Народная, священная война.
Правительство Саратовской области
Во время Великой Отечественной войны около 70 фабрик и заводов были эвакуированы в Киров. За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны 50 вагоностроителей наградили орденами, а 2 426 – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Главная → Дополнительные страницы → Великая Отечественная война 1941-1945 годов → Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны. Народная, священная война.
Трудовой подвиг павлодарцев в годы Великой Отечественной войны
Рязанским региональным отделением ООД «Бессмертный полк России» совместно с рязанскими поисковиками была организована выставка экспонатов времен Великой Отечественной войны. С началом Великой Отечественной войны привычный ритм жизни города резко изменился. Самые невероятные подвиги героев Великой Отечественной. Во время сражений с фашистами советские солдаты захватывали без оружия танки, шли с топорами на отряды противника и крушили превосходящие силы в рукопашных схватках. Трудовые подвиги в годы войны К 76-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне мы подготовили проект, включающий истории из личных дневников и воспоминаний уральских студентов, которые в годы войны оставались в тылу, учились и трудились на благо Родины. Участнику Великой Отечественной войны, почетному гражданину г. Мценска, отличнику народного просвещения Лидии Васильевне Петровой исполнилось 90 лет. Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны совершили трудовой и человеческий подвиг.
Их подвиг равен фронтовому
Добровольцем вызвался Николай Сиротинин, простой рабочий парень из Орла. Коля сражался один, как целый батальон. Фото из личного архива Первым же снарядом он подбил головной немецкий танк и еще один - в середине колонны, создав затор. Задача была выполнена. Но Сиротинин твердо решил израсходовать весь боекомплект. Бой продолжался два с половиной часа. За это время было уничтожено 11 танков, 7 бронемашин, 57 солдат и офицеров противника.
Снаряды кончились, Николаю предложили сдаться, но он отстреливался из карабина до последнего... Фашисты были так потрясены героизмом русского, что похоронили его с почестями. Над могилой трижды прогремел залп из винтовок. Танкист-девица 12 февраля 1945 года шли ожесточенные бои за польский город Бунцлау. Выстрелом из «тигра» был подбит Т-34, управляемый опытным механиком-водителем. Боец с трудом вылез из танка, из бедра хлестала кровь.
Сослуживцы стащили с раненого штаны, чтобы сделать перевязку, и обомлели - их Сашка Ращупкин, с которым они бок о бок воевали три года, оказался женщиной! А что было делать 27-летней трактористке, которую упорно не желали брать на фронт? Вот она и выдала себя за парня, произнеся перед доктором на медкомиссии пламенную речь. Фото из личного архива Скрыть пол помогло телосложение и актерские способности. Женя хорошо имитировала мужской голос. А наркомовские сто грамм пила не морщась.
В критические дни объясняла, что, мол, в танке укачало. После «разоблачения» слух о ней дошел до самого маршала Георгия Жукова. Тот приказал было отчислить самозванку, но ее отстоял другой легендарный полководец - Василий Чуйков. А через месяц и война закончилась.
Здесь также работали великие ученые и конструкторы, вклад которых в Победу трудно переоценить, — Курчатов, Королев, Туполев, Петляков. Ускорители для военных бомбардировщиков и реактивные снаряды для бесствольных систем полевой реактивной артиллерии «Катюша» были созданы в конструкторских бюро столицы Татарстана. Все это и многое другое говорит о том, что Казань достойна присвоения звания «Город трудовой доблести».
А главное, что этого хотят и жители города, отметила парламентарий. В качестве примера она рассказала о том, в канун 8 Марта они с председателем Федерации профсоюзов Республики Татарстан Еленой Кузьмичевой встретились с женщинами, которые были награждены орденами и медалями за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. На эту встречу пришли 160 человек.
