Россия надеется, что поставки сжиженного природного газа (СПГ) компенсируют резкое падение экспорта трубопроводного газа в Европу, но нехватка танкеров-заправщиков и санкции.
Российский СПГ: нет повода для беспокойства
СПГ танкер — все новости по теме на сайте издания Арктик СПГ 2 (главная страница) Арктик СПГ 2 в Ямало-Ненецком автономном округе. Анализ: Это первые позитивные новости по поставкам танкеров за последнее время. Газовоз «Река Обь» доставил в Европу первую за последние 14 лет партию СПГ из ОАЭ.
На ССК Звезда стартовало строительство очередного танкера-газовоза СПГ ледового класса. 3-го из 15
Заказы на новые танкеры продолжат поступать, хотя их количество не достигнет уровня прошлого года, считает глава отдела аналитики СПГ Rystad Energy Каушал Рамеш. Заход танкеру Flex Artemis с российским сжиженным природным газом в в аргентинский терминал в Баия-Бланка был запрещен, поскольку банк заблокировал операцию по оплате. Telegram-канал @sakhalinonetwo сообщил о конфискации Германией СПГ-танкеров проекта "Сахалин-2". «Прямое противодействие со стороны США, безусловно, является негативной новостью для «Арктик СПГ-2». Танкеры, способные перевозить СПГ в Арктике, то есть самостоятельно колоть лёд, товар штучный в отличие от тех же нефтяных танкеров, которые Россия нашла для обхода потолка. На сегодняшний день в мире насчитывается уже более четырехсот СПГ-танкеров.
Запад рано хоронит новый российский СПГ-проект
На сегодняшний день в мире насчитывается уже более четырехсот СПГ-танкеров. Новости, связанные с трансопортировкой нефти и СПГ посредством водного транспорта: нефтеналивных и СПГ-танкеров, барж и других судов для первозки нефти и нефтепродуктов. Танкеры, способные перевозить СПГ в Арктике, то есть самостоятельно колоть лёд, товар штучный в отличие от тех же нефтяных танкеров, которые Россия нашла для обхода потолка. Арктик СПГ 2 (главная страница) Арктик СПГ 2 в Ямало-Ненецком автономном округе. Анализ: Это первые позитивные новости по поставкам танкеров за последнее время. К середине 2022 года численность мирового флота СПГ-танкеров составляла 641 единицу плюс 47 FSRU. В Росатоме разрабатывают крупнотоннажный танкер-газовоз для круглогодичной перевозки сжиженного газа по Севморпути.
Россию ждет дефицит СПГ-танкеров из-за санкций, что создает риски для проектов Новатэка — аналитики
Россия надеется, что поставки сжиженного природного газа (СПГ) компенсируют резкое падение экспорта трубопроводного газа в Европу, но нехватка танкеров-заправщиков и санкции. Южная Корея не может избавиться от танкеров-газовозов ледового класса, построенных специально для проекта «Арктик СПГ-2» российской компании «Новатэк». Новости Хабаровска: Соглашение подписано на 17 Международной выставке по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа «НЕВА 2023» в. Танкер-газовоз для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) Жорес Алферов в рамках судовых испытаний совершил переход между южнокорейскими портами Окпо и Анджонг. Проект НОВАТЭКа «Ямал СПГ» может временно лишиться одного из своих ледовых танкеров — «Николая Евгенова», который сейчас завершает проход по Севморпути без сопровождения.
«Океанский проспект»: танкер нового поколения, работающий на СПГ
РФ выделила льготный кредит в объеме 5 млрд долларов на строительство газовозов. Насколько я понимаю, вопрос упирается в патентное право. Полагаю, что российские компании вполне могут построить отечественные герметичные резервуары для перевозки СПГ по французской технологии. Однако нарушение патентных прав, принадлежащих французской компании, с большей степенью вероятности полностью закроет европейский газовый рынок для экспорта российского СПГ. Как при этом поведут себя азиатские партнеры также непонятно.
И с рынка взять танкер, создать «теневой флот» газовозов, как в аналогии с нефтяным флотом, «Новатэку» крайне сложно, потому что не существует таких танкеров-газовозов, еще и ледового класса. Наверное, он ждет наступления сезона навигации на Северном морском пути.
И в самый позитивный с точки зрения вывоза месяц, это где-то август и сентябрь, попытается несколько партий отгрузить. Возьмет какие-то газовозы, может быть, найдет неледового класса. Либо, что тоже возможно, у него есть два плавучих терминала, которые тоже попали под санкции в SDN-лист, — один на Камчатке, другой в Мурманской области — там есть два судна, которые, по сути, представляют собой плавучие хранилища СПГ». Отгрузки с первой линии «Арктик СПГ — 2» планировали начать в декабре либо в начале этого года.
По другим оценкам, Балтийский СПГ в лучшем случае начнет работу только через 5 лет. Всего проект рассчитан на производство 13 млн тонн СПГ с 2025 года, а первая линия на 6,5 млн тонн планировалась к запуску в 2024 году. Ранее также обсуждалась возможность расширения СПГ-завода до трех линий.
Но технологически это развитие останавливается отсутствием апробированной отечественной технологии крупнотоннажного СПГ. Волкова также отмечает, что в рамках газификации регионов Дальнего Востока, где альтернативные источники энергии не выигрывают в цене, реализация проектов малотоннажных СПГ-заводов может стать выгодной. Здесь мы говорим не о проектах "Дальневосточный СПГ" и третьей линии "Сахалин-2", которые сейчас пересматриваются, а о новых малотоннажных проектах региона. По мнению эксперта по энергетике Кирилла Родионова, регуляторы могут серьезно облегчить реализацию мало- и среднетоннажных проектов по производству СПГ, для которых в России есть собственная технологическая база. Однако для этого нужно полностью дерегулировать экспорт СПГ. Чтобы у любой компании, построившей терминал для сжижения газа, была возможность поставок за границу. В таком случае мало- и среднетоннажные заводы будут появляться на карте отрасли как грибы после дождя.
Во многом поэтому суда и переходят на СПГ, отказываясь от классического морского дизеля. Так и экологичнее, и экономичней, ведь расход СПГ меньше. Само же судно-заправщик «Дмитрий Менделеев» спроектировано с учетом климата на Балтике, он ледового класса, может идти во льдах, которые толщиной почти до метра, и работает по принципу нулевых выбросов в атмосферу. Эдуард Дегтярёв, капитан первого в России бункеровщика СПГ «Дмитрий Менделеев»: «Основное преимущество — это его экологичность по сравнению со всеми традиционными видами топлива, низкий углеродный след и выбросов серы. Сложно быть первыми, но у нас на борту слаженный экипаж, большинство имеет богатый опыт на СПГ флоте». В России пока четыре судна на СПГ — два железнодорожных парома и два нефтеналивных танкера.
Но в этом году в море должны выйти еще четыре. Ефим Сучков, начальник управления стратегического планирования и развития компании «Газпромнефть Марин Бункер»: «Принципиальные условия бесперебойной заправок судов СПГ — наличие инфраструктуры. Это производство, хранение и доставка. На Балтике система выстроена и прекрасно сейчас работает. Это сейчас самая развитая с точки зрения инфраструктуры альтернатива. Мы видим, что рост судов на СПГ указывает на устойчивый переход на этот вид топлива.
В целом можно говорить, что у СПГ-бункеровки очень хорошие перспективы, тем более в России, где добывается самый качественный газ в мире».
Тысяча лет войны за ресурсы. Россию хотят вытеснить из Арктики
Он считает, что из-за недостатка финансирования пострадать может последняя, третья, линия крупнотоннажного СПГ-завода. Отсутствие гарантированных покупателей также не добавляет проекту уверенности. Если ситуация не изменится, третья линия, скорее всего, будет как минимум отложена, а возможно, и вовсе отменена». Вторая проблема, созданная заморозкой участия иностранных инвесторов, — потеря рынков сбыта. Акционеры не просто вкладывали в проект деньги, рассчитывая получить прибыль: согласно условиям соглашения, они ещё и получали долю продукции. Почти наверняка полученные объёмы газа будут продаваться не по долгосрочным контрактам, а на спотовом рынке, говорит эксперт экономического факультета Российского университета дружбы народов Ярослав Дубенков. Это может привести к увеличению операционных издержек и созданию дополнительных сложностей в логистике, особенно учитывая санкции, которые могут затруднить транспортировку. Однако это может происходить и с использованием перевалки в Мурманске, что может привести к дополнительным затратам и увеличению времени транспортировки», — говорит Ярослав Дубенков. Впрочем, возможен и такой вариант, что только часть газа будет поступать на спотовый рынок.
Байрактар подчеркнул важность конкурентных преимуществ при выборе поставщиков и отметил, что цена играет значительную роль в этом процессе. Байрактар также выразил заинтересованность в развитии сотрудничества с Россией в атомной сфере, включая строительство новой атомной электростанции на черноморском побережье.
Как отметил капитан танкера Олег Шишкин, из-за благоприятных погодных условий «Проспект Королёва» прошёл трассу Севморпути «без ледокольного сопровождения». Сейчас в состав флота компании входит шесть работающих на сжиженном природном газе суден. В стадии строительства находится ещё 5 «зелёных» танкеров.
Сделавшая ставку на развитие экспорта сжиженного природного газа Россия может столкнуться с удорожанием проектов и дефицитом танкеров ледового класса из-за санкций, что создает риски для будущих заводов Новатэка NVTK и может отсрочить начало полноценной отгрузки с Арктик СПГ-2, сказали Рейтер эксперты и источники в отрасли.
После ухода западных партнеров из проектов в России и запрета на ввоз импортного СПГ-оборудования власти снизили прогноз производства СПГ к 2035 году до 80-120 миллионов тонн с прежних 140 миллионов тонн. РФ пока рассчитывает выйти на уровень 100 миллионов тонн к 2030 году при порядка 33 миллионов тонн в 2022 году. Однако удорожание проектов и логистики снижают шансы на достижение этой планки, подтачивая конкурентоспособность российского СПГ. Накануне стало известно, что крупнейший в РФ производитель сжиженного природного газа Новатэк направил клиентам уведомление о форс-мажоре относительно будущих поставок СПГ с проекта Арктик СПГ-2. В 2023 году санкционное давление усилилось: США ввели санкции против Арктик СПГ-2, его подрядчиков, компаний, участвующих в работе будущих перевалочных хабов в Мурманске и на Камчатке, судов - плавучих хранилищ, а ЕС выстроили основу для введения эмбарго на бронирование мощностей терминалов для российского СПГ.
"На нет и судов нет": у Совкомфлота проблемы с газовозами для "Арктик СПГ 2"
Америке проще доставлять свой сжиженный газ в Европу, держа при этом цены на высоком уровне, тогда как работающий проект «Арктик СПГ-2» смог бы составить им конкуренцию. НОВАТЭК способен поставлять на рынок 28 млрд кубометров газа в год, что примерно равняется четверти от мощности обоих разрушенных «Северных потоков». Как известно, в ноябре 2023 США ввели против этого проекта санкции, по которым день 31 января 2024 года стал бы последним для завершения сделок по нему. И мы делаем это, вводя санкции, работая с нашими партнерами по G7».
В отличие от долгосрочных контрактов это может привести к волатильности доходов проекта на фоне изменчивости цен, прогнозируют развитие ситуации эксперты канала «Газпромбанк Инвестиции». Кроме того, проблемой для развития этого проекта, по мнению экспертов, остается нехватка танкеров арктического класса Arc7.
Вся операция длилась около суток: после заполнения чаши дока водой и отведения батопорта плавучего затвора дока суда отбуксировали к месту проведения достроечных работ. После их завершения суда пройдут швартовные испытания. Судну присвоено имя «Валентин Пикуль» — в честь советского писателя, автора многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику. Танкер предназначен для перевозок нефти и способен самостоятельно осуществлять навигацию без ледокольного сопровождения в акваториях северных морей, в разряженных однолетних льдах при толщине до 1,1 м в зимне-весеннюю навигацию, и до 1,7 м в летне-осеннюю. Максимальная длина танкера составит 257 метров на 7 метров больше танкера типа «Афрамакс» , ширина - 34 метра, осадка - 14 метров, высота борта - 21 метр, скорость - 15,5 узлов.
Движительная установка включает управляемые полноповоротные винторулевые колонки. Кроме того, новое судно будет оборудовано носовым погрузочным устройством для приема нефти непосредственно со стационарного морского ледостойкого причала.
По словам собеседников «Ведомостей», в преддверии запуска «Новатэк» резко увеличил добычу газа, почти в 20 раз. А потом из-за нехватки танкеров ее пришлось снижать. В феврале добыча составила 83 млн кубических метров, это втрое меньше показателя января и в пять раз меньше, чем в декабре. Причем неотгруженный СПГ еще нужно где-то хранить.
Для этого нужна очень низкая температура, газ в этом состоянии охлажден до минус 160 градусов. А это означает лишние затраты на энергию.
По оценке основателя и главы глобального трейдера Gunvor Торбьорна Торнквиста, Европа в декабре может получить 15-20 грузов СПГ и столько же - в январе следующего года. Запасы уже на низком уровне, а к концу зимы могут опуститься до исключительно низких".
ССК "Звезда" задержит сдачу танкеров для проекта "Арктик СПГ-2"
Где кроме Ямала Россия может строить заводы по сжижению газа | Южнокорейская Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) расторгла контракт на строительство трех танкеров-газовозов для проекта «Арктик СПГ 2». Ранее стало известно. |
Перехваченные Германией у «Газпрома» танкеры СПГ заработали на Евросоюз | НОВАТЭК не может начать отгрузку СПГ с проекта «Арктик СПГ-2», потому что в его флоте нет ни одного СПГ-танкера ледового класса Arc7. |
СПГ-танкеры собрались строить в Хабаровском крае
Но они и не хотят получить эти деньги, а потом продолжать работать на старых условиях. Им нужно эти условия поменять. А деньги — так уж и быть, мировое соглашение подпишут и все многомиллиардные штрафы аннулируют. Они просто сдают ее в Каспийский трубопроводный консорциум КТК , она идет в Новороссийск и там отгружается. С чем есть проблемы, так это с альтернативными маршрутами доставки в обход России. Гнать нефть через Каспий танкерами, разгружаться в Азербайджане, оттуда через Грузию по «трубе» в Турцию — очень хлопотно. Для этого нужен флот на Каспии, это сложная история. Хотя в 2022—2023 годах казахи действительно купили несколько танкеров, которые Россия, кстати, пропустила через канал.
Но все равно такой маршрут гораздо сложнее, длиннее и дороже, чтобы прийти на традиционные рынки в южной Европе. Читайте также Алиев у Путина: Пашинян больше не будет морочить голову Москве и Баку Азербайджанские политологи отмечают: впервые стратегический разговор о пути «Север-Юг» не будет испорчен темой Нагорного Карабаха Помимо КТК, казахи могут сдавать свое сырье просто в российскую систему «Транснефти», что они и делают. Что касается объемов добычи, вокруг этой темы постоянно идет битва. Казахское руководство говорит о том, что у них под землей вторая Саудовская Аравия или Кувейт, нефти много, а добыча дешевая. Но недропользователи, наоборот, постоянно склонны завышать затраты на добычу, они говорят, что все очень сложно, ничего добыть нельзя, они делают колоссальные инвестиции, просто чтобы сохранить добычу. А все потому, что соглашение о разделе продукции подразумевает, что чем больше у недропользователей затрат, тем меньше они должны отдавать государству. Думаю, Казахстан не станет вторым Кувейтом, даже если сменятся недропользователи.
Но нынешние объемы производства можно сохранять еще много лет. Это уже много, тем более в условиях хрупкого баланса на рынке, казахская нефть важна.
Новые газовозы имеют грузовместимость 172 600 кубических метров каждый. Они являются начальной частью заказа, который заключается в постройке 15 танкеров для «Арктик СПГ 2». Пилотный газовоз этой серии будет заказан государственной судоходной компанией «Совкомфлот», а остальные танкеры будут переданы компании «Смарт СПГ», совместному предприятию «Совкомфлота» и «Новатэка». В апреле генеральный директор «Совкомфлота» Игорь Тонковидов сообщил, что ввод пилотного газовоза в эксплуатацию переносится на 2024 год вместо ранее запланированного 2023 года.
В отсутствие газовозов вводить в строй технологические линии экономически нецелесообразно. Произведенный газ будет невозможно вывезти с газового терминала. НОВАТЭК заказал в общей сложности 15 газовозов для своего нового завода, который планируется ввести в эксплуатацию в начале 2025 года. Соответствующий контракт на строительство судов был заключен в 2020 году с судоверфью Звезда. Финансовая госкорпорация ВЭБ.
Последний из троицы, «Жорес Алферов», проходит на этой неделе судовые испытания. Однако танкерам пока путь на «Арктик СПГ — 2» оказался заказан. Данные Equasis говорят о том, что в ближайшее время собственник танкеров снова поменяется. С 15 марта «Петр Капица» вернется к Hanwa Ocean, а с 1 июня — прежнего хозяина обретут и остальные два газовоза. Однако с ними происходит задержка. В MOL сказали для TradeWinds, что газовозы не находятся под санкциями, но их достройка столкнулась с задержкой в достройке.