Новости что такое гештальт простыми словами в психологии

Гештальт-терапия – что это такое простыми словами? кому подходит гештальт-терапия. Гештальт vs КПТ Как же бесит противопоставление гештальта и КПТ! И то, какими аргументами оно делается! В этой статье хочу внести ясность про гештальт-подход, и его противопоставление другим подходам. Что такое гештальт Как мозг реагирует на гештальт В чем суть гештальт-психологии Чем опасен незакрытый гештальт Как закрыть гештальт Критика гештальт-подхода. Значение слова «гештальт». гештальт. 1. психол. основное понятие гештальтпсихологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания Два профиля. Что такое гештальт и история появления гештальт-терапии.

Что такое гештальт в психологии простым языком

Гештальт – это некий образ в мыслях, который сложно осознать и распознать. Что такое гештальт. Незакрытый гештальт в бытовом понимании — это неудовлетворенная потребность, нереализованное желание или ситуация, которая не была доведена до конца и потому продолжает негативно влиять на жизнь человека. В классической психологии гештальт — это любой цельный образ, который состоит из частей.

Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты

Значение слова «гештальт». гештальт. 1. психол. основное понятие гештальтпсихологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания Два профиля. Что такое гештальт и как его незавершенность отражается на нашем психоэмоциональном состоянии, рассказывает психолог семейного центра САО Нелли Саркисян. Что такое гештальт простыми словами? Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life.

Гештальт. Что это такое и как использовать гештальт-психологию?

Сегодня Talensty – это 7 факультетов (в том числе факультет психологии), более 20 образовательных программ и тысячи студентов. Простыми словами, гештальт — это некий образ, который мы воспринимаем как что-то целое и неделимое, несмотря на сумму его частей. Узнайте, что такое гештальт: определение этого понятия простыми словами, значение образов и слов для сознания человека, примеры незакрытых ситуаций, – читайте кратко, что означает метод гештальтпсихологии, плюсы направления в психологии в блоге nenumerolog. Гештальт это простыми словами.

Что такое гештальт и зачем его закрывать? Основы гештальтпсихологии

Гештальт это простыми словами. Простыми словами. Гештальт — центральное понятие гештальт-психологии. Гештальт — что это значит простыми словами? закрыть гештальт — что это простыми словами?— современная энциклопедия интернета «». Гештальт-терапия (термин восходит к немецкому слову «Gestalt», которое переводится как «целостный образ») — гуманистическое направление в психологии и психотерапии. Что такое гештальт-терапия простым языком. Снятие или облегчение симптомов нарушения жизнедеятельности организма, устранение патологического состояния – все это гештальт-терапия, один из видов популярных ныне направлений в психотерапии. Сегодня Talensty – это 7 факультетов (в том числе факультет психологии), более 20 образовательных программ и тысячи студентов.

Что такое гештальт-психология?

нечто целое, полное. Гештальт психология исходит из простой и здравой мысли: недоделанные, незаконченные вещи мешают нам жить счастливо, да и просто - комфортно. нечто целое, полное. Гештальт психология исходит из простой и здравой мысли: недоделанные, незаконченные вещи мешают нам жить счастливо, да и просто - комфортно. Что такое гештальт простыми словами? Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. В психологии существует понятие переходного гештальта. Простыми словами, это зависание при переходе с одного уровня жизни на другой. Гештальт-терапия (термин восходит к немецкому слову «Gestalt», которое переводится как «целостный образ») — гуманистическое направление в психологии и психотерапии. Что такое гештальт простыми словами? Это термин и основная единица сознания и психики в гештальт-психологии, которая зародилась в начале XX века.

Что такое гештальт в психологии

Дети не могут выразить гнев, упреки и претензии в отношении взрослых. Они накапливаются в подсознании и формируют три основных типа сценариев: 1. Во взрослой жизни человек выбирает партнера, похожего на родителей, чтобы высказать ему все претензии своего детства. Но это не приносит удовлетворения, поскольку выяснять отношения приходится не с настоящими мамой и папой, а с их «заместителями».

Человек подсознательно ищет для себя «идеального родителя», которого так не хватало в детстве. Например, девушка, выросшая без отца или с отцом-абьюзером, видит «заменителя» отца в мужчине, который рядом. Она превращается рядом с ним в маленькую капризную девочку, которая требует заботы и внимания, изводит ревностью и обижается, если не получает желаемого.

Выросший ребенок собственным примером пытается показать, как быть хорошим родителем. Он строит «идеал» семьи и требует от окружающих соответствия благополучной картинке. Если в чем-то пазл не складывается, это вызывает гнев и фрустрацию.

