Поднял ли Богдан Хмельницкий восстание из-за любви? Открыть в себе талант военачальника Богдана Хмельницкого сподвигла не только любовь, но и месть. "Богдан Хмельницкий возглавляет казацкое восстание против польского владычества; 100 000 евреев убиты, сотни еврейских общин уничтожены". "Переяславскую раду", на которой перед лицом посольства Москвы принёс присягу на верность царю Алексею Михайловичу и подписал соглашение.
Почему в XVII веке в Белоруссии исчезли все казаки
§ 20. Присоединение Украины к России - Уроки истории 2.1 | Так или иначе, а время положение лишь усугубляло, и украинцы в Польше начали регулярно поднимать восстания, пока в 1648 году не началась серьезная освободительная война, продлившаяся до 1654 года. |
Включение Левобережной Украины в состав России. Освободительная война Б. Хмельницкого 1648-1654 гг | Шаблон:Восстание Хмельницкого Освободительная война украинского народа — вооружённое казацко-крестьянское восстание на землях Надднепрянщины Речи Посполитой и последующая народная национально-освободительная война православного населения против власти Речи. |
Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого. | В качестве даты окончания восcтания советская историография указывала 1654 год — год заключения Переяславского договора, в современной научной и учебной литературе окончание восстания чаще всего связывают со смертью Богдана Хмельницкого в 1657 году. |
Казацко-крестьянская война под руководством Богдана Хмельницкого. Русско-польская война (1654-1667)
В статье рассматриваются политические причины восстания Богдана Хмельницкого в оценке шляхты Речи Посполитой. Первоначальные успехи казаков под предводительством Хмельницкого в сражениях на Желтой Воде и в Корсуни вызвали большой энтузиазм у украинскх крестьян — они стали видеть в Богдане Хмельницком своего спасителя и вождя. 4. Составьте таблицу «Восстание Богдана Хмельницкого (1648–1654)».
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад | Москва | ФедералПресс
- Богдан Хмельницкий и восстание Хмельницкого
- «Русь будет господствовать»
- Кто и зачем плодит химеры
- Восстание Хмельницкого
Переяславская рада в кривом зеркале национализма —«Украинство...» Глава XXI
Хмельницкий начал искать суда и управы на эти бесчинства, но не нашёл, польские судьи не нашли для этого оснований. А затем Богдан Хмельницкий, как подстрекатель, был брошен в тюрьму. Его освободили друзья. После освобождения Богдан Хмельницкий отправился на Низ острова ниже Запорожской Сечи, которые были тогда под контролем Польши. Там он быстро собрал отряд охотников свести счёты с поляками.
Саксонцу вообще было не до казаков — он готовился к войне со шведами в союзе с русским царём и датским королём. Ему совсем не нужны были польские волнения. А казаков он серьёзной силой не считал, поэтому подтвердил универсал Сейма о роспуске казачьих полков и закрепощении крестьян Киевщины и Брацлавщины. От немедленного решения "казацкого вопроса" правобережных полковников тогда спасло только начало Северной войны. Августу II вновь потребовались опытные солдаты, и Палий послал ему отряды конницы и пехоты. Тем не менее, осенью 1700 года в поход на Фастов отправилось 4-тысячное польское войско польного коронного гетмана Иеронима Любомирского. Казаки и крестьяне укрепили город и подготовились к осаде. Не ожидавшие такого активного отпора поляки пожгли посад и отступили. Как же быть с тем, что, согласно мнению целого ряда украинских историков, украинской государственности пошла не первая тысяча лет? Нестыковка какая-то. Стоит разобраться Зимой 1702 года казаки собрались в Фастове на раду, в которой традиционно участвовали представители всех сословий православного общества. Было решено поднять антипольское восстание с целью освобождения Правобережной Украины и последующего объединения с Левобережьем. К сожалению, казаки не учитывали, что на 1702 год Россия, которая потерпела под Нарвой от шведов разгромное поражение, не могла отказаться от союзничества саксонского курфюрста. Пока Август II очень удачно отвлекал на себя шведские войска Карла XII, Пётр I восстанавливал свою армию, артиллерийский парк и потихоньку "отжимал" у скандинавов построенные ими в устье Невы крепости. Ссориться с поляками и саксонцами из-за нескольких казацких полков русскому царю в тот момент было совсем не с руки. Восстание Восстание полыхнуло в первой половине 1702 года и быстро охватило территорию от Припяти до Днестра. Горели панские имения и фольварки, восставшие резали поляков, евреев и униатов. Главным центров антипольского сопротивления стал Фастов, а его главой — Палий, по имени которого восстание стали называть "Палиивщиной". Палия поддержал и Самусь. Восемь дней спустя казаки пошли на приступ, но поляки его отбили. Тогда казаки частью сил обложили город, а часть Самусь повёл на север Киевщины на соединение с полковником Абазиным, который незадолго до того освободил от присутствия ляхов Брацлав и двинулся к Виннице. Они как-то по-особому праздничны и иногда кажутся гостями, надолго оставшимися в Первопрестольной. В них видна рука одного очень оригинального мастера, прибывшего в Москву из Киева Собранное Феликсом Потоцким польское ополчение Киевского воеводства — посполитое рушение — заперлось в Бердичеве. Казаки взяли этот городок штурмом и устроили в нём резню поляков и евреев. Потоцкий спасся чудом. Тем временем остальные отряды восставших стремительно освободили Винницу, Бар, Калуш, Могилёв-Подольский, другие города и местечки. В Приднестровье 3. Сполохи восстания, зажженного Палием, достигали Волыни и Галичины. Затем последовал черёд Корсуня, Богуслава, Умани и Немирова. В руки казаков попали 40 пушек, тысячи ядер, бочки с порохом и селитрой, а также множество других вооружений и припасов. В конце ноября правобережные казаки отправили гетману Левобережья Ивану Мазепе грамоту с просьбой принять Белую Церковь под руку царя. Однако успевшие сами стать феодалами Мазепа и левобережная старшина к антифеодальному восстанию правобережной черни относились крайне отрицательно — католическая шляхта была для них ближе, чем свои единоверцы "подлого" происхождения. Мазепа восставшим помочь отказался и написал Петру I письмо, в котором советовал Правобережные полки в состав России не принимать. Одна из легенд, связанная с рождением этого знаменитого поляка, повествует, что в тот день у Олесского замка на территории Русского воеводства в Галиции разразилась сильная гроза. Якобы столешница мраморного стола, с которой только что сняли новорожденного, раскололась надвое, точно от удара молнии Царь его советам внял и написал Палию и Самусю письмо, в котором предлагал вернуть полякам отобранные у них городки и местечки и присоединяться к войне против шведов. На это Палий в ответном письме сообщил, что если он оставит Фастов без защиты, поляки его захватят, а всё православное население перебьют. Казаки понимали, что без поддержки извне они обречены на поражение, но сложить оружие отказывались. Вскоре последовал неизбежный трагичный финал.
В этом вопросе гетман рассчитывал на союз с крымским ханом. В результате переговоров Ислам Гирей направил казакам в помощь несколько тысяч татарских всадников. Навстречу крымско-казацкому войску двинулся сын Николая Потоцкого — Стефан со своим отрядом. Армия Стефана Потоцкого проходила вглубь степи и не встречала сопротивление.
Когда жизнь выходит из берегов традиционных норм и уступает место качественно новым принципам. Следствием таких всплесков нередко становится изменение исторических эпох. Для Украины переломной эпохой стала Национально-освободительная война 1648-1657 годов под предводительством Богдана Хмельницкого.
