Чем полезен в разрешении конфликта посредник? Посредник в разрешении конфликта необходим для того, что бы правильно оценить ситуацию, беспристрастно провести разбор. Роль посредника в разрешении конфликта. Решение конфликта посредничество примеры. В данной статье вы расскажете о посредничестве как способе урегулирования конфликта и разрешения проблемных ситуаций. Стать хорошим посредником в разрешении конфликтов требует определенных навыков и качеств. Посредник полезен в поиске компромисса, который бы устроил конфликтующие стороны.
Чем полезен посредник в разрешении конфликта
Посредник в разрешении конфликта может быть полезен по нескольким причинам: Нейтральность: посредник является независимой стороной, которая не имеет интересов в результатах конфликта. Ответ: Посредник полезен в ситуации, когда всё же трудно понять и простить другого, но это всё−таки необходимо. Роль посредника в разрешении конфликта. Решение конфликта посредничество примеры. 3. Чем полезен в разрешении конфликта посредник? Чем полезен в разрешении конфликта посредник Обществознание 6. Посредник руководит процессом разрешения конфликта, учитывая потребности и интересы сторон, помогает им найти взаимоприемлемое решение и создает атмосферу доверия и уважения между ними.
Чем полезен в разрешении конфликта посредник обществознание 6 класс
Он может убедить одного из конфликтующих признать свою вину и попросить прощения. Может и наоброт: встать на сторону одного из конфликтующих и начать подбадривать его, говоря, что он во всём прав.
Любой конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей решения, позволяет ее познать, поскольку выявляется в совокупности воспринимаемых людьми фактов. Конфликт стимулирует познание интересов, ценностей, позиции, сталкивающихся в противоборстве субъектов; высвечивает сущность социальных изменений, выраженных противоречием, лежащим в основе конфликта. Конфликт способствует интеграции, объединению людей, а стало быть, установлению равновесия, стабильности в обществе. Однако такова реальная диалектика социума, где конфликт и интеграция неразрывно взаимосвязаны и постоянно меняются местами. Доминирование одного сменяется доминированием другого. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и другим объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми порождаемыми происходящими изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой ситуации путем преобразования форм и методов деятельности и отношений, переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления. Управление конфликтной ситуацией.
Существуют несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Отметим, однако, что управлять конфликтной ситуацией теоретически может любой его участник, но практически такой возможностью обладают не все, в большинстве случаев это начальник, руководитель или просто авторитетный человек. Более того, управлять конфликтом может и совершенно посторонний человек! Но далее будем иметь в виду, что в роли «капитана» выступает именно человек, наделённый управленческими полномочиями. Разъяснение требований к работе. Один из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт, — разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в каждой данной ситуации. Координационные и интеграционные механизмы.
Еще один метод управления конфликтной ситуацией — это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов — цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться. В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организаций, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого. Общеорганизационные комплексные цели. Установление общеорганизационных комплексных целей — еще один структурный метод управления конфликтной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов.
Идея, которая заложена в эти высшие цели — направить усилия всех участников на достижение общей цели. Структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства. Межличностные стили разрешения конфликтов. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других использует власть путем принуждения. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон.
Признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Наличие третьего, стороннего участника позволяет перенести на него часть эмоциональной нагрузки и ответственности за разрешение конфликта. Поэтому для посредника крайне важно, во-первых, сохранить объективность и нейтральность, не оказаться вовлеченным в проблему и, во-вторых, попытаться превратить оппонентов в партнеров, способных к конструктивному взаимодействию и диалогу. В зарубежной психологии для обозначения нейтральной стороны обычно используют термины медиация посредничество и медиатор посредник.
Краткий ответ Сторонний наблюдатель невольно переводит на себя часть общей эмоциональной нагрузки и ответственности, помогает сгладить острые углы и градус напряжения. Важно, чтобы посредник сохранял объективность по отношению к обоим соперникам и был нейтрален. Он способен призвать противников к конструктивному диалогу и достижению компромисса.