Чтобы заставить экс-партнера пожалеть о сделанном, они демонстрируют в соцсетях счастливую жизнь свободного человека или выкладывают фото с новыми пассиями. Но чаще всего — ищут похожего по характеру и типу темперамента нового партнера, чтобы дать себе «еще один шанс». Даже если расставание произошло из-за несовпадения взглядов и приоритетов.

В качестве антисценария возможен отказ от серьезных отношений или подсознательный страх, который заставляет вечно оставаться на стадии конфетно-букетного периода. Как только появляется более тесная связь, человек разрывает союз и уходит. Несбывшиеся мечты Неважно, какая потребность оказалась неудовлетворенной — материальная или эмоциональная.

Чувство обиды и несправедливости будет преследовать и заставлять наступать на одни и те же грабли. Например, ребенок мечтает заниматься хоккеем, а родители отдают его в шахматную секцию, потому что это безопаснее и полезнее для интеллектуального развития.

В таком случае необходима терапия, которая поможет развить способности контактировать. С этими задачами и работает гештальт-терапия. Когда был сформулирован термин? Понятие ввёл австрийский философ и психолог Христиан Фон Эренфельс 1890 год в своей статье «О качестве формы». Далее тему гештальта как целостного образа развивали гештальт-психологи Макс Вертхаймер, Курт Коффка, Вольфганг Келлер, исследуя особенности человеческого восприятия.

Этот год считается годом рождения гештальт-подхода, а сам Фриц Перлз — его основателем. Тем не менее понятие прижилось, получило популярность и стало официальным названием отдельного направления психологии — гештальт-терапии. Когда была открыта наука? В 1942 году Фриц Перлз, будучи изначально психоаналитиком, выпустил свою первую книгу «Эго, голод и агрессия» и уже в ней начал описывать то, что, спустя девять лет сформировалось в полноценную гештальт-терапию: важность телесных проявлений, работу с настоящим моментом — в «здесь и сейчас», ценностный подход, развитие ответственности клиента, ценность чувств, прямой контакт и так далее. В 1951 году вышел труд «Гештальт-терапия», уже более полно описывающий новый подход в психотерапии. И в 1952 году Перлз с единомышленниками основал Институт гештальт-терапии. С тех пор подход успешно развивается и постоянно набирает популярность.

Как относятся к методу нейрофизиологи? Основные задачи гештальт-терапии — это развитие осознанности клиента и стимулирование его творческого приспособления к окружающей среде, приобретению нового опыта. Повышение осознанности и новый опыт неизбежно активируют работу головного мозга, увеличивая количество нейронных связей. Поэтому гештальт-терапия является важным дополнением и помощью в решении задач, стоящих перед нейрофизиологами. В данном случае речь идет об эффекте Зейгарник — прерванного действия. В начале выполнения какого-либо поступка у человека возникает напряжение, которое стимулирует его на поиск решений для завершения начатого. Как только действие завершается, оно разряжается, и человек получает удовлетворение.

Если действие не закончено, психика будет стремиться это сделать, расходуя энергию, чтобы получить целостный образ или логически завершённое действие. И именно поэтому мы продолжаем додумывать и фантазировать о резко разорванных отношениях, непрожитых обидах, невыраженном гневе, невысказанных претензиях, несовершённых поступках. Высказывания, которые смогут поменять образ мысли: Чтобы изменить жизнь и стать счастливым: 50 мотивирующих цитат на каждый день Если человек склонен прерывать себя сам или не умеет противостоять, когда останавливают другие, у него накапливаются незавершённые ситуации. Выделенная и неизрасходованная на них энергия будет держать его в постоянном напряжении и направлять фокус внимания именно на незавершённые дела, мешая полноценно жить в сегодняшнем дне. Но у эффекта Зейгарник есть и положительная сторона. Если вам сложно приступить к какому-то делу, то можно использовать метод малых первых шагов.

