Собака лает – к пустым разговорам, воет – к плохим новостям, рычит – к визиту злого человека. 15 февраля великий церковный праздник Сретение Господне или Сретение. А еще сегодня издревле собирают воду из сосулек, капающих в этот день, и затем освящают в церкви. 15 февраля все православные верующие отмечают Сретение Господне. 15 февраля все православные верующие отмечают Сретение Господне.
Сретение Господне 2024: когда отмечают, история и приметы важного христианского праздника
Сегодня, в день Сретения Господня, мы вспоминаем как старец Симеон в иерусалимском храме встретил святое семейство и взяв на руки Младенца Иисуса, сказал слова благодарности Богу за то, что он своими глазами увидел приближающееся спасение. 14 и 15 февраля в Троице-Сергиевой Лавре прошли праздничные богослужения Сретения Господня. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Сретение Господне считается одним из двунадесятых праздников и посвящено важному событию в жизни Христа — встрече с Господом.
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
По одной из традиций также на Сретение крестят детей. Конечно, в этом нет никакого символизма, но многим нравится, когда какому-то особому событию в их жизни соответствует великий праздник. На Руси Сретение было днем, когда можно сделать предложение даме. Это был показатель того, что мужчина испытывает самые чистые чувства к женщине. На Сретение принято было раньше венчаться. Сейчас эта традиция и обычай уже не так популярны. Сретение Господне 15 февраля Фото: pixabay. Что нельзя делать на Сретение Господне В день великого праздника верующим воспрещается употреблять горячительные напитки. Употребление алкоголя ведет к порочной жизни, и Господь не приемлет такой привычки. В день великого церковного праздника верующим возбраняется выяснять отношения, ссориться и распространять слухи. Такое поведение развращает души и впускает в них Дьявола, что отворачивает от праведного пути, ведущего к свету и благополучию.
Действительно, Христос приходит в мир, став при этом спасением для одних людей и юродством для других «слово о кресте для погибающих — юродство есть, а для нас, спасаемых — сила Божия есть», «а мы проповедуем Христа распятого — иудеям же соблазн, эллинам же безумие». Словами «И Тебе Самой оружие пройдет душу» Лк 2:35 он говорит об испытании — пережить смерть своего Сына на кресте. Мощи святого старца Симеона почитаются христианами с ранних времен. Известно, что в VI веке их переносят из Иеросалима в Константинополь. Во время западных крестовых походов, разграбивших Византию, мощи святого перешли в Хорватию и вернулись в Иеросалим лишь в 10-х годах нашего столетия. Десница святого находится в Германии, в городе Ахен. Значение для христианина Мощи святого в Ахене, Германия.
Рака-мощевик с десницей Один из смыслов праздника, на который указывают святые толкователи Феофилакт Болгарский и Иоанн Златоуст — это встреча Ветхого и Нового Заветов. Отхождение одного и предоставление дороги другому, который будет вечным и никогда не изменится. Также Сретение Господне — праздник, который касается родительской ответственности за детей. Посвящение ребенка Богу, ведение его к Нему через Крещение — это то, что мы видим на примере святых родителей Господа — Иосифа и Марии. В Ветхом Завете ребенка мужского пола приносили на 40-й день, а женского — на 80-й, а потом до 40-го дня женщина «очищается» после родов. Эта же параллель есть и сейчас, когда крестят ребенка на 8-й день, но не позже 40-го дня, а на 40-й день вычитываются священником молитвы к очищению. Итак, желание «покрестить» должно сопровождаться умному следованию традиции, то есть не потому только крестить, что так делают все или «чтобы не болел» и так далее, а именно за посвящение Богу, за духовное рождение чада.
Кроме того, заключительные холода и первые оттепели называли сретенскими. Считается, что капель в праздник предвещает теплую весну и хороший урожай пшеницы. Но если погода в Сретение холодная и морозная, то зима еще долго не отступит. В то же время снег 15 февраля говорит о дождливой весне.
Если же будет безветренно и солнечно, то стоит ожидать хороший урожай льна. Как и в любой другой церковный праздник, в Сретение действуют некоторые запреты и рекомендации. Например, в этот день нельзя злоупотреблять алкоголем и заниматься физической работой. Также запрещено ругаться и быть в плохом настроении.
