Традиции свадебного дня. Современные свадебные традиции в России Современная свадьба в России вобрала в себя гремучую смесь из исторических традиций, которые были перемешаны с обычаями советской эпохи и разбавлены новизной перестройки и «лихих 90-х». "Русская свадьба" покажет живописные полотна, костюмы, иконы и памятники декоративно-прикладного искусства, а также свадебное угощение.
Исторический музей знакомит жителей Тулы с истоками русского свадебного обряда
Свадебные традиции в XIX веке: ярмарки невест, сватовство и мальчишники | О том, как проходили свадебные обряды у малых народов России – в материале «МИР 24». |
Исторический музей знакомит жителей Тулы с истоками русского свадебного обряда | После соблюдения всех традиция Жасмин устроила для молодоженов уже более яркий праздник со звездными гостями. |
План традиционной русской свадьбы | Свадебный портал для молодожёнов расскажет, какие традиции на свадьбе в России всё больше становятся популярны, а какие свадебные обряды отходят на второй план. |
Русская свадьба
О том, как проходили свадебные обряды у малых народов России – в материале «МИР 24». Из голливудских фильмов в российские свадьбы пришла традиция проводить церемонию с клятвами. Свадебные традиции народов России — колоритные факты из древних обрядов у малых народностей страны.
Навигация по записям
- Русская свадьба
- Больше не «Горько!»: как проводит свадьбы молодежь и почему банкеты больше не в моде
- Современные свадебные традиции и обряды. Какие обычаи были на свадьбе в старину?
- Свадебные традиции и обычаи в России - церемонии и обряды на свадьбе
Свадебные обряды и традиции
Жители Тулы предоставили более 110 фотографий разных лет в рамках акции "Свадебный альбом", приуроченной к открывшейся в пятницу в Тульском филиале Государственного исторического музея ГИМ выставке "Русская свадьба. Традиции и обряды". Эти документы вошли в мультимедийный альбом, который можно увидеть в экспозиции, передает корреспондент ТАСС. Спасибо вам большое за сохранение памяти, за ваше отношение к истории, к семье", - сказал на церемонии награждения участников акции генеральный директор ГИМ Алексей Левыкин. Всего жители Тулы прислали более 110 фотографий разных лет, самая старая - 1902 года.
Весь процесс мог проходить без невесты, ее желание мало интересовало участников церемонии. Что характерно, на сватовстве было не принято говорить прямо, использовались косвенные выражения. Сваты заводили разговор издалека, ведь отец молодой первый раз должен был ответить отказом.
Хотя во многих случаях, именно он был больше всех заинтересован в браке. Поэтому церемония отдаленно напоминала торговлю — будущий тесть расхваливал свою дочь и приданное, а сваты хвалили жениха и его род. Смотрины Во время сватания вопрос женитьбы еще не решался положительно. Поэтому следующий этап — это смотрины, визит родителей невесты к жениху. По старой православной традиции муж забирал жену к себе домой. Поэтому отец будущей новобрачной ехал смотреть на хозяйство, в котором будет жить и работать его дочь. Формально именно во время смотрин родители жениха впервые могли посмотреть на невесту и пообщаться с ней.
В некоторых регионах обряд смотрин проходил иначе — родители жениха ехали после сватов к родителям невесты. В любом случае, именно на смотринах семьи принимали окончательное решение о браке и о размере приданного. Для невесты этот день был самым важным. Понятно, что формально решение принимал всегда глава семьи. Но мы то знаем, что решение вместо мужчины часто принимает женщина, будущая свекровь. Обручение в русской традиции Благословение невесты Помолвка в православном мире сильно отличалась от западного.
Еще раньше фату заменяли почти непрозрачной шалью. Невеста надевала ее при выходе из родительского дома и не снимала до самого замужества, поскольку считалось, что в этот период она остается без защиты и уязвима перед злыми духами, а под шалью они не смогут ее отыскать.
Обручальные кольца К обручальным кольцам тоже предъявлялись особые требования. Они могли быть из любого материала, но неизменным оставалось одно — поверхность должна быть гладкой, без рельефа, камней, сколов или царапин. В период с момента сватовства и до свадьбы у невесты было много забот. В первую очередь ей нужно было расшить рушник, который будет использоваться во время благословения, а затем останется в семье молодоженов, как оберег от горя и несчастья. Вручную расшивалась и рубаха, которую затем надевал жених на свадьбу. Заботы жениха У юноши тоже была своя подготовка к бракосочетанию, хоть и не такая скрупулезная — ему требовалось собрать богатый букет для своей возлюбленной. Флористических магазинов раньше не было, поэтому растения добывались из садов родственников и соседей, причем они не могли отказать жениху. Он преподносил собранный букет невесте в день свадьбы, а затем девушка выбирала оттуда самый красивый бутон и прикрепляла к рубахе своего суженого.
Это прообраз свадебного букета и бутоньерки, но сейчас невеста вряд ли доверит возлюбленному выбор цветочной композиции, поскольку она должна сочетаться со всем образом в целом. Жених ехал за своей будущей женой на торжественном поезде. Железных дорог в деревнях не было, это просто символическое название процессии, в которую, помимо самого юноши, выходили его братья, друзья и родственники, кроме родителей. Они оставались дома, чтобы осуществить последние приготовления к празднованию. На всем пути проезда ему устраивали препятствия, например, в виде телеги посередине дороги. Жених откупался от предприимчивых соседей вином, брагой, конфетами или монетами. В доме невесты, кстати, ему тоже не открывали ворота добровольно, а иногда еще и прятали невесту, отдавая ее только за внушительный выкуп. Венчание Свадьбой в прямом смысле этого слова считалось венчание в церкви.
Сейчас этот обряд можно назвать дополнительным к официальной росписи, и его можно проводить или не проводить по желанию. А раньше те, кто не венчался, официально не считались мужем и женой, и если мужчина и женщина жили вместе без этого обряда, то это считалось греховным. К этому таинству тщательно готовились, подбирали подходящие наряды , которые затем считались магическими. Во время венчания молодожены закрепляли свое решение о создании семьи в глазах бога. Когда молодые выходили из церкви, гости осыпали их зерном — овсом, ячменем, просо и т. Так друзья и родственники желали новоиспеченным супругам достатка и благополучия. Сейчас вместо зерна используют рис, мелкие монетки или лепестки роз, но традиционный русский свадебный обряд уже потерял свой изначальный смысл. Застолье Самая любимая часть всех присутствующих на свадьбе — это застолье.
На Руси его устраивали родители жениха, причем к приготовлению угощений могли привлекаться чуть ли не все женщины с деревни.
В рамках помолвки часто совершалось домашнее обручение, которое заключалось в следующем. Парень и девушка клали свои кольца в эту посуду. Затем отец невесты три раза передвигал эти предметы. Таким образом, перед парнем оказывалась посуда с кольцом девушки, а перед девушкой — посуда с кольцом парня.
Жених и невеста надевали их. Есть версия, что само слово «обручение» происходит от одного из названий колец — «обручей». На будущих супругов иногда надевали один на двоих меховой тулуп либо плащ , покрывая их с головой. Его приносил жених. Обычно это трактуют как символ покровительства, которое с этой поры обязан обеспечивать девушке её суженый.
После помолвки невеста называлась «сговоренка». Будущих супругов могли называть «помолвленные». То же значение и у слова «наречённые». Дарили ли на Руси кольца? Только что мы говорили об обычае обмена кольцами, часто проводившемся на помолвке, теперь рассмотрим происхождение этой традиции.
Дело увенчалось успехом, и папа начал заочное венчание. Однако все были удивлены, что русский государь не передал с послами своё кольцо для обряда. На этот вопрос присутствующий уполномоченный Иван Фрязин ответил, что такого обычая на Руси нет. Из данного сообщения некоторыми делается неправильный вывод, будто на Руси не было обручения вообще, и только после приезда Софьи Палеолог оно получило распространение в нашей стране. На самом деле на Руси в то время не было обычая обмена кольцами на венчании, тогда как обручение перед свадьбой было широко распространено.