Таким образом он выяснил, что: линии воспринимаются последовательно, если промежуток большой; линии осознаются одновременно, если промежуток минимальный; появляется осознанность движения тестируемый следил за перемещением линии в определенную сторону, а не за двумя вместе или друг за другом ; «фи-феномен», если промежуток оптимальный осознается исключительно чистое перемещение, испытуемый понимает, что движение есть, но без смены положения самой линии. Результаты эксперимента он подробно изложил в своем труде в 1912 году. Эта и другие его работы заинтересовали многих известных научных деятелей того времени. Далее гештальтпсихология обзавелась множеством представителей, важнейший из которых — К. Результаты его собственных исследований показаны в труде «Перцепция: введение в гештальттеорию». В 1921 году свет увидела книга «Основы психического развития», рассказывающая о становлении детской психологии. Труд пользовался огромной популярностью как в Германии, так и за рубежом. Исследования Коффки о перцепции у детей выявили ряд интересных закономерностей. Одна из них: изначально ребенок на деле владеет набором частичных и не очень логичных образов всего внешнего мира. Тогда ученый решил, что на восприятие сильно влияет соотношение фигуры и фона, на котором располагается объект. После он сформулировал закон трансдукции в психологии. В гештальт школе это одна из теорий восприятия, кратко изложив которую выходит, что дети осознают не сами цвета, а их сочетания. Попробуйте BrainApps бесплатно Начать занятия Гештальт что это такое в психологии: идеи, законы и принципы Сознание — то, с чем работает гештальт психолог, как представитель школы. По сути, это живое целое, в котором все составные элементы взаимодействуют друг с другом. Хороший аналог: человеческий организм в целом состоит из множества систем, работающих слаженно и исправно в течение многих лет.

После чего надо выбрать самый яркий из них и разыграть его в присутствии специалиста. Предполагается, что это поможет воссоединиться с эпизодами прошлого, которые до этого клиент отказывался признавать. Известным гештальт-методом является битье подушек, освобождающее от невысказанного гнева. Клиент представляет объект, который вызывает у него агрессию и избивает его, избавляясь от сдерживаемого гнева. Повысить осознанность помогает следующая гештальт-техника: Клиент вслух произносит фразу, четко определяющую его самость, например: я осознаю, что я нахожусь в этой комнате и сижу на стуле; я осознаю, что я в данный момент ощущаю грусть. Этим способом субъект отделяет свои внутренние ощущения от субъективных оценок и интерпретаций. Эта простая и очень распространенная методика помогает создать представление о том, как пациент осознает себя. Незавершенный гештальт Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз определил главную причину внутреннего ощущения неудовлетворенности жизнью иначе говоря, отсутствие счастья. По его мнению, фактором, создающим невроз, является не закрытый гештальт. Для его завершения необходимо добиться индифферентного отношения к нему. Чем больше негатива клиент ощущает к ситуации, тем сложнее добиться закрытия гештальта. Что такое незавершенный гештальт в психологии? Это не достигнутая цель, провоцирующая повторение жизненных ситуаций и связывающая клиента с определенными людьми. Иначе говоря, это: невоплощенные желания; незавершенные дела и планы; непредвиденный и болезненный разрыв личных отношений. Любой эпизод из жизни, который периодически всплывает в памяти и при этом вызывает сильные негативные переживания, представляет собой незавершенный гештальт. Избавиться от него следует по двум причинам: Ситуация вызывает внутреннее напряжение, тревогу и дискомфорт. Создает неудовлетворенность жизнью и снижение самооценки. Становится серьезной преградой на пути к достижению остальных целей. Человек чувствует неуверенность в своих силах. Часто такие люди не могут налаживать контакты с окружающими, изматывая их постоянными экскурсами в прошлое и жалобами на неудовлетворенность жизнью. В этом случае помогут сознательные действия по завершении гештальта. Психологи рекомендуют реализовать самую незамысловатую и даже нелепую мечту, на достижение которой не уйдет много сил и времени. Например, можно научиться готовить какое-нибудь экзотическое блюдо, танцевать вальс или плавать брасом. Замечено, что после этого начнут закрываться остальные, более важные гештальты.

Гештальт в психологии: что это простыми словами

Отыскать точку напряжения незаконченное действие, разговор, подавленное возбуждение, ощущения, недающие покоя, повторяющиеся ссоры, накал страстей, накопленные эмоции, концентрированность на чём-либо. Далее необходимо выделить на фоне проблемной ситуации себя настоящего и постараться глубже «окунуться», отыскав истоки гештальта, например, они бывают обусловлены детской травмой либо родительскими установками. Существует «логический путь» закрытия незавершённой ситуации. Необходимо понять, что привело к зацикливанию, рассмотреть собственные комплексы, переоценить бывшего избранника, осознать причины промахов, изменить фильтр качеств будущего партнёра, спокойно ликвидировать «ступоры», принять ответственность за случившееся и перенаправить поток дум и направление деятельности на что-либо приятное. Вот и ответ, как закрыть гештальт. Вроде всё приведённое сделать просто, однако многим данный путь недоступен вследствие природной лености и избыточной эмоциональной привязанности к бывшему избраннику. Ещё одна стратегия как закрыть гештальт заключается в прощении. Она считается довольно сложной из-за объема предстоящей работы и внутренней напряжённости. Она подразумевает абсолютное принятие человека, взаимоотношения с которым не сложились и собственную личность. Данная стратегия базируется исключительно на внутренней работе, поэтому эта техника не подразумевает встречу с бывшими и бесконечные извинения. При незавершённом гештальте двигаться дальше довольно сложно.