Встречать праздник советуют с семьей, в кругу близких. Вместе с тем 15 февраля не рекомендуется отправляться в дорогу, поскольку возвращение обратно может оказаться очень долгим.
По закону Моисееву Левит, 12:1-8 , женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. На сороковой день после рождения мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву — «пару горлиц или двух молодых голубей».
Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но, по глубокому смирению, Она подчинилась предписанию закона. Старый священник Симеон ждал встречи с Господом всю свою жизнь. Когда-то, в минуту давних сомнений, ему было сказано: «Ты не умрешь, пока сам не увидишь исполнения пророчеств». И вот этот день пришел.
Сердечный трепет пронзил старца. Он взял Ребенка на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» Лк. Теперь он может отойти в Вечность, может сойти к усопшим и принести туда первую весть о том, что на земле он видел Бога, пришедшего во плоти. Потом, прозревая борьбу, которая возгорится вокруг имени Иисусова, старец добавил, обращаясь к Пресвятой Богородице: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» Лк.
История возникновения праздника Сретения Господня
- Сретение Господне
- Содержание
- Подать записку
- В праздник Сретения Господня священники освятили свечи и рассказали школьникам о празднике
- Сретение Господне: история, традиции и смысл православного праздника
Сретение Господне 2023 — традиции праздника
- Сретение Господне 2023 — традиции праздника
- Сретение 2023: приметы на 15 февраля, традиции и обряды
- Завтра зима встречается с весной: что нельзя делать в Сретение Господне — Улус Медиа
- Telegram: Contact @nprazdniku
- Сретение Господне. Что можно и что нельзя делать 15 февраля 2024 года
Как правильно провести этот особый для православных день
- Встреча зимы с весной. Обряды, приметы, традиции
- О празднике
- Сретение Господне - Радио ВЕРА
- Сретение Господне 15 февраля: традиции, приметы, что можно и нельзя делать
- 15 февраля – Сретение Господне: история, смысл, молитвы. Видео. Иконы.
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ / ПРАЗДНИК ДНЯ
В центре композиции была Дева Мария, держащая на руках Иисуса Христа. Рядом с ней изображен старец Симеон, согнувшийся в поклоне перед Младенцем. На некоторых фресках и иконах Богоприимец держит Спасителя на руках и получает его благословение. Чуть позади Богородицы изображен Иосиф Обручник с белыми голубями, а справа — пророчица Анна со свитком в руке.
Однако в первые века в этот день было принято почитать Богородицу. По современным канонам церкви, Сретение сочетает в себе черты как Господского, так и Богородичного праздников. Традиционно на Сретение Господне в храмах проводится торжественная литургия.
Двойственность праздника повлияла и на облачения священников. Они могут быть и белыми, как в Господские праздники, так и голубыми, как в Богородичные. Традиции на Сретение Господне — что можно делать На Сретение в храмах принято освящать свечи — эта особая традиция зародилась еще в древности и сохранилась до сих пор.
Каждый год 15 февраля перед началом литургии над свечами произносится молитва, после чего их окропляют святой водой и раздают прихожанам. Верующие забирают эти свечи домой и зажигают во время молитвы на протяжении всего года. Христиане нередко приписывают сретенским свечам особые, чудесные свойства.
Считается, что они оберегают дом от несчастий, например, от грабежей или попадания молнии. Однако священнослужители полагают, что эти поверья имеют языческие корни.
Пришла очиститься, хотя и не требовала очищения, как нескверная, неблазная, нетленная, пречистая.
Ибо Та, Которая зачала без мужа и похоти, и родила без болезни и нарушения Своей девической чистоты, не имела скверны, свойственной женам, родящим по естественному закону: ибо родившую Источник чистоты, как могла коснуться нечистота? Христос родился от Нее, как плод от древа; и как древо, по рождении своего плода, не повреждается и не оскверняется, так и Дева, по рождении Христа, плода благословенного, осталась неповрежденною и неоскверненною. Христос произошел от Нее, как луч солнечный проходит сквозь стекло или кристалл.
