В последние годы БРИКС стремится к расширению своего влияния за счёт присоединения новых стран. По итогам саммита БРИКС в ЮАР, в котором Путин участвовал по видеосвязи, было отмечено, что последуют и другие фазы расширения организации.
Десятки стран захотели в БРИКС: чем их привлекли Россия и Китай
Страны БРИКС выступают за мирные переговоры между Россией и Украиной, установление стабильной и безопасной обстановки в Афганистане, мирное урегулирование проблемы Корейского полуострова. Другие страны БРИКС заняли в целом нейтральную позицию по отношению к конфликту, рассматривая его скорее как региональную проблему, чем как глобальный кризис. Рассказываем о БРИКС простыми словами: что это, как расшифровывается название, когда, как и для чего было создано объединение. Появится ли единая валюта BRICS, выясняли Финансы Стратегическая цель эволюции БРИКС заключалась не в укрупнении самой группы за счет включения в нее других государств-членов, а в увеличении охвата благодаря повышению ее открытости и доступности для развивающегося мира.
БРИКС расширяется в поисках смысла
Как видим, состав членов БРИКС говорит сам за себя: это объединение еще с момента своего создания выглядело внушительно и крайне перспективно, а с годами его позиции в мире и, как следствие, интерес других государств к вступлению в объединение стали еще крепче. Фото: EPA Именно ежегодные саммиты являются ключевой формой работы БРИКС: в них принимают участие лидеры государств-членов и главы различных министерств, и именно на них принимаются фундаментальные решения, касающиеся вектора развития объединения. Соответственно, председательство в объединении предоставляется на один год и меняется между странами на ротационной основе. Отрадно, что первый саммит прошел в Екатеринбурге в июне 2009 года , и с тех пор наша страна проводила саммит БРИКС еще один раз - в июле 2015 года в Уфе. Совсем скоро география российских городов, имеющих в своем активе опыт проведения саммита БРИКС, расширится: в 2024 году саммит пройдет в Казани, и, как заверил министр иностранных дел России Сергей Лавров, это мероприятие непременно будет успешным. В БРИКС есть: рабочие группы по самым разным направлениям сотрудничества - например, по сельскому хозяйству или информационной безопасности; ряд различных советов - Совет экспертных центров, Деловой совет, Научный совет; различные форумы внутри БРИКС, также затрагивающие определенные сферы взаимодействия между странами-членами, например, Парламентский форум, Медиафорум, Молодежный форум. Первый представляет собой этакую "заначку" для государств-членов объединения, призванную помочь им в случае появления сильных финансовых сложностей.
Капитал Пула составляет 100 миллиардов долларов. В свою очередь, Банк развития БРИКС создан для финансирования различных инфраструктурных проектов стран-участниц, а его бюджет ровно такой же, как и Пула, - 100 миллиардов долларов.
Официальные заявки на членство подали Иран, Аргентина и Алжир. О намерении стать частью группы сообщали представители Саудовской Аравии, Египта, Индонезии и Нигерии.
Впоследствии к ним присоединилась Южная Африка South Africa. Южная Африка присоединилась к БРИКС с тремя целями: — развивать свои национальные интересы; — продвигать свою программу региональной интеграции и связанные с ней программы континентальной инфраструктуры; — установить партнерские отношения с ключевыми игроками Юга по вопросам, связанным с глобальным управлением и его реформированием. Сотрудничество БРИКС за последнее десятилетие расширилось и включает ежегодную программу более чем из 100 отраслевых встреч. Ключевой целью создания БРИКС стало стремление пяти ведущих держав с развивающейся экономикой укрепить свои позиции в мире за счет активного сотрудничества друг с другом.
Кроме того, среди целей BRICS, отмеченных в официальном документе объединения «Стратегия БРИКС» BRICS Strategy , есть следующие: — стремление к инклюзивному экономическому росту в целях искоренения бедности, решения проблемы безработицы и содействия социальной интеграции основная цель BRICS ; — консолидация усилий для обеспечения более высокого качества роста путем стимулирования инновационного экономического развития на основе передовых технологий и развития навыков; — стремление к дальнейшему взаимодействию и сотрудничеству со странами, не входящими в БРИКС. Помимо этого, среди целей и задач БРИКС — развитие расчетов в национальных валютах для ускорения экономического роста. Это должно стать одним из направлений партнерства.
