Примером того, почему читать нужно и важно, служит героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», оставшаяся в истории мировой литературы нравственным идеалом русской женщины. Зачем нужна литература в школеЛичное Недавняя информационная волна, на поверхности которой плавали какие-то нелепые списки произведений – не то для школьной пр.
«Всё сложнее объяснять, зачем книги нужны»
Книги развивают фантазию. Именно те дети, которые любят читать с ранних лет, вырастают в инноваторов и креаторов, меняющих мир к лучшему. Мы уже говорили о том, что книги - зарядка для ума, но они еще и отличное упражнение для воображения. Формирование личности Не ютубом единым жив современный подросток. Чтение - интимный процесс. Нельзя заставить полюбить книги, к этому нужно прийти самостоятельно. Все, что могут учителя и родители, - подавать пример и давать выбор.
Помните о том, что каждый раз, когды вы откладываете гаджеты в сторону и берете в руки книгу, ребенок видит это и делает выводы. Читайте больше, открывайте новых авторов, не бойтесь запрещенных тем и будьте честны со своими детьми! Поделиться статьей с помощью:.
Но авторы выкладывают свои интервью, это тоже интересно. Кто-то, как Захар Прилепин, пишет рецензии на своих коллег и друганов. Это очень интересно — составить свою литературную карту отношения к писателю. Не советует обходить вниманием Мильчин и рейтинги продаж, к примеру на «Амазоне». Причём стоит просматривать списки продаж американского, немецкого, французского «Амазона».
Больше всего меня поразил венесуэльский книжный рынок, я переводил с помощью гугл-транслейтера с незнакомого мне испанского. В тексте дословно говорилось: как странно, что на этой неделе самой продаваемой книгой в Венесуэле не стала «Сто лет одиночества». Книга вышла 30 лет назад, но по-прежнему каждый день у них это вечный бестселлер. Но в ту несчастную неделю лидером стала книга про танцы! Константин Мильчин: «У меня никогда не было варианта — читать или не читать. Я всю жизнь жил в мире книг» Особенно тщательно сотрудник «Русского репортёра» Мильчин посоветовал относиться к книжным премиям. Но шорт-лист интереснее», — считает эксперт. Есть три вещи, на которые люди реагируют: секс, деньги и смерть.
Убивать писателя всякий раз, когда у него вышла книжка, негуманно, а главное — одноразово. Но понятно, что, когда писатель умирает, все его неудачные книжки становятся удачными, а проклятия в его адрес стираются. С сексом тоже не получается, потому что писатель в России — это асексуальный пожилой мужчина. Красавчиков вроде Прилепина крайне мало, хотя они появляются. Остаются деньги. Вот этот акт разовой передачи неизвестно кому неизвестно за что денег сразу привлекает внимание, потому что возникает вопрос: «Почему не мне?! Ну почему не мне? И каждый год, когда вручается Нобелевская премия, все говорят: «Ну это же не за литературные достоинства вручили, это же за что-нибудь другое… Это потому, что он преследуемый, или потому, что он вообще женщина, а не он.
Он — это она! Они выступали перед древнегреческими пастухами и были так прекрасны, что пастухи, умнейшие люди мира, не могли понять, кто лучше. Но победил в итоге Гесиод, потому что он воспевал мирный труд, а Гомер — войну. Ещё 2800 лет назад премии вручали не за литературные достоинства, а за борьбу за мир! По мнению Константина Мильчина, Нобелевская премия необъективна, но в этом и заключается её объективность. Это замечательный писатель, но когда ему вручают премию, то обращают внимание на целую китайскую литературу, которую мы мало знаем. Элис Монро, получившая премию в позапрошлом году, пишет только про женщин Онтарио. Она верна на протяжении всей своей жизни теме, жанру и местности.
Посмотрите на это! Может быть, если вы всю жизнь будете писать про свой город, регион в своём жанре, то вам дадут миллион. Это очень важная история для России. Российская литературная карта похожа на контурную — она вся белая, и на ней есть только несколько пятен. Иркутска на литературной карте не так много, а хотелось бы больше. У нас все бросаются писать про Москву или про какую-то условную провинцию». Большая пятёрка национальных премий — «Букер», «Большая книга», питерский «Национальный бестселлер», «Нос» фонда Прохорова и довольно консервативная премия «Ясная поляна», вручаемая музеем в Ясной Поляне, — все они очень разные. И у всех свои задачи.
Когда появилась премия «Просветитель» фонда «Династия», у нас ещё не было литературы нон-фикшн. За те 5-6 лет, что существует премия, сам жанр русского нон-фикшн появился вместе с премией. И это стоит развивать».
Были ведь «Прогулки с Пушкиным», «Пушкинский дом».
И «Литературная матрица» могла бы войти в этот круг, если бы не одно обстоятельство. Книга создана, как уверят второй титульный лист, «При участии Филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета»! Участие университетских филологов с докторскими степенями придает книге некий университетский академизм, едва ли не статус рекомендованного учебника! Честное слово, для меня осталось мучительной загадкой, почему коллеги из Санкт-Петербургского университета взялись за это весьма сомнительное предприятие. И в чем, собственно, это участие проявилось.
Но объективно эта книга служит дискредитации русской литературы — нивелирует те ее свойства, о которых мы говорили. Лишает сакральности. Превращает в несерьезную игру. Дай-ка самовыразиться, поставить свое имя рядом с тем, что уже давно на скрижалях русской истории. Вероятно, экзерсизы, подобные «Литературной матрице», оказываются возможны потому, что литература действительно утратила свои важнейшие социально-психологические функции, среди которых формирование национального взгляда на мир, манеры чувствовать и думать оказывается первостепенной.
