Женский день 8 Марта имеет статус международного праздника, но не все однозначно. 8 марта: история праздника. Международный женский день, по сути, — это некий презент нам от Соединённых Штатов Америки, Германии и Советского Союза. Международный женский день, который во всем мире отмечают 8 марта, имеет совершенно другие исторические корни. В 1966 году 8 марта стало не просто праздником, но и нерабочим днем. В Германии «женский день» отмечали 12 марта, во Франции – 2 марта, а в других городах – 9 марта. И лишь в 1914 году «женский праздник» стали отмечать 8 марта, как и отмечают по сей день.
Международный женский день 8 Марта: как появился праздник, как его отмечают в разных странах
8 марта — день, когда женщина находит наконец время ответить на вопрос, о котором не задумывается в череде повседневных дел. Ключевой фигурой в истории праздника 8 Марта является Клара Цеткин. История Международного женского дня началась в 1910-м, когда на Второй Международной конференции социалисток Клара Цеткин предложила ввести праздник в мировой обиход. Сегодня расскажем об истории праздника 8 Марта и о его значении в наши дни. История Международного женского дня. Международный женский день (8 марта) празднуют во всем мире. Сегодня 8 Марта считается Международным женским днем, и история его создания снова выходит на первый план.
8 марта: история праздника
В России же праздник отмечался с 1913 года. Первый раз его справляли в Санкт-Петербурге 2 марта, а год спустя дату празднования перенесли на 8 марта 23 февраля по старому стилю. Таким образом, Советский Союз стал первой европейской страной, где праздник отмечался на государственном уровне. Наконец, в 1975 году, который был провозглашен Годом женщин, дата 8 марта стала общей практически для всех государств ООН.
В СССР в 1980-х годах политический подтекст праздника начал постепенно уходить в прошлое. Постепенно 8 Марта стало ассоциироваться не с борьбой за равноправие, а с весной и женственностью. Сейчас это праздник всех женщин от мала до велика.
Акция привела к определенным результатам. Женщин стали принимать в университеты, в мире стали появляться женские профсоюзы. Ключевой фигурой в истории праздника 8 Марта является Клара Цеткин. Она известна как политический деятель, одна из лидеров Социал-демократической партии Германии, участница формирования коммунистической партии Германии, активистка движения, которое вскоре приобрело название «феминизм».
В 1910 году Клара и Роза Люксембург, выступая на конференции в Копенгагене, предложили утвердить праздник и назначить его именно на 8 марта. Легенда о восьми Мартах Для утверждения праздника в восьмой день марта две дамы-революционерки напомнили о старинном немецком предании из эпохи Средневековья, когда в Германии действовал «закон первой ночи». Он означал, что крепостные девушки, которые выходили замуж, сначала обязаны были провести ночь со своим хозяином. Согласно легенде, в одной из деревень Германии выдавали замуж восемь девушек с одним и тем же именем — Марта.
Семеро из них безропотно последовали закону, отдавшись своему хозяину, а восьмая стала сопротивляться, но была насильно доставлена к господину в замок.
С инициативой проведения Международного женского дня выступила в 1910 году на заседании Социалистического Интернационала в Копенгагене немецкая активистка Клара Цеткин. Она предложила установить день международного протеста пролетариата против политического бесправия работниц. Эта идея получила единодушную поддержку всех участниц конференции. Демонстрантки требовали предоставить женщинам равные права с мужчинами. Российские женщины присоединились к международному движению через два года.
В 1911 г. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты женщины добивались равных производственных прав с мужчинами. В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 г. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации «... Власти дали разрешение, и 2 марта 1913 г. Повестка дня научных чтений включала следующие вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; дороговизна жизни. В следующем году во многих государствах Европы 8 марта или приблизительно в этот день женщины организовали марши в знак протеста против войны.
Как появился Международный женский день
- 8 марта: история праздника
- Как отдыхаем на 8 Марта в 2024 году
- К Международному женскому дню - Новости - МБУ "Библиотека" г. Новочебоксарск
- Что произошло 8 марта: день в истории - Новости
- История праздника 8 Марта и особенности отмечания
- Настоящяя история праздника 8 марта: Клара Цеткин, евреи и проститутки
Новости о Международном женском дне
Международный женский день 8 Марта. Празднование Международного женского дня своими корнями уходит еще в Древний Рим. Весна - 7 марта 2022 - Новости Ярославля - В 1965 году Международный женский день в Советском Союзе стал официальным праздником и всеобщим нерабочим днём.
Откуда пришел праздник 8 Марта?
Празднование 8 Марта в СНГ ассоциируется в первую очередь с лишним выходным, букетами тюльпанов и подарками для женщин, в то время, как первоначальное значение праздника – борьба за права женщин – остается почти без внимания. Об истории Международного женского дня рассказал историк, писатель, профессор, независимый эксперт по истории России и сопредельных государств Александр Александрович Черёмин. О Международном женском дне стали больше думать как о празднике весны, красоты и всех женщин. Сегодня 8 Марта считается Международным женским днем, и история его создания снова выходит на первый план.
8 марта: чем запомнился этот день в истории России
Одной из таких женщин была Клара Цеткин, которую культура сделала почему-то комичным персонажем. Что сделала для праздника Клара Цеткин? На самом деле 8 Марта не имеет ничего общего с Днём рождения Клары Цеткин она родилась 5 июля. Но именно эта женщина сделала многое, чтобы обратить внимание на права и свободы женщин — отсюда такая тесная параллель с её именем. Госпожа Цеткин предложила учредить праздник, который бы объединил женщин всего мира, на 27 августа в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала. Задумка не имела ничего общего с тем, как отмечается праздник сегодня. Речь не шла о подарках, стихах для мам, охапках мимозы и тюльпанов.
Предполагалось, что в праздник женщины смогут привлекать внимание к своим проблемам через митинги и демонстрации. Интересно, что и сугубо советским, как это принято считать сегодня, Международный женский день тоже назвать нельзя — его начали отмечать в США ещё в 1909 году. А первые «восьмые марта» отмечались в последнее воскресенье февраля. Затем даты праздника постоянно переносились в зависимости от страны, в которой его отмечали. Вот, например, немецкий плакат, выпущенный в честь праздника. Вообще впервые "синхронно" 8 Марта отметили в 1914 году, когда дата действительно выпала на воскресенье 8 марта.
В России Международный женский день также начали отмечать за несколько лет до прихода к власти большевиков. Так в одной из петербургских газет историки нашли вот такое упоминание: "В рамках движения за мир … российские женщины отметили свой первый Международный женский день в первое воскресенье февраля 1913 года". Поворотным моментом для праздника стал февраль 1917 года. Тогда 8 марта по новому стилю пришлись митинги против войны и тяжёлого положения работниц. В Петрограде толпа двинулась к Городской Думе с требованиями хлеба и женского равноправия. И после свержения монархии 8 Марта стало не столько женским праздником любви и красоты, как его воспринимают сегодня , а днём чествования женщин-героев революции.
Именно поэтому много лет праздник не считался поводом для всех женщин — проанализировав открытки и газетные заметки, можно говорить, что Международный женский день в СССР был праздником женщин, проявивших себя в тяжёлых мужских профессиях.
Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши. Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10-часового рабочего дня. На многих предприятиях в США возникли профсоюзные организации. И вот после 8 марта 1857 г. В этот день во многих городах Нью-Йорка сотни женщин вышли на демонстрацию, требуя предоставления им избирательного права. В 1910 г. Откликаясь на этот призыв, женщины многих стран включаются в борьбу против нищеты, за право на труд, уважение своего достоинства, за мир.
Взяв с царя, не знавшего о ее происхождении, обещание, что он уничтожит всех врагов, которые покушаются на ее народ, Есфирь предотвратила планировавшиеся «еврейские погромы». Есфирь обратила царский приказ против самих персов, желавших истребить иудеев, в честь чего день 13 Адара этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля — начало марта стал праздноваться как праздник Пурима. Дата празднования Пурима в иудейском религиозном календаре является «скользящей», как в православном — дата празднования Пасхи. Однако, число празднования Пурима, пришедшееся в 1910 году на 8 марта, закрепилось и прижилось. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях.
Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами. В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации " …научного утра по женскому вопросу». Власти дали разрешение, и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала следующие вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни.
В следующем году во многих государствах Европы 8 марта или приблизительно в этот день женщины организовали марши в знак протеста против войны.
Причем участвовали в этом подвиге не только женщины и девушки, но и девочки-подростки. Конечно, во время Великой Отечественной войны праздников практически не было. Праздновали только самые основные даты, а Международный женский день носил чисто корпоративный характер на предприятиях. После войны начался период восстановления народного хозяйства, который, опять же, лег на плечи женщин. Я вспоминаю фотографии, архивные материалы музеев, когда рядом с традиционной шикарной девичьей одеждой, в удивительных белых и золотых красках, с потрясающим кокошником или повязкой, висит обычная роба и инструменты. К сожалению, такое противопоставление говорит не в пользу советской власти.
Фото: А. Конец войны и последующие годы ознаменованы новым этапом для праздника 8 марта. С 1966 года Международный женский день становится выходным днем. Надо сказать, что со стороны государства это была очень хорошая политика протекционизма по внедрению праздника, ведь выходной день закреплял праздник в сознании людей, и особенно в быту. Постепенно из контекста праздника уходит весь идеологический революционный пыл и приходит гендерный человеческий фактор. К этому времени относится и формирование традиции празднования 8 марта в школах. В это время появляются такие интересные моменты, как специальная школьная почта: девушки и юноши могли через почту показать свои любовные предпочтения, отправив записку или открытку.
Для молодежи это было очень важно. Можно сказать, что формирование советского праздничного календаря завершается к 80-м годам. К этому времени наш календарь насчитывал уже десятки гражданских праздников, и 8 марта в их ряду стал одним из центральных. Следующий важный этап — это перестройка и 90-е годы. Праздник снова меняется, и в этот период из него совершенно уходит весь советский пафос; 8 марта полностью трансформируется в гендерный праздник, в женский день, каким мы его знаем сейчас. Причем праздник не просто входит в быт, а приобретает совершенно другую семантику. В городах, в селах происходит поздравление всех дам без исключения: новорожденных, девочек, девушек, бабушек.
Им дарят подарки, в детских садах проходят утренники в честь мам, сестер и т. Научные интересы Александры Фроловой лежат в области этнографического изучения русского народа, процессов развития праздничной культуры, этнокультурного облика русского человека и антропологии инвалидности: изучения инвалидности как социокультурного феномена в традиционном и современном обществах. Многие изменения праздника объясняются огромнейшей значимостью именно традиционного аграрного календаря русского народа. А надо сказать, что в этом календаре очень важны были дни весеннего, осеннего равноденствия, а также периоды летнего и зимнего солнцеворотов. С этим астрономическим явлением связаны ритмы смен времен года, и, как следствие, ритмичная смена повторяемых процессов жизнеобеспечения русского этноса. Календарные рубежи за время осмысления народом были сакрализированы циклом ритуалов, обрядов, праздников, а их значение было направлено на важнейшую для выживания любого этноса составляющую — это рождение нового поколения детей, воспроизводства всего того, что способствовало жизнедеятельности этноса, социума. И каждый из этих периодов, конечно, имел свою семантическую окраску.