Восстание Богдана Хмельницкого. Причины, итоги, участники, суть, события, таблица.
Такой выбор позволил в будущем собрать воедино Северо-Западную и Северо-Восточную Русь и объединить страну под властью московских князей. Почтовая марка Украины Конник Даниила Галицкого. Даниил сблизился с Ватиканом. В описании событий последующего XVII века украинские «историки» постоянно используют термины «Украина» и «украинцы». Никак не разъясняя эти термины, они тем самым навязывают мысль о существовании в прошлом некоего украинского государства, населенного украинцами в современном смысле этого слова. С помощью такой уловки апологеты «незалежности» пытаются приписать украинской нации и государственности три лишних века существования. Это сугубо географическое название носила восточная окраина Речи Посполитой, условно ограниченная реками Днепр, Сейм и Ворскла. На правом берегу Днепра к «Украине» относились земли древнего Киевского княжества и прилегавшие с юга территории в районе городов Брацлав и Звенигород. Западнее начинались Волынь и Подолия. На юге «Украина» граничила с Диким полем — пустынной местностью, за которой лежало Крымское ханство. Так, одно из первых письменных упоминаний «украинцев» появляется в рапорте коронного гетмана Станислава Жолкевского королю Сигизмунду III от 20 июня 1596 года.
В нем военачальник описывает жестокость польской армии, выказанную во время подавления казацкого восстания под предводительством Северина Наливайко: «Жолнеры, а особенно венгерская пехота и украинцы, будучи разъяренными на казаков, не только отняли у них свое имущество, но и их собственное, и убили несколько десятков человек; сдержать этих разъяренных нельзя было никаким способом, хотя я с панами ротмистрами и пытался сделать это всеми силами». Положение предков современных украинцев, то есть малороссийского населения восточной окраины Речи Посполитой, было незавидным. Польские шляхтичи имели неограниченную власть над своими крепостными. Они относились к ним как к людям второго сорта, называя их презрительно «быдлом» «скотом». Православная вера преследовалась. Польские крылатые гусары Жители этих земель неоднократно восставали против поляков, многие видели свое спасение в бегстве на соседние русские земли. Крестьяне-беженцы из Польши активно заселяли юг Русского царства. Так, части нынешних территорий Курской, Белогородской и Воронежской областей входили тогда в состав так называемой Слободской Украины. Белогородский воевода, разъясняя в 1638 году причины переселения малороссов, писал: «Польские и литовские люди их крестьянскую веру нарушают и церкви божии разрушают, и их побивают и жен их и детей, забирая в хоромы, пожигают и пищальное зелье, насыпав им в пазуху, зажигают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строение разоряли и пограбили». Эти факты не вписываются в линию современной украинской пропаганды, так же как и факты бесчисленных просьб населения «Украины» к русскому царю о принятии в подданство.
В 1591—1593 гг. Магнат Александр Вишневецкий в письме к канцлеру Я. Несколько лет спустя произошло уже упоминавшееся выше восстание под предводительством Северина Наливайко. В 1625 году на Украине заполыхало восстание под предводительством Марка Жмайла. В Москву от восставших вновь прибыло посольство. Священник Филипп из Посольского приказа писал о просьбе послов к царю принять жителей Украины в свое подданство «[Чтобы царь] пожаловал их всех, велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков. И оне де, козаки, станут служить тебе, государю, и городы литовские станут очищать в твое государево имя». Марк Жмайла Такие же просьбы поступали от представителей православного духовенства. Так, в том же 1625 году посланец киевского митрополита Иова Борецкого луцкий епископ Исаакий Борискович просил: «Мы все царской милости рады, и под государевою рукою быть хотим… Если митрополит, епископы и Войско Запорожское прибегнут к царской милости и пойдут на государево имя, то государь их пожаловал бы, отринуть не велел, а им, кроме государя, деться негде». В 1630 году Иов Борецкий в письмах, переданных его сыном Андреем и племянником Павлом Путивльским русским воеводам, просил от имени народа о принятии в подданство: «Будет… их де мочи не будет против поляков стоять, и оне де хотят бить челом… государю царю… всеа Русии, чтобы… пожаловал их велел им быть в своем государове повеленье».
Народные восстания следовали одно за другим. Следующее состоялось в 1631 году. И вновь казаки просили московского царя взять их под свою защиту. Об этом русскому самодержцу доносили воеводы города Севск: «А буде де, государь, их сила не возьмет против ляхов стоять, и козаки… хотят… посылати к Москве бити челом. Как сегодня Россия не оставляет население Донбасса в беде, помогая гуманитарной помощью, так и тогда Русское царство помогало населению Украины. Подавив это последнее восстание, поляки приступили к ликвидации казачества. Простых казаков разжаловали в крестьяне, а реестровых служивших в польском войске , сократив их численность, поставили под контроль польских комиссаров и полковников. Казацкая старшина была лишена части привилегий и земель. Это привело, наконец, казацкую верхушку к осознанию необходимости борьбы с поляками. Через десять лет, в 1648 году, борьбу за освобождение от поляков возглавил сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий.
Западная Русь В борьбе за национально-народное дело. Санкт-Петербург, 1910 Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России На самом деле этот «простой холоп» был храбрым воином, пользовавшимся большим уважением, чьи заслуги признавались не только казаками. В одной из битв Хмельницкий спас польского короля Владислава IV, подарившего ему в награду золотую саблю. Однако память короля была короткой. И когда в 1647 году поляки напали на хутор Хмельницкого и похитили его жену, король отказал казаку в просьбе о помощи. Потоцкий докладывал королю Владиславу IV о невероятной мощи восстания, разгоревшегося под предводительством Хмельницкого: «Хмельницкий не смягчает кротостию: несмотря на то, что не один уже раз посылал я к нему, предлагая выйти из Запорожья, обещая ему помилование и прощение его проступков, это его нисколько не трогает, — задержал моих послов. Наконец из войска я посылал к нему пана Хмелецкого, ротмистра … человека … очень хорошо знающего казацкие нравы, убеждая отстать от мятежей и уверяя словом своим, что и волос с головы его не спадет. Раздраженный этою снисходительностью, Хмельницкий отослал моих посланцев ко мне со следующими требованиями: во-первых, чтобы я с войском ушел из Украины; во-вторых, чтобы полковников и всех их подчиненных удалил из полков; в-третьих, чтобы уничтожил управление Речи Посполитой [на Украине]… Если я раньше не подумал о том, как должен был вспыхнуть этот бунт, и как его расценивать, то благоволите… учесть число людей его в то время — 3000. Но упаси боже, чтоб он вошел с ними в Украину. Тогда бы эти три тысячи быстро возрасли бы до ста тысяч…».
Последняя фраза позволяет оценить масштаб народного гнева, результаты которого не заставили себя долго ждать. В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. К казацкому войску присоединялись крестьяне, также начинавшие именовать себя «казаками». Восставшие одерживали всё новые победы: «Куда не приступает неприятель, везде города и замки сдаются без всякого сопротивления», — писал в письме 10 июня 1648 года уже упоминавшийся нами брацлавский воевода Адам Кисель. На Корсунской раде, состоявшейся в мае 1648 года, казаки приняли решение обратиться к московскому царю Алексею Михайловичу с прошением о принятии их в подданство. А уже 18 июня Богдан Хмельницкий опять обратился с письмом к царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии в подданство: «Хотим себе самодержца хозяина такого в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь, если бы предвечное пророчество от Христа Бога нашего исполнилось, что всё в руках его святой милости». На ней присутствовали и московские послы. Как отмечал в своем донесении посланник Адама Киселя П. Ласка: «В тот же день на эту же раду прибыли бояре из Москвы… он не мог узнать, с чем именно, однако понял, что это какая-то дружественная церемония…». Почтовая марка СССР.
ЦФА 1761 Сообщения о желании казаков быть в царском подданстве поступали в Москву беспрерывно. Так, 26 июня более 50 казаков, прибывших из Новгорода-Северского в деревню Рошковичи, говорили о том, что «от Запорожского… Войска приказ им учинен такой, что с… государевыми людьми не велено задиратца ни за што; и все де… оне войском запорожские козаки… государю, служить рады…». А 6 июля яблоновский воевода А. Буйносов-Ростовский докладывал о просьбе Богдана Хмельницкого к царю о военной помощи и о желании казаков служить царю: «Как даст бог помощи им ляхов побить, и они де б по Киев отложились к твоей государеве стороне, чтоб де их ведал ты, государь». Просьбу казаков о русском подданстве 24 июля 1648 года передавал в Разрядный приказ и хотмыжский воевода С.
Внезапным ударом полковник Кривошапко взял Чериков.
Оттуда он стал совершать набеги на окрестности Мстиславля. Пинский войт Лукаш Ельский с небольшим конным отрядом попробовал выбить повстанцев из Пинска , но неудачно. Однако вскоре под Пинск прибыли войска Януша Радзивилла во главе с Мирским. Атаковав город с двух направлений, они захватили улицы, но восставшие заперлись в домах и стали отстреливаться. Поляки подожгли дома. Так был взят Пинск.
Далее князь Григорий Друцкий-Горский взял Чериков и вырезал горожан. В деревне Смолевичи вспыхнул бунт, но его подавили отряды Иоганна Доновая. Далее армия Януша Радзивилла перешла в контрнаступление. Отбила у восставших Брест, далее без боя заняла Туров, вырезала там все население и пошла на Мозырь. Город был окружен, вылазка повстанцев отбита. Далее город пережил несколько штурмов , а после пал.
Затем был взят Бобруйск. После Богдан Хмельницкий заключил перемирие с властями Речи Посполитой. Второй этап Попытка переговоров В начале декабря польским королём становится Ян Казимир. Узнав об этом, Богдан Хмельницкий 23 декабря торжественно вступает в Киев. Понимая, что сейчас повстанцы имеют огромную силу и могут угрожать территориальной целостности Речи Посполитой, Богдан Хмельницкий посылает новому королю ультиматум. Он представлял собой ряд требований, среди которых основными были[ источник не указан 2241 день ]: ликвидация Брестской унии ограничение передвижений польских войск не дальше Староконстантинова запрет польским магнатам появляться восточнее и южнее Белой Церкви оставить Левобережье за казаками Ян Казимир, естественно, на такие условия не согласился, но решил продолжить переговоры с повстанцами и в январе 1649 отправил Хмельницкому посольство во главе с его близким знакомым Адамом Киселем.
Однако Хмельницкий довольно холодно принял делегацию и до февраля переговоры так и не завершились. Стало ясно, что нового этапа войны не избежать, и стороны продолжили собирать новые военные силы. Здесь очень кстати для поляков пришлось завершение Тридцатилетней войны в Европе, так как большое количество наёмников осталось «без работы». Поэтому в 1649 году польское войско серьёзно укрепилось за счет немецких, шведских и итальянских отрядов. Продолжение войны К началу мая 1649 года Польша и повстанцы завершили подготовку к новому этапу войны. В середине месяца Ян Казимир двинул польское войско на Волынь.
Когда поляки убедились в превосходстве сил противника, коронное войско стало отступать и остановилось под хорошо укрепленным замком Збаражем. К польскому войску присоединился Вишневецкий, и ему было передано общее командование. Хмельницкий обложил Збараж и начал томить польское войско беспрерывными атаками и канонадами, так что поляки скоро выбились из сил. Призывы к королю о помощи были безответны, ибо ему не с чем было идти: шляхетское ополчение только собиралось. Наконец, чтобы не дать погибнуть войску под Збаражем, он двинулся, не ожидая всех полков, но попал в засаду. Хмельницкий, оставив часть войска под Збаражем, сам с татарами двинулся против короля и преградил ему путь при переправе под Зборовом.
Масса казацко-татарского войска навела панику на королевскую армию, однако в этот критический момент король нашёл выход. Было отправлено письмо крымскому хану, на этот раз самолично предводительствовавшему ордой, с обещаниями богатых даров, чтобы он отступился от Хмельницкого. И хан изменил, потребовав, чтобы Хмельницкий помирился с королём [17]. Одновременно с наступлением польских войск с Волыни,с территории ВКЛ должно было наступать войско гетмана Януша Радзивилла ,но отряды Хмельницкого атаковали первыми и оттеснили войска Радзивилла на линию Мозырь — Речица — Чечерск. Однако попытки дальнейшего наступления были неудачными.
После небольшого введения мы приступим к рассмотрению этих взаимоотношений. К середине XVI в. В известиях летописцев этого времени как одним из главных донских атаманов упоминается Михаил Черкашевин, этот человек пользовался на Дону почётом и уважением. Польский хронист конца XVI в. В известиях 20-х годов XVII. Это было совместным делом двух казачеств. Это о наличие боевой взаимопомощи и союза между казачествами России и Украины. Укреплению и развитию этих связей способствовало единство происхождения не даром запорожцы и донцы называют себя братьями. Как позже увидим, что донские казаки постоянно помогали запорожцам в их борьбе против Речи Посполитой. Глубокое сочувствие России в освободительной борьбе и прямая её помощь проявились, в первую очередь в том, что русский люд, а именно крестьяне, бежавшие от крепостничества На Украину, вступали в ряды повстанческой армию. В битвах времён освободительной войны украинского народа всегда принимали участие и храбро сражались отряды донских казаков, которые постоянно пополнялись новыми добровольцами из донского казачества. Так, в отписке вяземских воевод в Посольском приказе в июне 1648 г. Российское казачество продолжало помогать украинскому и в дальнейших сражениях. Под Пилявцами так же участвовал полк донцов. Позже прибыли отряды атаманов Сергеева и Медведева. Русское казачество помогало Украине вплоть до завершения войны и Воссоединения с Россией. Культурные отношения народов. К исторической "встречи" народов в Переяславле в культуре России и Украины общих черт было довольно много. Корнями они уходили в глубокую древность и обуславливались единством территории, на которой возникла восточнославянская государственность, родственной близостью языков и т. Благодаря которой давние историко-культурные связи русских и украинцев остались сохранёнными и продолжали укрепляться в течение всего периода "раздельного существования" народов — от начала феодальной раздробленности Руси и вплоть до Переяславской Рады середины XVII в. Именно это имела в виду и казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, обращавшаяся за помощью и защитой к "православному" царю. Несмотря на трудную обстановку военного времени, культурные связи России и Украины продолжали развиваться. Они проявлялись в различных сферах культурной жизни, но прежде всего в издательском деле. Книги, выходившие из печати в Москве, отправлялись и распространялись на Украине. В этом же году в Москве вышел из печати изданный в Киеве в 1645 г. В культурных связях Украины с Россией важную роль играл Киевский коллегиум. Правительство России без перерывов оказывало посильную материальную помощь киевскому Братскому монастырю и коллегиуму при нем. В этих учебных заведениях обучалась не только украинская молодежь, а и белорусская и российская. Воспитанники и преподаватели Киевского коллегиума всегда выступали за воссоединение России с Украиной. Ректор этого учебного заведения Иннокентий Гизель и преподаватель Феодосий Сафонович вовремя национально-освободительной войны его в своих трудах и лекционных курсах проводили идею единства восточных славян со времен Киевской Руси. Определенный вклад в развитие российско-украинских культурных связей внесли учёные и писатели Украины. На пример в 1648 г. В мае 1649 г. В июле этого же года в Москву прибыли Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, где они оба навсегда и остались, работая не только как переводчики книг с греческого, латинского и польского языков на русский, но и