Конечно, чтобы «вычитать» это все, нужно научиться читать — тому и должны служить школьные уроки по литературе. Увы, они далеко не всегда достигают своих целей. Современный выпускник зачастую выносит из них мысль о неком абстрактном гуманизме, утверждаемом словесностью, а так же размышления о том, что «человеческая жизнь есть высшая ценность». Но если именно ради этой мысли созданы тома русской классики, то как понять тогда размышления Петруши Гринева под виселицей, когда Савельич просит его, сплюнув, «поцеловать злодею ручку»: «Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». Значит, для Петруши есть какие-то более значимые ценности, чем его жизнь: он готов не раздумывая повторить ответ великодушных товарищей своих самозванцу и расстаться с жизнью, как только что сделали капитан Миронов и другие их товарищи по обороне крепости, — но не расстаться с честью, которая важнее для героя… Оглядываясь на опыт ХХ века, многие писатели и в Советской России, и в эмиграции возложили на русскую литературу вину за исторические потрясения, выпавшие на нашу долю.
На западе эта точка зрения аргументировалась следующим образом: именно литературный образ русского человека, то разломанного и лишенного цельности, как Онегин или Печорин, то бездеятельно-созерцательного, как Обломов на своем диване, то необразованного и ленивого, как Митрофанушка, прячущийся за матушкиной юбкой, унизил нас в глазах Европы и представил легкой добычей перед Вермахтом, когда разрабатывался план «Барбаросса». Немцы рассчитывали встретить здесь сплошных Обломовых… Русская литература обманула их, внушив ложные представления о русском человеке, и этот обман слишком дорого стоил нам. Для писателей иного исторического опыта, для познавших репрессии и поднявших лагерную тему, именно гуманистический пафос русской литературы обнаружил полную несостоятельность. По мысли Варлама Шаламова, сама гуманистическая литература скомпрометирована, ибо действительность вовсе не оказалась соотносима с ее идеалами: «Крах ее гуманистических идей, историческое преступление, приведшее к сталинским лагерям, к печам Освенцима, доказали, что искусство и литература — нуль. При столкновении с реальной жизнью это — главный мотив, главный вопрос времени».
Этот же мотив недоверия классической литературе слышится и у А. Солженицына — от полемики с Достоевским, с его «Записками из мертвого дома», до полемики с Чеховым. Речь у Шаламова и Солженицына идет о наивном гуманизме, трактующем человека венцом Вселенной и самим смыслом ее существования. При столкновении с реальными противоречиями жизни, тем более с историческими катаклизмами, подобная позиция обнаруживает свою полную несостоятельность, а «та жалкая идеология «человек создан для счастья»», внушенная литературой, выбивается «первым ударом нарядчикова дрына» «Архипелаг ГУЛАГ». Думается, что и в том, и в другом случае речь идет о ложной и некорректной интерпретации глубинного идейного пафоса литературы ХIХ — ХХ веков.
В ней содержались не только идеи о счастье, для которого создан человек, но утверждалась, повторимся, мысль об ответственном отношении человека к миру. Об ответственности личности за собственную честь, которая воистину дороже счастья и жизни, и национальную судьбу, за которую и жизнь положить не жалко. И мы можем припомнить не только бездеятельных Обломова с Онегиным, но и героев совсем другого склада: Чацкого, Петрушу Гринева, Татьяну Ларину, князя Андрея, Николая Ростова, лесковских Левшу и атамана Платова… Целую галерею образов праведников, созданных этим писателем в одноименном цикле. Функцией литературы в условиях литературоцентризма русской культуры было формирование национально значимых образов культурных героев, с которыми и по сей день самоидентифицируется любой грамотный человек. Они «обживают» историю, делают ее понятной, близкой и «домашней», создают алгоритмы поведения в разнообразных жизненных ситуациях, формируют систему бытовых и онтологических ценностей.
Образы литературных героев, перешедших с книжных страниц в национальное сознательное и бессознательное, ставших национально значимыми архетипами, категориями национального сознания, которыми мыслил русский человек еще совсем недавно, сформированы литературой предшествующих столетий. Схожую роль играла литература советского периода, в том числе социалистического реализма, ориентируя человека, лишенного революцией важнейших бытийных, онтологических опор религиозных, культурных, социальных, правовых , в историческом пространстве советской эпохи, создавая мифологию нового мира, новых культурных героев Павел Корчагин, Алексей Турбин, Петр Первый, герой Алексея Толстого, Вихров и Грацианский, герои «Русского леса» Л. Леонова , объясняя бытийный смысл свершившихся исторических катаклизмов. Литература создавала образ советского космоса и укореняла там человека, открывая перед ним смысл его исторического бытия. Можно говорить о том, что этот космос оказался непрочным, исторические цели, поставленные перед поколениями ХХ века, недостижимы, но именно литература создала столь притягательный образ советского мира, что он стал национальной идеей огромной страны, мировой державы на протяжении нескольких десятилетий.
Образ мира, созданного советской литературой, формировал идеал жизни, приближение к которому обусловило исторические цели нескольких советских поколений. И хотя этот идеал так и не был достигнут, он обладает несомненной ценностью, и можно ли от него с пренебрежением отвернуться нынешнему поколению, которое не смогло выработать для себя и своих детей не то чтобы идеал, но хоть сколько-нибудь внятную историческую перспективу, которая не была бы связана с курсом иностранной валюты и ценой на нефть? Конечно, русской литературе ХХ века история неизбежно предъявит и свой счет. Слишком уж многие важнейшие аспекты национальной жизни оказались не запечатлены отечественными художниками слова — ни в метрополии, ни в эмиграции, ни в потаенной литературе. А стало быть, следуя русской традиции, остались хочется надеяться, до времени не осмыслены национально-историческим сознанием людей, живущих уже в начале ХХI века.
Не преломленные художественно, они будто не отражены в национальной памяти. Таковы Кронштадтское восстание гарнизона города и экипажей некоторых кораблей Балтийского флота против власти большевиков, восстание крестьянской армии атамана Антонова на Тамбовщине и его подавление Красной армией под командованием Тухачевского лишь два рассказа Солженицына 1990-х годов , голод на Юге России в начале 1930-х годов лишь рассказы Тендрякова , гонение на Церковь и уничтожение священства. Да и участие России в Первой мировой войне не нашла бы отражение в литературе, если бы не «Август Четырнадцатого» А. Так уж сложилось в последние две-три сотни лет, что всякий русский постигал исторические судьбы своей страны, обретал национальную принадлежность, впитывал культурные гены своей нации — из литературы. Через литературу приобщался к образу мыслей и ощущению бытия давно ушедших поколений, обретал с ними кровную и глубоко личную связь.
