Выдающийся философ Иммануил Кант скончался, будучи подданным Российской империи, напомнил пресс-секретарь губернатора Калининградской области Дмитрий Лысков. Учение Канта в области гносеологии иморальной философии обладает вневременным значением, занимая признанное место в интеллектуальной сокровищнице человечества. Кто такой Кант, тогда не знал еще никто, кроме ближайших соседей, но не пройдет много времени, и о нем заговорит весь мир, а его идеи будут изучать лучшие умы человечества.
Иммануил Кант — достоин ли Калининград носить его имя?
Обед часто затягивался на 2-3 часа и всегда сопровождался оживленной беседой на различные темы. Единственное, о чем не хотел говорить ученый в это время — философия. После обеда Кант ежедневно отправлялся на прогулку по городу, которая позже стала легендарной. Перед сном философ любил смотреть на собор, здание которого отчетливо виднелось из окна его спальни. Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись. Всю свою сознательную жизнь Иммануил Кант тщательно следил за собственным здоровьем и исповедовал систему гигиенических предписаний, которую разработал лично на основе длительного самонаблюдения и самовнушения. Основные постулаты этой системы: Держать голову, ноги и грудь в холоде.
Меньше спать, так как постель является «гнездом заболеваний». Ученый был уверен, что спать нужно исключительно ночью, глубоким и коротким сном. Когда сон не приходил, он пытался его вызвать, повторяя в уме слово «Цицерон». Больше двигаться, обслуживать себя самостоятельно, гулять в независимости от погодных условий. Кант не был женат, хотя и каких-либо предубеждений касательно противоположного пола не имел. По словам ученого, когда он хотел завести семью, такой возможности не было, а когда возможность появилась, желание уже пропало.
В философских взглядах ученого прослеживается влияние Х. Вольфа, Ж. Руссо, А. Баумгартена, Д. Юма и других мыслителей. Вольфианский учебник Бамгартена стал основой для лекций Канта по метофизике.
Как признавался сам философ, сочинения Руссо отучили его от высокомерия. А наработки Юма «пробудили» немецкого ученого от «догматического сна». Докритическая философия В творчестве Иммануила Канта выделяется два периода: докритический и критический. На протяжении первого периода ученый постепенно отходил от идей вольфовской метафизики. Второй же период стал временем, когда Кант сформулировал вопросы об определении метафизики как науки и о создании им новых ориентиров философии. Среди изысканий докритического периода особый интерес вызывают космогонические наработки философа, которые он изложил в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» 1755 г.
В своей теории Иммануил Кант утверждал, что объяснение формирования планет можно произвести, допустив наличие существования материи, наделенной силами отталкивания и притяжения, опираясь при этом на постулаты ньютоновской физики. Много внимания в докритический период ученый уделил также исследованию пространств. В 1756 году в диссертации под названием «Физическая методология» он написал, что пространство, будучи непрерывной динамической средой, создается при взаимодействии простых дискретных субстанций и имеет релятивный характер. Центральное учение Иммануила Канта этого периода было изложено в работе 1763 года, получившей название «Единственное возможное основание для доказательства бытия Бога». Раскритиковав все известные до тех пор доказательства существования Бога, Кант выдвинул личный «онтологический» аргумент, который основывался на признании необходимости какого-либо первосуществования и отождествлении его с божественной силой.
Кант был невероятно разносторонним ученым и мыслителем, он писал о Солнечной системе, этике, государстве и праве, разрабатывал новые классификации животного мира, изучал приливы и землетрясения. На выставке представлены книги из обширного наследия великого философа. Среди них главный труд Иммануила Канта «Критика чистого разума», в котором рассматривается суть познания и деятельность разума. Издание посвящено этике, вопросам долга и морали, рассуждениям о счастье.