Проходящий сквозь стекло или кристалл солнечный луч не разбивает и не портит его, но еще более освещает. И дверь естественного рождения, чистотою запечатленную и девством охраняемую, не осквернил обычными для женщин кровотечениями, но, пройдя сверхъестественно, еще более усугубил ее чистоту, освятив ее своим происхождением, и просветив Божественным светом благодати. Совершенно не нужно было никакого очищения для Родившей без истления Бога-Слова.
Но дабы не нарушить закон, а исполнить его, пришла очиститься всесовершенно чистая и не имущая никакого порока. Вместе с сим исполненная смирения, Она не гордилась Своею нетленною чистотою, но пришла, как бы нечистая, встать вместе с нечистыми женами пред дверьми храма Господня, — и требовать очищения, не гнушаясь нечистыми и грешными. Принесла и жертву, но не как богатые, приносившие непорочного однолетнего агнца, а как бедные, приносившие двух горлиц, или двух птенцов голубиных, во всём проявляя смирение и любовь к нищете, и избегая гордыни богатых.
Ибо из золота, принесенного волхвами Мф. Купив упомянутых двух птиц, Она принесла их, по закону, для жертвы, а вместе с ними принесла и Своего первородного Младенца. Держа на руках Своих Новорожденного, Святая Дева Мария преклонила колена пред Господом и с глубоким благоговением, как драгоценный дар, возносила и предавала Младенца Богу, говоря: — Се, Сын Твой, Превечный Отче, Которого Ты послал воплотиться от меня для спасения рода человеческого!
Ты Его родил прежде веков без Матери, а я по Твоему благоволению, по исполнении лет, родила Его без мужа; вот плод чрева моего перворожденный, Духом Святым во мне зачатый, и неизреченно, как Ты Один ведаешь, от меня происшедший: Он Первенец мой, ранее же всего Твой, Тебе соприсносущный и собезначальный, первенец Тебе Одному подобающий, ибо Он есть от Тебя сошедший, не отступив от Твоего Божества. Приими Первенца, с Которым Ты веки сотворил Евр.
Другие названия праздника: «Очищение Марии» и «день свечей», так как в этот день освящают свечи [14]. Литургические облачения священников в праздник Сретения — белые, как и в другие праздники, посвящённые Спасителю и Богородице. Перед собственно мессой в день Сретения проводятся обряд благословения свечей и процессия со свечами. Обряд благословения начинается с того, что все присутствующие на богослужении зажигают свечи под пение антифона. Священник после вступительного текста проходит по храму, окропляя молящихся со свечами в руках освящённой водой. После этого священник также берёт приготовленную для него свечу и начинает крестный ход словами: «Пойдём с миром, чтобы встретить Господа». Во время крестного хода поётся гимн на слова Симеона Богоприимца , сказанные им во время Сретения.
Народные традиции и обычаи Сретение Господне, пожалуй, единственный праздник, который по-разному празднуется старообрядцами и новообрядцами. Дело в том, что иногда Сретение совпадает с первым днем Великого поста. В древних богослужебных Уставах, по которым до сих пор совершается богослужение у старообрядцев, такой случай предусмотрен. Праздничная служба совмещается с «постной». А новообрядцы в таком случае переносят праздник на один день раньше, на Прощеное воскресенье. В старообрядческой периодике начала XX века это описано весьма подробно. Другое отличие состоит в том, что новообрядцы в XVII веке заимствовали у католиков обычай освящать церковные свечи на праздник Сретения Господня. Этот чин содержится в потребнике митрополита Петра Могилы, он переписан из римского требника. Дело в том, что на Западе этот праздник называется «Светлой обедней», во время мессы все держат в руках зажженные свечи. Вероятно, этот обычай происходит из древней Иерусалимской Церкви, где в середине V века совершался крестный ход и во время Литургии молящиеся держали в руках горящие свечи. В Византии такого обычая уже не было, поэтому со времен Крещения Руси наши предки молились «со свечами» только во время полиелеоса. И в настоящее время в старообрядческой Церкви накануне двунадесятых праздников, в середине вечерней службы, при пении величания полиелеоса молящиеся берут в руки горящие свечи и держат их почти до самого окончания вечернего богослужения. Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. Очень часто крестьяне, в особенности неграмотные, даже не знали, какое событие вспоминает в этот день Церковь, а само название праздника — «Сретение» — объяснялось таким образом, что в этот день зима встречается с летом, т. Приписывая Сретению лишь значение календарного рубежа, крестьяне соединяли с этим днем множество земледельческих примет: «На Сретеньев день снежок — весною дожжок», — говорили они, гадая о будущих дождях. Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, пришедши от заутрени, «трясут деревья руками, чтобы были с плодами». Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны и прочее. По погоде этого дня судили также об урожае трав, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т. Наконец, в Сретеньев день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы были носки. Что касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их на всем пространстве Великороссии почти не существовало, лишь кое-где например, в Вологодской губернии крестьяне обходили свои дома с иконою Сретения Господня или Спаса, причем, когда икону приносили в дом обратно, то вся семья, с домохозяином во главе, падала ниц с возгласом: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас». Иконы Один из самых древних и необычных по художественному замыслу образ Сретения Господня, датирующийся 432—440 гг. Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения праздника Сретения еще только формируется. Фрагмент мозаики триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре, Рим, 432-440-е гг. Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема, на которой изображаются Богородица, Симеон, Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола. Богомладенец может изображаться как на руках Богородицы, так и на руках Симеона. Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. Рим, Италия Икона-эпистилий. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фреска Сретение. Церковь Спаса на Нередице, 1199 г. Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона. Около 1497 г. Икона Сретения Господня. Мастерская Андрея Рублева, 1408 г. Из иконостаса Успенского собора г. Владимира После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон. Конец XV века На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках Иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами. Икона Сретение Господне. Начало XIX в. Государственный музей палехского искусства Икона мастерской круга Гурия Никитина.
Сретение Господне 2024: когда отмечают, история и приметы важного христианского праздника
15 февраля православные верующие отмечают Сретение Господне – один из древнейших и почитаемых праздников. Сердечно поздравляю всех вас с великим двунадесятым праздником Сретения Господня и Днем православной молодежи. Сретение празднуют на 40-й день после Рождества Христова и на 32-й после Обрезания Господня. Собака лает – к пустым разговорам, воет – к плохим новостям, рычит – к визиту злого человека. Православные верующие 15 февраля отмечают Сретение Господне.
Без ссор и путешествий: главные традиции и приметы на Сретение Господне
Они следовали традиции, в соответствии с которой всех новорожденных мальчиков посвящали Богу. Это делали в честь сохранения жизни всех еврейских первенцев, в то время как ангел поразил всех первенцев египтян — такие события описаны в книге «Исход». В храме произошла встреча Сына Божьего, которому исполнилось 40 дней, с благочестивым старцем Симеоном Богоприимцем. Также считается, что в этот момент произошла встреча Иисуса Христа со всем человечеством Кто такой старец Симеон Симеон Богоприимец был одним из избранных переводчиков Священного писания с еврейского на греческий язык. Во время работы он увидел фразу, которую посчитал неправильной: «Се Дева во чреве примет и родит Сына». Ошибка заключалась в слове «Дева», которое Симеон хотел исправить на «жена». Но тогда старцу явился посланник Господа — ангел, который объяснил, что ошибки нет. И пообещал, что Симеон сам убедится в пророчестве, так как будет жить, пока не увидит пришествие в мир Мессии. С того дня прошло почти 300 лет. Симеон состарился, но продолжал жить.
Он ждал встречи с Марией и Иисусом. Когда же она произошла, старец взял на руки младенца и обратился к Богу со словами: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое».
По тому, как повернута ее фигура, можно предположить, что она уже видела Христа и разносит весть о Мессии по всему городу. На это намекает пейзаж на фоне и ее поучающий жест. Красный палантин над героями, закрепленный на крышах зданий, символизирует, что действие происходит внутри храма. Церковные традиции на Сретение Господне - 2023 Самое главное, что нужно сделать на Сретение Господне, впрочем, как и в другие православные праздники, - это пойти на богослужение в церковь. Первые песнопения для церковной службы на Сретение Господне были составлены в V веке святым Анатолием, патриархом Константинопольским. В этой и других религиозных песнях особо подчеркивается одна мысль: младенец Иисус - это сошедший на землю и воплотившийся от Девы Марии Спаситель.