В этом и состояло то, что мы привычно называем литературоцентризмом русской культуры. И это качество мы утратили. Всего два десятилетия назад мы были свидетелями последней на сей момент вспышки воистину всеобщего интереса к литературе. То был конец 1980-х — начало 1990-х, когда тиражи «толстых» журналов взлетели на невероятную высоту, а публикация любого задержанного произведения, будь то «Собачье сердце» М.
Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души. Но понять и увидеть, как при помощи обычных слов открывает нам автор духовный мир человека, невозможно без специальных знаний и определенного читательского опыта. Неподготовленному читателю не откроет литература глубин, позволяющих понять чужие мысли и, может быть, пересмотреть свои.
Литературу изучать нужно. Нужно изучать литературу для того, чтобы научиться не просто читать книги, но понимать, анализировать, научиться видеть то, что желал своим произведением донести до читателя писатель. Узнавать над чем автор смеется, чем восхищается и чем гордится. Истинное чтение — это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Каждому человеку, на мой взгляд, необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость. Именно эти качества и помогают совершенствовать вдумчивое чтение литературных произведений.
Польза от чтения классической литературы
Проблема в том, что современный человек — это и очень молодые, и пожилые люди. И каждый из них, в соответствии со своим жизненным опытом, знаниями, представлениями, ценностями, воспитанием относится к литературе совершенно неодинаково. Отсюда и возникает вопрос, а как тогда классика может влиять на образ жизни современного человека? Итак, старшее поколение воспитано на дореволюционной классической литературе, то есть на Федоре Михайловиче Достоевском, Льве Николаевиче Толстом, Николае Ивановиче Тургеневе и др. Они учили, прежде всего, доброте, порядочности, чувству долга, любви, ответственности за свои поступки, преданности Родине. Взять к примеру, произведения "Война и мир", "Преступление и наказание", "Отцы и дети", "Мастер и Маргарита". На мой взгляд, все они являются вечными, постоянными учителями, найти замену которым в сегодняшнем мире трудно.
Один раз прочитав эти произведения, человек получает знания о добре и зле, о морали и нравственности, о том, как поступить в той или иной ситуации. А у кого можно научится мудрости, конечно, у философов. Бэкон, И. Кант, Р. Декарт, Т. Гоббс, Ф.
Вольтер - эти люди в своих трудах заставляют задуматься о вечных проблемах человеческого общества, например, о свободе, государстве, познании. Их высказывания имеют в себе глубинный смысл, который необходимо осознать и принять во внимание. Например, Ф.
Через героев и их истории мы можем узнать о различных аспектах человеческой природы, о том, как мы взаимодействуем с другими людьми, какие ценности и убеждения у нас есть.
Литература может помочь нам осознать и проанализировать свои чувства и мысли, а также найти ответы на вопросы, которые возникают в нашей жизни. Таким образом, познавательная функция художественной литературы позволяет нам расширить свои знания о мире, обогатить свой внутренний мир и лучше понять себя и других людей. Эстетическое восприятие Эстетическое восприятие — это способность человека воспринимать и оценивать красоту и гармонию в искусстве, в том числе в литературе. Когда мы читаем художественное произведение, мы не только получаем информацию о сюжете и персонажах, но и наслаждаемся красотой языка, образами и стилем автора.
Эстетическое восприятие в литературе связано с эмоциональным и эстетическим опытом, который мы получаем от чтения. Когда мы читаем красиво написанное произведение, оно может вызывать у нас различные эмоции — радость, грусть, восхищение, трепет и т. Мы можем сопереживать героям, переживать их радости и горести, а также переживать самих себя через их истории. Эстетическое восприятие также связано с оценкой стиля и языка произведения.
Красиво написанное произведение может использовать различные литературные приемы, такие как метафоры, аллегории, риторические фигуры и т. Мы можем наслаждаться их использованием и оценивать мастерство автора в создании ярких и запоминающихся образов. Эстетическое восприятие в литературе помогает нам расширить свой вкус и понимание искусства. Чем больше мы читаем и изучаем различные произведения, тем больше мы можем оценить и понять разнообразие стилей и жанров.
Это помогает нам развивать свою эстетическую чувствительность и наслаждаться красотой искусства во всех его проявлениях. Социальная функция Социальная функция художественной литературы заключается в ее способности отражать и анализировать социальные явления и проблемы общества. Литература может быть мощным инструментом для осознания и осмысления социальных реалий и вызовов, с которыми сталкиваются люди в своей повседневной жизни. Через художественные произведения мы можем увидеть различные социальные группы, их проблемы, конфликты и стремления.
Литература помогает нам понять различные социальные контексты и переживания людей, которые могут отличаться от наших собственных. Кроме того, литература может вызывать общественное обсуждение и привлекать внимание к важным социальным вопросам.
Наибольшее впечатление производят произведения литературы, которые читаются в спокойной обстановке, например на отдыхе или во время лёгкой болезни. Чтение даёт людям наиболее обширный и глубокий жизненный опыт, делает человека истинно интеллигентным, развивает в нём чувство красоты и понимания жизни.
Благодаря книгам читатель может оказаться в другой эпохе, среди другого народа, познать человеческую душу. Чтение способно сделать человека мудрым, если он будет вникать во все мелочи, потому что самое главное чаще всего кроется именно в незначительных подробностях. А такое чтение возможно только в том случае, если человек читает с удовольствием, а не потому, что просто надо прочесть произведение из школьной программы. Если по окончанию чтения, что-то остаётся непонятным, необходимо прочесть второй раз или даже третий.
У человека должны быть любимые книги, к которым он будет неоднократно обращаться на протяжении всей жизни и делиться полученными знаниями с окружающими людьми. Нужно читать неторопливо и с интересом, выбирая самостоятельно книги, не в зависимости от того, что модно или нужно для учебы. Телевизор вытесняет книги только потому, что отвлекает от забот и сам диктует, что смотреть. Лихачёв не запрещает в своём письме смотреть телевизор вовсе, он говорит о том, что необходимо самому выбирать, что смотреть, как и то, что читать.
