Улицы города Захедан на юго-востоке Ирана заполнились протестующими, когда белуджи, иранский народ, вышли на демонстрации против политических репрессий и казней граждан.
Проблема белуджей и пуштунов “подрывает” ситуацию в Пакистане и в регионе в целом
Конфликт, разразившийся в 1948 году, не разрешен до настоящего времени, а события января 2024 года — это его отголоски. Какие страны охватывает Белуджистан? На сегодняшний день область фактически разделена на провинции, которые входят в состав следующих стран: Пакистан — провинция Белуджистан; Иран — провинция Систан и Белуджистан; Афганистан — Гильменд, Кандагар. Население всей провинции составляет более 7 млн человек. Административный центр — город Кветта. Провинция несколько раз страдала от землетрясений.
Самое разрушительное постигло регион в 1935 году, когда в результате подземных толчков погибло около 20 тыс человек. Жертвами той трагедии стали три человека. Одной из основных проблем провинции для властей Пакистана остается сепаратизм. Из крупных военных формирований в Белуджистане действуют Освободительная армия Белуджистана и Джундалла. Население провинции — порядка 2,5 млн человек.
Белуджи в Иране уже много лет борются против правительства. Район, в котором они живут, считается регионом Белуджистан, но позже Иран хотел персидизировать этот регион, назвав его Систан-Белуджистан. Центр — город Захидан. Время от времени в провинции происходят столкновения между иранскими военными и вооруженными белуджами. Еще когда Ахмаднежат был президентом, было организовано нападение на его автоколонну. В Иране белуджи почти не представлены в правительстве, поскольку предпочтение отдается джафаритской ветви шиитского халифата. Белуджи подвергаются дискриминации в Иране из-за своей религиозной принадлежности и национальности. Это один из факторов, который мешает гражданам комфортно жить в стране.
Идеология панфаризма проводит политику изгнания и постоянного унижения белуджей. Белуджи считаются самой бедной общиной в Иране. Правительство Ирана выделяет белуджам очень мало средств из бюджета. Мало школ, широко распространена неграмотность и так далее». Солтан отметил, что к белуджам применялись все виды дискриминации.
Но часть усвоила языки тех областей, где проживает. Потомки монголов в Афганистане и их современное положение. Вожди белуджей Ирана 1902 г.
Большинство белуджей — мусульмане-сунниты, но некоторые, в частности, проживающие в отдельных районах иранского Белуджистана , исповедуют шиизм. Важную роль в культурных традициях белуджи отводится матери, которая прививает новому поколению знание о народных обычаях. У них существует богатая традиция сказительства. В своей повседневной жизни и социальных отношениях белуджи руководствуются кодексом поведения, известным как Белухмаяр, или «путь белуджи».
И, наконец, очень часто белуджам подбрасывают наркотики. Этим, в частности, любили заниматься сотрудники упраздненной ныне службы по борьбе с наркотиками, и именно они пытали и в итоге посадили Мансура Мингелова. Порой белуджам предлагают перевезти наркотики или еще как-то сомнительно заработать. Не имея образования и испытывая сложности с трудоустройством, некоторые из них соглашаются, а потом узнают, что их подставили силовики.
Один из немногих легальных способов заработать на жизнь для белуджей — сельское хозяйство. Они выращивают хлопок и пшеницу на арендованных у государства полях. Но и здесь их дискриминируют: им труднее добиться подачи воды или поставки удобрений, чем этническим туркменам. Мансур Мингелов с юношеских лет боролся против дискриминации своих соплеменников, о чем он знал не понаслышке: с несправедливыми приговорами столкнулись два его брата. В армии, будучи старослужащим, Мансур вступился за новобранца-белуджа. Из-за этого он получил первую судимость, но вскоре вышел на свободу по помилованию. В 2012 году брат Мингелова стал фигурантом дела о наркотиках. Мансура также задержали в рамках этого дела, избили, а потом поместили в центр реабилитации наркозависимых.
Он не принимал наркотики, но силовикам нужно было выиграть время, чтобы зажили следы нанесенных ему побоев.
Белуджи вышли на протесты против репрессий в Иране
- Белуджистан – что это такое?
