Новости василий великий григорий богослов и иоанн златоуст

12 февраля Православная церковь празднует собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Иоанна Златоуста. Иконописные изображения трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста известны с XI-XII вв. Сегодня великий праздник трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. в крещатой фелони и зеленовато-синем подризнике, св. Григорий Богослов - в синем саккосе с. Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, возникла в обществе христианском распря о том, кто из них выше по достоинству и ближе к Богу.

Икона «Три святых»: история и описание образа

Жизнь и подвиги трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Василий Великий (слева), Иоанн Златоуст (в центре) и Григорий Богослов (справа). Память иже во святых отец наших триех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста совершается 12 февраля (30 января по старому стилю). Сегодня великий праздник трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

СВЯТИТЕЛИ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ТРИ СТОЛПА ПРАВОСЛАВИЯ

Собор святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста празднует Православная Церковь 12 февраля. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. О святителие Христовы и отцы треблаженнии, Василие Великий, церковное светило и столпе непоколебимый, Богослове Григорие, уме богопросвещенный, архиерею превеликий, вкупе же и Златоусте Иоанне, покаяния твердый проповедниче. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, почему их почитают Вселенскими Учителями? Православная Церковь 12 февраля чтит память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: соединённые после смерти

Соборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики и богослужения, был установлен в самом конце XI века. Василий Великий и Григорий Богослов, освоив все знания, доступные в их родных городах, завершали образование в Афинах, центре классического просвещения. Григорий Богослов (†389, память 7 февраля (25 января по ст. ст.)).

Войти на сайт

в память святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Василий Великий — Кесарийским Каппадокийским, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — Константинопольскими. Икона «Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст» (середина XVI в.). Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Жизнь этих трех людей, их труды — это не просто история того, что было когда-то очень давно. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Василий Великий, Григорий Богослов (Назианзин) и Иоанн Златоуст.

Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени. Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей.

Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности [1]. Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми. На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей.

Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях.

И Господь стучится в сердце каждого человека и хочет, чтобы мы отверзли наше сердце, и Он вошел вечерять с нами и принял в свои объятия, простил наши грехи, и мы были вместе с Ним. Поэтому мы должны сохранить это единство, близость к Богу, почувствовать и постоянно сознавать наше сыновство по отношению к Богу, что мы являемся сынами Божиими по благодати. Мы должны всегда сохранять сыновство, помня о нем даже тогда, когда мы далеко ушли от Бога, от Отца своего Небесного, живя блудно и развратно. Нужно вспомнить о нашем Отце Небесном, который всегда готов объять нас Своею любовью и простить и принять в Свои обители. Эти святители всегда были любимы нами и при жизни были любимы верующими людьми. Было время, когда одни люди почитали больше Иоанна Златоуста, другие — Василия Великого, иные — Григория Богослова, и таким образом было разделение между людьми.

Святители Христовы, находясь в Царстве Божии, в обителях небесных, явились людям на земле и возвестили им о том, что нужно искоренить это разделение, чтобы не было разделения в их почитании. Они говорили, что имеют одинаковую славу у Отца Небесного и одинаково почтены милостью Божьею. И вот поэтому был основан праздник в честь этих трех святителей, чтобы тем самым всех людей объединить во едино и вместе почитать этих светильников Церкви. Это - праздник единства, он призывает и нас, дорогие братья и сестры, чтобы мы не разделялись по каким-то причинам в этой жизни, в нашем приходе.

Никифор Савин1.

Царская мастерская Дерево, темпера. Приобретена у него П. Третьяковым, основателем Галереи, в 1892 г. ГТГ, инв.

Все дело в том, что они сами и пример их борьбы с современными им ересями воспринимались Церковью как твердая основа веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Особенно в мире, который с 1000 года со дня на день в страхе ждал конца света, предсказанного в Откровении Иоанна Богослова. Оказалось, что именно эти святые наиболее созвучны христианам на сломе эпох. Жизнь в эпоху перемен Эти три святителя, жившие в IV—V веках, на перекрестке двух культур-гигантов — античной и византийской, оказались в центре великой мировоззренческой трансформации.

Они стали свидетелями решающего для судеб христианства столкновения языческой и христианской традиций и наступления новой эпохи. В смуте и борениях перерождался старый мир. Это было время всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, поиска нового духовного идеала в восточных мистических культах, в истой умозрительной философии, в гедонизме — плотском наслаждении без границ. В это непростое время Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст проповедовали религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, боролись с ересями, толковали Священное Писание, в храмах разъясняли учение о Святой Троице, произносили пламенные речи и возглавляли епископские кафедры. Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, и позднейшие писатели нередко черпали образы в их произведениях. Православная Церковь до сих пор служит литургии по канонам, составленным Василием Великим и Иоанном Златоустом. Святой Амфилохий Иконийский в проповеди в день кончины святителя говорил: «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова.

Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством». Будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий родился около 330 года в знатной и богатой семье. Его дед и бабка во время гонения Диоклетиана семь лет скрывались в лесах. Его мать была дочерью мученика, а отец — известным адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, и пятеро из них были потом причислены клику святых. Рос Василий в родительском поместье, воспитывался матерью и бабкой, первоначальное образование получил под руководством отца, затем учился у лучших учителей Кесарии, потом в Константинополе и, наконец, в Афинах. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, — по словам святого Амфилохия, «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». Вернувшись в Кесарию, Василий первое время преподавал риторику, потом принял крещение, был поставлен чтецом, потом, «желая снискать руководителя к познанию истины», отправился в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам.

Он решил им подражать: раздал имущество бедным, поселился в родовом поместье на берегу реки, собрав вокруг себя иноков, вызвал письмами своего друга Григория Богослова, и они подвизались в строгом воздержании в жилище без кровли, без очага, питаясь самой скудной пищей. Сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести и все глубже вчитывались в Священное Писание. Ересь Ария как импульс к действию Но в царствование императора Констанция Василия призвали к служению: он вернулся в Кесарию, был рукоположен сначала в диакона, затем в пресвитера.

Икона «Три святых»: история и описание образа

Он принял крещение и уехал к своему другу Василию, в монастырь, который тот основал в своем имении в Понте. Но через три года отец, которому нужен был помощник, вызвал его к себе и рукоположил в сан священника, однако Григорий тут же вернулся в обитель. Впрочем, через год все-таки приехал к отцу, но вскоре император Юлиан начал гонения на христиан, и он опять удалился в монастырь. Когда Василий Великий стал архиепископом, он попросил друга возглавить только что образованную им епархию в городе Сасиме, чтобы вместе бороться с набиравшим силу арианством. Григорий не смог отказать, но в Сасиме пробыл недолго и снова сбежал в свою пустынь. А другу написал: «Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок. А для меня самое важное дело — бездействие.

Епископ поневоле А после смерти Василия Великого в январе 379 года его избрали архиепископом Константинополя, города, в котором за сорок лет правления императоров, покровительствовавших арианам, почти все церкви, включая Святую Софию, были арианскими. Григорий остановился в доме своих родственников, устроил там в одной из комнат домовую церковь и начал совершать богослужения. В этой церкви в 380 году он произнес свои знаменитые пять слов «О богословии», принесшие ему славу Богослова. Ариане грозились его убить, кидали в него камни, но через год император Феодосий своим приказом вернул Святую Софию православным и сам ввел в нее Григория. А для решения вопросов, связанных с взаимными обвинениями друг друга в ересях, был созван Собор, получивший название Второго Вселенского. На этом Соборе ереси были преданы анафеме, а Григорий Богослов был признан законным архиепископом Константинопольским.

Но приехавшие позже его противники снова начали распрю, и Григорий, измученный борьбой за власть, которой он не желал, сложил с себя архиепископские полномочия, вернулся в Назианз и перестал ездить на церковные Соборы. Скончался он 25 января 7 февраля по новому стилю 389 года, перед смертью завещав все свое фамильное имение епархии. После него осталось 245 посланий, 507 стихотворений и 45 «Слов». Но биографы утверждают, что в первую очередь он все-таки был не писателем, а оратором, хотя именно его богословие высоко ценили Максим Исповедник, Фома Аквинский и святитель Филарет Московский. В 950 году при императоре Константине Багрянородном мощи Григория Богослова перенесли в Константинополь, в церковь святых апостолов, а в 1204 году крестоносцы увезли их в Рим, где впоследствии в соборе святого Петра для них была устроена специальная гробница. И только в 2004 году, по решению папы Иоанна Павла II, их вернули в Стамбул, где они теперь хранятся в соборе святого Георгия.

Его отец вскоре умер, и воспитывала его мать, которая, овдовев совсем юной — ей не было и 20 лет, — не стала больше выходить замуж и посвятила себя сыну. Он учился у лучших философов и риторов Антиохии, в 18 лет отправился доучиваться в Афины, а вернувшись, принял крещение и через три года был рукоположен во чтеца и стал учеником пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского, написавшего толкования почти на все книги Библии. Проповедь, рожденная в молчании После кончины матери Иоанн принял монашеский постриг и четыре года провел в пустыне, причем два из них — в полном безмолвии, в пещере. Но такая суровая аскеза оказалась ему не по силам: он заболел и вынужден был вернуться в Антиохию, где его вскоре рукоположили сначала в диакона, а потом в священника.