Разрешение конфликтов с помощью посредника позволяет свести негативный настрой на нет, ослабить накал страстей, избежать разрыва длительных взаимоотношений и рукоприкладства, незаконных действий. При медиации не учитываются личностные качества каждого участника конфликта, если они не мешают процессу становления перемирия. Медиация направлена на устранение самой конфликтной ситуации и на предотвращение ее развития, повторения в будущем. События, предшествующие конфликту, а также черты характера оппонентов не особо важны, хотя и должны учитываться посредником. Посредники в конфликте и их функции Медиатор должен обладать беспрекословным авторитетом у обеих сторон, иначе процесс разрешения не будет эффективным, а сам посредник может стать непосредственным участником конфликта. Немаловажна заинтересованность посредника в разрешении спора: он должен объективно оценивать ситуацию и не занимать ни одну из сторон в противовес другой. Обществознание дает такой ответ: медиатор в состоянии вывести оппонентов из конфликта без нанесения какого-либо морального ущерба, ущемления прав и интересов обеих сторон. Главные задачи посредника Прежде чем начать работу, медиатор должен убедиться в том, что все участники спора осведомлены о желаниях и потребностях друг друга, а также в том, что его подопечные признают наличие конфликтной ситуации. Прерогативой посредника является: Разработка проекта соглашения, который каждая из сторон должна безоговорочно принять. Доведение до оппонентов того, что вся ответственность за принятые решения будет лежать исключительно на них. Устранение негатива между участниками спора, вызванного конфликтной ситуацией, при помощи переговоров. Тем, что соблюдает полный нейтралитет. Медиатор должен быть беспристрастен, его прерогативой является рассмотрение мнения каждой из сторон, при этом он не может занимать чью-либо сторону во время разрешения конфликта. Чем отличается помощь посредника от психологической консультации Цель медиатора — найти компромисс, выработать определенный план действий, чтобы устранить сам конфликт и его последствия. То есть посредник прикладывает усилия, дабы разрешить конкретную проблему при помощи конструктивного диалога обеих сторон. Здесь отсутствует анализирование внутренних неурядиц участников конфликта, восстановление личных отношений, а также корректировка поведенческих особенностей индивидуумов. Этими вопросами занимается психология, а посредничество относится к социологии, так как не принимает во внимание аспекты человеческой души. Медиатор контролирует действия и диалог участников спорной ситуации, являясь тем самым инструментом регулирования социального мира. Посредник способствует становлению равноправия в споре, а также нормализации повседневного общения на работе, учебе, дома. Методы воздействия Существуют три основных метода регулирования конфликтной ситуации посредником: Давление на одну из конфликтующих сторон. Склонение всех участников спора к примирению. В первом случае медиатор пытается при помощи внушения и аргументов заставить поверить в свою неправоту одну из сторон. В итоге оппонент сдается и идет на уступки. Склонение к примирению заключается в постоянной работе с каждым из участников спора, объяснении неправильности позиции. Медиатор разъясняет индивидуумам, насколько неверны их поступки и слова, направленные в сторону оппонентов. При дипломатическом разрешении проблемы посредник использует индивидуальные беседы с участниками конфликта, доводя до них возможные способы выхода из негативной ситуации и согласовывая их с каждой из сторон. Какими знаниями должен обладать посредник Участвуя в урегулировании конфликтной ситуации, медиатор должен знать, что: Необходимо беседовать по-отдельности с каждой из сторон. Во время диалога следует устанавливать собственные правила, запрещающие проявление агрессии и физического насилия. Процедура устранения негатива проводится исключительно в доверительной и спокойной обстановке. До оппонентов важно донести информацию о том, что предмет спора и есть та преграда на пути к конструктивному диалогу, которую необходимо преодолеть. Стимуляция беседы — его прерогатива. Решение о прекращении конфронтации должно устраивать каждого и быть обоюдным. Тем, что при затяжном споре обе стороны могут избежать вмешательства силовых