Элий Михайлович Белютин (1925—2012) — российский художник, педагог, теоретик искусства. Через день после разгрома Хрущевым знаменитой выставки в Манеже, которую организовал художник-авангардист Элий Белютин — его произведения находились в самом центре экспозиции, — к ним домой.
Многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина
Картины выставляются впервые, поэтому нам только предстоит узнать мнение якутян о них», — сказала она. В свое время Элий Белютин считался мастером, отличавшимся от всех остальных. Именно он создал уникальную в истории искусства систему формирования художника: Белютин считал, что в каждом человеке есть творец.
Супруги Белютин и Молева производили впечатление профессионалов, которые хотят выглядеть любителями".
Среди посетителей были зарубежные независимые эксперты, в частности, известный знаток старой живописи Эрик Тюркен посещал Москву в начале 1990-х. По просьбе одного аукциониста он посмотрел коллекцию. Как пишет TANR, "по его мнению, в ней есть десяток более или менее интересных картин". В 2011 году, незадолго до смерти Элия Белютина, фильм о нем и его собрании снял известный французский художник и режиссер Клеман Кожитор.
Лента "Белютин: Танец в саду времен" была в одной из программ Каннского фестиваля. В 2019 Кожитор рассказывал в интервью Ирине Мак для портала Artandhouse о своих впечатлениях во время съемок: "Несколько картин из тех, что я видел, показались мне выдающимися. Например, "Мария Магдалина" - они говорили, что это Тициан. Мало шансов, это очевидно, что полотно принадлежит кисти Тициана, но сама по себе работа прекрасная.
Опять же, я не верю, что "Снятие с креста", виденное мной в этой коллекции, написал Эль Греко, которому его приписывают. Может быть, кто-то из учеников. Или не учеников. Но картина великолепная".
По словам Кожитора, в квартире на Никитском бульваре, где находилась коллекция, присутствовал соответствующий антураж: свечи в старинных подсвечниках и антикварная мебель в сочетании с затемнением создавали мистическую, сказочную атмосферу.
Холст, масло. Калининградская государственная художественная галерея В мемуарах преданного ученика Белютина Леонида Рабичева чувствуется восторг перед тем фактом, что учитель был способен сделать из всех студийцев Матиссов и Сезаннов. Но его программа как художника и преподавателя более всего напоминает построения теоретиков социалистического реализма. Она построена на принципе тотальной эклектики. В своей речи на открытии Студии повышения квалификации при Горкоме художников книги, графики и плаката Белютин формулировал задачи своего курса так: «Мы пройдем по всей мировой истории человеческой культуры и искусства и всех стран современности, проанализируем самые различные методы, принципы изобразительности и выражения — Египет, Возрождение, доисторические эпохи… и лучшее отберем себе на вооружение». Ключевое слово в этом тексте — «лучшее» а не, например, «нужное».
Как мы помним, концепция советского искусства как «лучшего», завершающего собой развитие «реализма» на протяжении веков, относится к сталинской эпохе. Белютин разве что несколько изменяет список исторических эпох. Элий Белютин. Бумага, тушь. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, дар автора В 1958 году Белютина выгнали из Полиграфического института. В книге «Другое искусство» приводится выдержка из протокола заседания кафедры, предоставленная, по-видимому, самим Белютиным. В ней причиной увольнения указывается то, что «абстракционизм, пропагандистом которого является Белютин, подрывает основы советского искусства».
Пивоваров считает, что «они не поладили с Гончаровым, который был деканом, и его из института с треском вышибли. На самом деле Элий Михайлович несколько раз был пойман на лжи, а Гончаров, старой, не советской закваски человек, этого не выносил».
Насколько ценны его произведения? Очевидно, большая часть его наследия находится в собрании его вдовы Нины Молевой, а, значит, вместе с коллекцией старого искусства и они отошли теперь государству.
То есть только по слухам, я ее не видел. Но, вероятно, там есть и работы самого Элия Белютина. Они имеют какую-то ценность, но не имеют музейного оборота. Белютина никто не коллекционирует.
Кстати, всего неделю назад, 6 февраля, на одном из российских аукционов выставлялась работа Элия Белютина. Речь о полотне размером 127 на 66 см, написанном в стиле абстрактного экспрессионизма, под названием «Разговор». Работа была оценена в 660 - 825 тысяч рублей. Однако желающих ее купить не нашлось.
Лот не продан.
ВОЗМУТИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ
- Элий Белютин. Формула времени
- Белютин, Элий Михайлович — Википедия
- Выставка «Граница реальности»: выставка работ выдающегося художника авангардиста Элия Белютина
- БЕЛЮТИН Элий (Элего) Михайлович (1925 – 2012) — Moscow-Tombs
Белютин Элий
Основной переносчик инфекции — вошь Ивана Егоровича не стало в 19-ом году от сыпняка, а 21-ом его 17-летняя дочь на литературных вечерах в «Доме Печати на Поварской» познакомилась с итальянцем, его звали Микеле Белуччи. В городе Беллуно по сей день сохраняются гробницы семьи Белуччи с XIV века — это были не аристократы, не дворяне, а ремесленники — либо музыканты, либо живописцы. Беллуно — крохотный городок, необычайно красивый, но искусством на жизнь там не заработаешь, поэтому Белуччи разъезжались по всей Европе, работали, где предлагали деньги. Вот и отец Микеле окончил консерваторию, стал дирижёром и уехал работать в Краков, где в это время строилось здание оперного театра, копировавшее Grande Opera в Париже. Мне вначале казалось это очень неубедительным — оставить Италию, поехать в Краков... Но дело в том, что через полгода этот дирижёр женился на племяннице мецената, строившего театр — ну тогда всё это имело смысл. В сентябре 1919 года галицийский корпус перешёл на сторону Деникина Микеле Белуччи родился уже в Кракове, окончил гимназию точно в канун Первой мировой войны, был мобилизован, попал в галицийский корпус, дошёл до Перекопа, был ранен, обморозил ноги и год лечился, чтобы иметь возможность ходить.
В результате остался в чужой стране без документов, без знания русского языка. Естественно, ему советовали добираться до Москвы, там найти консульство и просить помощи. Он добрался до Москвы. Так случилось, что единственное рекомендательное письмо у него было к Александру Воронскому, руководителю литературного объединения «Перевал». Белуччи поселили в общежитии, там же проходили литературные вечера, и на одном из них он увидел Лидию Гринёву. Роман был бурным и развивался быстро, они зарегистрировались, и Микеле, которого стали называть Михаилом, оказался в доме Гринёвых.
Через Красный крест ему удалось связаться с отцом, который решил любой ценой добиться его возвращения. Но тут у Микеле и Лидии родился сын, а ребёнка мужского пола перевезти через границу было нельзя — он должен был в 16 лет сам принять решение о своём подданстве. Мальчика по настоянию итальянского деда назвали Илиджио — в честь католического святого, покровителя странствующих, ремесленников и, как говорят, жуликов. Он стал смертельным грузом для отца. Микеле мечтал уехать, но это было нереально: нужно было оставить жену и сына, но для итальянца это вещи невероятные. В 27-ом году к ним в дом пришли, Микеле вызвали на улицу, прошли с ним в соседний двор — там был Алексеевский монастырь, и расстреляли.
Причём было так: он держал в руках кошелёк, собирался купить хлеба. И вот кошелёк с этими грошами так и остался зажатым у него в кулаке. Его расстреляли, и один из участников расстрела вернулся и сказал вдове, что тело мужа она может получить завтра, в таком-то морге, в такой-то час. У Лидии началась нервная горячка, и её увезли в госпиталь, а прямо оттуда погрузили в теплушку и депортировали вместе с маленьким сыном. Они ехали почти до Душанбе. А там, в степи, не доезжая до города, весь состав вычистили, выгнали на улицу, и поезд ушёл.
Элий Белютин родился в 1925 году. Он учился в московском художественном институте имени Сурикова. В 1954 году основал "Экспериментальную студию живописи и графики", где проводил занятия. В 1960-е годы он выставлялся во Франции.
В 1954 году он основал экспериментальную студию живописи и графики, которую назвал «Новая Реальность». Белютин разработал авторскую теорию «всеобщей контактности». Концепция этой теории заключается в том, что искусство является самой яркой формой проявления творческой потенции человека, и, что каждый человек может развить в себе способности проявлять свой творческий потенциал. Белютин утверждал, что искусство может стать истинным стимулом развития общества.
Март первый — февраль последний. Мир добра и света.
Альбом рисунков. Ветер с Атлантики. Пространство чувств. Чао, Америка. Жизнь и творчество. Слово — натуре. Теория всеобщей контактности. Педагогическая система. Издание 2-е. Доброчиньска А.