- Мятеж в Белуджистане
- Белуджи вышли на протесты против репрессий в Иране
- Белуджский сепаратизм в Иране
Белуджский сепаратизм в Иране
Несмотря на то что обе группировки уже являются частью Белуджского Рааджи Аджои Сангара BRAS , иначе называемой «Белуджским фронтом национальной свободы» — головной организации для белуджских повстанческих группировок — это объявление сигнализирует о потенциальной эскалации повстанческой деятельности в пакистанской провинции Белуджистан. Тогда в результате теракта погибли три китайских инженера и были ранены еще 11 человек. ФОБ поддерживает присутствие боевиков в прибрежных округах Макран и Аваран на протяжении двух десятилетий. Назар первоначально основал Студенческую организацию белуджей в 2002 году. Это была радикальная молодежная организация, запрещенная в Пакистане только в 2013-м по обвинению в поддержке вооруженных группировок белуджей. В 2004 году Назар отошел от поддержки студенческого радикализма и вместе с рядом единомышленников основал ФОБ. Группировка ОАБ привлекла к себе внимание летом 2000 года, после того как взяла на себя ответственность за взрыв бомбы на рынке в пакистанском городе Кветте.
Первоначально ОАБ возглавлял Балах Марри, сын Наваба Хайра Бахша Марри, который был сторонником марксистской линии, участвуя в белуджском повстанческом движении 1970-х годов. Даже сегодня Балах Марри остается символом белуджских повстанцев. Однако через три года после его смерти в ходе военной операции на пакистано-афганской границе в 2007 году в ОАБ возникли внутренние разногласия.
Один из плакатов гласил: «Халатность, пули, казни — участь белуджей в Иране». Будучи одновременно этническим и религиозным меньшинством мусульман-суннитов, белуджи давно сталкиваются с преследованиями. По текущим оценкам, численность представителей этого народа в Иране составляет от 1,5 до 2 миллионов человек. Наряду с курдами, сообщество белуджей остается мишенью жестоких репрессий. На их долю приходится наибольшее число казней в стране.
Так, 3 января в пакистанской провинции Белуджистан были убиты 11 шахтеров из числа шиитов-хазарейцев, ответственность за которое взяло на себя «Исламское Государство провинции Хорасан» запрещено в РФ , подкрепив это соответствующим графическим изображением. На протяжении последних двух десятилетий хазарейское меньшинство подвергается атакам террористов-смертников и целенаправленных убийств: например, в январе и феврале 2013 г. Кветта Помимо усиления этноконфессиональной напряжённости, деятельность радикальных группировок, включая местный филиал «ИГ» фактически объединившиеся с ним по меньшей мере, с 2015 г. Посетив через неделю после теракта 3 января общину хазарейцев, премьер-министр Пакистана Имран Хан вновь обвинил в поддержке «ИГ» соседнюю Индию, якобы заинтересованную в разжигании беспорядков в Пакистане, и особенно в Белуджистане. Соединяя сетью автомагистралей, железных дорог и трубопроводов китайский Синьцзян с «китайским» же портом Гвадар на побережье Аравийского моря в «пакистанском» Белуджистане, CPEC видится важной мишенью для террористических группировок, используемых как средство геополитического «сдерживания» Поднебесной. В 2018 году боевики белуджского происхождения напали на консульство Китая в Карачи, встретив противодействие со стороны местных сил безопасности. Аналогичным образом сепаратисты напали на пятизвездочный отель в Гвадаре в 2019 году, убив пять человек. Как представляется, январский теракт также является серьёзным предупреждением — как китайскому персоналу, так и местным властям: безопасность по-прежнему под угрозой. Беспорядки в разделённом границами трёх государств этногеографическом регионе препятствуют реализации и других коммуникационных проектов среди которых газопровод из Ирана в Пакистан и Индию. Прогнозы западных экспертов свидетельствуют о постепенном превращении привлекающего джихадистский «интернационал» неспокойного региона в непреходящую «головную боль» и в «яблоко раздора» для Ирана, Пакистана, Индии и Китая. Карта «Великого Белуджистана» выходит далеко за пределы этноязыкового ареала белуджей, создание национального государства которых едва ли видится реальным. В то же время, не оформившееся в должной мере институционально и питаемое в основном конфессиональными противоречиями белуджское национальное движение, как и прежде, будет оставаться относительно удобным объектом для внешних манипуляций. Примечания: 1 См.