структур только благодаря участию медиатора. Однако стоит знать, что сами по себе посредники не являются адвокатами и не могут давать какие-либо консультации, связанные с правовыми нормами. Молодежные конфликты и посредничество Наиболее непредсказуемый, эмоциональный и психически неуравновешенный возраст — это пубертатный период. Конфликтные ситуации в среде сверстников могут возникать по любому вопросу, будь то элементарная внешняя непохожесть или соперничество, борьба за внимание противоположного пола. Как полезен посредник в разрешении молодежных конфликтов? Благодаря медиатору спор может разрешиться быстро и без некоторых опасных моментов насилия, взаимных оскорблений. Посредником здесь может быть взрослый либо более опытный индивидуум одного возраста с участниками негативной ситуации. Авторитет медиатора должен быть непоколебим у обеих сторон, иначе какого-либо соглашения достигнуть будет невозможно. В роли посредников обычно выступают волонтеры из общественных организаций, учителя, родители и близкие родственники, а также более авторитетные сверстники. Примеры из жизни Посредничество необходимо в тех случаях, когда конфликтная ситуация начинает выходить за рамки, то есть стороны переходят на личности, начинают оскорблять друг друга, отстаивая свои интересы. Но достаточно им объяснить, что их потребности могут быть удовлетворены в полной мере, как появляется возможность ведения конструктивного диалога. Сорокина так отражает эту тему в пособии [237]: «Посредничество как одна из форм разрешения конфликта представляет собой способ вмешательства нейтральной третьей стороны, целью которого является оказание содействия процессу переговоров между основными участниками конфликта. Именно о такой ситуации рассказывается в одной восточной притче о дележе наследства. У одного человека было три сына, которых он воспитывал в трудолюбии и справедливости. Как только сын подрастал, отец брал его с собой работать. Но вот дети выросли, а отец их состарился.
Чем полезен в разрешении конфликта посредник кратко
Ответ на вопрос Ответ на вопрос дан olgabelovanic Как правило, посредник не относится ни к одной из сторон, поэтому он полезен тем, что помогает взглянуть на конфликт "другой" точкой зрения. Ответ на вопрос Ответ на вопрос дан шалааа Спасибо большое мне 5 поставили Ответ на вопрос Ответ на вопрос дан olgabelovanic всегда пожалуйста Ответ на вопрос Ответ на вопрос дан angelme4ty Зачастую противники настолько "увязли" в конфликте, что не хотят идти на любые обсуждения самого конфликта, а это значительно мешает разрешению оного Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?
Отмена 0 Допустим, два человека хотят друг друга игнорировать. Посредник может передавать через себя всю ту информацию, которую хотят донести друг до друга участники конфликта. Он может взглянуть «трезвым» взглядом на ситуацию и оценить её: выяснить виноватого и помочь советом, если те хотят помириться.
Чем полезен посредник в разрешении конфликта? Какие функции он выполняет?
Ответить на эти вопросы помогает информация, изложенная ниже. Кто такой посредник? Посредник медиатор — человек группа людей , помогающий в разрешении конфликтов. Отнюдь не любая конфликтная ситуация заслуживает внимания медиатора. Споры, в которых оппоненты могут самостоятельно прийти к перемирию, не нуждаются во вмешательстве извне. Посредничество в разрешении конфликтов используется при наличии большого количества проблем между сторонами, а также применяется в качестве модели разрешения будущих конфликтных ситуаций.
Что такое медиация посредничество? Данный процесс представляет собой планомерное выявление проблем, их решение, поиск альтернативы, а также помощь в достижении консенсуса с учетом интересов обеих сторон. Разрешение конфликтов с помощью посредника позволяет свести негативный настрой на нет, ослабить накал страстей, избежать разрыва длительных взаимоотношений и рукоприкладства, незаконных действий. При медиации не учитываются личностные качества каждого участника конфликта, если они не мешают процессу становления перемирия. Медиация направлена на устранение самой конфликтной ситуации и на предотвращение ее развития, повторения в будущем. События, предшествующие конфликту, а также черты характера оппонентов не особо важны, хотя и должны учитываться посредником.