Выставка «Граница реальности»: выставка работ выдающегося художника авангардиста Элия Белютина
Элий Белютин стал выставлять свои картины за рубежом с начала 1960-х годов. В 1961 году он с большим успехом участвовал в выставке «Художественные галереи» в Париже Galerie Lambert. Картины Белютина с этого времени постоянно представлены там, а деньги от продаж произведений художника перечислялись приюту для престарелых художников в Париже. В 1965 году работы художника были включены в состав Национального музея современного искусства Франции Centre Georges Pompidou. На родине работы мастера и художников его Студии получили всеобщее признание в начале 90-х годов XX века. Впечатляющий раздел выставки посвящен его супруге Нине Молевой. Она — автор множества монографий и исследований по истории искусства о жизни и творчестве художника, деятельности группы «Новая реальность». Представлены рукописи, уникальные книги, личные вещи из архива семьи Нины Молевой и Элия Белютина. Выставка «Элий Билютин. Формула времени» Элий Билютин. Без названия.
Городской пейзаж. Крик II.
Вместо служащих, в родстве появились древние аристократы, князья Курбатовы. Его кровь сразу поголубела. Вместо официальных и вечных учителей советской культуры — Г.
Горощенко, И. Чекмазова и В. Почиталова, появились иные лица, ныне в большом фаворе художники Аристарх Лентулов и Лев Бруни. Чтобы не вводить читателя в заблуждение, укажем, что художественная школа, с 1946 года ставшая институтом им. Сурикова, в разгар Второй мировой войны влачила самое жалкое существование.
Ее основной состав с дирекцией загнали в Самарканд, а остаток профессоров и студентов с нетерпением ждали появления немцев на Красной площади. Учебные занятия института, куда попал молодой фронтовик Элий Белютин, продолжались с грехом пополам в окруженной немцами Москве. Рисунку учил некто Почиталов, живописец Горощенко в открытую писал портрет Гитлера, бывший царский офицер Глеб Смирнов и столп академизма Николай Машковцев готовили докдады на немецком языке. В Самарканде же, куда эвакуировался институт во главе с Аристархом Лентуловым, умершим в 1943 году от голода, он учиться никак не мог. А впервые я увидел его в пору расцвета и славы на гранитных ступенях Дома моделей весной 1962 года.
Московским стилистам и модисткам раз в неделю он преподавал рисунок, а поскольку все они были красотки, то отбою от поклонников не было. Ухажеры встречали их у выхода, чтоб увлечь в кафе, в кино, домой. Это был тщательно и со вкусом одетый мужчина, бежевый костюм и пестрая бабочка, плащ через плечо, суровый взгляд , пышные бакенбарды. Мне он показался человеком другой, не богемной породы; но и не директор кремлевского цирка. Чужой, неприступный гуру!
Эта чуждость не улетучилась и летом, в порту Химки, когда художники арендовали пароход для артистического путешествия по Волге. Одет был он иначе — голубые джинсы, клубный пиджак, пестрый шейный платок, а его собеседник, знаменитый рисовальщик Валерьян Богаткин в потрепанной соломенной шляпе и босоножках казался лишним мусором в изысканной композиции. Потом был Белютин похорон рисовальщика Лени Мечникова, бывшего морского офицера, одного из героев Манежа. Стоял он отдельно от толпы, как монумент в черном пальто. И позднее — Белютин дает интервью польскому телевидению.
Повелительные жесты, культурная речь. Откуда явился этот возмутитель спокойствия, кто его породил и где он обкатал свой властный характер наставника и провокатора? Родился он в 1925 году, в советской Москве, в коммуналке Большой Садовой улицы, в семье совслужащего с польским прошлым Михаила Павловича Белютина. Мать Лидия Ивановна, аристократка двух известных родов Гриневых и Курбатовых. На итальянский манер сына назвали Элигий или упрощенно Элий.
Семья благородной русской интеллигенции с международными корнями. Много лет спустя, в эпоху перестройки, Э. Моя экскурсия в литературный мир советской Москвы увенчалась неожиданным открытием. Литератор с фамилией М. Молевой — дело темное.
Везде силы зла и мрака!.. Счетовод — активный участник троцкистской оппозиции? Служебная халатность? Расчетливое вредительство против генеральной линии коммунизма? Туманная субстанция!..
На вопрос Н. Наверное, врать вождю не решился. Папа — не писатель, а партийная шишка, троцкист и враг народа. Два года потрясенная Лидия Ивановна Гринева-Белютина провалялась в психушке. Ребенок рос на руках у бабушки Марии Никитичны, хорошо учился и усидчиво рисовал без уклонов и загибов.
Прямая линия реализма соблюдалась безукоризненно. Когда грянула война, Элик одним из первых добровольно побежал воевать с фашистами. Там парня подстрелили и контузили. Прострел левой руки и орден Красной Звезды за храбрость. С 42-го по 47-й старательно рисовал гипсовые слепки под руководством Глеба Алексеевича Смирнова, отпрыска известной артистической фамилии.
Метод советской академии — ближе к натуре! Работа получила высший балл, а автор — назначение на кафедру искусствоведения в Городской пединститут им. Там заправляла очень видная личность сталинской эры — Николай Григорьевич Машковцев, презиравший декадентов и французскую мазню в искусстве. Работа под руководством колоритного шефа — парная баня в Сандунах, огуречный рассол вместо пива и брюнетка на закуску. В 1948 году Белютин подрядился на грязную, но денежную работу в бригаду монументалистов.
Страну охватила лихорадка монументальных украшений. Заводы, каналы, театры, клубы зазывали умелых альфрейщиков большими заработками. А куда смотрел политрук? Товарищи, да это же не бригада советских живописцев, а кагал сионистов! Почему Сталин окрысился на евреев?
Там было почти тихо, если не считать наступавшего на пятки доносчика Борьки Неменского, наглого типа со связями в Кремле. Сорок лет спустя, в Париже, я встретился с дочкой Эльконина, художницей Марией Викторовной. Был и вернисаж, и разговор в кафе. Решительное заявление о всемирно известном деятеле искусства мне показалось грубым и прямым. Повсюду, как колорадские жуки, кишели немецкие, британские и югославские шпионы под видом смирных советских граждан.
Их выводили на чистую воду.
День рождения Нина Михайловна будет праздновать 5 декабря. Калининградский музей изобразительных искусств гордится тем, что обладает значительной частью наследия Элия Белютина — большого художника, педагога, теоретика искусства, основоположника теории «всеобщей контактности», основателя и руководителя студии «Новая реальность»: среди его учеников Виктор Булдаков, Вера Преображенская, Марина Зайцева, Анна Лаврова, Наталья Левянт, Майя Филиппова, Юрий Скопов и другие талантливые художники. В своем творчестве Элий Михайлович проделал путь от абстрактного экспрессионизма ранних лет к сугубо схематичному письму позднего периода. Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма, художник создал свой особый художественный стиль, так называемую «модульную живопись», язык символов. Нина Михайловна Молева, выпускница Щепкинского училища и аспирантка искусствоведческого факультета МГУ, обвенчалась с художником Элием Белютиным в 1949 году.
Выставку закрыли, но через пару дней ее, в несколько измененном составе, перенесли в Манеж. На открытие пришел Хрущев. То, что он сказал по поводу тех авангардных работ, разошлось на цитаты. Разгром манежной выставки вошел в историю.
Никита Сергеевич больше всего кричал на Белютина. Надо сказать, что многие из выставленных там авторов позже получили признание, как, например, Эрнст Неизвестный. А как же сам Элий Белютин? Насколько ценны его произведения? Очевидно, большая часть его наследия находится в собрании его вдовы Нины Молевой, а, значит, вместе с коллекцией старого искусства и они отошли теперь государству. То есть только по слухам, я ее не видел. Но, вероятно, там есть и работы самого Элия Белютина.
Арт-галерея Путину: подарок на миллиард от старушки
Коллекция мировых шедевров художника Элия Белютина и скончавшейся в феврале его вдовы Нины Молевой вызывает немало вопросов. Элий Михайлович Белютин вошел в историю русского искусства как художник авангардист и теоретик русского искусства второй половины 20 века. российский художник, педагог, теоретик искусства.
Выставка художника-абстракциониста Элия Белютина открылась в Якутске
Его расстреляли, и один из участников расстрела вернулся и сказал вдове, что тело мужа она может получить завтра, в таком-то морге, в такой-то час. У Лидии началась нервная горячка, и её увезли в госпиталь, а прямо оттуда погрузили в теплушку и депортировали вместе с маленьким сыном. Они ехали почти до Душанбе. А там, в степи, не доезжая до города, весь состав вычистили, выгнали на улицу, и поезд ушёл. Им невероятно повезло. На группу приехавших налетели басмачи, и старший из них обратил внимание на девочку с ребёнком. Он распорядился поместить их в своём доме — на женской половине мать, на мужской половине сына. И вот так они жили три года.
Это было сильнейшее впечатление Элия Михайловича — что лучше басмачей нет людей. Их депортировали в 27-ом году, прожили они в этой семье до 31-го года. А когда Элию исполнилось пять лет — это одно из ярчайших его воспоминаний — хозяин дома, «ата», посадил его на ишачка, и, держа ишачка под уздцы, провёл по всей комнате, по всему жилищу. Это было посвящение в мужчины. После этого ему дали маленькую тюбетеечку, и он её хранил до конца. А в 31-ом году, когда наши начали зачистку Средней Азии, тот же хозяин дома сказал Лидии Михайловне: «Ты из Москвы, тебе надо пробираться обратно». Дали ей в дорогу каких-то лепёшек и отправили её с сыном.
И через четыре месяца они до Москвы добрались. Когда стали оформлять документы, Лидия Ивановна сказала: «Я хочу, чтобы вы написали ребёнку национальность по отцу, он итальянец». В 1969 Итальянская Академия современного искусства присудила Белютину золотую медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение» Ей, конечно, ответили: «Да ты что, с ума сошла, его вышлют сразу! Пиши русский. И имя тоже дурацкое». И в паспорте написали имя Элиго — похоже на слух на Илиджио, но обозначает не святого, а «электрификация городов». А фамилию — Белютин.
Это был 1931 год, а через десять лет 16-летний Элий ушёл добровольцем — 27 июня он уехал с эшелоном копать окопы под Москвой и спустя ещё две недели уже был в действующей армии. А в сентябре его представили к ордену Красной звезды — за то, что вывел из окружения 400 красноармейцев. Как он сам говорил, дело было не в героизме или в каких-то там особенных талантах — в тех местах, где шли бои, он годом раньше писал этюды.
Ватные штаны. Видели бы свою внучку ее аристократические прабабушки, в нарядах с пышными кринолинами, как в корсеты, утянутые в тысячи дворянских условностей. Перед выступлением она наскоро переодевалась во взятые под расписку платья из депо театральных костюмов в саду «Эрмитаж». Единственный главный приказ Нины самой себе был один: «До конца войны — никакой любви». Какая уж тут любовь, и в самом деле?!
После Парада Победы 24 июня 1945 года в Кремле был прием, в котором принимали участие атташе стран-союзников. Там же поляки вручали пять своих золотых крестов — высшие символы воинской славы страны, красоты неимоверной, их внешний вид не менялся с XVII века. Вручали эти награды маршалу Рокоссовскому, Жукову, Коневу, лейтенанту Элию Белютину и старшему лейтенанту, «артистке» и, теперь уже можно это писать, разведчице Молевой. Тогда она впервые увидела своего будущего мужа. Который в свои 16 лет вывел из окружения 400 красноармейцев, раненый, едва избежавший ампутации, рисовавший потом в госпитале только левой рукой, через боль, чтобы восстановить ее функции. Но в ту первую встречу в Кремле никакого впечатления, если честно, она на него не произвела. И он на нее, кстати, тоже. А моя война уже кончилась, я была свободным человеком...
Вертится, вертится калейдоскоп. Что должно — сбудется, как бы ни старались мы сами избежать приготовленного специально для нас чуда... Второй раз они встретились уже в 49-м. Спустя четыре года. В Исторической библиотеке. Элий заканчивал аспирантуру, Нине оставалось еще учиться. Оба окоченевшие, — написала она потом в одной из сотни своих книг. В густеющий сумрак пустынной аллеи вышли будущие супруги Белютины».
Они закончили этот разговор только 63 года спустя. Неспособная превратиться в быль... В этом доме много десятилетий жили совсем другие люди. Хлопали входными дверями работницы заводов и фабрик, сбегали по стертым мраморным ступенькам комсомолки и комсомольцы, гуляли с колясками ширококостные советские мадонны, работяги, вытягивающие из жен в день получки пару десяток, пережившие «хлебные карточки» и войну старухи с запавшими глазами. Целую пятикомнатную квартиру за стеной одна занимала Фотиева, секретарша Ленина. Невозможно, немыслимо было представить в этом обычном доме... Да и был ли он там еще? Как проверить?
Поездки художника Ивана Гринева во Францию — были ли и они? Сама Франция, оставшаяся за «железным занавесом», тоже превратилась в сказку. Отель «Друо» — Париж, Монпарнас, — в котором находился один из любимых дедом Гриневым аукционных залов, элегантный, ставший прообразом громких и шумных аукционов уже нашей эпохи. Купил в каком-то частном, распродававшемся собрании. Картину датируют 1478 годом, заканчивал ее уже не Леонардо, а его современник и ученик Бернардино деи Конти». Элий Белютин на фоне древнегреческой скульптуры. Фотография из личного архива Иван Гринев женился только в 73 года. До этого не считал возможным, отдавая всю силу и страсть коллекции.