Жертвами с обеих сторон границы становятся белуджские сепаратисты, которые угрожают обеим сторонам и используются как прокси третьих стран: США, стран Залива и Индии для борьбы с Пакистаном. Также это даёт Ирану и Пакистану обоюдную возможность приструнить вооружённые группировки, действующие в приграничных районах, поддержать в тонусе свои войска, а также рассказать местной аудитории о мощи национальных ВС. Согласно второй версии, белуджские экстремисты являются инструментом, который Запад и Израиль используют одновременно против Ирана и Китая, два ближайших соседа которого, входящих в ШОС Шанхайскую Организацию Сотрудничества , уже обменялись ударами из-за региона Белуджистан, в котором очень тесно завязаны интересы Пекина и где боевые действия, если они начнутся, очень сильно ударят по энергетической безопасности КНР. В пользу этой версии говорят по сути и считающиеся близкими к военному истеблишменту пакистанские журналисты, которые сообщают, что между Пакистаном и Ираном «ещё не закончилось». На территории Ирана удар наносится по самому государству и его территориальной целостности. Белуджские экстремисты уже заявили о расширении своей активности в Иране. Согласно официальному заявлению министра иностранных дел Ирана, эти «террористы, подвергшиеся нападению в Пакистане, связаны с Израилем». На территории Пакистана удар наносится, прежде всего, по находящемуся на финальной стадии проекту китайско-пакистанского экономического коридора СРЕС , безопасность которого постоянно подвергается сомнению как раз белуджами. Белуджистан в его обоих частях — пакистанской и иранской — играет стратегическую роль в китайской политике из-за прохождения экономических коридоров через эту провинцию и наличия важного порта, который теоретически можно использовать и в военных целях, поэтому нестабильность в Белуджистане может перечеркнуть все усилия Пекина. Посредническое участие Китая выглядит вполне обоснованно, учитывая финансовые интересы Поднебесной в регионе. По данным Reuters, после ударов по Ирану армия Пакистана приведена в «чрезвычайно высокую» боевую готовность. Пакистан стал первым государством, ударившим по территории Ирана со времён ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Иран же, в свою очередь, стал одной из немногих стран, которая нанесла ракетный удар по территории обладателя ядерного оружия. Несмотря на возникшую вероятность резкого обострения отношений между полноценной ядерной страной Пакистаном и державой, предположительно владеющей тремя зарядами Ираном , Вашингтон изначально старается занять гипертрофированно однобокую позицию, направленную на подстёгивание одну из сторон, и на дальнейшее углубление конфликта.
Почему режим мулл Ирана мстит белуджам?
Подчеркнем также, что с начала марта этого года белуджи проводят более масштабные акции протеста. Прежде чем говорить об этом, обратим внимание на историю и национальное происхождение белуджского народа. По сведениям, белуджи — это народ, компактно проживающий в Пакистане, Иране и Афганистане, язык которого относится к индоевропейской языковой семье. Ближайший к белуджам язык — курдский. В Иране они живут в провинциях Систан, Белуджистан и Керман и мало интегрированы в иранское общество. Большое количество белуджей, проживающих в Иране, ведут кочевой образ жизни. Белуджский язык — это язык, на котором говорят на территории Ирана, Афганистана, Пакистана и Туркменистана. В настоящее время общее количество носителей этого языка превышает 4,5 миллиона человек. Делится на два основных диалекта: западный и восточный. Письмо белуджей в Пакистане и Афганистане основано на арабском письме.
Теперь перейдем к кровожадным действиям мулло-персидского режима против белуджей. Согласно информации, опубликованной телеканалом «Азад Иран», в 2022 году в Иране было убито 628 этнических белуджей. Более 182 этнических белуджей были казнены по обвинению в хранении наркотиков.
Этнические белуджи, вступившие в борьбу за свои национальные права, подвергаются всевозможным притеснениям со стороны персидско-мулларского режима. Подчеркнем также, что с начала марта этого года белуджи проводят более масштабные акции протеста. Прежде чем говорить об этом, обратим внимание на историю и национальное происхождение белуджского народа. По сведениям, белуджи — это народ, компактно проживающий в Пакистане, Иране и Афганистане, язык которого относится к индоевропейской языковой семье. Ближайший к белуджам язык — курдский.
В Иране они живут в провинциях Систан, Белуджистан и Керман и мало интегрированы в иранское общество. Большое количество белуджей, проживающих в Иране, ведут кочевой образ жизни. Белуджский язык — это язык, на котором говорят на территории Ирана, Афганистана, Пакистана и Туркменистана. В настоящее время общее количество носителей этого языка превышает 4,5 миллиона человек. Делится на два основных диалекта: западный и восточный. Письмо белуджей в Пакистане и Афганистане основано на арабском письме. Теперь перейдем к кровожадным действиям мулло-персидского режима против белуджей. Согласно информации, опубликованной телеканалом «Азад Иран», в 2022 году в Иране было убито 628 этнических белуджей.
Главная причина радикализма белуджей Пакистана состоит в том, что получая значительные прибыли от эксплуатации газовых ресурсов края, Исламабад выделяет Белуджистану скудные средства на развитие инфраструктуры и экономики. Ситуацию усугубляют несколько дополнительных факторов. Во-первых, две провинции, особо отличающиеся националистическими тенденциями — Белуджистан в Пакистане и Белуджистан в Иране — граничат друг с другом, а значит имеют постоянное взаимодействие и большие возможности для эскалации и дестабилизации региона. Условно назовем регион Большим Белуджистаном. Во-вторых, как указано выше, провинции обладают важными стратегическими объектами - это иранский порт Чахбехар и пакистанский порт Гвадар. Значение морского порта в современных реалиях известно. Это место сосредоточения геополитических интересов, важнейшая экономическая база для региона и возможность многократного увеличения товарооборота.
Борьбу за Белуджистан ведут сразу две великие державы — Китай и Индия. Пакистанский Белуджистан занимает выгодное географическое положение - это выход на побережье Аравийского моря и Индийского океана, где расположены порты Ормара, Дживани. Гвадар — третий крупнейший порт после Карачи и Касима, был построен в 2002 году Китаем, для которого объект стратегически важен с нескольких ракурсов. Прежде всего, это стоянка для кораблей ВМФ, транспортный коридор для Западного Китая, возможность контроля над военной активностью США в зоне Персидского залива, а также связующее звено Иран-Пакистан, которое выступает в качестве дополнительной оси китайского трансконтинентального проекта. Сам Пакистан рассматривает провинцию Белуджистан в качестве инструмента реализации своих геополитических интересов, объект своих будущих стратегических амбиций. Гвадар для Пакистана - прежде всего интеграция экономики в Китай, а также доступ к рынкам Средней Азии для импорта энергоресурсов и экспорта китайских товаров.
Общая численность свыше 2 млн. Вилькинс, Среднеазиатская богема в Изв. Естествознания, Антроп. Брокгауза и И. Ефрона Белуджи — мн.
Белуджи и их культура: исследование обычаев и истории этого народа
И если представители других меньшинств, такие как казахи, узбеки, русские, хотя бы могут покинуть страну и уехать на историческую родину, то у белуджей нет своей земли, нет своего государства. По сути, эмигрировать этой группе людей некуда. Нередко силовики преувеличивают важность мелких правонарушений. Например, если белудж нелегально купил в воинской части порох для охоты почему его военные вообще продают? Иногда на представителей этой народности могут «повесить» преступления людей, которым больше повезло с деньгами или связями, вплоть до убийств. И, наконец, очень часто белуджам подбрасывают наркотики. Этим, в частности, любили заниматься сотрудники упраздненной ныне службы по борьбе с наркотиками, и именно они пытали и в итоге посадили Мансура Мингелова.
Порой белуджам предлагают перевезти наркотики или еще как-то сомнительно заработать. Не имея образования и испытывая сложности с трудоустройством, некоторые из них соглашаются, а потом узнают, что их подставили силовики. Один из немногих легальных способов заработать на жизнь для белуджей — сельское хозяйство. Они выращивают хлопок и пшеницу на арендованных у государства полях. Но и здесь их дискриминируют: им труднее добиться подачи воды или поставки удобрений, чем этническим туркменам. Мансур Мингелов с юношеских лет боролся против дискриминации своих соплеменников, о чем он знал не понаслышке: с несправедливыми приговорами столкнулись два его брата.
Я просто хочу помочь нашему гостю иностранцу. Хозяин хаты теперь решил ему отправить СМС на английском. И после этого СМС уже сам Педжман перезвонил, и мы поговорили. Он спросил: — Там точно нет полицейских?. Мы на хате, на кою меня пригласили с улицы. Я просто мечтаю обрести ночлег на эту ночь! Я просто сейчас вдали от Захедана. Но я свяжусь с моими друзьями, они приедут за Вами и доставят на хату другим нашим друзьям.
Была уже полночь. Вскоре двое друзей действительно приехали, и чувствовалось, как они сами немного чуток нервничали а вдруг там действительно полиция?!?! И вот, мы поехали-таки на новую хату, которая оказалась квартирой других людей, ранее также положительно отозвавшихся через сей интернет-клуб и приглашавших к себе. Однако, они совсем не прислали их номер телефона. Но они оказались друзьями Педжмана!. Таким образом, мы все тут встретились. Мы все потом на той квартире обсудили ситуацию. Хозяева дома молодая пара, но не будем называть их имена — персы.
А привезжие меня на машине сюда — белуджи. И Педжман тоже белудж. Но это не мешает им всем дружить меж собой. Они когда-то вместе проходили курсы английского, а Педжман и вовсе их учитель в этом вопросе. А объединило и подружило их то, что они совсем не считают себя строгими мусульманами и не приветствуют законы шариата. Этот оригинальный противоугонный блокиратор встретился мне в Захедане. Итак, в эту же ночь белуджи кои на машине привезли сюда в квартиру поведали, что в этом регионе и в Захедане, в частности совсем безопасно путешествовать. Никаких угроз со стороны белуджей в сторону персов либо иностранцев практически нет ну кроме, разве что, дурных на голову людей, что крайне редко.
И что правительство, якобы, лишь нагнетает обстановку. Впрочем, такое же мнение можно услышать от чеченцев в самой Чечне и коренных жителях во многих других неспокойных регионах хотя, конечно, много и таких представителей нац меньшинств, которые поддерживают правительственную точку зрения. Однако, когда эти двое ребят уехали к себе домой, Сана хозяйка квартиры поведала немного другую версию ибо, она то перс!! На самом деле, по её опыту, для них, персов, тут не так уж и безопасно. Ибо, всё-таки, некоторые а может, и многие белуджи действительно не любят персов. Видимо, за то, что те в лице персидского правительства не дают им политической независимости. Хотя, например, азеры а их в Иране почти 20 млн тоже не очень любят персов, но не воюют. Сей монумент с мусульманской символикой встретился мне на перекрёстке дорог при передвижении по Белуджистану.
Захват и допрос русского туриста На следующий день решил посмотреть город и на белуджей в нём. Музей в этот день был закрыт, пришлось ограничиться прогулкой по городу. Оказалось, что вплотную к городу примыкают скалистые холмы. Решил прогуляться по ним. Улица от базара вела постепенно наверх. Уже почти подошёл к месту, где можно забраться на вершину холма от последнего дома. Тут проезжал джип, сидящие в нём люди сразу вышли из машины, и окрикнули чужака. Они были в одежде, выдающей в них сотрудников органов.
Разумеется, сразу спросили паспорт для загрузки процесса. Далее обычные «Куда собрался? Офицер стал названивать куда-то. Конечно, начальству или в соответствующие отделы. Через минут 15 ему пришёл ответ, что надо везти иностранца туда-то, где по словам офицера иностранцу дадут сопровождающего в горы!!!. Ну конечно, эти слова были сказаны, дабы успокоить иностранного шпиона, и чтоб он поверил, что его действительно вскоре отпустят в горы вместе с сопровождающими его телохранителями. Мы приехали аж за 10 км от города в место, которое можно назвать блок-постом либо очень усиленным военизированным полицейским постом на трассе на подъезде к Захедану. Здесь останавливают большинство машин легковых и грузовых , некоторых хорошо проверяют, а у некоторых лишь документы.
В Белуджистане правительство Пакистана испытывало атомную бомбу. История и жизнь народа белуджи, по словам Абдуллы, похожа на взрыв атомной бомбы с замедленным действием. В 1947 году белуджистанцы попытались провозгласить свою независимость, но не нашли поддержки населения и присоединились к Пакистану. Окончив школу и колледж, Абдулла стал активистом студенческого движения за независимость Белуджистана, а в 1986? В годы учебы на факультете журналистики ЛГУ я начал писать статьи в пакистанские и афганские газеты. Занимался переводами, перевел на белуджский рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» и даже стихи Пушкина, которые были опубликованы в пакистанской газете.