Расширение союза.
Дополнительным фактором для решения отложить столь масштабный проект, стала перспектива существенного расширения состава участников БРИКС. Более 20 стран подали заявки на вступление и еще столько же заявили о своих намерениях. При этом уровень экономического развития потенциальных участников блока неоднороден и потребуется переходный период для встраивания национальных платежных систем в единую систему расчетов. По мнению Мери Валишвили, два фактора — отсутствие общей сильной финансовой системы стран и расширение союза — мешают созданию валюты.
Даже в том маловероятном случае, если это соглашение будет достигнуто, это вряд ли повлияет на доминирование доллара США в международной валютной торговле. За последние десять лет сумма ежедневных валютных транзакций в мире увеличилась с 4,6 трлн до 6,6 трлн долларов в эквиваленте. Но доля операций с использованием доллара США осталась неизменной на уровне 44 процентов. Мнения экспертов.
Тематика мероприятий включает в себя широкий спектр вопросов в финансовой, научно-технической, культурной и политической сферах. В БРИКС отсутствуют официальные регулирующие ее деятельность нормативные документы, уставы и секретариат. Председателем ассоциации выступает страна-организатор саммита, которая обеспечивает координацию всей текущей деятельности. Как правило, смена председателя происходит в порядке расположения стран в аббревиатуре: так, в 2019 году председателем была Бразилия, в 2020 году Россия, в 2021 году — будет Индия, в 2022 году — Китай и в 2023 году — ЮАР.
БРИКС нежизнеспособен: кто и зачем придумал БРИКС?
Главное, выработать эти правила возможного расширения, а потом уже рассматривать конкретные кандидатуры», — сказал он. Сам Владимир Путин , выступая на саммите БРИКС, заявил , что лидерство стран объединения в сегодняшних условиях имеет особое значение для формирования многополярной системы межгосударственных отношений. Он также отметил расширение российского присутствия в государствах-членах. А Си Цзиньпин в ходе саммита прямо сказал, что страны-участницы должны ускорить процесс по включению новых единомышленников в объединение, отметив, что в последние годы довольно много стран выражают желание вступить в БРИКС. Возможно, расширение БРИКС и включение туда Ирана и Аргентины, а затем потенциально и других государств, станет первым шагом на пути превращения объединения из неформального клуба по интересам в более четко оформленную и влиятельную организацию. С другой стороны, кажется, что сами участники БРИКС не до конца определились, чем именно они хотят ее видеть — неформальным клубом вроде G7, форумом по типу «Большой двадцатки», экономическим объединением, как ЕС или даже полноценным военно-политическим блоком — конкурентом НАТО. В 2018 году тогдашний министр экономического развития Максим Орешкин , принимавший участие в саммите БРИКС в ЮАР, на вопрос о том, почему не было принято решение о расширении организации, пошутил: «Наверное, просто еще не придумали благозвучного названия». Насколько прочной будет структура после принятия новых членов пока сказать сложно.
В прошлые годы разговоры о расширении ничем не заканчивались во многом из-за определенной аморфности организации. Кроме того, эксперты указывали на серьезные противоречия между ее членами, например, Индией и Китаем. Тем не менее, как считает политолог Юрий Светов, переговоры последних лет даром не прошли, а события последнего года подтолкнули страны активней рассматривать перспективу вступления в БРИКС. Правда, для этого им придется хорошо взвесить все плюсы и минусы. Как видим, БРИКС в этом плане — более серьезная организация, чем Европейский Союз, который легко нарушает собственные принципы принятия новых членов по политическим соображениям. Но почему таких же требований нет к Украине и Молдавии, и даже Грузии? Нюансы существуют при вступлении в любую международную организацию.
Политическая разнонаправленность. Например, Индия недавно подписала соглашение с США о сотрудничестве на 100 млрд долларов: это совместные проекты для разработки технологий, полупроводников, обороны, изучения космоса. Неразвитость общей финансовой системы стран. Для единой валюты необходима система, связанная с национальными платежными системами стран. Ее создание требует многомиллиардных инвестиций и объединения усилий стран союза. При этом сам проект создания новой валюты является достаточно сложным. Потребуется интегрировать платежную инфраструктуру стран-участниц блока, разработать алгоритм оценки обменного курса и, кроме того, повысить устойчивость национальных валют к внешним воздействиям. Плеханова 3. Расширение союза.