И создание единой Книги нужно было для того, чтобы не на отдельных фактах, исторических случаях, а в целом на деятельности и поведении людей того времени понять, что это было за время, насколько тяжело было людям достигать Победы в тылу. Это был тяжелейший труд. Надо было работать до последнего - и все работали до последнего. Это трудовой подвиг наших земляков, которым мы, конечно, должны гордиться», - отметил Сергей Ситников. Высокую значимость создания Книги трудовой славы Костромской области отметили представители общественности. Уходит время, остаются последние участники этих событий. Многие из них были незаметны, не награждены орденами и медалями, но они вынесли на себе все тяготы, ковали Победу в тылу. Очень сложно собрать воедино такое большое количество историй людей, но на мой взгляд, проект удался, все получилось.
Как свидетельствуют документальные источники, эти потери составили более половины довоенного состава строителей или около 540 000 личного состава В сложных условиях отступления советских войск ограниченные по численности и возможностям органы оборонительного строительства были не в состоянии без срочной помощи развернуть работы на тыловых оборонительных рубежах. Начались интенсивные поиски новых организационных форм дня строительных органов и частей. То, что не было сделано в мирное время, пришлось осуществлять ценой огромного напряжения всех сил народа в военный период. В ходе войны, методом проб и ошибок, пришлось создавать полевые военно-строительные части и объединения, вплоть до саперных армий, организовывать руководство оборонительными работами на громадной территории, проводить мобилизацию огромных материальных ресурсов народного хозяйства страны. В июне 1941 г. Управление оборонительного строительства Красной Армии было подчинено начальнику Главного военно-инженерного управления генерал-майор КотлярА. При непосредственном участии руководителей инженерных управлений действующих фронтов решались задачи восстановления управления и сосредоточения на новых рубежах, отходящих от западной границы строительных органов, формирования новых частей и постановки им задач. Привлечение на строительство тыловых оборонительных рубежей гражданских специалистов, многих строительных организаций, главных управлений наркоматов, населения, а также военно-строительных организаций, занимавшихся в мирное время сооружением оборонных предприятий, стало важным шагом в поиске лучшей формы управления военно-полевым строительством. На строительство тыловых фортификационных систем в первые месяцы войны были направлены в полном составе более 100 крупных строительных организаций и трестов. В последующем они стали основным костяком большинства военно-строительных частей, соединений и объединений. В третьей декаде августа 1941 г. В соответствии с решениями Государственного комитета обороны ГКО от 22 и 27 августа 1941 г. Происходит новая реорганизация органов оборонительного строительства, вызванная резким ухудшением стратегической обстановки на фронте, произошла на основании постановления ГКО от 13 октября 1941 г. Данное решение о создании Главного управления оборонительного строительства ГУОС НКО положило начало объединению всех сил оборонительного строительства в одном органе. К началу января 1942 г. В них трудилось 20 тыс. Только в течение 1941 г. Во второй половине декабря 1941 г. К 5 декабря 1941 г. К обороне было подготовлено около 100 крупных городов. В соответствии с Постановлением ГКО от 26 марта 1942 г. Было установлено твердое штатное расписание военно-строительных органов и строительных колонн, определена новая организационная структура семи созданных управлений оборонительного строительства. Основная производственная единица новых органов — управление военно-полевого строительства — представляла сильный производственно-технический и административный аппарат, осуществлявший работы придаваемыми строительными колоннами и местным населением. Однако как показал опыт, основным недостатком такой организации было отделение производственно-технического персонала от рабочей силы. Переход Красной Армии от обороны к стратегическому наступлению поставил перед военными строителями ряд новых задач и привел к реформированию структуры оборонительного строительства снизу доверху. На основании приказа Наркома оборона от 21 июля 1943 г. Таким образом, в руках оперативного и стратегического руководства были сосредоточены значительные мобильные возможности для закрепления достигнутых в ходе наступления рубежей, выполнения других военно-инженерных работ. Вместо упраздненных участков военно-строительных работ и строительных колонн были сформированы 190 военно-строительных отрядов или около 1 000 000 одного миллиона личного состава, в которых объединялись техническое руководство со штатной рабочей силой. Постоянство состава вело к росту навыков и накоплению опыта в работе военных строителей. Объединение организационных, контрольных и хозяйственных функций способствовало накоплению у офицеров командных навыков. Органы оборонительного строительства такой структуры просуществовали до конца войны. Они решили большой комплекс фортификационно-строительных, военно-инженерных задач. Лучшие органы и части оборонительного строительства были отмечены правительственными наградами. Наград Родины удостоились более 150 тыс. В годы Великой Отечественной войны был накоплен огромный опыт выполнения оборонительных работ в экстремальных условиях, выросли кадры руководителей, способные решать военно-инженерные задачи любой сложности. Военные строители на объектах стратегической обороны Широко известны и достаточно описаны в литературе героическая оборона Москвы, Ленинграда, Одессы, Севастополя, Сталинграда, Новороссийска и многие другие операции Советской Армии в этот период, в которых очень наглядно и поучительно проявились роль и значение строительства оборонительных сооружений. Например, в Московском оборонительном сражении только на Брянском направлении на фронте в 230 км в течение июля — августа 1941 г.
«Все для фронта! Все для Победы!» История трудового подвига советского народа
Студия "Школфильм". Документальная лента для уроков по истории в 10 классе 1970-е годы не потеряла своей актуальности и сегодня. В фильме рассказывается о са. В годы Великой Отечественной войны Фаине Шаруновой было доверено производства особого сплава – ферромарганца, необходимого для производства броневой стали. Вспоминая героев Великой Отечественной войны, не стоит забывать и о тех, кто работал в тылу. Была награждена медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.» и юбилейными медалями. Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны. Цель работы: сохранение исторической памяти о трудовом подвиге новоторъяльцев в годы Великой Отечественной войны через воспоминания живых свидетелей.
Трудом ковалась Победа
Осуществленная в Советском Союзе эвакуация по своим масштабам и срокам была уникальной производственной операцией. Гитлеровская Германия рассчитывала, по аналогии с оккупацией стран Европы, использовать в своих целях производственно-сырьевую базу и трудовые ресурсы местного населения в оккупируемых районах. С экономической точки зрения, самой главной за всю Великую Отечественную войну победной стратегической операцией являлась переброска из фронтовых и прифронтовых районов огромного количества ценностей, оборудования и миллионов людей на тысячи километров в восточные районы страны, обеспечение в кратчайшие сроки на новом месте выпуска продукции, остро необходимой фронту. Эвакуация людей и предприятий в условиях быстрого наступления немецко-фашистских войск и их союзников является одним из подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны. Это подвиг советского народа, И. Сталина, правительства, рядовых и офицеров войск НКВД и руководителей советских предприятий, без которого не могла наступить победа 1945 года. Первыми из прифронтовых районов отправлялись эшелоны с детьми.
В течение месяца из Ленинграда было вывезено 300 тысяч детей, из Москвы и пригородов — около 500 тысяч. Эвакуация детей продолжалась и в последующем. Проводилась эвакуация и взрослого населения. В сложнейших условиях первых дней войны удалось эвакуировать: - 120 тысяч человек из прибалтийских республик, - 300 тысяч — из Молдавии, более 1 миллиона — из Белоруссии, - 350 тысяч — из Киева, а всего с Украины — 3,5 миллиона человек, - из Ленинграда — 1,7 миллиона, - из Москвы — 2 миллиона человек. Эвакуация промышленности в начале войны. Вывозиться на Восток должны были квалифицированные рабочие и служащие, женщины, старики и дети.
Из оборудования и ресурсов особое внимание уделялось станкам и машинам, цветным металлам, горюче-смазочным материалам, прочему промышленному оборудованию. Из продовольствия в первую очередь предписывалось вывозить запасы хлеба. Несколько позднее был утверждён порядок демонтажа и погрузки оборудования. С самого начала организационная структура Совета была тщательно продумана. Решения являлись обязательными для всех партийных, советских и хозяйственных органов. В 1942 году в целях обеспечения кадрами оборонных отраслей хозяйства была проведена мобилизация трудоспособного населения.
Вывозились на восток культурные ценности музеев, библиотек, дворцов культуры, клубов, в том числе из музеев Москвы, Ленинграда, Новгорода, Пскова, Смоленска, Тулы, Феодосии, городов Украины и Белоруссии. Из Третьяковской галереи Москвы было эвакуировано 18 430 экспонатов, из Русского музея Ленинграда — 300 тысяч экспонатов, из Эрмитажа — 1 миллион 117 тысяч экспонатов. В наиболее напряженное время под эвакуируемыми грузами находилось около половины вагонного парка железных дорог страны. За 6 месяцев они перевезли около 1,5 миллиона вагонов таких грузов. Людей и грузы также перевозил морской и речной транспорт. Во второй половине 1941 года в намеченные сроки было перебазировано на восток 2593 промышленных предприятия, в том числе 1523 крупных.
В 1942 году было эвакуировано еще 150 крупных предприятий. По неполным данным из прифронтовой полосы в восточные районы было перемещено 2,4 миллиона голов крупного рогатого скота, 5,1 миллиона овец и коз, 0,2 миллиона свиней, 0,8 миллиона лошадей, много сельскохозяйственной техники, запасов зерна и другого продовольствия. Предприятия надо было не только перевезти, но восстановить и запустить в эксплуатацию. Многие эвакуируемые предприятия вливались в родственные, имеющиеся на Урале, в Сибири, Поволжье и Средней Азии. Но многие производственные площади строили заново. В июле 1941 года были созданы особые строительно-монтажные части, отличающиеся мобильностью Не столько страх перед наказанием, сколько осознание того, что от их работы зависит судьба страны, помогло труженикам тыла преодолеть многочисленные трудности, решить организационные и технологические проблемы и дать армии достаточное количество качественного вооружения.
К концу 1942 года СССР превзошел Германию в выпуске военной техники не только в количественном, но и во многом в качественном отношении. К 1943 году советская военно-промышленная база была уже полностью развернута. Одновременно была осуществлена и операция по спасению от врага ресурсов сельского хозяйства.
Масштабный промышленный рост в данном регионе был обеспечен за счет развитого сельского хозяйства, а также егооченьсильной взаимосвязис промышленностью, например, без продукции животноводства, то есть определенных расходных материалов и сырья, не могли функционироватьметаллургические производства. Тем самым, благодаря симбиотическим отношениям сельского хозяйства и промышленности данный регион был достаточно эффективным для всей экономики СССР. Правда, стоит отметить, что к 1941 году не было достигнуто окончательного освоения современных технологий, ноуже в 1943 году наблюдался устойчивый рост в промышленности, чему поспособствовал ряд определенных факторов [4, с.
Ученые СССР разработалиновые методики обработки корма для животных, которые не применялись ранее в широком использовании, например, сапропель или крапива. Также еще одним сильным толчком для промышленного ростаданного региона оказалось то, что на фермы и заводы пошли работать вместо мужчин старики, женщины и дети, что можно определенно назвать подвигом см. Таблица1 [4, с. Таблица 2 [2, с. Оборонные предприятий помимо животноводческой продукции были обеспечены большим количеством лошадейв целях помощи в строительстве заводов, изготовлении топлива и доставки продукции [2, с. Ключевой смысл данного предприятия заключался в том, что уголь, добывавшийся на Кузбассе, перевозился по железнодорожному сообщении Транссибирской магистрали в Магнитогорск на металлургический комплекс, а затем обратно на Кузбасс везли железную руду в Новокузнецк также на металлургический завод, чтобы не гонять поездные составы впустую [8, с.
Тем самым было обеспечено эффективное сообщение предприятий, что являлось непосредственным преимуществом перед соперником в годы Великой Отечественной войны. Таблица 1. Наличие трудовых ресурсов в колхозах Урала, тыс.
Кроме того, "Комета" поставляла взрыватели и корпуса снарядов, "НИИ измерительных приборов - Новосибирский завод имени Коминтерна" - радиостанции, "Союз" выпускал стабилизаторы для реактивных снарядов, а радиосвязь Красной армии и флота более чем на семьдесят процентов снабжались производимыми им лампами. Александр Кузьмин, труженик тыла: - В 1943 году мне исполнилось четырнадцать лет, и я вместе с другими мальчишками и девчонками из сельских районов области был мобилизован для работы на предприятиях Новосибирска. Он выпускал гильзы для артиллерийских снарядов. Мы, подростки, работали наравне со взрослыми по двенадцать часов в сутки без выходных, праздников и отпусков. Если надо было, оставались в цехах во вторую смену. Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести".
Александр Грицай, начальник Западно-Сибирской железной дороги: - Присвоение Новосибирску почетного звания "Город трудовой доблести" - историческое событие. Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны совершили трудовой и человеческий подвиг. Неоценимый вклад в Победу внесли железнодорожники. От них зависела оперативная переброска боевой техники, громадного количества войск, их боевое и материальное обеспечение. По железной дороге эвакуировали мирное население и промышленные предприятия.
До Великой Отечественной войны работал в колхозе шофером. С началом боев был призван в ряды Красной армии.
Осенью 1941 года оборонял Москву. Воевал в составе 371-й мотострелковой дивизии 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении от фашистских захватчиков Витебска, Борисова, Вильнюса, Каунаса, был участником штурма Кёнигсберга и Берлина. Дивизия, в которой служил Максим Алексеевич, за отличные боевые действия заслужила четыре благодарности от Верховного главнокомандующего, маршала Советского Союза И. Сталина, была удостоена наименования «Витебская» и награждена орденами Красного Знамени и Суворова второй степени. Во время военных действий Максим Алексеевич Газеев был тяжело ранен, получил контузию, после этого долго лечился в госпиталях. После Победы над Германией был отправлен на Дальний Восток, где участвовал в боях с японскими самураями.
Закончил он войну в звании старшины. За героизм и мужество, проявленные в боях и на полях сражений, Газеев Максим Алексеевич был награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Жукова и юбилейными медалями. Демобилизовался он 1946 году, сначала работал в Магнитогорске на кирпичном заводе, затем трудился шофером на металлургическом комбинате. В 1952 году перешел на работу в Карагайское лесничество Верхнеуральского лесхоза, где трудился более двадцати лет. После войны у моего прадеда родились три сына и три дочери. А те в свою очередь подарили дедушке шесть внуков и шесть внучек.
Скончался Максим Алексеевич 13 марта 2007 года в возрасте 94 лет. По воспоминаниям родных, прадедушка любил играть на гармони и петь песню «На сопках Маньчжурии».
Как Ханты-Мансийск помогал фронту
- Сайты органов власти
- Тюмень в годы Великой Отечественной войны – ГородТ
- Павлова: Трудовой подвиг татарстанцев на войне навсегда останется в нашей памяти
- Сильный духом. Трудовой героизм работников вагонзавода приближал Победу
- «Огнеупорный» сталевар
- Трудом ковалась Победа
Они сражались за Родину. Самые невероятные подвиги героев Великой Отечественной
Да, они не шли под пули, не брали высоты, не форсировали реки, но их вклад в общее дело огромен. Символом трудового героизма стали женщины, они трудились за пределом человеческих сил, считая это не подвигом, а своей ежедневной войной. Они работали под девизом: «Всё для фронта - всё для победы! Вместе с женщинами работали и дети. Они зачастую натерпелись от неё не меньше, чем бойцы на фронте.
Для размещения эвакуированных заводов потребовалось приспособить, переоборудовать и построить вновь более 70 000 кв. Пуск эвакуированных и перепрофилирование местных предприятий на выпуск оборонной продукции происходили в тяжелых климатических условиях тюменского региона осени-зимы 1941-1942 годов. Задачам введения прибывших предприятий в эксплуатацию и переориентированию местных на выпуск военной продукции препятствовали общие трудности — острый недостаток транспорта, электроэнергии. Несмотря на это, уже в 1942 году все они, как самостоятельные единицы или в составе объединенных с тюменскими предприятиями, были введены в эксплуатацию и приступили к выполнению государственных заданий и планов. К январю 1945 года выпуск тюменскими предприятиями промышленной продукции увеличился, по сравнению с 1942 годом, на 102 млн. Тюменский судостроительный завод судоверфь, с 31.
На объединенное предприятие возлагалось строительство малого боевого флота торпедные катера. Кроме того, он выпускал минометы, реактивные снаряды М-13 и полупонтоны с верхним металлическим покрытием. С сентября 1942 по сентябрь 1945 года Тюменский судостроительный завод построил и передал фронту 83 торпедных катера: Г-5 и Г-7 и ТК-123 бис «Комсомолец». Проект катера 123-бис «Комсомолец» был разработан в Тюмени. Всего тюменскими судостроителями построено 165 боевых кораблей. В своем выступлении на XII Тюменской городской партийной конференции секретарь парторганизации судоверфи отметил: «Коллектив завода гордится тем, что созданная им боевая продукция по новой конструкции принята на вооружение Военно-Морского Флота и по техническим и боевым качествам новый объект является лучшим по сравнению с объектами, выпускаемыми в Англии и Америке». В 1944 году началась постройка именных торпедных катеров на добровольные взносы трудящихся. Со стапелей завода сошли катера «Молодой патриот трудовых резервов», «Московский ремесленник», «Алтайский школьник», «Алтаец», «Барнаульский колхозник», «Тамбовский комсомолец», «Ленский речник», «Герой Советского Союза Федя Фомин», «Трудовые резервы Татарии» и звено торпедных катеров Г-5 «Тюменский рабочий». Тюменские торпедные катера участвовали в боях за освобождение Севастополя, Румынии, Югославии, входили в состав I-й Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады торпедных катеров Балтийского флота. Тюменскими корабелами было построено 4 головных катера типа 123-бис «Комсомолец», которые были направлены для выполнения боевой задачи в Кронштадт.
На кораблях, построенных в Тюмени, воевали 12 Героев Советского Союза. Тюменские катера потопили на Черном море 13 вражеских катеров и барж, на Балтике — 13 тральщиков, 7 сторожевых катеров, транспортов и 2 эскадренных миноносца. На 1 января 1942 года на заводе работало 1 193 человека. Ущев писал: «…От имени ветеранов-моряков торпедных катеров Дважды Краснознаменного Балтийского флота да и других флотов хочется сказать тюменцам: низкий поклон вам и большое спасибо, дорогие товарищи, за ваш трудовой подвиг, теплоту и доброту сердец, отданных Победе и людям, временно оказавшимся в эвакуации в вашем городе…». Антонова Тушинского завода авиационной промышленности. Уникальный планер «Крылья танка — 60» КТ-60 , сконструированный и построенный в Тюмени, прошел успешные испытания, но серийного производства не получил из-за прекращения выпуска легких танков типа Т-60. Труженики завода были отмечены государственными наградами, а главный конструктор Олег Константинович Антонов за создание планеров А-7, строившихся в Тюмени, был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «Партизану Отечественной войны I степени» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Фронт требовал увеличения поставок дельта-древесины для производства новой техники. Заводоуковский — ныне г. Заводоуковск Тюменской области , в отдел аэродромного строительства ВВС Приволжского военного округа.
Кроме авиационной фанеры комбинат производил лыжные установки ЛМ для артиллерийских систем, лыжи для лыжных батальонов, пароконные повозки, корпуса для фугасных мин, спички, однотонные резервуары для воды. Тюменский аккумуляторный завод Главного управления смежных производств автотракторной промышленности Наркомата среднего машиностроения СССР был организован на базе Подольского аккумуляторного завода, эвакуированного в Тюмень в 1941 году, как завод-дублер. Первый выпуск продукции планировался в мае 1942 года, но благодаря усилиям рабочего коллектива сделано это было уже в январе 1942 года. Завод выпускал аккумуляторы нескольких типов и модификаций. За годы войны завод изготовил для боевой техники более 400 тыс. Тюменскому аккумуляторному заводу неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя горкома ВКП б и горисполкома, как победителю в социалистическом соревновании промышленных предприятий города Тюмени. Указом Президиума Верховного Совета от 28 октября 1944 года за успешное выполнение заданий Правительства по освоению и выпуску новых типов военной техники и выполнение специальных заданий 10 работников завода были награждены орденами и медалями СССР. Завод также выпускал мотоциклы АМ-600 и запасные части к ним, изготавливал детали для взрывателя типа КТМ-1. В конце 1942 года завод приступил к проектированию по заданию Главного автобронетанкового управления Красной Армии специального мотоцикла тяжелого типа модели TM3-53. Два образца были изготовлены и прошли испытания пробегом Тюмень-Москва уже в ноябре 1943 года.
Впервые изготовленные в СССР мотоциклы TM3-53 были разработаны специально с учетом тактико-технических требований армии. Тюменскими мотоциклами оснащались мотоциклетные роты танковых и механизированных бригад 2-й и 3-й гвардейских танковых армий генералов С. Богданова и П. Мотоциклы, построенные в Тюмени, успешно использовались в подразделениях связи, в штабах полков и дивизий. Одновременно завод специализировался на выпуске химических мин для постановки дымовых завес. Позднее эта лаборатория, возглавляемая академиком И. На предприятии было налажено массовое производство горючей смеси в бутылках для подрыва танков — «коктейли Молотова». Приказом наркома М. Основными видами военной продукции созданного завода были: сигналы СЖ-24, применявшиеся для сигнализации правильной работы шасси при посадке самолетов, автотранспортные гудки, мотоциклетные сигналы, включатели стартера для автомобилей марки ГАЗ-АА и ЗИС-5. Основными заказчиками были Наркомат авиапромышленности и Наркомат танковой промышленности, а также автозаводы.
Орденом Знак Почета» был награжден мастер цеха А. Комаров, медалью «За трудовую доблесть» — начальник цеха А. Карпова, с первых дней пребывания в Тюмени приступил к выпуску медикаментов. Уже в феврале 1942 года для нужд фронта завод начал выпускать сублимированный йод, соли кофеина, химически чистый хлористый натрий для физиологических растворов и другие препараты. Продукция тюменцев направлялась на фармацевтические заводы в Челябинск, Воронеж, Казань, Хабаровск, Москву, Новосибирск. Партии медикаментов поставлялись также на флот и в пограничные войска.
Тем не менее казакам удалось нанести противнику немалый урон. За этот бой Недорубов был награждён звездой Героя Советского Союза. Он оставался в строю до декабря 1943 года. После тяжёлого ранения казак был демобилизован. Скончался в 1978 году в возрасте 89 лет. Захват танка без оружия Красноармеец Иван Середа вошёл в историю благодаря тому, что захватил танк практически голыми руками. Его имя активно использовалось в пропаганде для поднятия духа, особенно в первый период войны, из-за чего ходили слухи, что он выдуманный персонаж. Одна из версий гласит, что повар Середа стоял возле походной кухни, когда туда подъехал немецкий танк. Середа раздобыл топор и подкрался к танку, после чего ударами топора погнул ствол пулемёта и в одиночку заставил экипаж сдаться. Однако данные из официального представления бойца к награде, а также публикации в "Красной звезде", сделанные сразу после подвига, иначе описывают его обстоятельства. Согласно официальным документам, немецкий танк мешал продвижению взвода. Тогда Середа обошёл его и запрыгнул на башню. В наградных документах сообщается, что он руками схватил ствол пулемёта и раскачивал его, не позволяя вести прицельный огонь речь шла о лёгком пулемётном танке "Рено", немцы захватили их во Франции и использовали в первый период войны. Это позволило взводу благополучно миновать сектор огня и пленить экипаж танка. За подвиг Середа получил звезду Героя. В начале 1942 года он был тяжело ранен, но позднее вернулся в строй и прошёл всю войну.
Так, на железных дорогах Тамбовской области развернулось соревнование за увеличение скорости движения поездов, экономию топлива и смазочных материалов, вождение тяжеловесных до 1800 тонн составов. На высоких скоростях, часто без отдыха, водили поезда машинисты паровозного депо Тамбов Дмитриев, Мещеряков, Ильин, Самохвалов, Богданов, а также депо Моршанск — Киршин и др. Машинисты Дегтярёв, Мордовцев, Сова, а за ними и весь коллектив паровозного депо Россошь обязались довести суточный пробег паровозов до 500 км. Замечательный трудовой подвиг совершил помощник машиниста депо Кочетовка Григорий Каширин. Во время чистки топки паровоза провалились колосники. Чтобы поставить их на место, надо было охлаждать паровоз, но это задержало бы на несколько часов отправку срочного военного груза. Рискуя жизнью, Каширин влез в огненную топку и установил выпавшие колосники. Его мужество и выносливость позволили своевременно отправить эшелон с военным грузом. Бригада елецкого машиниста Никифора Афонина доставила срочный воинский эшелон на станцию Ефремов. Развернув на поворотном круге паровоз, приготовились в обратный путь. В это время на станцию ворвались немецкие автоматчики и открыли огонь. Составителя и стрелочника на месте не оказалось, и Афонин решил спасти стоявшие на разных путях вагоны с грузом. Машинист передал управление своему помощнику Закревской, а сам с кочегаром Лицеровым переводил стрелки и сцеплял вагоны. Сформированный состав потянули на перегон. Но неожиданно из-за стрелочной будки у выходных стрелок выскочил фашистский диверсант и перевел стрелку в тупик. Прилагая все силы и внимание, Афонину пришлось применить экстренное торможение. Поезд был остановлен, стрелка переведена на правильный путь. На перегоне немецкая авиация бомбила состав, в результате тендер паровоза был пробит в 7 местах. Заделав пробоины, машинист со своей бригадой сумел благополучно довести поезд до станции Лобаново. За проявленное мужество и героизм Никифор Афонин был награждён орденом Ленина. Летом и осенью 1942 года многие прифронтовые станции подвергались интенсивному обстрелу, особенно перегоны линии Поворино — Сталинград, Балашов — Петров Вал. Самолёты врага непрерывно висели в воздухе, охотясь за поездами и отдельными паровозами. Машинист паровозного депо Отрожка Арзыбов вёл на фронт воинский эшелон. В ходе налёта вражеской авиации на состав было сброшено несколько бомб, паровоз обстрелян бронебойными пулями.
ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ
- Своих не бросаем! Тюменский тыл в Великую Отечественную войну
- Трудовой подвиг советского народа в годы войны
- 3.4 Трудовые подвиги - старшего поколения, женщин, молодежи и детей
- Трудовой подвиг Советского человека (Великая Отечественная: образ героя): invirostov — LiveJournal
Люди, которые в годы Великой Отечественной войны работали на победу в тылу
- Земляки. Подвиг трудового тыла
- Эвакуация промышленности в годы ВОВ
- Ответы : Проект: трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны (кратко) Help
- Новосибирцы отличились во время войны
- Сильный духом. Трудовой героизм работников вагонзавода приближал Победу