Его супруга, 45-летняя княжна Мария Курбатова, через девять месяцев подарила ему очаровательную и единственную дочь Лидочку. Та в свою очередь вышла за итальянца Микеле Белуччи. И так далее, так далее... Заполучить дедову квартиру назад казалось совершенно невозможным. Но Моссовет по просьбе редактора журнала «Вопросы истории», где работала Нина Михайловна, вдруг предложил вернуть ей часть жилплощади деда мужа. Три комнаты из двенадцати. Мама Элия, та самая дочь княжны Курбатовой Лидочка, которой сравнялось уже 98, объяснила детям, где спрятан клад. Как его искать.
На дворе стоял 68-й год... Я вижу эти антресоли, волшебную дверцу, без золотого ключика открывавшую дверь в неведомую страну, в прошлое. Неужели на них никто так и не залез за 50 лет? Но оказывается, комната под антресолями принадлежала одним людям, а соседняя — другим. И те между собой так и не решили, чьи они. Хотела ли она? Я представляю себе, как забиралась худенькая и молодая Ниночка Молева по приставной лестнице на самый верх, пробираясь на навесные полати, сбоку Элий нашел дверцу, которая вела на этот фальшивый потолок; как не дышала и боялась сорваться оттуда, или — хуже того — что там ничего не окажется... Из захламленного «запасника» они доставали картину за картиной, с трудом осознавая: дедово наследство все-таки существует.
Оно материально. Что делать с ним? Частный музей Белютина был развернут еще при советской власти. Власти вопреки. Десятки картин раздарили супруги советским музеям. И 14 полотен — Третьяковке. Может быть, поэтому, думаю я, им и оставили все эти шедевры, не национализировав их тут же «в пользу государства». О чем вы, Катя!
Господи, да у нас даже второго замка в те годы не было», — она пытается объяснить мне это, но я, дитя другого времени, все-таки ее не понимаю. Рубенс — и ничего? Так не бывает.
По словам Нины, Микеле приобрёл на аукционах конфискованные из царского двора картины Веронезе и Тициана.
В некогда шикарном особняке который стал обычным коммунальным домом поселился сам Элий который стал известным неофициальным художником. Элий Белютин и художники студии "Новая реальность" в Ярославле. Кстати, именно Элий был организатором разгромленной Хрущёвым выставки 1962 года — в Манеже выставлялись его ученики, белютинцы из студии художника "Новая реальность". Что это за лица?
Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! Вы что — мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать?
По словам театрального критика Григория Заславского, именно эта выставка является окончанием "оттепели" и началом последующего застоя. Элий Белютин родился в 1925 году. Он учился в московском художественном институте имени Сурикова. В 1954 году основал "Экспериментальную студию живописи и графики", где проводил занятия.
Выставка Элия Белютина в Артефакте
Элий Белютин основал объединение «Новая реальностью», через которое прошли около 3000 тысяч художников, многие из них стали известными. Там-то я впервые и увидела работы Элия Белютина и его учеников, о которых прежде совсем ничего не знала. 11 февраля на 99-м году жизни скончалась вдова художника Элия Белютина Нина Молева. Вдова художника Элия Белютина, хранительница крупнейшей в Европе частной коллекции живописи, в которой Рубенс, Эль Греко, Микеланджело, разматывает ниточку их удивительной истории. Элий Белютин стал выставлять свои картины за рубежом с начала 1960-х годов. Согласно официальной версии, собирать ее начал около 150 лет тому назад дед Элия Белютина, художник московской конторы императорских театров Иван Егорович Гринев.
Музей изобразительных искусств открывает выставку Элия Белютина «Новый взгляд на реальность»
Сообщалось, что Польша обратилась к вдове художника Нине Молевой, ставшей после смерти Элия Белютина его единственной наследницей, с просьбой передать собрание этой стране и захоронить художника на польской земле. После кончины художника (Элий Белютин в 2012 году ушёл из жизни) его вдова продолжила сотрудничество с художественной галереей Калининграда, передавая в её фонд работы мужа. На протяжении всей жизни Элия Белютин продолжал работать, разрабатывая собственную теорию контактности и свое направление "Новой реальности", вместо подсознания предлагая опираться и адресоваться к надсознанию. Картины Элия Белютина, переданные в дар Псковскому музею, хотели видеть в Литве и Польше. Элигиуш Белуччи или Элий Белютин – известный московский художник, скульптор, теоретик искусства, профессор, член Итальянской Академии современного искусства. Элий Белютин основал объединение «Новая реальностью», через которое прошли около 3000 тысяч художников, многие из них стали известными.
От Белютина с любовью
Необычные картины на тему «Искусство в себе» демонстрируются впервые. Элий Белютин — художник-абстракционист, создатель творческого объединения «Новая реальность», произведения которого выставлены в музеях России, стран Европы, Азии и Америки. Его причисляли к представителям так называемого «неофициального искусства» 60-х годов XX века.
