заявление министра иностранных дел Временного правительства П. Н. Милюкова (1859-1943) 18 апреля (1 мая) 1917 г. государствам Антанты о готовности Временного правительства довести мировую войну до решающей победы. Наконец, 18 апреля (1 мая) 1917 года появляется «препроводительная нота» Милюкова, призванная успокоить союзников, решивших, что Россия готова к сепаратному миру с Германией. К возбужденным солдатам и матросам из Мариинского дворца никто не выходит, но через некоторое время к ним приезжают члены исполкома Петросовета, чтобы разъяснить ситуацию и убедить демонстрантов, что нота Милюкова — не повод свергать правительство.
"Нота Милюкова": как страничка текста свалила Временное правительство
Нота Милюкова — Нота Милюкова нота министра иностранных дел Временного правительства в России П. Н. Милюкова правительствам стран Антанты от 18 апреля (1 мая) 1917 года, разъясняющая позицию Временного правительства по вопросу войны. "Нота Милюкова", опубликованная в столичных газетах, вызвала многочисленные демонстрации протеста и привела к политическому кризису. Нота Милюкова представляла собой препроводительный документ к Заявлению Временного правительства от 27 марта (9 апреля) 1917 года, в котором излагалась точка зрения руководства страны на участие России в Первой мировой войне. Нота Временного правительства правительствам союзных держав ["нота Милюкова"].
Публикация ноты милюкова
История из истории "Считать инцидент с нотой Милюкова исчерпанным ". 22 апреля (5 мая) Временное правительство сообщило послам союзных держав, что Нота Милюкова была принята кабинетом единогласно. В апреле 1917 года, после публикации знаменитой «Ноты Милюкова», Ф. Ф. Линде вывел солдат на улицы Петрограда.
Которые тут временные?
- Первые шаги Временного правительства
- «Нота Милюкова»
- Нота Милюкова — Википедия с видео // WIKI 2
- Временное правительство | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
- Временное правительство 1917 года: глава и состав, мероприятия
Дипломатия накануне Октябрьской революции
Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить эти мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении угнетенных национальностей и т. Но Россия освобожденная может в настоящее время заговорить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам союзников. Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, — всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого.
Что-то говорил.
Ничего, в сущности, не разъяснил. Все так и сошло. Солдаты удалились». Николай Суханов, участник российского революционного движения, экономист и публицист: «Левая сторона Петросовета считает, что Милюков должен быть ликвидирован в 24 часа.
Правая не знает, что делать». Многие уверены: лучшего повода для разрыва отношений Временного правительства и Петросовета и придумать нельзя. Начинается серьезный политический кризис. На правительство давят со всех сторон.
Армия союзников не бездействует, идёт общее наступление войск Антанты. Гибнут люди. Эту бойню называют мясорубкой Нивеля. Российскому генералитету стыдно.
Коновалов, беспартийные Вердеревский, А. Ливеровский, С. Салазкин, Терещенко и С. Интересно, что из всего состава первого правительства неизменно входили во все 5 только А. Керенский и М. Терещенко, которого некоторые считали попавшим туда случайно, до начала июля во всех комбинациях участвовал кадет Н.
Остальные министры постоянно менялись, далеко оставив позади «министерскую чехарду» 1914-1916 гг. Первый из них разразился спустя полтора месяца после образования Временного правительства. Это вызвало недоуменные запросы союзных держав. В этот же день министр иностранных дел П. Командующий войсками Петроградского округа генерал Л. Граждане помещики, землевладельцы, крестьяне, казаки, арендаторы и все, кто трудится над землей.
Нельзя позволить немцам побить нас, надо довести войну до конца. Для войны нужны люди, снаряды и хлеб… Без хлеба ничего не будет. Сейте все, сейте каждый на своем поле, сейте как можно больше…Весь хлеб и все зерно будут куплены новым Правительством по справедливой, необидной цене… Председатель Государственной Думы М. Временное правительство опубликовало обращение к гражданам, в котором содержится изложение взгляда правительства свободной России на задачи настоящей войны. Министр иностранных дел поручает мне сообщить вам означенный документ и высказать при этом следующие замечания. Враги наши в последнее время старались внести раздор в междусоюзные отношения, распространяя вздорные сообщения, будто Россия готова заключить сепаратный мир с срединными монархиями.
Текст прилагаемого документа лучше всего опровергает подобные измышления. Вы усмотрите из него, что высказанные Временным правительством общие положения вполне соответствуют тем высоким идеям, которые постоянно высказывались вплоть до самого последнего времени многими выдающимися государственными деятелями союзных стран и которые нашли себе особенно яркое выражение со стороны нашего нового союзника, великой заатлантической республики, в выступлениях ее президента. Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить эти мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении угнетенных национальностей и т. Но Россия освобожденная может в настоящее время заговорить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам своих союзников. Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления Временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого.
Это стремление стало более действительным, будучи сосредоточено на близкой для всех и очередной задаче отразить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей родины. Само собой разумеется, как это и сказано в сообщаемом документе, Временное правительство, ограждая права нашей родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников. Продолжая питать полную уверенность в победоносном окончании настоящей войны, в полном согласии с союзниками, оно совершенно уверено и в том, что поднятые этой войной вопросы будут разрешены в духе создания прочной основы для длительного мира и что проникнутые одинаковыми стремлениями передовые демократии найдут способ добиться тех гарантий и санкций, которые необходимы для предупреждения новых кровавых столкновений в будущем. Он взял на себя дело созыва 1-го Всероссийского съезда Советов. Большевики подчинились и удержали рабочих и солдат от выступления, показав рост своего влияния. Подавляющее большинство выступило под лозунгами большевиков: «Вся власть Советам!
Лишь 3 группы вышли под лозунгом «Доверие Временному правительству! Еще до свержения царя союзники согласовали план общего весеннего наступления, наметив его начало на апрель-май. Однако под влиянием событий в России операцию перенесли на июнь: союзники не собирались проливать кровь в одиночку. Наступление началось на Юго-Западном фронте против Австро-Венгрии как раз в день демонстрации 18 июня. Русская революционная армия перешла в наступление». За две недели была занята часть Галиции, в т.