Дело в том, что Кант, имя которого на ту пору уже было известно всей Европе, подал прошение: «Пресветлейшая, всесильная Государыня, Самодержица всея Руси, всемилостивейшая Государыня и великая жена! Вследствие смерти покойного доктора и профессора Кипке Курке Professio ordinario логики и метафизики, которую он занимал в здешнем Кенигсбергском университете, стала вакантною. Эти науки всегда составляли главнейший предмет моих занятий. В продолжение тех лет, когда я находился в здешнем университете, я каждый семестр читал обе эти науки на частных уроках. Я имел в этих науках две публичные dissertationes и, кроме того, стремился ознакомить с результатами моих работ в четырех статьях, помещенных в кенигсбергском ученом сочинении Intelligenzwerk , в трех программах и трех других философских tractata. Надежда, с которой я льщу себя посвятить службе Академии наук, а главным образом всемилостивейшее желание Вашего Императорского Величества оказывать наукам высокое покровительство и Всемилостивейшую поддержку побуждают меня всеподданнейше просить Ваше Императорское Величество всемилостивейше пожаловать мне освободившуюся professionem ordinariam, и надеюсь, что senatus academicus, ввиду обладания мною необходимыми способностями, сопроводит мое всеподданнейшее прошение не неблагоприятными свидетельствами. Я уверяю в глубочайшей devotion [преданности] Вашему Императорскому Величеству, всеподданнейший раб Иммануил Кант. Кенигсберг, 14 декабря 1758 г. Документ поступил в канцелярию губернатора Восточной Пруссии барона фон Н. Корфа , и далее не двинулся. Уместно сказать несколько слов об этом человеке, чей вердикт решил вопрос. Он был недалеким и неуравновешенным вельможей, карьера которого вершилась исключительно благодаря связям при дворе. Достаточно сказать, что Николай Андреевич, по рождению прибалтийский немец, плохо владел русским языком! В этом качестве выступил А. Болотов, оставивший потомкам известные мемуары.
Надо сказать, что такая переквалификация для него не могла составить большого труда — Кант обладал обширными знаниями в области естествознания и математики. К тому же у него были неплохие учебники. Однако существует байка, что времени готовиться по учебникам у Канта в тот момент не было. Поэтому он, будучи превосходным собеседником, собирал в каком-нибудь трактире специалистов в нужной сфере и в непринуждённой обстановке застолья — у греков это называлось симпозиумом — расспрашивал их о тонкостях ремесла. Такое общение было приятным и полезным для всех участников. Кант и медицина - Как отмечал российский кантовед Арсений Гулыга, до сих пор не ясно, учился ли Кант на высших факультетах Альбертины — богословском, медицинском или юридическом — или оставался в исключительно в рамках пропедевтического подготовительного философского факультета. Первые биографы считали, что под влиянием набожных родителей он поступил на теологический факультет. Другие исследователи говорят, что, судя по выбранным Кантом дисциплинам, это мог быть медицинский факультет. Но более вероятно, что студент Кант прошёл подготовку именно на философском факультете, где упор делался на изучение естественнонаучных предметов и математических дисциплин. К естествознанию будущий гений питал любовь с детства — её Канту привила мама, о которой философ всегда вспоминал с большой теплотой. Но с медициной своего времени Кант был превосходно знаком. Наверное, этим обстоятельством, а также, безусловно, слабым физическим здоровьем можно объяснить, почему первой мощной практически-ориентированной системой Канта стал его личный гигиенический кодекс. Широкому кругу читателей в законченном виде этот свод строгих предписаний был представлен только в 1798 году, когда вышел в свет трактат «Спор факультетов». Возможно, прежде чем поделиться секретами долголетия, философ хотел на собственном опыте убедиться в их эффективности. И в этом плане более семи десятков лет непростых побед над собой, средой и обстоятельствами были весомым доказательством. Кроме того, Кант совсем не доверял лекарствам и практически не употреблял их. Как знать, может, как раз из-за того, что слушал лекции по медицине и имел хорошее представление о тогдашнем уровне её развития. Поэтому он предпочитал справляться с болезнями силой разума и призывал к этому других. Единственный препаратом, который Кант признавал, было слабительное. Он полагал, что одной из главных причин расстройств, в том числе, психических, является ипохондрия — сопровождающееся повышенной мнительностью