Даже при вступлении в новые взаимоотношения существовать счастливо в них при открытом гештальте не получится. Внутри всегда будет сидеть нечто, «поедающее» изнутри. Лишь логическое завершение ситуации способствует душевной гармонии. Поэтому необходимо понимать, как самостоятельно закрыть гештальт. Дабы завершить неоконченное событие, его следует преобразовать таким образом, чтобы центр его очутился в сегменте локуса контроля человека. Преградой для окончательного завершения взаимоотношений является их стабильная подпитка эмоциями. Любые шаги бессильны при перманентных страданиях. Успешным путём к закрытию ситуации являются работа над собственным поведенческим паттерном , личностью, установками и самоконтроль. Как закрыть гештальт самостоятельно? Рекомендуется отыскать ту «занозу», которая тревожит душу.

Больной раскрепощен, так как никто не смотрит ему в глаза, он говорит то, что у него наболело без всяких стеснений, потому что его никто не слышит, так обнажаются самые животрепещущие проблемы. Кого вам не хватает Предлагается взять чистый лист бумаги, записать на нем того человека, что вам так не хватает в жизни, или не хватало в детстве. Например, вы в семье один ребенок, вам не хватало брата или сестры.

Возможно, у кого-то не было рядом бабушек, дедушек, родителей. Рядом пишите, как изменилась бы ваша жизнь, если бы этот человек был с вами. Что бы вы с ним делали, как общались, на какие темы разговаривали, чем бы помогли ему, а он вам.

Просканируйте мысленно свое окружение, нет ли рядом того, кто бы мог заменить недостающего человека? Этот метод наглядно покажет с кем бы вам хотелось иметь близкое общение, правильный выбор друзей много значит для психологического состояния человека. Выпустить пар Важно иногда выпускать пар, злость или обиду, что накопилось внутри.

Для этого возьмите палку, бейсбольную биту и лупите по боксерской груше, если вам это удобно делать в зале, при людях. Возможен и другой вариант: всегда есть под рукой диван или другой предмет мебели, готовый принять ваш гнев. Это действие расслабляет, избавляет от ненужной агрессивной энергии, заставляет вспомнить, от чего бы хотелось в жизни избавиться.

Где обучают гештальт-терапии Гештальт-терапевты проходят обучение в четырех вузах нашей страны, один из которых находится в Санкт-Петербурге, остальные в столице. Проводится строгий отбор, при котором учитывается мотивация человека, его дальнейшие планы, перспективы. У соискателя должна быть уравновешенная психика, желание помогать людям.

Первое образование желательно иметь медицинское или педагогическое. Обучение проходит поэтапно: от базовой ступени низшей или первой до третьей: Первую ступень получают студенты, имеющие образование не ниже средней школы, им выдают сертификат о прохождении начального образования по гештальт-терапии. Вторая ступень доступна тем, кто уже прошел первый этап, также имеет среднее-профессиональное или высшее образование.

Им выдается корочка, что они прошли переподготовку по специальности, могут работать по этому направлению. Третий этап определяет дальнейшее направление специалиста, он может выбрать узкую специализацию в рамках проекта, например, работу с детьми, или только индивидуальные сеансы. Свидетельство об окончании обучения специалистов, пройденных третью ступень, является международным.

Если семье «повезет», каждый свой отпуск он будет уезжать на этот остров до конца дней или до нахождения клада читай, закрытия гештальта. Если семья не столь удачлива, все ее члены будут ездить на злополучный остров. И хорошо, если у них будет возможность лежать на пляже, пока этот любитель приключений ищет заветный сундук. Примеры незакрытых гештальтов в отношениях Нереализованная в детстве мечта приведет к тому, что взрослый может пытаться реализовать ее с помощью своего ребенка, даже не спросив его мнения. Будет ли счастлив ребенок, который проживает жизнь за своего родителя?

Взрослый, которому было мало внимания и любви в детстве, будет усиленно добирать это от семьи, созданной уже им самим. Например, искать в партнере того самого родителя, которого так не хватило в детстве. Насколько счастливым будет такой брак? Партнер, которого внезапно оставили, будет постоянно проживать разрыв, пытаясь найти его причины. Так, мужчина может приняться менять партнерш одну за другой, доказывая бывшей, что он еще ого-го, чтобы она пожалела, что ушла от него.

Женщина начнет окружать себя внешними атрибутами успешной жизни, показывая бывшему или разлучнице, что она устроилась еще лучше, счастлива еще больше. Все это говорит о том, что ситуация не прожита, не отпущена, а гештальт в отношениях не завершен до конца.

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остаётся, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, но может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо например, рисунок Пикассо «Кот». Прегнантность от лат.

Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчётливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы». Закон «хорошего» гештальта, провозглашённый Метцгером 1941 , гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой.

Константность размера[ править править код ] Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врождённым.

Гештальт: обычный и незакрытый

Специалист помогает клиенту работать с личными чувствами, осознавать их, удовлетворять потребности. Основная задача — научить жить здесь и сейчас, в конкретном моменте и не носить с собой груз прошлых ошибок. Гештальт — это в психологии практический подход. Специалист знает разные упражнения, которые помогают переосмыслить ситуацию. Ему недостаточно закончить бакалавриат по профилю, необходимо дополнительное обучение на курсах. Как проходит сеанс Терапия может проходить в двух вариантах. Первый — это стандартная беседа. В ходе нее специалист задает вопросы, предлагает обсудить ситуации и возникающие эмоции. Многие люди не понимают особенности гештальта, что это значит, и как должна проходить работа. Со стороны такая беседа действительно выглядит как обычный разговор между друзьями.

На самом деле психолог задает специальные вопросы, подмечает особенности и помогает клиенту иначе взглянуть на ситуацию, осознать свои проблемы. Специалист не выступает только в роли слушателя, он — активный участник беседы. Сеанс у психолога-гештальтиста имеет ряд особенностей, которые отличают его от традиционного разговора с другом. Специалист не делает следующих вещей: Не оценивает. Многие люди скрывают что-то, так как боятся осуждения или негатива. Говорит правду. Друзья и знакомые могут утаивать информацию, так как боятся обидеть человека. Не раскрывает всего, что было озвучено в кабинете. Беседа с психологом должна быть честной, корректной, доступной.

Задача специалиста — не оскорбить и унизить, а донести до человека определенную информацию. Длительность терапии индивидуальная. Средняя норма консультации — 10 сеансов по часу. При необходимости специалист рекомендует увеличить их количество. Закрывать гештальт можно как за одну встречу, так и за пять встреч. На терапии также клиент выполняет разные упражнения. Например, психолог может поставить перед клиентом пустой стул и предложить человеку представить себя в качестве собеседника и все высказать. Во время выполнения специалист внимательно следит за мимикой, эмоциями, поведением. Для тревожных клиентов тоже есть специальное упражнение.

Школа гештальтпсихологии Школа гештальтпсихологии ведет свое начало родословную от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера — «фи — феномена», суть которого в следующем: М. Вертгеймера используя специальные приборы — стробоскоп и тахиостоскоп, изучал два раздражителя у испытуемых людей две прямые линии путем передачи им разной скорости. И выяснил следующее: Если интервал велик — испытуемый воспринимает линии последовательно Очень короткий интервал — линии воспринимаются одновременно Оптимальный интервал около 60 миллисекунд — создается восприятие движения глаза испытуемого наблюдали перемещение линии «вправо» и «влево», а не две линии данные последовательно или одновременно При оптимальном временном интервале — испытуемый воспринимал только чистое движение осознавал, что движение имеется, но без перемещения самой линии — это явление и получило название «фи-феномен». Свое наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» — 1912 год.

Макс Вертгеймер — известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. Вертгеймер 1880 -1943 — родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах — Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе — в Вюрцбурге получил в 1904 году ученую степень доктора философии.

Летом 1910 года переезжает во Франкфурт — на — Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения. Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения. Так вот и зародилась гештальтпсихология.

Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление», в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации. Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка 1886 — 1941.

Родился К. Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К. Коффка всегда был очень изобретателен.

В 1909 году — получил докторскую степень. В 1910 году — плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований. В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвященную формированию детской психологии.

Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти до 1941 года. В 1933 году Коффка издает книгу «Принципы гештальтпсихологии», которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.

Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

Идеи, законы, принципы Ключевые идеи гештальтпсихологии Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание — это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма — организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем. Гештальт — это единица сознания, целостная образная структура.

Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности. Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия.

Таким образом, незавершенный гештальт — это определенная цель, которая связывает нас со многими людьми, некоторыми местами и повторяющимися жизненными ситуациями. Простыми словами: Это наши желания, которые не были воплощены в жизнь; Это резкое завершение отношений с человеком по непонятным для вас причинам; Это недоделанное задание или работа. Если вы периодически вспоминаете об этом и испытываете сильный дискомфорт, то это и есть проявление незавершенного гештальта. Он может быть опасным для нас по следующим причинам: Возникновение тревоги и неудовлетворенности внутри нашего организма; Главная преграда в достижении поставленных целей и продвижению по жизни. Для того чтобы продолжать приятное общение с людьми и не обременять их своими идеями следует выполнить все необходимые действия для завершения гештальта. Поэтому воспользуйтесь наиболее простым правилом: закрыть самый простой гештальт.

Тот, который не требует сильных усилий и умозаключений. Для этого подойдет самая незаурядная и достаточно глупая мечта научиться танцевать, готовить вкусный пирог или попрыгать на батуте. Только после этого гештальты будут исполняться один за другим. Учимся жить здесь и сейчас Научитесь наслаждаться текущим моментом и ваша жизнь значительно улучшится. Этого можно достичь благодаря многим упражнениям. К примеру, попытайтесь испытать чувство переживания именно в данный момент времени. На самом деле это очень трудно сделать. Но главное — акцент вашего внимания на окружающем мире.

Рекомендуем ознакомиться: Какие бывают тренинги для подростков?

Перлз вспоминал, что приехал из Южной Африки, чтобы сделать доклад и увидеть легенду, но на вопросы получил лишь короткий ответ: «Ну и когда же вы уезжаете? Удовлетворять потребности нужно. Для этого важно уметь распознавать их. Понимать, какие запросы важные и первостепенные, находить способы удовлетворения, устанавливать контакт и присваивать себе полученный опыт. Но это не всегда возможно.

Человек способен прерывать себя сам, в силу своего травматического опыта или особенностей характера. Бывает, что не хватает опыта для решения какой-либо задачи. Например, человек не разбирается в интернете, не умеет пользоваться поисковиком и боится найти информацию. Тогда может получиться, что его интерес — узнать больше о чём-то — останется неудовлетворённым. Или он спросит у некомпетентного знакомого и, не получив достаточно информации, тоже останется не удовлетворён. В дело вмешиваются внешние факторы: стихийные бедствия, болезни, аварии и т.

Здесь многое будет зависеть от способностей человека выносить напряжение возникших переживаний и творчески приспосабливаться к обстоятельствам. Например, отключили электричество, и человек, естественно, чувствует, раздражение. Не распознавая злость или не понимая её источник или опасаясь звонить специалисту, он может просто выплеснуть раздражение на близких. Напряжение таким образом снять удастся, а вот удовлетворения всё-таки не будет. Чтобы его получить, нужно поступить конструктивно: набраться терпения и подождать, когда включат электричество. Или направить энергию возникшей злости на поиск другого источника информации.

Также можно добиться решения проблемы от ответственного лица — электрика. Бывает и так, что закрыть гештальт невозможно, так как контактировать не с кем или не с чем. Например, часто случается, что человека, от которого мы хотели бы получить любовь и принятие, уже нет в живых… Фото: istockphoto. Все эти чувства помогают человеку понять и принять то, что он не сможет удовлетворить свою потребность вообще или сделать это так, как ему хотелось бы. Тогда закрыть гештальт помогает именно процесс горевания. Как это помогает нашему психическому здоровью?

Гештальт-терапия — это восстановление контакта человека с окружающей средой. Она помогает увидеть и понять, как ему удаётся и удаётся ли творчески приспосабливаться, как он избегает, прерывает или не завершает контакт.

Гештальт-терапия — что это такое, объясняем простыми словами

Человеку нужно вспомнить травмирующее событие во всех подробностях и вновь пережить тот ужас. Только после этого психологический блок зажим исчезает, иного пути не дано. Представьте, как это больно. Но боль, конечно, не физическая. Когда человек сумеет заново все пережить, а затем переосмыслить и избавиться от воспоминаний, — это называется «закрыть гештальт». Как образуется гештальт Что такое гештальт простым языком, мы разобрали.