С тех пор как Белуджистан стал провинцией Пакистана, большинство белуджи не могут читать и писать на родном языке, в школах преподается только государственный язык урду. После окончания университета Абдулла вернулся на родину и стал работать на телевидении ведущим литературных передач, издавать политический журнал, который приобрел большую популярность в Пакистане. Это не понравилось властям, и меня стали преследовать, — рассказывал Хафиз. Я продолжил здесь свою журналистскую деятельность, а публикуюсь в Пакистане и Афганистане. Но безграмотность народа приводит к усиленному влиянию исламских радикальных партий, которые поддерживают терроризм. Я уже не придерживаюсь радикальных взглядов молодости, вижу будущее нашей страны в расширении сотрудничества и урегулировании мирным путем ситуации внутри страны.
Политическая журналистика стала судьбой Абдуллы Хафиза, но не только: он писатель, поэт и артист. Книга рассказов Хафиза «Раненый рассвет» о жизни белуджи и войне в Афганистане времен талибов вышла в крупнейшем издательстве Пакистана.
Помимо собственно Пандшера, где собрались наиболее активные противники талибов, это, как нетрудно понять, весь Север страны, населённый таджиками, узбеками, туркменами и некоторыми другими непуштунскими народами, а также шиитский центр — в первую очередь хазарейцы, но не только они. Этническая карта Афганистана Но почему мировое сообщество «не замечает Пандшер»? Не стремится его поддержать так же открыто и активно, как Пакистан сегодня поддерживает талибов? Самый простой ответ на поверхности: если уж американцам не удалось за 20 лет превратить Афганистан в пространство, свободное от «Талибана», то кому охота брать на себя сегодня ответственность за новую войну против талибов? Но это будет только часть ответа.
Ведь если бы у тех же таджиков, узбеков и хазарейцев была надежда на то, что их односторонняя сецессия будет поддержана международным сообществом и что они, провозгласив независимость, не окажутся в итоге в ещё большей изоляции, чем талибы, контролирующие Кабул, то, вполне возможно, северные регионы Афганистана давно пошли бы по пути государственно-политического размежевания с пуштунским югом. Тем более, что лидер антиталибского сопротивления Ахмад Масуд, как и его отец ранее , ещё задолго до прихода талибов к власти говорил о том, что Афганистан нуждается в радикальной децентрализации по типу швейцарской модели: «Для меня децентрализация — это решение в пользу мирного процесса. В этом случае, я надеюсь, мы сможем решить структурные проблемы, которые позволяют иностранным странам злоупотреблять Афганистаном» Лидер антиталибского сопротивления Ахмад Масуд А вот что говорил отец Ахмада Масуда — Ахмад Шах Масуд, удерживавший контроль над Панджшерским ущельем и в годы войны с СССР в 1979-1989 гг. Я глубоко убежден, что это может быть обеспечено только демократией и демократически избранным правительством, основанным на принципе согласия»; «Истинное решение лежит только в такой политической и социальной ситуации и только при таком типе управления, когда все племена, все этнические группы и все люди будут видеть себя справедливо представленными», Ахмад Шах Масуд 1953-2001 Могила Ахмада Шаха Масуда до захвата Мавзолея талибами Осквернённая талибами их лидеры накануне захвата обещали, что не допустят кощунства могила Ахмада Шаха Масуда в Панджшерском ущелье Так что же мешает мировому сообществу поддержать идею идущей «снизу» децентрализации и даже возможной сепаратизации Афганистана? Вместо этого Афганистан всегда тяготел к фактической самостийности разных народов и территорий, из которых он формально состоял и которые по-настоящему объединяла, притом сугубо временно, лишь необходимость выгнать из страны очередную экспедицию «вооружённых цивилизаторов» либо свергнуть собственных правителей-модернизаторов, слишком оторвавшихся в культурном плане от «низовых» афганских сообществ. А мешает мировому сообществу «разглядеть» Панджшерское региональное сопротивление талибам, захватившим контроль над Кабулом, сама философия современного международно-правового устройства, согласно которой все без исключения регионы и территории являются политическими объектами, а не субъектами. То есть заложниками тех государственных границ, которые формально утверждены Уставом ООН и объявлены священными и неприкосновенными.