угнетённое состояние духа, которое чаще всего вызывалось запорами. По его мнению, застойные явления приводят к тому, что отравляющие вещества начинают распространяться по организму снизу вверх. Если «ипохондриальные» ветры или массы доходят до головы — у людей начинаются галлюцинации. Этим Кант объяснял видения спиритуалистов и прочих экстрасенсов. Кант и пиво - Мне доводилось слышать, что некоторые гиды, когда показывают туристам связанные с Кантом места, рассказывают, будто философ любил пропустить здесь пару кружек пива с друзьями и поговорить о высоком. Это неправда. Во-первых, для бесед и размышлений на сложные философские темы у него было специально отведённое свободное от употребления алкоголя и прочих отвлекающих факторов время. На своих знаменитых обедах, не обходившихся без хорошего вина, он принципиально беседовал только на лёгкие интересные всем темы, чтобы не мешать пищеварению. Это было одно из непреклонных требований его гигиенической системы. Во-вторых, Кант презирал пиво. Он говорил, что это не напиток, а скверного качества еда. С этой точки зрения наш земляк был совсем не немец. Пунктуальность Канта - О пунктуальности нашего земляка ходят легенды. Однако этим замечательным качеством он не обладал до знакомства с британским купцом Джозефом Грином — вот кто был подлинным эталоном времени для жителей тогдашнего Кёнигсберга. Каким образом англичанин оказался в прусской вотчине? Ответ прост — в ту эпоху немцы отнюдь не были единственными жителями Кёнигсберга. В этом городе-порте сосуществовали мощные торговые и ремесленные сообщества выходцев из Швеции, Голландии, Англии и Шотландии. Кёнигсберг во все времена был котлом народов. О знакомстве Канта и Грина до нас дошла история, подлинность которой, правда, вызывает сомнения. Однажды, прогуливаясь, Кант услышал, как некая компания живо обсуждала некую стычку между сторонниками независимости США и британскими войсками.
Регистрация
- «Позор предателям!» Как Иммануил Кант стал «врагом» в Калининграде?
- Основные вопросы философии Канта - Royal Сheese
- Кант, Иммануил — Википедия с видео // WIKI 2
- «Откреститесь православным крестом от этого вражьего имени»
Наследие «чистого разума»: как Кант повлиял на современную науку
Он полагал, что одной из главных причин расстройств, в том числе, психических, является ипохондрия — сопровождающееся повышенной мнительностью угнетённое состояние духа, которое чаще всего вызывалось запорами. По его мнению, застойные явления приводят к тому, что отравляющие вещества начинают распространяться по организму снизу вверх. Если «ипохондриальные» ветры или массы доходят до головы — у людей начинаются галлюцинации. Этим Кант объяснял видения спиритуалистов и прочих экстрасенсов.
Кант и пиво - Мне доводилось слышать, что некоторые гиды, когда показывают туристам связанные с Кантом места, рассказывают, будто философ любил пропустить здесь пару кружек пива с друзьями и поговорить о высоком. Это неправда. Во-первых, для бесед и размышлений на сложные философские темы у него было специально отведённое свободное от употребления алкоголя и прочих отвлекающих факторов время.
На своих знаменитых обедах, не обходившихся без хорошего вина, он принципиально беседовал только на лёгкие интересные всем темы, чтобы не мешать пищеварению. Это было одно из непреклонных требований его гигиенической системы. Во-вторых, Кант презирал пиво.
Он говорил, что это не напиток, а скверного качества еда. С этой точки зрения наш земляк был совсем не немец. Пунктуальность Канта - О пунктуальности нашего земляка ходят легенды.
Однако этим замечательным качеством он не обладал до знакомства с британским купцом Джозефом Грином — вот кто был подлинным эталоном времени для жителей тогдашнего Кёнигсберга. Каким образом англичанин оказался в прусской вотчине? Ответ прост — в ту эпоху немцы отнюдь не были единственными жителями Кёнигсберга.
В этом городе-порте сосуществовали мощные торговые и ремесленные сообщества выходцев из Швеции, Голландии, Англии и Шотландии. Кёнигсберг во все времена был котлом народов. О знакомстве Канта и Грина до нас дошла история, подлинность которой, правда, вызывает сомнения.
Однажды, прогуливаясь, Кант услышал, как некая компания живо обсуждала некую стычку между сторонниками независимости США и британскими войсками. Философ присоединился к обсуждению и выразил полное одобрение борцам за свободу. В компании был и Грин, который посчитал, что Кант оскорбил его патриотические чувства и вызвал того на дуэль.
Философ ответил, что примет вызов, но для начала хотел бы закончить свою мысль. Мысль была настолько глубока, верна и обоснована, что Грин отказался от своих намерений и пожал Канту руку. С тех пор они были неразлучны.
И вот однажды Грин и Кант договорились, что вместе совершат утреннюю прогулку. Встретиться они условились в 8 часов. За 15 минут до назначенного времени Грин уже был полностью одет.
Без одной минуты он вышел на улицу, ровно в 8 сел в коляску и отправился в дорогу. Проезжая, он заметил Канта, подходившего к его дому, который опоздал всего на две минуты. Говорят, что философ окликнул Грина и даже попытался догнать коляску, но купец даже не притормозил.
С тех пор Кант никогда не опаздывал. Кант и его британские друзья - С купцами Джозефом Грином и его помощником Робертом Мотерби у Канта сложились тесные дружеские отношения. Они любили вместе проводить послеобеденные часы за обсуждением непростых вопросов.
Бывало, после приёма пищи Кант приходил к Грину и заставал его спящим. Философ садился на свободное кресло и тоже засыпал. Через некоторое время друзей в таком состоянии застигал Мотерби.
Он тоже усаживался рядом и тоже начинал храпеть. Потом являлся банкир Руффман и расталкивал всё это спящее царство.
Иммануи;л Кант нем. Immanuel Kant [;;ma;nu;e;l ;kant- 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же — немецкий философ и один из центральных мыслителей эпохи Просвещения Всесторонние и систематические работы Канта в области эпистемологии, метафизики, этики и эстетики сделали его одной из самых влиятельных фигур в западной философии Нового времени. В своей доктрине трансцендентального идеализма Кант утверждал, что пространство и время — это просто «формы интуиции», которые структурируют весь опыт, и поэтому, хотя «вещи-в-себе» существуют и вносят вклад в опыт, они, тем не менее, отличны от объектов опыта. Из этого следует, что объекты опыта — это просто «видимости», и что природа вещей, как они есть сами по себе, следовательно, нами непознавае. Пытаясь противостоять скептицизму, который он обнаружил в трудах философа Дэвида Юма[8], он написал «Критику чистого разума» , одну из своих самых известных работ. В ней он разработал свою теорию опыта, чтобы ответить на вопрос, возможно ли синтетическое априорное знание, которое, в свою очередь, позволило бы определить пределы метафизического исследования. Кант провёл параллель с коперниканской революцией в своём предложении о том, что объекты чувств должны соответствовать нашим пространственным и временным формам интуиции и, следовательно, мы можем иметь априорное познание объектов чувств.
Кант считал, что разум также является источником морали и что эстетика возникает из способности незаинтересованного суждения. Взгляды Канта продолжают оказывать большое влияние на современную философию, особенно в области эпистемологии, этики, политической теории и постмодернистской эстетики[5]. Он попытался объяснить взаимосвязь между разумом и человеческим опытом и выйти за рамки того, что он считал ошибками традиционной философии и метафизики. Он хотел положить конец тому, что он считал эрой бесполезных и спекулятивных теорий человеческого опыта, одновременно сопротивляясь скептицизму таких мыслителей, как Юм. Он считал себя указателем выхода из тупика между рационалистами и эмпириками, и существует мнение, что он синтезировал обе традиции в своей мысли. Кант был сторонником идеи, что вечный мир может быть обеспечен посредством всеобщей демократии и международного сотрудничества, и что, возможно, это может быть кульминационным этапом мировой истори. Природа религиозных взглядов Канта продолжает оставаться предметом исследовательских споров, причём точки зрения варьируются от впечатления, что он перешел от ранней защиты онтологического аргумента в пользу существования Бога к принципиальному агностицизму, к более критическим трактовкам, воплощенным Шопенгауэром, который критиковал императивную форму кантианской этики как «богословскую мораль» и «замаскированный Декалог Моисей, и Ницше, который утверждал, что у Канта была «богословская кровь», и он был просто изощренным апологетом традиционной христианской веры. Помимо своих религиозных взглядов, Канта также критиковали за расизм, представленный в некоторых из его менее известных статей, таких как «О применении телеологических принципов в философии» и «О различных человеческих расах». Хотя он был сторонником научного расизма на протяжении большей части своей карьеры, взгляды Канта на расу значительно изменились за последнее десятилетие его жизни, и он в конечном итоге отверг расовые иерархии и европейский колониализм в книге «К вечному миру: Философский проект» 1795.
При жизни Кант опубликовал другие важные работы по этике, религии, праву, эстетике, астрономии и истории. К ним относятся «Всеобщая естественная история» 1755 , «Критика практического разума» 1788 , «Критика способности суждения» 1790 , «Религия в пределах только разума» 1793 и «Метафизика нравов» 1797 [4]. Википедия Иммануил Кант рожился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге Восточная Пруссия -Германия в потомственной семье шорников. Отец мальчика Иоганн Георг Кант , в так же его дед был шорником и изготовлял сбрую , сёдла. Мать Иммануила Анна Регина, была домашней хозяйкой и также была из семьи шорника. Такую же профессиональную карьеру готовили они и своему сыну -Иммануилу. Отец был родом откуда-то из нынешней Прибалтики, мать же была уроженкойн немецкого города Нюрнберга. Историки долго спорили, к какой национальности относится Кант, некоторые из них считали, что предки философа —выходцы из Шотландии. Такое предположение высказывал и сам Иммануил в письме к епископу Линдблому.
Однако эта информация официально не подтвердилась. Известно, что прадедушка Канта был торговцем в Мемельском крае, а родственники по материнской линии жили в Нюнберге, в Германии. В семье Иммануил был четвертым ребенком. Он рос со своим младшим братом, старшей сестрой и двумя младшими сестрами. Семия проживала в рабочем районе, в пригороде Кенигсберга среди чернорабочих, мелких владельцев магазинов и мастеров. Дом, где Кант провел детство с большой семьей, был мал и беден. В 18 веке строение было уничтожено пожаром. Родители Канта заложили духовное воспитание в сына В семье Канта исповедовали довольно популярный тогда в Восточной Европе пиетизм — религиозное течение, последователи которого считали, что каждый человек находится под Божьим оком, поэтому отдавалось предпочтение личному благочестию. Одной из главных добродетелей пиетистов было трудолюбие.
В соответствующем ключе Канты воспитывали своих Анна Регина учила сына основам веры, а также прививала маленькому Канту любовь к окружающему миру. Она брала своих детей на проповеди, изучала с ними Библию Будучи уже взрослым, Кант с большой теплотой отзывался о родителях и об обстановке в семье. Учился Иммануил в 1732 - 1740 годах в лучшей школе Кёнигсберга Коллегии Фридриха. Учеба в этом учебном заведении для него были годами настоящей каторги. Дети должны были являться в школу к 6 утра и занимались до 16 часов. День и каждый урок начинались молитвами. Изучали латынь 20 уроков в неделю , богословие, математику, музыку, греческий, французский, польский и древнееврейский языки. Естественные науки в школе не преподавались. Каникул не было, единственным выходным днём было воскресенье.
Вопрос о природе человека Кант объявил основным вопросом философии, связав его решение с вопросами: 1. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Совершенный Кантом «коперниканский переворот» в философии коренным образом преобразовал современные представления о возможностях и границах человеческого познания. Благодаря его открытию стало ясно, что научное познание способно прогрессировать лишь на почве возможного опыта.
Он был недалеким и неуравновешенным вельможей, карьера которого вершилась исключительно благодаря связям при дворе. Достаточно сказать, что Николай Андреевич, по рождению прибалтийский немец, плохо владел русским языком!
В этом качестве выступил А. Болотов, оставивший потомкам известные мемуары. Прискорбно, что имя Канта в них ни разу не упоминается. Впрочем, не случайно. Андрей Болотов не разделял философских воззрений ученого, а к тем взглядам, которые не разделял, относился с негодованием. И, поскольку губернатор перепоручил дела подчиненным, а сам, будучи сказочно богатым, проводил время в увеселениях, лишь подписывая резолюции, резонно предположить, что судьба упомянутого прошения решалась чиновниками, возможно — непосредственно подпоручиком Болотовым Боже праведный, от кого только не зависит порой судьба великих людей! И, несмотря на то, что на губернаторских балах блистала графиня Шарлотта Кайзерлинг, покровительствовавшая Канту, от которой Н. Корф был без ума, вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента, на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу.
Какой конфуз, однако! В течение пяти лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами. Несмотря на расхожее мнение, среди них были не только гуляки, но и немало мыслящих людей. Один из офицерских кружков даже предложил философу читать лекции… по физике и физической географии. Для тех, кому покажется странным подобное предложение, можно дать пояснение.
Философ из рода шорников Иммануил Кант: биография и жизнь великого мыслителя
Асмус В. Иммануил Кант. Шинкарук В. Теория познания, логика и диалектика И.
Калинников Л. Проблемы философии истории в системе Канта. Абрамян Л.
Кант и проблемы знания. Ереван, 1979; 9. Тевзадзе Г.
Проблемы теоретической философии. Тбилиси, 1979; 10. Гулыга Арс.
Кант, 2-е изд. Вахшомян Н. Теория научного знания Иммануила Канта.
Длугач Т. Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». Библер В.
Кант — Галилей — Кант. Ойзерман Т. Теория познания Канта.
Соловьев Э. Взаимодополнительность морали и права. Cohen H.
Kants Theorie der Erfahrung. Cassirer E. Kants Leben und Lehre.
Heidegger M. Kant und das Problem der Metaphysik. Milmid B.
Kant and current philosophical issues. Martin G. Immanuel Kant.
Prauss G. Erscheinung bei Kant. Funke G.
Bonn, 1979; 24. Eisler R.
Возникают две тенденции: стремление к счастью удовлетворению некоторых материальных потребностей и стремление к добродетели.
Эти стремления могут противоречить друг другу, и так возникает « антиномия практического разума». Долг[ ] Человек, стремящийся к добродетели, обладает волей, побуждающей его к совершению добрых дел. Это чистая, добрая воля.
Она разумна, так как имеет в себе способность действовать согласно представлению о том, как должно следует поступать, — то есть о законе правильности. Человек проявляет свое отношение к закону через степень уважения. Уважение как чувство, свойственное человеку, целиком зависит от разума.
Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть долг. Долг выражает нравственные соображения, пусть даже порой и противоречащие эмпирическим интересам индивида. Мнимая мораль — та, которая основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах.
Нравственное достоинство "приписывается [Кантом] лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно подчиняет моральному долгу или требованиям совести" [7]. Нравственное учение и проблема религии[ ] Свои ранние взгляды по данному вопросу Кант изложил в работе докритического периода «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» 1763 год. Бог — «абсолютно необходимая сущность».
Искренне верить в Бога — значит быть добрым и вообще истинно нравственным. В философии Канта нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры, есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей и представляет собою царство Божие на земле.
Стремление же к господству нравственного миропорядка в земной и чувственной жизни есть высшее благо. Эстетика[ ] В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию.
Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе динамически возвышенное или в пространстве математически возвышенное. Пример динамически возвышенного — шторм.
Скептическое направление, шедшее совсем с другой стороны Монтэнь, Юм , нашло в ней свое обоснование. Если человеческий дух абсолютно непроницаем, то он абсолютно не может познать действительности. Таков гносеологический принцип Канта. Но из этой же обособленности духа следует и его независимость и то, что он должен действовать по законам собственной природы. Таков этический принцип Канта.
Христианская религия призывает к теснейшему богообщению. Сын Божий субстанциально соединяется с человеческой природой. Дух Божий живет в чистых человеческих сердцах. Но, по теории Канта, ничто не может проникать в человека. Дух Божий не живет в человеке; Сыну Божию не за чем было воплощаться, так как никакое воплощение не соединит Его с людьми.
Человек абсолютно разобщен с Богом и действует только от себя и чрез себя. Таков теологический принцип Канта. Принцип духовной непроницаемости, усвоенный Кантом от его века и развитый им до крайних логических выводов, породил его гносеологические, этические и религиозные заблуждения. Кант остановился на представлении в сущности очень вульгарном и некритическом, что территория познания для нашего духа ограничивается геометрическою поверхностию нашего тела. Позволительно думать, что если бы великий кенигсбергский мыслитель жил в наше время, он иначе бы отнесся к поставленному им во главу здания принципу.
