Новости Православия. Великий пост 2024: что категорически нельзя делать.
Зачем поститься и что есть в Великий пост
Почему пост обязательно включает в себя воздержание в пище? Зачем пост нужен? В Великий пост нужно посещать церковь, исповедоваться и причащаться, читать Библию и рассказывать детям о Боге. Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи.
Для чего нужен пост? Всё о православном посте
Гастроэнтеролог Адиля Сафронова, к примеру, утверждает , что детям дошкольного возраста ограничивать употребление привычных продуктов не стоит. Ребятам постарше, если семья верующая и соблюдает пост, можно ограничить свой рацион на время самого строгого поста. При этом нельзя исключать рыбу, яйца и молочные продукты — они необходимы для растущего организма. С точки зрения детской психологии пост не должен ассоциироваться с запретами.
Психолог Мария Паршенкова считает , что во время поста дети не просто могут, но и должны радоваться: никакой пользы не будет, если ограничить малыша в развлечениях и насовсем забрать гаджеты. Лучше обсудить с ребёнком, какие посильные ему добрые дела он хотел бы совершить за этот период а не то, от каких продуктов он должен отказаться. При этом самое главное — чтобы малыш понимал, зачем он это делает; а родителям стоит помогать и поддерживать ребёнка в этих начинаниях.
По словам представителей церкви, пост для детей начинается с семи лет. Однако решающую роль играет внутренняя готовность ребёнка: возможно, если семья постится, то и для ребёнка дошкольного возраста это будет вполне естественно. При этом важен сбалансированный рацион каждый день: протоиерей Алексий Уминский рассказывает , что даже в православных гимназиях России в постном меню присутствуют молочные продукты и рыба.
Важно обсудить, для чего это делается и чем можно заменить то, что на время исключается: Компьютерные игры и социальные сети рекомендуется заменить на время с семьёй: настольные игры , поход в музей или другая совместная деятельность. Употребление сладостей можно сократить или заменить на полезные «вкусняшки» — сухофрукты, орехи, урбеч. Можно смело убрать из рациона ребёнка фастфуд, сосиски и колбасы, оставив мясные бульоны и отварное мясо.
Мультфильмы и просмотр телевизора можно оставить, но смотреть меньше развлекательных передач: важен не сам факт просмотра телевизора, а качество фильмов и программ. Если день рождения или другое важное для ребёнка событие выпадает на Великий пост, это не повод отменить празднование, иначе пост будет восприниматься как период лишений и наказаний. Главное в посте — добровольность и осознанность.
Если ребёнок отказывается поститься, его нельзя принуждать. Пост — самое время для всей семьи заняться волонтёрством или благотворительностью. Это принесёт ребёнку гораздо больше пользы, чем вынужденный отказ от любимой еды.
Категорически запрещено держать пост беременным и кормящим женщинам, а также военным на службе. Кроме этого, не стоит отказываться от запрещенных продуктов, если вас позвали на праздник, выразил уверенность священнослужитель. Если ты откажешься, ты соблюдешь заповедь о посте, но нарушишь заповедь о любви.
Федор Бородин протоиерей С тем, что подход к посту должен быть рассудительным, согласны и врачи. Во время его соблюдения нужно постараться не только не навредить здоровью, но и извлечь из этого пользу. Ограничения в еде должны создать определенное эмоциональное состояние, которое позволит человеку пройти путь аскезы, освободившись от пристрастий и мыслей негативного характера.
Но вместе с духовным очищением человек во время поста очищает и свой организм. Но в ситуации пресыщения ими в обычной современной жизни, особенно при наличии большого количества рафинированных продуктов: колбасных изделий, сыров и всего, что делает наша пищевая промышленность, человек будет поддерживать естественную детоксикацию организма, помогая выводить накопленные метаболические шлаки, токсины, снижать массу тела, регулировать процесс выведения отработанных метаболитов», — рассказала «360» диетолог. Freepik Пост может стать одной из возможностей оздоровить свой организм, заверила Королева.
Такое питание включает в себя большое количества зерновых, в которых много важных для человека растительной клетчатки и минеральных комплексов. Это прекрасный субстрат для поддержания кишечной флоры, всех представителей микрофлоры кишечника. Конечно, это овощи, фрукты: растительная клетчатка и все необходимые витамины и минеральные вещества в их составе работают на поддержание перистальтики кишечника, снижения массы тела при отсутствии жиров животного происхождения.
Маргарита Королева диетолог Но тем не менее человеку нужен и белок. Его можно получать из бобовых и зерновых продуктов, а также из орехов.
Для этого желательно посоветоваться и со священником, и с врачом. Самыми строгими седмицами Великого поста считаются первая и последняя недели. В это время по правилам можно есть только свежие, сушёные и солёные овощи и фрукты, хлеб, мёд, орехи. Строгий монастырский устав предполагает , что: в первый день верующие полностью отказываются от пищи; едят пищу без масла во вторник и четверг; в среду и пятницу практикуют сухоядение употребление не подвергавшейся термической обработке пищи без масла ; в выходные можно горячую пищу с растительным маслом или без него. Но обычно миряне обычные верующие, не монахи и не священнослужители едят на первой неделе также каши, супы, жареные, варёные или печёные овощи и грибы. Во время поста не только нельзя употреблять скоромную от теплокровных животных пищу, но и объедаться постной не рекомендуется.
