3. Кого в XIX в. называли инородцами?
КОГО В ЦАРСКОЙ РОССИИ НАЗЫВАЛИ ИНОРОДЦАМИ И ПОЧЕМУ ЭТО СЛОВО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПЛОХИМ
Когда в 19 веке называли инородцами — политический и культурный контекст | Найди верный ответ на вопрос«Кого в 19 веке называли инородцами? » по предмету История, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. |
Инородцы в Российской империи конец XIX в — История России до 1917 года | Текст научной работы на тему «Понятие инородцев и их классификация в дореволюционной юридической литературе и законодательстве Российской империи XIX века». |
Когда в 19 веке называли инородцами | Отечественные историки XIX – первой половины XX века, охотно сравнивая русских казаков с испанскими конквистадорами и считая главной причиной русско-аборигенных конфликтов «зазорное» поведение казаков и ясачных сборщиков. |
Когда в 19 веке называли инородцами — политический и культурный контекст | Первым законодательным актом об инородцах стал «Устав об управлении инородцев», изданный в 1822 году. |
§ 36. Инородцы
В XIX веке по всей России насчитывалось всего 12 тыс. караимов, из них 12 — миллионеры (по одному на тысячу человек). В 19 веке иностранцев из Европы и других западных стран называли «инородцами» и относили к категории «чужеземцы». По отношению к инородцам применялись особые нормы управления, прав/обязанностей, воинской повинности и так далее. это не оскорбление, а правовой статус в Российской Империи для неславянских народов (ссылка). В 19 веке иностранцев часто называли «чужестранцами» или «иностранцами». Главная» Новости» Кого в 19 веке называли инородцами.
Национальная политика империи
- Исторический контекст и определение термина
- Кого в 19 веке называли инородцами
- Отчего на Руси «инородцы и иноверцы» не могли быть крепостными
- Смотрите также
- Ответы: Кого в 19 веке называли инородцами?...
- Кого в XIX в. называли инородцами? - Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ »
Кто такие инородцы в 19 веке. Инородцы в российской империи
К этой же группе по положению 1822 года были отнесены чукчи и дзюнгорцы зюнгорские двоеданцы. Власти Российской империи старались способствовать переводу кочевых и бродячих инородцев к оседлости и постепенной их русификации. В обиходе инородцами называли представителей всех неславянских народов. Статья находится в рубриках.
Управляющий государственными имуществами Астраханской губернии есть вместе с тем главный попечитель калмыцкого народа; при нем состоит особое управление калмыцким народом, в состав которого, кроме правительственных чиновников, входит и депутат от калмыцкого народа. По своему составу калмыки разделяются на простолюдинов и на привилегированное сословие — нойонов и зайсангов. Прежде у калмыков существовало крепостное право, но законом 16 марта 1892 г. В отношении к местному управлению калмыцкий народ разделяется на семь улусов, каждый улус состоит из нескольких родов или аймаков, а каждый аймак делится на хотоны, в составе не менее 15 кибиток.
Во всех улусах и аймаках существуют улусные и аймачные сходы. Улусные сходы собираются раз в три года, чрезвычайные его собрания, в случае надобности, созываются попечителем калмыцкого народа. Улусный сход составляется из нойонов и зайсангов, по одному из каждого семейства, из всех аймачных старшин и хотонных старост и из выборных от хотонов калмыков-простолюдинов, по одному от каждых 20 кибиток. Постоянное заведование улусов принадлежит улусскому попечителю.
Улусские попечители избираются главным попечителем из чиновников и с одобрения губернатора утверждаются министром государственных имуществ. Аймачный сход составляют зайсанги, по одному от семейства, хотонные старосты и выборные от хотонов калмыки, по одному от каждых пяти кибиток. В сходах, как аймачном, так и улусном, могут участвовать только калмыки, имеющие не менее 25 лет, обладающие собственным хозяйством и не опороченные по суду. Участие в сходах и принятие выборных должностей обязательно.
За неявку на сход полагается денежное взыскание в размере одного рубля. Аймачный сход собирается в сроки, назначаемые управлением государственных имуществ. Аймачному сходу принадлежит право исключать порочных калмыков и предоставлять их в. Сходом избираются аймачные старшины и хотонные старосты, сроком на три года.
Аймачные старшины избираются из зайсангов безаймачных или простолюдинов, а хотонные старосты — только из простолюдинов. Для рассмотрения судебных дел между калмыками организуются улусные зарго, состоящие под, председательством улусного попечителя, его помощника и двух заседателей, избираемых на три года улусным сходом из безаймачных зайсангов т. Кочевые инородцы Ставропольской губернии, калмыки, ногайцы, караногайцы, едишкульцы, трухменцы и киргизы состоят также в ведении министерства государственных имуществ. Управление их сосредоточивается в руках главного пристава, подчиненного местному губернатору.
В помощь главному приставу по делам полицейским определяются в кочевья частные пристава. Внутреннее управление инородцами составляется из них самих по выборам сроком на три года. В каждом ведомстве или волости избирается голова, два старшины и казначей, а в аулах — аульные старосты, но число этих должностных лиц может быть изменяемо властью министра. Кроме того, для совещания по делам общественным собираются ежегодно к ставке частного пристава должностные лица, с ограниченным числом почетных людей, по назначению начальства.
В судебном отношении все кочевые инородцы Ставропольской губернии подчинены ведомству общих судебных установлений. Улусный зарго у калмыков Ставропольской губернии выполняет функции волостного суда т. Существенно особенное сравнительно с другими инородцами положение занимают евреи. Я уже говорил, что принадлежность к еврейству обусловлена не одним только племенным происхождением, но и вероисповеданием, что вместе с тем еврей не может по своему желанию выйти из состояния инородцев.
К этому надо присоединить, что евреи не населяют, подобно другим инородцам, особо отведенных им земель, а живут вперемежку с природными обывателями в городах и селах. Этим, конечно, объясняется, что закон требует от всех евреев приписки к одному из установленных в государстве состояний т. В силу такой приписки к купеческому, цеховому, мещанскому обществу евреи не перестают, однако, быть инородцами. Требование приписки евреев к одному из сословных обществ природных обывателей как бы предполагает, что сами евреи никаких особых еврейских обществ не составляют.
Однако в действительности это не так. Устанавливая обязательную приписку евреев к обществам природных обывателей, законодательство наше и самих евреев соединяет в местные еврейские общества, чем, разумеется, искусственно поддерживается еврейская обособленность и солидарность. Хотя существовавшие кагалы упразднены законом 19 декабря 1844 г. Вот почему и действующее законодательство признает существование повсеместно особых еврейских обществ напр.
Евреи, живущие в городах, избирают особых сборщиков податей, исполняющих обязанности мещанских и цеховых старост Учр.
Но достоинство народного суда могло бы быть до некоторой степени восстановлено, если бы должности лиц волостной и сельской Администрации замещались бы не по выборам от народа, а по назначению от Правительства. Таким образом должности эти были бы сразу поставлены в условия полной независимости от той или другой партии, а отсюда, следовательно, и суд был бы освобожден от существующей в настоящее время во многих случаях зависимости от должностных лиц волостной и сельской Администрации и всецело подчинился бы непосредственному общению с народом, исключительно занявшись разбором жизненных потребностей его. Бабаджанов, Туркестан в имперской политике России: Монография в документах, 2016 Господствующей религией было православие церковь управлялась императором через Синод. Все население считалось подданными Российской империи мужское население от 20 лет присягало на верность императору. Подданные империи делились на четыре сословия «состояния» : дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели. Местное население Казахстана, Сибири и ряда других районов империи выделялось в самостоятельное сословие — инородцы.
Коллектив авторов, Последний император Николай Романов. Так, из 268 прибывших из Бирского уезда Уфимской губернии 12 сентября 1914 г. Из 198 ратников ополчения 2-го разряда, прибывших в полк из Бирского уезда в октябре 1915 г. В июле 1915 г. Тогда же в числе 98 призывников из Тарского уезда Тобольской губернии находились один лютеранин и один католик Л. Козловский [225]. Среди новобранцев досрочного призыва 1917 г.
Зато среди 729 новобранцев досрочного призыва 1916 г. В октябре 1916 г. Шиловский, Первая мировая война 1914—1918 годов и Сибирь, 2016 С развитием военного дела московское правительство в 30-х гг. XVII в. Солдатами были воины пеших полков. Рейтары — это тяжелая кавалерия, вооруженная карабинами, пистолетами и саблями. Драгуны — кавалеристы, которые могли сражаться в конном и пешем строю.
Они получили название полков «нового строя» или «иноземного строя». Они создавались на случай войны или для несения пограничной службы путем добровольного найма служивых и вольных людей. В середине века правительство перешло к принудительной записи мелкопоместных дворян в рейтарские полки и набору «даточных людей» в солдатские и драгунские полки. Офицерский состав первоначально в них был из иностранцев, но в течение XVII в. Кроме того, для военной службы привлекались конные «служилые инородцы» — татары, мордва, калмыки, башкиры и др. В некоторых случаях правительство нанимало иноземные войска. Коллектив авторов, История суда и правосудия в России.
В настоящее время наибольшее число евреев живет в Полтавской и Черниговской губ. В Харьковской губ. Поселение в пределах области немцев-колонистов, греков Нежинский у. Екатерины II. Яков Ставровский, Малороссия. Полная история южного русского края, 2014 К сожалению, данная проблема, впервые обозначенная еще в трудах Г. Миллера, С.
Крашенинникова и Г. Стеллера, впоследствии не получила должного внимания в литературе.
Одни И. Люди, представители нерусской народности, принадлежащие к одному из национальных меньшинств в дореволюционной России, обычно уроженцы восточной окраины Российской империи. Сложно складывалась жизнь Мустафы… … Толковый словарь русских существительных Инородцы — название это в обширном смысле слова дается всем русским подданным неславянского племени. В более тесном, техническом смысле действующее законодательство Положение об И.
II, изд.
Когда в 19 веке называли инородцами — как расизм и колониализм проникли в повседневную жизнь
В принципе, фактические данные в ней практически ничем не дополняют сведения из «Истории Якутской АССР», и даны в более сжатом виде. Однако важна позиция исследователей — с этой точки зрения книга является хорошим дополнением к «Истории Якутской АССР». Впрочем, что касается авторских выводов, заметим, что обе книги изданы в 50-х годах, то есть авторский анализ в любом случае укладывается в рамки идеологии марксизма- ленинизма. То же самое по поводу идеологии можно сказать и о книгах Ерошкина Н. Более всего оказала помощь его монография «Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России».
Монография того же Ерошкина Н. То же самое можно сказать и о коллективной работе Ерошкина Н. Признаков, определяющих «бродячих инородцев», Устав не давал. В числе народов, отнесенных к этой группе, были ненцы, «инородцы Охотские, Гнжигинские и Камчатские» и «инородцы Якутской области, то есть: Коряки, Юкагиры, Ламуты и проч.
Наибольшее внимание Устав уделил «кочевым» народам. Разложение родоплеменных отношений привело к выделению у этих народов феодальной верхушки, но феодальные основы общественного строя у этих народов сохраняли еще патриархальные формы общественных отношений. Все эти феодалы хотя и захватили лучшие для земледелия и кочевья земли у своих родственников, но продолжали считаться главами-«родоначальниками» и мотивировали все свои действия «интересами» рода. Только но уголовным преступлениям они должны были судиться в общем порядке.
Устав 1822 г. Распределение этих земель по участкам «зависит от самих кочующих по жеребью или другим их обыкновениям». Разрешалась свободная торговля во всякое время «всеми припасами и изделиями», кроме вина. Чиновникам торговля с «кочевыми инородцами» категорически запрещалась.
Им назначались «по удобности целые полосы земли», в пределах которых им разрешалось свободно переходить для промыслов из уезда в уезд и из губернии в губернию. Кроме того, «бродячие инородцы» не участвовали в земских губернских денежных повинностях. Отсюда—следующие правила. Староста в соответствии с обычаем избирался или наследовал свое звание.
Между своими родовичами он мог носить «именование князца, зайсана н проч. Голова получал свое звание наследственно или по выбору, сообразно «с стенными обычаями каждого племени». Права и обязанности родовых управлений и инородных управ подробно регламентировались.
В 1773 году Екатерина II подмахнула закон «О терпимости всех вероисповеданий». Мусульманские и буддийские общины стали получать государственную поддержку. Большинство инородцев бывальщины освобождены и от другой тяжелой повинности: отправлять рекрутов в царскую армию. Вместо своих сыновей, остававшихся дома, они выплачивали стране официально установленный сбор. При этом на развитие инфраструктуры приобретенных колоний имперская казна ежегодно тратила гораздо вяще средств, чем получала от них доходов.
Учитывая все вышесказанное, доктор исторических наук Вадим Трепавлов, как и многие другие исследователи, пришел к выводу, что наиболее дискриминируемым народом в Российской империи бывальщины представители титульной нации, на которых никакие налоговые льготы и другие привилегии не распространялись. Нерусские крепостные Было бы ошибкой утверждать, что среди нерусских, вообще, не было крепостных. Дело в том, что воли империи старались не производить кардинальных изменений в укладе жизни присоединенных народов. И если крепостное право существовало в какой-то провинции, то так и оставалось. Так, в Белоруссии, Прибалтике и на Украине местные дворяне притесняли крестьян, заставляя отрабатывать барщину и платить оброк, независимо от того, подданными какой края они являлись. Что касается татар, башкир, мордвы и других народов Поволжья, то крепостными среди них являлась лишь малая доля населения. Они принадлежали своим собственным местным князьям и дворянам. Причем, по закону, при переходе в православие такой крестьянин самодействующи получал свободу.
Не желая лишиться рабочих рук, татарские дворяне не могли позволить себе помещичий произвол. Основные группы нерусских крепостных Поволжья проживали на территориях Белебеевского уезда Уфимской губернии 8 сел и Елабужского уезда Вятской губернии 7 сел.
Инородцы, в особенности категория «бродячих» инородцев тунгусы, ламуты и др. Термин «инородцы», будучи сам по себе нейтральным «люди иного рода» , приобретал обычно оттенок неравноправия. По переписи 1897 года все население России составляло 125,6 млн.
Из них к инородцам с той или иной степенью условности можно отнести около 13 млн.
Туркестанского края; 10 Закавказские И. Внутри каждой из этих групп И. Востока и Закавказья, особ. Выделялась также особая категория - "И. В обыденном употреблении термин И. Полутолковый словарь Инородцы - люди родом не из Одессы, а из иных мест. Одни И. Нынешний, овеянный давно заслуженной славой генерал-атаман Черномор - Днестровского казачества, впервые увидевший Черное море и Днестр в совершеннолетнем возрасте, как-то справедливо заметил: «В Одессе масло в огонь подливают инородцы».
§ 36. Инородцы
Кого в 19 веке называли инородцами | «Устав об управлении инородцев» разделял инородцев на «оседлых», «кочевых» и «бродячих» и согласно этому разделению определял их административный и правовой статус. |
Остались вопросы? | Сибирские инородцы в XIX столетии авторъ Серафим Серафимович Шашков. |
§ 36. Инородцы | Кого в 19 веке называли инородцами? |
кого в 19 веке называли инородцами? | По отношению к инородцам применялись особые нормы управления, прав/обязанностей, воинской повинности и так далее. |
Остались вопросы?
Кого в XIX В называли инородцами. Вопрос по истории: Кого в 19 веке называли инородцами? «Устав об управлении инородцев» разделял инородцев на «оседлых», «кочевых» и «бродячих» и согласно этому разделению определял их административный и правовой статус.
Почему на Руси \"инородцы и иноверцы\" не могли быть крепостными
В XIX веке инородцами называли людей, которые не были русскими. Текст научной работы на тему «Понятие инородцев и их классификация в дореволюционной юридической литературе и законодательстве Российской империи XIX века». Кого в XIX в. называли инородцами? более месяца назад. 1) в России до 1917 г. все неславянские народы; 2) в России XIX - начала XX в. название в официальных документах ряда народов (киргизы, кал. Так что и инородцами в царскую эпоху называли крупные группы российских подданных точно не с целью обидеть.
Когда в 19 веке называли инородцами — политический и культурный контекст
В Восточной Сибири инородцы управлялись на основе Устава об управлении инородцев 1822 инородными управами — специальными административными и финансово-хозяйственными учреждениями в Российской империи в 1822-1901 годах. Права инородцев по сравнению со славянскими и христианскими народами были ограничены. В зависимости от юридического статуса выделялись: сибирские инородцы; самоеды Архангельской губернии; кочевые инородцы Ставропольской губернии калмыки и ногайцы ; калмыки Астраханской и Ставропольской губерний; киргизы Внутренней орды; инородцы областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской казахи и «оседлые инородцы — дунгане и таранчи» ; инородцы Закаспийской области; евреи; инородцы Туркестанского края; закавказские инородцы; башкиры. Внутри каждой из этих групп инородцы могли подразделяться на оседлых, кочевых и бродячих, статус которых также различался.
Так, в Белоруссии, Прибалтике и на Украине местные дворяне притесняли крестьян, заставляя отрабатывать барщину и платить оброк, независимо от того, подданными какой края они являлись. Что касается татар, башкир, мордвы и других народов Поволжья, то крепостными среди них являлась лишь малая доля населения. Они принадлежали своим собственным местным князьям и дворянам. Причем, по закону, при переходе в православие такой крестьянин самодействующи получал свободу. Не желая лишиться рабочих рук, татарские дворяне не могли позволить себе помещичий произвол. Основные группы нерусских крепостных Поволжья проживали на территориях Белебеевского уезда Уфимской губернии 8 сел и Елабужского уезда Вятской губернии 7 сел.
Кроме того, сообразно статистической ведомости 1781 года, в Казани при усадьбах местных дворян жили более 550 дворовых людей. Крепостное право совместно с массовой колонизацией Сибири русскими переселенцами перекочевало и за Урал. Правда, оно сформировалось там только к XIX веку, ранее организованной эксплуатации крестьян помещиками помешивало недостаточное количество людей. В 1861 году, когда император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, независимость от власти 36 помещиков и 70 безземельных дворян Сибири получили около 3 тысяч 700 человек, среди каких почти 900 мужчин и женщин являлись дворовыми людьми. Впрочем, почти все они были русскими. Что касается Северного Кавказа, какой был присоединен к России в XIX веке после продолжительных военных действий, то у этих народов крепостничества не было. Они, вообще, не понимали, как такое вероятно. Гордые горцы все были вооружены, считали себя воинами. Разумеется, бедняки часто были вынуждены работать на состоятельных, пасти их скот и обрабатывать поля, но речь шла именно о труде по найму, который оплачивался, если не деньгами, то продуктами.
Это было одной из причин, почему этот народ так яростно сопротивлялся Российской империи, ведь слово «русские», с точки зрения северян, было явно нехорошим. Слово на букву «х», которым традиционно принято называть украинцев, было общеупотребимым до самого последнего времени. В начале 20-о столетия им называл себя Антон Чехов, да и в российских южных станицах местные жители так именовали сами себя, причем, с гордостью.
Распространенные термины для выделения инородцев В 19 веке существовало множество терминов, используемых для обозначения инородцев. Некоторые из этих терминов были универсальными и использовались в разных странах, а некоторые были специфичными для отдельных общественных групп. Вот некоторые из наиболее распространенных терминов, которыми обозначали инородцев в 19 веке: Чужаки — этот термин обозначал пришельцев, иностранцев или тех, кто был членом другой национальности или этнической группы. Чужаки часто рассматривались с недоверием и неприятием. Эмигранты — этот термин использовался для обозначения людей, которые покинули свою родину и осели в другой стране.
Кто такие «инородцы» и когда они появились в Российской империи?
Нерусские крепостные Было бы ошибкой утверждать, что среди нерусских, вообще, не было крепостных. Дело в том, что власти империи старались не производить кардинальных изменений в укладе жизни присоединенных народов. И если крепостное право существовало в какой-то провинции, то так и оставалось. Например, в Белоруссии, Прибалтике и на Украине местные дворяне притесняли крестьян, заставляя отрабатывать барщину и платить оброк, независимо от того, подданными какой страны они являлись. Что касается татар, башкир, мордвы и других народов Поволжья, то крепостными среди них являлась лишь малая часть населения. Они принадлежали своим собственным местным князьям и дворянам. Причем, по закону, при переходе в православие такой крестьянин автоматически получал свободу. Не желая лишиться рабочих рук, татарские дворяне не могли позволить себе помещичий произвол.
Основные группы нерусских крепостных Поволжья проживали на территориях Белебеевского уезда Уфимской губернии 8 сел и Елабужского уезда Вятской губернии 7 сел. Кроме того, согласно статистической ведомости 1781 года, в Казани при усадьбах местных дворян жили более 550 дворовых людей. Крепостное право вместе с массовой колонизацией Сибири русскими переселенцами перекочевало и за Урал. Правда, оно сформировалось там только к XIX веку, ранее организованной эксплуатации крестьян помещиками мешало недостаточное количество людей. В 1861 году, когда император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, свободу от власти 36 помещиков и 70 безземельных дворян Сибири получили около 3 тысяч 700 человек, среди которых почти 900 мужчин и женщин являлись дворовыми людьми. Впрочем, почти все они были русскими.
Эти проблемы вытекали одна из другой. Охрана северо-восточных рубежей выражалась в строительстве острогов и размещении в них военных отрядов. Появившееся в результате русское население стало заниматься экономической деятельностью, ущемляя, как казалось ненцам, их интересы. В правление Ивана Грозного ненцы Тиманской и Канинской тундр получили грамоты на владение тундрами в обмен на уплату ясака; никто другой не имел права промышлять здесь. Эти права подтверждались и позднее. Первоначально ненцы уплачивали ясак мехами, которые должны были сдавать государственным чиновникам. По информации путешественников, ненцы были настолько законопослушны, что отказывались продавать меха, опасаясь наказания П. Путешествие в северные страны. С 1767 года они были освобождены от «луковой подати», а уплачивали фиксированную сумму за пользование каждой тундрой — по 16 р. С 1818 года всем европейским ненцам «натуральный» ясак заменяется денежным эквивалентом, что должно было способствовать их активному включению в товарно-денежные отношения. Управление ненецким населением изменялось в зависимости от приоритетов государства. Так, грамотой Ивана Грозного, кроме прочего, определялось, что «пинежским властителям запрещено было судить самоедов в каких-либо делах кроме убийств и кражи с поличным, так и притеснять их; суд же над ними представлен даньщику, который собирает с них подать на государя». Такие «даньщики», выбираемые на год самими ненцами из своих «именитых людей» по всей видимости, родовой аристократии , были старшинами, имевшими право суда. Ламартиньер, побывавший на Европейском Севере в середине XVII века, писал о «начальниках» местных «дикарей», говорящих «по-московитски» и одетых «по московитской» моде, которым беспрекословно подчинялись все остальные туземцы. Верещагин описывал одного из «самоедских аристократов», которых он встречал в тундре во время своего путешествия туда в 1840-х годах: «и осанка его важна, и одежда лучше». Старшину ненцы называли «человек большого ясака», так как он уплачивал ясак в десять раз больше остальных. Здесь присутствовала традиционная ответственность богатых людей за своих бедных сородичей. Впоследствии старшины уплачивали в казну ясак из своих средств, а потом собирали его с остальных обитателей тундры. Кроме старшин были ещё «князья» - так называли лицо, с которым государственная администрация вела переговоры по основным вопросам. Первоначально такой «князь» был общим для ненцев Европейской части и Зауралья. Однако на основании Указа об управлении инородцами 1822 год кочевые оленеводы, проживавшие с обеих сторон Уральских гор, получили различный статус остяки были причислены к «кочевым инородцам», а самоеды — к «бродячим» , а соответственно — и разных «князей». Ненецким «князем» был избран Пайгол из рода Карачеев. Некоторые ненецкие роды этим были недовольны и открыто поддерживали своего бывшего «князя», остяцкого старшину Матвея Тайшина; но вскоре смирились. Первые попытки включить ненцев в общегосударственные отношения начинаются в петровскую эпоху. Воеводе Пустозерского уезда, в состав которого входили тундры, с 1707 года, кроме сбора с ненцев ясака, были переданы права по их административному и судебному управлению. Переход на денежный эквивалент ясака позволил обитателям северных тундр включиться в торговый оборот и в более тесные контакты с другими жителями Архангельской губернии. Что и произошло; однако признавалось, что более наивные и неискушённые «туземцы» нередко становились жертвами обмана со стороны предприимчивых соседей — русских и коми-зырян вернее, их северной группы, так называемых ижемцев, которые продвинулись в тундры и стали заниматься оленеводством. Стали констатироваться случаи обеднения ненецких семейств, которые вынуждены были не только идти в работники к своим сородичам, богатым оленеводам, но и переходить на оседлый образ жизни, нанимаясь батраками к русским и коми. Проникновение в тундру русских промысловиков и коми-оленеводов создавало и другую проблему, которая особенно беспокоила ненцев: природные особенности, казалось бы, огромной и богатой тундры таковы, что её эксплуатацию можно было проводить на основе выработанных веками правил , опирающихся на принципы возобновления природных ресурсов. В 1803 году ненцы Большеземельской тундры провели «полюбовный раздел» своих земель с русскими и коми, желавшими обустроиться в тундре. Судя по всему, «полюбовный раздел» стал результатом мошенничества по отношению к наивным жителям тундры; опытные чиновники увидели в нём немало нестыковок, что давало возможность дезавуировать это соглашение, что, впрочем, сделать так и не удалось. На протяжении последующих десятилетий большинством чиновников и представителей общественности, радевших о ненцах, разделялось мнение, что все беды этого народа — из-за проникновения в тундру их экономических конкурентов. Предполагалось в частности ограничить права ненцев на тундру, передав их чиновникам, с тем, чтобы не допустить новых обманов доверчивых «туземцев». По другим — планировалось создать своего рода резервации, предоставив ненцам жить по собственным представлениям, а государство должно было гарантировать, что в тундры не проникнет никакое чужое влияние. В 1833 году архангельский губернатор И. Огарёв как было принято в ту просвещённую эпоху, заботившийся прежде всего о «малых сих» , ссылаясь на «жалкое положение самоедов, порабощённых русскими, как поселившимися в тундрах, так и наезжавшими туда для торговли, а затем заведшими значительные стада оленей, которые они приобретали от самоедов главным образом путём спаивания их спиртными напитками», попросил распространить на них действие Устава об управлении инородцев в Сибирских губерниях 1822 года. По аналогии с Уставом 1822 года был создан «особый временный Комитет для собрания сведений об обычаях, по коим самоеды должны были управляться». Комитет был должен заниматься выявлением и записью юридических обычаев, существовавших у ненецкого народа, чтобы на их основании разработать наиболее эффективную систему управления им. В 1837 году все собранные сведения были сведены в единый документ — «проект законов самоедских, извлечённых из обычаев самоедов, обитающих в Мезенском уезде». Конфликты, возникающие в среде ненцев, предлагалось решать по нормам их «обычного права», а между ними и представителями других групп населения например, русскими — по существующим в государстве законам. Эти «законы самоедские», представленные в Министерство внутренних дел в 1837 году, было рекомендовано напечатать и на ненецком языке, чего сделать не удалось, поскольку в типографии не было соответствующих «самоедской азбуке» литер. Решено было эти документы перевести на ненецкий язык, но не публиковать поскольку среди ненецкого населения грамотных не было , а объяснять им через священников, что способствовало бы возникновению доверительных отношений между ними, а в конечном счёте — постепенной модернизации ненцев, их включению в общегосударственную жизнь. Уже в XVIII веке ненцы по формальным признакам стали вполне законопослушными гражданами: «подать, которой разделение предоставлено им на волю [то есть путем самообложения.
Шерстова, такие обозначения сибирских народов, как «ясачные, иноземцы, иноверцы», «отражали либо податной статус, либо неправославное вероисповедание, либо место обитания за пределами Европейской России». Казанские татары, около 1885. В данном случае сословная принадлежность стала подменять собой этническую». В 1833 г. Как считает А. Конев, «народы Российской империи были разделены на «природных», связанных с господствующим славянским ядром исконной Руси России, и «неприродных» — ставших частью российского социума в результате присоединения земель, не являвшихся ее исторической территорией. Исключив инородцев из этого числа, подданные империи разделились, на две большие части по признаку «природности». Показательным в этом плане является перевод на английский язык слова «инородцы» как «aliens» — чужие. Каналы межсословной интеграции — в том числе горизонтальной — возможность перехода в другие сословные группы оставались открытыми. Устав позиционировал существование сословного лифта, то есть возможность перехода из одного сословия в другое, в данном случае из инородцев в сословие государственного крестьянства, мещанства, купечества, казачества. Но в правовом смысле инородцем можно было только родиться, нельзя было им стать. Даже принятие инородцами христианства не влекло за собой выхода из этого состояния, то есть крестившегося представителя аборигенного населения продолжали называть инородцами. В данном случае «инородец» в значении «иной», «другой» является труднее устранимым, чем религиозная идентичность. Примечательно, что и в случае перехода в другое сословие и в пределах нового сословного состояния они не вливались в состав социальной группы, а создавали внутри этой группы инородческие субсословия. Предпосылками к вступлению в сословие сельских и городских обывателей должно было служить изменение образа жизни переход на оседлость. Занятие земледелием способствовало переходу в крестьянство, то есть обретению иного правового статуса с правами и обязанностями присущими этому сословию. При этом кочевым инородцам в определенной степени государство гарантировало, что они не будут обращены против их воли в звание крестьян и вообще без их собственного желания не будут включены в другое сословие. Многочисленной частью инородческого сословия России стали коренные народы Сибири, которые согласно Уставу зачислялись в новое податное сословие, чей образ жизни базировался на скотоводстве, земледелии, охоте и рыболовстве. Семейство зырян коми , около 1890. Источник: russiahistory. Все инородцы делились на оседлых, кочевых и бродячих. К последней причислили охотничьи народы Северной Сибири. Большая часть сибирских народов буряты, якуты, хакасы, эвенки и др. Им выделялись земли не во владение, а в пользование. По статусу кочевые инородцы стояли на предпоследней ступени в царской России Кочевые инородцы, впрочем, как и все категории сибирских инородцев не имели права собственности на исконные свои земли, в том числе и на земельные наделы. Но их земли законодательно защищались от посторонних посягательств. Инородцы были обязаны выплачивать государственные повинности за аренду кабинетских земель, собственниками которой выступали российская казна и Кабинет. Они отличались особым типом управления, судебной системой, финансовыми преференциями сравнительно с другими подданными России. Но по правовому статусу кочевые инородцы стояли на предпоследней ступени в царской России на последней — бродячие инородцы , а это означало, что объем их гражданских, политических прав как подданных государства был весьма ограниченным. Они могли избирать и быть избранными только в пределах своих административных ведомств, в т.
Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. Монография того же Ерошкина Н. История государственных учреждений дореволюционной России. То же самое можно сказать и о коллективной работе Ерошкина Н. История государственных учреждений России до Великой Октябрьской социалистической революции. ГЛАВА 1. В первый разряд вклю-чались «живущие в городах и селениях», во второй «кочующие земледель-цы» буряты, качинцы , «южные скотоводы и промышленники» сагайпы, те же буряты, некоторые группы южных тунгусов и «северные скотоводы и промышленники». Якуты были тоже отнесены к группе «кочевых инородцев». Признаков, определяющих «бродячих инородцев», Устав не давал. В числе народов, отнесенных к этой группе, были ненцы, «инородцы Охотские, Гнжигинские и Камчатские» и «инородцы Якутской области, то есть: Коряки, Юкагиры, Ламуты и проч. Наибольшее внимание Устав уделил «кочевым» народам. Разложение родоплеменных отношений привело к выделению у этих народов феодальной верхушки, но феодальные основы общественного строя у этих народов сохраняли еще патриархальные формы общественных отношений. Все эти феодалы хотя и захватили лучшие для земледелия и кочевья земли у своих родственников, но продолжали считаться главами-«родоначальниками» и мотивировали все свои действия «интересами» рода. Правовое положение «кочевых инородцев» по Уставу 1822 г. Они составляли «особенное сословие», прирав-ненное к крестьянскому, но отличное от него «в образе управления». Только но уголовным преступлениям они должны были судиться в общем порядке. За ними сохранялись свобода в вероиспо-ведании н богослужении, освобождение от рекрутской повинности. Подати они платили «по особому положению» с числа душ, которое определялось общей переписью, а также участвовали в «общих по губернии повин-ностях». Устав 1822 г. Распределение этих земель по участкам «зависит от самих кочующих по жеребью или другим их обыкновениям». Русским запрещалось самовольно селиться на землях, отведенных «кочевым ино-родцам», но разрешалось брать эти земли «в оброчное содержание». Наем на работу к частным лицам разрешался только с ведома родового началь-ства. Разрешалась свободная торговля во всякое время «всеми припасами и изделиями», кроме вина. Чиновникам торговля с «кочевыми инородцами» категорически запрещалась. Для удобства ведения торговли «инородцам» назначались особью места для ярмарок и время их, в соответствии «с вре-менем взноса податей п сообразно с нуждами инородцев». Правовое положение «бродячих инородцев» по Уставу 1822 г. Устав указывал, что «права бродя-чих инородцев или ловцов, живущих в отдалении и рассеянными, вообще состоят в применении правил, для кочующих постановленных». Отличие заключалось лишь в том, что «назначение земель по племенам» и распре-деление их по участкам не распространялось на «бродячих инородцев». Им назначались «по удобности целые полосы земли», в пределах которых им разрешалось свободно переходить для промыслов из уезда в уезд и из губернии в губернию. Кроме того, «бродячие инородцы» не участвовали в земских губернских денежных повинностях. Там же. Отсюда--следующие правила. Каждое стойбище или улус, в котором считалось не менее 15 семейств, должно было иметь собственное родовое управление, а стойбища или улу-сы, имевшие менее 15 семейств,--причисляться к ближайшим стойбищам. Родовое управление состояло из старосты и одного или двух его помощни-ков из «почетных» и «лучших» родовичей. Староста в соответствии с обычаем избирался или наследовал свое звание. Между своими родовичами он мог носить «именование князца, зайсана н проч. Помощники старосты выби-рались родовичами на определенное или неопределенное время. Несколько стойбищ или улусов одного рода подчинялись «инородной управе», состояв-шей из головы, двух выборных и письмоводителя. Голова получал свое звание наследственно или по выбору, сообразно «с стенными обычаями каждого племени». Права и обязанности родовых управлений и инородных управ подробно регламентировались. Родовое управление как первичная ячейка админи-стративной организации имело «ближайший надзор за порядком во вве-ренном ему роде или наслеге». За маловажные проступки оно могло нака-зывать «по обычаям каждого племени и в качестве домашнего исправле-ния». Через родовые управления приводились в исполнение все распоря-жения правительства. Непосредственно на них же возлагался сбор податей «за весь род, как с одного нераздельного лица». На инородные управы возлагались надзор за родовыми управлениями и «местные распоряжения». Последние заключались: 1 в точном исполнении всех предписаний на-чальства; 2 в понуждении к сбору податей; 3 в сохранении благочиния и порядка; 4 в сохранении прав инородцев от всякого постороннего сте-снения; 5 в розысканиях, по особенным случаям нужных». Инородная управа имела непосредственные сношения с земской полицией и испол-няла все полученные от нее предписания. Наконец, родовое управление и инородная управа несли и судебные функции. Родовое управление в исковых делах имело право «словесных судов». В делах между людьми разных стойбищ или «по неудовольствию па разбирательство» родового управления второй степенью «расправы словесной» была инородная упра-ва; в делах между людьми, подчиненными разным управам, или в качестве третьей и последней степени «словесной расправы» в случае «неудовольстиия» на разбирательство инородной управы выступала местная земская полиция. Главной задачей «словесной расправы» являлось прекращение несогласий между «инородцами» и примирение спорящих на основания «степных законов и обычаев». В ее функции входил также разбор долго-вых исков и дел о пенях по свадебным договорам. Высшим органом управления у «кочевых инородцев» являлась степ-ная дума, которая состояла из главного родоначальника и выборных засе-дателей, число которых зависело от обычая или надобности. Обязанности степной думы состояли: «I в народоисчислении; 2 в раскладке сборов; 3 в правильном учете всех сумм и общественного имущества; 4 в рас-пространении земледелия и народной промышленности; 5 в ходатайстве у высшего начальства о пользах родовичей». По «сем этим вопросам степ-ная дума отдавала распоряжения инородным управам и в свою очередь подчинялась окружному управлению. Старосты родовых управлений, главы инородных управ и заседатели стенных дум, вступавшие в должность «преемничеством» или по выбору, утверждались губернатором или областным начальником. Главный родо-начальник степной думы утверждался генерал-губернатором. Вопрос о бюджете «стенного управления» в Уста не 1822 г. С одной стороны, указывалось, что вес старосты, головы и прочие должностные лица не получают от родовичей никакого жалования и «исправляют должности но сим званиям как общедоступную службу». С другой стороны, Устав подчеркивал, что «содер-жание стенного управления составляет внутреннюю повинность кочую-щих», и отмечал законность привилегированного экономического положе-ния верхушки «степного управления»: «доходы, какие званию их при-своены по степным законам и обычаям с промыслов и владеемых земель, остаются в прежнем положении... В Уставе 1822 г. Подати и повинности определялись троякого рода: казенные подати; земские повинности; повинности внутренние, на содержание степного управления. О порядке назначения казенных податей ясак как податей, утверждаемых в центре. Объем земских повинностей для «инородцев» устанавливало местное Главное управление. Сборы на внутренние повинности определя-лись степной думой, а там, где се не было,-- «общественным приговором инородцев». Губернатор или областной начальник составлял подробный расчет сборов на каждый год, в том числе сколько с каждого рода и со всех «инородцев» в губернии или области «причитается порознь каждого наименования», а также сколько всех сборов с души для каждого рода. Степные думы, получив такое «расписание», делали «раскладки» на родо-вые управления, последние в свою очередь распределяли, «сколько именно каждое семейство взнести обязано звериными шкурами пли деньгами, смотря по успеху промыслов и состоянию каждого». Сбор податей лежал на обязанности родовых управлений и производился на ярмарках или сугланах «мирское собрание инородцев» , но «бродячие инородцы», «по уважению дальних их отлучек для промыслов», могли сдавать подати в других местах и даже в других уездах и губерниях. Особый раздел в Уставе 1822 г. Ка-зенная торговля проследовала двоякую цель: «I доставление необходи-мого пособия по продовольствию и промыслам кочующих; 2 умерение вольных цен на необходимые потребности». В крайних случаях угроза -голода Устав проектировал продажу казенных товаров по пониженной цене и в долг «если необходимость в том надлежащим образом будет до-казана» и под ответственность представителей местного управления. Таковы главный положения «Устава об инородцах» 1822 г. ГЛАВА 2. Сперанским и его ближайшим помощником инженером Г. Они пытались как-то ограничить произвол чиновничества, усилить контроль за действиями местной администрации. Улан-Удэ, 1954. Когда в 1852 г. Анненковым, после ревизии Западной Сибири, была представлена во II Сибирский комитет специальная записка о не-состоятельности Устава 1822 г. Однако записка Анненкова о несостоятельности Устава 1822г. Стройная система регламентации Устава во многом оказа-лась нежизненной и неосуществимой. Исследователи неоднократно отмечали надуманность Устава в некото-рых его частях. Совершенно случайным, не основанным на изучении жизни пародов Сибири, было разделение их на «оседлых», «кочевых» и «бродя-чих». Искусственной являлась сама рубрика «бродячие», так как бродячих пародов, передвигавшихся без определенного порядка, в России вообще не было. Искусственной была и конструкция родовых управлений, требо-вавшая наличия стойбища в 15 семейств. При этой конструкции живая ткань родовой организации -- у народов, у которых она вообще сохраня-лась,-- разрывалась, более крупные роды раздроблялись, более мелкие присоединялись к другим. Прямым следствием этого являлось создание так называемых «административных родов». Вместе с тем нельзя не под-черкнуть, что Устав 1822 г. Устав обобщал и систематизировал то, что сложилось в админи-стративной практике управления народностями Сибири; составители Уста-ва Сперанский и Батеньков не отбрасывали обычное право народов Сибири, считались с ним и стремились ограничить вмешательство чиновников в «степное управление», ограничить их злоупотребления. Фактически, прав-да, последнее осталось на бумаге. Во многом Устав 1822 г. В нем заметна тенден-ция поддержать экономику народов Сибири: запрещалось насильственно захватывать угодья «инородцев» и принудительно использовать их рабо-чую силу, чиновникам запрещалось торговать с ними; а целью казенной торговли ставилось «уморение вольных цен», т. Появление всех этих статей вполне понятно. Хозяйство основной массы «инородцев», особенно народов Севера, ката-строфически разрушалось. Грозным признаком этого явились голодные годы --1810, 1811, 1814, 1816 и 1817. Росли недоимки, фискальная поли-тика правительства трещала по швам. Для того чтобы обеспечить посту-пление податей с «инородцев», нужно было как-то оградить их от торговой кабалы, которая процветала в Сибири, и обеспечить им пользование их вековыми угодьями. Но вместе с тем, в Уставе 1822 г. Ника-ких гарантий Устав не содержал. Говоря о казенной торговле. Устав под-черкивал, что она не должна оказывать «ни малейшего стеснения промыш-ленности частных людей».
Иностранцы
- «Как относились к инородцам на военной службе в Российской империи? » — Яндекс Кью
- Словарь существительных
- Политика заселения северов Российской Империи
- Иностранцы
- Инородцы — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Национальная политика империи
- Ответы на вопрос:
- Остались вопросы?
- Кто считался «инородцами» в XIX веке — исторические сведения
- Кого в XIX в. называли инородцами? кратко
Кто такие инородцы в 19 веке. Инородцы в российской империи. Польша. Инородцы в России
В 19 веке иностранцев из Европы и других западных стран называли «инородцами» и относили к категории «чужеземцы». ИНОРОДЦЫ — ИНОРОДЦЫ — 1) в России до 1917 название всех неславянских народов. В 13 веке книги писали от руки согласно уставу и полууставу. В 19 веке инородцами в России называли людей, принадлежащих к различным этническим и национальным группам, не являющихся русскими. Законодательство о «западных» инородцах разрабатывалось в 19 веке главным образом еврейскими комитетами. Отечественные историки XIX – первой половины XX века, охотно сравнивая русских казаков с испанскими конквистадорами и считая главной причиной русско-аборигенных конфликтов «зазорное» поведение казаков и ясачных сборщиков.