в качестве преподавателей. В 1651 г. Митрополит киевский обратился с просьбой к царю прислать книги, необходимые для церковной службы в Софийском соборе. В следующем году московское правительство отправило в Киев своих представителей для закупки изданных на Украине книг. Таким образом, имел место двусторонний книжный обмен. Уже после воссоединения русских и украинцев в XVII в. Так из украинского народного творчества в растительный орнамент русских серебряных изданий XVII в. Культурные связи народов умножались и крепли на глазах. Уже после 1654 г. Тому в подтверждение находка академика М. Сперанский в середине XX в. Записанные вперемежку с русскими песнями, без перевода, они являются прекрасным доказательством того, что произведения украинского устнопоэтического творчества активно воспринимались в России во второй половины XVII в. Немалое количество украинских песен, которые исполнялись и записывались самыми различными любителями народного творчества, попало в рукописные, а позднее, в XVIII в. Переселения украинцев на территорию российского государства в середине XVII в. Культурные связи Украины с Россией явились важным фактором переселения, подтверждающим укрепления отношений между народами. Связи Украины с Россией также усиливались и сближали людей в годы освободительной войны благодаря массовым переселениям в пределы Русского государства, бежавших от гнета магнатов и шляхты. Основная масса переселенцев приходила с семьями, имуществом, тягловой силой — волами, лошадьми, а также с мелким скотом, некоторые из них, даже брали с собой пчелиные ульи. На предоставленных царским правительством землях они закладывали свое хозяйство и получали от русского правительства определенную финансовую помощь. Селились они в основном на территории Слобожанщины, где несли казацкую службу, охраняя южные границы России от вражеских вторжений. На новых местах переселенцы сохраняли свой традиционный быт, осваивали незаселенные просторы. Украинский народ вносил свой вклад в развитие экономической жизни России. Переселялись не только казаки и крестьяне, но и ремесленники, работники различных специальностей: портные, сапожники, кузнецы, кадочники, слесари, мельники и др. В 1652 г. Боярин Б. Морозов, владелец этих промыслов в центральных районах Российской Ипрерии, принимал на службу будников с Украины. Например, в 1652 г. Бугай, взявший с собой еще двух своих соотечественников. Это и явилось одной из причин бегства многих крестьян из России на Украину. Так в отписке путивльских воевод Ф. Хилкова и П. Протасьева в Разрядный приказ от 9 марта 1652 г. А в листу, государь, их написано: бьют челом тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, черкасы, чтоб ты, государь, пожаловал велел их принять на свое государево имя на вечное житье и землями устроить, где ты, государь, укажешь. А в роспросе он, черкашенин, сказал, что будет их, черкас, з женами и з детьми с 500 человек семьянистых людей. Жители украинского пограничья с разрешения местных власти, иногда и самовольно косили сено, засевали землю, заводили пасеки, занимались производством дегтя и селитры, строили мельницы, ловили рыбу на территории России. В письме к путивльским воеводам 17 июля 1650 г. Таким образом, в ходе освободительной войны украинского народа произошли большие изменения в социально-экономическом и политическом её развитии: было ликвидировано крупное землевладение польских магнатов, подорвано среднее и мелкое шляхетское землевладение. Часть освобожденных земель отошла казакам и крестьянам, создателям вольных войсковых сёл. На освобожденной территории почти исчез феодализм, значительная территория освободилась от национального гнёта. Создававшиеся новые органы власти усиливали позиции украинских эксплуататоров. Старшинская администрация Украины проводила свою политику в интересах господствующего класса. Развивались и крепли экономические и культурные связи России с Украиной, способствовавшие сближению двух братских народов. Но главного — воссоединения Украины с Россией — осторожное правительство царя Алексея Михайловича пока не делало. Посольства украинского народа в Россию и ответные шаг царя. В январе 1649 года Хмельницкий направил в Москву своё первое посольство. В нарушение сложного дипломатического этикета посол гетмана Силуян Мужиловский получил указания убедить царя в том, чтобы тот предоставил казакам свое покровительство. Никон выполнил просьбу Хмельницкого, о чем и уведомлял его в письме от 14 мая того же 1653 года. Ответным шагом русского правительства в 1654 году стало царское посольство к Хмельницкому. Это был в глазах всего тогдашнего мира акт открытого признания и поддержки. Проехав всю Украину русский посол отметил общее стремление всех украинце к братскому союзу с Россией. А выразилось это, по заявлению Пушкиных, в том, что во многих бумагах неверно пишут титулы русского царя. В категорической форме послы потребовали, чтобы польский король казнил нескольких магнатов, искажавших царские титулы, а кроме этого вернул России захваченные Речью Посполитой Смоленск и внёс в царскую казну 500 тысяч золотых! Дипломаты Речи Посполитой были ошеломлены. Им сразу стало ясно, что русский царь ищет повод для разрыва мирного договора и вступления в войну. Этот дипломатический нажим имел большие последствия. Поняв, что Россия может открыто выступать против Речи Посполитой, король вынужден был держать наготове против неё большие военные силы, которые в другом случае мог бы бросить против войска Хмельницкого. Именно поэтому весь 1650 год прошёл без больших сражений и позволил гетману накопить силы. Лишь в феврале 1951 года шляхетское войско смогло начать наступление. Вторгшись на казацкую территорию, оно двинулось в направление Винницы. Король не случайно начал войну зимой. Пешее войско восставших вязло в снегах, боеспособность его снизилась. Погиб верный сподвижник Хмельницкого Данила Нечай. В этот тяжёлый для Украины момент в Москве был созван Земский собор. Собравшимся боярам, дворянам, посадским людям, православному духовенству было оглашено царское письмо. Более того, король договорился с крымским ханом о нападение на Россию, а также пропустил в Швецию ханского посла, который ехал, чтобы и его подбить к войне с Россией. В конце письма говорилось, что гетман Богдан Хмельницкий просит принять его под высокую государеву руку. Историческое решение было принято, теперь предстояло, преодолевая огромные трудности, претворить его в жизнь. Это удалось не сразу. Решительный шаг России — Земский собор. Москва пристально следила за событиями на Украине, всё больше наращивала помощь восставшим. К осени 1653 года, когда обстановка на Украине стала критической, собрался общероссийский Земский собор. Не было на Руси человека, кто не одобрял бы этого шага, хотя был он труден, обещал тяготы и лишения. Принятое собором решение означало объявление войны могущественной Речи Посполитой. Кроме того, оно до крайности обостряло отношения с Крымом и могущественной Османской империей, делало очень вероятным столкновение со Швецией. Переяславская рада После решения Земского собора на Украину было послано великое посольство. Его возглавил ближний царский боярин тверской наместник Василий Бутурлин. С ним ехали окольничий, муромский наместник Иван Алферьев и думный дьяк Ларион Лопухин. С посольством следовал большой почётный конвой. У въезда в город были выстроены шпалерами казаки, они приветствовали послов ружейным салютом. Это не был обычный казацкий сбор. Богдан призвал к соединению с единокровным русским народом. Мощный гул одобрения был ему ответом. Известие о Переяславской Раде быстро облетело всю Украину. Повсюду рождало оно радость и ликование. На присяге русскому царю Войска Запорожского по приблизительным данным было: 11 полковников, 62 военных судьи, 5 обозных, 115 шляхтичей, 1475 сотников, хорунжих есаулов и писарей, а также 60 375 казаков, 625 войтов, бурмистров и атаманов, 37 монахов, 59. По сведениям представителей России, присягу приняли 122 542 человек мужского пола. В течение января и