Писатель просто напоминает о том, что чтение может также увлечь и отвлечь, как и телевидение. Существуют книги, без которых невозможно жить, они намного важнее и интереснее большинства передач. Классические произведения — это книги, прошедшие испытание временем, поэтому с ними личное время не потратиться даром точно. Но классика не может ответить на все вопросы нашего времени, поэтому надо читать и современную литературу тоже.
Главное — не бросаться на каждую модную книгу и избегать суетливости, именно суетливость заставляет без раздумий тратить самый драгоценный материал, которым обладает человек — время. Грибоедов «Горе от ума». Чтение оказало большое влияние как на главных героев комедии «Горе от ума», так и на второстепенных. Огромное значение имеет не сам факт занятия чтением, а то, что именно человек читает.
Софья была девушкой с бойким живым умом и идейными взглядами, а превратилась в одну из героинь своих любимых книг, мечтающую о тайном воздыхателе. Девушка получила типичное воспитание того времени, которое прививает любовь к моде и французским романам. В её детстве влияние Чацкого не давало уподобиться обыкновенным девицам, а после его отъезда всё стало на свои места. Именно французские романы повлияли на выбор возлюбленного Софьи, она вынесла с книжных страниц, что он должен быть тихим, смущённым, робко бросающим томные взгляды из-под густых ресниц.
Все эти качества героиня нашла в Молчалине, не заметив его истинной натуры. Чацкий увлекался трудами представителей Просвещения, поэтому проникся идеей изменить общество. Именно книги сделали его тем, кем видит читатель. Он почерпнул в них информацию, благодаря которой образовалось неприятие лицемерия, лжи и лести ради продвижения по карьерной лестнице.
Однако Чацкого нельзя назвать по-настоящему просвещённым человеком, потому как книги он читал только те, которые вызывали у него интерес. Если бы он углубился в чтение классических произведений, то не пытался бы всем что-либо доказать с юношеским пылом и открытым неприятиям всего современного общества в целом. Поэтому, нельзя не согласиться с мнением А. Пушкина, что в комедии есть только одно умное лицо и это сам А.
Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина с раннего детства очень любила читать. Книги занимали в её жизни особое место, девушке гораздо больше нравилось провести вечер наедине с увлекательным романом, чем на светских мероприятиях. Именно из романов Татьяна вынесла свой идеал мужчины, который нашла в Евгении Онегине.
Главная героиня любила читать, потому что находила в книгах те эмоции, которые мечтала испытать в жизни. Она переживала вместе с персонажами, старалась прочувствовать то же, что и они.
Речь у Шаламова и Солженицына идет о наивном гуманизме, трактующем человека венцом Вселенной и самим смыслом ее существования. При столкновении с реальными противоречиями жизни, тем более с историческими катаклизмами, подобная позиция обнаруживает свою полную несостоятельность, а «та жалкая идеология «человек создан для счастья»», внушенная литературой, выбивается «первым ударом нарядчикова дрына» «Архипелаг ГУЛАГ». Думается, что и в том, и в другом случае речь идет о ложной и некорректной интерпретации глубинного идейного пафоса литературы ХIХ — ХХ веков.
В ней содержались не только идеи о счастье, для которого создан человек, но утверждалась, повторимся, мысль об ответственном отношении человека к миру. Об ответственности личности за собственную честь, которая воистину дороже счастья и жизни, и национальную судьбу, за которую и жизнь положить не жалко. И мы можем припомнить не только бездеятельных Обломова с Онегиным, но и героев совсем другого склада: Чацкого, Петрушу Гринева, Татьяну Ларину, князя Андрея, Николая Ростова, лесковских Левшу и атамана Платова… Целую галерею образов праведников, созданных этим писателем в одноименном цикле. Функцией литературы в условиях литературоцентризма русской культуры было формирование национально значимых образов культурных героев, с которыми и по сей день самоидентифицируется любой грамотный человек. Они «обживают» историю, делают ее понятной, близкой и «домашней», создают алгоритмы поведения в разнообразных жизненных ситуациях, формируют систему бытовых и онтологических ценностей.
Образы литературных героев, перешедших с книжных страниц в национальное сознательное и бессознательное, ставших национально значимыми архетипами, категориями национального сознания, которыми мыслил русский человек еще совсем недавно, сформированы литературой предшествующих столетий. Схожую роль играла литература советского периода, в том числе социалистического реализма, ориентируя человека, лишенного революцией важнейших бытийных, онтологических опор религиозных, культурных, социальных, правовых , в историческом пространстве советской эпохи, создавая мифологию нового мира, новых культурных героев Павел Корчагин, Алексей Турбин, Петр Первый, герой Алексея Толстого, Вихров и Грацианский, герои «Русского леса» Л. Леонова , объясняя бытийный смысл свершившихся исторических катаклизмов. Литература создавала образ советского космоса и укореняла там человека, открывая перед ним смысл его исторического бытия. Можно говорить о том, что этот космос оказался непрочным, исторические цели, поставленные перед поколениями ХХ века, недостижимы, но именно литература создала столь притягательный образ советского мира, что он стал национальной идеей огромной страны, мировой державы на протяжении нескольких десятилетий.
Образ мира, созданного советской литературой, формировал идеал жизни, приближение к которому обусловило исторические цели нескольких советских поколений. И хотя этот идеал так и не был достигнут, он обладает несомненной ценностью, и можно ли от него с пренебрежением отвернуться нынешнему поколению, которое не смогло выработать для себя и своих детей не то чтобы идеал, но хоть сколько-нибудь внятную историческую перспективу, которая не была бы связана с курсом иностранной валюты и ценой на нефть? Конечно, русской литературе ХХ века история неизбежно предъявит и свой счет. Слишком уж многие важнейшие аспекты национальной жизни оказались не запечатлены отечественными художниками слова — ни в метрополии, ни в эмиграции, ни в потаенной литературе. А стало быть, следуя русской традиции, остались хочется надеяться, до времени не осмыслены национально-историческим сознанием людей, живущих уже в начале ХХI века.
Не преломленные художественно, они будто не отражены в национальной памяти. Таковы Кронштадтское восстание гарнизона города и экипажей некоторых кораблей Балтийского флота против власти большевиков, восстание крестьянской армии атамана Антонова на Тамбовщине и его подавление Красной армией под командованием Тухачевского лишь два рассказа Солженицына 1990-х годов , голод на Юге России в начале 1930-х годов лишь рассказы Тендрякова , гонение на Церковь и уничтожение священства. Да и участие России в Первой мировой войне не нашла бы отражение в литературе, если бы не «Август Четырнадцатого» А. Так уж сложилось в последние две-три сотни лет, что всякий русский постигал исторические судьбы своей страны, обретал национальную принадлежность, впитывал культурные гены своей нации — из литературы. Через литературу приобщался к образу мыслей и ощущению бытия давно ушедших поколений, обретал с ними кровную и глубоко личную связь.
В этом и состояло то, что мы привычно называем литературоцентризмом русской культуры. И это качество мы утратили. Всего два десятилетия назад мы были свидетелями последней на сей момент вспышки воистину всеобщего интереса к литературе. То был конец 1980-х — начало 1990-х, когда тиражи «толстых» журналов взлетели на невероятную высоту, а публикация любого задержанного произведения, будь то «Собачье сердце» М. Булгакова или же «Новое назначение» А.
Бека вызывало всеобщий и самый искренний интерес. Литература восстанавливала народную историческую память, будто вклеивала вырванные и растерзанные страницы в книгу национального исторического бытия. Тогда и представить было невозможно, что миллионные тиражи года через два упадут так, что не будут набирать и тысячи… Литература на глазах современного поколения перестает быть сферой национального самосознания, национальной саморефлексии. Сейчас литература утратила важнейшую свою функцию — ориентировать человека в историческом пространстве, определять его бытийные ориентиры. Она превратилась в форму занимательного и необязательного досуга, чтение перестало быть престижным занятием.
В результате книжный рынок заполнился продуктами совершенно иного рода, предлагающие в качестве культурных героев современности Дашу Васильеву, доморощенного детектива из сериала Донцовой, или же Фандорина из псевдоисторического романного проекта Акунина. В результате утраты литературой присущего ей на протяжении трех последних столетий высокого статуса в русской культуре, традиционно литературоцентричной, возник ощутимый вакуум, заполнить который пока нечем. Можно ли связывать подобную ситуацию бытийного вакуума с утратой культурного литератуцроцентризма? Думается, что да. Утрата литературой своего традиционного статуса и потеря прежних функций не могла оказаться безболезненной.
И здесь мы с неизбежностью говорим о роли государства в поддержании или же в полном небрежении художественного слова и его воздействия на современника. Оглянемся на времена советские. Прошло время бранить соцреализм, советскую власть, искоренение инакомыслия в литературе. Негативные воздействия на словесность того процесса, который в современном литературоведении получил название «огосударствление» литературы, хорошо известны. Его жертвой пали и отдельные писатели, и целые литературные направления новокрестьянская литература, представленная именами С.
Есенина, П. Васильева, С. Клюева, А. Хармса, К. Вагинова, А.
Но не только лишь к уничтожению писателей и литературных направлений сводилось внимание государства к литературе. Первый съезд советских писателей 1934 ознаменовал принципиально новый характер отношений литературы и власти, когда словесность становится государственным делом, а писательский труд — востребованным и общественно значимым.
Зачем нужна литература
Зачем нужна классическая литература? Этот вопрос волнует многих людей, которые не понимают, зачем читать произведения, написанные еще несколько веков назад. Зачем нужна литература в жизни. Проза (Школьная литература). Название произведения: Примеры сочинений-рассуждений: зачем нужно читать классическую литературу. Автор: Сочинения для школьников. Современный литературный сайт для поэтов, писателей, исполнителей музыки и песен.
Зачем читать художественную литературу: 5 очень субъективных причин
Развиваем свою фантазию и креативное мышление. Путешествуя за чтением по мирам произведения, мы, вольно не вольно, представляем в своей голове то, о чем говорится в книге. Эта практика хорошо развивает нашу фантазию. Отвлекаемся от рутины. Читая классическое произведение, мы отвлекаемся от нашей рутины, бытовых проблем и погружаемся совсем в другой мир. После чтения мы по-другому смотрим на свою жизнь и происходящие в ней события, учимся ценить то, что имеем и смотрим на все под другим углом.
Это лишь небольшая часть пользы, которую дает нам чтение классической литературы. На самом деле её влияние намного шире и глубже.
Вы можете сами решить, увлекает вас сюжет или нет, отложить скучную книгу и перейти к следующей и в конце концов определить, что же интересует именно вас: Развитие сюжета? Хорошо прописанные герои? Или что-то еще? Когда скорость чтения и темп освоения новых книг отходят на второе место, сам процесс начинает играть новыми красками. Чтение помогает ловить поток В состояние потока человек входит, когда погружается в то, что делает. Чтение — один из видов активности, который наиболее часто называют источником потока в одноименной книге Михая Чиксентмихайи. Оно сужает ваш фокус внимания до происходящего на страницах книги, параллельно с этим внимание человека направляется и внутрь себя, мы анализируем собственные мысли и ощущения, сопереживание, несогласие с героем и так далее.
Художественная литература развивает образное мышление Конечно, мыслить образно поможет и нон-фикшн , описывающий путь к успеху, однако более сложные процессы например, функционирование нервных клеток все-таки нуждаются в сопровождающих схемах. Художественные средства выразительности помогают нам составить образ предмета или объекта из знакомых нам черт. Развитое образное мышление впоследствии поможет вам понятными словами описывать даже работу нейромедиаторов или двигателей внутреннего сгорания.
Екатерина Петрова.
В связи с этим вопрос о значении литературы становится особенно актуальным. Известные писатели, критики и филологи со всего мира собрались в Китае, чтобы обсудить пути развития современной литературы и ответить на острые вопросы гуманитарной науки: «Зачем нужна литература? Каковы критерии оценки произведений писателей нового поколения? Чего ждут читатели от книг? Медиа индустрия XXI века постоянно транслирует философию потребительства, которая изменила мировоззрение людей и существенно повлияла на межличностные отношения. Друзей, даже любящих друг друга людей объединяют общие коммерческие интересы, именно поэтому наши современники чувствуют себя одинокими.