Она объясняет, что бояться полицейских, что дежурят внизу, не надо — свои люди, после интервью она выйдет за мной на лестничную клетку, так заранее договорено, чтобы они поняли, что все в порядке. Когда я прощаюсь, то, уходя, машу рукой стражам порядка — уже как старым знакомым.
Я боюсь спрашивать о цене этих картин. Потому что понимаю: есть вещи бесценные. Сколько стоят утраты и обретения? Жизни и смерти?
Войны, революции, любовь, расставания владельцев этой коллекции, их встречи — все здесь переплетено в одно, в историю России ХХ века, сложным, запутанным, но, всматриваясь издалека, невероятно прекрасным рисунком. Нина Молева и «Кающаяся Магдалина» Тициана. Фотография из личного архива «Баланс столетия» — так называется и книга мемуаров Нины Молевой. Как в калейдоскопе: тряхнешь трубку — и картинка меняется...
И ни одна — как ноты в гамме — не повторяет другую. А человек? С какой бы вы хотели услышать нашу историю? Я пожимаю плечами, мысленно перетряхивая калейдоскоп.
Имена, рождения, судьбы... Их слишком много. Главное, не запутаться... Сын оперного итальянского дирижера литератор Микеле Белуччи приехал в заснеженную Россию после революции.
Он женился здесь на дочери художника императорского театра Ивана Гринева и урожденной княжны Курбатовой, у молодых родился единственный сын Элий, названный так отцом в честь любимого итальянского святого. В наследство от отца Элий получил еще переиначенную на русский лад фамилию Белютин. И наше же отчество Михайлович. Для Италии мнение семьи — это главное».
Микеле Белуччи, «Михаила Стефановича Белютина» из местечка Белуно, взяли прямо на улице в 27-м и без суда и следствия расстреляли. На допросе он сохранил тайну драгоценной коллекции своего тестя, в Гражданскую войну укрытой в доме на Никитском. Художникам очень хорошо платили тогда — за постановку он получал целых 10 тысяч рублей золотом. А премьерных спектаклей в их театре в году было одиннадцать.
Иван Егорович горел желанием стать меценатом, как Морозов или Третьяков, как Щукин, поэтому во время отпуска посещал самые дорогие европейские аукционы, где покупал картины, представлявшие художественную ценность, — у самого была русская народная «чуйка», но нередко он отправлялся за границу с художником Константином Коровиным или Александром Головиным и ни разу не ошибся в выборе, мечтая когда-нибудь открыть в Москве бесплатную галерею своего имени для народа... Простой люд не пожелал приобщиться к чуждому буржуазному искусству. Горели костры из книг и картин, брошенные в топку свидетельства истории. Наверное, Леонардо да Винчи в старинной деревянной раме взялся бы особенно хорошо...
Большая часть потолков в их доме имела высоту 3 метра 5 сантиметров, а меньшая — пять метров. Между разницей потолков соорудили комнатушку, в которую вела деревянная дверца, залезть туда было нелегко. В 1919-м дедушка Гринев снял картины с подрамников, намотал на деревянные скалки Рембрандта и Рубенса, распихал по пыльным мешкам скульптуры — и Микеланджело, спрятал все это добро в том самом «пустом» пространстве. До лучших времен.
Семью выгнали вон. Комната, хранящая в себе драгоценные сокровища, отошла представителям победившего пролетариата. Рубенс «Портрет инфанта». Фотография из личного архива До того момента, как сюда, много десятилетий спустя, въедут счастливые молодожены Белютины, Элий и Нина, ремонта в коммуналке, слава богу, так и не сделают.
И снова переворачивается картинка судьбы. Но уже под иным ракурсом. Я вижу в объективе юную Нину Молеву. И ни один из них не эмигрировал!
Дед Нины по матери служил последним дежурным генералом его величества императора Николая Второго на Западном фронте, получил шесть именных писем царя с благодарностью за безупречную службу, Февральскую революцию встретил в ставке Верховного главнокомандующего. Но когда встал вопрос, с кем он, ни секунды не задумывался: «Я присягал России, а кто ею будет управлять — это в моей присяге отсутствует. Я как был, так и умру русским солдатом! От старого боевого ранения.
В своей постели. Тем не менее, я знаю одно: на собственной земле взять в руки оружие против своего народа невозможно, немыслимо». И он попросил жену с единственной дочерью, моей мамой, никогда не покидать родину», — вспоминает Нина Михайловна. Уговаривал их как мог.
Но бабушка осталась верна слову, данному мужу». Микеланджело «Юный фавн». Фотография из личного архива Родовое гнездо их было в Ливнах Орловской губернии. Степной городок, в прошлом одна из крепостей, защищавших южные рубежи Московского государства.
В начале прошлого века здесь было два нотных магазина на девять тысяч человек населения. Развожу руками: да, были люди... Ее бабушка, мама матери, София Стефановна Матвеева, — из рода Тургеневых: ее прадед — двоюродный внук писателя. Сама же София Стефановна первой из русских женщин закончила знаменитую Сорбонну, получила невероятный даже по нынешним временам диплом магистра математики...
Фиктивный брак «за первого встречного» превратился в брак по большой любви — штабс-капитан, сын бедного крестьянина, ничего за душой не имевший, кроме офицерского жалованья, вырос в того самого «красного генерала». Его похоронили в Ливнах со всеми почестями. Революционные «люди в кожанках» опоздали — бумага на его арест пришла через несколько дней после его смерти. Опасаясь преследований, мать и дочь Матвеевы перебрались из Ливен в Ставрополь.
Минька Молев, Минька-голубятник, абсолютная шпана по тем временам — и моя мама, вчерашняя гимназистка, голубоглазая и с русой косой... А к двум часам на станцию Коминтерна привезли 15-летнюю активистку московского пионерского движения Нину Молеву, до самой войны ведущую детские концерты в Колонном зале Дома союзов, с тем чтобы она обратилась ко всем ребятам Советского Союза.
Элий Белютин родился в 1925 году. Он учился в московском художественном институте имени Сурикова. В 1954 году основал "Экспериментальную студию живописи и графики", где проводил занятия. В 1960-е годы он выставлялся во Франции.
Тот факт, что в Министерстве культуры будет практически невозможно получить официальное разрешение на вывоз из страны работ великих мастеров несмотря на дарственные, завещания или иные документы, подтверждающие переход права собственности , почему-то никого не смущал.
История получила продолжение в конце января, когда на телеканале «Культура» вышел сюжет, сообщающий, что «уникальная коллекция живописи, собранная Элием Белютиным, 1 апреля 2013 года перейдет в собственность государства». В сюжете сообщалось о визитах к Нине Молевой высокопоставленных чиновников из Кремля и демонстрировалось поручение президента, на основании которого для коллекции требовалось подыскать достойное помещение к сожалению, на момент написания статьи на официальном ресурсе www. Камера показала квартиру, заполненную произведениями искусства, между которыми привычно гуляют хозяйские коты. Было рассказано обо всем — кроме самого интересного: какие эксперты, когда и на основании каких исследований подтвердили подлинность коллекции Белютина? И каково происхождение коллекции? Собрание Элия Белютина было известно еще в советское время и окружено тайной, как и сам его владелец, официальные биографии которого очень лаконичны. Участник разруганной Хрущевым манежной выставки 1962 года, Белютин со временем занял достаточно прочные позиции в советской творческой иерархии, и принадлежащая ему коллекция органично завершала образ успешного художника.
Тем более что, по воспоминаниям современников, темы успеха, посещений мастерской руководителями партийной верхушки СССР, близости к властным структурам часто всплывали в разговорах Белютина. О коллекции знали друзья художника, ее видели гости, приходившие к нему в дом. Имена великих мастеров, которые называли хозяева, безусловно, производили впечатление, особенно на тех, кто понимал, насколько трудно не то что купить, а просто физически найти в СССР вещи авторов такого уровня. Удивляло, как безбоязненно хозяева демонстрировали свое собрание, ведь обычно советские коллекционеры, даже принадлежавшие к кругам художественной и научной элиты, были осмотрительны и не стремились афишировать собственные коллекции. Для Москвы того времени было несколько странно слышать открытое хвастовство коллекцией: вот Тинторетто, а вот Тициан, тут у нас Рубенс и так далее. Картины у них висели везде, даже на потолке. Они жили тогда где-то недалеко от Маяковки в странном большом сером доходном доме в полуподвальной квартире.
День памяти и скорби: Графика Элия Белютина, 1941 г.
В галерее Артефакт на Пречистенке небольшая выставка работ Элия Михайловича Белютина (1925-2012) – художника-авангардиста и теоретика русского искусства второй половины ХХ века. Выставка произведений Элия Белютина – дань огромного уважения и почтения к художнику и его вдове, которая на протяжении многих лет является покровителем и добрым другом Музея. Свою педагогическую методику Элий Белютин оформил в «Теории всеобщей контактности». художник, историк и теоретик искусства, педагог.