Ты спросишь их об оболах копейках , а они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают: «Отец больше Сына». Справишься: готова ли баня? Говорят: «Сын произошел из несущих». Арий был превосходным знатоком философии, и его христология носила рационалистический характер. Он пытался объяснить природу Христа и его отношения с Богом-Отцом так, чтобы они согласовались с разумом.

Арий стремился избежать тех острых противоречий, перед которыми несовершенный человеческий разум ставило Откровение и православное церковное учение: что Бог одновременно Троица и Единица, что Христос одновременно и рожден, и не сотворен, и т. В защиту Троицы и выступили великие каппадокийцы. Введя понятие ипостаси для разных Лиц Троицы, они провели строгое различие между понятиями «усиа» сущность Бога и «ипостасис», или между «фюсис» природа Бога и «просопон» Лица Троицы. В посвященном своему брату Григорию Нисскому послании Василий Великий определяет усиа сущность Бога как общее, а ипостасис Лицо как особенное, частное. Аналогично, согласно этой логике, «человек» есть усиа, а «Павел» — ипостасис. Как в книге «Вселенские соборы» пишет А. Словом, опуская все подробности предполагая их известными из Патристики , Василий, Григорий Назианзский и Григорий Нисский устанавливают ту отчетливую формулу о взаимоотношении Единой Божественной усиа и Трех Ипостасис, которой мы пользуемся теперь». Философия — служанка богословия Как писал прот. Георгий Флоровский, «арианство поставило перед церковным сознанием философскую задачу. И в философских понятиях и словах ответила Церковь на арианский соблазн».

И Василий Великий, и Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст отличались очень большой ученостью и глубокими философскими познаниями. Про Василия Великого, например, говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». Про него с его другом Григорием Богословом также рассказывали, что они во время учебы в Академии в Афинах знали лишь две дороги: в учебные аудитории и в храм.

Византийский музей. XV век Празднование 30 января Установление празднования трем вселенским учителям разрешило долгий спор среди народа Константинополя о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Каждый из великих святителей казался для его последователей величайшим от чего среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие - григорианами, третьи - иоаннитами. Украинская икона 1-я пол.

Учение о Троице Путь святителей был наполнен испытаниями. В то время споры были настолько актуальны, что разговоры вели в любое удобное время. Арий стремился учить рационалистически. Святители же выступали в защиту Троицы. Ими введено понятие ипостаси для Лиц Троицы. Они также различали сущность Бога, природу Бога и Лица Троицы.

Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В древнерусской литературе была распространена «Беседа трех святителей» в форме вопрос-ответ, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Считают, что основа составлена Киприаном, а Зосима лишь дополнил список, но точный объем добавлений не известен, поскольку индекс Киприана не сохранился. Однако известно, что он существовал, поскольку в списке Зосимы указано: «А се писано из молитвеника митрополита Киприана всеа Руси». Святитель Василий Великий Василий Великий родился в удивительной семье. Дедушка и бабушка святого стали мучениками во время Диоклетианова гонения.

Дядя будущего святителя был епископом. Святые родители Василия воспитали в христианском благочестии девять детей. Из них трое стали епископами, а ещё двое — известными иноками. Помимо Василия Великого, сегодня мы чтим в лике святых его брата Григория Нисского и сестру — преподобную Макрину.

Литургия святителя Василия Великого Семейный достаток позволил будущему архиепископу Кесарии Каппадокийской получить лучшее богословское образование своего времени и дополнить его в Афинах всеми достижениями античных философов. Это позволило святому сформулировать православное учение о Святой Троице, благодаря которому были побеждены ереси Ария и Македония и прекращены тринитарные споры. Святой оставил после себя множество сочинений нравственной и догматической тематики, а также толкований на Священное Писание. Святитель Василий способствовал упорядочению жизни монашества.

Он был сторонником общежительного иночества, предписывал мужчинам и женщинам создавать строго раздельные обители, а также настаивал на социальном служении монахов — создании при монастырях школ, больниц и странноприимных домов.

От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами. По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти. Читайте также:.

Псков; XVI в. Все дело в том, что они сами и пример их борьбы с современными им ересями воспринимались Церковью как твердая основа веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Особенно в мире, который с 1000 года со дня на день в страхе ждал конца света, предсказанного в Откровении Иоанна Богослова. Оказалось, что именно эти святые наиболее созвучны христианам на сломе эпох. Жизнь в эпоху перемен Эти три святителя, жившие в IV—V веках, на перекрестке двух культур-гигантов — античной и византийской, оказались в центре великой мировоззренческой трансформации. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства столкновения языческой и христианской традиций и наступления новой эпохи.

