фильм "Летят журавли".
«Вместо батальных сцен — тревога и любовь». Смотрим всей семьей «Летят журавли»
первый фильм, над созданием которого режиссер работал вместе с оператором Сергеем Урусевским. советский фильм 1957 года о Второй мировой войне. Главный фильм советского режиссёра Михаила Калатозова — «Летят журавли». Он был женат на итальянке, дружил с Чаплином и Лелушем, а один из его романов был окутан тайной. Но лента «Летят журавли» стала «звездным часом» для режиссера. Режиссер фильма «Летят журавли» Михаил Калатозов родился 120 лет назад.
«Летят журавли»: как снимался фильм
Но мало кто знает, что он подвергся цензуре и рисковал не увидеть свет. Почему фильм «Летят журавли» не прошел цензуру «Летят журавли» сняли по пьесе «Вечно живые», а сценарий первое время называли «За твою жизнь». Он написал ее еще в 1943-м, но в тот раз театралы так и не увидели постановку. Цензоры посчитали, что главная героиня слишком легкомысленна, ведь она изменила ушедшему добровольцем на фронт любимому. Впервые «Вечно живых» напечатали лишь в 1956-м, в том же году с нее открылся новый театр «Современник». Одну из главных ролей в спектакле сыграл Олег Ефремов. Спустя год картине дал «зеленый» свет, назвав ее «За твою жизнь». Актрису на главную роль заменили Кадр из фильма «Летят журавли», реж. Однако позже оператор увидел фильм «Мексиканец» с Татьяной Самойловой в главной роли и понял, что нашел подходящую актрису.
Пробы актрисы длились два часа, но девушку все-таки утвердили. Для Самойловой «Летят журавли» стал проектом, открывшим ее миллионам зрителей. До этого ей не предлагали роли, считая ее слишком «легкой» для драмы и «тяжелой» для комедии. Простой на съемках Сценарий к фильму меняли в процессе съемок.
Однажды в госпитале у одного из раненых происходит нервный срыв из-за полученного сообщения о том, что его невеста вышла замуж, пока он воевал. Фёдор Иванович, усмиряя его, говорит что не он, а она потеряла своё счастье. Весь госпиталь поддерживает, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к неверным невестам, в смятении выбегает из госпиталя и хочет покончить жизнь самоубийством. Она поднимается на мост, чтобы спрыгнуть под идущий поезд, но в последний момент замечает маленького мальчика на дороге. Вероника спасает его из-под колёс грузовика и выясняет, что мальчик потерялся, и зовут его Борис...
Операторская работа Художник по образованию, Сергей Урусевский доказал, что с помощью кинокамеры можно передать самые глубокие душевные движения героев, что «и любовь, и ненависть, и радость можно выразить самим изображением в сочетании с движением, ритмом, светом и главное — внутренним ощущением, горением, творческой взволнованностью оператора-художника». Работа Урусевского над «Летят журавли» превзошла все ожидания. Ручная камера со сверхширокоугольным объективом 18 миллиметров в непрерывном движении создавала ощущение полета, отразившегося в названии. Почти для каждого значимого эпизода оператор создавал новые конструкции. Так, ставший классическим операторский прием — съемка на круговых рельсах — был придуман именно Урусевским для сцены гибели Бориса. Сергей Урусевский за работой «Медленно, как-то особенно томительно идет время, и вот, когда уже всем передалось его волнение и необъяснимая мертвая пауза кажется бесконечной, откуда-то из угла, из-под вешалки вдруг звучит негромкий, взволнованно радостный голос Урусевского: «Ну давайте вот так попробуем разочек сделать… Так вроде ничего…» С этой секунды все оживает и идет с головокружительной быстротой» Алексей Баталов.
Это столь очевидно, что вопрос, почему картина заняла в наших представлениях об истории кино такое важное положение, попросту не возникает. Шедевры могут оставаться в тени, выходить на первый план или вновь уходить в тень, подчиняясь изменениям зрительских предпочтений. Это нормально. Чтобы в этом убедиться — достаточно посмотреть на то, как сильно поменялся состав фильмов, включаемых во всевозможные рейтинги лучших картин всех времен и человечества. Где «Мать» 1926 Пудовкина? Где «Луизианская история» 1948 Флаэрти? Где «Великая иллюзия» 1937 Ренуара? Их нет. Но стали ли эти фильмы хуже? Едва ли. Оговоримся еще раз, все это не касается фильма Калатозова. Его положение крепко. Но почему? В конце 50-х годов Хрущев был не единственным критиком картины. Молодое поколение режиссеров отнеслось к фильму с настороженностью. Александр Митта вспоминает : «…когда появились «Летят журавли», моему окружению а это был курс Михаила Ромма — Андрей Тарковский , Василий Шукшин гораздо ближе была ныне почти забытая картина Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу». Она нас больше воодушевляла, в ней была эстетика неореализма. Молодежь тогда стремилась не к пафосности, не к метафорической приподнятости языка, а к достоверности, точным жизненным подробностям. Наше сознание отторгало «поэтический» кинематограф, мы искали другой киноязык. Сейчас мне кажется это удивительным, но только со временем, когда у нас устоялся наш собственный язык и стало ясно, что он всего лишь сегмент существующего киноязыка, для нас в полном объеме проявилось действительное значение этой картины». В 1950-е советский кинематограф приходил в себя после эпохи «малокартинья», когда количество выпускаемых фильмов резко сократилось. Оставляя в стороне послевоенную советскую повседневность, картины этой мрачной поры создавали лакированный образ реальности: их героические персонажи жили в огромных квартирах, походя совершали трудовые подвиги и усиленно боролись со всякого рода космополитизмом, оппортунизмом, идеализмом и прочим низкопоклонством перед Западом. Подобная борьба заменяла им личную жизнь, которая хотя и подразумевалась, но подавалась как что-то совершенно несущественное. Да и кому нужна личная жизнь, когда можно перевыполнить план и попутно разоблачить чьих-нибудь прихвостней? Герои кино получили право не быть героями кино. Они вновь могли есть, пить, ходить по нужде. Вновь смогли заняться домашними делами — наладить связи с родными, обустроить быт, обзавестись семьей. Идеалом был итальянский неореализм с его поэзией будней. И «Дом, в котором я живу» 1957 Сегеля и Кулиджанова — такой пример неореализма в его советском изводе. Середина 1930-х, новый многоквартирный дом. Жильцы — пестрая толпа, они же — персонажи фильма. Большая рабочая семья Давыдовых, Волынские — кажется, служащие, этакий средний класс: мать щеголяет в лисьем воротнике, дочь хочет быть актрисой и с детства ходит в музыкальную школу.
Дата выхода. Военная драма от режиссера Михаила Калатозова. Действие фильма разворачивается в Москве до и во время Великой Отечественной войны. Борис с Вероникой любят друг друга, вот-вот собираются пожениться, они гуляют по Москве и замечают, как над городом пролетает журавлиный клин. Во время прогулки они слушают, как часы на Спасской башне бьют 4 часа ночи, после чего возвращаются домой 22 июня 1941 г. Именно этим утром началась война. Борис, несмотря на возможность получить бронь, уходит добровольцем на фронт за день до дня рождения Вероники и оставляет ей в подарок игрушку - белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладёт записку. Бориса провожают на фронт, а Вероника не успевает проститься с ним. В Москве начинаются бомбёжки. Однажды, когда Вероника, позвонив на завод, где работал Борис, узнаёт, что от него никаких вестей, они с матерью идут и разговаривают. Их разговор прерывает сигнал воздушной тревоги. Они спешат домой за отцом Вероники, но тот отказывается уходить в метро, ссылаясь на то, что у него срочные работы. Вероникина мама решает остаться дома с мужем, а Веронику они одну отправляют в метро, она успевает захватить с собой лишь ту самую белку - подарок Бориса. Когда после отбоя Вероника возвращается, выясняется, что её дом разбомблен, а родители погибли. Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса. Давно влюблённый в Веронику Марк - талантливый пианист, имеет бронь и на фронт не попадает.
«Летят журавли»: к 65-летию фильма
К 65-летию легендарной картины: «Летят журавли» снова в кинотеатрах страны | Журнал «Теленеделя» | Народный артист России, режиссер Андрей Житинкин выпустил в Малом театре премьеру спектакля «Летят журавли». |
Отреставрированный шедевр советского кино «Летят журавли» покажут на Берлинале | «Летят журавли» подводят черту под фильмами, пытавшимися перенести на советскую почву приемы неореализма, и открывают дорогу великому кинематографу 1960-х. |
Наш экскурсовод Татьяна Воронцова написала статью для «АиФ» о съемках фильма «Летят журавли»
Как и в основу одноименного фильма, снятого Михаилом Калатозовым в 1957 году, в основу легла пьеса Виктора Hозова «Вечно живые». Новые произведения про события 1941—1945 годов привлекают всё больше публики Если в кино главного героя Бориса Бороздина сыграл народный артист СССР Алексей Баталов, то в постановке режиссер отдал роль популярному артисту Андрею Чернышову. В интервью «Известиям» Житинкин рассказал, почему сделал такой выбор, почему утвердил актера, несмотря на то, что он старше хрестоматийного персонажа. Андрею Чернышову уже 50 лет. По мнению постановщика, пьеса классика невероятно созвучна с днем сегодняшним.
Но все-таки в фильме сыграла Татьяна Самойлова, которая была утверждена на роль из-за своей необычной внешности. Самойлова за исполнение роли Вероники в фильме «Летят журавли» получила специальный диплом жюри и приз «Апельсиновое дерево», Большую премию Французской академии кино за лучшее исполнение женской роли в нефранцузском фильме, премию Французской академии кинематографии «Хрустальная звезда» и приз «Живой легенде Канна». Сам же фильм в 1958 году был удостоен «Золотой Пальмовой ветви» Каннского фестиваля.
Изначально была приглашена актриса Елена Добронравова. И был совершенно очарован худенькой и грациозной девушкой. Пробы длились два часа, и в конце концов кандидатура Самойловой была утверждена. А вот идея пригласить на роль Алексея Баталова возникла сразу. Мало кому известно, но советская черно-белая драма "Летят журавли" стала единственной отечественной картиной, получившей главный приз Каннского кинофестиваля - Золотую пальмовую ветвь в 1958 г.
Это трагическая история двух влюбленных - Бориса и Вероники, которых навсегда разлучила война. Действие фильма разворачивается в Москве до и во время Великой Отечественной войны. Борис с Вероникой любят друг друга, вот-вот собираются пожениться, они гуляют по Москве и замечают, как над городом пролетает журавлиный клин. Во время прогулки они слушают, как часы на Спасской башне бьют 4 часа ночи, после чего возвращаются домой. Именно этим утром началась война.
Фильму «Летят журавли» исполнилось 65 лет: как создавали покоривший мир киношедевр
"Летят журавли": Великой Победе посвящается... | Позже Розов признал, что оказался не прав На фото: режиссер фильма «Летят журавли» Михаил Калатозов и исполнительница главной роли Татьяна Самойлова во время съемок. |
Новости. Легендарной картине «Летят журавли» - 60 лет | В 1958 году режиссер Михаил Калатозов снял «Летят журавли», единственный российский фильм, который получил главный приз на Каннском фестивале — Золотую пальмовую ветвь. |
Фильм "Летят журавли" выпустят в прокат в формате 4К | Смысл фильма «Летят журавли» заключается в том, чтобы показать, как жили те, кто ждал возвращения фронтовиков домой. |
ТОП-8 фактов о фильме «Летят журавли»
Фильм "Летят журавли" выпустят в прокат в формате 4К | «Летят журавли» подводят черту под фильмами, пытавшимися перенести на советскую почву приемы неореализма, и открывают дорогу великому кинематографу 1960-х. |
Легендарной картине «Летят журавли» - 60 лет | Фильм «Летят журавли» вышел на экраны в 1957 году. |
К 65-летию легендарной картины: «Летят журавли» снова в кинотеатрах страны | "Летят журавли" — кино в первую очередь о любви: история советской девушки Вероники, чей жених Борис погибает на фронте, а она сама вынуждена выйти замуж за нелюбимого. |
Летят журавли | Кинофильм «Летят журавли» режиссёра Михаила Калатозова вышел на экраны в 1957 году. |