Видный историк М. Никольский показал, что обмен кольцами возник на Руси задолго до введения христианства. В Переяславльско-Суздальской летописи отмечено: выбор суженого совершался на языческих праздниках в полях путём «пръест ручных показана, и от пръстней даралагания на пръеста чюжия»; также использование перстней в качестве атрибутов супружества указывается в «Слове об идолах» как дохристианский славянский обряд. На сохранившемся до наших дней памятнике славянского язычества, Збручском идоле, найденном на территории нынешней Украины и датируемым X веком, есть изображение богини с кольцом в руке. Считается, что это покровительница брака Лада.
Таким образом, изначально на Руси обмен кольцами происходил дома и за несколько недель до свадьбы. Но всё переменилось в 1702 году. Петр I издал указ, согласно которому не нужно было обручаться заранее, это разрешалось делать только в церкви перед венчанием, да и то было необязательно. По замыслу Петра I, указ должен был уничтожить юридическую силу обручения. Однако простые люди закон восприняли не в полной мере, и многие крестьяне всё равно продолжали проводить обмен кольцами в честь помолвки.
В итоге, во многих деревнях обручение стали проводить дважды: первый раз — дома во время предсвадебного цикла, и второй раз — в церкви перед венчанием. Церковное обручение не сразу пришло к тому виду, который знаком современным россиянам. Одним из промежуточных вариантов в его развитии из домашнего обряда был такой: супругам кольца надевал священник золотое — мужу, серебряное — жене , после чего поддружье три раза менял их на пальцах новобрачных. Таким образом, исконно русский помолвочный обычай — это обмен кольцами. Но были случаи, когда не два, а только одно кольцо было свадебным предложением.
В 1647 г. В России в XIX веке уже был распространён аналогичный обычай: в день помолвки жених должен был наряду с предметами одежды подарить невесте кольцо. Со стороны невесты отвечать тем же не предполагалось. Однако передачу этого ювелирного изделия нельзя назвать приглашением выйти замуж, это дополняющий обычай, а не основной как бывает у героев голливудских фильмов. Достоверно неизвестно, когда в России появилось поверье о том, что гладкие обручальные кольца будут способствовать мирной семейной жизни.
Интересно, что к концу XIX века повсеместно в России распространилось аналогичное поверье относительно свадебных нарядов: люди стали считать, что они должны быть однотонными, чтобы супружество было спокойным хотя на протяжении всей истории русские свадебные костюмы пестрели вышивкой, орнаментами и тесьмой. Вероятно, именно тогда вошли в моду и гладкие обручальные кольца. Глава 3. Подготовка торжества Когда достигнуты договорённости о свадьбе, жених и невеста помолвлены, начиналась основная пора подготовки свадебного торжества. Значительная часть организационных забот ложилась на плечи старших членов семейств жениха и невесты.
Подготовка велась в соответствии с многочисленными правилами и поверьями. Затраты перед свадьбой На Руси невеста дарила жениху комплект свадебной одежды, сделанный своими руками: шапку, пояс, рубаху, штаны. Жених присылал невесте в подарок туфли и аксессуары, которыми она должна дополнить свой свадебный костюм, а также косметику и предметы рукоделия. Сторона жениха должна была обеспечить формирование свадебного поезда и приготовление угощения для основного пира. Члены семьи невесты брали на себя заботы по подготовке свадебного костюма и приданого невесты, состоящего из её личных вещей и хозяйственных принадлежностей.
Важно было передать большое количество постельного белья, подушек, перины. В том числе сторона невесты готовила и бельё для брачного ложа молодых. Они же устраивали праздничный стол для помолвки, встречи жениха после выкупа. Кто шил свадебное платье? Сразу после принятия решения о свадьбе вся женская половина семьи невесты спешила помочь ей закончить свадебный наряд.
В русской традиции считалось нормальным шить самой себе свадебное платье. Более того, именно собственноручно сделанный наряд лучше всего привлекал удачу. Особое значение придавалось нижнему платью рубахе, сорочке , которое изготавливалось в особые дни: в причитаниях невесты говорится, что «тонку-белу сорочечку» по три ноченьки вышивала, «в перьву ноченьку Христовськую, во другую во Иваньиньскую, в третью ноченьку Петровськую». После свадьбы эту же обережную рубаху невеста надевала по праздникам. Другие детали наряда девушка тоже могла сшить сама, но часто ей помогали родственницы и подруги.
Они делали это очень охотно, ведь считалось, «кто шьёт для невесты — молодеет». Рушники На русской свадьбе использовалось большое количество рушников: вы увидите это, читая книгу. Из них самые важные: Рушники, на которые клали хлеба и которыми наряжали иконы для благословения молодожёнов; «Союзные рушники» 2 — для связывания молодых. Зачастую во время обрядов молодые стояли на так называемом подножнике, который мог быть рушником, просто куском ткани или мехом. Также рушники часто повязывали на себя как отличительные знаки друзья жениха и дружко, реже — сами жених и невеста.
В старину рушниками обвязывали дуги над повозками свадебного поезда, клали вдоль спин лошадей.
Свадебные традиции в XIX веке: ярмарки невест, сватовство и мальчишники
Свадебные обычаи и традиции.
Они не должны показывать, что им предстоит семейная жизнь. Поэтому пока гости веселятся, жених со своими друзьями сидит в другой комнате, а невеста молча смотрит, как все танцуют.
В старину в Архангельской губернии жених и невеста перед тем, как стать мужем и женой, должны были пройти не один обряд. Начиналась свадьба со сватовства: жених приходил в дом невесты и старался впечатлить ее родню. Если ему давали согласие на брак, следующим шагом было так называемое рукобитье.
В день рукобитья жениху предстояло снова прийти в дом невесты, но на этот раз испытание поджидало свата. Он должен был взяться за руки с отцом невесты, а ее мать — разбить их рукопожатие в знак договоренности между сторонами. С этого дня начинались приготовления к сватанью — не путать со сватовством!
На сватанье жених являлся уже не просто со сватом, а с попом, и проходило это в его собственном доме. Приглашенный священник должен был благословить жениха и невесту. Потом начинались приготовления к венчанию.
Не зря слово «невеста» означает «невесть кто», то есть неизвестная и забытая всеми. После причитания плакальщицы накрывали невесту шелковой фатой и отправляли молодых в церковь на венчание. Там сватья на паперти расплетала ей косу и связывала волосы лентой.
После службы с невесты снимали фату и вводили в дом жениха. Там происходил обряд с зеркалом — в него молодые должны были посмотреться вместе, ведь им теперь все предстояло делать вместе. И даже ели они за праздничным столом с одной тарелки.
Встреча молодых в доме жениха была самым важным моментом. Перед ними было принято расстилать на крыльце холст, ситец или сукно, которое протягивали до самого порога избы. Мать жениха выходила к молодым с чашей ячменя и бросала в них зерно, приговаривая: «Не жито сею, счастье сею».
Затем мать жениха давала свое благословение хлебом, солью и иконой. Хлеб три раза прикладывали к головам жениха и невесты, потом молодые кланялись и входили в дом. Переступая порог дома, невесте надо было тихо сказать: «Волк в избу, овцы под лавку».
Это своего рода заклинание позволяло ей не оказаться в полном подчинении мужа и его родни. У них идеальным свадебным сезоном в старину считалась зима, поскольку сибирским невестам было принято дарить конину, а в морозы мясо хранится лучше. Главным действующим лицом на якутской свадьбе выступал, конечно, шаман.
Начиналась якутская свадьба в юрте невесты.
Все мы помним эти ресторанные залы с обильными связками разноцветных цветов — и чем больше, тем лучше. Современные организаторы ушли от этой моды на аляпистость. При этом хочется местами выходить за рамки классического оформления и с помощью разных деталей показывать особенности и интересы пары. Фото из личного архива Это может быть звучащая на фоне любимая музыка молодоженов или тематические интерактивы вроде настолок, в которые они любят играть. На мой взгляд, идеальная свадьба получается тогда, когда никто никого не заставляет участвовать в конкурсах и прочих мероприятиях, а все занимаются тем, чем хотят. Собирают дженгу в игровой зоне, пьют коктейли в углу, танцуют и общаются. Тогда все будут довольны. Я советую молодоженам разделять день регистрации и день свадьбы, чтобы не взваливать на себя тяжкий груз.
Обычно у нас происходит так: ребята расписываются в ненавязчивых нарядах, устраивают для родителей легкий бранч с поздравлениями, а уже потом — через несколько дней или неделю — устраивают праздник для всех. Какие свадьбы вам больше всего запомнились? Мероприятие завершилось тем, что все прыгали в бассейн прямо в одежде, включая мам, пап и дедушек с бабушками. Такая отечественная интерпретация «Американского пирога». Было невероятно сложно, потому что все оборудование нужно было доставить в чистое поле, где ничего нет. Но это того стоило, получилась настоящая сказка. Фото из личного архива Еще как-то раз на свадьбе у моих клиентов было четыре церемонии. Первая прошла в баре за стойкой, где они познакомились, а напутственные слова давал бармен, работавший там в день знакомства. Затем они переместились в специальную зону, оформленную в балийском стиле, потому что Бали — их любимая страна.
Третья церемония прошла на природе под деревом, и кольца ребятам принес их пес Арчи. И четвертая прошла у костра с гитарами, как в лагере, с которым их жизнь тоже была тесно связана.
И это не удивительно, учитывая тот факт, что большинство до регистрации уже живёт вместе. Но мы, раз уж взялись рассказывать о традициях своего, не можем обойти вниманием интересную традицию. Чаще всего, невесту выкупают у её подруг, матери или брата. Делать это может как дружки жениха, та и он сам — приезжая за будущей женой, он обнаруживает двери запертыми и предлагает плату. Если она мала, жениху выводят совсем другую девушку. Или женщину — какую-нибудь немолодую тётушку, например. Свадьба от этого бывает только веселей.
Кстати, различного рода препятствия на пути к венцу могут чинить и совершенно посторонние люди, например, перекрывая дорогу свадебному кортежу. В качестве выкупа в этом случае взрослые требуют выпивку, а дети — конфеты и другие угощения. Кстати, в деревнях, вдали от мегаполисов, эта традиция всё ещё жива. Выкуп дороги», худ. Львов, 1912 год Благословение родителей Родители должны благословить молодых иконой ещё до того, как они поедут регистрировать брак. Но в жизни так происходит редко. Если семья нерелигиозная, благословение принимает форму обычного напутствия. Благословение дают родители невесты в своём доме, когда сторона жениха уже уладила все вопросы с выкупом. А свёкр и свекровь благословляют молодых, встречая пару уже на пороге своего дома.
Конечно, в наше время они чаще всего приезжают куда-нибудь в ресторан, но традиция преподносить молодоженам «хлеб-соль» от этого не отменяется. Она существует только у славянских народов и очень прочно в наши традиции вросла. Смысл — определить по размеру укуса, кто в семье будет главный. Кусок непременно круто солится, им жених и невеста угощают друг друга.
Названы самые любимые свадебные традиции россиян. Драка в них не входит
Женское счастье Замужество в XIX веке было главной целью в жизни каждой женщины. Возраст невест того времени — 17—18 лет. В этот период юные прелестницы должны были готовиться стать идеальными женами и матерями, в совершенстве владеть этикетом и умением вести домашнее хозяйство. Представители мужского пола, напротив, не спешили определяться с выбором спутницы и могли спокойно наслаждаться холостяцкой жизнью до 30 лет.
Ярмарка невест Популярным мероприятием для поиска пары в Москве XIX века были балы — так называемые ярмарки невест, где происходили судьбоносные знакомства. Для этих целей люди прибывали в столицу со всех уголков России. Чтобы произвести лучшее впечатление, задолго до события шились роскошные наряды, в день самого бала парикмахеры делали участникам прически по последней моде.
Порою семья тратила последние деньги, чтобы подготовить дочерей к балу и повысить шансы «отхватить» хорошую партию. Ведь это была чуть ли не единственная возможность знакомства с противоположным полом. В их обязанности входил поиск достойной партии по требованию, а также сбор информации о происхождении и финансовом положении юноши или девушки.
Фото: В.
Фата встречается у многих народов с древних времен. Изначально это было довольно плотное покрывало, которое носила невеста, чтобы уберечься от злого глаза. На Руси голову девушки перед венчанием покрывали платком. Это имело еще и ритуальный смысл: невеста переходит из одного мира в другой, точно так же, как мертвец, ее лица никто не должен был видеть. Подвенечное платье белого цвета ввела в моду самая влиятельная женщина Европы XIX столетия — королева Англии Виктория.
В 1840 году она вышла замуж за герцога Альберта Саксен-Кобург-Готского в платье из светлого английского шелка, украшенного цветами апельсина. Королеве стали подражать подданные по всей стране, вскоре такая мода охватила и Европу. Сегодня свадебные наряды могут быть самыми разными. Есть оригинальные платье в необычных цветах: красные, голубые и даже черные. Бывает, что расписываются молодожены в джинсах и футболках, но это лайт-вариант — без банкетов и большого числа гостей. Но все же большинство невест, тех, что идут в ЗАГС впервые, выбирают белые платья.
Не всегда длинные. А вот фата встречается все реже. У женихов остается классический костюм, но цвета в последние годы стали очень разнообразными: голубыми, серыми, зелеными. Дмитрий Суханов ведущий свадеб с 23-летним стажем Свадебный букет Сейчас букет невесты чаще всего заказывает сама девушка. В век визуала важно, чтобы он гармонировал с платьем. Как правило, букеты небольшие, чтобы было удобно держать.
Цветы — одного сорта, чаще пастельных цветов, подчеркивающие нежность образа. Хотя встречаются и яркие — все зависит от времени года. Иногда заказывают два букета: один остается у новобрачной, а второй она бросает подружкам в конце праздничного вечера. Считается, кто поймает, та и выйдет замуж следующей. Дмитрий Суханов История букета уходит в античность: в Древней Греции и Древнем Риме считали, что травы отгоняют от невесты все самое плохое. В Средние века для защиты от нечисти перед венчанием девушки носили ожерелье из чеснока.
В Испании свадебный наряд сопровождался веточкой цитрусовых — символа благополучия. Букет популяризировала вышеупомянутая королева Виктория — впервые у невесты в руках были живые цветы. Та королевская свадьба положила начало традиции и мужской бутоньерки: герцог Альберт вынул из букета цветок и приколол на мундир. А обычай бросать букет подругам родился из-за желания гостей забрать любую деталь из нарядного образа невесты. Это сулило счастье и удачу. Практичные француженки с конца XIX века сначала крепили на подол платья цветы, которые срывали гости.
Постепенно традиция трансформировалась в бросание букета. В Россию красивый обычай пришел благодаря голливудским романтическим фильмам. Свадебные кольца Свадебные кольцаИсточник: Freepik. За 20 лет моей практики, никто не отказывался от этой традиции. Надевают их всегда на безымянные пальцы — здесь за долгие годы ничего не изменилось. Если не считать дизайна: раньше считалось, что кольца должны быть гладкими, чтобы и жизнь семейная такой была.
А сейчас дизайнеры предлагают резные варианты, и с камнями, и с гравировкой. Дмитрий Суханов У обручальных колец — многовековая история. Они встречались еще в Древнем Египте. Кстати, именно египтяне придумали носить украшения на безымянном пальце — считалось, что он связан с сердцем особым кровеносным сосудом. В Древнем Риме кольцо было признаком замужней женщины. Украшение сплющивали, чтобы снять его было невозможно.
На Руси кольца появились с XV века.
Их стоит использовать — вся группа спускается с лестницы после росписи. Или уже после того, как все спустились, а фотограф остался наверху — окликнуть всех.
Обязательно стоит заглянуть в комнаты жениха и невесты до росписи. Там обычно есть зеркала. Это дополнительная возможность для фотографа поимпровизировать.
В процессе процедуры росписи новобрачных в загсе для съемки очень мало вариантов: Все вошли, стоят и слушают, что им рассказывает сотрудница загса. Приглашают молодых и свидетелей поставить подписи. Молодые одевают друг другу кольца.
Родители и гости поздравляют молодых. Все выходят сначала из зала, а затем из загса. Рассаживаются в машины.
Нормальные снимки последнего действа получить достаточно сложно. Хотя, может, это и не надо… Общее правило — фотограф всегда впереди. Он первым входит в зал, где расписываются, и первым из него выходит.
Конечно, это не значит, что надо всем мешать. Стоит повнимательнее посмотреть, как работают профи в загсе. У них обычно и места «пристрелянные» там есть.
Не грех ими воспользоваться. Желательно использовать любую возможность для получения хоть сколько-нибудь нестандартных снимков. Например, однажды у молодожёнов после регистрации застряла машина, и ее все выталкивали.
Этот момент не был упущен. После загса нужно попасть на первое сиденье машины, в которой поедут молодожены. Хотя бы ненадолго.
Есть шанс получить запоминающуюся серию снимков невесты с букетом. Стоит попросить молодых вместе посмотреть, что им написали в свидетельстве о заключении брака. Им и самим будет интересно, и снимок может интересный получиться.
В машине обязательна вспышка! И, конечно, широкоугольный объектив. Желательно зум.
Второй день свадьбы В старину на следующий день после свадебного торжества традицион о приглашали только близких родственников. В этот день молодая одаривала своих новых родственников. С подноса, который держал новобрачный, она брала подарки и поочередно подносила их сначала свекру и свекрови, затем золовкам и деверям, а потом и всем остальным.
На второй день свадьбы начинались шутки над молодой: ее заставляли носить воду, переворачивая при этом ведра или закрывая колодец, насыпали мусор и просили мести пол и т. В этот же день молодой с дружками шли приглашать в гости тестя и тещу. Перед обедом второго дня молодая жена должна была печь блины.
Эта процедура в большинстве случаев носила комический характер. Участие молодой в ней часто ограничивалось выкупом стряпухе или традиционным подарком свекрови. Присутствующих угощали специально испорченным блином, в тесто для которого подмешивали угли, овес, мякину.
Тем не менее все хвалили молодую как умелую стряпуху и дарили ей деньги «захлопоты». Многие обычаи утеряны, но некоторые живут. Второй день свадьбы в основном посвящен чествованию родителей.
Им читают стихи, поздравляют с новыми званиями тесть, теща, свекровь, свекор , дарят памятные медали, уже для них кричат «Горько! Молодые благодарят родителей, дарят им подарки и просят разрешения с этого дня называть «мамой и «папой» муж - у родителей жены, жена - у родителей мужа. Второй день свадьбы можно начать и с поэтического обряда - «посадки свадебного саженца» в честь молодой семьи.
Медовый месяц Свадьба - для гостей, свадебное путешествие - для молодых. Для молодой пары медовый месяц - это путешествие всей жизни, наполненное длинными ленивыми днями, шампанским и романтикой. Счастье - быть рядом, познать малейшие нюансы друг друга и измениться, перевоплотиться, чтобы сделать любимого человека счастливым, и от этого стать самым счастливым человеком.
Молодые имеют полное право после нескольких месяцев постоянных свадебных хлопот и волнений отвлечься от всего неважного и мимолетного и насладиться своим счастьем. Неважно, будете вы целыми днями лежать на солнце, гулять или карабкаться в горы, - главное, чтобы не возникло разногласий с вашим спутником. А для этого надо еще до поездки четко определить, как каждый представляет себе медовый месяц.
Для начала решите, куда бы вы хотели отправиться. Лучше выбрать место, где вы никогда раньше не были. Не отправляйтесь в те места, где вы уже отдыхали с предыдущим партнером.
Ваша совместная жизнь должна начаться со всего нового и необычного. Решите, сколько времени вы оба можете потратить на ваше свадебное путешествие. Обдумайте, что вы оба хотите: провести время вместе в дали от цивилизации или, наоборот, увидеть мир.
Можно поинтересоваться у друзей и родственников, чтобы они порекомендовали вам хорошие места для отдыха, где они уже побывали, или воспользоваться услугами туристического агентства. Старинная традиция венчания Обряд венчания длится около сорока минут. В течение этого времени молодые стоят, присаживаться им не разрешается.
Таинство брака совершается среди церкви перед аналоем высокого столика с пологой верхней доской, для удобства чтения лежащих на нем богослужебных книг или целования лежащей на нем иконы. Же-них становится по правую руку, а невеста — по левую. Священник в праздничном облачении выходит из алтаря через царские ворота средние двери в церковном иконостасе, ведущие в алтарную часть.
В руках он держит крест и Евангелие. Перед священником выносят и укрепляют свечу. Крест и Евангелие священник кладет на аналой.
Священник трижды благословляет их крестом и дает молодоженам в руки зажженные свечи как знаки супружеской любви, благословленной Господом. Свечи не дают, если венчающиеся вступают в брак по второму или третьему разу, так как горящие свечи — это символ чистоты и целомудрия. Полагается, чтобы свечи горели на протяжении всего обряда, поэтому они должны быть длинными и массивными.
Обряд начинается с того, что священник помахивает кадилом и курит фимиамом, а затем читает молитву, после которой начинаются молитвословия о вступающих в церковный брак. После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: «Обручается раб Божий имя жениха рабе Божией имя невесты во имя Отца и Сына и Святого Духа». Потом надевает кольцо невесте также с троекратным осенением ее и произносит слова: «Обручается раба Божия имя невесты рабу Божиему имя жениха во имя Отца и Сына и Святого Духа».
После благословения священника жених и невеста меняются кольца-ми. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, которая все совершает и утверждает иногда кольца меняет сам священник.
Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им ангела-хранителя и руководителя в новойих жизни. На этом обручение заканчивается. Раньше обручение происходило до венчания, иногда задолго.
Обрученные хранили кольца как символ любви и верности. Можно последовать древней традиции и обручиться заранее или же сделать это в день венчания. Сегодня действительны оба варианта.
Жених и невеста, держа в руках за-жженные свечи — знак духовного света таинства, — торжественно проходят в центр храма. Впереди них ступает священник. Жених и невеста становятся на белый или розовый коврик рушник , разостланный перед аналоем.
На аналой, где уже лежат крест и Евангелие, кладут венцы. Священник предлагает жениху и невесте пред церковью и Богом еще раз подтвердить своедобровольное желание вступить в брак. Священник обращается к жениху: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой имя невесты , которую видишь здесь перед собою?
Затем, обратившись к невесте, священник спрашивает: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого имя жениха , которого видишь перед собою? После этого начинается чин венчания— таинственное освящение супружества Божественной благодатью. Венчание начинается словами:— Благословенно Царство… После чтения молитв батюшка берет венец, знаменует им крестообразно жениха и дает поцеловать образ Спасителя, прикрепленный на передней части венца, со словами: —Венчается раб Божий имя жениха , рабе Божией имя невесты во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Так же батюшка благословляет и невесту, давая ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, и произносит: — Венчается раба Божия имя невесты рабу Божиему имя жениха во имя Отца и Сына и Святого Духа. Венцы могут быть надеты на голову жениха и невесты или же их держат над новобрачными свидетель и свидетельница. В правилах церкви четкого указания по этому поводу нет.
Держащим венцы нужно быть очень внимательными особенно когда священник троекратно обводит молодых вокруг аналоя , чтобы они не наклонились. Свидетелю необходимо следить за тем, чтобы не наступить невесте на шлейф. Священник говорит: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!
Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту. Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души повторяя за ним: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их! Возложение венцов и слова священника:«Господи, Боже наш, славою и честью венчай их» — запечатлевают Таинство брака.
Затем он читает строки из послания святого апостола Павла к Ефесянам и поет молитву «Отче наш». Ее должны петь вместе со всеми молодые. В знак покорности молодые преклоняют головы под венцами.
Далее приносят чашу с красным вином кагор или херес , над ней священник читает молитву и благословляет ее. Чашу с вином подносят сначала жениху, а после — невесте. Новобрачные должны в три приема по очереди испить ее в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля вместе радость и горе.
Общая чаша — символ единой судьбы с одними радостями и горестями. Пить чашу до дна — значит, разделить жизнь друг друга до самого конца. Священник соединяет правые руки жениха и невесты, покрывает их епитрахилью часть его одеяния , а поверх — своей рукой и трижды обводит их вокруг аналоя.
Число «три» в Ветхом и Новом Завете означает полноту времени, а хождение по кругу — вечное шествие супругов, которое началось для них в день венчания. Брачный контракт Брачный договор может быть заключен в любое время в период брака, а также до государственной регистрации брака в этом случае он вступит в силу лишь со дня государственной регистрации брака. Договор должен быть заключен в письменной форме и удостоверен нотариусом.
Брачный договор может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов. Соглашение об изменении или о расторжении брачного договора совершается в той же форме, что и сам брачный договор. В случае не достижения согласия об изменении или о расторжении срочного договора, возможен судебный спор.
За невестой следовали сидячие боярыни, составлявшие ее свадебный чин; две из них держали по мисе или по блюду. На одном лежала кика — головной убор замужней женщины с принадлежностями, как то: подубрусником или волосником, гребешком и чаркою с медом, разведенным в воде или в вине. На другом лежали убрусы, назначенные для раздачи гостям. Блюдо с осыпалом и с убрусами ставилось на столе перед главным местом, где лежала перепеча с сыром. По бокам становились каравайники, свечники и фонарщики. Невесту сажали на место, а возле нее сажали какое-нибудь лицо, чаще всего брата или родственника, иногда мальчика возрастом. Все, составлявшие чин невесты, садились по своим местам, каждый по своему чину.
Когда все занимали свои места, то как отец, так и мать невесты, как действительные, так по недостатку их нареченные, посылали дружку к жениху. Приходя, он извещал, что время ему идти за невестой. Брачный поезд Священник первый вставал с места и провозглашал: «Достойно есть! Жених кланялся им в ноги, целовал им ноги, целовал образ и получал родительское благословение. Потом поезд отправлялся; в таком торжественном шествии впереди шли каравайники с караваями, свечники и фонарщики со своими принадлежностями, потом шел священник с крестом, потом бояре, а за ними жених, которого вел под руку тысяцкий, за ним поезжане, то есть все те лица, которые составляли чин жениха. Они садились на лошадей или в сани. Таким образом, смотря по времени года, церемониальным шествием жених достигал двора невесты.
Родители невесты выходили навстречу поезду жениха и встречали его. Жених и поезжане входили в покой, где находилась невеста. Жених молился, ограждая себя крестом, и кланялся на все четыре стороны находящимся по углам образам. Потом вместе с дружком подходил к своему месту; но место это занималось мужчиною или мальчиком из родственников невесты, который занимал место жениха. Непременно требовалось жениху дать занимавшему его место рядом с невестой откуп, то есть несколько монет, и тот уступал свое место, а жених садился рядом с невестою и притом на одну подушку с нею. Свадебный поезд Когда, таким образом, усаживались, начинали разносить кушанья и ставить их на столы. По словам Котошихина, гости ели, но с умеренностью и только для того, чтобы совершить чин, другими словами — оказать вежливость, внимание хозяину.
Едва ставили на стол все блюда первого кушанья, как священник прочитывал «Отче наш», потом молитву «покровения». По окончании последней молитвы сваха подходила к отцу и к матери невесты и просила благословения невесту чесать и крутить. Зажигались свадебные свечи богоявленскими свечами; свечники, поставив свои свечи, держали протянутый между женихом и невестою большой кусок тафты с нашитым крестом так, что жених и его поезжане, которые сидели на одной с ним стороне, не могли видеть невесты. Окручивание невесты Сваха снимала с невесты покрывало, потом венок; другая женщина подносила мису с кикой и гребнем. Сваха омочала гребень и чарку с медом и расчесывала невесту, потом свивала или скручивала ей волосы и надевала волосник, кику и подзатыльник и наконец закрывала иногда тем же покровом, который разделял ее от жениха. Венок отдавался на сохранение, на память о девичестве. После того подносили свахе мису с осыпалом; она осыпала невесту и жениха и опахивала сорока соболями, которые держал, как выше сказано, один из свадебных чинов, называемый держальником.
У посадских людей во время расчесывания был такой обычай: когда жених и невеста сидели, отделенные друг от друга покровом, им приказывали приложить щеки к покрову. Перед ним держали зеркальце, и жених мог увидеть в зеркало лицо будущей своей жены и дружелюбно ей улыбнуться; в то же время один из гостей подходил к ним в вывороченной шубе вверх шерстью и желал невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. Во все продолжение обряда окручивания невесты сидячие боярыни и девицы пели свадебные песни; а дружка, взяв нож, подходил к отцу и матери невесты и говорил: — Благословите резать перепечи и сыр? Дружка резал перепечу и сыр на мелкие куски, клал на большое блюдо, накладывал туда же множество ширинок и отдавал поддружему или меньшому дружке; сам получал от невесты вышитый ее руками убрус и подносил его жениху; а меньшой дружка разносил и раздавал всем гостям куски перепечи и ширинки, также посылал отцу и матери жениха, оставшимся в своем доме. В то же время сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их гостями все, что было на осыпале, — серебряные деньги, хмель, куски материй и прочее, и всяк налету хватал, что успевал схватить. Между тем подавали другое яство, за нею подавали третье; как только оно появлялось на столе, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения — везти молодых к венцу. Церемония до ухода в церковь в брачном доме.
Миниатюра «Благослови Бог! Все вставали. Родители брали по образу, обыкновенно в окладах с драгоценными украшениями. Подле них становился священник. Новобрачные кланялись и принимали благословение. Отец и мать разменивали их кольцами и, взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь друг другу. Наконец, отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: «По этим ударам ты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки; вместо меня за ослушание тебя будет бить твой муж!
В продолжение этого обряда каравайщики и свечники выходили. За ними выступали свадебные гости. Устилался путь кусками материй, и новобрачные шли по этим кускам к дверям. Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую. Тысяцкий устраивал порядок шествия. Между тем те, которые держали сорок соболей, взятых с места, где сидели новобрачные, клали их на то же место, а скатерть, на которой резали перепечи и сыр, складывали и отдавали ключнику. Венчание На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг или каптанов.
Когда свадьба происходила у бояр, близких особ царя, то им на этот торжественный день давались царские лошади и экипажи. Сани невесты убирались до того нарядно, как только допускал это достаток; описывают, что она поволакивалась атласом, а на седалище клалась бархатная подушка; богатый ковер спускался со спинки; под дугой привешивались лисьи и волчьи хвосты. К таким саням подводилась невеста, в санях сидело другое лицо: его следовало свести, точно так, как сводится сидевший подле невесты, вместо жениха. Невеста садилась вместе с двумя свахами. Над нею держали соболей. Этот обряд соблюдался также и относительно жениха. У крыльца стоял его аргамак, а на аргамаке сидел другой; когда являлся жених, то этот другой вставал и шел пешком, а жених садился на аргамак и ехал к венчанию.
Если же, по причине непогоды, нельзя было ехать верхом, то жених садился с тысяцким в сани или в коляску, а тот, кто прежде сидел в экипаже, шел пешком. Жених должен был ехать с своим поездом вперед и прибыть ранее невесты. В самых простых свадьбах новобрачные ездили, а не ходили пешком. В простонародных свадьбах впереди поезда пели свадебные песни и забавники отпускали шутки. Это не одобрялось Церковью, и духовные особы свадебные песни называли нелепым криком и козлогласованием. Когда молодые входили в церковь, то ясельничий со своим двумя помощниками стерег коня и сани, чтоб кто-нибудь не перешел дороги между верховым конем жениха и санями невесты и чтоб вообще лихие люди не наделали чего-либо дурного колдовством, в которое тогда сильно верили. Путь от церковных дверей до аналоя устилался кусками материй; самое место пред аналоем также устилалось, и сверх того, на нем клали соболей.
Когда свадьба была вечером, то жених и невеста тотчас после прихода в церковь становились на свои места; но иногда свадьбы были после обедни: тогда жених и невеста становились у церковных столбов и слушали литургию и по окончании… становились к аналою. К свету Божьему» После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучение; в нем обыкновенно наставлял их ходить часто в церковь, слушаться духовников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал жену учить палкою, как подобает главе. Потом брал жену за руку, вручал мужу и приказывал им поцеловаться.
Свадебные обычаи Древней Руси
О том, как проходили свадебные обряды у малых народов России – в материале «МИР 24». В русской традиции считалось нормальным шить самой себе свадебное платье. В современном прочтении в свадебном обычае перемешались православные традиции, светские обряды и даже отголоски язычества. Традиции и обряды», которая готовится к открытию в филиале ГИМ в Туле, вошли 283 экспоната. Еще в начале XX века Россия сохраняла множество традиций и обрядов, которые корнями уходят в дохристианские времена. Все о свадебных традициях и обычаях в России: современные, классические и устаревшие ритуалы, их описание и смысл.
Жители Тулы предоставили свыше 110 фото из личных архивов в рамках выставки о свадьбах
Красивые и модные свадебные традиции, завоевавшие популярность у молодоженов. Современные традиции на русской свадьбе во многом перекликаются с традициями прошлых веков и большой частью с привычками советской эпохи. Еще в начале XX века Россия сохраняла множество традиций и обрядов, которые корнями уходят в дохристианские времена. От некоторых свадебных традиций давно пора избавиться. Все чаще можно услышать о выездной регистрации, без классических караваев, Свадебные обычаи и традиции в России, сватовство, свадебное платье, фата невесты, венчание, свадебная прогулка, выкуп невесты. Перегораживание дороги в свадебном обряде деревни Марьино Глинковского района Смоленской области.
Традиции на свадьбе: русские приметы и обычаи для начала счастливой семейной жизни
Но в жизни так происходит редко. Если семья нерелигиозная, благословение принимает форму обычного напутствия. Благословение дают родители невесты в своём доме, когда сторона жениха уже уладила все вопросы с выкупом. А свёкр и свекровь благословляют молодых, встречая пару уже на пороге своего дома. Конечно, в наше время они чаще всего приезжают куда-нибудь в ресторан, но традиция преподносить молодоженам «хлеб-соль» от этого не отменяется. Она существует только у славянских народов и очень прочно в наши традиции вросла. Смысл — определить по размеру укуса, кто в семье будет главный. Кусок непременно круто солится, им жених и невеста угощают друг друга. Считается, что это последнее огорчение, доставленное супругу. Кстати, традиция кричать на свадьбе «Горько!
На самом деле это требование гостей торжества «подсластить» им напитки и побудить новобрачных к продуцирующим действиям — детей в семье, полагали наши предки, должно быть много и нечего с этим тянуть! Ради многочисленного потомства Старая славянская традиция обсыпания молодожёнов пшеницей, рожью или овсом придумана с той же целью — её соблюдение сулило многодетность. Деньги, рис, лепестки роз — эти атрибуты вошли в обиход, как вы понимаете, много позже. Но если вам нравится кидать лепестки — пусть будут лепестки. В старину на свадьбу непременно приглашали беременных женщин — они должны были передать эстафету новобрачной. Как по мне, так подобные «жирные» намёки немного обидны и для девушки, которая только вступает в брак, и для женщины, в качестве намёка выступающей. Зовите всех, кого считаете нужным. И зовите просто так, чтобы делили с вами удовольствие и радость! А взамен мы посоветуем осуществить довольно молодой свадебный обряд, но очень красивый — посадите плодовое дерево.
Например, яблоню.
Любовь к той или иной традиции зависит от пола. Женщинам, к примеру, больше нравится бросание букета. А вот мужчины больше любят выкуп невесты и бить бокалы. Возраст тоже влияет на свадебные предпочтения россиян. Чем молодожёны моложе, тем меньше они хотят использовать классические обряды вроде конкурсов с тамадой или зажжения очага. Вообще, такие классические традиции чаще соблюдают в малых городах. Москвичи больше любят бить бокалы и выпускать голубей.
Выпускать голубей Эта традиция существует очень долго. Она вовсе не свежа и не такая безобидная. Откажитесь от эксплуатации голубей в пользу более гуманного, но при этом также символичного ритуала. Каравай Существуют более интересные способы встретить новобрачных. Например, вместо традиционного каравая можно выбрать другое, соответствующее стилю свадьбы. Для свадьбы в итальянском стиле можно использовать пиццу или заменить встречу с караваем разрезанием красной ленточки. Это будет символизировать конец «старой» жизни, вступление в «новую» вместе. Собирать деньги с гостей или что-то продавать им Есть много аналогичных традиций, которые сегодня выглядят странно. Апогеем является сбор денег на мальчика или девочку. Гости уже решили, какую сумму вручат молодым. Она находится в конверте или потрачена на подарок. Дальнейшие попытки выманивания денег попахивают манипуляцией. Многие платят картами, некоторые телефоном. У гостей вообще может не быть наличных, что сделает ситуацию неловкой. С этими традициями в архив отправляются чтение стихотворений с поздравительных открыток и требование произнести тост от всех гостей. Бросать букет В настоящее время многие новобрачные отказываются от этой традиции в пользу оригинальных и интересных вариантов. Например, можно организовать забавную игру, в которой принимают участие все гости, или даже предложить букет невесты особенному человеку, достойному этой чести по вашему мнению. Это внесет элемент индивидуальности и неожиданности. Бросать подвязку По правилам, жених должен снять ее не пользуясь руками. Сотни мужчин старались сделать это, пыхтели, краснели, чтобы снять ее на радость пьяным гостям. Но не каждой девушке приятна эта традиция с оттенком пошлости, поэтому она медленно уходит в небытие. Устраивать салют Фейерверки до сих пор популярны на свадьбах, однако они часто стоят половину мероприятия и не все банкетные залы разрешают их использование. Предлагаем оставить салют для городских праздников, а на свадьбу выбрать более экономичное, тихое завершение. Таким образом, вы сможете сэкономить деньги и потратить их на декор или свадебное путешествие. Разбивать бокалы Странно надеяться на счастье, которое должна принести битая посуда. Уровень счастья зависит от молодоженов. Альтернатива — посадка дерева.
Подмогой жениху выступают его друзья. Порой им удается прорваться, пропустив часть заданий. В любом случае выкуп — один из самых веселых обрядов. Букет невесты и бутоньерка жениха С букетом невесты связаны лучшие русские свадебные традиции и самые красивые. Раньше жених составлял его сам. Он мог нарвать цветов в поле или попросить любого из соседей срезать понравившееся растение в саду. В такой просьбе обычно не отказывали. Сегодня редкая девушка позволит жениху заказать букет в салоне без ее одобрения, все же он является одним из главных свадебных аксессуаров и должен гармонично вписаться в образ. Жениху же не позволяется видеть платье заранее, поэтому он вряд ли сможет подобрать цветы самостоятельно. Впервые свою роль букет играет на выкупе невесты. Когда будущий счастливый супруг преодолевает все препятствия, он дарит свой букет любимой. Выкуп прекращается в тот момент, когда она берет букет в руки — это означает согласие. Дальше девушка должна вынуть один цветок из букета и приколоть его на грудь жениха. Отсюда пошла традиция бутоньерки. Она всегда состоит из тех же цветов и сходным образом оформлена. Обычай бросать в толпу незамужних подруг букет невесты, и второй — подвязку друзьям жениха, пришел к нам из Европы. Не так уж часто всем известная примета срабатывает, но веселая традиция прекрасно прижилась. И гости ее с удовольствием поддерживают. Основной букет обычно берегут, для бросания заказывают второй, меньших размеров, который может забрать себе поймавшая его девушка, иногда используют искусственные цветы. Осыпание молодоженов зерном После окончания церемонии бракосочетания, обычно на выходе из ЗАГСа, гости, ожидающие молодоженов, выстраиваются по обеим сторонам выхода, образуя тоннель, сквозь который жених на руках проносит невесту, и осыпают их зерном, мелкими монетками или лепестками роз. Это действие входит в свадебные традиции народов России и многих других стран. Могут использоваться разные предметы, но смысл обряда один и тот же. Он символизирует пожелания счастья, богатства и плодовитости новоиспеченной семье. Хлеб-соль При входе в дом, где будут жить новобрачные, молодых ожидают родители жениха с хлебом-солью — праздничным караваем. Его украшают изображением лебедей, гроздьями рябины и другими символами богатства, верности и плодовитости. Хлеб символизирует богатство и благополучие, которого желают молодой семье, а соль должна защищать их от злых сил. Молодые должны откусить каждый по кусочку каравая и съесть.
Лучшие свадебные традиции в России. Свадебные обычаи в России
Екатерина первая надела именно белое свадебное платье. Эта традиция чтится и по сей день: невесты мечтают о белоснежном свадебном платье, которое олицетворяет искренность, чистоту и невинность. Свадебные гуляния, как правило, проходили два-три дня, но иногда свадьбы гуляли и по целым неделям. Ранним утром самого волнительного дня — свадьбы, жених должен был отправить своей избраннице так называемую «женихову шкатулку», которая была наполнена сладостями, украшениями и принадлежностями для венчания. Мама невесты в день свадьбы по традиции передавала своей дочери семейный талисман или оберег, который являлся символом их рода. Невеста же в свою очередь должна была передать этот оберег своей дочери в день ее свадьбы. Семейная реликвия не продавалась ни при каких обстоятельствах и всегда хранилась в доме.
Для того, чтобы быть счастливой в браке, невеста обязательно должна была в день свадьбы очень много плакать.
Он заботится о приятной, интересной свадебной атмосфере на протяжении всего праздника. Сватовство В былые времена свататься приходили родители жениха. Своих детей отдавали под венец рано, поэтому все вопросы решались между взрослыми членами семьи — приданое, расходы, задаток. С течением времени эта русская традиция изменилась, ведь люди женятся по любви.
Но жестом уважения, а также поддержанием обычаев со стороны жениха считается наведаться к родителям суженой, чтобы попросить ее руки. Сейчас этот русский обычай превратился в игру, где суженому подружки готовят множество заданий, головоломок, конкурсов. Если он не справляется с ними — откупается от них деньгами, конфетами — таков обычай. Сговор Сговор традиционно проходил после сватовства и был денежной частью свадебных традиций. Сторона жениха совместно со стороной невесты обсуждали организационные, финансовые вопросы о приданом, задатке, свадебных расходах семей.
Аналогом, а точнее, продолжением этого обычая древней России можно назвать современный контракт, который заключают супруги во время вступления в брак, «сговариваясь» о правилах семейной жизни после свадьбы. Свадебное меню было обширным, каждое блюдо носило свой смысл, но все вместе позволяло от души накормить и напоить гостей, чтобы не осталось ни одного голодного. Молодых должны были угостить хлебом-солью — по традиции, это был каравай. Сейчас все эти традиционные этапы проводятся во время банкета, столы на котором всегда ломятся от праздничных закусок. Изобилие мясных, рыбных блюд сменяется овощными, на столах обязательно есть хлеб, а венец застолья — торт.
С подноса, который несла невеста, гости брали рюмку водки, взамен оставляя деньги, подарки, а после кричали: «Горько! Этим они подтверждали, что выпили горячительный горький напиток. Еще одна традиция свадебного застолья — связывание свидетелями двух бутылок шампанского, одну из которых супруги, по русской традиции, откроют на годовщину, вторую — когда родится ребенок. Последний этап официальной части свадебного застолья России, ставший уже традицией — первый свадебный танец.
Много внимания описанию славянских обрядов уделял летописец Нестор. Нестор именно в свадебных обрядах видит самое резкое выражение нравственных понятий народа. Различие в брачных обрядах он считает за основное нравственное различие между славянскими племенами. Так описывая обряды полян, летописец замечает, что они имели свой свадебный славянский обряд: зять не ходил за невестой, но ее приводили вечером, а на другое утро приносили по ней то, что дадут. Обряды других славянских племен описываются Нестором иначе. Древляне, например, по описанию его, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и брака у них не было, но существовала «умычка» девиц у воды. Радимичи, Вятичи, Северяне имели одинаковый обряд: они жили в лесу подобно зверям, ели все нечистое, срамословили перед отцами и снохами, браков у них не было, но только — игрища между селами, где каждый похищал, себе жену, с какою кто сговорился; имели они и по две и по три жены. Те же обычаи имели и Кривичи и прочие поганые язычники. Видно, что у различных племен, в одно и то же время существовали различные свадебные обряды, различные способы заключения брачных союзов. В описании Нестором свадебных обрядов нельзя не видеть указания на два образа заключения браков у наших предков славян: на образ «ведения» жен или привода невесты к жениху и на «умычку» жен во время «бесовских игрищ» или похищение девушек во время языческих празднеств. Первый образ заключения браков был у полян, второй — у прочих славянских племен. С точки зрения летописца брак у полян, состоявший в «ведении» к жениху невесты и в принесении за ней приданного, был ближе к христианской, византийской форме брака. Это обуславливалось влиянием христианства, христианских понятий и византийских законов, еще ранее введения христианства при св. Брак, совершавшийся в форме так называемого «ведения» жен, перейдя к полянам, принялся первоначально у людей высшего звена, впоследствии распространился везде, вытеснив брак посредством похищения или умычки. Последний способ заключения брака является древнейшим семейным славянским обрядом, долго хранившимся в быту древнерусского человека. Брак посредством похищения является грубым. Похищение, свидетельствующее само по себе о крайней грубости. У Нестора «умычка» настолько низкий и грубый обряд, что не заслуживает даже название брака «брака у них не бываше». Браком называется у летописца «ведение» жен, имевшее место у полян. Большая часть свадебных обрядов была связана с родителями жениха и невесты. Уважение к родителям, их авторитет, признание их власти — это характерная черта русской семьи, что описано еще в Домострое XVI века. В тексте Домостроя отца, хозяина дома называют государем, точно также как правителя государства. Признание власти родителей было характерно для всех славянских племен. Так, например, у полян было принято, чтобы устройством брака занимались родители, жених практически не принимал ни в чем участия — невесту уже приводили к нему, никто не спрашивал взаимного согласия молодых. Куликов И. Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник, г. Владимир При этом у других племен, например древлян, радимичей, согласие родителей вообще не имело значения, представители племен просто похищали понравившихся им женщин. Единственное, что могло свидетельствовать в пользу существования свадебного обряда — это обычай похищать девушек только у воды. В отдаленную эпоху жизни наших предков, в эпоху, когда в силе был обряд «похищения» или «умычки» невест, воде придавалось большое значение при заключении брачного союза. Реки, ручьи, озера были местами, где часто заключались браки язычника — славянина. Достаточно было объехать свадебному поезду трижды вокруг озера, чтобы считать брак совершенным. Впоследствии долгое время, по принятии нашими предками христианской веры, обряд этот держался в народе, заменяя собою церковный чин венчания. Насколько крепко держался этот обряд в быту славянского древне — русского человека, видно из того что в половине XIX века он проводился в Витебской губернии среди раскольников. Молодой парень, условившись с девушкой, отправлялся к священному озеру, объезжал его трижды вокруг и тем самым как бы скреплял брачный союз. В Костромской губернии существовал обряд, по которому во время гуляний людей на Красной горке, в первый день Фоминой недели, парни обливали водой тех девушек, которые им приглянулись. На той девушке, которую парень облил водой, он по обряду и должен был жениться. В основе указанных свадебных обрядов, связанных со священным почитанием славянами воды, лежат древние мифологические представления. Религия славянских племен состояла, с одной стороны, в поклонение стихийным божествам, с другой, в почитании душ умерших предков. Вода, как одна из стихий мира, без которой невозможна жизнь живого существа на земле, имела в глазах древних славян большое значение. Поливание, плескание водой, употреблявшееся при заключении брачного союза в Древней Руси, имело значение освящения, заменявшего собою в те времена церковное венчание. Не только языческие обряды составили русский свадебный обряд. Этот обряд вообще можно назвать «собирательным», поскольку в него вошли греческие, римские, скандинавские, немецкие, литовские и восточные элементы. Так, например, к греческой и римской традиции относятся венки, обручальные кольца, свечи, соединение рук и свадебные дары. В римской мифологии богиня Венера считалась покровительницей брака. Ее имя было Suada, что этимологически близко слову «свадьба». У греков, римлян и древних пруссов существовала традиция, перешедшая в русский свадебный обряд — осыпание новобрачных хмелем. У римлян и древних германцев существовал и обычай передачи ключа жене, как символа хозяйской власти. Этот обряд также был заимствован на Руси. Нельзя не сказать и о таком обязательном атрибуте любой русской свадьбы, сохранившимся до сих пор, как свадебный каравай. Это важный символ бракосочетания. Считается, что он пришел из Рима, в частности от римского обряда conffareatio. Confarreatio — это древнейший религиозный обряд при браке между патрициями, которым завершалось вступление жены в законное и социальное сожительство с мужем. Жена по отношению к мужу становилась «filiae loco», так как она из рук отца переходила «in manum» мужа. Ее приданое имущество поступало во владение мужа, для себя она ничего не могла приобретать, только для мужа. У римлян новобрачные должны были вкушать пирог, сделанный из муки, воды, соли и меда. На Руси после введения христианства с изготовлением свадебного каравая было связано множество правил и ограничений. Выпекали караваи из пшеницы — символа плодородия. Замешивать тесто доверялось только замужней женщине, которая была счастлива в браке и имела много детей. Так она делилась своим счастьем с будущей семьей. Перед тем, как замешивать тесто, эта женщина должна была умыться, помыть руки, надеть на голову платок, а на шею нательный крест. Замешивалось тесто под молитву — читали «Отче наш» и «Богородицу». Каравай украшали сложными узорами, в частности веточками калины, которые на Руси считались символом любви. Не просто было и поставить каравай в печь — сделать это мог только женатый, счастливый в браке мужчина, который также во время процесса читал молитву. Подносила молодым каравай, как правило, мать жениха. Подносился каравай на сведенных концах расшитого рушника после венчания в церкви. А вот традиции ломать каравай сначала не было — молодые должны были только трижды его поцеловать. После этого каравай разрезали обычно это делал ребенок и угощали гостей. Караваи пекли, как правило, многослойными и делили в соответствии с установленным порядком. Молодые получали верхушку, середина доставалась гостям, а низ отдавали музыкантам, игравшим на свадьбе причем в этот низ часто запекали монетки. Если кто-то из молодоженов вступал в брак не в первый раз, то каравай уже не выпекали. Как известно, в настоящее время существует традиция отламывать от каравая по кусочку. Эта традиция пришла из Англии, где было принято, чтобы молодожены целовались через горку маленьких пирожков. Существовал на Руси и обряд разувания обряд снимания сапога. Перед тем как новобрачные отправятся спать, жених клал в один из своих сапог деньги, золотые и серебряные. Невеста должна была снять один сапог по своему выбору. Если ей удавалось снять сапог, в котором находись деньги, она не только получала их за свой труд, но с этого дня уже не обязана была снимать с мужа сапоги. Если невеста попадала впросак, то не только теряла деньги, но и наделялась обязанностью постоянно снимать сапоги с мужа. Этот вариант обряда разувания считается более поздним по отношению к обряду простого разувания, когда новобрачная должна была перед первой брачной ночью снять мужу сапоги. Этот обряд символизировал покорность и являлся заимствованием германского обряда. В Германии молодая жена снимала сапог с мужа и клала его в изголовье кровати, что символизировало господство мужчины над женщиной. Иностранцы, в начале XVI века посещавшие Россию, говорили о том, что обряд разувания не ограничивается в России простым сниманием сапога с мужа, но имеет продолжение — муж ударяет жену голенищем сапога или плетью, чтобы приучить ее к покорности. Большое значение для правильного проведения свадьбы имела жареная курица. Это также заимствованный обычай, заимствован он у немцев. Встречался данный обычай и у других народов. У литовцев, например, на первый день бракосочетания муж разрывал принесенную ему к постели жареную перепелку и отдавал часть жене. В особенности в свадебных обрядах очень важное место занимал культ птиц и ужей, как символов вечной жизненной силы. Изображениями птиц и ужей украшали сакральный обрядовый хлеб — каравай. Искусно изготовленные фигурки птиц вешали над свадебным столом. У немцев же была традиция подавать новобрачным так называемую «брачную» или «любовную» жареную курицу. У русских с XV века существовала традиция подносить в первый день бракосочетания молодоженам жареную курицу, а также украшать фигурками птиц свадебный каравай. Обряд, который на первый взгляд кажется чисто русским, - надевание кокошника на новобрачную, разделение косы на две и заплетание — на самом деле является заимствованием у татар. На голову татарской невесты, перед выездом на венчание, надевали покрывало с полукруглой налобной частью, напоминавшей по форме кокошник. Русские невесты стали надевать кокошник по аналогии. Это привело к тому, что за новобрачных начало вступаться духовенство. Например, церковный статут Ярослава, относящийся к XI веку, требовал уплаты пени с родителей невесты в пользу архиерея, если невеста, выданная замуж против своей воли, кончала с собой. Это право распоряжаться судьбой детей по своему усмотрению поддерживалось силами обрядов. Так, например, высоко было значение сватов и свах, которые засылались родителями жениха к невесте. Этот обычай засылания сватов сохранился вплоть до ХХ века, но видоизменился. Во-первых, сваты стали приходить к невесте не от родителей жениха, а от него самого, помимо этого жених зачастую стал брать с собой сватов только для поддержки и соблюдения обычаев сватовства. Сватовство могло проходить по поручению жениха, но эти случаи редки. Как правило, сватов засылали все-таки родители жениха.
Важно не только знать традиции, но и продолжать их с детьми и внуками. Где, как не в Туле, в Музейном квартале, рассказывать об этом? Мы делали выставку так, чтобы она была понятна всем: и старшему поколению, и юному. Посетители узнают что-то новое, а может и вспомнят, что проходило во время их свадебных торжеств», — отметил генеральный директор Исторического музея Алексей Левыкин. В церемонии открытия экспозиции принял участие губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Губернатор поблагодарил Исторический музей за идею провести такую выставку и в целом за реализацию масштабных проектов на Тульской земле. Уверен, что в этом году в музее будет еще немало интересных событий», — сказал Алексей Дюмин.
Свадебные традиции и обычаи в 2024 году
Свадьба в России сегодня: традиции и современные тренды | Какие свадебные традиции популярны в России в 2024 году. |
Свадебные традиции и обычаи в России | От некоторых свадебных традиций давно пора избавиться. |
Свадебные традиции в России🥗 современные обычаи на Руси
О женитьбах и свадьбах в старину на Руси — Русская вера | Свадебные обычаи и православные традиции в России не рекомендуют связывать себя узами брака в период постов. |
Игры в покойника. Странные свадебные традиции на Руси | Приметы и обычаи свадьбы. За свадебным столом молодожены должны были переплести ноги или поставить нога на ногу, чтобы между ними не пробежала черная кошка. |
Свадебные обряды и традиции в России Часть 2 | Русская свадебная традиция. русские свадебные традиции. |
Свадебные традиции и обычаи | В русской традиции считалось нормальным шить самой себе свадебное платье. |
Свадебные традиции и обычаи в 2024 году
Мы составили список свадебных традиций, рассмотрели, какие свадебные обряды можно забыть, а какие стоит использовать на бракосочетании в текущем 2024 году. Важно помнить и чтить обряды и традиции своей страны, поэтому мы подготовили в помощь молодоженам серию статей. Свадебные традиции народов России — колоритные факты из древних обрядов у малых народностей страны. Свадебные традиции и обряды существуют уже не одну сотню лет. Мы составили список свадебных традиций, рассмотрели, какие свадебные обряды можно забыть, а какие стоит использовать на бракосочетании в текущем 2024 году.