В смуте и борениях перерождался старый мир. Это было время всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, поиска нового духовного идеала в восточных мистических культах, в истой умозрительной философии, в гедонизме — плотском наслаждении без границ. В это непростое время Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст проповедовали религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, боролись с ересями, толковали Священное Писание, в храмах разъясняли учение о Святой Троице, произносили пламенные речи и возглавляли епископские кафедры. Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, и позднейшие писатели нередко черпали образы в их произведениях. Православная Церковь до сих пор служит литургии по канонам, составленным Василием Великим и Иоанном Златоустом. Их жизнь и творения помогают понять, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащие подлинному благочестию. Они не отрицали светской культуры, напротив, призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» Василий Великий. О том, как пользоваться языческими сочинениями». Василий Великий Святой сын святых Праздновать его память Церковь начала сразу после его кончины. Святой Амфилохий Иконийский в проповеди в день кончины святителя говорил: «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова.

Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством». Будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий родился около 330 года в знатной и богатой семье. Его дед и бабка во время гонения Диоклетиана семь лет скрывались в лесах. Его мать была дочерью мученика, а отец — известным адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, и пятеро из них были потом причислены клику святых. Рос Василий в родительском поместье, воспитывался матерью и бабкой, первоначальное образование получил под руководством отца, затем учился у лучших учителей Кесарии, потом в Константинополе и, наконец, в Афинах. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, — по словам святого Амфилохия, «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». В Афинах он сдружился с Григорием Богословом. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий восторженно говорил об этом времени: «Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном — в учении… Нам известны были две дороги: одна — к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — к наставникам наук внешних».

Троице — есть абсолютный эталон для Церкви, и тот кто, кто не согласен в чём-либо с Григорием Богословом, сам себя отлучает от Церкви. Любое Православное Богослужение, на котором мы молимся, во многом состоит из песнопений, сочинённых Иоанном Дамаскиным из перефразированных текстов Григория Богослова. Григорий председательствовал на Втором Вселенском Соборе, под его руководством был написан наш Символ Веры. В отличие от своих друзей святителей Григория и Василия, Златоуст не был систематическим богословом — он не разработал стройной богословской концепции. Но, невзирая на то, что Церковь в первую очередь чествует Златоуста за устный дар его проповеди, сохранившееся от него письменное наследие занимает 12 томов! Именно Златоуст написал наиболее полное изъяснение всего Нового Завета. Его толкование на Четвероевангелие, не сохранившееся во всей полноте до нас, в древности было в Церкви настолько общепринятым и авторитетным, что краткий пересказ этого толкования блаженным Феофилактом Болгарским, помнившим тексты Златоуста наизусть, стал сегодня самым большим авторитетом для человека, желающего изучить Евангелие.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль Но самое большое значение для Церкви имеют толкования Златоуста на послания апостола Павла. Все мнения Иоанна Златоуста по самым сложным местам Павловых посланий приняты всей Церковью, таким образом, не являясь личными мнениями святителя, но именно мнением церковным, каноничным и верным, исключающим множественность иных взглядов. Богодухновенность толкований Златоуста объясняется одним эпизодом из его жития. Монахи, жившие в соседних кельях, по ночам слышали, как Иоанн беседует с кем-то о трудных местах посланий апостола Павла. И однажды, подсмотрев, братия увидели, что человеком, тайно наставлявшим Иоанна, был сам св.

Апостол Павел, истолковывающий Иоанну свои тексты, чтобы до нас было донесено верное их понимание, лишившись которого, почти все современные движения, именующиеся христианскими, на деле является лжеучениями, уводящими в погибель. Выдающиеся проповеди — малой частью записанные и дошедшие до нас, - за которые Иоанн и получил именование Златоустом, по сей день являются прекрасным путеводителем для обмирщённого христианина от соблазнов мiра сего к чистому и праведному христианскому житию. Однако вместе с утверждение недопустимости для христиан участвовать в разных мероприятиях и времяпровождениях, свойственных язычникам таких, как посещение ипподромов и кабаков , Златоусту было свойственно понимание слабости человеческой натуры и трудности христианского делания на первых порах. Его проповеди были проникнуты любовью, сочувствием и искренней заботой о своей пастве. Его трогательное внимание о своей пастве, возможно, было даже более действенным, чем безупречная логика. Однако логика и риторика, Иоанна Златоуста были столь безупречными, что до сих для всех изучающих ораторское искусство — и верующих, и неверующих — проповеди Златоуста до сего дня являются эталоном красноречия. Кроме того, Златоуст прославился и своими обличениями неправедных и развращённых властителей, подававших мирянам дурной пример.

За обличение нечестивой императрицы Златоуст был дважды отправлен в ссылку; во время второй он и преставился Богу.

Содержание

  • Правила комментирования
  • Список святых Собора
  • Собор трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
  • Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста («Добрые плоды Учения»)
  • СВЯТИТЕЛИ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ТРИ СТОЛПА ПРАВОСЛАВИЯ

Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Три столпа Православия

Дядя будущего святителя был епископом. Святые родители Василия воспитали в христианском благочестии девять детей. Из них трое стали епископами, а ещё двое — известными иноками. Помимо Василия Великого, сегодня мы чтим в лике святых его брата Григория Нисского и сестру — преподобную Макрину. Литургия святителя Василия Великого Семейный достаток позволил будущему архиепископу Кесарии Каппадокийской получить лучшее богословское образование своего времени и дополнить его в Афинах всеми достижениями античных философов. Это позволило святому сформулировать православное учение о Святой Троице, благодаря которому были побеждены ереси Ария и Македония и прекращены тринитарные споры. Святой оставил после себя множество сочинений нравственной и догматической тематики, а также толкований на Священное Писание. Святитель Василий способствовал упорядочению жизни монашества. Он был сторонником общежительного иночества, предписывал мужчинам и женщинам создавать строго раздельные обители, а также настаивал на социальном служении монахов — создании при монастырях школ, больниц и странноприимных домов. Святителю Василию Великому принадлежит идея первого комплексного центра социальной помощи, который в честь него получил имя «Василиды».

В ораторской школе Василий познакомился и навсегда подружился с другим будущим столпом Православия — святителем Григорием Богословом, который впоследствии был поставлен им епископом города Назианз, а затем стал архиепископом в новой столице Римской империи — Константинополе. Святитель Григорий Богослов был верным помощником святителя Василия в борьбе с арианской ересью и формировании троичного богословия. Как церковный писатель, святитель Григорий был даже более плодовит, чем Василий Великий, так как был наделён Богом ещё и поэтическим даром. Он оставил нам более полутысячи стихотворений христианской тематики, а его богословские и нравственные сочинения были зафиксированы в форме речей и писем.

Ариане грозились его убить, кидали в него камни, но через год император Феодосий своим приказом вернул Святую Софию православным и сам ввел в нее Григория.

А для решения вопросов, связанных с взаимными обвинениями друг друга в ересях, был созван Собор, получивший название Второго Вселенского. На этом Соборе ереси были преданы анафеме, а Григорий Богослов был признан законным архиепископом Константинопольским. Но приехавшие позже его противники снова начали распрю, и Григорий, измученный борьбой за власть, которой он не желал, сложил с себя архиепископские полномочия, вернулся в Назианз и перестал ездить на церковные Соборы. Скончался он 25 января 7 февраля по новому стилю 389 года, перед смертью завещав все свое фамильное имение епархии. После него осталось 245 посланий, 507 стихотворений и 45 «Слов».

Но биографы утверждают, что в первую очередь он все-таки был не писателем, а оратором, хотя именно его богословие высоко ценили Максим Исповедник, Фома Аквинский и святитель Филарет Московский. В 950 году при императоре Константине Багрянородном мощи Григория Богослова перенесли в Константинополь, в церковь святых апостолов, а в 1204 году крестоносцы увезли их в Рим, где впоследствии в соборе святого Петра для них была устроена специальная гробница.

Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени.

Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.

Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми.

Кто эти святые и почему Церковь в этот день чтит память их троих сразу — об этом тема нашей сегодняшней статьи.

Для начала вкратце скажем о каждом из святителей, чтобы было полное представление и понимание тех событий, о которых мы напишем чуть позже. Василий Великий — святой отец Церкви, принадлежит к числу "великих каппадокийцев", то есть, тех самых церковных деятелей, которые сформировали стройное христианское учение о Святой Троице, боролись с ересью в IV веке н. Так, благодаря Василию, мы имеем иконостас как таковой и особое чинопоследование на Литургии, называемое Литургией Василия Великого, а также некоторые молитвы, составленные им и вошедшие в утреннее молитвенное правило для каждого православного христианина. Святой отец также участвовал в развитии форм организации монашеской жизни, которые соблюдаются и по сей день: отказ от имущества для пострига в монахи и необходимость совместного проживания для монахов.

Григорий Богослов также относится к великим каппадокийцам, как было сказано выше.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий