В басне высмеиваются пороки людей Мораль басни-своеобразный вывод,который чему-то учит. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Мне кажется, А) начальные или заключительный строки басни.
Что такое басня_ Литература 5 класс.
Это делается для того, чтобы персонажи были универсальными и могли быть применимыми к различным временам и ситуациям. Мораль в баснях может быть прямой, открытой, когда автор явно формулирует урок, который он хочет донести до читателя. Однако чаще всего мораль скрыта и предлагается читателю самостоятельно извлечь урок из сюжета и действий персонажей. Одной из основных задач автора басни является вызвать у читателя эмоциональную отзывчивость и побудить его оценить и принять положительные качества героев и поведение, которое автор хотел пропагандировать. Таким образом, басни служат не только для развлечения, но и для передачи ценных моральных уроков. Они помогают нам понять различные аспекты нашей жизни и стимулируют нас к формированию лучших нравственных принципов. Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Вам также может быть интересно.
В басне обычно присутствуют животные или вымышленные персонажи, которые обладают человеческими чертами и ведут диалоги или действуют в определенном контексте. Через эти персонажи и их действия автор передает определенные нравственные принципы и уроки. Мораль в басне может быть связана с различными аспектами жизни, такими как честность, справедливость, эгоизм, гордыня, трудолюбие и т. Часто басни имеют ярко выраженный нравоучительный характер, и их цель состоит в том, чтобы заставить читателей задуматься над моральными проблемами и поведением.
Именем Эзопа называют язык иносказаний. Эзопов язык — это мастерское использование тайнописи в литературе, когда намеренно маскируется основная мысль и идея автора. У басни всегда есть мораль. Она может находится в начале текста или после него. Мораль содержит краткий нравоучительный вывод, который высмеивает пороки людей и направлен на читателя.
Рубрика: Как пишется Басни — это краткие истории, в которых главными персонажами выступают животные.
Однако, задача басни не только развлечь читателя, но и передать определенную мораль или урок. Мораль басни — это главная идея или посыл, которую автор хочет донести до своих читателей. Она может быть выражена явно или скрыто, через действия персонажей и их последствия. Часто, мораль басни представляет собой важное усовершенствование или предупреждение. Она может учитывать такие ценности, как дружба, честность, нравственность и ответственность. Однако, мораль басни не всегда так очевидна и может предлагать неожиданный взгляд на ситуацию, вызывая у читателя размышления и самостоятельного поиска значения.
Мораль басни обычно представляет собой некоторую всеобщую истину, которую можно применить к реальной жизни. Она помогает читателю узнать что-то новое или осознать уже известные факты.
Басня и её мораль
мораль в большинство находится в баснях это поучительная часть рассказов Васи который учит всему хорошему отличать добро от злости учить как жить в жизни аллегория иносказание изображение абстрактное понятие или явление об образе. Мораль этой басни: давно известна лживость лести, однако льстецы всё равно находят способ обводить многих вокруг пальца. Мораль басни “Стрекоза и Муравей” со времен Эзопа не изменилась: необходимо думать о будущем и работать ради него. В баснях и притчах мораль прямо сформулирована в конце произведения в виде двустишия или заключительной фразы (в баснях мораль иногда находится в начале). Причём мораль басни, как в математике, выводится по краткой цепочке действий и развивает логическое мышление.
Что такое басня — определение, признаки, происхождение жанра, примеры басен в литературе
Примеры аллегорий, хорошо знакомых современному человеку, легче, пожалуй, найти в изобразительных искусствах: в России XVIII — начала XIX века аллегорические изображения отвлеченных понятий встречаем на картинах, на барельефах, такие скульптуры украшали наши сады например, Летний в Петербурге. Известная нам всем аллегория — изображение правосудия в виде женщины с завязанными глазами и с весами в руках. Здесь каждая деталь может быть расшифрована, причем совершенно определенным образом: повязка на глазах означает неподкупность, весы — справедливость и точность решений. Басни Крылова — не аллегории, потому что нельзя объяснить, что означают, например, те ложки, с которыми звери явились к берегам.
Можно объяснить только, зачем в басне эти ложки — чтобы сделать картинку еще более зримой и смешной. И все-таки зачем же тогда «мораль»? Именно Лафонтена много переводил Крылов.
Вяземский выразительно сопоставлял творческую манеру Крылова с манерой И. Дмитриева: «Дмитриев пишет басни свои; Крылов их рассказывает».
Такие личности думают, что все их уважают, прислушиваются к их мнению. На самом же деле, те, кто не имеет хоть какой-то ум, открыто потешаются. Ведь их неопытность и недальновидность видны невооруженным глазом. Мало того, если невежественны чиновники, то это отражается на окружающих, если политики — то на стране. Соответственно, одна «мартышка» если ее вовремя не остановить , теоретически может сгубить целое государство.
Характеристика героев басни «Мартышка и очки»: аллегория, описание для урока литературы 3 класса школы Басня «Мартышка и очки» Героиня в этом творение одна. Но и с ее помощью литератор показывает все самобытность недалеких людей. По Мартышке можно судить об обществе — это аллегория. Вот описание характеристика героев басни «Мартышка и очки» для урока литературы 3 класса школы: Мартышка пожилая, но прожитые годы никак не прибавили ей мудрости и дальновидности. Увы, она практически не имеет никакого интеллектуального багажа, который могла бы скопить за жизнь. Мыслит узко, судит поверхностно. Если не понимает суть предмета либо явления , то сразу же считает его враждебным, неправильным.
Обезьянка вспыльчивая. Зависима от чужого мнения. Ведь если бы ей не подсказали идею о приобретении очков, она спокойно жила бы без них. Считает, что какие-либо внешние атрибуты способны скрыть умственные недостатки. Безусловно, вызывает смех и неуважение окружающих. Однако, нельзя сказать, что она плоха. Всему виной ее поступки, которые автор подвергает критике.
Басня Крылова «Мартышка и очки»: жизненные примеры Жизненный пример по басне «Мартышка и очки» При помощи жизненных примеров можно наглядно понять суть творения. Они помогают раскрыть характер главных героев небылицы.
Фраза «Мораль сей басни такова» обычно считается традиционным зачином басенной морали. Между тем она появилась лишь в 1860 г. Вейнберга как пародия на басенную мораль. Строка Вейнберга, став крылатой, нередко использовалась в сугубо ироническом плане.
У стихотворцев XX в. Ключевые слова: басня; сатира; крылатые слова; П. Вейнберг; С. Михалков; Н. Эрдман; Леонид Филатов. Получено: 27.
E-mail: kdushenko nln. DOI: 10. The phrase «The moral of the fable is... Keywords: fable; satire; family phrases; P. Weinberg; S.
Крылов- великий русский баснописец В чем мораль басни «Ворона и лисица»? Пожалуй, это одно из наиболее известных творений Крылова. Автор предупреждает своих читателей — нельзя быть чересчур доверчивым, идти у всех на поводу. Не стоит слепо верить тем, кто льстит и хвалит вас без какой-либо причины. Ведь известно же, что от природы ворона не умеет петь, но ведь все равно поверила в хвалебные оды хитрой лисички. Что показательно, автор не осуждает сообразительную лису.
«Стрекоза и муравей» - мораль и анализ басни И.А. Крылова
alinamatveeva988qmai Мораль басни – это лаконичное заключение, которое находится в конце либо в начале произведения. Он считал мораль ключевым элементом басни и сподвиг многих европейских писателей на создание басен, в том числе известного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Смотреть что такое «мораль (в басне)» в других словарях: мораль — этическое содержание произведения, его вывод, итог, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом или афористическое суждение. В басне Федра мораль выражена в словах: «Коль кто бессилье хочет словом облегчить, К себе относит пусть он басни этой смысл», а у И.А. Крылова мораль выражена с помощью пословицы: «Видит око, да зуб неймет».
Что такое мораль басни?
это В) нравоучительный вывод. Мораль может стоять как в конце басни, так и в ее начале. это ее поучительный смысл. В басне рифмами автор расказывает жизненую ситуацию, а в конце поучительный смысл. это нравственный урок, заключение или принцип, который автор хочет донести до читателя. В басне обязательно есть мораль, которую автор помещает либо в начале, либо в конце произведения. это тот смысл что заключен в басне Мораль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов поведения человека [1]. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений.
Остались вопросы?
Что такое мораль басни. Животные басни Фактически басня — это герои-звери с человеческим характером. Причём мораль басни, как в математике, выводится по краткой цепочке действий и развивает логическое мышление. это главная мысль, которую автор пытается донести до читателя и проблема, которую он затрагивает в своем произведении. Мораль басни – это ее краткое нравоучительное заключение. Она охватывает всю проблему целиком, а не концентрируется на каком-то конкретном эпизоде. Мораль басни "Любопытный" заключается в том, что люди нередко углубляются в детали настолько, что не замечают главного и важного.
Что такое мораль басни?
Bett, 1994 ]. В принципе, так и есть, и если бы древнюю охоту на мамонтов могли видеть живьем современные защитники животных, они бы наверняка заклеймили позором подобное занятие, оставив нашим далеким предкам на пропитание лишь вершки да корешки различных растений. Эти воззрения, подвергающие сомнению само наличие оснований считать что-то правильным или не правильным, со временем стали основой принципа морального релятивизма, провозглашающего, что абсолютного добра и зла не существует, равно как не существует единого объективного критерия нравственности. Понятие «моральный релятивизм» имеет корни в латинском языке и происходит от латинского relativus, что переводится как «относительный». Подробнее о принципе морального релятивизма можно почитать в статье «Моральный релятивизм» [ А. Круглов, 2011 ]. К моральному релятивизму идеологически близок моральный нигилизм.
Отличие состоит лишь в большем радикализме постулатов. Так, моральный нигилизм не признает не только абсолютного трактования добра или зла, но даже возможности субъективной оценки чего-либо как плохого или хорошего. С точки зрения морального нигилизма мораль является лишь сводом условных правил, соблюдая которые можно приспособиться к социуму, достичь каких-то успехов и заполучить какие-то материальные блага. Ни о каком логическом обосновании принципов морали речь не может идти в принципе. Доля истины в этом, конечно же, существует, однако все хорошо в меру. Моральный релятивизм и моральный нигилизм в крайних формах ведут к философии вседозволенности, обесценивают нравственность как таковую и могут привести к проблемам правового характера.
Эта тема затронута в работе La bureaucratie rationnelle et la crise de la culture «Рациональная бюрократия и культурный кризис» [ V. Porus, 2013 ]. В свою очередь, моральному релятивизму противостоит моральный абсолютизм, согласно которому некие абсолютные нормы морали существуют, осталось лишь отыскать их и неуклонно им следовать. Это удается далеко не всегда, что наглядно показано в статье Moral Absolutism and the Problem of Hard Cases «Моральный абсолютизм и проблема тяжелых случаев» [ Т. McConnell, 1981 ]. Кроме того, о перипетиях научного поиска решения проблемы можно прочитать в работе «Моральный абсолютизм: общая характеристика и современные подходы» [ Г.
Мехед, 2015 ]. В некотором смысле с моральным абсолютизмом перекликается принцип морального универсализма или морального объективизма. Ключевая идея состоит в том, что создание системы моральных ценностей, универсальной и не зависящей от страны, нации, религии, пола, расы не просто возможна, но и необходима. В каком-то смысле принцип морального универсализма воплощен во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1948 году [ ООН, 1948 ]. Как минимум, в этом документе учтены базовые принципы прав и свобод граждан. Итак, мы разобрались в самом общем виде в основных подходах к вопросу морали и выяснили, что мораль и поведение человека тесно взаимосвязаны.
Теперь мы готовы к тому, чтобы попытаться получить обобщающее понимание морали. Что такое мораль? Мораль — это свод принятых в обществе представлений о плохом и хорошем, правильном и неправильном, нравственном и безнравственном. В соответствии с этими представлениями, моральные нормы предполагают определенный набор правил поведения в обществе. В этой трактовке и определении как раз и кроется источник разногласий и споров относительно того, какой должна быть мораль в обществе и какие правила могут считаться правильными. Во-первых, любое общество неоднородно, как минимум, по своему возрастному и социальному составу.
То, что может быть допустимо в среде малообразованных и занятых тяжелым физическим трудом людей, неприемлемо в кругу бомонда. То, что является нормой в среде подростков, будет воспринято с непониманием среди взрослых людей. Более того, типичные соответствия и связки, сформировавшиеся благодаря культурным шаблонам в массовом сознании, зачастую позволяют идентифицировать ту или иную ситуацию. В качестве примера можно привести курьезный случай в зоопарке Линкольншира Великобритания , где пять попугаев за время карантина не только освоили ненормативную лексику, которой пользовался обслуживающий персонал, но и научились подражать человеческому смеху, который они слышали после каждого нецензурного слова. В данном случае вызывает интерес даже не сама ситуация, а комментарий директора зоопарка, который сравнил происходящее с «клубом пожилых рабочих, где все смеются и матерятся» [ MK. Как мы понимаем, назови он это все клубом молодых ученых, его бы просто никто не понял.
Во-вторых, некая универсальная социальная мораль на все времена невозможна ввиду того, что общество постоянно развивается и меняется, меняются и нормы морали, принятые в обществе. То, что было недопустимо в 19 веке, не вызывает вопросов в 21 веке, причем в самых разных сферах. И мы даже не о том, что в 19 веке девушка из благородного семейства не могла «выйти в свет» без корсета, а в 21 столетии можно запросто носить мини-юбки, в том числе в учебное заведение и на работу. В 19 веке сам факт посещения высшего учебного заведения девушками вызывал много вопросов.
У Аристофана Писфетер в разговоре с птицами блистательно аргументирует баснями Эзопа о жаворонке, похоронившем отца в собственной голове « Птицы », 471—476 и о лисице, обиженной орлом «Птицы», 651—653 , а Тригей ссылается на басню в объяснение своего полёта на навозном жуке « Мир », 129—130 , а вся заключительная часть комедии « Осы » построена на обыгрывании некстати применяемых Филоклеоном басен. Демокрит поминает «Эзоповскую собаку», которую погубила жадность отр. Сократ у Ксенофонта рассказывает басню о собаке и овцах «Воспоминания», II, 7, 13—14 , у Платона он вспоминает, что говорила «в Эзоповой басне» mythos лисица больному льву о следах, ведущих в его пещеру «Алкивиад I», 123а , и даже сам сочиняет в подражание Эзопу басню о том, как природа неразрывно связала страдание с наслаждением « Федон », 60с. Платон даже утверждает, что Сократ, никогда ничего не сочинявший, незадолго до смерти переложил в стихи Эзоповы басни «Федон», 60с — рассказ явно вымышленный, но охотно принятый на веру потомками Плутарх , «Как слушать поэтов», 16 с; Диог. Риторика На рубеже классической и эллинистической эпохи из «высокой» литературы басня опускается в литературу учебную, предназначенную для детей, и в литературу популярную, обращённую к необразованной низовой публике.
Басня становится монополией школьных учителей и философских проповедников. Так возникают первые сборники басен для нужд преподавания , и начинается третий период истории басенного жанра в античности — период перехода от устной басни к литературной. Деметрий Фалерский был философом- перипатетиком , учеником Теофраста ; кроме того, он был оратором и теоретиком красноречия. Сборник Деметрия, по-видимому, послужил основой и образцом для всех позднейших записей басен. Ещё в византийскую эпоху под его именем издавались басенные сборники. Сборники таких записей были, прежде всего, сырым материалом для школьных риторических упражнений, но рано перестали быть исключительным достоянием школы и стали читаться и переписываться как настоящие « народные книги ». Поздние рукописи таких сборников дошли до нас в очень большом количестве под условным названием «басен Эзопа». Исследователи различают среди них три основных рецензии редакции : древнейшая, так называемая Августанская, восходит, по-видимому, к I—II векам н. Августанская редакция — собрание двухсот с лишним басен, все они более или менее однородны по типу и охватывают тот круг басенных сюжетов, который впоследствии стал наиболее традиционным.
Запись басен проста и кратка, ограничивается передачей сюжетной основы без всяких второстепенных подробностей и мотивировок, тяготеет к стереотипным формулам для повторяющихся сюжетных моментов. Отдельные сборники басен сильно различаются и по составу, и по словесной редакции. В риторической школе басня заняла твёрдое место среди « прогимнасм » — подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение ритора. Число прогимнасм колебалось от 12 до 15; в окончательно установившейся системе их последовательность была такова: басня, рассказ, хрия , сентенция , опровержение и утверждение, общее место , похвала и порицание, сравнение , этопея , описание , разбор, законоположение. Басня в числе других простейших прогимнасм, по-видимому, первоначально преподавалась грамматиком и лишь потом перешла в ведение ритора. Пособием к изучению прогимнасм служили специальные учебники, содержавшие теоретическую характеристику и образцы каждого рода упражнений. До нас дошло четыре таких учебника, принадлежащих риторам Феону конец I — начало II в. Мораль в басне определялась так: «Это — сентенция logos , прибавляемая к басне и разъясняющая содержащийся в ней полезный смысл». Мораль, поставленная в начале басни, называется промифий, мораль в конце басни — эпимифий.
Место басни среди других форм аргументации наметил ещё Аристотель в «Риторике» II, 20, 1393а23—1394а 18. Аристотель различает в риторике два способа убеждения — пример paradeigma и энтимему enthymema , соответственно аналогичные индукции и дедукции в логике.
Тихомирова, мораль басни заключается в следующем: "Свои недостатки мы замечаем в себе очень редко - и в действительной жизни, и в зеркале жизни - в книге, в сатире, хотя эти же самые слабости, а тем более пороки, мы прекрасно видим в других, указываем на них пальцем, смеемся над ними, открыто порицаем их "Зеркало и обезьяна". Невнимательно относясь к себе, мы нередко и в окружающем не видим существенного и важного для нас: замечаем в жизни и в книге мелочи, а слона не примечаем "Любопытный".
Тихомиров, "Избранные басни И. Крылова для школ и народа", Москва, тип. Волчанинова, 1895 г. Педагог В.
Водовозов считает, что суть и смысл басни заключаются в следующем: "Басня "Любопытный" дает случай объяснить, что такое кунсткамера, музей естественной истории. Всего естественнее показать бы это детям на деле...
Басня — жанр эпоса, характерной чертой которого является иносказательность сюжета, заканчивающего моралью нравоучением , выражающей идею басни.
Басня может быть написана в прозаической у Эзопа и стихотворной у Лафонтена, М. Ломоносова, И. Крылова, С.
Михалкова форме.
Роль морали в баснях И.А.Крылова
Четыре друга — обезьяна, козел, осел и медведь — собираются вместе, чтобы играть на музыкальных инструментах. Они решили играть квартетом, хотя у них не было такого таланта. Кто пытался предостеречь Свинью от ее действий? Что именно ела свинья на дереве? Что высмеивает Крылов в данной басне? Применима ли мораль басни в современном обществе? Они достали свои инструменты, взяли ноты и начали играть. Музыканты сидели на лугу. Они играли на скрипках, альтах и басах, но ничего не происходило. Обезьяна подумала, что они сидят не так, как надо, и поэтому музыка не работает.
Она начала расставлять всех по местам и двигалась сама. Животные успокоились и снова начали играть со своими луками. Но, к удивлению, им это не удалось, результат был тот же. Теперь осел сказал, что необходимо, чтобы все они сидели рядом друг с другом. Они сели в ряд, но квартет снова не выдержал. Друзья начали спорить о том, что им делать и как сидеть. Было много шума и суеты, и соловей прилетел посмотреть на происходящее. Музыканты попросили сладкую птичку рассадить их так, как они хотят, потому что они не могли составить квартет, хотя все инструменты и ноты были на месте. Пересказ басни «Квартет» Крылова — Почему вы думаете, что на языке Эзопа говорят в какой-либо стране?
Существует ли такая страна, Эзопия? Но ваши шпионы не совсем необразованные. Эзопов язык» на самом деле является литературным термином и обычно используется в баснях. Но какое отношение к этому имеют Эзоп и его язык? Русские басни. Басня как литературный жанр — Ну, — ответил дедушка, — потому что у них богатая и интересная история, о которой стоит рассказать. В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам Какова легенда? Миф — это короткая история, часто в стихах, которая высмеивает человеческие ошибки. Однако миф всегда аллегоричен, то есть его главными героями являются не люди, а другие существа: животные, птицы, растения, реки, предметы и так далее.
Все они ведут себя как люди — у них одинаковые привычки и характеристики. Этот прием называется аллегорией. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками. Конспект урока «Русские басни. Басня как литературный жанр» Миф — это, как правило, моральный урок, который учит, как себя вести и чего не делать. Но это делается не прямо, а косвенно, через поведение персонажей и последствия их поведения. Миф состоит из двух частей, основной части и моральной части, центральной идеи всего мифа. Мораль может находиться как в начале, так и в конце мифа. Миф — это сатирическое произведение.
Речь идет об обычной жизненной ситуации. В мифе часто используется разговорная лексика. У персонажей есть диалог — они разговаривают друг с другом. Язык мифа ясен и лаконичен, и часто изречения того или иного персонажа становятся крылатыми словами. Они начинают использоваться в жизни. Но откуда берется такое замечательное произведение?
Поскольку он не умеет применять ее по назначению. Конечно же, он мог бы научиться и использовать вещь правильно. Но интеллект и лень даже не дают возможности задуматься над этим. Каждая «мартышка» в фигуральном смысле думает, что она и так все знает. А очки сделают ее буквально профессором без необходимости ударить палец о палец. Увы, это невозможно. Умнее можно стать, только лишь прилагая для этого усилия. Да и животное плохо видит не только глазами, но и не может разглядеть и осознать суть вещей. Мало того, такой невежда обычно ругает все то, чего не понимает. История создания басни «Мартышка и очки»: как это было? Басня «Мартышка и очки» Как говорилось выше, эта небылица была написана в 1815 году. Вот как это было — история создания басни «Мартышка и очки»: Толчком к созданию произведения стала ситуация, сложившаяся в рядах интеллигенции и среди правительства. Вполне вероятно, что наглядно видя обилие некомпетентных, невежественных людей, подготовка которых совершенно не отвечала занимаемой должности, автор не мог иронично не высмеять их в своей басне. Чиновники, которые желали «выслужиться», не имея никакого интеллектуального багажа, хотели попасть «из грязи в князи». Безусловно, ужимки приземленных личностей, думающих, что очки в фигуральном смысле на их носу, сделают их значимее, позволят увидеть то, что не видят остальные, нелепы и забавны. Впрочем, как и во многих других ситуациях это не что иное, как «смех сквозь слезы». Крылатые выражения из басни Крылова «Мартышка и очки» Басня «Мартышка и очки» Многие фразы из этого творения мы используем в жизни, даже не вникая, откуда они произошли. Вот крылатые выражения из басни Крылова «Мартышка и очки»: «Мартышка к старости слаба глазами стала». Отдельные фразы тоже часто используются. К примеру: «и так, и сяк» или «а проку на волос в них нет». Что высмеивает басня «Мартышка и очки»: объяснение Литератор умел при помощи своих творений высмеивать невежество в обществе.
У Аристофана Писфетер в разговоре с птицами блистательно аргументирует баснями Эзопа о жаворонке, похоронившем отца в собственной голове « Птицы », 471—476 и о лисице, обиженной орлом «Птицы», 651—653 , а Тригей ссылается на басню в объяснение своего полёта на навозном жуке « Мир », 129—130 , а вся заключительная часть комедии « Осы » построена на обыгрывании некстати применяемых Филоклеоном басен. Демокрит поминает «Эзоповскую собаку», которую погубила жадность отр. Сократ у Ксенофонта рассказывает басню о собаке и овцах «Воспоминания», II, 7, 13—14 , у Платона он вспоминает, что говорила «в Эзоповой басне» mythos лисица больному льву о следах, ведущих в его пещеру «Алкивиад I», 123а , и даже сам сочиняет в подражание Эзопу басню о том, как природа неразрывно связала страдание с наслаждением « Федон », 60с. Платон даже утверждает, что Сократ, никогда ничего не сочинявший, незадолго до смерти переложил в стихи Эзоповы басни «Федон», 60с — рассказ явно вымышленный, но охотно принятый на веру потомками Плутарх , «Как слушать поэтов», 16 с; Диог. Риторика На рубеже классической и эллинистической эпохи из «высокой» литературы басня опускается в литературу учебную, предназначенную для детей, и в литературу популярную, обращённую к необразованной низовой публике. Басня становится монополией школьных учителей и философских проповедников. Так возникают первые сборники басен для нужд преподавания , и начинается третий период истории басенного жанра в античности — период перехода от устной басни к литературной. Деметрий Фалерский был философом- перипатетиком , учеником Теофраста ; кроме того, он был оратором и теоретиком красноречия. Сборник Деметрия, по-видимому, послужил основой и образцом для всех позднейших записей басен. Ещё в византийскую эпоху под его именем издавались басенные сборники. Сборники таких записей были, прежде всего, сырым материалом для школьных риторических упражнений, но рано перестали быть исключительным достоянием школы и стали читаться и переписываться как настоящие « народные книги ». Поздние рукописи таких сборников дошли до нас в очень большом количестве под условным названием «басен Эзопа». Исследователи различают среди них три основных рецензии редакции : древнейшая, так называемая Августанская, восходит, по-видимому, к I—II векам н. Августанская редакция — собрание двухсот с лишним басен, все они более или менее однородны по типу и охватывают тот круг басенных сюжетов, который впоследствии стал наиболее традиционным. Запись басен проста и кратка, ограничивается передачей сюжетной основы без всяких второстепенных подробностей и мотивировок, тяготеет к стереотипным формулам для повторяющихся сюжетных моментов. Отдельные сборники басен сильно различаются и по составу, и по словесной редакции. В риторической школе басня заняла твёрдое место среди « прогимнасм » — подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение ритора. Число прогимнасм колебалось от 12 до 15; в окончательно установившейся системе их последовательность была такова: басня, рассказ, хрия , сентенция , опровержение и утверждение, общее место , похвала и порицание, сравнение , этопея , описание , разбор, законоположение. Басня в числе других простейших прогимнасм, по-видимому, первоначально преподавалась грамматиком и лишь потом перешла в ведение ритора. Пособием к изучению прогимнасм служили специальные учебники, содержавшие теоретическую характеристику и образцы каждого рода упражнений. До нас дошло четыре таких учебника, принадлежащих риторам Феону конец I — начало II в. Мораль в басне определялась так: «Это — сентенция logos , прибавляемая к басне и разъясняющая содержащийся в ней полезный смысл». Мораль, поставленная в начале басни, называется промифий, мораль в конце басни — эпимифий. Место басни среди других форм аргументации наметил ещё Аристотель в «Риторике» II, 20, 1393а23—1394а 18. Аристотель различает в риторике два способа убеждения — пример paradeigma и энтимему enthymema , соответственно аналогичные индукции и дедукции в логике.
Желаем всем вралям счастливо оставаться [8, с. Строка «Мораль сей басни такова» принадлежит поэту-сатирику и переводчику Петру Исаевичу Вейнбергу 1831-1908 1. Иронический подзаголовок «Басня для детей» лишь подчеркивал ее остросатирическую направленность. Гибкая спина обращается к тростнику, который хвастался тем, что гибче его нет никого: «. Конечно, и меж нами Которые стоять какими-то шестами Считают за большую честь; 1 Впервые указано в справочнике: [3, с. Но эти спины -Какие-то дубины, И им за то на свете нет житья. Перед такими же, как я, Ты, о тростник, ничто; в способности согнуться И думать нечего со мною потянуться. Притом сгибание твое Тебе копейки не приносит, Ну, а мое Обогащает и возносит! Мораль сей басни такова: Нам гибкая спина нужней, чем голова [12, с. Не позднее 1880-х годов строка «Мораль сей басни такова» стала крылатым речением, причем нередко использовалась - как и у Вейнберга - в сугубо ироническом плане: «Туз, утомившись винтом, идет в надлежащую комнату, кокетливо разваливается на софе и "ну-ка, брат, ликерцу! Мораль сей басни такова: так как ликер пили тузы, то акт порвали, а акцизным дали по шапке. Чехов, «Осколки московской жизни», 1884, 13 октября [20, с. Что же касается баснописцев, то в XX в. К первому разряду относится басня сатириконовца Петра Потемкина «Бандит и две гишпанки» 1912 , выдержанная в прут-ковском духе: Мораль сей басни такова:.