Посредники в конфликте и их функции Медиатор должен обладать беспрекословным авторитетом у обеих сторон, иначе процесс разрешения не будет эффективным, а сам посредник может стать непосредственным участником конфликта. Немаловажна заинтересованность посредника в разрешении спора: он должен объективно оценивать ситуацию и не занимать ни одну из сторон в противовес другой. Чем полезен в разрешении конфликта посредник? Обществознание дает такой ответ: медиатор в состоянии вывести оппонентов из конфликта без нанесения какого-либо морального ущерба, ущемления прав и интересов обеих сторон. Главные задачи посредника Прежде чем начать работу, медиатор должен убедиться в том, что все участники спора осведомлены о желаниях и потребностях друг друга, а также в том, что его подопечные признают наличие конфликтной ситуации. Прерогативой посредника является: Разработка проекта соглашения, который каждая из сторон должна безоговорочно принять.
Приведите примеры решения из своей практики. Какие из способов разрешения конфликтов кажутся вам наиболее предпочтительными? Что общего между следующими понятиями и чем они различаются: конфликт, драка, разборка, дуэль, ссора, диспут, война, битва? К каким видам конфликтов вы отнесете шахтерские забастовки, политические перевороты, акции гражданского неповиновения, ссору из-за границы садового участка между садоводами и председателем кооператива?
Чем полезен в разрешении конфликта посредник?+пример.Заранее
3. Чем полезен в разрешении конфликта посредник? Посредник устанавливает и поддерживает каналы связи между участниками конфликта и поощряет развитие конструктивных межличностных отношений. стороны уже предпринимали самостоятельные попытки урегулировать Участие посредника в разрешении конфликта может способствовать конфликт, например путем прямых переговоров. полезен в разрешении конфликта посредник?
§ 9. Конфликты в межличностных отношениях — Проверим себя — 3 — стр. 82
Для успешного выхода из конфликтной ситуации необходимо, чтобы обе стороны были заинтересованы в разрешении конфликта. лицо в конфликте нейтральное. Он может спокойно помочь правильно оценить ситуацию, не принимая ни чью позицию в конфликте. Переход к стадии разрешения конфликта возможен лишь при устранении конфликтной ситуации, а не только исчерпании инцидента. Посредник руководит процессом разрешения конфликта, учитывая потребности и интересы сторон, помогает им найти взаимоприемлемое решение и создает атмосферу доверия и уважения между ними. 3) В разрешении конфликта посредник может быть полезен тем, что он остаётся на нейтральной позиции, видит ситуацию со стороны, помогает избежать поспешных решений и ухудшения состояния конфликта, напротив.
Остались вопросы?
Конфликт способы решени. Способы решения конфликтов психология. Разрешение конфликтов в коллективе. Методы разрешения конфликтов в коллективе. Методы управления конфликтами в коллективе. Метод урегулирования конфликта между личностью и группой. Переговоры в конфликтной ситуации.
Способы решения конфликта переговоры. Переговоры как способ разрешения конфликта. Конфликт между коллегами. Ссора в коллективе. Конфликт в офисе. Треугольник Карпмана книга.
Затяжной конфликт. Для чего нужны посредники. Кто такой посредник в конфликте. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора. Рассмотрение трудовых споров с участием посредника. Коллективный трудовой спор с участием посредника.
Рассмотрение коллективных трудовых споров. Разрешение конфликтов с третьей стороны. Третья сторона в урегулировании конфликта. Управление конфликтной ситуацией. Разрешение конфликтов в организации. Способы управления конфликтной ситуацией.
Преимущества медиации при разрешении конфликтов. Преимущества медиации в психологии. Медиация в гражданском процессе. Преимущества посредничества. Посредничество в психологии. Конфликтная ситуация.
Конфликт между родителями и детьми. Как решить конфликтную ситуацию. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Конфликты и конфликтные ситуации лекция. Какие действия необходимо предпринимать для разрешения конфликта. Для успешного разрешения конфликта необходимо.
Что необходимо для разрешения конфликтной ситуации. Посредник для презентации. Медиация человечки. Примирение человечки. Разрешение конфликта человечки. Служба школьной медетации.
Школьная служба медиации. Служба примирения в школе. Служба медиации в школе. Стадии конфликтной ситуации. Конфликт в команде. Конфликты и методы их разрешения.
Конфликтогены типы. Тема конфликт. Как вести себя в конфликтной ситуации. Как вести в конфликтной ситуации. Советы при конфликтных ситуациях. Стратегии разрешения конфликтов.
Конфликт Обществознание 6. Советы помогающие разрешить конфликтную ситуацию. Конфликт Обществознание 6 класс. Затяжной конфликт.
Для чего нужны посредники. Кто такой посредник в конфликте. Служебное положение. Руководитель как посредник в конфликте.
Междисциплинарные особенности конфликтологии. Основная цель руководителя в управлении конфликтами. Требования к выбору посредника конфликта. Алгоритм действий посредника в конфликте.
Способы разрешения конфликтов посредничество. Посредничество как способ решения социального конфликта. Посредничество это простыми словами. Посредничество это в обществознании.
Посредничество в конфликте кратко. Заключение конфликта. Заключение на тему конфликт. Вывод по конфликтологии.
Вывод на тему конфликт. Модели построения посредничества. Роль "посредника" и "арбитра" в конфликте. Конфликты посредники и арбитры.
Кто может быть посредником в конфликте. Стратегии разрешения конфликтов. Стратегия компромисса в решении конфликтов. Стратегии разрешения конфликта игра.
Типы стратегий проигрыш проигрыш. Назвать основные стадии развития конфликта?. Назови основные стадии развития конфликта. Назови основные стадии развития конфликта приведи.
Назови основные стадии развития конфликта приведите примеры. Цели и интересы в конфликте у участников. Психотехнологии разрешения конфликта. Внутренний конфликт.
Внутригосударственные конфликты. Разрешение внутригосударственных конфликтов. Модерация это в конфликтологии. Модератор в конфликте.
Кто такие посредники в конфликте. Кто такой посредник. Посредник определение. Посредкин определение.
Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны. Роли третьей стороны в конфликте. Алгоритм действий в конфликтной ситуации. Алгоритм разрешения конфликтной ситуации.
Алгоритм разрешения конфликта. Алгоритм по воздействию на конфликтную ситуацию. Как успешно разрешать конфликты.
Он может взглянуть «трезвым» взглядом на ситуацию и оценить её: выяснить виноватого и помочь советом, если те хотят помириться. Он может успокоить участников конфликта, тем самым не только приведя их в баланс, но и помогая взглянуть на ситуацию тем же «трезвым» взглядом. Он может убедить одного из конфликтующих признать свою вину и попросить прощения.
В этой притче видны два основных способа разрешения конфликта — с посредником и без него. Самостоятельное разрешение конфликта не удавалось в течение нескольких дней. Роль посредника на себя взял путник. Это ему пришла в голову замечательная мысль отдать наследникам на время своего верблюда. Когда стороны оказываются в состоянии конфликта, их эмоциональное состояние, установки и вовлеченность в конфликт не позволяют им посмотреть на ситуацию с иной точки зрения, увидеть новые возможности для благополучного разрешения. Часто в конфликте это способен сделать некто третий — посредник. Очевидно, неслучайно, оказавшись в подобной ситуации, мы начинаем искать третью сторону: подруг, друзей, близких людей. Однако следует помнить, что эти люди сами могут оказаться втянутыми в конфликт. Так как в задачи посредника не входит решение проблемы им самим и своими усилиями он лишь организует процесс решения проблемы участниками конфликта, то приемы и техники работы посредника направлены на создание и поддержание атмосферы доверия, установление и выполнение договоренностей о принципах достижения результата и порядке обсуждения, поддержка позитивных шагов и ограничение деструктивных действий и т. Роль посредника, который особенно активен в начале, по мере эффективного развития обсуждения все более сводится лишь к коррекции его направления: поддержке конструктивных и пресечению деструктивных шагов конфликтующих. Посредничество по мнению Е. В этом случае соглашение между сторонами в результате переговоров при участии посредника предпочтительнее административного или судебного решения, так как стороны сохраняют самостоятельность и право контроля за процессом принятия решения. Однако они не только не дали положительного результата, но и завели стороны в тупик и усугубили ситуацию. В этом случае соглашение в результате переговоров и посредничества предпочтительнее административно-командного решения. Одна из задач, которую должен решить посредник, состоит в установлении особого типа отношений с участниками конфликта. В эмоциональном аспекте, безусловно, это должно быть доброжелательное, заинтересованное, вызывающее доверие, но нейтральное отношение. Для поддержания сбалансированной нейтральной позиции посредник использует специальные приемы поведения и взаимодействия с участниками переговоров: поочередное обращение к обеим конфликтующим сторонам, специфическую формулировку вопросов, равный объем времени работы с каждым из участников переговоров и т. Нужно постоянно помнить, что достигаемый при этом баланс весьма хрупок и может нарушиться от любого неверного действия. Задача посредника — выявить все имеющиеся проблемы, понять их и сформулировать. Здесь он выступает в двух ролях — гида, показывающего, на что стоит обратить внимание, и стенографиста, который фиксирует мнения, стремится прояснить недостаточно понятные высказывания участников, обобщает сказанное и выявляет приоритеты. Другими словами, из огромного потока информации он извлекает и записывает короткие тезисы, которые могут быть быстро прочтены и обсуждены. Сорокина [237] привлекла внимание к следующим обстоятельствам. Это важный аспект процесса посредничества, которому на переговорах следует уделять большое внимание. Если стороны осознают свою ответственность за неудачу переговоров, фактор времени может играть серьезную роль в разрешении конфликта. Для этого необходимо установить временные ограничения, в рамках которых стороны должны прийти к соглашению. Посредник может предложить сторонам на переговорах пересмотреть свою позицию и выдвинуть новое предложение в течение определенного времени, например к следующей встрече. Этот прием может способствовать также поддержанию положительной динамики переговоров. Посредник следит за тем, чтобы окончательное соглашение включало конкретные сроки его выполнения. Разумеется, в этом случае должен быть выработан критерий оценки такой эффективности. Например, сколько раз в течение месяца со дня принятия окончательного соглашения между сторонами вновь возникали разногласия по уже урегулированным вопросам. Сбор информации представляет собой один из ключевых моментов на этапе подготовки к посредничеству. Собираемая информация должна, в частности, касаться предмета конфликта, его причин и этапов развития. По мнению американских исследователей С. Карпентер и У. Кеннеди[112], такая информация необходима посреднику прежде всего для того, чтобы принять решение о том, необходимо ли его участие в разрешении конфликта. Если его помощь необходима, то следующим шагом должен быть сбор полной информации о конфликте на текущий момент. Ее можно получить из трех источников: прямого наблюдения, вторичных источников, личных бесед. Прямое наблюдение — это посещение встреч и собраний участников сторон конфликта, наблюдение за их поведением, выяснение их мнений по спорным вопросам и о противоположной стороне. Вторичные источники представляют собой протоколы совещаний и собраний, магнитофонные и видеозаписи событий, данные научных исследований по обсуждаемой проблеме, газетные материалы и др. Личные беседы наиболее эффективны при правильном выборе собеседника и установлении с ним отношений доверия. Последнее зависит как от субъективных черт участника беседы, так и от выбора места и времени беседы. Вначале лучше всего проводить беседы с лицами, непосредственно не вовлеченными в конфликт. В этом случае у собирающего информацию изначально формируется более объективная точка зрения на ситуацию. Собственно процесс посредничества следует начинать с предложения, чтобы стороны детально описали природу их разногласий и историю взаимоотношений со времени начала конфликта. Дополнительные вопросы сторонам помогут посреднику точнее понять природу конфликта. На начальном этапе посредничества чрезвычайно важно получить возможно более полную информацию относительно тех проблем, которые будут предметом обсуждений между сторонами и посредником. В иностранной литературе процесс посредничества нередко называется медиаторством. От медиаторства отличают фасилитацию.