Зачем читать книги современных писателей?
Начать, конечно же, нужно с плюсов, которые литература и близкое знакомство с ней приносят подрастающему поколению. Один из ответов на вопрос «Зачем нужно читать книги?» — получение знаний, повышение профессионализма. причины почему люди не читают, преимущества чтения, удобное время когда лучше читать книги. Есть определенные причины, чтобы читать художественную литературу и таким образом стать лучше. Современная литература. Почему нужно изучать литературу. Так, литература пережила крах империи, это и заложило основной канон литературного произведения, созданного стать классикой – они способны остаться, выжить, даже если рухнула империя, сменились столетия.
Значение литературы в жизни человека
Читатели учатся анализировать и оценивать тексты, вырабатывая собственные взгляды и мнения. Это лишь несколько примеров пользы, которую приносят литературные произведения. Они оказывают значительное влияние на развитие личности и интеллектуальное развитие каждого читателя.
Благодаря этому он хорошо ориентируется в разных областях знаний. Интеллект можно определить как умение применить на практике весь этот багаж. Подходящей аналогией для этих двух понятий будет знание физического закона и его правильное использование. При этом понятно, что интеллект невозможно развить без хорошей начитанности.
Развиваем культуру речи В отличии от массовой литературы со скудной лексикой и простотой стилистических конструкций, классика отличается богатым словарным запасом, а выдержки из этих произведений используются при обучении русскому языку. Чтение классиков способствует подсознательному усваиванию языковых норм, в том числе правил орфографии и пунктуации. Источник: rl0. Первый предназначен для бытового повседневного общения, а второй используется в особых случаях хорошим примером начитанности в этом случае будет умение разгадывать кроссворды, но знание отдельных малоиспользуемых слов может пригодиться и во множестве других случаев — например, при написании статей и пр. Красота и изящество языка классических произведений привело и к тому, что многие книги в буквальном смысле расхватывают на цитаты и широко используются их в массовой коммуникации. К примеру, пассажи из «Горя от ума» Александра Грибоедова: «Счастливые часов не наблюдают», «Подписано, так с плеч долой», «Злые языки страшнее пистолета» Басни Крылова тоже представляют собой источник для нескончаемого цитирования: «А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь», «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник», «Хоть видит око, да зуб неймет», «Кукушка хвалит петуха За то, что хвалит он кукушку» Нередко эти пассажи можно встретить не только в публикациях, но и в повседневной речи, причем не всегда произносящий осознает их происхождение. Знакомство со сторонними удачными выражениями не может не способствовать созданию собственных афоризмов либо других стилистических конструкций.
Сначала они будут не очень красивыми, но если долго экспериментировать, то станут более совершенными. Эффективное решение проблем Источник: static. Лишнее тому подтверждение — слова Сократа в V веке до н. Читая это в III тысячелетии, снова и снова убеждаешься, что с тех далеких пор в жизни мало что изменилось.
Малыша долго лечили, но отклонения всё же остались: он практически не плакал, но даже не пытался садиться или ползать.
Врачи уготовили ребёнку амёбную жизнь, к счастью они ошиблись. Ким с детства внимательно реагировал на голос родного отца, а уже в полтора года научился читать. Мальчик запомнил все буквы после того как ему показали их всего один раз. В три года чтение стало уже совершенно обыкновенным занятием для Кима. Вначале он смотрел значение незнакомых слов в толковом словаре, а спустя год их уже совсем не осталось.
Однако в физическом плане у мальчика были большие проблемы со здоровьем: он начал ходить только в 4 года, а мелкая моторика так и не развилась до конца жизни. Застегнуть пуговицы или завязать шнурки было непосильной задачей для Кима. Из-за сложившихся обстоятельств, для мальчика не существовало другого досуга, кроме чтения книг и просмотра телевизора. В семилетнем возрасте он уже знал наизусть всю Библию и ещё около ста книг близко к тексту. В обычную школу Кима не взяли, предложив взамен отдать его в школу для умственно отсталых детей.
Отец мальчика принял решение обучать сына на дому, да и сама учёба не требовалась, нужно было просто давать ребенку задания, которые с готовностью выполнялись. В четырнадцать лет Ким прошёл полностью курс средней школы, но его отцу не удалось добиться у правительства аттестата, потому как врачи ставили мальчику диагноз аутизма. По их мнению, у аутистов часто проявлялись исключительные способности, но жить без чьей-то помощи такие дети не могли. Домашнее существование Кима проходило за чтением книг, причём на самую объёмную из них у него уходило всего несколько минут. Причиной этого была особая методика чтения: левую страницу он читал левым глазом, а правую — правым.
Всё это происходило одновременно. Ким мог одинаково читать как в обычном виде, так и в перевёрнутом. К двадцати годам юный гений прочитал более 10000 книг и мог каждую из них цитировать наизусть. Когда изучением мозга мальчика занялись учёные НАСА, они установили, что причиной многократного увеличения памяти стало редкое генетическое заболевание, связанное с мутацией Х-хромосомы. Обратной стороной этого заболевания был низкий мышечный тонус и отёк головного мозга.
Сценарист Барри Морроу был почётным гостем на конференции Ассоциации умственно отсталых граждан, где продемонстрировал свои способности Ким. Морроу был настолько поражён, что создал сценарий фильма «Человек дождя», который завоевал четыре «Оскара» и множество других премий. После премьеры фильма на Кима обрушилась мировая слава, его стали приглашать на телевидение, а газеты издавали о нём статьи. Люди на улицах стали просить автограф, они безумно хотели познакомиться с настоящим человеком дождя. С возрастом способности Кима не угасали, а только прогрессировали.
С 50 лет он начал играть на рояле без нот, воспроизводя музыку по памяти. Мировой гений покинул этот мир в 58 лет, что является совсем не малым сроком для человека с его состоянием здоровья. Народная мудрость «Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость». В данной пословице говорится о том, что хорошую книгу читать всегда интересно, такое чтение приносит одно удовольствие. Наши мудрые предки призывали свой народ дорожить книгами, потому что они делают людей мудрее и опытнее.
Наши предки говорили о том, что нельзя бросать дело неоконченным. Недочитанная книга, это словно путь не пройденный до конца. Наши мудрые предки знали, что в книгах содержится много знаний, поэтому тот, кто много читает — много и знает. Смысл данной пословицы заключается в том, что чтение — это увлекательное и интересное занятие. Поэтому тот, кто любит читать — скучать никогда не будет.
Как ты можешь применить эту информацию к жизни? Имеет ли она отношение к реальному миру? Ты можешь воспринимать ее объективно или трактуешь ее тенденциозно в силу своей личной точки зрения? Что эта информация для тебя значит? Документальная литература дает нам голые факты и наращивает нашу эрудицию, в то время как художественная литература открывает наш разум для творчества, увеличивает наш словарный запас, влияет на наши эмоции и усиливает когнитивные способности. Есть определенные причины, чтобы читать художественную литературу и таким образом стать лучше. Развитие творческих способностей Человеческая способность творить поддерживается за счет новых идей, точек зрения и мнений. Художественная литература показывает нам мир с новой точки зрения, заставляет взглянуть на всё через новую призму. Наш ум открывается навстречу авторской точке зрения, мы пытаемся предугадать сюжет и предположить, как он стал бы развиваться при других обстоятельствах или же в реальном мире, живущем по известным нам законам.
Художественная литература помогает нам открывать новые идеи. Будучи взрослыми людьми, мы можем пользоваться свой фантазией, как дети, если не бросим читать. Чтение — это нечто вроде диалога читателя и автора. Когда ты читаешь книгу, ты выступаешь в роли соавтора, соединяя фантазию с текстом и интерпретируя слова. Так ты можешь смотреть свое собственное кино, которое никто кроме тебя не видит, на самом огромном в мире экране с невообразимыми спецэффектами и максимальной детализацией — если ты этого захочешь. Читая, ты видишь перед собой образы, которые больше никто и никогда не видел — даже во время чтения той же самой книги.
Зачем нужно читать книги?
Зачем нужна русская литература? Одной из доминант современного общественного сознания становится ощущение некой идейной пустоты. Зачем нужна современная литература? Последние двадцать лет ознаменованы стремительным развитием науки и информационных технологий. Зачем нужны современные писатели, если у нас уже есть Достоевский и Толстой? причины почему люди не читают, преимущества чтения, удобное время когда лучше читать книги. Наибольшее впечатление производят произведения литературы, которые читаются в спокойной обстановке, например на отдыхе или во время лёгкой болезни.
Какая литература нужна современности, и какая всегда будет современной
Зачем нужна современная литература? Последние двадцать лет ознаменованы стремительным развитием науки и информационных технологий. нужно анализировать прочтенные произведения, давать ребенку сравнить себя с литературными персонажами, рассуждать, зачем они так поступили. Может быть, нужно вообще исключить литературу из школьного курса?
Зачем нужно читать классику
Чтобы постичь гениальность писатели, нужно быть зрелой личностью. Кстати, у Достоевского есть произведение «Подросток», вот оно бы куда лучше подошло для изучения школьниками, а «Преступление и наказание» - роман для взрослого человека с широким кругозором. И, безусловно, Достоевский, как гений слова заслуживает медленного и вдумчивого чтения. Ведь каждое его предложение настоящее произведение искусства, он использует эпитеты, благодаря которым каждый его персонаж раскрывается, звучит и становится невероятно гармоничным. Во время изучения «Евгения Онегина» Александра Сергеевича, а происходит это в 9 классе, учитель, как правило, вскользь объясняет о нравах 19 века, тогда как понять всю красоту и ценность произведения можно лишь имея хотя бы шапочные представления о том, что из себя представляла дворянская культура 19 века. Разбираться в тонкостях гендерных отношений тех времен, дуэльном кодексе. Когда сюжет знаком до боли, в игру вступает красота слова. В 14-15 лет, а именно столько лет основным читателям «Евгения Онегина» знать это невозможно. В школьной программе это произведение скорее используется именно для знакомства с бытом и устоями дворянского сообщества 19 века, потому истолковать верно «роман» Онегина и Татьяны школьники вряд ли могут.
Имея достаточно багаж знаний в области культуры и истории, да и в личной жизни, крайне приятно перечитать «Евгения Онегина» и открыть заново для себя мысли автора, который был весьма и весьма тонким знатоком женской души. Совершенно иную окраску приобретают отступления Пушкина о своих коллегах по цеху. И тут дело не только в огромном объеме, а скорее в сложном сюжете, где переплетаются несколько линий. Постоянно удерживать в голове все имена, обстоятельства и факты крайне сложно. К тому же, десятиклассникам крайне сложно окунуться в столичную жизнь накануне нападения Наполеона, хотя бы из-за недостаточно знания истории. Зарубежная экранизация романа не обошлась без ляпов, но достойна внимания. Да, произведение может показаться интересным и детям, но для взрослых, которые не будут пытаться понять, что происходит по сюжетной линии в конце концов, им не писать потом сочинение и не отвечать на каверзные вопросы учителя будет особенно захватывающим и даже описания дуба не будут раздражать как раньше. Произведение гораздо проще и, безусловно, интереснее взрослым людям.
Особенно, что касается душевных переживаний героев, трагичности их судеб, которая тесно переплетается с историей страны. Было бы справедливым взглянуть на произведение Тургенева «Отцы и дети» с другой стороны — с «отцовской». Ведь читая его в 10 классе, волей неволей оказываешься в лагере «детей», будучи взрослым, можно сосредоточиться уже на самом факте конфликта и глубже понять суть проблемы и глубину романа. Оно точно того стоит. Произведение Платонова весьма неоднозначное и сложное для подростков. Произведение Платонова «Котлован» то и дело пытаются вычеркнуть из школьной программы, поскольку оно слишком неоднозначное и сложное, особенно для подросткового восприятия. Эта слишком философская и социальная притча с сатирическим уклоном, требует не просто исторической, но и политической подкованности. И даже некоторого бесстрашия.