Но как он образуется, и почему прячется в глубинах подсознания? Гештальт образуется вполне легально, а не бессознательно. Например, вы сильно поссорились с соседкой или коллегами по работе и никак не можете выкинуть это событие из головы. Мысли постоянно прокручиваются в голове, вы создаете диалоги что бы сказала соседка, что бы я ей ответила — и так по кругу. Это уже и есть формирование гештальта образа, формы, структуры , который начинает отбирать покой и омрачать жизнь.

Некоторые люди профессионалы по формированию слона из мухи, настолько они умеют преувеличить значимость какого-либо события и домыслить недостающие детали. Но почему негативные образы застревают в памяти и не дают спокойно жить, почему позитивные образы никого не мучают и не делают счастливыми раз за разом? Ответ очень простой, как утверждает один из создателей гештальт-терапии Фредерик Перлз. Позитивная ситуация является для психики человека завершенной: получены положительные эмоции, подведен итог. Негативная ситуация является незавершенной, так как польза от нее не получена.

По этой самой причине стремлению к завершенности негативный образ раз за разом всплывает в памяти только с одной целью: прийти к своему логическому завершению. На примере это выглядит так: помириться после конфликта с соседкой либо как-то наказать ее за хамское поведение.

Гештальт напрямую связан с незавершенностью чего-либо, отсюда и главное его свойство — стремление к завершению. К примеру, как-то раз Вы решили написать свой рассказ — продумали основную сюжетную линию, важнейшие события, мораль и даже начали писать, но остановились. Образ Вашего рассказа останется у Вас в голове, и будет периодически всплывать. Это и есть гештальт. Чтобы от него избавиться, необходимо принять решение — дописать рассказ до конца или удалить все его исходники записи на бумаге или файлы на компьютере , включая и старое, но незавершенное желание написать рассказ.

В отношениях это обычно называется «отпустить», но в данном случае — «закрыть гештальт».

Проще говоря, — это означает то, что терапевт работает в тесном контакте с клиентом, и обращает внимание на ВСЁ, что происходит. Вообще на всё. Включая подёргивание правой мочки уха, если таковое присутствует. И возвращает это клиенту, побуждая того на проявление к себе большего внимания.

Помогает развивать самопонимание, осознанность, и навык интерпретации его собственных сигналов. Это служит развитию адаптации человека к актуальным и меняющимся условиям жизни и отношений. Каждый человек уникален, и на одну и ту же ситуацию даже один и тот же человек может выдать разную реакцию, чего уж говорить о других. И лучше него самого эти сигналы не почувствует, и вместе с терапевтом он учится их внимательнее слушать, правильно понимать, и использовать для лучшей адаптации к реальности. Взаимодействие происходит «на равных», и это тоже часто ставит клиента в тупик.

Он ждал, что его будут водит за ручку, увещевать, тыкать, как несмышлёного котёнка, в его какули, а тут — хоп! И ему предлагают самому разобраться с тем, что у него есть, с чем он пришёл. В активном присутствии терапевта, как напарника и проводника с фонариком. Давай вот это попробуем! А если так повернуть, что ты видишь?

А что внутри происходит в ответ на то, что видишь? Когда клиент находит в терапевте какой-то костыль для себя и ходит его укреплять. Нет, тут наоборот, отрастает самостоятельность. Навыки определять проблемные ситуации, понимать их и справляться с ними. Это кайф.

И видеть формирование этих штук — двойной кайф, лично для меня, как для терапевта. Холистический подход и эмерджентность А ещё это холистический подход. Человек там воспринимается как целостная система, которая больше, чем сумма её частей. Да ещё и находится эта система во взаимосвязи со средой и с ней вместе тоже образует целостную систему, хе-хе. То есть, гештальт по сути работает над восстановлением целостности личности.

Над устранением противоречий или внутренних конфликтов, как хотите , которые там накопились за время её развития. Травмы, косяки воспитания, социально-навязанные установки, какой-то всратый опыт, выученные реакции — всё это может формировать в нас так называемые «интроекты» — убеждения, установки, они есть во всех подходах, но могут иметь разные названия , которые могут вступать между собой в конфликт хочу, но не делаю, например. Травма может отщепить кусок личности, который в моменте защитил и помог выжить, а теперь мешает, как гипс, который давно пора бы снять Почитайте «Мои разные я» Ричарда Шварца на эту тему, интересно. И «Тело помнит всё», конечно. Всё это создаёт «точки напряжения», с которыми ведётся работа.

