богиня в славянской мифологии олицетворение плодоносной силы, юности.
Морена и Чернобог — Властители Нави
Морана (Марена, Мара) — в славянской мифологии божество, воплощающее смерть и зиму, богиня увядания и смерти; повелительница Нави. Морана – одна из самых загадочных и мистических богинь славянской мифологии. Богиня Мара персонаж славянских мифов. Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню «мар\мор», связанное со смертью (мором). Морана в представлениях славянских исследователей мифологии и некоторых писателей 163 Начертание славянской мифологии. Славянская мифология.
Славянская богиня зимы, ночи и смерти Морана
Марена, Марана, Морёна, Маржана, Маржёна — в славянской мифологии богиня, связанная (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с воплощением смерти (см. Мара), с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы. Морана или Мара, Морена, в славянской мифологии могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Мара, Морана или Марена – это славянская богиня зимы, смерти, круговорота жизни, тьмы и ночи.
Морена – богиня тьмы с прекрасным ликом
В статье рассказывается о девяти русских Богинях, которые часто встречаются и известны из славянской мифологии. Морана богиня в славянской мифологии. Богиня Морана — в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть. богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона. Богиня Мара (Морена, Марена, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости.
МОРАНА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СЛАВЯНСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ МИФОЛОГИИ И НEKOTOРЫХ СЛАВЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Мара (Морена, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости. Морана (Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь) – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. Мара, Марена в славянской мифологии богиня смерти, отвечающая с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. Новости Славянского Мира.
Забытые поверья древних славян: кем была Морана у наших предков?
Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню «мар\мор», связанное со смертью (мором). Мара, Морана, Марена по разному называют эту безмятежную богиню жатвы. Марена, Марана, Морёна, Маржана, Маржёна — в славянской мифологии богиня, связанная (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с воплощением смерти (см. Мара), с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы. В славянской мифологии Мокошь покровительствует: плодородию, деторождению, близости к окончанию годового цикла.
Мара – славянская Богиня плодородия, жатвы и смерти
Германцы уверены, что маруты — духи неистовых воинов. Шведы и датчане считают слуг богини зимы душами умерших, болгары уверены, что мары — души младенцев, умерших некрещеными. Белорусы верили, что Морана передает умерших Бабе-Яге, которая питается душами мертвых. На санскрите слово «ahi» означает змей, змея.
Электронные репродукции картин и других графических произведений мастеров изобразительного искусства на сайте godsbay.
Согласно мифу, чудовище украло Марену и двух ее сестер и заперло их в мире Нави. Перун, вместе со своими братьями победил монстра и вызволил богинь из плена. Так что Скипер-зверя можно считать полноправным врагом всех Сварожичей и Морены тоже. Существует распространенное заблуждение, что Мара является антагонисткой Лели и Живы, но это не так. Три сестры не враждуют между собой, а олицетворяют круговорот жизни, ее трансформацию. Без смерти невозможна жизнь, а без отмирания старого — невозможно построить новое. Чествования божества Как и для любого другого божества славян, существовали специальные праздники, когда чтили Мару. В такие дни люди приносили ей дары и проводили священные ритуалы.
Места поклонения Марена не требовала постоянных святилищ. Только в специальные дни люди возводили временные места для поклонения, а после завершения церемоний сжигали их. Такие святилища оборудовали следующими деталями: На холме оборудовали место, где устанавливали изображение богини, сделанное из дерева или соломы. Его наряжали в настоящую одежду, вешали на него бусы из сушеных ягод и фруктов, украшали лентами. В ногах у идола устанавливали каменную плиту, куда складывали подношения. После проведения всех ритуалов место поклонения убиралось, а изображение богини сжигалось или топилось в реке. Священные дни Можно выделить несколько главных праздников, посвященных Морене. Считалось, что в этот час Мара пересекает Смородиновую реку и приходит в мир Яви. Необходимо было поднести дары, чтобы зима была мягкая.
В самые суровые зимы и при серьезных эпидемиях в этот день ей приносили подарки, чтобы добиться ее расположения. Идол богини Мары Подношения В дары божеству подносили цветы, различные плоды, колосья злаков. Иногда, ее алтари окропляли жертвенной кровью домашних животных. Происходило это тогда, когда на людей обрушивались болезни или суровые метели. На праздник приветствия также дарили мед, хлеб и разные готовые блюда. Люди пытались задобрить богиню подношениями, чтобы отвести от себя ее гнев и получить защиту от других темных сил. Матери с маленькими детьми отдавали в дар ленты и вышитые оберегами рушники. Они просили у богини милости к своим детям, чтобы не забрала она их души с собой. Ритуалы Во время праздников недостаточно просто преподнести дары.
Даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались моры. По преданиям древних славян, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос моры, тот умрет. Морена - божество-пряха, которое вершит судьбы обитателей дома, а также губительный для детей призрак. Она шьёт и прядёт в лунные ночи, но делает это не к добру. Мара рвёт и путает кудель и пряжу хозяек, которые оставили всё это без благословения, и обрезает нить человеческой судьбы. Когда Богиня Марена приходит на Мидгард-Землю, вся Природа засыпает, уходит на покой, погружаясь в долгий трехмесячный сон.
Земля и сама по себе почитается в народе целебным средством: ею, смоченной в слюне, знахари заживляют раны, останавливают кровь, а также прикладывают к больной голове. Может быть соотнесена с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы - Мойр, а также с германскими пряхами судьбы - Норнами и Фригг - женой Одина, прядущей на своем Колесе. В силу того, что богини - пряхи судьбы в верованиях предстают по трое, ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми. Связана с Землей в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли и Водой которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды.
Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат. Лада - славянская богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом.
Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. И даже оладьи, которые пекли по весне в честь возрождающейся жизни, от того же корня. Тогда же пели: Благослови, мати, Ой мати Лада, мати! Весну закликати.
И, конечно, мать Любовь давала свое благословение людям на призывание весны. Богиня Лада была известна многим европейским народам. Русское слово «Бог» родственно индийскому bhagas, где «bhag» означает «делить». То есть Бог — высшее существо, наделяющее нас, смертных людей, особыми дарами, счастьем.
Слова богатый на санскрите — бхагават и богатырь имели смысл: бог одарил их благополучием или силой. Наоборот, отрицательная частица означала, что бог не дал счастья этому человеку и потому он убогий бедный, болезненный слепой, калека , небога бедняк, сирота или вовсе небожчик покойник. В декоративных украшениях даже на православных храмах изображали двух рожаниц — счастливую Долю и лихую Недолю Храм Спаса на Ильине, Великий Новгород и др. Судьба слепа, говорили: «Лентяй лежит, а Бог для него долю держит», — то есть ее получают не за заслуги, а по случайному выбору.
Считалось, что от судьбы не уйдешь, но все же ее можно было улучшить или ухудшить с помощью определенных ритуалов. Например, не следовало проходить под поваленным деревом — «долю себе убавишь». Существовал ежедневный обычай, когда главный в семье подтверждал долю домочадцев: нарезал каравай и вручал каждому его часть, большую или меньшую. Часто герои сказаний отправлялись в дорогу, чтобы свою долю найти, то есть изменить ее на лучшую.
Но Доля бывает разной, уж кому какая выпадет, когда человек появляется на свет: в лихую годину или в счастливый час.
Демон Мара — легенда, происхождение, смерть от демона.
Согласно легендам, Морана, вместе со своими злыми подручниками Марами, каждое утро поджидает Солнце, дабы погубить его, но каждый раз она откидает эту затею, испугавшись могущества и лучезарной красоты величественного Солнца. Несмотря на то, что Морана приносила беду и несчастье, древние славяне понимали, что без нее жизнь в этом мире была бы невозможна, ведь она является важнейшей частью процесса поддержания равновесия. Они воспринимали смерть как положительное явление, в некоторой степени, ведь это не завершение путешествия для души, а всего лишь его продолжение. С помощью смерти люди обретали свободу в другой реальности.
Предки понимали, что Морана совершает немаловажное дело и позволяет душе очиститься и начать все заново. Она также может приостановить течение времени, как во всем мире, так и в определенной местности. Богиня обладает властью над жизнью не только людей, но и богов, чем и вызывала трепет и благоговение у древних славян.
Она — невероятная волшебница, которая может, хоть и ненадолго, но все же изменить окружающий нас мир. Древние славяне даже придумали праздник в честь Мораны — богини смерти, который сохранился и по сей день. В Масленицу чучело богини Зимы в виде соломенной бабы сжигали на костре, но если весной и летом богиня покидала людей, на земле всегда оставались ее преданные слуги — духи Мары, одушевляющие болезни и смерть.
Согласно поверьям, Мары держат свою голову под мышкой и стоя под окошками домов, нашептывают имена членов семьи, и если кто-то услышит этот тихий шепот, значит, вскоре заболеет и, возможно, умрет.
Дерево это называют Мореною; под ним ставят наряженную куклу, а подле нее стол с разными закусками и напитками. Затем зажигают большой костер и начинают прыгать через него попарно молодцы с девицами , держа в руках купальскую куклу. Игры и песни продолжаются до рассвета. На другой день куклу и Морену приносят к реке, срывают с них украшения и бросают ту и другую в воду, в надежде избавить себя на ближайшую пору и от болезней, и от смерти, и, конечно, от других житейских неприятностей В неоязычестве Марену снабдили множествами детей, которые отвечают за бедствия, эпидемии и прочие беды — навии. Её наделяют такими символами — Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а — лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна… Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги — мары. По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет.
Германцы уверены, что маруты — духи неистовых воинов. Шведы и датчане считают их душами умерших, болгары уверены, что мары- души младенцев, умерших некрещеными. Белорусы верили, что Морана передает умерших Бабе-Яге, которая питается душами мертвых. На санскрите слово «ahi» означает змей, змея. Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть. И чтобы как-то оградить себя от Марены и показать ей, что её не боятся, припугнуть, прогнать подальше, славяне собирались всем миром и шли в самое гибельное место — на лесное болото. Ведь так же считалось, что именно в лесных болотах гнездится всякая нечисть Мора- Кикимора , принадлежащая к свите тёмного божества.
Капище Марены На это болото приносили пылающие головни и тушили их в елани незамёрзшей трясине , чтобы символически «дать отпор» богине зимней стужи и смерти. Ведь впереди были длинные ночи и короткие дни без солнца, с самых незапамятных времён считавшегося противником всех тёмных сил и другом людей. День Марены День Марены — 1 марта. Замещён днем святой Мариамны праведной. В народном календаре она была названа Маремьяной-Кикиморой «одноглазой», равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре-Кикиморе. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму на вилы» зиму, то есть Морену. Древние славяне не боялись смерти, и зима не страшила их холодами и умиранием природы. Напротив, они знали и верили в то, что после сна, в который погружается Природа на время зимы, придёт весна, которая принесёт цветение, плодородие и обновление.
Недаром, в праздник Прощального Воскресенья, люди просят друг у друга прощения, оставляя обиды и ошибки в прошлом году. Смерть также означала приход новой жизни. Хотя это и печальное событие, но неизбежное и, по сути, особенно горевать по этому поводу не стоит, ибо, по древним преданиям, смерть — это не конец, а переход в другой мир. И бояться этого нет причин. Русский народ всегда был очень тесно связан с природой и верой, и чувствовал, что он оберегаем высшими силами. В чистоте души, несомненно, сила славянского народа. Славянский гороскоп: Морана 16 октября — 1 ноября Люди, появившиеся на свет в это время года, обретают покровительство Мораны. В имени этой славянской богини прослеживается четкая связь со словом «мор», которое означает внезапную смерть, настигающую почти всех поголовно.
Мор мог погубить и крохотную деревушку, и огромное государство. Морена является богиней болезненной, бесплодной дряхлости, увядания жизненных процессов, смерти. И жертвы этому созданию приносили соответствующие — увядшие цветы, опавшую листву, испорченные, гнилые плоды. А еще считалось, что ей нравится принимать угасшие человеческие жизни. Людям, находящимся под ее покровительством, суждено родиться в унылое, пугающее время, когда можно рассчитывать и надеяться исключительно на себя. Из всех остальных знаков именно этот считается самым сильным, причем эта сила имеет свойства, граничащие с магическими. Терпеливые и упорные дети Морены неуклонно продвигаются к поставленной цели и при этом ни капли не нервничают: они и так знают, что все получится.
Если кто-то отзывался на их зов, то его сразу же одолевала болезнь или несчастье. Кикимор также породила тьма Морены. Богиня часто использовала их для своих корыстных целей. Особенно когда ей нужно было прибегнуть к какой-нибудь хитрости. Например, есть древняя легенда о том, как кикимора пыталась свести с белого света одного богатыря. Долго она водила его за нос, покуда храбрый воин не раскрыл ее обмана и не изрубил темного духа на мелкие части. Обряды, связанные с поклонением Маре Морена — богиня смерти и темной магии. Поэтому большинство ее культов, так или иначе, связаны с этими мрачными сферами. Помимо похорон, к помощи Мары прибегали в случае эпидемии и мора. В эти нелегкие дни люди просили благосклонности и милости богини, задабривая ее подношениями. В канун великой битвы волхвы также взывали к Морене. Они верили в то, что она может наделить их воинов силой предков и те обязательно выиграют грядущее сражение. Масленица Немногие знают, но та соломенная кукла, которую ежегодно сжигают на Масленице, - это Морена. Богиня стала для нее прообразом еще в те времена, когда Русь жила по канонам язычества. Славяне верили в то, что бог солнца Ярило ежегодно дрался с Марой, дабы вернуть тепло на землю. Сама Масленица была праздником в честь его победы над зимой. В этот день люди пекли блины, которые по форме напоминали солнце. А также они сжигали соломенное чучело — метафорический символ, олицетворяющий богиню вечного холода и мрака.
Имена "Марана", "Марена" действительно родственны таким словам как мор, морок, мрак, марево, морочить, смерть. Существует мнение, что Мара - это мать изначального огня, то есть "ма" - мать, "ра" - огонь. Атрибуты богини Ее символ - серп, которым она жнет жизни, разбитые груды черепов и черная луна. Легенды рассказывают как морана со злыми приспешниками каждое утро пытается подкараулить и погубить солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Владение Мары разбросаны по всему свету, но наиболее любимыми и известными являются ледяные скалы на далеком севере, где она особенно любит уединяться. Кроме того, у нее есть еще и зеркальный дворец за черной бездонной рекой Смородиной разделяющей границы Яви и Нави. Страшный заколдованный Калинов мост перекинут через Смородину реку. Охраняет тот мост ужасный многоглавый змеи-дракон. Как славяне представляли богиню Мару Мара представлялось славянам как светлокожая темноволосая черноглазая красавица, воплощение льда и достоинства. Ее платье всегда были пронзительно лазурного цвета с белыми кружевами. По другим источникам в зависимости от времени года она выглядит по-разному. Поздней осенью - эта молодая прекрасная девушка с бледным лицом и длинными черными волосами в белых и лазурных одеждах, искрящихся свете луны. А в конце зимы - старуха-нищенка, одетая в лохмотья. Безусловно, зима - это физическое проявление Мары.
Мара — богиня Смерти в славянской мифологии
Левицкий 1913. В прозе Поляка Владислава Оркана Drzewiej мир природы переплетается с любовью героев и существами низшей и высшей славянской мифологии, оли- цетворяющих психологические состояния и желания. Czy to Przywida zjawy? Czy krwi oczu bolesnych.
Мара-Марена в сказочном Посолонье является символом преодоления смерти. Перемены в мировоззрении славян после упадка коммунистического атеиз- ма усилились в конце XX и в начале XXI века и отразились в возвращении к забытому славянскому язычеству. Возобновляются старые критические и не- критические издания о мифологии, широко распространяется Книга Велеса, усиленно публикуются литературные тексты с образами богов, энциклопедии и сайты, пропагандирующие неоязычество.
Особенное объединение тех двух типов текстов использует польский писатель и сценарист Чеслав Бялчиньский. Бялчиньский склонен к заполнению многочисленных пробелов в знаниях о славянских богах и созданию масштабной систематизации мифоло- гического мира. Он вводит порядок в поколения богов, объединет высшую и низшую мифологии, добавляет новые существа, опирается на якобы этимоло- гию, связывает разных персонажей с легендами, их отношениями, простран- ством, символами.
Каждый из разделов содержит в начале повествование о существах и событиях, а потом комментарии источников с ссылками на обос- нования верований или культ, связаный с ними. Некоторые из эпизодов явля- ются интересными компиляциями, как напр. У Мажаны и Мора есть доч- ка, слабее их, — Змора.
Мор — это бог Заразы и Уничтожений. Таким способом компилятор-поэт не исключет ни речную, ни морскую природу Моров. В графическом представле- нии всей мифологической системы Моры находятся в пятом кольце, они обо- значены серым цветом, их месяц — февраль, а знак гороскопа — Рыбы.
Мара как защитница Птицы скрывает от неверного отца Стрыба рождение дочки, и в одной бездетной семье людей из города Львова, на их радость, прячет девочку Мальву. На первый взгляд обык- новенная девочка, Мара в романе Корний обладает вечной мудростью, а так- же тайной рождения и смерти. Книга насыщена славянской неоязыческой ми- фологией с многочисленными мирами.
С этим даже темные в конце кон- цов согласились, чтобы их потомки не потеряли, разозлив Мару — возможность жить вечно. Почетное посвящение в бессмертные сопроваждается вручением Марой-Повелительницей смерти Переменника, который она передает и для де- вушки Мальвы, дочки Птахи и Стрыба. Мара таким образом получает большую силу, чем она имела, а ее решения влияют и на судьбу смертных, которым она дает Переменник, то есть бессмертие.
Девушка Мальва узнает, что стала бессмертной и начинает искать свою судь- бу между светлыми и темными силами. Об этих поисках и рассказывают две книги Д. Корний: Обратная сторона света и Обратная сторона тьмы.
В романе сербского писателя Ивана Срдановича Около верха Око врха глав- ной героиней является Морана, влюбленная в малоодаренного писаку, который начинает понимать, что может для себя употребить силы женщины-богини, влюбленной в него. Писатель описывает женские чары Мораны, а ее замок среди скал описывает как место щедрых удовольствий. Морана запрещает Захару заходить в секрет- ную комнату в замке, но он не слушает ее — и обнаруживает там лошадь Перуна, которую освобожадет.
Как и в народных сказках, герой нарушает запрет, и это приносит беды. Некоторые утверждают, что Германцы и Скандинавы именно от славян заимствовали сво- их богинь смерти. Они приукрашивают Мару многими символами, родствен- никами, свойствами, настолько разнообразными, что образ иногда рассыпает- ся.
История возникновения образа и его расширения связана с подделка- ми славянской мифологии от Длугоша до Ганки и от Ганки до Велесовой кни- ги и новейших подделок. Имена Мара, Марена, Мора, Морена распространяются начиня с романтических подделок. Литературная судьба Мары Морены, хотя и опирается на выдумки подделок, перерастает свои источники и перерастает в новые образы и их символику.
Использованная литература Агапкина, Татьяна. Мифопоетические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл, Москва: Индрик, 2002.
Mifopoеticheskie osnovy slavianskogo narodnogo kalendaria. О паганским боговима у непаганска времена. Београд: Алма, 2016.
O paganskim bogovima u nepaganska vremena. Beograd: Alma, 2016. Поэтические воззрения славян на природу.
Москва: Индрик, 1994. Moskva: Indrik, 1994. Лома, Александар.
Гура, О. Белова et al.
Тот, кто не ходил со «Смертью» или опоздал к началу обряда, был уверен, что в этом году умрёт сам или похоронит кого-либо из своей семьи морав. Как правило, после уничтожения чучела Марены следовала вторая часть обряда: там же, за селом, молодёжь украшала жердь, на которой было укреплено чучело, или специально срубленное в лесу зелёное деревце, ветку лоскутками и лентами; одежду, снятую с Марены, надевала здоровая девочка или специально избранная «королева» kralovna , и все возвращались с песнями в село, поздравляя с приходом весны.
За это их одаривали и угощали. Зеленые ветки или деревца — символ наступающей весны, жизни, здоровья см. Деревце обрядовое. Деревце называлось maj, leto, nove leto, letecko словац.
На Украине на Авдотью Плющиху носят по деревням и полям чучело, одетое в женское платье, которое называется Марена или мара призрак. Эту мару провожает толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении. Мареной на Украине называли и купальское деревце, украшенное венками, цветами, бусами и лентами. Около него ставили соломенную куклу, одетую в женскую рубаху — Купало.
В разных местах злые твари, вырвавшиеся из загробного мира, учиняли беспорядки, забирали души красавиц, вселялись в юродивых. Люди с опаской сидели в теплых домах, отпугивали темных гостей громкими разговорами, песнями и веселым смехом. Читайте также: Славянский оберег Валькирия. В этот день на каждом дворе открывали ворота и зажигали костер, как символ того, что люди не боятся жестокую богиню. К огню мог подойти и погреться любой прохожий. На многих иллюстрациях Морана изображена с серпом в руках.
По преданию она им жнет жизни тех людей, которые замерзают от стужи и во время вьюги. Идет богиня по человеческим черепам. Этим она показывает, как безразлична ей человеческая жизнь. А над головой Мары месяц, ведь ночь — это время, когда она очень сильна. Марена с серпом в руках идет по человеческим черепам Считалось, что божество дружит с черным вороном — вестником беды и волком. Морана отправляет стаи серых хищников бродить зимой по лесам и дорогам, чтобы они погубили как можно больше людей.
Помогают Маре черный ворон и волк Защитные свойства амулета Мары Существует несколько амулетов богини Мары: Первый выглядит как круг с магическими символами и находящейся сверху изогнутой линией с четырьмя вершинами. Практикующие экстрасенсы считают, что данный символ является мостом между Явью реальным миром и Навью прибежищем душ. С его помощью умершие родственники могут ментально помогать человеку. Амулет Мораны — мост между миром живых и мертвых Второй оберег представляет окружность с символическим крестом посередине. Этот магический предмет является талисманом удачи. Индивида, который носит его, ждет успех во всех делах.
Амулет Мораны притягивает удачу Знахари и экстрасенсы давно знакомы с мощными магическими свойствами амулета богини Мары. Он способен помочь владельцу: удержаться от принятия необдуманных решений; наладить отношения с близкими; подружиться с сослуживцами и начальством; начать подъем по карьерной лестнице. Самое главное, что талисман способен привнести в жизнь хозяина гармонию. Оберег Морены и значение ее символов На обереге может быть изображено несколько символов, имеющих разное значение. Волны — зигзагообразные ломаные линии, изображающие воды реки Смородины.
Символы Мары - Черная Луна, чёрный ворон, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни отсюда же образ богини жатвы и урожая.
Смерть, даруемая Мареной, не была полным прерываниям жизни как таковой, а выступала переходом к жизни иной, к новому Началу, ибо так уж положено, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна... Согласно поверьям древних славян, Мара не уступала в красоте богине весны, любви и домашнего очага Ладе, и вопреки распространенному мнению не являлась ее антиподом. Также Мара не противостояла Лели Живе , хотя, по сути, воплощала в себе весь комплекс сил, диаметрально противоположных созидательной энергии жизни. Основываясь на мифологии древних славян, можно с уверенностью сказать, что все эти три богини были абсолютно равноправны и равнозначны в плане восприятия как другими богами, так и древними славянами. Мара считалась красивой богиней, несмотря на свою тёмную сущность. Фото из открытых источников Мара считалась красивой богиней, несмотря на свою тёмную сущность.
Фото из открытых источников Мара представлялась нашим предкам светлокожей, темноволосой и черноглазой красавицей, воплощением льда и достоинства. Ее платья всегда были пронзительно-лазурного цвета с белыми кружевами. Мара жила в дворце из чистого, искристого небесного льда и ей подчинялись все духи воды и холода. Такой был образ Мары в начале зимы. К концу зимы Мара сильно старилась, превращаясь в старуху в изнocившeйcя ободранной oдeждe и c кocoй нa плeчe символом смерти образ старухи зимы , что тaкжe соответствовало Mape перед тем, как ее чучело сжигали, а ее саму изгоняли из этого мира. Темная богиня Мара водила дружбу с Бабой Ягой, женой славянского Бога Велеса божества в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог».
Богиня смерти Мара
Не удивительно, что впоследствии она заняла очень важную точку правления. Вообще Мара считалась темной богиней. У славян было принято делить времена года, между богами. И Мара стала единоправной владычицей зимы, которая напрямую с ней же и отождествлялась. Но, как мы уже сказали выше, славяне жили в мире с любыми богами, да и отношение к смерти у них было не столь чуждое, как у тех же греков. Славяне верили, что любая смерть — это лишь начало новой жизни. Так и зима, какой бы лютой она не была, всегда сменяется весною. Мара — это не единственное имя богини.
Нередко она упоминается, как Морана или Марена, а у восточных европейцев ее кличут Моржаной или Мармуриеной. Кстати, если брать знаменитые легенды о короле Артуре, то там тоже фигурирует Моргана, и вполне может быть, что в основе легенд лежит все один и тот же персонаж из славянской мифологии. Однако имя богини древнерусское, ибо в корне его лежит слово мор. Оно до сих пор встречается у болгар и украинцев и означает умерщвление или увядание, что полностью соответствует образу богини в мифологии. Не удивительно, что слова морить, морочить, морок и другие — отождествлялись с мучениями и истязаниями. Возможно именно поэтому Мара стала темной богиней. Но не за одно только зло была ответственна Мара.
Ее нередко называли либо владычицей мира Нави, либо одной из его правителей. По некоторым версиям Кощей и Чернобог лишь помогали ей, но основная мифология считала, что именно Мара стояла на страде мира Нави и именно она помогала душам умерших переходить через реку Смородину по Калиновому мосту. Аналогичным образом дела обстояли и с душами младенцев, которые очистились в геенне огненной и готовы были снова вернуться в мир живых. Кроме того, особое внимание славяне уделяли Маре во время долгих зим. Обращениями, молитвами, просьбами или уговорами — люди обращались к богине, чтобы та смилостивилась и помогла им. Именно Мара могла укротить зимнюю стужу, излечить любую хворь.
А над головой Мары месяц, ведь ночь — это время, когда она очень сильна. Марена с серпом в руках идет по человеческим черепам Считалось, что божество дружит с черным вороном — вестником беды и волком. Морана отправляет стаи серых хищников бродить зимой по лесам и дорогам, чтобы они погубили как можно больше людей. Помогают Маре черный ворон и волк Защитные свойства амулета Мары Существует несколько амулетов богини Мары: Первый выглядит как круг с магическими символами и находящейся сверху изогнутой линией с четырьмя вершинами. Практикующие экстрасенсы считают, что данный символ является мостом между Явью реальным миром и Навью прибежищем душ. С его помощью умершие родственники могут ментально помогать человеку. Амулет Мораны — мост между миром живых и мертвых Второй оберег представляет окружность с символическим крестом посередине. Этот магический предмет является талисманом удачи. Индивида, который носит его, ждет успех во всех делах. Амулет Мораны притягивает удачу Знахари и экстрасенсы давно знакомы с мощными магическими свойствами амулета богини Мары. Он способен помочь владельцу: удержаться от принятия необдуманных решений; наладить отношения с близкими; подружиться с сослуживцами и начальством; начать подъем по карьерной лестнице. Самое главное, что талисман способен привнести в жизнь хозяина гармонию. Оберег Морены и значение ее символов На обереге может быть изображено несколько символов, имеющих разное значение. Волны — зигзагообразные ломаные линии, изображающие воды реки Смородины. Это место соединения реального и загробного мира. Волны — символ воды Знак Мара-Вий — 2 равнобедренных треугольника, соединяющихся вершинами. Это символ жизни и смерти, и неизбежности перехода от первой ко второй. Символ жизни, переходящей в смерть Крест Мары — 4 луча, исходящих из одной точки под прямым углом, каждый из которых пересекается черточкой. Символизирует времена года и цикличности жизненных процессов. Любой живой организм рождается и растет весна и лето , а затем стареет и умирает осень и зима. Невозможно нарушить данное равновесие без серьезных негативных последствий. Крест Мары — символ гармонии времен года Морена — славянская богиня, которая может и помогать человеческому роду, и вредить ему. Она находится то на стороне светлых сил, то темных.
Значение образа Образ Мары, который часто изображается в легендах, представлен в виде красивой статной девушки, одетой иногда в красные одежды. Она не только воплощение тьмы и ночи, но, по большому счету, ее нельзя назвать исключительно злой и негативной стороной бытия. Мара не только соблюдает закон смерти и рождения, забирает жизнь и участвует в «переходах» от одного состояния к другому, но и дарит возможность новой страницы, новой жизни. Как и все подобные сложные образы для понимания, Мара — олицетворение ухода одного и прихода другого, символ пограничного состояния, которое с философской точки зрения и вызывает чувство тревоги и беспокойства, а иногда и страха. Мара — ужасная и прекрасная Многоликость этого божества стала причиной совершенно разных трактовок не только ее внешнего вида, но самой сути Мары. Попробуем проанализировать, какие образы упоминаются чаще всего. Мифологическая трактовка В исконно славянской мифологии довольно трудно увидеть четкую характеристику Мары. Ее считали угрозой, чем-то неподвластным человеческому духу и безжалостным. Поэтому из чувства страха перед богиней смерти ее не описывали практически никак. Особенно интересным остается вопрос о власти Мары над временем, о течении которого древние знали намного больше, чем современные люди. Эта богиня одна из немногих, обладающая властью над сроком жизни не только простых смертных, но и бессмертных богов. Власть ее была бы практически абсолютна, но она все-таки воплощение темной стороны, тревожной и непредсказуемой, тайной власти над судьбами. Границы влияния у Мары есть — властвование ее периодично, временно, только во время переходного состояния из одного качества жизни в другое. В старину люди носили специальные обереги, чтобы не злить Морену, не провоцировать ее преждевременный приход. Обычно защитные пентаграммы вышивали на одежде нитями. И это было не случайно, так как по преданию Мара любила вышивать и ткать, она играет жизнями всего живого как нитями, обрезает их тогда, когда приходит время. Этой богине не принято было поклонятся. Чтобы принести ей дары, сооружали идол, обкладывали его камнями и приносили дорогое сердцу. После ритуала все сжигали или предавали воде, помолившись. У богини по легенде есть слуги, которых называли маары.
А ведь ритуалы по вызыванию, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек. Пожалуй, не менее значимо здесь слово «оберег». Ведь великая богиня должна была оберегать созданных ею людей! Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью. Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры. Богини Славян Девана Зевана, Дзевана , в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами. Вместо епанчи верхней одежды накинута медвежья шкура, а голова зверя служила шапкою. У ног прекрасной богини Деваны лежала рогатина, с какой ходят на медведя и нож. Она опекала лесных зверей, учила их избегать опасности, переносить суровые зимы. Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи. Именно она посылала удачу охотникам, помогая им побеждать в схватке с медведем или волками. Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Зевана отчасти напоминает греческую Артемиду, богиню охоты. Жива, Живана, Сева - олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека - то есть весны. Жива властвует, когда зеленеют, расцветают поля и леса, сады и огороды, когда люди, очнувшись от унылого зимнего сна, словно впервые видят красоту весенней природы, красоту расцветающей молодости, впервые познают прелесть любви и нежности. Именно весной можно увидеть Живу или Живиц, ее молоденьких прислужниц: в виде прекрасных дев они реют над землею, бросая на нее такие ласковые взгляды, что она еще пуще цветет и зеленеет. Кукушка принималась нашими предками за воплощение Живы.