Маленькая девочка спит в гробу. Что видят в этой детали школьники? Нечто пугающее, они зацикливаются на таких деталях и не могут сконцентрироваться на метафоричности повествования. К тому же автор, использовал весьма неординарный способ изложения, лексическая не сочетаемость слов бросается в глаза даже неискушенному читателю, заставляя его все время быть в напряжении. Лермонтов не писал сложным языком и не привязывал свои произведения к историческим событиям, потому «Герой нашего времени» вполне подходит для изучения в 9 классе. Но если подростки больше увлечены любовными переживаниями героя, то взрослый человек увидит всю драматургию, сложности межличностных отношений и всю гамму переживаний. Прежде чем окунуться в лирику Бунина, интересно будет прочесть о его бурной личной жизни. Рассказы Бунина в школе представляются как исключительно романтические, они даже идут с пояснением «о любви».
Однако если в пубертате рассказы на самом деле воспринимаются исключительно романтично-лиричными, то взрослому человеку раскроется вся гамма переживаний героев, их межличностных отношений и эмоций. Если подростки весьма скептически относятся к Обломову Гончарова, то взрослый человек, порядком уставший от жизненных неурядиц и проблем, вполне проникнется жизненной философией главного героя произведения.
И продолжалось так довольно долго. Золотой век Василий Жуковский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и другие великие русские поэты, с которых начался золотой век русской литературы были дворянами — людьми образованными, имеющими жизненный опыт, сумевшие художественно переосмыслить мир вокруг. Для кого они писали? Для таких же как они — знати и императоров.
Они много говорили о нелегкой доле простого крестьянина, наслаждались русской природой, но тот самый простой крестьянин не знал ни Пушкина, ни Лермонтова — да и не до того им было. Литературные шедевры Толстого и Достоевского, рассуждения об отмене крепостного права, о выборе «пути» для России, описания крестьянской жизни у Некрасова — все это было только для «своих», для абсолютного меньшинства. Серебряный век Прошло сто лет, и русская литература снова расцвела — начался Серебряный век. Однако суть осталась той же: лишь единицы могут позволить себе играть и экспериментировать с формой стихотворения, описывать любовные переживания или путешествия за границу. Они писали друг для друга, потому что могли себе позволить — им обеспечивали жизнь те, кто не смог бы оценить художественные таланты. О великих авторах русской литературы, символах нашей культуры и истории, русский народ узнал только после того, как научился читать.
В 30-е годы прошлого века люди учились читать по текстам Пушкина, Лермонтова, Чехова. Что происходит с литературой сегодня Петербургский писатель Сергей Арно в комментарии для «Слово и Дело» отметил, что «бронзовый век» в нашей литературе уже случился — это расцвет поэзии в начале Перестройки. Но вспомнит ли современный человек хотя бы одного автора той эпохи?
В качестве первого примера можно привести многие драмы А. Так, в широко известных «Грозе», «Бесприданнице», так же, как и в сказке драматурга «Снегурочка», представлены архетипические модели поведения; эти произведения играют роль «учебников жизни» - так же, как большинство произведений древнерусской литературы - тем, что подспудно, самим развитием сюжета, дают нам важную информацию о социуме и возможном воплощении судьбы в нём. Не случайно драма «Гроза» в различные моменты общественного развития прочитывается читателями с выводами, сделанными «с точностью до наоборот». Примером же, где информационная задача ставилась писателем меньше всего, может послужить повесть А. Чехова «Дама с собачкой». Информационная составляющая сюжета сводится здесь всего лишь к банальному сообщению о курортном романе.
Очевидно, главную нагрузку здесь несут две другие функции — а именно ценностная и человекотворческая, иначе никакие поколения не стали бы перечитывать как поэму о любви такой незатейливый житейский сюжет — перечитывать вновь и вновь. Коммуникативная функция литературы способствует духовному росту личности, самосовершенствованию человека, адаптации человека в социуме. Наиболее заметно выполняют коммуникативную функцию произведения, прямо ориентированные на живую и яркую реакцию читателя: произведения публицистического жанра, сатирические произведения. Сразу вспомнятся «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова, рассказы М. Часто яркую коммуникативную роль играют и автобиографические произведения, например, «Былое и думы» А. Но бывает и так, что произведение заведомо не ориентировано на коммуникативные реакции читателя и ведет себя как «вещь в себе», тем не менее имея и свое место в литературе, и свой круг читателей. Пожалуй, в качестве примера можно привести «Поэму без героя» А.
Ахматовой, где поэтесса сама не стремится к тому, чтобы произведение было верно понято и легко воспринято каждым читателем. Опять-таки, несоблюдение одной или даже нескольких функций не лишает истинные произведения литературы присущей им ценности: так, наш современник Михаил Веллер призывал в данном случае не искать в золоте жемчужного блеска, а в жемчуге — вкраплений золота; в каждом свои достоинства и своя природа их соотношений. Поскольку творчество связано с энергией, с избытком душевных и духовных сил человека, важно заметить, что литература, как один из видов искусства, обладает яркой рекреативной, восстановительной функцией.
Сын главного героя не может общаться с отцом, его раздражают бесконечные выдумки, ему кажется, что отец никогда не любил его и всю жизнь посвятил вранью и приукрашиванию собственной биографии.
Но вот отец умирает. И оказывается, что не все было неправдой, что жизнь усопшего была замечательной. Полной приключений и прекрасных поступков. Это прекрасное кино, но речь сейчас не о нем.
Я хочу разобрать метафору, которую использует режиссер.
10 причин, почему вам стоит читать художественную литературу
Наибольшее впечатление производят произведения литературы, которые читаются в спокойной обстановке, например на отдыхе или во время лёгкой болезни. Литература нужна в XXI веке, потому что она помогает человеку развиваться, расширять свой кругозор, лучше понимать себя и окружающих. Литература нужна в XXI веке, потому что она помогает человеку развиваться, расширять свой кругозор, лучше понимать себя и окружающих. В 2013 году блог TestYourVocab опубликовал статистику: регулярное чтение художественной литературы увеличивает словарный запас на 30 процентов и выше. Так, литература пережила крах империи, это и заложило основной канон литературного произведения, созданного стать классикой – они способны остаться, выжить, даже если рухнула империя, сменились столетия. — Литература нужна человеку для того, чтобы оригинально мыслить.