Безусловно, праздник Сретения Господне посвящен Иисусу Христу. Однако первые христиане чествовали в этот день и Богородицу. До сих пор в тропаре праздника, в прокимнах на утрене и литургии обращения к Богородице занимают центральное место. Кстати, именно из-за этого на праздничную службу церковнослужители облачаются как в белое, так и в голубое. Белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Марии. Особая традиция на Сретение Господне - освящение свечей. Данная традиция пришла православную церковь от католиков в 1646-м.
Ее учредил Киевский святитель Петр в своем требнике, где подробно описал весь процесс таинства. Известно, что таким способом в свое время Римская церковь пыталась отвлечь людей от языческого праздника, прославлявшего огонь. Так, римляне отмечали Луперкалии, а, например, славяне — Громницы. В народе верили, что сретенские свечи защищают от пожара. В православии к сретенским свечам относятся особо бережно. Их хранят на протяжении всего года, чтобы зажигать во время молитвы. Народные поверья на Сретение Господне - 2023 Часто церковные и языческие обычаи перемешиваются друг с другом и формируют определенные народные поверья, а также традиции. Одним из праздников, где есть оба начала, считается как раз Сретение Господне.
Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия.
Обряд благословения начинается с того, что все присутствующие на богослужении зажигают свечи под пение антифона. Священник после вступительного текста проходит по храму, окропляя молящихся со свечами в руках освящённой водой.
После этого священник также берёт приготовленную для него свечу и начинает крестный ход словами: «Пойдём с миром, чтобы встретить Господа». Во время крестного хода поётся гимн на слова Симеона Богоприимца , сказанные им во время Сретения. После окончания крестного хода верующие возвращаются на свои места в храме, тушат свечи, и месса продолжается обычным порядком.
Литургические песнопения этого дня посвящены событиям и символике праздника.
Считалось, что в этот день встречаются зима и весна. А для детей готовили печенье в форме птиц. Малыши бежали на пригорок, протягивали таких "жаворонков" к небу и просили солнце зиму прогнать. На Сретенье сложились и свои приметы. Если съесть блин до появления на небе первой звезды, то человеку будет во всем везти. Если сретенская вода, которую поставили рядом с человеком, потемнела, то на нем порча.
Считалось, что все загаданные на Сретенье желания сбываются. Собака лает — к пустым разговорам, воет — к плохим новостям, рычит — к визиту злого человека. Птицы у дома беспокойные — может произойти ссора. Если покормить на Сретение бездомное животное, то целый год не будешь нужды знать. Курица снесла четное количество яиц — к удаче. Сретение 2023: что нельзя делать 15 февраля Существовали на Сретенье и суровые запреты. Чтобы нельзя делать 15 февраля? Нельзя в праздник заниматься домашними делами — стирать, убираться, а также шить и вязать, потому что можно навлечь на себя и свою семью беды и болезни.
Сретение Господне - 2023: в чем главный смысл одного из древнейших праздников
Но старец Симеон во время этой встречи сказал пророческие слова: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» Лк. Казалось бы, в обществе, которое по определению было собранием верующих людей, появляются люди, которые благословляют Бога, поклоняются Христу, и те, кто ненавидят Его — царь Ирод, воины, фарисеи, саддукеи, книжники. И действительно, Христос оказался одним на погибель, а другим во спасение. И даже на Кресте Христос оказался между двух разбойников: один из них благословлял Бога, а второй поносил Его.
Жизнь каждого из нас, проходит между отвержением Христа и Его принятием. Верующее сердце, обретя Бога, должно стремиться к Нему. Каждый из нас всегда должен напоминать себе: кто для нас Христос?
Или на самом деле мы просто привыкли к определенной атмосфере, определенным правилам жизни, но Христа совсем не помним и забываем о нем. В день Сретения Господня я сердечно вас поздравляю. И хотел бы всем нам с вами пожелать, чтобы встречая Бога в своей жизни, мы оставались верны этой встрече до самой смерти.
Чтобы каждый день, каждый час своей жизни, мы оценивали себя: исполняем ли мы заповеди, любим ли мы, прощаем ли мы обиды нашим ближним? Ибо если не делаем мы этого, то Христос для нас лежит в погибели. Но если исполняем заповеди, то Он наш истинный Спаситель.
Во время богослужения верующие возносят молитвы Господу и славят его, просят у небес защиты и покровительства, а также причащаются. После богослужения верующие приносят домой освященные свечи, названные громницами. В дальнейшем их используют для защиты дома.
Свечи также зажигают, чтобы оградить семью от бед и несчастий. Помимо свечей после службы в храме верующие приносят освященную воду. Люди верят, что она обладает целебными свойствами.
Ближе к обеду принято собираться всей семьей и с близкими людьми за обедом, во время которого возносят молитвы к Господу, а также за себя и за всех живущих на земле, желая всем благ и процветания, прощая врагов и недоброжелателей, оставляя их поступки на волю Господа. На Сретение нужно помогать нуждающимся людям. Конечно, помогать следует ежедневно, однако именно 15 февраля каждый добрый и безвозмездный поступок, сделанный бескорыстно, ценится еще больше.
На Сретение Господне важно встретиться с дорогими вашему сердцу людьми.
Чума в Византии и праздник Сретения: свидетельства очевидцев К счастью, блестящая эпоха императора Юстиниана I документирована едва ли не с большей полнотой, чем другие периоды византийской истории, и мы можем обратиться к двум, наиболее авторитетным, свидетелям интересующих нас событий. Первый из них — знаменитый придворный историк Прокопий Кесарийский м. Пережив в Константинополе пощадившую его чуму, Прокопий посвятил ее пространному и патетическому — и одновременно жуткому в своем буквализме — описанию две главы! Приведем из них лишь важнейшие для нас фрагменты, отсылая любознательных читателей к полному русскому переводу Прокопия. Может быть, люди со смелым умом могут найти причины всему тому, что небо посылает на землю; так и делают те, которые способны высокопарно объяснять причины непостижимого и составлять странные системы о природе, хотя знают сами, что в словах их нет ничего здравого. Одних поразил он летом, других зимою; третьих в иные времена года. Оттуда взяла два направления: одно к Александрии и к другим частям Египта, другое к смежной с Египтом Палестине; потом охватила она всю землю.
И вот что тут происходило: Многим являлись призраки демонов, под всякими видами человеческими. В этом положении им казалось, что они получали удар в какую-либо часть тела от человека, который с ними встречался. В начале число умирающих было не много более обыкновенного; потом смертность стала возрастать более и более, так что в день умирало до пяти, даже до десяти тысяч человек и более. Дав в распоряжение Феодору палатийских воинов и деньги, царь поручил ему иметь попечение о погребении мертвых. Не имея более сил рыть могилы для такого множества умирающих, они всходили на башни, стоящие у стены в Сиках, снимали с них кровли и как ни попало бросали в них тела. Навалив их... Оттого распространилось по городу зловоние, которое более и более беспокоило жителей, особенно когда ветер дул от башен. Здоровые, сидя дома, или пеклись о больных, или оплакивали умерших.
Попадался ли кто навстречу, он верно нес мертвого. И в этом царственном городе, где имеет пребывание верховная власть над Римской державой, граждане сидели дома в одежде самых простых людей. Таковы были действия чумы в Византии и в других областях Римских. Как видим, Прокопий обстоятельно рассказывает о распространении болезни, говорит о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи! Вывод может быть только один: во время и по окончании столь губительного бедствия император Юстиниан был занят облегчением участи своих несчастных подданных, оставшихся в живых, а отнюдь не литургическими реформами, неуместными в данной ситуации! Ибо года два по взятии персами Антиохова города появился чумный недуг, в некотором отношении сходный с описанным Фукидидом, а в другом — весьма отличный. Начался он в Эфиопии... Некоторые города так сильно были им объяты, что и вовсе обезлюдели.
Так что и я, описавший это,... Я же возвращаюсь туда, откуда отступил, и расскажу остальное о Юстиниане» [31]. И вновь, как и у Прокопия, — ни слова о празднике Сретения. Ясно, что он не имеет к этой чуме никакого отношения. Обратим внимание и на то обстоятельство, что традиционная дата появления чумы в Константинополе 542 г. А ее начало, согласно Евагрию, относится ко второму же году «по взятии Антиохии персами». Отсчитывая, таким образом, четыре года от завоевания Антиохии 540 г. Неудивительно, что эти даты фигурируют у некоторых историков, в том числе у цитируемого далее кардинала Цезаря Барония 544-й год [32].
Прокопий и Евагрий, пережившие все ужасы чумного мора, были бы весьма озадачены утверждением минейной легенды о том, что бедствия «кончились в тот же день», т. Рассмотренные византийские источники красноречиво свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий шестого века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как акцентируемое нами сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553-го года [35], так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола , разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Так завершается византийская церковно-историческая традиция в отношении праздника Сретения, — традиция, как мы убедились, фактологически корректная и заслуживающая доверия. Можно было бы ожидать, что именно она послужит в дальнейшем основанием для официальной церковной версии об установлении Сретения. К сожалению, этого, по каким-то причинам, не произошло. История формирования уже знакомой нам позднесредневековой легенды, которой до сих пор вынуждены поучаться христиане на праздник Сретения Господня, не является целью настоящей работы. Попытаемся лишь кратко наметить характерные пути ее становления. Чума в Византии и праздник Сретения: истоки и формирование легенды Обращаясь к истокам этого странного сказания, устанавливающего причинно-следственную связь между богослужебным чествованием сорокового дня земной жизни Спасителя и чумой, поразившей Византийскую империю в середине VI -го века, обнаруживаем, что его первоначальные варианты принадлежат, очевидно, западным летописцам, чья осведомленность в церковной жизни Константинополя не может быть сопоставлена, разумеется, с осведомленностью рассмотренных выше византийских авторов, живших внутри своей церковно-исторической традиции.
Не будучи «свободными исследователями», но — церковными историографами, они, тем не менее, не перешли здесь тот важный рубеж между достоверной традицией и псевдоблагочестивым вымыслом, отсутствие которого в отечественной церковной историографии прошлого и нашего времени столь неприятно поражает интеллигентного читателя. Действительно, знаменательное ибо первое по времени сообщение Павла Диакона устанавливает между чумой и праздником Сретения лишь формально-хронологическую связь, хотя заинтересованный историк легко может истолковать эту предельно лаконичную, к сожалению, фразу в желательном для него контексте. Спор здесь попросту невозможен. Однако более поздняя и пространная хроникальная заметка, принадлежащая перу анонимного «монаха из Урсикампа» ок. Здесь мы читаем следующее: «542-й год. В ту пору, когда великий мор поразил Константинополь, учреждается праздник Очищения Блаженной Марии, который по-гречески зовется «Hypante», что означает «Сретение», ибо в этот день Симеон пришел в Храм, когда туда принесли Господа; после чего бедствие то отступило от города]» [33]. Эта заметка, как видим, уже ясно и несомненно формулирует генетическую зависимость между чумой и праздником Сретения. Более ранняя заметка подобного рода пока не обнаружена.
В его также популярной всемирной Хронике, составленной по указанию папы Климента IV , о празднике Сретения сказано следующее: «В те времена [при императоре Юстиниане Великом. Среди поздних второстепенных по своей источниковой ценности свидетельств об обстоятельствах введения в византийской церковный календарь праздника Сретения выделяется заметка из знаменитых Церковных Анналов римского кардинала Цезаря Барония 1538—1607. Библиотекарь в Ватикане , блестящий знаток рукописной церковной историографии Востока и Запада, Бароний выступает здесь не как средневековый летописец-компилятор, но как ученый историк, пытаясь предпринять обзор к сожалению, далеко не полный доступных ему источников и дать хотя бы беглую критику некоторых из них. В этой связи он пишет следующее. Когда же протекло времени не долее трех месяцев с той поры, как мор охватил Константинополь, случилось чудо. Хотя не свидетельствуют о том ни Прокопий, ни Евагрий [sic! Ибо столь великое благодеяние — установление торжественно справляемого праздника в честь Божией Матери Марии, повторяемого в ежегодном церковном круге, — осталось навеки запечатленным в памяти потомков. Этот праздник ввел в Западной Церкви папа Геласий [492—496], уничтожив языческий праздник Луперкалий: мы упомянули о том в примечаниях к Римскому Мартирологию [Februarii II].