Запрещено также употреблять алкоголь за исключением нескольких дней, когда устав разрешает выпить немного вина. В частности, супругам рекомендуется по возможности и взаимному согласию воздержаться от секса. Почему пост не просто диета Важно отличать пост от диеты. Ограничение рациона не главная составляющая поста. Иоанн Златоуст, один из известных христианских богословов, писал: «Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста? Не говори мне, что "я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту", но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоён гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри — зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды? Другой вопрос — какова цель поста у неверующего.
Великий пост — это время серьёзной духовной работы над собой... Важно понимать, что пост — это не диета.
Настоятель одного из храмов Михайловска, протоиерей Игорь Подоситников рассказал «Победе26» о смысле воздержания и развенчал расхожие мифы. Духовные занятия и добрые дела В канун Великого поста заголовки российских СМИ пестрят темами, связанными с тем, как правильно провести пост. Самая популярная тема, связанная с постом, — что и когда можно есть, а что — категорически запрещено. Настоятель михайловского храма Всех святых, в земле русской просиявших, протоиерей Игорь Подоситников не согласен с такой постановкой вопроса и напоминает хорошо известное изречение святителя Игнатия Брянчанинова: «Пост для человека, а не человек для поста».
Вот это всё в комплексе и является постом», — наставляет отец Игорь. Для чего люди постились и постятся и кто вообще придумал пост? Пост чуть младше человечества. Первым, по Священному Писанию, был запрет для Адама и Евы в раю вкушать плоды от древа познания добра и зла. За нарушение этого правила прародители рода людского и были изгнаны из рая. Что же касается Великого поста, то он был установлен в первые годы христианства в память об искушениях, которые в течение 40 дней и ночей проходил в пустыне Иисус Христос.
Это совершенно безлюдная, выжженная местность. И в этой пустыне возвышается небольшая гора. Днём там дичайшая жара и укрыться негде, а ночью — страшный холод. И, конечно, Христу было там непросто держать пост. Постились и ученики Христовы, постились и первые христиане, и эта традиция дошла до нас», — делится священник. В Древней Руси так делали князья перед решающими сражениями.
И не только князья, но и весь народ. Особой строгостью отличался пост перед Воскресением Христовым. Перед Пасхой нам надо поразмышлять над тем, для чего это событие случилось, почему Господь пришёл на эту землю, почему он пострадал. Почему все эти события, которые были на Голгофе и которые мы особенно вспоминаем на Страстной неделе, имели место», — рассуждает отец Игорь. Есть или не есть? Ограничения в пище в дни поста — это не цель, а лишь средство для достижения цели — духовного роста.
Об этом священники рассказывают своим прихожанам довольно часто, и всё же вновь и вновь поднимаются темы: что можно, а чего нельзя есть. Некоторые прихожане, особенно те, кто недавно приобщился к вере, отличаются особым рвением и могут определить для себя непосильную меру поста — например, вообще ничего не есть первые три дня или читать по несколько акафистов акафист — хвалебное песнопение, посвящённое Богу, Богородице, святым.
«Какое дело Богу что я ем?» — Пять вопросов священнику о смысле Великого поста
В чем суть поста: в христианстве, исламе, буддизме, в медицине | Входить в пост нужно в состоянии полного осознания: понимая, что организм испытает дефицит некоторых аминокислот, микроэлементов и витаминов. |
Православный пост - нужен ли он Богу? Такой - ТОЧНО НЕТ! | В этом свете, вопрос «а зачем нужны посты и почему их так много?» получает неожиданный и «несовременный» ответ: потому что так надо! |
Пост православный | Во время поста мы должны особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний. |
С чего нужно начать Великий пост
- Пост и пищеварение. Полезны или вредны семь недель ограничений?
- Что такое Пост и зачем он нужен? (Протоиерей Александр Торик) — По ком звонит колокол
- Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах
- Великий пост: для души или для здоровья?
«Пища духовная»: пост на Руси и в современности
Зачем мы постимся / | В православии имеются посты в течение не всего дня, а только части суток, например, Евхаристический пост — полное воздержание от еды и питья после полуночи перед причащением, или за 6 часов до причащения, если оно ожидается вечером. |
Почему в Церкви четыре поста? | Великий пост соблюдают и католики, и протестанты; но только в православии существуют достаточно строгие ограничения в питании и образе жизни на этот период. |
Для чего нужен пост? Всё о православном посте | Во-первых, устав поста написан монахами-подвижниками Палестинских монастырей, также в нем отражен опыт монахов св. горы Афон. |
Для чего нужен пост? Всё о православном посте - Журнал | БФ Правжизнь | Пост нужно соблюдать так, чтобы это не угрожало здоровью. |
Зачем православные так часто постятся | В период Великого поста каждый верующий должен ограничить свои удовольствия и вести себя смиренно, сосредоточенно, чтобы пересмотреть свою жизнь, очиститься от излишеств и укрепить веру. |
«Какое дело Богу что я ем?» — Пять вопросов священнику о смысле Великого поста
Детоксикация организма Православные посты можно считать своего рода детоксом для нашего организма. В этот период человек потребляет преимущественно растительную пищу, которая переваривается намного легче, чем животная. Она содержит много растительных соков, микроэлементов, витамин и клетчатку. Клетчатка помогает очистить кишечник от различных токсических веществ и способствует омоложению организма.
Это приносит большую пользу.
У православных верующих начался Великий пост: каковы обычаи и как часто нужно ходить в церковь 18 марта 2024, 12:12 Tverigrad. С понедельника у православных начался самый длительный пост года — Великий пост. Он призван подготовить верующих к празднику Пасхи и напомнить им о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне и Страстной неделе перед Пасхой. В этом году Великий пост длится с 18 марта, начавшись сразу после Масленицы — после проводов зимы, и по 4 мая. Он делится на две чести — сорокадневную, которую зовут Четыредесятницей, и самый строгий пост — Страстную неделю.
Даже в условиях некоторой тяжести, которая возникает на фоне урезания потребления приятных видов пищи. Мясных, молочных, естественно, в меру сил, — отмечает штатный священник Спасо-Преображенского кафедрального собора иерей Никита Савин. В Великий пост принято отказываться от продуктов животного происхождения — мяса, молока, птицы, яиц, рыбы и морепродуктов. Рыба разрешается только в дни праздников. Самый строгий пост предполагается во время Страстной недели — накануне Пасхи. Верующие в этот день вообще воздерживаются от пищи до окончания праздничного богослужения.
Впоследствии Будда рекомендовал своим ученикам воздерживаться от приема пищи после обеда с тем, чтобы не болеть и быть сильным. Пост в медицине В медицине пост известен как минимум с V века до н. Как и Будда в Индии, древнегреческий врач Гиппократ рекомендовал воздержание от пищи пациентам с определенными болезнями. Известно, что в том числе с помощью воздержания от пищи боролись с инфекциями и аллергией. Последователи культа Асклепия бога медицины в Древней Греции практиковали пост и как лечебное средство, и как процесс, в ходе которого боги открывали им свои учения и знания через сны и видения.
Пост в священный месяц Рамадан, в частности, несет функцию социальной справедливости: верующие мусульмане не едят в промежуток времени от заката до рассвета, а затем, во время ифтара вечерней трапезы проводят время вместе, слушают проповеди о необходимости помогать бедным, чувствуют себя причастными к единой культуре, стремясь при этом стать лучше в духовном плане.
Во время поста человек ведет борьбу со своим греховным «я» и стремится к нравственному возрастанию. Он борется с ленью, расслабленностью, праздностью, привязанностью к развлечениям и расслабляющей, утучняющей пище. И с нечуткостью к людям. Не пожалеть денег — и накормить голодного, не пожалеть времени — и посетить больного, одинокого, оставленного, заключенного в тюрьме. В случае наступления тяжелых бедствий — засухи, угрозы неурожая, эпидемии смертельных болезней, нашествия саранчи, угрозы военной атаки и т. Сведения об иудейских постах находятся в талмудическом трактате «Таанит» «Посты». Помимо прочего, в нем описывается одно из самых страшных для Палестины природных бедствий — засуха.
Осенью, в месяце мархешван начало периода дождей в Израиле, октябрь — ноябрь по нашему солнечному календарю , назначался особый пост, ради дарования дождя: «Если дожди не пошли — отдельные люди начинают поститься, и постятся три поста: в понедельник, четверг и следующий понедельник». Если ситуация не менялась, то точно такая же схема поста предписывалась в течение двух следующих месяцев, однако теперь его должны были соблюдать все израильтяне. Если засуха все же продолжалась, усиливалась строгость поста: в течение следующих семи понедельников и четвергов «сокращали торговлю, строительство и посадки, число обручений и бракосочетаний и не здоровались друг с другом — как люди, на которых разгневался Вездесущий». Обратим внимание на слова «отдельные люди начинают поститься». Кто они, эти «отдельные люди»? Наиболее благочестивые иудеи. Знатоки Закона — книжники, фарисеи, иные духовные лидеры. Ко времени пришествия Спасителя многие иудейские духовные лидеры стали поститься дважды в неделю вторник, четверг 1 не только в некоторые месяцы, но и круглый год.
Помните, фарисея из притчи Христа про мытаря и фарисея? Там фарисей говорит: «Боже! Этот пост не был обязательным, и тем самым указывалось на то, что фарисей этот был благочестивым человеком. Поститься дважды в неделю — очень серьезная и хорошая традиция. Таких людей можно было бы только уважать, если бы не одно но… Многие из иудейских постников постились напоказ. Об этом мы узнаем из слов Христа: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим» Мф.
Скажу немного в пояснение слов Спасителя: Первое предложение цитаты можно перевести иначе, точнее: «Когда же будете поститься, не делайтесь, как лицемеры мрачные, ведь их обезображивают их лица и показывают людям постящимися…» Далее Христос советует ученикам «А ты, когда постишься, помажь голову твою…». Дело в том, что иудеи умащали голову и лицо маслом ежедневно как мы умываемся и чистим зубы. Но фарисеи в дни поста специально не делали это, чтобы «показаться людям постящимися». Они ходили с нерасчесанными волосами и бородами, размазывали по лицу пыль и их лица делались чумазыми… Все видели — идет человек постящийся. Но разве такой пост приятен Богу? Сколько тут подвига Господа ради, а сколько — ради славы человеческой?.. Упоминание о посте в Его устах встречаем неоднократно. Сам Спаситель признавал пост, причем выдержал самое суровое из возможных испытание — он провел в пустыне 40 дней без еды: «Иисус возведен был Духом в пустыню… и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Мф.
Он же говорил, что бесовский род из мира сего изгоняется «только молитвою и постом» Мф. Христос, повторимся, осуждал показной пост фарисеев Мф 6, 16-18 и указывал, каким должен быть истинный пост — соблюдаемый втайне, с помазанной головой и умытым лицом, что на современный язык можно перевести как пост, совершаемый с хорошим настроением и не напоказ, а во славу Божию. Однако, допуская пост для себя, для Своих учеников Спаситель пост на время… отменил. Об этом рассказывает замечательный эпизод: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему [Христу] и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк. То есть Свое пребывание с учениками Спаситель сравнивал со свадебным пиром, а Себя — с Женихом.
Идет праздник, веселье, какой тут пост?.. Вспомним, что в представлении ветхозаветных пророков пир, тем более свадебный, связывался с темой наступления новой эры, эры Мессии. И если Спаситель утверждает, что пир начался, — то это означает, что долгожданное время ожиданий сбылось: «истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» Мф. Пришествие Христа открывает новую эру. Пир начинается. Однако это не значит, что, как того ожидали иудеи, Пришествие Мессии положит конец нашей истории. Эта история еще будет какое-то время продолжаться, время жатвы еще не наступило, Жених медлит вспомним притчу о десяти девах — время прихода в Его власти. Как часто говорят богословы, мы живем пространстве между уже и еще не.
А раз еще нужно ждать, нужно и поститься. Об апостоле Павле известно, что он постился не только после обращения ко Христу Деян. Можно предположить, и едва ли мы ошибемся, что пост этого времени был похож на традиционный еврейский пост — воздержание от пищи и питья в течение дня, или воздержание от пищи в течение трех дней. Религиозный подъем был очень высок. Христиане хотели поститься во славу Божию, желали поститься в знак ожидания Второго Пришествия Христа, помня Его слова, что, «…когда отнимется у них Жених, … тогда будут поститься». Таким постом становится еженедельный пост, по примеру еврейских праведников. Но христиане не хотели поститься в те же дни, что и иудеи, поэтому они избирают другие дни. Вы же поститесь в четвертый и шестой».
Мы знаем, что у евреев неделя начиналась с воскресного дня. Значит, второй и пятый дни — это понедельник и четверг. Нам же предписывается молиться в четвертый и шестой дни недели, то есть в среду и пятницу. Здесь еще нет обоснования — почему мы должны поститься в эти дни, да и вообще поститься дважды в неделю. Это добровольное воздержание в знак любви ко Господу. Сегодня, как известно, этот пост мы связываем с темой Страстей Христовых. В среду Иуда договорился предать Христа, а в пятницу Христа распяли. Однако такое обоснование поста среды и пятницы не первоначально.
В «Дидахи» мы не встречаем никакой связи христианского поста с темой Страстей. И уже через столетие в документе «Дидаскалия» мы читаем, что правило еженедельного пощения должно быть соблюдаемо ради «иудеев», ибо в среду у них созрело желание схватить Спасителя, а в пятницу они Его распяли. Здесь также лишь косвенное указание на Страсти, поститься же нам следует, скорее, для спасения душ богоубийц. Однако в документе «Апостольские Постановления», который появился через сто лет после «Дидаскалии», о посте среды и пятницы сказано совершенно определенно: «В среду же и в пятницу Он повелел нам поститься — в ту, потому что Его тогда предали, а в сию потому, что тогда Он пострадал. Этот пост предполагает полное воздержание от пищи и питья, подтверждение чему мы находим в работе Тертуллиана «О посте». Тертуллиан, говоря о еженедельном воздержании христиан, использует термин statio, что означает буквально воинский караульный пост. Из добровольного аскетического упражнения пост становится общеобязательной дисциплиной. В документе «Каноны Ипполита» мы читаем следующее предписание о посте: «К постам относятся среда, пятница и Четыредесятница.
Кто помимо этого соблюдает другие дни, получит награду. Кто же, за исключением болезни или нужды, уклоняется от них, преступает правило и противостоит Богу, Который постился за нас». Последнюю точку в этом процессе поставили «Апостольские Правила» кон. Сегодня пост среды и пятницы считается для православного человека общеобязательным. Сегодня мы Великий пост практически не отделяем от Страстной седмицы. Одно перетекает в другое без всякого перерыва в посте. На самом же деле Великий пост и Страстная — разные периоды жизни Церкви. Между ними есть даже два непостных дня.
Они не относятся к сорока дням поста и не принадлежат Страстной. Это Лазарева суббота и Вербное воскресенье. Великий пост возник как период аскетической подготовки людей, желающих принять Таинство святого Крещения. И первое, и второе происходило перед Пасхой. Сегодня у нас оба эти важные момента жизни Церкви находятся рядом между ними лишь два дня перерыва, о чем упомянуто выше. Как мы постимся сегодня? Сорок дней — это Святая Четыредесятница, или, как мы привыкли говорить Великий пост, а два дня — это Лазарева суббота и Вербное воскресенье. Затем наступает шестидневный пост Страстной седмицы.
По времени эти посты — сорокадневный и шестидневный — практически совпадают. В древности же они совершенно совпадали. Когда мы читаем в канонах Церкви предписание всем обязательно поститься Святую Четыредесятницу, то речь идет о Великом посте, объединенном со Страстной неделей. Вот что пишет о древней Четыредесятнице римская паломница Эгерия. Ее свидетельство относится примерно к 380-м годам: «Когда наступает время Великаго поста, то он соблюдается здесь следующим образом. Итак, если вычесть восемь воскресений и семь суббот так как в одну субботу нужно поститься , то остается сорок один день, которые проводятся в посте и которые называются здесь eortae 5 , или, по-нашему, Четыредесятница». Итак, в древности Великий Пост и Страстная были объединены. Но это не значит, что у них одна причина происхождения.
Как уже было сказано выше, Страстная имела в основе своей пост в честь искупительных Страстей Христовых, Великий же пост происходил из обычая поститься перед принятием Таинства Крещения. Проследим, в основных чертах, как возникли эти традиции. Сначала скажем о посте Страстной недели. От самых первохристианских времен мы имеем свидетельства, что перед Пасхой верующие люди постились. Единообразия в этом вопросе примерно до III в. Одни советовали поститься лишь один день, иные постились всю неделю. В письме св. Иринея Лионского, написанном около 180 г.
И эта разность в соблюдении поста произошла не в наше время, но задолго до нас, у наших предков получила свое начало». Этот пост перед Пасхой с воспоминанием Страстей Христовых и был тем, что ныне мы называем Страстной седмицей. Несколько иначе шло развитие того поста, которым постились все желающие принять Крещение. О том, что перед принятием Крещения нужно пройти через какое-то испытание, воздержание, споров не было. Обычай поститься перед принятием судьбоносных решений, при вступлении на ответственную должность — традиция еще дохристианская. Вспомним уже упоминавшиеся 40-дневные посты Моисея, Илии, Спасителя. В первохристианские времена разный по продолжительности пост предписывался желающим принять Таинство Крещения. Это сегодня мы имеем грустную и порочную практику, что крестят всех желающих, не проверяя подлинности их желания.
В Древней Церкви кандидат на Крещение должен был делом, а именно — аскетическим подвигом доказать серьезность своих намерений. У автора послеапостольского времени, св. Иустина Философа, первым из святых отцов описавшего практику Крещение своего времени, находим этому подтверждение: «Кто убедится и поверит, что это [христианское] учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются … как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго». В этом документе самого начала II века мы находим удивительное указание на то, что желающие принять Крещение постятся, и «мы молимся и постимся с ними». Крещение, как уже говорилось, обычно, совершалось в Пасху, поэтому пост перед Крещением являлся как раз предпасхальным постом. Но готовящиеся ко Крещению постились не обязательно 40 дней, а произвольное время. Лишь к IV в.
Соблюдать такой пост призывали людей святитель Иоанн Златоуст, св. Святитель Амвросий Медиоланский в 380-е годы обращался к пастве со следующими словами: «Желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос: Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься! Рассуди же…, какой ты христианин, если пресыщаешься в то время, когда Христос за тебя алкал; услаждаешься, когда Он постился». Можно сказать, что на протяжении всего IV в. Но если на Востоке принимали сорокадневный пост с воодушевлением, то на Западе к нему привыкали неохотно. На Западе Великий пост всегда, и сейчас, был мягче, чем на Востоке. Римская паломница Эгерия, посетившая Восток примерно в это же время, оставила уникальное описание того, как постились в Палестине в дни Великого поста. Ради них, чтобы они могли быть разрешены от поста как можно раньше, литургия совершается в храме Воскресения по субботам до восхода солнца.
И не получает ни похвалы, кто творит много, ни порицания, кто творит меньше. Ибо таков обычай здесь. Надо сказать, что римская паломница подробно описывает лишь те виды поста, которые поразили ее воображение, прочие же лишь упоминает. Из других документов тех веков мы узнаем, что диапазон постных подвигов в дни Великого поста был очень велик. Кто-то не вкушал пищу все дни, кроме небольшого обеда в субботу и трапезы в воскресенье; Некоторые питались раз в день; Иные в Великом посту вкушали немного, а по понедельникам, средам и пятницам совершенно воздерживались от пищи… Словом, каждый постился, как мог, никаких предписаний здесь не было, причем, как замечательно свидетельствует Эгерия, «не получает ни похвалы, кто творит много, ни порицания, кто творит меньше». Вместо полного воздержания от пищи появился обычай отказываться от пищи какого-то рода, например мясной. Или же воздерживались от пищи до какого-то времени. Такой пост предписывал преп.
Ефрем Сирин даже детям. Он говорил, что хорошо, если бы дети воздерживались в дни Четыредесятницы от пищи хотя бы до 9 утра. Кто может, до полудня, а великовозрастные дети — и до 3 часов дня. Монахи отказывались не только от молочной, но и от вареной пищи, от мирян этого не требовали. Исторически это связано с рядом причин. Одна из них — стояние в истине монахов во времена иконоборчества. Авторитет монахов был так высок, что миряне, духовно окормляясь у приходского священника, периодически посещали и какого-нибудь авторитетного монаха в монастыре. Его советам внимали, по монашеской жизни поверяли свою.
И в отношении поста ориентиром становится монашеская дисциплина. Но если на Востоке миряне прекрасно понимали, что монашеские требования — лишь высоко заданный уровень, к которому следует в той или иной мере стремиться, но он необязателен, то на Руси монашеский Устав поста восприняли как непреложный канон. Сегодня мы говорим о том, что сначала в отношении поста был принят Студийский Устав, потом — Иерусалимский… И как-то забываем упомянуть, что это именно монашеские Уставы. Написанные для монахов, пригодные именно им — живущим в монастыре, не обремененным тем рядом забот и сует, которыми обременены люди, живущие в миру. Все же: что это за упомянутые мною Уставы, по которым жили монахи? Это, прежде всего, Устав монастыря св. Феодора Студийского, или, как принято говорить, Студийский Устав. Этот монастырь обладал большим авторитетом, назывался Лаврой, то есть великим монастырем.
Трудами преподобного Феодора в этом монастыре был разработан Устав монашеской жизни и богослужения. Одна из тем Устава — пост. Согласно Студийскому Уставу, в Великом посту дозволялось есть один раз в день, в 3 часа пополудни. Это время окончания церковной службы. В праздничные дни, субботы и воскресенья ели дважды в день, причем в эти дни дозволялось оливковое масло и вино. Наиболее строгий пост соблюдался в первую и четвертую Крестопоклонную недели; разрешалось лишь сухоядение. В пищу употреблялись сушеные и неразваренные плоды, притом без масла. Вино принимать запрещалось, вместо него пили так называемое благосмешение из перца, тмина и аниса.
В Страстную седмицу, что может показаться удивительным, был нестрогий пост, а в Великую субботу, в которую нынешний Устав предписывает полное воздержание от пищи, в 5 часов пополудни полагалось разговение: иноки вкушали сыр, яйца и испивали по три чаши вина. Студийский Устав был принят основателем иночества на Руси, игумном Киево-Печерского монастыря, преподобным Феодосием Печерским. Именно на него в отношении постов ориентировались древнерусские духовники, определявшие норму пощения для верующих. Еще раз повторюсь, что русским духовником не было понято, что это именно монашеский Устав и во всем объеме применять его к мирянам нецелесообразно. Причем, что уж совсем странно, подобный пост на Руси стали предписывать не только взрослым, но и детям. Если в Греции дети практически не воздерживались от еды, на Руси сначала стали учить, что ребенок с двух лет должен воздерживаться от молочной пищи, а затем этот срок понизили до года. Некоторые не по уму ревностные русские духовники стали учить, что ребенок может сосать материнское молоко только в один пост, а на третий должен поститься. Под постами тут стали понимать вообще все многодневные посты года, а их 4 в то время было 3, Успенский пост появился на Руси с XIV столетия.
Соответственно младенца требовали отнимать от груди и раньше года. Однако с XIV в. Теперь, если ребенок рождался в июне, то, согласно прежним правилам, его следовало полностью переводить на постную пищу уже к августу». Но одновременно с этими неудобовразумительными строгостями рыба не считалась скоромным блюдом и ее можно было вкушать мирянам во все посты. В течение 13—14 вв. Со Студийского русские монастыри перешли на Иерусалимский. А этот Устав был еще более строгим.
Зачем мы постимся
Точно так же пост – не причина болей, а провоцирующий фактор, следовательно, необходимо обследоваться и выяснить причину болей. Пост начинается 27 февраля и длится до 16 апреля. Так как пищевой пост не должен вредить здоровью и выполнению ежедневных обязанностей.
Пост и пищеварение. Полезны или вредны семь недель ограничений?
Зачем нужен пост? Как правильно поститься? Когда надо поститься и какие бывают посты? Рассказываем самое главное, что надо знать о православных постах и постных днях. Пост должен нести освобождение, радость и, конечно же, исходя из этой мысли, мы должны сами выстраивать свой рацион. Православные посты в 2024 году — даты, правила и запреты. В период Великого поста каждый верующий должен ограничить свои удовольствия и вести себя смиренно, сосредоточенно, чтобы пересмотреть свою жизнь, очиститься от излишеств и укрепить веру. Пост начинается 27 февраля и длится до 16 апреля. Тем не менее пост не является заповедью согласно Библии, и никто не учит о том, что христиане ДОЛЖНЫ поститься.
Пост. Средство обновления души
Существует ли свободная воля у человека, что лежит в ее основе, зачем она нужна, существует ли предопределение и как совместить собственную свободу воли и всемогущество Бога? Кто придумал пост, какие культуры его соблюдают и зачем нужно поститься? Пост должен нести освобождение, радость и, конечно же, исходя из этой мысли, мы должны сами выстраивать свой рацион. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. Пост в православии – период духовного совершенствования на фоне ограничения рациона. Пост должен нести освобождение, радость и, конечно же, исходя из этой мысли, мы должны сами выстраивать свой рацион.
Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
Известная притча призывает заблудших вернуться к истине, как сделал это растративший отцовское состояние сын, который умер и ожил, пропал и нашелся. Неделя Страшного Суда. Посвящена грехопадению Адама и Евы и их изгнанию из Рая, а также будущему Страшному суду. Воскресенье этой седмицы — последний день перед Великим постом, когда православные христиане употребляют в пищу мясо. Следующая за этой неделей седмица носит название Мясопустной, её называют Масленичной неделей. Согласно своду Типикона, на этой неделе можно употреблять в пищу рыбу, молочные продукты и яйца.
Последнее воскресенье этой недели — Прощёное, совершается обряд прощения и начинается Великий пост. Если говорить образно, то Четыредесятница — это время, когда человек идёт к Богу. Ему помогают в этом пост, молитва и покаяние, а Страстная седмица — это путь Бога к человеку, приходящего через страдания, Голгофу, ад и Пасхальное Воскресение. Пятидесятница — это путь к Пасхе, а в пути и богослужение меньшее, потому не служится литургия только по субботам и воскресеньям. Только в среду и пятницу возможно причастие, но дарами, которые освящены раньше.
В церкви в это время царит особая атмосфера. В субботу и воскресенье два раза в сутки можно есть блюда, приправленные растительным маслом, и вино из винограда исключение составляет суббота Страстной недели. В Вербное воскресенье и на Благовещение разрешается рыба в том случае, если Благовещение не совпадает со Страстной седмицей. Самый строгий пост — в первую и последнюю недели. В Великую пятницу есть не положено.
В Великую субботу едят сырую пищу вечером. В Лазареву субботу рыбу не едят, но можно употреблять икру. Великий пост совпадает с весной, поэтому в пищу употребляют зелень, морковь, лук, свёклу, капусту, соленья. То есть продукты, которые растут на деревьях и в земле: бобовые, фрукты, овощи, ягоды и орехи. Православный пост намного строже католического, но даже из овощей и фруктов можно приготовить множество действительно вкусных и питательных блюд, способных поддерживать высокий жизненный тонус человека, который не отказывается на период поста от привычного рабочего ритма и образа жизни.
Это говорит о том, что главное в Великом посту не пища, которую человек ест и в которой себя ограничивает, а то, что он говорит, о чём думает, что делает. Но состояние души связано с состоянием тела, и если тело загрязнено, отягощено излишним, отравлено, душа очищается с трудом. Пост, молитва, покаяние — это способы, которые помогают душе освободиться от грехов и приблизиться к Богу. Пост — это не самоцель, не мероприятие в виде разгрузочных дней и очищения организма от шлаков. Это средство достижения более высокой цели.
Цель эта — очищение и просветление души, любовь к Богу. Если у человека изначально нет такой цели, то простое ограничение себя в пище даст только общий эффект похудения. Кстати, после окончания поста многие быстро набирают вес, но не обогащаются духовно, потому что даже не ставили себе такой задачи.
Если это делается разумно, в этом нет ничего дурного. Но когда это становится целью существования, человек забывает о Боге, превращается в существо вообще уже только земное, поэтому наш пост существует именно для того, чтобы мы, прежде всего, еще раз осознали свое предназначение: кто мы такие, что у нас главное.
Это первое. Второе — мы должны расчистить дорогу для Бога, наши сердца. И эта вторая составляющая поста — борьба с грехом, борьба с тем, что он делает нас отчужденными от Бога. Это наша самость, наша гордыня, наше постоянное внимание к самому себе. Это наше постоянное желание поступать так, как хочется мне, невзирая на то, что вокруг нас существуют другие люди, которые, может быть, нуждаются в том, чтобы им мы уступили место в нашей жизни, чтобы мы им дали дорогу, помогли им каким-то образом почувствовать в этом мире, что они нужны.
Потому что, к сожалению, в последнее время идеи индивидуализма, того, что человек должен рассчитывать только на самого себя, не должен быть "лузером", должен все время быть успешным, очень многими людьми владеют. И это стремление к успешности заставляет человека все время быть в какой-то гонке, все время расталкивать всех локтями, чтобы вырваться вперед все равно какими способами. Пост должен помочь человеку понять, кто он такой, и осознать себя как существо, которое способно любить, делиться, сострадать, которое способно чем-то жертвовать ради другого человека. В этом смысле пост — это очень важный подвиг. Это важное движение в жизни человека, потому что тогда человек начинает бороться с самим собой, контролировать свои мысли, помыслы, поступки, слова, которые могут нанести урон другому человеку, причинить ему боль, нанести рану своей резкостью, своей злобой, неприветливостью.
Человек начинает бороться с собой и понимает, что он вовсе не так хорош, как хотел бы казаться в глазах других людей. И у человека тогда есть возможность глубокого покаяния, то есть изменения своей жизни, которое дает человеку Церковь через таинство исповеди, через таинство Святого Причащения. Они неотъемлемы от поста, потому что пост в конечном итоге — это подготовка человека к празднованию Пасхи, а значит, к его встрече со Христом. В каком-то смысле пост человека напоминает нашу жизнь. Как человек живет, так он, в общем, постится.
А как человек постится, так он в итоге и живет, потому что сам пост есть образ нашей жизни, потому что пост кончается воскресением Христа из мертвых, так же как и наша жизнь заканчивается нашим воскресением во Христе. То, какими мы приходим в конце поста к Воскресению, или то, какими мы приходим к концу нашей жизни — это и есть самое главное, что мы в жизни приобрели или потеряли. Какие мы? Если мы действительно во время поста могли что-то в себе поменять на лучшее, если мы смогли действительно главное в себе увидеть и вместо обычной пищи мы вдруг захотели по-настоящему пищи духовной, если мы вдруг увидели, что без помощи Божией мы никогда не станем настоящими людьми — значит, наш пост состоялся. В таком смысле и наша жизнь тогда, значит, состоялась.
Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Вроде не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно «убивать своё тело», свои желания? Зачем такая несвобода? Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них.
Даже если мы не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках. Легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, — любовь познается из дел. И если мы хотим любить Бога, то ограничим себя в том, что нас удаляет от Него.
И много иных вопросов такого рода стоит себе задавать во время поста, тогда будет и мотивация для духовного роста. Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять во время поста? Пост — особое время познания собственной немощи и преодоления собственного «я». Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас. Мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями — эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь. Следующий пост приносит нечто своё. Поэтому и говорят Отцы, что посты — это лестница, которая ведёт нас в Небо. Если же у Вас есть ощущение, что пост даётся Вам легко, посоветуйтесь с духовником или с тем священником, у которого постоянно исповедуетесь: Вам помогут понять, что именно не так, в чём причина этой расслабляющей лёгкости.
Бывает, что благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей — есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста — несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его. Отвечал священник Алексий Колосов Если во время поста чувствуется сплошное раздражение, усталость - значит ли это, что надо в чем-то ослабить пост? Когда перекапывается почва в саду, на поверхность нередко попадают доселе скрытые и не всегда красивые и приятные для запаха предметы и существа. Действие порождает противодействие. Усталость и раздражение во время поста бывают и от перемены привычной пищи и распорядка жизни, то есть это побочные эффекты одной из целей поста - отмены "рутины", течения жизни по накатанным, "автоматическим" тропинкам, многие из которых для нас опасны. Кроме того, издавна известно, что если у нас есть какие грехи и мы в них раскаиваемся, начинаем с ними борьбу, избегаем их повторения, есть большая опасность замещения этих "раскаянных" грехов другими, иногда более опасными. Например, почти любой грех можно "задавить" гордостью или тщеславием, при этом искренне считая, что мы побеждаем. Весьма полезным образом нашей души может быть сад, который нам дан для возделывания.
В нем богатая, плодородная почва, в нем источник воды, а сверху светит солнце. Если в этом саду ничего не сажать, он сам зарастет сорняками, мощными и, в лучшем случае, бесплодными или ядовитыми плодами. Если сорняки просто пропалывать, можно иметь временный успех, но победить невозможно: корни их остаются в плодородной почве, а семена рассеяны везде. Целью же существования этого "сада" является вовсе не то, чтобы занять садовника прополкой, а в том, чтобы дать богатый урожай плодов, как в известной притче Спасителя про виноградник. Иными словами, надо на место вырванного сорняка сажать плодородное растение, на место греха - добродетель, чтобы силы нашей души не питали сорняк, а давали плод. Так вот, раздражение, тоска и усталость во время поста могут быть также признаками того, что мы только делаем вид, что меняемся, мы "косим" наши грехи и недостатки, но ничего не сажаем взамен, ходим по кругу, вытесняя одни страсти другими. Лекарством тут может быть труд, реальная работа, реальная помощь и служение кому-то, переход к культивации добродетели, укреплению своей воли в делании добра, согласовании своей воли с волей Бога. В этой связи, кому-то полезно будет пост ослабить, а кому-то - усилить, все люди разные. Отвечал священник Алексий Чумаков Лос-Анджелес Почему именно в пост так обостряются отношения - и на работе, и личные.
Происходят ссоры, из которых потом трудно выйти. Как избежать таких ситуаций или не допустить их? Основная причина в том, что часто мы заботимся лишь о посте телесном, очень внимательно подчас вычитывая ингредиенты на упаковках чтобы не нарушить пост , но забываем о том, что пост духовный намного важнее. Старцы говорили: «Вы хоть мясо постом ешьте, только друг друга не ешьте». То есть при всей важности телесного поста намного важнее так проводить пост, чтобы не изнемогать от голода и усталости а при этом обычно появляется раздражительность и из-за этого не «обострять отношения» с ближними.
Молитвенные правила и особенности стола восточных христиан строго регламентированы: здоровым людям предписывается отказ не только от мясной и молочной пищи, но и от еды с растительным маслом, а также от всего вареного или жареного в особо строгие дни. Постный стол.
Сладкие блюда Е. В результате католический пост начинается в Пепельную среду. Божественные литургии западных христиан прописаны так же четко, как и у восточных, а вот пищевые ограничения иные. Здесь практикуется «воздержание», а не полный отказ. Строгие запреты на различные виды еды на Западе тоже действовали довольно долго, что стало, например, причиной печально известного анекдота про капибар, мясо которых католическая церковь в свое время отнесла к разряду постных продуктов, из-за чего христиане Южной Америки почти истребили несчастных животных. Однако в 1966 году Папа Павел VI ввел новые правила поста, сохранив запрет на мясо по пятницам, из дней же строгого поста оставил обязательными только два: Пепельную среду и Великую пятницу. Конечно, регламент Павла VI — только минимум, и любой адепт западной католической Церкви может взять на себя дополнительные ограничения, не обязательно связанные с пищей.
Книги по теме.
Великий пост — 2024: даты, правила и ответы на самые главные вопросы
Если пост будет почему-либо смущать окружающих, вызывать их упреки, или, может быть, насмешки, обвинение в ханжестве и т.п. — и в этих случаях надо стараться хранить тайну поста, сохраняя его по духу, но отступая от него формально. Отец Евгений, зачем вообще нужен пост? поститься ему или нет. Зачем они нужны? Если пост будет почему-либо смущать окружающих, вызывать их упреки, или, может быть, насмешки, обвинение в ханжестве и т.п. — и в этих случаях надо стараться хранить тайну поста, сохраняя его по духу, но отступая от него формально. Почему именно продукты животного происхождения считаются нежелательными в пост?