Тогда в физике, как несомненная истина, господствовала теория непроницаемости. Теперь она колеблется с каждым днем более и более. Открываются лучи всепроникающио и как бы оказывается, что все может проникать всюду. Во время Канта только смеялись над мыслию о действии духа на расстоянии. Теперь такие действия тщательно изучаются.
Но никакая сила не может действовать там, где ее нет; всякое действие предполагает собою взаимопроницаемость. В сфере нравственной люди это чувствовали и инстинктивно понимали всегда. При таком единении каждый бы и давал своему ближнему от своих духовных богатств и получал бы от него, чего не имел сам. Терминология языка показывает, что именно так люди всегда понимали идеал морали. По точному значению слова, значит взять на себя часть его страданий.
Но как же можно взять на себя страдания сироты, лишившегося отца, или человека, лежащего в тяжкой болезни? Очевидно, их можно взять только духовно, п однако несомненно, что искреннее сострадание всегда приносило и приносит облегчение страдающему. Благополучие совершенное — блаженство состоит в удовлетворении любви, в обладании или общении с тем, что любишь. Чем выше объект любви и чем теснее единение с любимым, тем выше блаженство. Высочайший объект любви есть Бог.
Теснейшее единение с Богом и с теми, кто близок к Богу, есть идеал блаженства. Теория непроницаемого индивидуализма, принятая Кантом, не допускает принятия этих христианских представлений. Самозамкнутый индивидуум, усовершаясь морально и интеллектуально, в сущности не сближается ни с кем и не приобщается ни к чему высшему. Ведь о других лицах мы имеем, по Канту, лишь субъективные представления, мы не можем выйти из пределов собственной личности. Значит, мы обречены вечно оставаться одинокими, в сущности никому и ни на что ненужными.
И между Богом и нами вечно будет непереходимая бездна, Бога никогда не будет в нас, значит, мы вечно будем безбожными. Вот — выводы, которые, нам кажется, следуют из философии Канта. Кант их не делал, но для нас они являются маяками, предупреждающими, что если принять философию Канта в ее целом, то можно разбиться о некоторые скалы. Но в отдельных положениях этой философии много доброго. Из четырех основных истин религии, которые обыкновенно принимаются человеческим сознанием, две Кант утверждает без колебания.
Четыре истины суть: бытие Божие, провидение, свобода и бессмертие человека. Относительно первой и последней Кант безусловно не выражает никаких сомнений. Он принимает и третью свободу , но в суждениях о ней он обнаруживает неясность и какую-то неустойчивость. Нужно иметь в виду, что такая неясность в суждениях о свободе существует у многих философов, и относительно некоторых мы думаем, что в конце концов о них нельзя решить, были ли они детерминистами или индетерминистами? Вторую истину религии провидение Кант, по-видимому, отрицает.
Но здесь происходит нечто противоположное тому, что мы видели по отношению к третьей истине. Ту Кант признал и однако за ним опасно следовать в его признании, эту веру в провидение Кант отверг и однако затем он делает один за другим шаги в сторону ее признания. Благодать может быть возможна, историческая вера иногда может быть полезна, культ может служить естественным выражением настроения. Поучительно поразмыслить над этими рассуждениями философа, в которых он отступается от выводов, следующих из его принципов, и делает одну за другою уступки сначала отвергнутым им общечеловеческим верованиям. Сочинения Канта.
De igne Principiorum primorum cognitionis metaphysicae dilucidatio. Allgemeine Naturgeschichte und Theorie d. Himmels — все в 1755 r. Monadologia physica, 1756. Daseins Gottes, 1763.
Versuch den Begriff d. Metaphysik, 1766. Von dem ersten Grunde d. Unterschiedes der Gegenden im Raume, 1768. De mundi sensibilis atque intelligibilis forma et principiis, 1770.
Kritik der reinen Vernunft, 1781. Grundlegung zur Metaphysik der Sitten, 1785. Kritik der praktischen Vernunft, 1788. Kritik der Urteilskraft, 1790. Religion innerhalb der Grenzen der blossen Vernunft, 1793.
Der ewige Frieden, 1795. Anthropologie, 1798.
Поскольку во времена Канта филисофы в основном опирались исключительно на рационализм, философу удалось создать новое знание на основе изученных им идей. Мораль по Канту включена в понятие свободы. Таким образом, свобода по Канту — это не слепое следование собственным импульсам, а действия и решения, принимаемые в соответствии с собственными жизненными принципами. Действовать нравственно по Канту означает действовать в соответствии с внутренним законом, который человек сам для себя устанавливает. Причем философия и право, согласно представлениям Канта, тесно переплетены между собой. В этой работе философ продолжает свои размышления и говорит о том, что единственное врожденное право человека — это свобода, защита которой возможна только в правовом государстве. Только оно может обеспечить соблюдение прав человека и защиты его достоинства. Так что самое важное в политике по Канту — это соблюдение законов.
При этом поддержание государственного устройства, согласно воззрениям Канта, — это не только проявление благоразумия, но и единственный возможный способ существования. Читай также:.
Иммануил Кант и его философия
В частности, фотографию оскверненного монумента опубликовала на своей странице в Facebook вдова композитора Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева: «Ночью неизвестные облили могилу Иммануила Канта краской. 1804) — немецкий учёный, профессор, основоположник критицизма и классической философии в Германии. Иммануил Кант родился в Кёнигсберге 22 апреля 1724 года. Международный Кантовский конгресс приурочен к 300-летию со дня рождения Иммануила Канта — основоположника немецкой классической философии. Антиномию стремления к счастью и стремления к добродетели Кант, таким образом, разрешает путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический мир.
Шольцу напомнили, что Кант был подданным Российской империи
Иммануил Кант: биография и учение великого философа | Международный Кантовский конгресс приурочен к 300-летию со дня рождения Иммануила Канта — основоположника немецкой классической философии. |
Кант Иммануил | Иммануил Кант 330 лет со дня рождения. |
Философ из рода шорников Иммануил Кант: биография и жизнь великого мыслителя | Иммануил Кант Immanuel Kant. |
Иммануил Кант 330 лет со дня рождения | Анализ антиномий и критика доказательств бытия Божиего принесли Канту славу, о них наслышаны даже те, кто никогда не открывал его книг. |
Кто такой Кант и что он сделал. Краткая биография Иммануила Канта
Иммануил Кант — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Иммануил Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма. И здесь Кант решительно расходится с рационалистами, утверждавшими, что априорные созерцания, или интеллектуальная интуиция, присущи только разуму.
Кант — наш! Великий философ до сих пор будоражит умы публичных лиц в России
Почему Шольц запретил Путину цитировать Канта. Канцлер ФРГ Шольц обвинил РФ в попытке присвоить труды и наследие философа Канта. Биографы отмечают, что сам Кант полагал, будто его предки прибыли в Восточную Пруссию из Шотландии. Иммануил Кант — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.
Иммануил Кант и его философия
Наследие «чистого разума»: как Кант повлиял на современную науку | Канцлер Германии Олаф Шольц остался недоволен тем, что президент России Владимир Путин процитировал философа Иммануила Канта. |
Жизнь Канта | Иммануил Кант – немецкий философ, профессор Кенигсбергского университета, почетный иностранный член Петербургской академии наук, родоначальник классической немецкой философии и «критицизма». |
КАНТ - что это такое? значение и описание | Кант высказывает свою самую сильную критику организации и практики религиозных организаций в адрес тех, кто поощряет то, что он считает религией поддельного служения Богу. |
КАНТ, ИММАНУИЛ | Россия, по сравнению с другими странами, сделала самый большой вклад в увековечивание памяти философа Иммануила Канта. |
Шольц утверждает, что Россия стремится присвоить себе Канта и его работы
Кант: где жил, учился и преподавал знаменитый ученый Иммануил Кант. Калининград – город, в котором родился, жил и скончался немецкий философ Иммануил Кант. Учение Канта в области гносеологии иморальной философии обладает вневременным значением, занимая признанное место в интеллектуальной сокровищнице человечества. Кант был первым, кто посчитал, что представление о них возникает с рождения.