февраля месяца присягнули на верность московскому царю население Киева, Чернигова, Нежина, Белой Церкви, Канева, Прилук, Черкасска, и других городов, а также сёл Войска Запорожского. Население всюду с большой радостью и ликованием встречало русских посланников и торжественно клялись вечно жить в братской дружбе с великим русским народом. Было вынесено решение по всем пунктам, последний из них, 23-й был внесен русским правительством. После исторического акта воссоединения 8 18 января в Переяславе, боярин Василий Васильевич Бутурлин с представителями русского правительства отправились в Киев. В другие города и крупные населенные пункты также выехали уполномоченные лица для принятия присяги. Когда Василий Бутурлин находился в полутора верстах от Золотых ворот, его встретили митрополит Сильвестр Коссов, Черниговский епископ Зосима, Печерский архимандрит Иосиф и несколько других игуменов. Митрополит Сильвестр приветствовал московских представителей, как посланцев русского народа, которых с братской любовью, радостью и ликованием приветствует весь украинский народ. Затем все пришли в Софийский собор, где эта встреча была завершена торжественным молебном, а 17 января была принята присяга от киевлян. Такого рода торжественный приём московских представителей происходил во всех городах и селениях, где они появлялись. Во всех этих встречах активно участвовало местное духовенство в церковном одеяние с крестами и иконами. Историческое значение воссоединения Украины с Россией. Православная Украинская Церковь совершенно правильно оценивала значение Переяславского акта. Если в союзе с братским русским народом, украинский, после воссоединения получил возможность полного развития всех своих экономических и культурных сил, то значительных успехов достигла и Православная Церковь на Украине, ставшая свободной от иезуитско-шляхетского гнета. В 1946 году на Львовском соборе Брестская уния была полностью ликвидирована. Украина стала частью складывавшегося всероссийского рынка, купцы продавали в центральных районах России шерсть, кожу, скот, спиртные напитки. На многочисленных украинских ярмарках русские купцы продавали соль, изделия из железа, меха. Укрепление экономических связей с Россией способствовало значительному росту украинских городов и распространению железоделательного, поташного, мукомольного и других промыслов. Сплоченность трудящихся масс Украины и России укрепилась в совместной борьбе против общих внешних врагов. Воссоединение Украины с Россией содействовало также культурному общению двух братских народов, укрепление позиции Православной церкви и московского государства во всём мире. Однако этот великий акт имела не только радостное значение. После в истории нашему общему народу предстояло встретиться с вынужденные последствия, ведь пошли войны с Речью Посполитой, Османской империей, Крымским ханством, Швецией, которые унесли не мало русско-украинских жизней. Но это того стоило, потому, что Россия и Украины были являются и будут братьями на века. Три века спустя — наше время Прошло то тяжёлое время смуты на украинской земле и нет больше иноземного феодального гнёта, однако за эти долгие 361 год очень многое в русско-украинских взаимоотношениях поменялось, долго просуществовали два братских народа вместе, не разъединяясь друг с другом.
Вы не пожалели своих союзников-евреев, почему теперь мы должны жалеть вас? Во Львове, который также попал в осаду, была значительная еврейская община. Но за астрономическую сумму денег удалось уговорить украинско-татарские войска отойти от стен города, и евреям Львова удалось избежать гибели. Только пан Вышновицкий собрал маленькую армию, к которой присоединились евреи и которая некоторое время держала оборону, но в конце концов, была разбита. Летом 5408 1648 года были убиты десятки тысяч евреев, уничтожены сотни общин. Большинство евреев отказались изменить своей вере ради спасения жизни, и только немногие приняли православие. С некоторых живьем сдирали кожу, а мясо бросали собакам. У других отрубали руки и ноги, а тела бросали на дорогу, давили на телегах и топтали конями. Иным наносили тяжелые раны и потом оставляли на улицах умирать медленной мучительной смертью от потери крови и боли. А некоторых просто сжигали заживо. Казаки убивали младенцев на руках матерей, как рыбам вспарывая животы и выдергивая внутренности. Женщин, даже беременных, подвергали ужасным мучениям. Детей протыкали пиками, поджаривали как на вертеле и приносили матерям, чтобы они их ели… Святые свитки Торы рвали на части, делали из них стельки и обувь. Все летние месяцы спорили паны, кому быть королем и кто возглавит армию. В конце концов был избран брат Владислава, Ян Казимир. Но ему так и не удалось собрать силы для борьбы с Хмельницким. При возобновлении военных действий весной 5409 года король Ян Казимир послал татарам крупную сумму денег и уговорил их расторгнуть союз с казаками. Хмельницкий, увидев, что сейчас не подходящее для войны время, заключил мир с поляками. Польский король, ярый католик, в глазах которого православие не было «настоящим» христианством, разрешил насильно крещеным казаками евреям вернуться в иудаизм. Однако мир в стране длился недолго. В 5411 1651 году война возобновилась, и банды Хмельницкого были почти разбиты. В поисках поддержки он обратился к московским властям с предложением присоединить Украину к России. Теперь казаки воевали в союзе с русскими. Вновь наступило время страданий для евреев.
Хмельниччина: как начиналось восстание
Польские власти и суд оставляют этот случай безнаказанным и пытаются посадить казака в тюрьму. Хмельницкий собирает казаков и нападает на польский гарнизон у Никополя и поднимает свой авторитет. Сечь избрает его гетманом Войска Запорожского. Волнения начались в всех населенных пунктах.
Польские военные гетманы Николай Потоцкий и Мартын Калиновский приступили к подавлению восстанию. В первом же сражении при Жёлтых Водах запорожские казаки и татарская конница разбили поляков. Хмельницкий подошел к Корсуни с 25 000 казаками и крымской помощью ныне: Корсунь-Шевченковский и вновь разбил силы Речи Посполитой.
Пленных получили крымские татары. Незадолго до этого скончался король и контроль над окраинными землями стремительно терялся. Многие повстанцы, правда, устроили погромы, убивая не только шляхтичей, но и зажиточных горожан и представителей других вер.
Гетман в это время пишет письмо царю Алексею Михайловичу Романову отцу Петра I и озвучивает желание перейти под его власть. В письме королю Владиславу он сообщает о пленении Потоцкого и Калиновского. Конец 1648-го 3 польских магната собрали 40-тысячную армию.
Однако они были молоды и неопытны. Под Пилявцами Запорожско-крымское войско разбило поляков, захватило богатый обоз, пушки и припасы. Коронное войско Речи Посполитой бежало.
Казацко-крестьянское войско осадило Львов. Польские магнаты захватили казну и отступили, несмотря на обещания оборонять город. Хмельницкий захватил замок и взял с горожан откуп в 200 или 300 тысяч злотых.
Уже в зрелом возрасте, в 1637 году, он становится войсковым писарем Запорожской Сечи. А вскоре после этого польский король за верность жалует Хмельницкому чин сотника. В сороковые годы во Франции всерьез заинтересовались казацкой пехотой, которая требовала совсем мало средств, но в бою показывала отличные результаты. По рекомендации польского посла, кардинал Мазарини пригласил Богдана Хмельницкого, чтобы тот сражался под французскими знаменами. Он бы и дальше участвовал в бесконечных сражениях, если бы не события на родине. Давний заклятый враг Богдана, шляхтич Чаплинский решил завладеть хутором Суботовым, в котором находилось родовое поместье Хмельницких. Чаплинский устроил погром, спалил несколько домов, забил до смерти малолетнего сына и выкрал жену Анну. Та, не выдержав перенесенного позора и издевательств, скончалась. Хмельницкий, в отчаянии обратился за защитой к польскому королю Владиславу. Но король только пожал плечами и удивился, что казаки, имея сабли, не могут сами отстоять справедливость.
Сотник запомнил эти слова и с отрядом казаков напал и разорил имение Чаплинского. За это Богдана попытались заточить под стражу, однако ему удалось бежать в Запорожскую Сечь. Именно тогда он становится заклятым врагом всей Речи Посполитой. В том же году он создает партизанский отряд казаков, призывая к вооруженной борьбе против "шляхетского самовластия". Запорожцы выбирают Хмельницкого своим гетманом, а он чувствует в себе силы встать во главе народного восстания. Так началась борьба украинских казаков и крестьян против Польши. Личная обида Богдана Хмельницкого разгорелась в нешуточную войну, итогом которой стало отделение Украины от Речи Посполитой и воссоединение с Московским царством. Что-то, а воевать запорожский гетман умел. Он создает из разрозненных отрядов настоящую армию, обращается за помощью к крымскому хану, который хоть и не может выступать против Польши открыто, дает Хмельницкому четыре тысячи всадников. Уже к апрелю 1648 года гетман собирает десятитысячное войско, с которым можно начинать военные действия.
В течение всей Освободительной войны гетман Хмельницкий вёл активные переговоры с Москвой о воссоединении России и Украины.
А некоторых просто сжигали заживо. Казаки убивали младенцев на руках матерей, как рыбам вспарывая животы и выдергивая внутренности.
Женщин, даже беременных, подвергали ужасным мучениям. Детей протыкали пиками, поджаривали как на вертеле и приносили матерям, чтобы они их ели… Святые свитки Торы рвали на части, делали из них стельки и обувь. Все летние месяцы спорили паны, кому быть королем и кто возглавит армию.
В конце концов был избран брат Владислава, Ян Казимир. Но ему так и не удалось собрать силы для борьбы с Хмельницким. При возобновлении военных действий весной 5409 года король Ян Казимир послал татарам крупную сумму денег и уговорил их расторгнуть союз с казаками.
Хмельницкий, увидев, что сейчас не подходящее для войны время, заключил мир с поляками. Польский король, ярый католик, в глазах которого православие не было «настоящим» христианством, разрешил насильно крещеным казаками евреям вернуться в иудаизм. Однако мир в стране длился недолго.
В 5411 1651 году война возобновилась, и банды Хмельницкого были почти разбиты. В поисках поддержки он обратился к московским властям с предложением присоединить Украину к России. Теперь казаки воевали в союзе с русскими.
Вновь наступило время страданий для евреев. На этот раз горькую чашу пришлось испить евреям Литвы. В каждом взятом городе русские и казаки убивали всех находившихся там евреев.
В месяце Тамузе 5415 1655 года русско-украинские войска захватили город Вильну. Евреям, успевшим покинуть город, удалось спастись. Но 25000 человек попали в руки врага и были убиты.
Среди беженцев из Литвы, ушедших на Запад, были р. Шабтай Акоэн Шах , р. Моше Равкаш, р.
Аарон Шмуэль Кидновер.
Хмельницкий отдал себя под защиту царя Алексея Михайловича. Россия объявила Польше войну. Русско-казацкое соединенное войско вступило в Белоруссию и Литву и стало избивать евреев и изгонять их из завоеванных городов, при явном сочувствии или содействии мещан. Чудовищная жестокость Еврейский летописец Натан Ганновер свидетельствовал: «С одних казаки сдирали кожу заживо, а тело кидали собакам; другим наносили тяжелые раны, но не добивали, а бросали их на улицу, чтобы медленно умирали; многих же закапывали живьем. Грудных младенцев резали на руках матерей, а многих рубили на куски, как рыбу. Беременным женщинам распарывали животы, вынимали плод и хлестали им по лицу матери, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и обрубали несчастным руки, чтобы они не могли вытащить кошку.
Иных детей прокалывали пикой, жарили на огне и подносили матерям, чтобы они отведали их мяса. Иногда сваливали кучи еврейских детей и делали из них переправы через речки…» Современные историки ставят под сомнение некоторые аспекты хроники Ганновера, как и любой хроники той эпохи; однако реальность указанных событий возражений не вызывает. Согласно Ганноверу, евреи говорили о Богдане Хмельницком: «Хмель-злодей, да сотрется имя его! Общее число еврейского населения в польском королевстве в 1618—1717 годах составляло от 200 000 до 500 000 человек. Значительная часть евреев жила в местах, не затронутых восстанием, и тогдашнее еврейское население собственно Украины оценивается некоторыми исследователями приблизительно в 50-60 тысяч человек.
«Выразил настроения народных масс»: как Богдан Хмельницкий перекроил карту Восточной Европы
Восстание Богдана Хмельницкого привело к войне казачества с Речью Посполитой, которая шла с переменным успехом до конца жизни гетмана. Новости о крестьянских восстаниях беспокоили теперь такого дворянина, как Хмельницкий; однако после обсуждения информации, собранной по всей стране, с его советниками, казачье руководство вскоре осознало, что потенциал автономии есть для захвата. Подробный рассказ о восстании Богдана Хмельницкого по книге прославленного русского историка ского. Победы Хмельницкого при Желтых Водах и под Корсунем вызвали всеобщее восстание украинского населения Речи Посполитой против поляков. Восстание Хмельницкого — широкомасштабное вооружённое восстание казаков Войска Запорожского против правительства Речи Посполитой.
Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада
В середине 40-х гг. 17 в. на Украине начался новый подъём народного движения, переросший к 1648 в Освободительную войну, которую возглавил Богдан Хмельницкий. В начале июня 1648 Богдан Хмельницкий отправил дипломатическое посольство в Стамбул во главе с полковником Филоном Джалалием для прошения у султана принять гетмана и всё войско Запорожское под свою защиту и оказать помощь против поляков. Корсунская битва стала триумфом Богдана Хмельницкого — казаки разгромили польское войско и взяли в плен обоих гетманов.
Восстание богдана хмельницкого кратко таблица
Фактически произошла восьмая национальная Катастрофа в истории еврейского народа. Отношения восставших к евреям Мстя полякам и нанимавшимся ими для сбора налогов евреям, казаки порой расправлялись с ними крайне жестоко и беспощадно. Значительное количество пленных евреев и поляков было продано на рынках рабов в Стамбуле вскоре после восстания. Точное число жертв неизвестно и, скорее всего, так и не будет достоверно установлено. Тем не менее, практически все источники соглашаются с фактом тотального исчезновения еврейских общин на территории, охваченной восстанием. Среди восставших украинцев был силён «антисемитизм» из-за евреев-арендаторов, якобы эксплуатировавших крестьян. Так, евреи взимали с православных плату за отправление обрядов в церкви. Крестьянская масса усматривала в евреях исполнителей воли польской шляхты. Евреи погибали в большом числе в Переяславе, Пирятине, Лохвице и Лубнах.
Некоторые евреи были вынуждены принять христианство. Большинство же предпочитало смерть, как например известный каббалист Шимшон Острополер.
В январе 1648 года Богдан Хмельницкий отправился в Сечь, где 24 января был избран гетманом. На пути в Сечь полковник собрал небольшой отряд, который даже сумел захватить польский гарнизон. В Сечь хлынул поток добровольцев отовсюду — в основном крестьян — для которых гетман организовал «курсы» военной подготовки, в ходе которых опытные казаки обучали добровольцев рукопашному бою, фехтованию, стрельбе и основам военной тактики. Главной проблемой Хмельницкого в плане подготовки к восстанию было отсутствие конницы.
Оно продолжалось около 9,5 лет, с начала 1648 до середины 1657 года, и охватило пространство от Запорожья до Южного Буга, польские воеводства на правом берегу Днепра и земли от Припяти до Минска.
Причины восстания и его первый этап Причиной восстания стало усиление феодальной эксплуатации со стороны польских магнатов, которые создали на землях Украины огромные латифундии, включавшие себя сотни сёл. Богдан Хмельницкий. Примерами могут служить аристократические роды Острожских, Дашкевичей и Вишневецких. Рост феодального гнёта сопровождался ущемлением прав и религиозным угнетением, которые стали следствием принятия в 1596 году Брестской унии. В 1620—1630-е годы в Речи Посполитой происходили казацкие бунты, например, под предводительством Сулимы и Павлюка. К 1640-м годам православное население Речи Посполитой было отстранено от управления государством даже на уровне среднего звена власти. Поводом к бунту стало проявление деспотизма со стороны магнатов, которые разорили хутор реестрового казака Богдана Хмельницкого.
Вскоре последний был избран гетманом Запорожского казачества. У Хмельницкого в январе 1648 года не было своей кавалерии, поэтому участниками войны против Речи Посполитой стали не только казаки, но и крымские татары, которые преследовали свои интересы, например, грабили города Речи Посполитой.
Хмельницкий продолжает воевать с турками в составе запорожцев. Некоторые источники говорят, что он, сотник казачьего войска, участвовал в походе польского короля Владислава и даже спас монарха под Смоленском. Участвует в восстании гетмана Павлюкапротив угнетающей казаков польской шляхты, в защиту православной веры и даже подписывает капитуляцию повстанцев. Польский король Владислава IV задумал войну против турков, без согласия сейма и искал поддержку среди казачих старшин. Польский староста Даниэль Чаплинский на почве конфликта разграбляет хутор Суботов.
Возможно тогда погибает один из сыновей Богдана. Польские власти и суд оставляют этот случай безнаказанным и пытаются посадить казака в тюрьму. Хмельницкий собирает казаков и нападает на польский гарнизон у Никополя и поднимает свой авторитет. Сечь избрает его гетманом Войска Запорожского. Волнения начались в всех населенных пунктах. Польские военные гетманы Николай Потоцкий и Мартын Калиновский приступили к подавлению восстанию. В первом же сражении при Жёлтых Водах запорожские казаки и татарская конница разбили поляков.
Хмельницкий подошел к Корсуни с 25 000 казаками и крымской помощью ныне: Корсунь-Шевченковский и вновь разбил силы Речи Посполитой. Пленных получили крымские татары. Незадолго до этого скончался король и контроль над окраинными землями стремительно терялся. Многие повстанцы, правда, устроили погромы, убивая не только шляхтичей, но и зажиточных горожан и представителей других вер. Гетман в это время пишет письмо царю Алексею Михайловичу Романову отцу Петра I и озвучивает желание перейти под его власть. В письме королю Владиславу он сообщает о пленении Потоцкого и Калиновского. Конец 1648-го 3 польских магната собрали 40-тысячную армию.
«Неизвестная война» 1654-1667. Предпосылки войны
Такое имя у них имелось — Речь Посполитая. На этот факт вы будете натыкаться в многочисленных документах времен гражданской войны Б. Хмельницкого, потому она и называлась гражданской. И в московском государстве, и в польском королевстве в эпоху Боплана русские использовали одно и то же простое слово украйна. Для русского населения Польши это слово отражало понятие об областях государства вблизи южной границы Польши. Речь идет об области расположенной между границей Польши и рекой Днепр. Боплан дополняет это понятие существенным признаком — равнинным рельефом этих областей и их малонаселенностью по причине их опасного соседства с татарскими кочевьями. Во всем этом понятие охраняемой от татар границы является ключевым. Дословным и правильным был бы перевод заглавия книги Боплана на русский как «Описание украйны Польши , которая включает несколько провинций королевства Польского …» Это же касается и перевода этого выражения в тексте самой книги Боплана.
Это не деформировало бы историю Днепровского края. Вместо слова украйна в переводах исторических документов можно было бы применить слово пограничье или пограничная земля, уточнив при этом, если нужно, его польскую или российскую принадлежность.
Язычники-литовцы, как князья, так и простые воины, не просто проявляли терпимость к православной вере, но и сами массово крестились. Даже независимые прежде князья-Рюриковичи довольно легко и органично вписались в круг новой литовской знати. До поры до времени и простому люду жилось под властью Гедиминовичей относительно неплохо. Первый тревожный звоночек для православного населения прозвучал в 1385 году, когда между Польшей и Литвой была заключена Кревская уния. Ягайло, великий князь литовский, был избран польским королем, и за это обязался присоединить к Польше подвластные ему литовские и русские земли, лично перейти в католицизм и обратить к нему всех своих братьев, бояр и народ. В 1401 году условия Кревской унии закрепила и уточнила Виленско-Радомская уния, фактически провозгласившая тесный государственный союз Польши с Литвой. С этого времени в землях Великого княжества началось постепенное вытеснение православного вероисповедания католическим. Но настоящая беда для православия настала в 1569 году.
Оказавшееся в ходе Ливонской войны на краю пропасти, русско-литовское государство пошло на заключение с польским королевством Люблинской унии. На практике из-за того что Польша к тому времени была уже гораздо сильнее Литвы, уния эта привела к прямому поглощению Великого княжества Литовского Польшей. Но в «общем» деле поляки явно «перетягивали одеяло на себя». Великое княжество передало королевству обширнейшие земли: Подляшье, Волынь, Подолию и Среднее Поднепровье. Для населения этих областей относительно терпимый гнет русско-литовской аристократии сменился жестоким угнетением со стороны спесивой польской шляхты. Особенно негативно на положении православных подданных короля отразилась заключенная под давлением католического духовенства Брестская церковная уния 1596 год. Согласно этому акту, православная церковь в Речи Посполитой была подчинена римскому папе. Наряду с насильственной полонизацией ряда территорий, такое нововведение встретило поначалу довольно активное сопротивление простонародья и большей части русской и литовской знати. Но постепенно князья и дворяне все чаще стали переходить в католичество, ибо только так для них открывалась дорога к высоким государственным постам королевства. Фактически именно аристократия, ради приобретения сиюминутных корыстных выгод, массово предавала веру своих предков, их обычаи и саму память о них.
Рюриковичи, Гедиминовичи и представители менее знатных родов постепенно превращалась в поляков по вере и духу. Простой народ оказался куда более предан православной вере пращуров. За это он подвергался притеснениям, насмешкам и высокомерному презрению, как со стороны потомственной польской шляхты, так и со стороны новоиспеченных «поляков», нередко превосходивших в этом смысле давних подданных короля. Православие и даже «униатство» и те, и другие называли не иначе как «хлопска крестьянская, холопская вера»! Притеснения по религиозному признаку с каждым годом становились все сильнее и сильнее. Польские ксендзы католические священники и монахи порой развлекались тем, что запрягали в повозки православных юношей и девушек и использовали их в качестве тяглового скота. Особо унизительным для православного населения стала передача церквей в аренду еврейским корчмарям трактирщикам со взиманием ими большой платы за каждый проведенный обряд. Они, как эмоционально повествует в своей «Истории русов» архиепископ Георгий Конисский, «с восхищением принялись за такое надежное для них скверноприбыточество, и тотчас ключи церковные и веревки колокольные отобрали к себе в корчмы. При всякой требе христианской, повинен был ктитор торжиться с ним и, по важности отправы, платить за нее и выпросить ключи», нередко подвергаясь при этом еще и издевательским насмешкам за свою приверженность православной вере. Сверх всякой меры усилилась эксплуатация крестьян.
Спесивые польские землевладельцы, гнушаясь заниматься хозяйством, отдавали получение оброка на откуп взятым для этой цели управляющим, а те, в стремлении выжать максимальную прибыль, порой вынуждали селян работать на них шесть дней в неделю. Чтобы прокормить семью, крестьянам приходилось обрабатывать свой клочок земли в воскресенье, что, ко всему прочему, противоречило христианскому укладу. Любое неповиновение, а тем более бунт, карались самым жесточайшим образом. Польские паны относились к своим малороссийским холопам с нескрываемым презрением и почитали их скорее не за людей, а за скот «быдло» , предназначение которого в том, чтобы удовлетворять их все более и более возрастающие потребности. Малороссийское казачество Не всякий человек готов был мириться с такой жизнью. Самые непокорные решались на побег. Бежали чаще всего на юг, за днепровские пороги, туда, где давно уже обосновалась вольница, состоявшая из отчаянных храбрецов. Беглецы примыкали к подобным им бунтарям, готовым рисковать жизнью в дерзких разбойничьих предприятиях, вместо того чтобы год за годом гнуть спину на польских панов и их бессовестных подручных. Постепенно собралось целое войско. По месту формирования его стали именовать Запорожским — от слов «за порогами».
Сами же храбрецы, как и их собратья в низовьях Дона, называли себя казаками. Это слово перешло в славянский обиход от степных кочевников, обозначавших так вольного всадника, не имевшего по бедности своей слуг, но и ни от кого не зависящего. Главным опорным пунктом запорожских казаков стала деревянная крепость, засека по-другому — «сечь» на острове Хортица. Власти Речи Посполитой поначалу отнеслись к появлению на своей окраине фактически совершенно не зависимого от них казачьего полугосударства не только весьма настороженно, но и откровенно враждебно.
Эти победы всколыхнули всю Украину.
К Хмельницкому устремились тысячи сторонников. В сентябре 1648 года в сражении под Пилявцами повстанцы разбили 50-тысячное войско поляков, а в декабре того же года Богдан Хмельницкий вступил в Киев. В Речи Посполитой была объявлена мобилизация всей шляхты. В августе 1649 года у города Зборова в Прикарпатье войска короля Яна Казимира встретились с армией Хмельницкого. Несмотря на измену крымцев, сражение окончилось победой гетмана.
Через несколько дней был подписан Зборовский договор. Король признал Хмельницкого украинским гетманом. В управление ему передавались три воеводства — Киевское, Черниговское и Брацлавское. Власть поляков в них ограничивалась. Все государственные должности предоставлялись теперь только православным.
Казачий реестр увеличивался до 40 тысяч человек. Хмельницкий понимал, что это лишь временная передышка. В 1650 году он возобновил борьбу. Сражение под Берестёчком на Волыни в 1651 году закончилось для Хмельницкого разгромом. Его предал крымский хан, который в решающий момент увёл войска с поля боя.
Белоцерковский мир перечеркнул прежние успехи гетмана. Реестр сократили вдвое. Власть поляков ограничивалась теперь только в Киевском воеводстве. Польские магнаты видели, что полностью подавить освободительное движение им не удалось. Поэтому война с казаками продолжалась.
Ещё в начале борьбы Хмельницкий обратился за помощью к России. Гетман просил царя Алексея Михайловича взять Украину «под свою руку». Переяславская рада провозгласила переход Украины в подданство русского царя и принесла ему присягу на верность. На Украине сохранялись самоуправление и гетманская власть. Действовал местный суд.
Не надо было платить налоги в государственную казну. Реестр казачьего войска определялся в 60 тысяч человек. Автономность Украины означала и отсутствие на её территории крепостного права. Теперь армия Хмельницкого действовала совместно с русскими войсками.
Шляхта жестоко мстила «оказачившимся». Многие новоявленные казаки были вынуждены бежать на Украину. Белорусское казацкое войско было разгромлено под Лоевом 31 июля 1649 года. В августе 1649 года, после заключения Хмельницким с поляками Зборовского договора, новоявленные казаки покинули Гомель и ушли на Запорожье. Но пример первого «оказачивания» вдохновляющее действовал на белорусов, как только приходила надежда на новое освобождение от шляхты. Попытка казачьего «реестра» в Белоруссии Решив официально поддержать Украину против Польши в 1654 году, царское правительство приняло меры, чтобы вольное украинское казачество не принесло в Белоруссию своих понятий. Москва имела свои виды на Белоруссию прежнее Великое княжество Литовское и собиралась заводить там российские порядки, а не передавать эту страну Гетманщине. Учитывая, однако, большую популярность самой идеи казачества среди белорусского народа, на Москве решили использовать её в своих интересах. Так возникло странное образование — Белорусский казачий полк — который некоторые по недоразумению считают основным и чуть ли не единственным явлением казачества в Белоруссии. В заблуждение вводит его официальный статус. Это был аналог реестровых казаков Речи Посполитой на Украине. Белорусский казачий полк, подчинявшийся царю, не противопоставлялся шляхте и, более того, возглавлялся шляхтичами. Царское правительство опиралось в Белоруссии, присоединяя её к России, на православную шляхту и не собиралось давать крестьянам казачьих прав. Но, конечно, быстро ввести стихию белорусского казакования в рамки царского реестра было столь же невозможно, как ранее невозможно было полякам остановить бурный стихийный рост Низового войска Запорожского.
Восстание богдана хмельницкого 1648 1654 карта
Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада | Зборовский договор Б. Хмельницкого с польским королем Яном Казимиром о признании автономии Правобережной Украины в составе Речи Посполитой. |
Восстание Хмельницкого — Что такое Восстание Хмельницкого | Возглавил восстание гетман низовых запорожских казаков и полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий. |
Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад | Москва | ФедералПресс | Восстание Хмельницкого — вооружённое казацко-крестьянское восстание на землях Надднепрянщины Речи Посполитой и последующая народная национально-освободительная война православного населения против власти Речи Посполитой. |
Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада | Когда в 1648 году полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий начал антипольское восстание, недостатка в добровольцах не было: в его армию массово стекались даже крестьяне, что было редкостью для той эпохи. |
Как Богдан Хмельницкий перекроил карту Восточной Европы
- Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада — EADaily, 18 января 2018 — История
- Хмельницкое восстание
- Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада
- Взаимное непонимание
Включение Левобережной Украины в состав России. Освободительная война Б. Хмельницкого 1648-1654 гг
В данной статье вы рассмотрите причины восстания Богдана Хмельницкого, а также узнаете о ходе восстания и его итогах. В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. Так начинались события восстания Богдана Хмельницкого, положившего начало выходу Украины из-под власти Польской Короны и постепенному переходу ее под власть России, а также формированию ее как единого политического и этнокультурного региона. "Богдан Хмельницкий возглавляет казацкое восстание против польского владычества; 100 000 евреев убиты, сотни еврейских общин уничтожены". В мае 1648 года Хмельницкий одержал первую крупную победу, разгромив в битве под Жёлтыми Водами польский отряд под командованием нежинского старосты Стефана Потоцкого.