И после проработки это напряжение расслабляется и часть энергии, которая вертелась там, возвращается в общую систему. Появляется способность действовать в соответствии со сделанным выбором, чему раньше мешал внутренний конфликт. Проблемы понимания Основная проблема — в том, что подход этот происходит напрямую от психоанализа, то есть во многом опирается на его теоретическую базу. И мало того, что её саму достаточно сложно изучить и усвоить, так ещё и на практике она не проявляется слишком явно. То есть, терапевт что-то делает, опираясь на эту базу, но снаружи видно только «что-то делает».

Отсюда появляются корявые интерпретации, мифы и стереотипы. Естественно, и сами обучающиеся в процессе могут не всё правильно понять и усвоить. Но ведь это в любом образовании так работает: правильное понимание и применение освоенного навыка переходит в отвественность его применяющего. Студент может сам поработать над углублением своего понимания, для этого есть и список литературы, и практикующие опытные коллеги-преподаватели. Затем он будет сдавать экзамены, проходить практику и проверки, получать супервизии, как раз для того, чтобы свои навыки отработать, и понять, где ещё чего подтянуть.

Или, что он уже готов к работе. И именно поэтому практический подход к обучению в МГИ я считаю топовым: сразу пробудешь, и сразу задаёшь вопросы, и потом снова пробуешь — усвоение информации и навыков идёт сразу на всех уровнях. А на практике отработали? А теперь — поняли? Именно поэтому у любой профессии существует система оценки качества и критерии оценки специалиста.

Да, и у психотерапевтов — тоже. Но я не хочу сейчас углубляться в технические дебри, потому что это усложнит картинку и не даст практической пользы, а лучше дам: Понятные критерии оценки непонятного Здесь считаю важным упомянуть критерии, на которые имеет смысл обращать внимание клиенту в терапии любой : Соблюдает ли терапевт Этический кодекс есть ещё свой отдельный у гештальтистов , по стандартам Европейской ассоциации? Сюда входит и соблюдение границ, и сеттинг, и конфиденциальность. Почитайте, это поможет лучше ориентироваться в процессе. И да, при нарушении предусмотрена возможность обращения в Этический комитет.

Но сейчас об этом не будем. Определён ли запрос, над которым вы работаете? Да, он может видоизменяться, развиваться, уточняться, но он должен быть. И его изменение и трансформация тоже обсуждаются. Может ли терапевт в моменте ответить, что он делает, и зачем?

Какая у него стратегия и тактика? Нормально, когда не называются точные сроки этих планов, но сами планы должны быть. Хотя бы ответ на «Какую задачу мы сейчас решаем? Выстроен ли процесс «присваивания результата»? Субъективное тоже имеет значение: Насколько вам комфортно и доверительно?

Подходит ли вам лично этот человек? Возможно, вы что-то на него проецируете, что может помешать работе, хотя и не будет иметь лично к нему никакого отношения. Оценивая работу по этим критериям, не обязательно погружаться в дебри глубокого понимания метода любого. Можно, конечно, погрузиться. Но зачем?

Ведь в том посте, который поджёг мой зад, основной замес непонимания пошёл из того, что клиент думал, что он понимает, как работает метод при этом имея искажённое понимание , и повесил неудачи в работе именно на метод не «этот специалист мне не подходит», а «этот ваш гештальт — лажа, и мне не подходит». В то время как вышеупомянутые объективные критерии вообще остались за кадром. И осталось непонятным, что именно в работе пошло не так, и как участники процесса разделили ответственность. Особенности обучения гештальту в России на примере МГИ Московский Гештальт Институт , если смотреть на него снаружи, выглядит довольно мутно. Кто-то даже говорит «секта».

Нихрена непонятно, какие-то странные ступени, что вообще происходит.

Надеюсь, что мы встретимся еще раз и я смогу отыграться»; «Я эту статью пишу уже почти год. Надо все же ее закончить, а то мысли о ней давят»; «Не понимаю, почему новый знакомый перестал отвечать. Мы же нормально общались. Теперь хочу выяснить, что было не так». Почему возникает гештальт Гештальт в традиционном понимании, то есть объединение разрозненных данных в одно целое, возникает из-за особенностей работы мозга. Пока ученые не могут точно сказать, как ему удается создавать цельные образы, но предполагают, что так работает предсказательное кодирование. Когда человек получает какую-то информацию от органов чувств, например зрения или слуха , быстрее всего реагируют нейроны, отвечающие за выстраивание цельного образа, и только потом подтягиваются другие нейроны, распознающие детали. Кроме того, мозг не просто обрабатывает полученный сигнал, а как бы предсказывает, что поступит от органов чувств, и потом сопоставляет свой прогноз с реальностью.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий