Особенностью природных условий Европейского Севера, является суровость климата, преобладание равнинного рельефа, избыточное увлажнение и как следствие развитая речная сеть и обилие озер, развитие тундры и тайги.
Характеристика Европейского Севера
Для той части района, которая находится за Полярным кругом, характерна полярная ночь. Природа разделена на тундру, лесотундру и тайгу. Три четверти площади заняты лесом. Зима в этом районе очень суровая. Южная полоса региона располагает к занятию земледелием и животноводством. Реки и озера В Карелии очень много озёр. Они есть не только на Кольском полуострове, но и в центральной части района. Самые большие озёра — Ладожское и Онежское.
Ладожское озеро находилось на знаменитом «пути из варяг в греки». Онега и Печора — наиболее крупные реки. Почвы и растительность Почва и растительность типичны для севера. Почвы в основном подзолистые и дерново-подзолистые. В почвах присутствует гумус, много болотистых земель. Микроорганизмы в почве, которые образуются благодаря лесной подстилке, играют важную роль в становлении природы. Хвойные леса распространены на территории тайги.
Южнее находятся смешанные леса. В тундре в основном встречаются кустарники. Флора и фауна Большинство хвойных лесов — еловые.
Коренными жителями района являются карелы, коми, коми-пермяки, ненцы, саамы. Выгодность географического положения послужила одной из причин ранней колонизации этого района русскими еще с XII века русские переселенцы осваивали побережья Белого и Баренцева морей. Развитию европейского Севера способствовало его чрезвычайно выгодное ЭГП по отношению к районам Центральной России и внешнеторговым партнерам граница с Финляндией и Норвегией, выход к морям и богатство природными ресурсами нефть, газ, уголь, сланцы, цветные металлы, апатиты, лесные и водные ресурсы.
Природные условия Европейской части России Значительная протяженность района с севера на юг и равнинный характер местности обусловливают проявление отчетливо выраженной зональности природных условий, заключающейся в закономерной смене географических ландшафтов в направлении с севера на юг. Вся северная часть района, располагающаяся к северу от линии, проходящей примерно через Казань - Уфу, принадлежит к лесной зоне.
Piraryky 3 года назад Светило науки - 12333 ответа - 139185 раз оказано помощи Европейский Север расположен в субарктическом климатическом поясе и в умеренном климатическом поясе, в области умеренного континентального климата. Количество осадков от 400 мм на севере до 800 мм на юге региона.
Часть территории расположена севернее полярного круга. Характерны низкие температуры, вечная мерзлота , ветры, заболоченность. Климат Карелии, Кольского полуострова , Вологодской области значительно мягче. Большая часть района занята тундрой , лесотундрой , тайгой. Природные ресурсы очень богатые: нефть , газ, уголь Печорского бассейна, разнообразные руды в том числе аппатито-нефелиновые Кольского полуострова и другое минеральное сырье. Заселение территории началось в XVI в.
Отмечается дефицит трудовых ресурсов.
Реферат по географии «Европейский Север России»
Климатические условия европейского севера России. Особенности климата на севере. Различия в климате Европейского Севера отражаются в сроках наступления, продолжительности и температурах сезонов года. географическое положение, особенности природы и размещения населения. Вследствие того, что большая часть территорий Европейского Севера расположена за полярным кругом, можно утверждать, что климат региона суровый. Хозяйство европейского севера: Месторождение апатито-нефелиновых руд – Кольский полуостров, Хибины. Изменения и изменчивость климата европейского Севера.
Опишите климат европейского севера?
географическое положение, особенности природы и размещения населения. В нашей статье рассмотрим Европейский север России, климат и географическое положение, флору и фауну, плотность населения и крупные города. Пространство, относящееся к Европейскому Северу, неоднородно. Так, например, из-за влияния Атлантического течения климат на Кольском побережье мягче, чем в восточных частях региона.
Климат территории европейского севера
На базе этого комбината был построен город Кировск. На основании медно-никелево-кобальтовых руд был создан металлургический комбинат «Североникель» в городе Мончегорске. Другое важное направление развития — формирование в Мурманске рыбного порта и большой рыболовной флотилии. Кроме того, была создана база Северного морского флота. В годы войны на Европейском Севере построена Печорская железнодорожная магистраль для снабжения Ленинграда и других городов углем, который начали добывать в Печорском бассейне. В послевоенный период экономика Европейского Севера пополнилась крупным предприятием черной металлургии — Череповецким комбинатом «Северсталь». Этот завод использует руды Кольского полуострова и коксующиеся угли Печорского бассейна. Несмотря на огромные расстояния перевозок сырья и топлива, производство металла здесь выгодно, так как комбинат находится вблизи крупнейших потребителей металла — Санкт-Петербурга и Москвы, получая из них дополнительно металлолом. Промышленное строительство в районе Воркуты обходится в 2 раза дороже, чем в Центральной России. Поэтому в угольной промышленности эффективны только новейшие высокомеханизированные шахты Воргашорская.
На многих старых шахтах, несмотря на реконструкцию, производительность труда низкая. Это влечет за собой безработицу шахтеров, миграцию населения в другие районы. Более эффективно развитие нефтегазовой промышленности, которая имеет огромные перспективы в связи с открытием многочисленных, в том числе сверхкрупных месторождений Штокмановское в Баренцевом море. Но и оно требует значительных затрат, в том числе и для создания нефтегазовых платформ, решения проблем транспортировки. Для перевозки нефти с морских месторождений создаются специальные танкеры с ледовой защитой, а в перспективе могут быть использованы грузовые атомные подводные лодки. Лесная промышленность Одной из важнейших отраслей экономики Европейского Севера была и остается лесная промышленность. Исторически заготовка древесины велась по берегам сплавных рек — Северной Двине, Онеге и др. Поэтому, именно в этих зонах, запасы леса сильно истощились. Крупнейший центр переработки древесины — Архангельск.
Основная его продукция идет на экспорт. Помимо Архангельска на Европейском Севере построено много лесопромышленных комплексов и целлюлозно-бумажных комбинатов. Сыктывкар, Кондопога и Сегежа. Эти комбинаты стали крупными загрязнителями рек и воздуха, так как имеют несовершенные очистные сооружения. Топливно-энергетический комплекс На реках Европейского Севера построены системы и каскады небольших, но эффективных гидроэлектростанций. Кроме того, созданы тепловые электростанции на базе печорских углей. В Кислой губе действует первая и единственная в России станция, использующая энергию морских приливов - Кислогубская ПЭС. Стабильность природной среды в этих условиях без преувеличения является залогом жизни на полуострове, ведь основная часть населения Мурманской области сосредоточена в районах добычи полезных ископаемых и на побережье Кольского залива. Металлургия Важная отрасль специализации Европейского Севера — металлургия.
В Кольско-Карельском подрайоне работают комбинаты, производящие медь, никель, кобальт «Североникель» и «Печеганикель». Они используют руду, привозимую Северным морским путем из Норильска. Два алюминиевых завода построены на юге Кольского полуострова в Карелии Кандалакша и Надвоицы. Особое значение имеет крупнейший завод черной металлургии — Череповецкий «Северсталь». Он занимает 1 место в России по производству листового проката, который направляется на автозаводы, судостроительные предприятия Санкт-Петербурга и трубопрокатные заводы. Гигантский комбинат в то же время является одним из крупнейших загрязнителей природы. Здесь в многочисленных центрах расположена сложная система производств, обслуживающих военно-морские базы Северного флота Североморск, Полярный, Снежнегорск, Гаджиево, Заозерск, Островной. В городе Северодвинске помимо строительства и ремонта атомных подводных лодок, создаются мощные платформы для добычи газа и нефти в Баренцевом море. Другие важные военные объекты Европейского Севера: космодром у станции Плесецк и полигоны для испытания ядерного оружия на Новой Земле.
Со сверхмощной системой ВПК связаны сложные экологические проблемы. Транспорт Республика Карелия Через территорию республики проходят магистральные пути , железная дорога на Мурманск, Беломорско-Балтийский канал. Протяженность железных дорог - свыше 2000 км. Сани и машины, груженные лесом, передвигались по зимникам - проложенным в снегах дорогам — к единственной железнодорожной линии, пересекающей Карелию с севера на юг. Дорога эта, построенная в 1916 г. Только в середине 70-х гг. С тех пор леса Карелии стали ещё доступнее для вырубки, а кроме того, появилось много автотуристов и сборщиков грибов и ягод. Республика Коми Во многом республика своим экономическим развитием обязана транспорту. Постройка в 1941 г.
До революции часть территории Коми входила в Архангельскую, другая часть в Вологодскую губернии. В настоящее время протяженность железных дорог составляет 1262 км. На втором месте - трубопроводный транспорт по грузообороту на первом ; здесь начинаются международный газопровод "Сияние Севера" от г. Вуктыл и нефтепровод на Ярославль. На третьем месте водный транспорт судоходные реки 6,1 тыс. Автомобильный транспорт обслуживает местные перевозки. Архангельская область Протяженность железных дорог 1,7 тыс. Длина судоходных участков рек - 3,8 тыс. Здесь находится пока единственный в России космодром вблизи г.
Важнейшие промышленные центры: Архангельск здесь сосредоточен комплекс деревообработки , мебель, целлюлоза, бумага, продукция лесохимии; судостроение и производство оборудования для лесной индустрии ; Северодвинск 250,0 крупнейшая военно-морская верфь ; Котлас 61,2 и соседняя Коряжма 43,1 ЦБК, судостроение и обслуживание предприятия. Старейший центр художественных промыслов - Сольвычегодск 4,0 - ныне известен как бальнеологический курорт. Вологодская область Транспортная сеть определена промежуточным положением области между индустриальными районами Центра, Северо-Запада и ресурсными районами, а также морскими портами Европейского Севера. Водные пути связывают область с бассейнами Белого и Балтийского морей и Волги через Волго-Балтийскую систему ; судоходные пути - 11 тыс. Общая протяженность железнодорожных магистралей на Москву, Архангельск, Воркуту, Петербург, через Буй на Урале составляют 739 км; автомобильных дорог - 10 тыс. Общая обеспеченность территории современным транспортом остается низкой. Первый 250-метровый канал невдалеке от Вологды был прорыт ещё в 1237г. Сyдoxодныe пути, соединявшие бассейны Cухоны и Волги, прокладывались в эпоху Ивана Грозного. В начале XIX в.
Более скромная по размерам Северо-Двинская водная система в 1828г. В 1872 г. После создания надёжной транспортной сети стали возникать крупные предприятия по переработке древесины. На пересечении железной дороги с лесосплавной Сухоной, где сейчас стоит город Сокол, уже в 1900 г. Мурманская область Транспорт - один из ключевых факторов хозяйственного развития области, особенно после проведения железной дороги в 1916 г. В настоящее время протяженность стальных путей 903 км, 341 км электрифицирован, проектируется строительство ветки в Норвегию. Протяженность автомобильных дорог - около 2 тыс. Но главное, конечно, это морской транспорт внешнеторгового назначения. Кроме того, Мурманск является начальным пунктом Северного морского пути по обслуживанию российского побережья Северного Ледовитого океана.
В стране область выделяется своими портовыми функциями, изделиями рыбной промышленности и цветной металлургии, а на апатито-нефелиновом сырье работают практически все глиноземные и алюминиевые заводы и заводы фосфатных удобрений Европейской России. Население 351,6 тыс. Город расположен в устье реки Северная Двина в 40-45 км от места впадения её в Белое море. Территория городского округа «Город Архангельск» составляет 29442 га, также в городе находится административный центр другого муниципального образования области Приморского муниципального района. Городские набережные протянулись вдоль речных рукавов на 35 км. Первые русские поселения на мысе Пур-Наволок, на излучине болотистого правого берега Северной Двины, были основаны новгородцами ещё в XII веке. К тому же времени, по преданию, относится возникновение в этом месте Михайло-Архангельского монастыря, названного так по имени Архангела Михаила. Однако впервые монастырь упоминается в летописи только в 1419 году. Около обители располагались поморские селения Низовской волости — Лисостров, Княжостров, Уйма, Лявля и другие.
С этого времени начинается торговля с англичанами и голландцами в устье Северной Двины. Вскоре после этого вокруг монастыря уже стояли многочисленные иностранные фактории, а также склады, амбары и избы купцов из Холмогор, Вологды и Москвы, приезжавших сюда на сезон навигации. Образовавшееся поселение получило название Новые Холмогоры и на полтора века стало единственным морским портом России. Огородников Очерк истории г. Архангельска в торгово-промышленном отношении. В 1584, который и считается годом основания города, воеводы спешно, «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря» «Двинской летописец», запись под 1584 г. Напротив крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань, укрепив берег бревенчатым обрубом. Помимо резиденции воеводы и Михайло-Архангельского монастыря, в крепости находились холмогорские и московские стрельцы. Под ее стены были переведены на пристань торговые фактории англичан и голландцев.
В 1587 г. Рост торговли сопровождался и ростом города. Плотная деревянная застройка была причиной множества пожаров, в одном из которых, в 1637 году, сгорел давший название городу монастырь. Но город быстро отстраивался заново. В 1684 году был построен обширный каменный Гостиный Двор, значительная часть которого хорошо сохранилась до настоящего времени. Здание Гостиного двора, помимо торгового имело и важное оборонное значение ввиду вновь назревавшей войны со Швецией. Плоские верхи угловых и центральной башен являлись площадками для пушек раскатами. Благодаря этой выгодной позиции можно было держать под обстрелом главное направление вражеского приступа — реку. Активная деятельность международного торгового порта преобразовала во второй половине XVII в.
Его центром сделался порт. Прежний город—деревянный острог—оказался как бы отодвинутым в сторону и потерял часть своих административных функций, поскольку приказная изба была выведена из него в «каменный город». Первооснова города — восстановленный Михайло-Архангельский монастырь — еще ранее был перемещен на его южную периферию. Иностранная слобода потеснила русский посад. В городе появились здания лютеранской и реформаторской церквей. К концу XVII в. Таким сложился Архангельск к эпохе Петра I. Интерес Петра Великого к единственному в то время русскому морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве флота. Петр I впервые прибыл в Архангельск 30 июля 1693 года.
Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми». Свыше двух месяцев царь провёл в Архангельске, познакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей и отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи. С середины 18 века верфь, имевшая к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством. После окончания Северной войны верфь была закрыта, но в 1733 году строительство судов на ней возобновилось. За полтора века здесь было построено около 700 больших и малых судов. Павел», а в свой следующий приезд в город, 20 мая 1694 года, подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду. Тогда же Петр совершил морское путешествие к Соловецкому монастырю. Петр I в третий раз приехал в Архангельск 30 мая 1702 года, взяв с собой сына Алексея, большую свиту и пять батальонов гвардии. Он поселился в специально срубленном для него домике на острове Маркове напротив строившейся Новодвинской крепости, чтобы лично руководить строительством крепостных сооружений.
Освежим память Слайд 3 Особенности природы Продолжительность полярной ночи здесь может быть от 24 часов до 64 дней. Зима суровая. Лето прохладное. Количество осадков увеличивается во второй половине года. Присутствует многолетняя мерзлота.
В Баренцевом море заканчивается теплое Северо-Атлантическое течение, благодаря которому мурманский порт не замерзает. Для всей территории района характерна высокая влажность воздуха и низкая испаряемость. Этим объясняется наличие больших площадей болот, множество озер и рек. Европейский Север.
В июне самая холодная погода отмечается на полуострове Таймыр, на мысе Челюскин и в Диксоне, самом северном посёлке городского типа в России.
Однако самый холодный абсолютный максимум температуры отмечается на острове Визе. По поводу самой низкой температуры, которая когда-либо была в России, до сих пор ведутся споры. Вместе с тем существует и другой населённый пункт — Оймякон в котором серийные метеонаблюдения начали проводиться значительно позже , в котором, по расчёту учёных, могли быть в то время более низкие температуры. Однако и это не предел, вполне возможно, что там температура воздуха пересекала и 90-градусную отметку. Эта температура была зафиксирована 17 января 1973 года [4].
Абсолютный минимум температуры в России в январе, марте, августе, сентябре, ноябре и, возможно, в декабре отмечался в Оймяконе кроме 2 городов Чукотского автономного округа, в июле также в Оймяконе , в феврале, апреле, мае, октябре и, возможно, в декабре — в Верхоянске, в июне на Мысе Челюскин и в Диксоне. Солнечное сияние Наибольшая продолжительность годового солнечного сияния более 2500 ч. Самым солнечным городом России является Борзя, административный центр Борзинского района Забайкальского края. Среднегодовое число часов солнечного сияния в год в нём — 2797 3104 в 2017 г.
В тундре в основном встречаются кустарники. Флора и фауна Большинство хвойных лесов — еловые. Лиственные леса богаты дубом, клёном, ясенем. В лесах встречаются черника, брусника, папоротники. Вообще, лесная зона имеет очень богатую флору, можно насчитать более тысячи видов растений высших видов. Фауна тоже достаточно интересна. Можно даже встретить белого аиста. Часто встречающиеся звери — куница, косуля, кабан, соболь. Полезные ископаемые Территория Европейского Севера богата полезными ископаемыми. Гранит и мрамор добывались ещё в эпоху создания Петром Великим Санкт-Петербурга. Кольский полуостров изобилует железными рудами и рудами цветных металлов. В других частях района много бокситов, есть нефть, газ и каменный уголь. Имеются залежи таких металлов, как вольфрам, молибден и др. Население севера России В список коренных народов Севера входят ненцы, коми , карелы, манси, ханты, ижорцы, саамы и другие. Всего численность населения Европейского Севера — 5,9 миллионов человек. На один квадратный километр в среднем приходится по три человека. Предприятия и промышленность Европейского Севера Города региона имеют отчётливое подразделение в зависимости от экономической деятельности и специализации. Среди городов встречаются центры, специализирующиеся на добывающей промышленности, целлюлозно-бумажной отрасли, лесопереработке.
Характеристика европейского севера тип климата
Для европейского Севера характерно значительное колебание температуры в течение суток, достигающее зимой 15-20С. Изменения и изменчивость климата европейского Севера. Европейский Север расположен в субарктическом климатическом поясе и в умеренном климатическом поясе, в области умеренного континентального е температуры воздуха в зимний период от -15° до -20°, а в летний период от +10° до +16. Пояснения: Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик учителя о географическом положении и особенностях природы Европейского Севера, его населении. Европейский Север: географическое положение и природа. Видеоурок 22.1.