Сатирическое произведение – это произведение небольшого объема, направленное на высмеивание, обличение общественных явлений и людских недостатков.
Сатира как жанр
- Этимологический словарь русского языка
- Сатира в России.
- Как найди сатирическое произведение - Исправление недочетов и поиск решений вместе с
- Как найди сатирическое произведение
Что такое сатирическое произведение и как оно функционирует
Сходство между Сатирой и Фарсом В чем разница между Сатирой и Фарсом Заключение Что такое Сатира Сатира — это стиль написания или представление, в котором используются юмор, остроумие, ирония и насмешки для критики людей, концепций, убеждений или мнений в обществе. Важно отметить, что термин «сатира» относится к критике стиля общества, а также к работе, созданной с использованием этого стиля. Путешествия Гулливера — Джонатан Свифт Хотя сатира смешит публику, ее главная цель — разоблачить и критиковать идиотизм и пороки в обществе. Поэтому сатирический труд способен разоблачить коррупцию, слабости, оскорбления, а также глупости и нелепости людей.
Кроме того, сатира часто создается с помощью иронии, остроумия, преуменьшения, эвфемизма и преувеличения. Кроме того, сатира может быть разделена на три основных типа, известные как горатская сатира, ювеналийская сатира и мениппинская сатира. Горацианская сатира — это форма нежной, юмористической и забавной сатиры, которая высмеивает глупости и нелепости людей.
Ювеналианская Сатира, с другой стороны, является формальной сатирой, которая с презрением и негодованием нападает на порок и заблуждение в обществе.
Там в театре в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы. Насмешка, обличение. Сатира и мораль смысл этого всего? Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: чердачный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Сатира от латинского satira — всякая всячина — вид комического, используемый в произведениях для критики общественных и человеческих проблем. Так, что такое сатира в литературе, и каково ее главное предназначение? Сатира: определение и общая характеристика Произведения, проникнутые комическим пафосом, затрагивают острые проблемы общества, беспощадно высмеивая недостатки и пороки. Оружием сатиры являются гипербола, гротеск, аллегория и другие средства. Сатира популярна и в поэтических произведениях и в прозе. Популярным видом этого жанра является политическая сатира, в которой высмеиваются политики, правители государств, их превышение своих полномочий и злоупотребление властью. К сатире относятся анекдот, фельетон, шутка, сатирические стихотворения, пародии. Разновидностями комического являются: ирония, сатира, сарказм, юмор. Портрет писателя Сервантеса.
Сатирический пафос присутствует в произведениях М. Свифта и во многих других произведениях. Прекрасными сатириками были римские писатели — Гораций, Персий, Ювенал. Что мы узнали? Но кто бы мог подумать, что философские очерки М. Задорнова или едкие юморески М. Жванецкого — отростки могучего древа, уходящего корнями в архаическую античность? Сатиру считают одной из древнейших форм искусства. Каково значение и происхождение термина, что такое сатира в литературе — попробуем разобраться вместе.
Достаточное количество самых интересных стихотворений того периода принимает форму сатиры, чтобы привлечь постоянное внимание к этой поэтической разновидности и, по крайней мере, к рабочему определению сатиры по мере нашего продвижения. Как звучит сатирическая поэма? Сатира - это искусство использования иронии и сарказма, чтобы передать идею об отдельном человеке или группе людей В сатирическом стихотворении вы должны использовать свою ловкую способность слова, чтобы передать что именно в предмете заслуживает того, чтобы быть осмеянным, не будучи настолько прямым, чтобы ваш смысл был слишком ясно определен. Какой пример сатиры в поэзии?
В «Людях с фантаном» он рассказывает о жизни российской провинции и высмеивает неосознанное насилие и бессмысленность бытия, а в «Автобиографии» Зощенко коротко и ясно демонстрирует свое отношение к государству и чиновникам. Владимир Высоцкий Владимир Высоцкий — уникальный представитель сатирической поэзии. Его сонеты и стихи знамениты как пример высокой мастерской работы и неустанных атак на государство и политические структуры, веротерство и моральное разложение. В своих произведениях он насмехается над всем, что считает несправедливым и проявляет лицемерие, и посвящает темы стихов как политическим, так и бытовым проблемам.
Марк Твен Марк Твен — американский писатель, написавший некоторые из самых ярких произведений в истории сатиры. Наиболее известным произведением считается «Принц и нищий» — сказочно-сатирический роман, в котором автор критикует общество, религию, правительство и другие явления. Вывод: Сатирические произведения существуют в разных формах и жанрах, но общим для них является насмешка над происходящим в обществе, критика религии, политики, чиновников и других явлений. Знаменитые сатирики, такие как Михаил Зощенко, Владимир Высоцкий и Марк Твен своими работами призывают к размышлению и ликвидации негативных явлений в обществе. Значение сатиры в современном мире Сатира в современном мире играет важную роль в формировании общественного мнения и критике власти. С ее помощью журналисты, писатели и художники могут выражать свое недовольство по поводу различных общественных явлений и явных недостатков государства. Сатира вносит разнообразие и юмор в повседневную жизнь людей, разбавляет серьезность момента и позволяет смотреть на проблемы со стороны. Это популярный способ привлечь внимание к проблемам и показать их с неожиданной стороны.