Кроме того, об этом празднике в честь Богородицы... Обратим внимание на деликатные и даже скрытые — но именно поэтому совершенно замечательные — упреки в адрес Прокопия Кесарийского и Евагрия Схоластика, — упреки, разумеется, несправедливые: ведь не могли же добросовестные византийские авторы VI столетия свидетельствовать о том, чего не было в действительности! Выражая их в форме сожаления, Бароний вместе с тем прекрасно понимает, что единственно достоверными историками буквально «свидетелями» событий юстинианова времени могут быть только наблюдавшие их современники [36] , поэтому он и не противопоставляет здесь открыто Прокопию и Евагрию историков и хронистов позднейшего времени, опиравшихся на предшествовавшую традицию, степень достоверности которой они не всегда могли либо просто не желали критически проанализировать. В обстоятельных примечаниях к Римскому Мартирологию кардинала Барония находим некоторые дополнительные сведения: «Очищение». Об этом празднике сообщает Беда [37] и другие латинские писатели; греки также указывают этот день, что известно из Менология [Месяцеслова] и постановления императора Мануила о праздниках. В древних рукописях праздник, справляемый в этот день 2-го февраля , известен под разными названиями: «Праздник Симеона и Анны», «Представление», «Встреча».
Рака-мощевик с десницей Один из смыслов праздника, на который указывают святые толкователи Феофилакт Болгарский и Иоанн Златоуст — это встреча Ветхого и Нового Заветов. Отхождение одного и предоставление дороги другому, который будет вечным и никогда не изменится. Также Сретение Господне — праздник, который касается родительской ответственности за детей. Посвящение ребенка Богу, ведение его к Нему через Крещение — это то, что мы видим на примере святых родителей Господа — Иосифа и Марии. В Ветхом Завете ребенка мужского пола приносили на 40-й день, а женского — на 80-й, а потом до 40-го дня женщина «очищается» после родов. Эта же параллель есть и сейчас, когда крестят ребенка на 8-й день, но не позже 40-го дня, а на 40-й день вычитываются священником молитвы к очищению. Итак, желание «покрестить» должно сопровождаться умному следованию традиции, то есть не потому только крестить, что так делают все или «чтобы не болел» и так далее, а именно за посвящение Богу, за духовное рождение чада. В первые века крестились во взрослом возрасте, стремясь к Богу осознанно, но потом эту традицию отменили крещением в младенчестве, ведь если некрещеный ребенок умрет, то двери в Царствие Божие перед ним закрыты, так как он не родился от Духа. Приведение ребенка к осознанности его пребывания в Церкви Божией ложиться на крестного и родителей. На первого, потому что тот дает обещание за ребенка, тот за него отрекается от сатаны и обещевается Христу, потому дается такой крест и ответственность. Крестный научает вере ребенка — не только показывает как молиться и поститься, но и рассказывает о Боге, о Церкви, добродетельной жизни. На родителях же крест — вести добропорядочную христианскую жизнь в любви к Богу, чтобы ребенок мог ее видеть и учиться по примеру отца и матери. Автор ы :.
Сретение Господне: самарцам рассказали смысл и традиции праздника 15 февраля 2023 года
Сретение Господне: история, традиции и смысл православного праздника | 15 февраля все православные верующие отмечают Сретение Господне. |
Праздник Сретения Господня в 2024 году | 14 и 15 февраля в Троице-Сергиевой Лавре прошли праздничные богослужения Сретения Господня. |
Сретение 2023: что важно знать, чтобы год горько не плакать – приметы на 15 февраля | 15 февраля православные верующие отмечают Сретение Господне – один из древнейших и почитаемых праздников. |
Сретение Господне — Википедия | Собака лает – к пустым разговорам, воет – к плохим новостям, рычит – к визиту злого человека. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Святая Русская Православная Церковь утвердила этот праздник именно в день Сретения Господня, потому что молодежь – это наше будущее, молодежь – это наши дети, наша надежда, наше потомство. Сретение Господне считается одним из двунадесятых праздников и посвящено важному событию в жизни Христа — встрече с Господом. Перед началом Акции были пропеты тропарь, кондак и величание Сретению Господню и прочитана Молитва миссионера.