Предполагалось, что полкам, наиболее отличившимся в сражениях, будут торжественно вручены красные знамена. Но это вручение сорвалось. Снова, как и во время Брусиловского прорыва 1916 г. Перегруппировав свои силы, австро-германские войска в начале июля нанесли контрудар в стык двух армий под Тарнополем. Фронт дрогнул и побежал. В центр России хлынули сотни тысяч беженцев.
Так, говорит он, ибо знает, что иного мира, кроме честного Российская демократия не примет. Но «честный мир» для нас лишь мир без аннексий и контрибуций… Нам предлагают сепаратное перемирие, тайные переговоры… Россия взяла на себя задачу объединить демократию всех воюющих стран в борьбе против всемирного империализма. Эта задача не будет выполнена, если германские империалисты сумеют использовать ее стремления к миру с целью отторжения ее от союзников и нанесут поражение ее армии… Пусть армия своей стойкостью придаст мощь голосу Российской демократии. Теснее сплотимся вокруг знамени революции… Удвоим работу вокруг воссоздания боевой мощи России». Это застало руководство большевиков врасплох.
Большинство делегатов добирались пешком, огромный зал Большого театра, где они собрались, освещался свечами. Официальные ораторы соревновались в жесткости угроз. Но истинным героем дня стал генерал Корнилов, незадолго до этого назначенный верховным главнокомандующим. В результате Государственного совещания обозначились два центра власти: Временное правительство и Ставка верховного главнокомандующего. Корнилов выступил против Временного правительства, двинув на Петроград 3-й конный корпус под командованием генерал-лейтенанта Крымова для подавления революционных выступлений и наведения порядка в столице. Деникин и В. Клембовский поддержали Корнилова. На пути движения 3-го конного корпуса строились заграждения, разбирались рельсы. На вооружение петроградских рабочих из арсенала было передано более 20 тыс. Однако по совету С. Отдав приказ выгружаться из вагонов и двигаться конным порядком, генерал Крымов на автомобиле прибыл один в Петроград и явился к Керенскому. Содержание их громкого разговора до сих пор остается загадкой, потому что после него Крымов по официальной версии застрелился. Их охраняли верные Корнилову добровольцы-туркмены конного Текинского полка. Попытка переворота, предпринятая Корниловым, оказалась неудачной. Верховский, морской - адмирал Д. Вердеревский, почт и телеграфов - меньшевик А. Переговоры о создании нового правительства затянулись до 25 сентября, когда наконец удалось составить третье и последнее коалиционное правительство: 4 меньшевика, 3 кадета, 2 эсера, 2 прогрессиста и 6 беспартийных. От Государственного совещания его отличал более левый состав и отсутствие представительства буржуазно-помещичьих партий и союзов. Большевики — представители ряда Советов, профсоюзов, фабзавкомов — составляли меньшинство, но их поддерживала значительная часть беспартийных делегатов. Первое заседание Предпарламента состоялось 23 сентября. От него Керенский добился одобрения коалиции с кадетами. Однако эти меры не могли ввыести страну из системного кризиса. От этого выиграли большевики, завоевывавшие большинство в Советах. Враг уже стучится в ворота Риги, и если только неустойчивость нашей армии не даст нам возможности удержаться на побережье Рижского залива, дорога в Петроград будет открыта... Невозможно допустить, чтобы решимость... Если решительные меры для повышения дисциплины на фронте последовали как результат Тарнопольского разгрома и утраты Галиции и Буковины, то нельзя допустить, чтобы порядок в тылу был последствием потери нами Риги». Белые против красных. Нужно заметить, что общественное мнение союзных стран и их правительств, вначале чрезвычайно благожелательно настроенных к Керенскому, после июльского разгрома армии резко изменилось... Еще более определенные и вполне доброжелательные отношения сохранили к Верховному [Корнилову] иностранные военные представители. Многие из них представлялись в эти дни Корнилову, принося ему уверения в своем почитании и искренние пожелания успеха; в особенности в трогательной форме это делал британский представитель. Слова и чувства. Реально они проявились только в декларации, врученной 28 августа Терещенко Бьюкененом, в качестве старейшины дипломатического корпуса. В ней в изысканной дипломатической форме послы единодушно заявляли, что «в интересах гуманности и в желании устранить непоправимые действия они предлагают свои добрые услуги посредников в единственном стремлении служить интересам России и делу союзников». Впрочем, Корнилов тогда не ждал и не искал более реальных форм интервенции. Поддержка русской общественности? Произошло нечто чудесное: русская общественность внезапно и бесследно сгинула. Милюков, быть может еще два, три видных деятеля упорно и настойчиво поддерживали в Петрограде необходимость примирения с Корниловым и коренной реорганизации Временного правительства... Либеральная печать, в том числе «Речь» и «Русское слово», в первые дни в спокойных лояльных статьях так определяли элементы выступления: «преступность» способов борьбы, правильность целей ее «подчинение всей жизни страны интересам обороны» и почвенность движения, обусловленная положением страны и ошибками власти. Довольно робко говорили о примирении... Вот и все... Не было никакого сомнения, что масса офицерства всецело на стороне Корнилова и с замиранием сердца следит за перипетиями борьбы, им кровно близкой; но, не привлеченное к ней заблаговременно в широком масштабе и в солидной организации, в той обстановке, в какой оно жило - офицерство могло дать лишь нравственную поддержку. Деникин А. Очерки русской смуты. Офицеры и юнкера обезоружены и отпущены, взяты три папки и портфель министра народного просвещения. Комендантом Зимнего дворца назначен делегат на второй Всероссийский съезд советов солдат Преображенского полка тов. Все министры отправлены в Петропавловскую крепость. Сопровождавший министра Терещенко подпор[учик,] Чистяков скрылся...
"ГАЛЕРЕЯ СОВЕТСКОГО МИРА. Нота Милюкова"
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. Милюкова 1859-1943 18 апреля 1 мая 1917 г. Во многом способствовала Апрельскому кризису 1917 г. Источник: Словарь исторических терминов.
Вследствие тяжёлых поражений, понесённых на западном фронте , а также хозяйственных трудностей и антивоенной революционной агитации в России распространялось резко негативное отношение к продолжению войны. В Декларации заявлялось о «полном соблюдении обязательств, принятых в отношении наших союзников» , и в то же время она содержала демократические пункты, вселявшие уверенность в скорое окончание военных действий отказ от аннексий и контрибуций , утверждение мира на основе самоопределения народов и так далее. Двойственный характер заявлений Временного правительства вызвал беспокойство и недовольство правительств стран Антанты.
В один из этих дней правительство принимало в Мариинском дворце делегации французских социалистов и английских лейбористов. Александр Керенский плохо владел иностранными языками, и его приветственную речь на французский синхронно переводил не кто иной, как Павел Милюков. Милюков переводил верно, но интонациями, взглядами и недоуменным вскидыванием бровей он изо всех сил давал понять, что абсолютно не согласен со сказанным. Альбер Тома министр вооружений французского правительства Кстати, немалую роль в противостоянии Милюкова и Керенского сыграл еще один французский гость, прибывший в Петроград несколькими днями позже, — министр вооружений французского правительства социалист Альбер Тома. Но Палеолог уже был на тот момент "сбитым летчиком": незадолго до этого он намекнул своему правительству на возможность отставки, письмо с одобрением которой в Россию и привез Тома. СвернутьПодробнее Декларация 27 марта и нота 18 апреля 27 марта 9 апреля Временное правительство приняло "Обращение к гражданам" о целях внешней политики. Вокруг этой декларации было сломано немало копий в контактной группе Временного правительства и Исполкома Петросовета, и в итоге это получился документ, не устраивавший в полной мере ни одну из сторон. Декларация не отражала взглядов "революционных оборонцев" как-никак ее автором все-таки был Милюков , но членам Исполкома Петросовета в значительной степени удалось повлиять на ее тональность. В Исполкоме настаивали на посылке текста декларации союзникам, против чего возражал Милюков. После непродолжительных дискуссий, не чувствуя поддержки со стороны других членов правительства, Милюков все-таки дал согласие на отправку документа, но продолжал тянуть время. Тогда 13 26 апреля Александр Керенский вновь пошел в наступление на дипломатические полномочия Павла Милюкова. Он дал в газеты сообщение о том, что Временное правительство готовит ноту союзным державам, в которой будут разъяснены его взгляды на продолжение войны. Милюков был в гневе. Он опубликовал опровержение о подготовке ноты, но было уже поздно: в народе и в особенности в армии с нетерпением ждали выхода документа. И Милюков написал ноту. По объему она была гораздо меньше декларации 27 марта, но именно этому документу было суждено вызвать первое кровопролитие на улицах Петрограда после окончания Февральской революции и завершить государственную карьеру своего автора. Здесь необходимо отметить, что хотя под нотой и стояла подпись Милюкова, она не была документом, посланным от имени лично министра иностранных дел. Ее текст был согласован всеми членами Временного правительства, даже Керенским, хоть он позже и пытался отрицать это. Нота была отправлена союзникам 18 апреля 1 мая. Ираклий Церетели член Исполкома Петросовета Никто не подозревал, что в эти часы союзным державам был отправлен документ, из-за которого спустя два дня улицы Петрограда будут заполнены демонстрациями совсем иного рода. Лишь на следующий день, 19 апреля 2 мая , текст отправленной союзникам ноты получили в Исполкоме Петросовета, то есть пути назад уже не было. Член Исполкома Ираклий Церетели так вспоминал об этом моменте: "Я получил пакет в присутствии Чхеидзе, Скобелева, Дана и некоторых других членов Исполнительного комитета и прочитал вслух текст, который нас ошеломил своим содержанием". Наиболее емко причину, по которой были ошеломлены члены Исполкома, описал один из них, Николай Суханов: "Новая нота не только не представляет собой "дальнейшего шага", но совершенно аннулирует все то, что до сих пор сделала революция для мира Если бы Милюков задался целью вызвать разрыв между Советами и правительством, лучшего средства для этого, чем его нота, он найти не мог Ираклий Церетели СвернутьПодробнее События 20-21 апреля 3-4 мая Солдаты и рабочие с окраин двинулись в центр города с плакатами и лозунгами: "Долой Милюкова! Солдаты не знали, что министров нет во дворце: в этот день заседание проходило на квартире болевшего военного министра Александра Гучкова. Как писал Николай Суханов в своих "Записках о революции", "солдаты проявляли большое возбуждение; по их словам, они шли с намерением арестовать Милюкова и все Временное правительство". Многие участники и свидетели тех событий, оставившие о них воспоминания, — и со стороны Временного правительства, и со стороны Исполкома Петросовета, — поучаствовали в создании прочно укоренившегося мифа о том, что за выступлениями против Милюкова и Временного правительства стоял вернувшийся за две недели до этого в Россию Владимир Ленин. Именно так считали и участники манифестаций в поддержку Милюкова. В историографии, например, прочно закрепилось утверждение, что прапорщик Федор Линде, который взбунтовал Финляндский полк и привел его к Мариинскому дворцу, был большевиком.
Керенский, В. Ленин, Л. Корнилов, Л. Троцкий, А. В результате февральской революции 1917 г. Параллельно с образованием Временного правительства появились Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Советы и Временное правительство стали органами власти в революционной России. Страна вступила в новый период развития. Могли ли пришедшие к власти политические силы разрешить политические, социальные и экономические противоречия в российском обществе? Первые шаги Временного правительства 2 марта 1917 г. Председателем стал беспартийный князь Г. Львов 1861—1925. Пост министра иностранных дел занял лидер партии кадетов П. Военным министром стал октябрист А. Гучков 1862—1936. В основном в состав Временного правительства были включены либеральные партии — кадеты и октябристы. Параллельно с работой правительства в Петрограде действовал созданный 27 февраля 1917 г. Петроградский Совет, в состав которого входили эсеры и меньшевики. Председателем Петросовета был меньшевик Н. Петроградский Совет оказывал давление на Временное правительство и пытался играть важную роль в управлении государством. В войсках создавались выборные солдатские комитеты, подчинённые Советам. Приказ запрещал солдатам исполнять распоряжения командиров, противоречащие позиции солдатских комитетов. В сложившейся ситуации Временному правительству пришлось согласовывать с Петроградским Советом свои действия. В России установилось двоевластие. Двоевластие — это одновременное существование в России двух центров власти: Временного правительства и Петроградского Совета, представлявших интересы разных слоёв общества. Свержение монархии в России и установление новой власти сопровождалось массовой поддержкой населения. Многие жители Петрограда искренне радовались переменам. Временному правительству было необходимо оправдать возложенные на него ожидания. Первые шаги во внутренней политике были попыткой навсегда порвать с прежним строем. Временное правительство провозгласило свободу печати, собраний, политической деятельности, объявило об амнистии политических заключённых. Вместо полиции общественным порядком стала заведовать милиция. Также был принят закон, отменивший смертную казнь. Временное правительство сделало шаг в сторону защиты прав национальных окраин России. Были приняты декларации об автономии Финляндии и Украины. Однако уменьшение контроля за окраинами со стороны центра порождало стремление территорий России к отделению. Заседание первого состава Временного правительства. Фотография Якова Владимировича Штейнберга Действия Временного правительства в рабочем вопросе были нерешительными. Оно утвердило закон о фабрично-заводских комитетах и страховании рабочих, однако отказалось ввести на всех предприятиях 8-часовой рабочий день. Многие требования рабочего класса так и не были услышаны представителями новой власти. Некоторые важные решения Временное правительство приняло в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений. Для всех граждан провозглашались одинаковые права при поступлении на госслужбу, в учебные заведения и при передвижении по территории России. Временное правительство было сразу признано союзниками России по Антанте. Страны Антанты рассчитывали на продолжение войны с Германией и её союзниками при участии России. Временное правительство приняло на себя обязательства Российской империи и начало получать займы от своих союзников. Сложным был продовольственный вопрос. В связи с усилившимися перебоями поставок хлеба в крупные города России в марте 1917 г. Временное правительство было вынуждено принять закон о хлебной монополии, который позволял государству устанавливать на него твёрдые цены при закупках в деревне. В условиях военного времени хлебная монополия должна была способствовать улучшению снабжения городского населения.
Война или революция: предпосылки Апрельского кризиса 1917 года
Нота Милюкова была телеграммой, составленной министром иностранных дел Павлом Милюковым от имени Временного правительства России в апреле 1917 года, важной в апрельский кризисный период между. 3 мая 1917 года: В Петрограде проходят выступления против "Ноты Милюкова", экстренное заседание ЦК РСДРП(б) принимает резолюцию Ленина по вопросу о политическом кризисе. МИЛЮКОВА НОТА — МИЛЮКОВА НОТА, заявление министра иностранных дел Временного правительства П. Н. Милюкова 18.4.1917 державам Антанты о готовности Временного правительства вести войну до решающей победы. Нота Милюкова — Нота Милюкова нота министра иностранных дел Временного правительства в России П. Н. Милюкова правительствам стран Антанты от 18 апреля (1 мая) 1917 года, разъясняющая позицию Временного правительства по вопросу войны.
"ГАЛЕРЕЯ СОВЕТСКОГО МИРА. Нота Милюкова"
Он стал на него ногами. Что-то говорил. Ничего, в сущности, не разъяснил. Все так и сошло. Солдаты удалились».
Николай Суханов, участник российского революционного движения, экономист и публицист: «Левая сторона Петросовета считает, что Милюков должен быть ликвидирован в 24 часа. Правая не знает, что делать». Многие уверены: лучшего повода для разрыва отношений Временного правительства и Петросовета и придумать нельзя. Начинается серьезный политический кризис.
На правительство давят со всех сторон. Армия союзников не бездействует, идёт общее наступление войск Антанты. Гибнут люди. Эту бойню называют мясорубкой Нивеля.
В первые недели после Февральской революции популярность в народе стали набирать идеи так называемого революционного оборончества. В составе Временного правительства проводником идей "революционного оборончества" был Александр Керенский, также являвшийся, напомним, товарищем заместителем председателя Исполкома Петросовета.
Текст прилагаемого документа лучше всего опровергает подобные измышления. Вы усмотрите из него, что высказанные временным правительством общие положения вполне соответствуют тем высоким идеям, которые постоянно высказывались вплоть до самого последнего времени многими выдающимися государственными деятелями союзных стран и которые нашли себе особенно яркое выражение со стороны нашего нового союзника, великой заатлантической республики, в выступлениях ее президента.
Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить эти мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении угнетенных национальностей и т. Но Россия освобожденная может в настоящее время заговорить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам союзников.
Возбуждённые, они с мрачным ликованием пели «Марсельезу» и «Вы жертвою пали» на мотив старой доброй «Дубинушки», которая была музыкальным символом предыдущей, Первой русской революции. Кульминацией этих зловещих праздников стали торжественные похороны героев, павших в борьбе за свободу. Основной проблемой было то, что с большей частью героев родственники уже попрощались, поэтому получилось, что в число павших за свободу попали и те, кто умер вовсе не за неё, — иначе церемония получилась бы слишком скромной. Дату и место проведения тоже несколько раз меняли: сначала хотели хоронить прямо на Дворцовой площади, где пролилось много народной крови, но затем всё-таки решили остановиться на Марсовом поле. Похороны были назначены на четверг, 5 апреля 1917 года.
С утра к месту погребения тянулись многотысячные колонны скорбящих. На церемонию не пригласили только священников. Писатель Фёдор Сологуб объяснял это так: «Конечно, похороны должны быть гражданскими, вне вероисповедания, так как хоронить придётся людей разных исповеданий, людей верующих и… совершенно равнодушных к вопросам религии. И в этом единении — святость, в нём высшая праведность человеческой души… Мы, косневшие в оковах смрадного быта, их смертью искуплены для… светлого будущего». Погода полностью соответствовала мрачному духу торжества: в Петрограде было холодно, пасмурно, шёл дождь, переходящий в мокрый снег. Вскоре после похорон народные гулянья продолжились.
Нота Милюкова
Нота Милюкова от 18 апреля (1 мая) 1917 года | Документы XX века | История из истории "Считать инцидент с нотой Милюкова исчерпанным ". |
Нота Милюкова | Нота Милюкова — нота министра иностранных дел Временного правительства России П. Н. Милюкова правительствам стран Антанты от 18 апреля (1 мая) 1917 года. |
Причины апрельского кризиса
- МИЛЮКОВА НОТА
- Литература
- Нота милюкова о чем кратко
- Литература
Публикация ноты милюкова
«Нота Милюкова» | Нота Милюкова была телеграммой, составленной министром иностранных дел Павлом Милюковым от имени Временного правительства России в апреле 1917 года. |
Война или революция: предпосылки Апрельского кризиса 1917 года — РТ на русском | 22 апреля (5 мая) Временное правительство сообщило послам союзных держав, что Нота Милюкова была принята кабинетом единогласно. |
Временное правительство 1917 года: глава и состав, мероприятия
Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, — всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого. Это стремление стало более действительным, будучи сосредоточено на близкой для всех и очевидной задаче — отразить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей родины. Само собой разумеется, как это и сказано в сообщаемом документе, временное правительство, ограждая права нашей родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников.
Милюкова 18. Послужила толчком к возникновению Апрельского кризиса 1917. Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. Милюкова 1859-1943 18 апреля 1 мая 1917 г.
В Декларации заявлялось о «полном соблюдении обязательств, принятых в отношении наших союзников» , и в то же время она содержала демократические пункты, вселявшие уверенность в скорое окончание военных действий отказ от аннексий и контрибуций , утверждение мира на основе самоопределения народов и так далее. Двойственный характер заявлений Временного правительства вызвал беспокойство и недовольство правительств стран Антанты. В связи с этим Милюков 18 апреля, рассылая правительствам стран Антанты декларацию от 27 марта, приложил свою ноту, являвшуюся сопроводительным отношением.
Курс на продолжение войны Еще при нахождении у власти династии Романовых, Милюков вел разработку внешнеполитической программы, соответствующей целям отечественной буржуазии. Фактически были подтверждены обязательства, взятые на себя российской империей. Также Милюков высказал еще несколько важных мыслей: Все положения вступали в противоречия с общественными настроениями. Опаснее же всего было то, что противоречия были и между правящими кругами. По сути это и определило формирование апрельского кризиса. После отправки телеграммы Милюков лично встретился с послами союзников М. Палеологом Франция , А. Карлотти Италия , Д. Бьюкененом Великобритания. Последний заявил, что его правительство хотело бы быть уверенным, что Временное правительство готово воевать до конца и вернуть дисциплину в армии. Докладчики говорили, что они не могут идти за Милюковым и не станут захватывать проливы, которые рабочим попросту не нужны. После этого становилось ясно, что Петросовет подрывает право Милюкова осуществлять заявления сразу от имени всего народа России. По сути, он был готов бороться с принципами осуществления внешней политики, предложенными новым министром внутренних дел. В ответ на это Керенский парировал через бюро печати при Минюсте, что это личное мнение министра и оно не соответствует позиции всего Временного правительства. Это был первый сигнал, указавший на раскол внутри Временного правительства, руководители которого продемонстрировали, что единства нет, и далее вопрос кризиса, пришедшегося на апрель 1917 года, стал вопросом ближайшей перспективы. Декларация временного правительства 27 марта 1917 года была опубликована Декларация Временного правительства о целях войны, которую подписал его председатель Г. В ней излагалась позиция руководства страны по поводу дальнейшего участия в Первой мировой. Временное правительство напомнило населению, что государство находится в опасности и необходимо приложить усилия для его спасения. Документ давал понять, что Россия намерена полностью соблюдать обязательства, ранее взятые применимо к союзникам по Антанте. Одновременно в нем содержались положения, которые давали надежду на скорое завершение войны. В частности, заявлялось об отказе от аннексий и контрибуций, необходимости мира с учетом права на самоопределение наций и другие положения. Такой противоречивый характер заявления привел к обеспокоенности в руководстве союзников. Нота Милюкова В документе Милюков заявлял, что отношение Временного правительства к войне не позволяет полагать, что роль России ослабевает в рамках совместной союзной борьбы. Более того, в документе говорилось о стремлении всего народа довести войну до победного конца. Никто из чиновников, очевидно, не понимал, к каким последствиям приведут отдельные положения ноты и что может случиться Апрельский кризис Временного правительства.
«Нота Милюкова»
Нота министра иностранных дел п н Милюкова год. В 1917 году одним из наиболее острых был вопрос о войне, тянувшейся уже более двух с половиной лет (Фото: РИА Новости). Впервые нота Милюкова была озвучена Милюковым в 1905 году в ходе его выступления перед публикой. Нота Милюкова явилась приложением к Декларации правительства от 27 марта (9 апреля) 1917 года, которая излагала точку зрения руководства страны на перспективы России в Первой мировой войне. 18 апреля 1917 года оно издало знаменитую “ноту Милюкова”, в которой провозглашалось, что Россия останется верна союзническим обязательствам перед странами Антанты и будет вести войну до победного конца.
Война или революция: предпосылки Апрельского кризиса 1917 года
Итогом всего этого стало разъяснение «Ноты Милюкова» с целью предотвращения дальнейшего усиления противостояния16. Но противостояние Милюкова и Керенского, закончившееся принятием ноты Милюкова, эти надежды уничтожило. Публикация телеграммы, получившей название «Ноты Милюкова», разоблачала «революционное оборончество» и вызвала демонстрации под лозунгом: «Долой Милюкова и Гучкова!».
Нота Милюкова
Реакция общества 20 апреля нота была обнародована в СМИ. Однако еще перед этим по Петрограду стали распространяться слухи, что Временное правительство начало конфликт с Исполкомом по поводу целей войны. Это вызвало огромное напряжение и уже в утреннее время в столице начались шествия и манифестации. Толпы рабочих и солдат активно поддержали демонстрации, связанные с апрельским кризисом. Они с окраинных районов пошли в центр, держа транспаранты с лозунгами: «Долой войну! На острие атаки манифестантов оказался Финляндский полк, «осадивший» Мариинский дворец с целью задержать Милюкова и всех членов правительства. Правда, во дворце никого не было — очередное заседание проходило на квартире Гучкова. Вышедшие на улицы манифестанты были уверены, что действуют по инициативе Исполкома Петросовета. Однако там хорошо представляли, что противоречия могут спровоцировать Гражданскую войну. Поэтому Н. Чхеидзе лично направился к участникам шествия и просил их разойтись.
Массовые манифестации стали сходить на нет, но напряжение не уменьшалось, так как на улицах стали появляться сторонники Милюкова. Апрельский митинг 1917 года В ходе совместного заседания контактной группы Исполкома и Временного правительства представители Петросовета потребовали от Милюкова прокомментировать заявление, но он не сказал ничего нового. При том категорически отказался направить новую ноту с разъяснением мнения Временного правительства по поводу войны. В ответ на отказ Милюкова поступило предложение подготовить совместное заявление, которое было принято всем составом Петросовета 21 апреля. На Невском проспекте произошло кровавое столкновение с применением огнестрельного оружия, несколько человек застрелены. В ответ исполком призвал не появляться с оружием и назвал предателями революции всех, кто призывал выйти на вооруженные манифестации. Вопрос о коалиционном правительстве Апрельский кризис Временного правительства обострил ситуацию в стране настолько, что власти не могли делать вид, что ничего не происходит. Нужно было решать возникшую проблему и делать это очень быстро. Исполком Петросовета не хотел отставки Временного правительства, хотя ранее его глава Г. Львов говорил о готовности сделать такой шаг при отсутствии поддержки революционных демократических сил.
В обществе сложилось убеждение, что его нынешний состав не способен решить проблему завершения войны. Церетели, в Исполком направлялись телеграммы и письма с просьбой сформировать коалиционное правительство. Об этом говорилось и в Обращении самого Временного правительства к стране от 26 апреля, в котором заявлялось о необходимости приложить усилия «для расширения состава». Львов напрямую попросил Н. Чхеидзе рассмотреть вопрос о присутствии представителей Исполкома в правительстве. В Исполкоме не особо хотели этого. Как пояснял Н. Чхеидзе, участие в правительстве зародит в народе надежду на принципиально новое, которое «мы осуществить не сможем». Милюков объяснял такую позицию как нежелание нести ответственность. Голосование по поводу участия правительстве состоялось в Исполкоме 28 апреля.
Вот его итоги: «за» — 22; «против» — 24; «воздержались» — 8. После этого Церетели проинформировал Львова о невозможности создания коалиционного правительства. Одновременно Исполком предлагал привлекать в правительство демократических представителей, минуя Советы. Были предложены конкретные кандидаты. На этом фоне неожиданной для всех оказалась отставка А.
Кстати, именно большевики откликнулись на призыв Временного правительства защитить демократию. Мобилизовав рабочих, они создали военно-революционные формирования, которые стали той силой, что совершила переворот в октябре.
Период между Февралем и Октябрем — это не только ошибки и неудачи тогдашней российской власти. Это еще и вполне логичный и последовательный путь, который вместе с политической Россией совершают народные массы. Что касается фигуры Керенского, то с ним происходит противоположный процесс. Его неоднократно и обоснованно обвиняли в бонапартизме, то есть лавировании между различными политическими силами при отсутствии собственной четкой платформы. Можно ли сказать, что его больше всего интересовала власть? Одним власть внушает чувство ответственности, других гипнотизирует, лишая способности адекватно воспринимать реальность. Керенский вел очень опасную игру, пытаясь составить партию с правыми против левых, а затем, порвав с правыми, искать поддержку у левых… Репрессии и эмиграция Как в дальнейшем, уже после Октябрьской революции, сложились судьбы министров Временного правительства?
Последний кабинет насчитывал 17 портфелей. В Зимнем дворце были арестованы 15 его членов и еще несколько должностных лиц, которые там оказались в той или иной мере случайно. Они были препровождены в Петропавловскую крепость, но в течение короткого времени их всех освободили. Это крайне любопытная ситуация, связанная с первыми днями Октябрьского переворота. После прихода к власти большевиков в обществе возникла надежда, что жесткая власть, откуда бы она ни исходила — справа, слева, — прекратит наконец тот развал, который продолжался в течение восьми месяцев при Временном правительстве. Большевики же еще не столкнулись с открытым противодействием со стороны буржуазных и право-социалистических партий. Поэтому и наблюдаются такие «либеральные» явления, как освобождение министров.
Наиболее трагически сложились судьбы двух министров-кадетов — Андрея Шингарева и Федора Кокошкина. В январе 1918 года оба находились в Мариинской тюремной больнице и там были убиты ворвавшимися солдатами и матросами. Совнаркомом было назначено расследование, некоторые виновные были установлены, но в тех условиях довести это дело до конца не удалось. А если говорить о судьбах последнего кабинета? Можно сказать, что он поделился надвое. Восемь человек оказались в эмиграции, кто-то занимался политической деятельностью, кто-то нет. Наиболее известная фигура — это, наверное, министр финансов Михаил Бернацкий, который был известен как крупный российский специалист в области государственных финансов.
Он сыграл видную роль в Белом движении, был членом особого совещания при главнокомандующем Вооруженных сил на Юге России Антоне Деникине. Значительное время он исполнял там функции руководителя финансовой части. Умер в эмиграции. Другая часть осталась в Советской России, и судьбы их сложились по-разному. Несколько министров последнего состава Временного правительства, которые дожили до конца 1930-х годов, оказались репрессированы в период Большого террора. В частности, это меньшевики Павел Малянтович и Алексей Никитин. Александр Верховский, военный министр Временного правительства Керенского, 1917 год.
С 1918 года в Красной Армии Фото: РИА Новости Наверное, самая интересная фигура — это последний военный министр Временного правительства Александр Верховский, который подал в отставку еще до октябрьских событий, призвав к немедленному заключению мира. Уже в 1919 году Верховский вступил в Красную армию в качестве военного специалиста, показал себя довольно способным и последовательным сторонником новой власти. Однако в период «чистки» в 1938 году он был арестован и расстрелян вместе со многими другими представителями высшего командного состава. Одним из виднейших представителей российского масонства был Николай Некрасов, занимавший в разных составах правительства посты министра путей сообщения и финансов. Ему удалось в течение двадцати лет оставаться на крупных ответственных постах в хозяйственной сфере. Репрессирован он был только в годы Большого террора.
Про него многие говорили, что это случайный министр, человек с улицы, который мало что может сделать для внешней политики, хотя в итоге на самом деле все оказалось совсем не так.
Действительно, Терещенко близко не был знаком ни со старой, ни с новой внешней политикой России. Не был он лично знаком и с дипломатами зарубежных стран. Все, что его хоть как-то связывало с внешней политикой, - это знание нескольких иностранных языков и работа на посту министра финансов на протяжении двух месяцев. Но впоследствии именно Терещенко оказался тем министром, который, несмотря на различного рода кризисы, не ушел в отставку. При этом он понимал, что Россия находится в том состоянии, когда срочно что-то нужно менять, если хочется действительно устроить передел мира. Во время работы коалиционного правительства было создано совещание из пяти министров, которое выполняло специальную функцию - предварительное рассмотрение решений по внешней политике. Основную роль в нем играли М.
Терещенко, А. Керенский и Н. Церетели представлял блок умеренных социалистов. Пятым был министр-председатель Г. Последовали кадровые перестановки как в центральном аппарате, так и в заграничных представительствах. Вместо ушедшего Б. Нольде товарищем министра стал А.
Петряев, а пост директора Экономического департамента унаследовал ученик П. Струве Н. Начальником Ближневосточного отдела стал А. Некрасов, оба дипломатические чиновники6. Чрезвычайным послом Временного правительства в Вашингтоне стал глава специальной миссии Б. Посланник в Стокгольме А. Неклюдов согласился принять пост посла в Мадриде, но вскоре покинул этот пост в связи с проблемами со здоровьем.
В Мадрид направили М. Неклюдова заменил в Швеции К. Гулькевич, а миссию в Христиании возглавил на правах поверенного в делах Д. В Швейцарию назначили И. По большому счету это так называемое обновление на самом деле было обычной перестановкой кадрового состава, поскольку несколько лиц поменялись местами. В связи с тем, что в стране царило двоевластие, внешней политикой стали заниматься параллельно два органа. Одним из них по традиции оставался МИД, однако все большую роль во внешней политике начал играть Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.
В состав данного отдела вошли преимущественно либерал-демократы, на тот момент являющиеся меньшевиками. Однако у созданного отдела не было ни полномочий, ни рычагов, при помощи которых он мог бы контролировать деятельность Временного правительства и МИД. Вся работа ограничивалась направлением телеграмм в дипломатические представительства России за рубежом о работе Советов. Несколько позднее еще одним направлением работы отдела стала помощь политическим мигрантам в иностранных государствах, как нейтрально относившихся к России, так и откровенно враждебных. Впоследствии одной из главных задач отдела стала подготовка к проведению конференции, которая предположительно должна была восстановить Интернационал, рухнувший еще в 1914 году. Планировалось, что именно Интернационал в дальнейшем поможет в борьбе за демократический мир. Так, вместо Второго отдела и Юрисконсультской части были введены Экономический и Правовой отделы.
Первый в соответствии с постановлением занимался экономическими вопросами, а также проблемами в сфере почты, телеграфа, мореплавания и различного рода административных союзов, за исключением тех, которые занимались вопросами с капитуляционными государствами. Правовому отделу достались полномочия бывшей Юрисконсультской части. Таким образом, в его сферу вошло решение проблем юридического характера и анализа подготавливаемых документов. Первый департамент был переименован в Департамент внешних дел, при этом его сфера влияния оставалась прежней. Однако Правовой департамент решал вопросы не со всеми странами. В состав Экономического департамента вошли: директор IV кл. В штате Правового департамента имелись следующие должности: директор IV кл.
В каждом из департаментов имелись также должности заведующего регистратурой. Кроме того, выделялись средства для вольнонаемных писцов и обеспечения канцелярии. Апрель 1917 года запомнился и еще одним событием - был реорганизован Отдел денежных переводов и ссуд. Ранее он относился к Первому департаменту, теперь же стал самостоятельным ведомством. Основной задачей данного отдела являлось предоставление ссуд гражданам России, оставшимся в иностранных государствах и в связи с военным временем или другими обстоятельствами не имеющим возможности вернуться в Россию. Переводы денежных средств производились посредством телеграфа через представительства в Испании и Вене. Обязательным условием для предоставления такой ссуды являлась возможность для получателя вернуть ее.
В месяц на одно лицо разрешалось принимать до 100 рублей. Кроме того, в связи с нестабильной финансовой обстановкой ведомство позволило принимать до 300 рублей на семью. Всего, таким образом, за 1917 год было переведено более 18 млн. Еще одним из полномочий этого ведомства было предоставление безвозмездных ссуд малоимущему населению, состоящему из граждан России, находящихся за границей. Размер такой ссуды составлял до 300 рублей в месяц, а в исключительных случаях болезнь, смерть близких выдавались и большие суммы. В качестве таких пособий выделили за год около 7 млн. Если же впоследствии выяснялось, что ссудополучатель не может вернуть полученные средства, то ведомство было вынуждено обращаться в Департамент государственного казначейства с целью их принудительного взыскания.
С августа 1917 года Отдел денежных переводов и ссуд стал осуществлять переводы в организации благотворительного плана, расположенные в иностранных государствах, как нейтрально относящихся к России, так и враждебно настроенных. Кроме того, переводы осуществлялись и на оккупированные территории России. Вследствие того, что в 1916 году в МИД получился серьезный провал в плане осведомительной деятельности и анализа печати иностранных государств, было принято решение о реорганизации структур, отвечающих и за эту сферу. В полномочия созданного Осведомительного отдела входила переписка с иностранными государствами, а также чтение книг и рецензий относительно деятельности за рубежом. В штат отдела вошли управляющий, его помощник, заведующий отделением книг и статей, три секретаря, а также две переписчицы и одна девушка-делопроизводитель. Кроме того, с отделом сотрудничали около 20 человек, не входивших в штат. Отдел печати занимался обзором печати, выпускаемой за границей.
В его штате присутствовали управляющий с помощником, а также два секретаря, имевшие своих собственных помощников. Кроме того, в иностранных государствах были прикомандированные лица, также занимающиеся обзором печати. Если говорить о практике работы этих отделов, то в них наблюдалось очень много общего. Поэтому было предложено слить эти ведомства в одно, занимающееся осведомительной работой. Также планировалось выпускать ежемесячный журнал, созданный при слиянии двух ранее действовавших изданий отделов. Соответствующее предложение было внесено и одобрено 30 мая. Впоследствии было предложено увеличить штат вновь созданного ведомства, поскольку имеющиеся сотрудники не успевали справляться со своей работой.
Однако рассмотреть это предложение уже не удалось - Временное правительство просто не успело это сделать. Между тем новый созданный Отдел печати и осведомления стал проводить бурную деятельность в союзных и нейтральных странах. Там создали представительства, проводившие различного рода лекции, семинары. Таким образом планировалось подогреть интерес к России и ее задачам. В качестве материалов использовались данные из МИД и местной печати, а приезжавшие из России граждане рассказывали об особенностях ее жизни. Кроме того, в задачу созданных представительств входило получение различного рода сведений и литературы по наиболее важным вопросам деятельности ведомства. Отдел печати и осведомления в это же время сумел наладить отправку за рубеж обзоров российской периодики, тем самым передавая необходимые сведения напрямую из России.
Однако создание даже объединенного отдела не позволяло в полной мере получать сведения о враждебных России странах. Частично такие сведения получали и из политических отделов, однако все они были разрозненными и для их анализа требовалась систематизация. Тогда было предложено передать данные полномочия отдельному ведомству внешней разведки. В мае 1917 года Терещенко получил предложения о создании такой отдельной службы. В это же время были возложены новые задачи и на Правовой департамент, который теперь стал заниматься не только юридической деятельностью, но и вопросами шпионажа и контршпионажа. Последовали предложения о создании отдельного бюро, которое помимо разведки будет заниматься и этими вопросами. Однако в своей записке в октябре 1917 года Временное правительство расширило штат МИД.
Отсюда можно сделать вывод, что никакого отдельного ведомства так и не создали9. В июне 1917 года было принято решение об упразднении Совета МИД, который так и остался невостребованным. Тогда же провели и реформирование шифровальной службы. Проект этой работы создали еще в феврале 1917 года, однако к его реализации приступили только спустя четыре месяца. В Первом политическом отделе было создано шифровальное и цифирное отделение. В первом работали 32 человека, в их задачи входило шифрование и дешифрование секретных данных, передаваемых как представителям России в иностранных государствах, так и внутри страны. Второе отделение занималось изготовлением Шифровальных ключей.
В сентябре 1917 года оба отделения объединили в Шифровальную часть, которая стала полностью самостоятельным ведомством10. Последним преобразованием в структуре МИД при работе Временного правительства стало упразднение Особого политического отдела. Произошло это в октябре 1917 года. Данный отдел был изначально создан как временное ведомство, занимавшееся вопросами изучения движения славянских народностей Австро-Венгрии и славяно-ватиканских дел. Но поскольку при расформировании шифровального отделения освободилось значительное количество сил, было принято решение передать полномочия Особого отдела частично Первому и Второму политическим отделам. Связано это было с увеличением чрезвычайных полномочий министерства в связи с состоянием войны. Следует отметить, что еще во время работы Милюкова в МИД была создана комиссия, занимавшаяся реформой порядка и условий прохождения службы в министерстве.
Причем это касается и первого состава, и всех последующих. Действительно ли для членов Временного правительства был характерен идеализм и уверенность в том, что они смогут построить в России демократическое государство, просто внедрив характерные для демократии институты? Временное правительство — это очень специфическое явление. Само его название характеризует его роль в политическом процессе. Я не думаю, что они считали своей целью внедрить демократический строй в России — разве только наиболее самонадеянные, вроде Керенского. Перед Временным правительством стояли совсем иные задачи. Главная из них — обеспечить выборы и созыв Учредительного собрания, которому и предстояло решать самые насущные проблемы страны.
В том-то и трагедия Временного правительства, всех его составов, что конкретные, очевидные задачи не были решены — к ним боялись даже подступиться. Главным был вопрос о войне, аграрный вопрос и вопрос о политическом будущем России. Их можно варьировать по степени значимости, но все они так или иначе замыкались на созыв Учредительного собрания. К его подготовке на практике приблизился только последний состав Временного правительства, и то уже в условиях жесточайшего кризиса, когда опасность нависала и справа, и слева. Почему первые составы даже не пытались решить этот вопрос? Их политический опыт позволял допускать, что у общества и у всей политической ситуации есть еще запас прочности. Учредительное собрание должно было решать важнейшие проблемы, которые на повестку дня вывел политический переворот: политическое будущее России и аграрный вопрос.
Но реформы представлялось правильным отложить до окончания войны. Получалось, что эти вопросы обращались в замкнутый круг. К осени и правые, и левые поняли, что вопрос о заключении мира стал равносилен вопросу о власти. Тот, кто разрешит его, у кого есть конкретная программа, тот и будет управлять Россией. В итоге так и получилось. Александр Керенский, министр-председатель Временного правительства. Характеризуя этого несомненно яркого персонажа революционной эпохи, необходимо подчеркнуть, что по сути своей он не принадлежал к государственным или политическим кругам.
Скорее, это человек богемы. Тут надо понимать, что собой представлял популярный, востребованный столичный адвокат в начале ХХ века. Безусловно, это человек, не лишенный самых разнообразных талантов, но, наверное, юридическая подготовка — не первый и не главный из них. Главный — это ораторские способности и актерский дар, предприимчивость, склонность к авантюре. В царской России открытый суд был не просто юридической процедурой, но открытой трибуной для обсуждения актуальных общественных и иногда даже политических вопросов. Керенский получил популярность именно как адвокат в политических делах. И вот он приходит в Государственную Думу, в ее левое крыло, и затем энергично пробивается в первый состав Временного правительства.
Секретом успеха становятся его связи в левых и демократических революционных кругах. Для Керенского, в отличие от многих его соратников, довлеющей чертой было стремление все время оставаться на плаву. Мнения о нем всегда были различны, порой полярны: одни считали его ярким деятелем и вождем, другие — фигляром и политическим пошляком. Сам он, не считаясь ни с чем, старался оставаться на гребне волны, что бы ни происходило. Этап, связанный с августовским кризисом, можно объяснить, только понимая эту сущность Керенского. Смысл в том, что попытка сговора с военными, безусловно, была, и Керенскому в итоге не хватило самообладания и готовности идти до конца, к тому же между ними не было взаимного доверия. Это общеизвестно — Корнилов презирал Керенского, Керенский боялся Корнилова и тех, кто стоял за ним.
Что двигало им в конфликте с бывшими соратниками и Корниловым после июльских событий?