Однако сатира также может стать предметом конфликта и вызвать негативные реакции со стороны тех, кого она критикует. Важно, чтобы авторы сатиры не переступали границы допустимого и не обижали никого лично, а только критиковали негативные явления в обществе. Значение сатиры в современном мире: — критика власти и общественных явлений — разнообразие и юмор в повседневной жизни — привлечение внимания к проблемам — предмет конфликтов и негативных реакций — важность соблюдения границ допустимого Как сатира действует на читателя? Сатира в литературе не только вызывает у читателя смех, но и передает определенное мировоззрение и критикует реальную жизнь. Ее главная цель — указать на недостатки существующей системы, поругать ложь и лицемерие, а также подвигнуть читателя на действия. Сатира, наряду с юмором, использует острую критику и сарказм, чтобы вызвать у читателя не только улыбку, но и размышления. Она затрагивает социальные и политические вопросы, раскрывает пороки человеческого характера, оголтелость чиновничьего аппарата и измены ценностей. Сатира способна задевать многие чувства у читателя, а особенно гнев и ярость.
Она вызывает читательское негодование и неприятие, заставляя людей мыслить и анализировать ситуации вокруг себя, а также рассматривать альтернативы. Читатель оставляет книгу, но она остается с ним, заставляя пересмотреть свое отношение к жизни. Именно поэтому сатира считается одним из наиболее эффективных способов воздействия на читателя и общество в целом. Критика и контраргументы против сатиры Сатира — это мощный инструмент, который может вызвать у читателя не только смех, но и скрытые чувства вины и стыда. Некоторые люди критикуют сатиру за то, что она может унизить или оскорбить людей, на которых направлена ее резкая критика. Однако, стоит отметить, что сатира — это не только критика, но и умение видеть и описывать недостатки в обществе. Ставить под сомнение вещи, которые часто принимаются как норма. Сатира показывает людей и ситуации такими, какими они есть, раскрывая их проблемы и подмечая особенности, которые не всегда очевидны на первый взгляд.
С точки зрения критиков, сатира может приводить к насилию и дискриминации. Но на самом деле, она может привести к необходимости изменений в обществе и дать положительный результат. Например, сатира Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» вызвала много критиков, но в то же время, она была также ценна за то, что раскрывала проблему рабства в США и помогала расширить понимание того, что это плохо. Итак, критика против сатиры, хоть и имеет место быть, не всегда объективна.
Содержание
- Определение сатиры — что это такое
- Основные особенности сатирического произведения
- Сатирическое отношение. Что такое сатира в литературе: определение, черты, примеры
- Литературная ирония. Почему популярны современные сатирические рассказы
- Что значит сатира в литературе?
- Что такое сатира в литературе? ::
Смех сквозь слезы: что такое сатира в литературе и как она действует?
1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном. уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. Автор сатирического произведения, создавая объект "высокой степени условности", использует гиперболу и гротеск. Сатира присуща произведениям как фольклора, так и литературы, где может охватывать разные жанры – художественные (лирические, прозаические, драматические) и публицистические (памфлет, фельетон). Сатирическое произведение – это литературное или художественное произведение, которое основывается на сатире. Обычно сатира охватывает всё литературное произведение и лишь иногда отдельные его отрывки и сцены. В сатирических произведениях часто авторами используются такие литературные приемы, как гипербола, сарказм, гротеск или пародия.
Из истории жанра сатиры
Что значит сатира в литературе? - IT-ликбез | Узнать, в каком языке зародилось слово «сатира», в каком году термин появился в мире и русском языке, что означает. |
История русского юмора: оружием сатиры | Писатели-сатирики и их роль в обществе Сатира – это резкое проявление комического, когда смех становится оружием в борьбе с различными человеческими пороками. |
Сатирическая журналистика - что это? | В литературоведении не существует единой точки зрения в вопросе жанрового определения сатиры, а примеры сатирических произведений есть и в эпических, и в драматических, и в лирических текстах. |
Что такое сатира в литературе?
читайте в нашей статье на На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию. Сатира – произведение искусства, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Сатира – жанр поэтического либо прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки и слабости. Сатирическое произведение в литературе это произведение, которое использует сатиру, особый стиль или жанр, чтобы иронично или смешно высмеять недостатки, отрицательные черты или глупости людей, персонажей, общественных явлений или событий.
Писатель-сатирик, зачем ты нам?
Обычно сатира охватывает всё литературное произведение и лишь иногда отдельные его отрывки и сцены. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе – полемической проповеди-развенчанию. Сатира была способом менять мир к лучшему и применялась в основном к тупорылым политикам, религиозным фанатикам и прочим классовым врагам рабочего класса. Сатира была способом менять мир к лучшему и применялась в основном к тупорылым политикам, религиозным фанатикам и прочим классовым врагам рабочего класса. Что же касается до междужанровой сатиры, т.е. до сатирического отношения к действительности, реализующегося в разнороднейших жанрах (третье значение слова «сатира»), то с ее систематическим изучением дело обстоит очень плохо. Сатира была способом менять мир к лучшему и применялась в основном к тупорылым политикам, религиозным фанатикам и прочим классовым врагам рабочего класса.
Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск)
В средние века сатира также существовала, но была выражена в форме моралистической сказки или аллегории. Однако сатиры такого периода отличались более сдержанным тонально-стилевым характером. Смена тонуса произошла в эпоху Возрождения, когда сатирические произведения стали более острыми и непосредственными. Такие писатели, как Франсуа Рабле и Антонио Франческо Гразиано, использовали сатиру для критики социальных проблем и моральных иллюзий. В XIX веке сатира приобретает не только литературное, но и политическое значение. Она становится оружием в борьбе за права и свободу народа. Сатирическая литература, писавшаяся в этот период, отличалась жёсткой критикой царского режима и социальных неравенств. В XX веке сатира становится ещё более разнообразной и обретает новые формы. Самыми заметными жанрами стали пародия и абсурд.
Что высмеивает сатирик? Сатира от лат. Сатира в унизительной форме высмеивает личностные или социальные явления, которые автор считает порочными. Что такое юмор в литературе? Юмор — это вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств. Что такое гротеск и примеры? Гротеск — это фантастическая гипербола.
Новой власти был остро необходим рупор пропаганды, и юмористические издания казались хорошим оплотом для построения социалистической идеологии и избавления от пережитков. От смеха падают идолы, падают венки и оклады и чудотворная икона делается почернелой и дурно нарисованной картиной», — писал публицист-революционер Александр Герцен. Примерно такая задача и стояла у новой волны журналов: высмеять все былое, весь фундамент «старого» порядка. Поначалу количество побеждало над качеством: десятки сатирических журналов появлялись и закрывались один за одним, не становясь хоть сколько-нибудь популярными и не оставляя за собой ничего, кроме вереницы странных названий. В продаже в разное время крутились издания вроде «Мухомора», «Сатаны», «Красного смеха», «Вечернего вопля», «Желчной колики» и так далее: какого-то фильтра на тот момент еще толком не существовало. Отдельным журналам все-таки кратковременно удавалось выбиться на передовую. Среди них: «Бегемот», сконцентрированный на рабочей сатире, и «Смехач», позже переименованный в «Чудака», в котором засветились такие авторы, как Владимир Маяковский, Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров. Несмотря на громкие имена, для современного читателя контент этих журналов может показаться устаревшим, но так или иначе заметно, насколько хлестким, оскорбительным и идеологически невыверенным он был. Всеобщий скептицизм, недоверие к новым порядкам и иронизирование над насаждаемыми переменами спокойно уживались со статьями и рисунками против религии, царизма, фашизма и прочих врагов коммунизма.
Сатира появилась в древности, с появлением социального строя в человеческом обществе, поэтому считается социальным явлением. Сатирические жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью описания, адресностью фактов. В средневековой и новой Европе сатира развиваясь как самостоятельное творчество, имела сложные и разнообразные судьбы, выдвинув ряд известных имен: во Франции — Рабле, Вольтер, В.
Основные понятия теории литературы: сатира, юмор, ирония, сарказм
Например, сатирически изображая чиновничество в комедии «Ревизор» и в поэме «Мертвые души», Н. Гоголь стремился внушить зрителю и читателю, что взяточники, казнокрады и лихоимцы не должны вершить власть в России, что ее народ достоин лучшей судьбы. Поэтому и требует всех мздоимцев к себе настоящий ревизор, а они стоят, как громом пораженные. По замыслу писателя, Чичиков, постранствовав по стране и потерпев фиаско во всех своих аферах, во втором томе поэмы должен был стать честным «предпринимателем», приносящим пользу государству. Как композиционный принцип или прием в изображении жизни сатиру можно встретить в сказках М. Салтыкова-Щедрина, близких по форме к басне, где в качестве действующих лиц выступают представители фауны: «Орел-меценат», «Карась идеалист», «Премудрый пескарь» и др. В литературоведении не существует единой точки зрения в вопросе жанрового определения сатиры, а примеры сатирических произведений есть и в эпических, и в драматических, и в лирических текстах. В узком смысле слова сатирой называют обличительные стихотворения.
Такая лирическая форма была популярна в античности например, сатиры римских поэтов Горация и Ювенала и в эпоху классицизма. Как сатиру рассматривают и некрасовское «Рыцарь на час». Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. Сатирический взгляд на мир присущ человеку и в быту, и в области искусства, проявляясь не только в «специальных» сатирических жанрах: эпиграмме, анекдоте, фельетоне, карикатуре, памфлете, пародии, комедии, басне, но проникая в роман и в поэму, в жанровую живопись и в песню. Человек, входящий в сферу сатирического мироосмысления, осмеивает прежде всего современное зло, или же такую «ненормальность» прошлого, которая имеет актуальное значение и сейчас. Причем изобличаются не только наиболее существенные пороки действительности, но в не меньшей мере и "мелочи жизни", мешающие людям нормально существовать.
Расцвет сатиры связан с эпохой Возрождения : «Корбаччо» Дж. Аретино , романы Ф. Рабле , М. В литературе классицизма , наряду с обращением к римскому стихотворному жанру сатиры , сатирическое начало находит воплощение в комедиях Мольера , в романах Ш. Сореля и П. Сатира эпохи Просвещения представлена прежде всего творчеством Д. Дефо , Дж. Свифта , Вольтера. Признанные мастера сатиры 19—20 вв. Гейне , А. Франс , Б. Шоу , Г.
Грибоедов в своей комедии "Горе от ума" "заклеймил Молчалиных и Скалозубов", а Н. Гоголь сатирически показывал "мертвые души" помещичьей России. Элементы сатиры мы находим и в творчестве поэта революционной демократии Н. Некрасова "Размышления у парадного подъезда", "Современная ода " и др. Важным этапом в развитии русской сатиры начала 20 века стала деятельность журналов "Сатирикон" и "Новый сатирикон". В них публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А. Аверченко, Саша Черный А. Гликберг , Тэффи и др. Русская сатира первой половины 20 века представлена также в баснях-сатирах Д. Бедного, сатирах В. Маяковского, новеллах М. Зощенко, сатирических романах И. Ильфа и Е. Петрова, драматических сказках Е.
Современное общество стало более сложным и многообразным, и критика, выраженная с помощью сатирического подхода, позволяет привлечь внимание к проблемам и высказать недовольство существующим порядком вещей. Сарказм и ирония, применяемые в сатирических произведениях, позволяют автору не только раскритиковать, но и подвигнуть людей к действию, вызвать аналитическое мышление, а в некоторых случаях - даже вызвать смех. Сатира также играет важную роль в сфере юмора и развлечений. Саркастические шутки и пародии сделали важный вклад в современную культуру и часто становятся популярными мемами и шутками в интернете. Они способствуют расслаблению и внесению позитива в нашу жизнь. Тем не менее, следует отметить, что сатира не всегда воспринимается позитивно и не всегда приводит к желаемым результатам. Иронический и саркастический подход может вызывать споры, делить общество на сторонников и противников, агрессивные реакции и негативные эмоции.
Краткая история
- История зарождения сатиры
- История зарождения сатиры
- Писатель-сатирик, зачем ты нам? — ЮНПРЕСС
Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск)
В самом деле, достаточно припомнить и сравнить известные нам сатирические произведения, чтобы убедиться, что «свой» предмет у сатиры есть: это отрицательное в жизни, омертвевшее, косное; это людские пороки и недостатки; это существующее в мире зло. В данной статье рассматриваются теоретические вопросы, связанные с определением понятия «сатира», анализируются основные приемы создания сатирического пафоса в художественных произведениях. Из художественных средств в сатирических произведениях искусства и литературы используется также гипербола, сарказм, аллегория, пародия, гротеск.
Что такое сатира в литературе?
Отличный знаток быта Древней Руси, владелец самого богатого для своего времени собрания текстов сатирических произведений, И. Забелин не увидел в них ничего, кроме «особой стихии веселости». Отметив, что «шутовство, ирония, сатира, комическое или карикатурное представление всего чинного, степенного и важного и жизни составляли в нашем допетровском обществе как бы особую стихию веселости», Забелин утверждал, будто «этот старый допетровский смех над жизнью не заключал в себе никакой высшей цели и высшей идеи», «являлся простым кощунным смехом над теми или другими порядками и правилами быта, являлся простою игрою тогдашнего ума, воспитанного во всяком отрицании и потому вообще ума кощунного... Это было на самом деле наивное, бессознательное... Лишь в петровское время, но мнению Забелина, «старый дурацкий смех тотчас же получил смысл, даже политический, и сослужил преобразователю великую службу в перестановке на новую всей старой выработки понятий и представлений общества...
Сознательная мысль этого петровского смеха вскоре переходит к соответственной литературной форме, к сатире драматической и дидактической интерлюдия, интермедия, сатира Кантемира , то есть обнаруживает стремление возвести его на степень художественного создания» И. Однако внимательный анализ идейно-художественного своеобразия как устной народной, так и литературной, демократической по своему духу, сатирической поэзии допетровского времени показывает, что их питала русская историческая действительность, а не заносные литературные примеры; что они были одним из выражений классовой борьбы; что ирония и юмор как проявления народного характера ярко окрашивают народную поэзию уже в ее старших образцах, которые отражены древнерусской литературой; что прогрессивная литература до XVII в. Вся история борьбы в XVII в. Именно в XVII в.
Достаточно вспомнить, какой отпор встретили произведения этой новой литературы в консервативных, а иногда и открыто реакционных кругах общества. В 40-х годах XVII в. Послание Ивана Бегичева о видимом образе божием. ЧОИДР, 1898, кн.
В конце XVII в. Самая форма изложения, придающая особую остроту этому памфлету на кабак — доходную статью царской казны, — расценивалась некоторыми читателями как кощунство. Поэтому защитник этого произведения стремится разъяснить, что «увеселительный», «смехотворный» способ осуждения кабака и увещания его посетителей приносит «ползу добрую» так же, как яд «в мерном разстворении» «при враческом художестве» бывает потребен «ко здравию». Посоветовав не читать это произведение тем, чья «совесть, немощна сущи, смущается» такой непривычной формой, этот ценитель сатиры заключает: «И по сему не есть порочно сие изложение кабацкого праздника, но и полезно» См.
Очерки по истории русской сатирической литературы XVII века. Борьба с новыми явлениями художественной литературы, стремившейся оторваться от открыто дидактических задач, со «смехотворными», «баснословными», т. С резким осуждением интереса к этим «мирским забавам» даже в среде господствующего класса выступил еще и середине XVI в. Бегичев, тоже укорил своих слушателей, предпочитавших «душеполезным притчам и повестям» «притчи смехотворные», «диаволская позорища».
По словам Даниила, москвичи уже не только слушают «сквернословцев и глумотворцев», но и сами повторяют их репертуар: «баснословиши», «притчи смехотворные приводиши», — гневно укоряет проповедник этих любителей острого народного слова В. Митрополит Даниил и его сочинения. На почве, основательно подготовленной всем предшествующим ходом развития народной и литературной сатиры, особенно периода крестьянских войн и городских восстаний XVII в. Выражающая в лучших своих образцах антифеодальные настроения, литературная сатира XVII в.
И все же собранные воедино разрозненные остатки этой сатирической литературы позволяют оценить ее как явление большого общественного и историко-литературного значения. Эта связь выражалась не только в прямом цитировании иронических народных пословиц и поговорок, прибауток, сатирических эпизодов сказки, былины, но и в использовании приемов народного юмора и сатиры. Большая тема о художественном методе народной сатиры разных периодов еще совершенно не разработана специалистами. Для феодального времени можно восстановить основные свойства этой сатиры через древнерусскую литературу , в которой она получила отражение.
В отличие от религиозно-дидактической литературы русского средневековья, которая обличала «пороки» с точки зрения норм христианской морали, подкреплявших идеологию господствующего класса, уводила от классовых противоречий в сторону якобы «общечеловеческого», стремясь замазать классовый смысл явлений, приглушить классовый протест эксплуатируемых масс, — народная сатира никогда не была отвлеченно морализирующей, она была открыто связана с классовой борьбой, била прежде всего по классовому врагу и по отрицательным явлениям в быту. Сатирическая пословица и поговорка, шутливый рассказ, сатирический портрет «врага» в народном эпосе, сказка и прибаутка, шуточная песня, «позорище», т. Разнообразные оттенки иронии как самого существа сатирической стихии в народной поэзии отмечал Н. Гоголь, который считал наклонность к иронии одной из черт национального русского характера: «У нас у всех много иронии.
Она видна в наших пословицах и песнях и, что всего изумительнее, часто там, где видимо страждет душа и не расположена вовсе к веселости» И. В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность. Это страдание души вызывается несправедливостями жизни, и ирония предстает как форма протеста против них. В обстановке все усиливавшегося гнета феодально-крепостнического строя ирония бедняка над своей судьбой становится одним из способов представить тяжесть положения закрепощаемого народа.
Горькая ирония превращается в гневную, в сарказм, когда речь идет об иноземном враге-насильнике или классовом враге. Многообразие тем сатирической народной поэзии привело и к богатству ее стилистических средств. Гротеск в изображении иноземного и классового врага, ироническая насмешка над собственной неудачей, меткое сравнение, подчеркивающее высмеиваемое свойство, удачно найденный для этого же эпитет, пародирование образца с целью вызвать противоположный эффект, причем пародируемый объект выбирается смело из любой области героические образы былины церковный обряд и сопровождающий его текст и т. В соответствии с общим серьезным тоном древнерусской литературы, с ее открыто учительными тенденциями смех для древнерусского писателя — не средство позабавить, вышутить, а один из способов от чего-либо предостеречь, чему-то научить, осудить то или иное явление, поступок человека.
Уже древнерусские писатели признавали силу смеха и потому делали его своеобразным оружием борьбы, направление которой определялось их классовой полицией. Классики русской сатиры XIX в. Салтыков-Щедрин определял силу смеха так: «Это оружие очень сильное, ибо ничего так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех» М. Салтыков - Щедрин.
Все оттенки иронии применялись древнерусскими писателями, когда они делали насмешку своим оружием. Это оружие в литературе до XVII в. Но немногие примеры такого его использования обнаруживают более или менее отчетливую связь с приемами народной сатиры, а иногда и с определенными ее образцами. Так, под внешней маской княжеского «милостника», шуткой выпрашивающего у своего «господина» «милости», в «Молении» Даниила Заточника скрываются сатирические выпады и против богатых, противопоставленных беднякам, и против богатой «жены злообразной», и против друзей, которые «в напасти аки врази обретаются».
Иронически изображается «богат»: когда он «возглаголет — вси возмолчат, слово его вознесут до облак», потому что, продолжает иронизировать автор, «их же ризы светлы, тех и речь честна»; «боярин скуп — аки кладязь слан», «богат красен и не смыслить то аки паволочито изголовие, соломы наткано». Здесь ирония подчеркивается даже формой глаголов: богатый не просто «глаголет», а «возглаголет», а присутствующие при этом «возмолчат». Аще от огня устрежещися, но от искры не можешь устрещися и жжения порт». Даже «князь скуп» насмешливо изображается, «аки река в брезех, а брези камены — нелзе пити, ни коня напоити».
Так с помощью неожиданных, но метких, уничижительных сравнений, построенных на сугубо обыденных образах, Даниил Заточник осуждает «немилостивых» представителей господствующего класса, делая их смешными в глазах читателя. Это — его способ самозащиты. Мастерски использованы псковичем народные сатирические сказки о «правде и кривде» и их отголоски в стихе о «Голубиной книге» для сатирического изображения «московской правды» — деятельности в Пскове после его присоединения к Москве первых Московских наместников, дьяков и тиунов. Автор рассказа 1510 г.
С явным осуждением вспоминая о московских властях, летописец с горькой иронией заключает: «И у намесников, и у их тиунов, и у дьяков великого князя правда их, крестное целование, взлетело на небо, и кривда начата в них ходити, и быша немилостивы до пскович; а псковичи бедныя не ведаша правды московский» Псковские летописи, вып. Приготовил к печати А. В народной поэзии на небо улетает правда-справедливость, а по земле ходить остается кривда; например, в народном стихе о «Голубиной книге» говорится: «Правда кривду переспорила, пошла правда на небеса, к самому Христу, царю небесному, оставалась кривда на сырой земле». Представить противника в смешном виде стремились писатели самых разнообразных направлений.
Даже воинствующий церковник митрополит Даниил, вооружась против «мирского веселья», против роскоши, «празднословия», «плясания, играния», против всего образа жизни господствующего класса, не только разражался гневными морализирующими обличениями, но и создал уродливо комический образ нарядного юноши, заглядывающегося на «жены красны блудницы». У этого героя «сапоги велми червлены и малы зело, якоже и ногам... Укоризненно, но и высмеивая, Даниил говорит такому юноше: «Лице же твое много умываеши и натрываеши, ланиты червлены, красны, светлы твориши, якоже некая брашна, дивно сътворено, на снедь готовишися». Этот разряженный, «благоуханиями помазанный» герой в присутствии женщин изображен в виде «жеребца сластнояростивого», «рзаа и сластию распалаася» В.
Митрополит Даниил... Отдел приложений, стр. Гнев преобладает в этих обличительных эпизодах, ирония с трудом пробивается у автора, по убеждению которого все эти пороки ведут человека прямо в «сети диавольския», к «сатане», служат «бесовской славе». И все же трудно думать, что читатель воспринял этот гротескный образ только как «греховный», а не и как смешной.
Наиболее характерные приметы использования смеха как оружия против врага во внутриклассовой феодальной борьбе наблюдаются в сочинениях Ивана Грозного. Его сатирические выпады всегда вполне конкретны, имеют определенного адресата, напоминают определенные факты. В темпераментном, остром, ярком и образном стиле Ивана IV ироническая нота чрезвычайно сильна. Иван использует иронию, чтобы уязвить противника, вскрыть эгоистические мотивы его поведения, противопоставить это поведение тем нормам, которые он сам защищает, обличить лицемерие, фальшь, иногда прямую измену.
Иронический стиль в изложении Грозного выполняет чрезвычайно важную функцию: он служит ему оружием борьбы с политическими врагами; насмешка разбивает доводы противной стороны, сбивает маску «благородного негодования» с врага, пытающегося скрыть под ней свою антигосударственную деятельность. В ироническом стиле созданы в произведениях Ивана IV выразительные сатирические портреты его противников. Не только справедливым гневом, но и язвительной насмешкой бичует он врага. Он доводит до бессмыслицы упреки Курбского, делая из них выводы в виде целого ряда «кусательных» вопросов: «Ино се ли совесть прокаженна, яко свое царьство во своей руце держати, а работным своим владети не давати?
И се ли сопротивен разумом, еже не хотети быти работными своими обладанному и овладенному? И се ли православие пресветлое, еже рабы обладанну и повеленну быти? Далее ссылки на то же издание, страницы указываются в тексте в скобках и т. Тем же приемом язвительных вопросов Иван IV разоблачает мнимые заслуги Курбского и его сообщников: «И се ли убо доброхотные есте и душу за мя полагаете, еже, подобно Ироду, ссущаго млеко младенца, меня смертию пагубною хотеств света сего лиштати, чюжаго же царьствия царя во царство ввести» стр.
Иронией пронизан рассказ о поведении Курбского в Казани, под Тулой , о жалобах воеводы на то, что он «жены своея мало познал» из-за постоянных военных походов стр. Суровой насмешкой бичует Иван IV постриженных в Кирилло-Белозерский монастырь бояр и их пособников — монастырское начальство: «... Да Шереметьева устав добр — держите его, а Кириллов устав не добр — оставь его! Упрекая монахов за то, что над могилой Воротынского поставили церковь, Грозный снова иронизирует: «Ино над Воротыньским церковь, а над чудотворцем нет!
Воротыньской в церкви, а чудотворец за церковию! И на Страшном спасове судищи Воротыньской да Шереметев выше станут: потому Воротыньской церковито, а Шереметев законом, что их Кирилова крепче» стр. С насмешкой спрашивает Иван IV Хабарова, который просит перевести его в другой монастырь: «Али уже больно надокучило? Иноческое житие не игрушка.
Три дни в черньцех, а семой манастырь. Да коли был в миру — ино образы окладывати да книги оболочи бархаты, да застешки и жюки серебряны, да налои избирати, да жити затворяся, да кельи ставити, да четки в руках. А ныне з братею вместе ести лихо? Так Иван рядом с обширными наставлениями, подкрепленными ссылками на авторитет церковных писателей, рядом с гневными упреками и боярам, и их монастырским покровителям использует язвительную насмешку, краткую, но действенную, раскрывающую истинные причины поведения тех и других.
Блестящий стиль Иван IV, использующего общенародный язык, с широким заимствованием интонации живой разговорной речи, народных пословиц, достигает большой выразительности в этих иронически-сатирических эпизодах. Иронией колет Грозный и своего любимого слугу Василия Грязного, который просит выкупить его за дорогую цену из плена. Царь высмеивает пленника: «... Али ты чаял, что таково ж в Крыму, как у меня стоячи за кушаньем шутити?
Крымцы так не спят, как вы, да вас, дрочон, умеют ловити, да так не говорят, дошедши до чюжей земли, да пора домов! Толко б таковы крымцы были, как вы, жонки, — ино было и за реку не бывать, не токмо что к Москве» стр. Среди серьезных исторических и дидактических рассуждений в посланиях, направленных князю Александру Полубенскому, Иван вставляет колкую насмешку над ним, каламбур, сопоставляя «Палемона» с «полоумным»: «А пишешься Паломонова роду, ино ты палаумова роду, потому что пришел на государство, да не умел его под собою держать, сам в холопи попал иному роду» стр. Всево у тебя ничего» стр.
Так высмеивает Иван IV все титулы своего корреспондента. Гневное послание шведскому королю Иоганну III 1573 г. Иван IV высмеивает неумеренные претензии Стефана Батория. На жалобы последнего, что поход под Псков приносит ему большие убытки, Иван насмешливо отвечает: «А коли тебе убыток, и ты б Заволочья не имал, хто тебе о том бил челом?
Хто тебя заставливает так убычитца? С таким же, как у Грозного, широким использованием иронии как способа унижения своего врага мы встретимся позднее в писаниях протопопа Аввакума. Недаром Иван IV представлялся ему не только идейным союзником, но и образцом писателя-оратора. Как видно из приведенных примеров, сатирические эпизоды древнерусской литературы до XVI в.
В тех случаях, когда отрицательные стороны феодально-крепостнического быта раскрываются через изображение горестной судьбы героя, древнерусский автор прибегает к той горькой иронии, которая так характерна и для народной сатиры. Заострение осуждаемых явлений, поступков, даже внешних черт, способствующее лучшему показу отрицательных сторон действительности, намечается вполне отчетливо, также сближая литературную сатиру с народной. Однако народная сатира и периода первой крестьянской войны, и времени городских восстаний середины XVII в.
Изначально жанр сатиры принадлежал лирической поэзии, позже появились его эпические образцы: В сатирических произведениях Ювенала, Горация, Марциала, Вергилия критикуются не только людские нравы, но и конкретные политики, распутство и безрассудство тиранов. В произведениях Н. Буало сохраняются черты личной сатиры, адресованной конкретным лицам. Также критикуется суетная жизнь в столице, поклонение ложным ценностям: богатству, славе, внешней красоте.
В сатирических произведениях Кантемира, положивших начало русской истории жанра, высмеиваются щеголи, невежды и подражатели, порочащие свои семьи и весь народ. Сатирический роман возник в эпоху распада Римской империи. Его классический образец — «Сатирикон» Петрония. Можно назвать сатирическим великий роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а также книгу С. Бранта «Корабль дураков». В России жанр представлен романом М.
Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Басни также известны человеку с античности. Самые знаменитые баснописцы Эзоп, Лафонтен, Мольер, Крылов , безусловно, были сатириками. Эпиграмма — это малый сатирический жанр, который высмеивает отдельные черты характера или неблаговидные поступки. В русской лирике эпиграмму можно обнаружить в творчестве Жуковского, Пушкина, Языкова, Лермонтова, Баратынского, Батюшкова. В жанре памфлета работали, прежде всего, публицисты. Он прочно обосновался в журнальной литературе и стал любимой формой самовыражения в эпоху Просвещения.
В плане сатирическом например, у Салтыкова-Щедрина и в плане прямого отрицания и критики у Л. Толстого может быть выражено изобличение бюрократии и русского самодержавия. Маяковский изобличал сатирически буржуазию и мещанство, Горький их же, но в виде прямого отрицания. Вот что такое сатира в литературе. Определение ее в тексте обычно не представляет большой сложности - мы делаем это интуитивно. Специфика понятия "сатира" Специфика понятия "сатира" состоит не только в том, что оно вскрывает вредные, отрицательные или позорные явления, но и в том, что осуществляется это всегда средствами комического закона, по которому негодование составляет единое целое с изобличением комическим, а изобличаемое изображается как нормальное, чтобы потом через это обнаружить смешное, что данная норма - лишь видимость, которая заслоняет зло. Подтверждается данная мысль всей историей сатиры. Читая их, мы понимаем, что такое сатира в литературе.
Определение этого понятия было дано выше, так что если вы сомневаетесь, вы всегда можете прибегнуть к нему. Классическое деление сатиры на "патетическую" и "смеющуюся", которое Шиллер проводит в одной из своих статей, таким образом, не имеет достаточного основания. Типы сатиры Сатиры на врага могут быть отрицанием всей существующей социально-политической системы. Данный тип связан с именами величайших сатириков, в разные эпохи давших гениальные образцы отрицания и критики социальной действительности современной этим авторам эпохи. К ним относятся Свифт, Рабле, Салтыков-Щедрин. Второй тип сатиры - когда автор зовет не к уничтожению всей системы, породившей пороки, а к исправлению отдельных из них. Такая сатира направлена в основном на нравы, быт, культурные обычаи. Она отражена в творчестве Мольера, выступившего с критикой поднимающегося класса.
Большинство сатириков написало свои работы в форме поэзии. Кроме персидской сатиры, сильный подъём во время революции пережила азербайджанская сатира. Легендарный иранско-азербайджанский сатирик Джалил Мамедкулизаде издавал в это время в Тебризе свой известный еженедельный сатирический журнал «Молла Насреддин». Он создал самые первые мультфильмы в истории иранского искусства мультипликации. В конце XX века персидская сатира пополнилась работами Эбрахима Набави. Он предложил новую форму персидской сатиры в своей работе, названной «Sotoon e panjom». Появление и развитие сатиры в Афганистане тесно связаны с его политической историей.
Период с 1965 до 1978 был самым производительным периодом для сатиры; различные типы сатиры появились и процветали в Афганистане. С приходом позднего Средневековья и рождением народной литературы в XII веке сатира стала чаще использоваться, в особенности Чосером. Елизаветинская «сатира» как правило в форме брошюры содержит больше прямого злословия, чем традиционной сатиры. В 1605 французский гугенот Исаак Казабон писал, что римская сатира была в целом более цивилизованной. Сатира, затрагивающая социальные проблемы, усилилась в XVI столетии и в результате подвергалась гневу короны. В эпоху Просвещения, в интеллектуальном XVII и рациональном XVIII столетии, начался расцвет английской сатиры, в значительной степени благодаря политической борьбе двух политических партий: тори ныне Консервативная партия Великобритании и вигов наследники — Либеральные демократы. В это время сатира стала выполнять свою первоначальную функцию — критики окружающей действительности, и в первую очередь политического положения дел в стране.
В это время проницательная и резкая сатира политических сил и конкретных людей стала популярным оружием.