Стратегическая цель эволюции БРИКС заключалась не в укрупнении самой группы за счет включения в нее других государств-членов, а в увеличении охвата благодаря повышению ее открытости и доступности для развивающегося мира. Объединение задействовало статус регионального лидера каждого своего участника в целях формирования «круга друзей». Эти новые друзья могли бы стать наблюдателями в тех или иных форматах взаимодействия и таким образом вовлекаться в планы и мероприятия группы. Согласно условиям декларации саммита, «параллельная встреча является возможностью для лидеров Африки и БРИКС обсудить пути укрепления сотрудничества между странами БРИКС и африканским континентом» [5]. В ходе шестого саммита 16 июля 2014 года в городе Бразилиа состоялась вторая встреча в таком формате с лидерами стран Южной Америки «с целью развития сотрудничества между БРИКС и Южной Америкой» [8]. На наш взгляд, практики «аутрич» позволили БРИКС найти важные точки соприкосновения с новыми «центрами силы», которые формируются в современном мире. Примечательно, что ключевую роль в этих процессах играют региональные лидеры, которыми являются все государства - члены БРИКС, а формат «аутрич» позволяет им расширять и развивать новые внешние связи, тем самым укрепляя и свои позиции. Ситуация качественно изменилась в марте 2017 года, когда министр иностранных дел Китая Ван И предложил пересмотреть контуры БРИКС и подключить к партнерству крупные развивающиеся экономики. Так появилась концепция «БРИКС плюс», предусматривающая более широкую кооперацию и поддержку диалога с другими странами и организациями.
С нашей точки зрения, цель китайской инициативы была направлена на то, чтобы сделать БРИКС более влиятельной платформой для сотрудничества по линии Юг-Юг, позиционировать группу как «точку пересечения» между «Большой двадцаткой» «G20» , куда входят члены БРИКС, и другими развивающимися странами. Общеизвестно, что эти две страны уже подали заявки на вступление в группу. Стоит отметить, что приглашение Пакистана и Шри-Ланки может встретить сопротивление со стороны Индии. При этом важно иметь в виду, что БРИКС не имеет задокументированной процедуры вступления новых членов. Поэтому можно предположить, что вопрос вступления будет основываться в большей степени на общих критериях приемлемости, нежели чем на процедурных моментах. Среди этих критериев в первую очередь необходимо назвать экономический потенциал кандидата, поскольку именно экономическое сотрудничество лежит в основе деятельности группы. Далее наличие у кандидата независимого и самодостаточного позиционирования на международной арене, место и роль кандидата в региональных процессах, степень влияния в своем цивилизационном пространстве, готовность к координации взаимодействия со странами БРИКС по международным вопросам и, наконец, обязательство содействовать реформе системы глобального управления. Исходя из этих критериев, интеграция новых членов позволит БРИКС более эффективно использовать формат «БРИКС плюс» в рамках ООН, «Большой двадцатки» и других международных организаций для продвижения общих интересов, стимулирования развивающихся рынков, влияния на глобальные экономические процессы. Необходимо обратить внимание на то, что эти кандидаты имеют соответствующий экономический потенциал, демонстрируют динамику развития и стремление стать наряду со странами БРИКС локомотивами глобальной системы экономических отношений.
Также он отметил, что «хотя население стран «Группы одиннадцати» немного больше, чем в Китае или Индии, их экономика примерно в два раза меньше экономики Китая, но больше, чем у Японии, и более чем в два раза больше, чем у Индии» [15]. Номинальный ВВП стран «Группы одиннадцати» в 2022 году составляет 9,8 трлн долларов. С геополитической точки зрения практически все страны «N-11» кроме Южной Кореи, однозначного, в том числе военного, союзника США могут найти точки соприкосновения с проектом БРИКС по укреплению сотрудничества Юг-Юг и в реформе глобальной международной системы. Но на этом фоне особого внимания заслуживает анализ ВВП Ирана. Так, с 486,83 млрд долларов в 2017 году номинальный ВВП этой страны вырос до 1 590 млрд в 2021 году и 1 970 млрд в 2022 году. Впечатляющий рост ВВП Ирана за пять лет почти в пять раз объясняется, конечно, снятием с января 2016 года экономических санкций в рамках «ядерной сделки». Но в мае 2018 года США вышли из «сделки» и восстановили санкции против Ирана в одностороннем порядке. Тем не менее это не стало существенным препятствием росту экономики страны, о чем свидетельствуют цифры, и страна имеет необходимые показатели, чтобы претендовать на вступление в БРИКС. Алжир имеет наименьший объем ВВП среди стран - претендентов на вступление в БРИКС, но потенциал этой страны на интеграцию в группу не меньше, чем у остальных, если учитывать другие факторы, такие как геополитическое положение и статус Алжира на африканском континенте.
Присоединение ЮАР к неформальному диалогу развивающихся стран не только отразило усиление внимания мирового сообщества к странам Африки, но и стало важным стратегическим шагом для повышения международного статуса БРИКС. В 2017 году "ноу-хау" китайского председательства стало развитие формата "аутрич" с привлечением внерегиональных игроков - крупнейших стран Азии, Африки, Латинской Америки, многие из которых до этого момента не входили в сферу влияния председательствующей страны.
Похоронный гудок старому миру: Почему расширение БРИКС станет концом гегемонии США
БРИКС объединяет усилия прогрессивных стран в вопросах укрепления экономической интегрированности и развития хозяйственной деятельности. Колташов отметил, что включение Египта в БРИКС – хорошая новость, поскольку у экономики этой страны большой потенциал. На международной арене страны БРИКС занимаются решением таких глобальных проблем, как. Именно БРИКС рассматривается многими в мире как одна из наиболее важных организаций по противодействию этому американскому произволу. БРИКС принял решение о трансформации из неформального клуба пяти стран в более широкий межконтинентальный союз, но при этом воздержался от конкретизации политических и экономических целей объединения.
Расширение БРИКС: какие страны вошли и еще войдут в альянс – инфографика
В большинстве других категорий страны БРИКС занимают высокие позиции. БРИКС – это объединение пяти ведущих быстроразвивающихся стран в экономическом плане. Открыто заявляются цели по экономическому сближению со странами вне БРИКС с использованием площадок БРИКС.
Что Россия получит от новых членов БРИКС
Такое наименование группа государств носила до момента, когда к ней присоединилась ЮАР в 2011 году. В 2014 году государства БРИКС создали собственную международную финансовую организацию — Новый банк развития со штаб-квартирой в Шанхае. Банк призван мобилизовать ресурсы, необходимые для реализации проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах-участниках объединения. Аналогичную информацию распространили аргентинский лидер Альберто Фернандес и представитель иранского внешнеполитического ведомства Саид Хатибзаде, пишет «Газета.
Также он отметил, что «хотя население стран «Группы одиннадцати» немного больше, чем в Китае или Индии, их экономика примерно в два раза меньше экономики Китая, но больше, чем у Японии, и более чем в два раза больше, чем у Индии» [15]. Номинальный ВВП стран «Группы одиннадцати» в 2022 году составляет 9,8 трлн долларов. С геополитической точки зрения практически все страны «N-11» кроме Южной Кореи, однозначного, в том числе военного, союзника США могут найти точки соприкосновения с проектом БРИКС по укреплению сотрудничества Юг-Юг и в реформе глобальной международной системы. Но на этом фоне особого внимания заслуживает анализ ВВП Ирана. Так, с 486,83 млрд долларов в 2017 году номинальный ВВП этой страны вырос до 1 590 млрд в 2021 году и 1 970 млрд в 2022 году. Впечатляющий рост ВВП Ирана за пять лет почти в пять раз объясняется, конечно, снятием с января 2016 года экономических санкций в рамках «ядерной сделки».
Но в мае 2018 года США вышли из «сделки» и восстановили санкции против Ирана в одностороннем порядке. Тем не менее это не стало существенным препятствием росту экономики страны, о чем свидетельствуют цифры, и страна имеет необходимые показатели, чтобы претендовать на вступление в БРИКС. Алжир имеет наименьший объем ВВП среди стран - претендентов на вступление в БРИКС, но потенциал этой страны на интеграцию в группу не меньше, чем у остальных, если учитывать другие факторы, такие как геополитическое положение и статус Алжира на африканском континенте. ВВП и количество населения этой страны были значительно ниже в сравнении с другими членами БРИК, но это не стало препятствием вступления ЮАР в группу при наличии других, не менее важных показателей. Говоря об Алжире, необходимо подчеркнуть отсутствие в первую очередь внешнего долга [19], а также то, что это нефтяная и газовая страна с огромным запасом полезных ископаемых и редкоземельных металлов. Имеется квалифицированная рабочая сила, создана современная инфраструктура, есть промышленный потенциал, развивается сельскохозяйственная промышленность, рынок в 45 млн потребителей. Президент Алжира упомянул о возможности вступления в БРИКС еще в июле 2022 года, что позволило бы его стране «уйти от притяжения двух полюсов» [16]. С геополитической точки зрения вступление в БРИКС упомянутых государств будет способствовать укреплению позиций группы в макрорегионах стран-претендентов, одновременно будет усиливать влияние самих стран-претендентов и даже может способствовать преодолению противоречий между ними на другом уровне отношений например, между Ираном, Саудовской Аравией и Турцией. На наш взгляд, здесь достойным кандидатом по всем критериям может стать Индонезия.
Эта страна имеет не только экономический потенциал, но и существенный политический вес. Определенные контакты с этими региональными объединениями были налажены через формат «аутрич-саммитов». В целом такой сценарий возможен благодаря лидирующим позициям стран группы в данных региональных объединениях. Однако ключевые страны Западной Африки имеют тесные взаимоотношения с западными державами и фактически находятся в зоне их влияния, политического и экономического давления, что не позволяет делать положительный прогноз альянсу БРИКС с ЭКОВАС. Хотя он мог бы стать взаимовыгодным для всех сторон. АКФТА является единым коммерческим пространством для более чем 1,27 млрд человек и по численности стран-членов это крупнейшее интеграционное объединение в мире, поскольку в его состав вошли 54 из 55 стран - членов Африканского союза [3, с. Успешное взаимодействие БРИКС с африканскими странами зависит от того, насколько подходы группы к сотрудничеству будут отличаться от стандартов международных финансовых институтов и объединений западных держав. Прежде всего эффективность экономического взаимодействия БРИКС с государствами Африки зависит от отсутствия политических условий. Дейч и В.
Усов, «внимание к нуждам государств африканского континента, экономическая помощь, не обремененная политическими условиями, торговый и инвестиционный бум, энергичная защита их интересов в международных организациях делают БРИКС привлекательной для Африки альтернативой Западу» [1]. Эта позиция соответствует и южноафриканскому видению отношений группы БРИКС с африканским континентом. Говоря о взаимодействиях Африки с НБР, следует обратить внимание на то, что в октябре 2019 года Африканский банк развития African Development Bank и НБР подписали соглашение о продвижении новых проектов, направленных на улучшение жизни миллионов африканцев.
Чего стоит только беспрецедентное количество а именно двадцать восемь стран, приглашенных к участию в Форуме политических партий, мозговых центров и гражданских организаций стран БРИКС, который состоялся в июне 2017 года в китайском г. Часть этих стран благодаря своему региональному влиянию, экономическому потенциалу, размеру территории и численности населения по праву претендуют на то, чтобы надолго войти в ареал деятельности БРИКС.
Россия поддержала заявку. Египет уже стал участником «Нового Банка Развития». Дилма Русеф, бывший президент Бразилии, глава «Нового Банка Развития»: «Наше предложение заключается в том, чтобы часть финансирования стран-участниц была рассчитана в их местной валюте. Данный способ финансирования может осуществляться и при помощи валют других развивающихся стран. Расчет в местной валюте может увеличить объем корпоративного финансирования, что определенно выгодно.
Абсолютное доминирование доллара США или евро на мировой арене несправедливо. Нам необходимо использовать собственные валюты для укрепления торговли и инвестиций между нашими странами». Официальная заявка этой центральноамериканской страны уженаходится на рассмотрении. Выступая на открытии посольства Гондураса в Китае, президент Сиомара Кастро рассказала, что ее народ несколько веков боролся с колониализмом и теперь стремится к полной независимости и свободе.