Даже если внутри этих границ творятся этно-конфессиональное угнетение, этнические чистки и геноцид. И даже если единственным путём к прекращению институционального насилия могло бы стать отделение угнетаемых территорий от угнетающего их «центра»… Языковая карта Афганистана. Также, как и в случае с этнической картой, видно сравнительно чёткое деление на в целом непуштунский север и центр — и в целом пуштунский юг Карта, на которой искусственно разделённый британцами народ по «Линии Дюранда» — пуштуны, конструируют карту «Великого Пуштунистана», захватывая при этом не только населённую пуштунами часть Пакистана, но и ряд непуштунских территорий, где живут белуджи и другие народы.
Белуджистан: долгосрочная угроза пакистано-китайским связям
Вообще типичной чертой пакистанских белуджей является их дисперсное расселение среди других народов, живущих в Пакистане: афганцев пуштунов , пенджабцев, брагуи, ласов и синдхов. Но, несмотря на этническое разнообразие Пакистана, местные белуджи хотя и не селятся особенно компактно, все же сохраняют свою идентичность и язык. Более того, окружающие народы нередко принимают многие элементы культуры и языка белуджей и в каком-то смысле ассимилируются ими например, некоторые брагуи заимствовали белуджский язык. Языковая ситуация в Туркменистане Язык диалект , на котором разговаривают туркменские белуджи, называется рахшани. Он существенно отличается от диалектов белуджского языка, использующихся в Пакистане, Иране и Афганистане. По мнению И. Зарубина 1 , язык белуджей Хорасана и Туркменистана сходен с принятым в западной диалектной группе, однако между ними существуют некоторые фонетические различия. Наиболее существенна разница между диалектами туркменских и пакистанских белуджей.
Зачастую они даже не понимают друг друга. Между речью туркменских и иранских белуджей различия не так значительны. Белуджским языком пользуются и проживающие в Туркменистане представители этноса брагуи. Они перекочевали сюда вместе с белуджскими кочевниками с территорий Ирана и Афганистана; тогда сами они считали себя белуджами клана брагуи, хотя некоторые представители старого поколения еще сохраняли свой язык 2 , относящийся к северодравидской ветви. Процесс их ассимиляции завершился в 1960-х годах. На территории Туркменистана брагуи 3 пользуются тем же статусом, что и представители других родов белуджей, с которыми они заключают браки 4. Тем не менее, как указывали респонденты-белуджи из деревни Турбин, все еще бытует мнение, что "чем темнее кожа, тем хуже" темная кожа типична для брагуи.
Как уже отмечалось, у туркменских белуджей возникла было своя собственная письменность, созданная в начале 1930-х годов на основе латинского алфавита, но она просуществовала лишь до 1938 года; за этот период было издано всего несколько учебников и брошюр политического содержания 5. До конца 1980-х годов туркменские белуджи могли использовать свой язык только в разговорной речи, ни газет, ни книг на нем не издавалось. Им была обещана возможность изучать родной язык в школах по белуджским букварям, разработанным на основе кириллицы. Однако после создания независимого Туркменистана, отмены кириллицы и введения латиницы созданные учебники остались лежать без применения. Историческое самосознание Культурная память не отражает реальную историю, а стремится интерпретировать ее при помощи таких мотивов, как поражение, предательство, месть, мудрый правитель, Золотой век, жертва и др. В некоторых случаях культурная память может быть значительно изменена или даже выдумана. В результате возникают народные предания, которые часто упрощают и приукрашивают историю, а иногда и пытаются адаптировать ее под сегодняшние реалии.
Предшественники сегодняшних туркменских белуджей Существует достаточно много теорий, касающихся арабского, индийского или иранского происхождения белуджей. Согласно легенде, корни белуджского этноса связаны с сирийским городом Алеппо и уходят во времена халифа Али двоюродного брата Мухаммеда. Его дядя переселился в область Макран, где женился на явившейся ему фее; у них родился сын, от которого и происходят все белуджи 6. По мнению В. Фроловой 7 , наиболее вероятной является "иранская" версия. В период V—VIII веков белуджи постепенно перекочевали с южного побережья Каспийского моря на сегодняшние территории своего расселения, находящиеся в Иране, Афганистане и Пакистане. В белуджских балладах и героических эпосах, повествующих о событиях XV—XVI веков, появляется слово болак, обозначающее клан.
Согласно сказаниям, белуджи делились на 44 болака 40 белуджских и 4 четыре клана, которые считались рабскими ; на протяжении веков клановая система претерпела значительные изменения, связанные с кочеванием и смешением отдельных кланов и основанием новых нередко причиной бегства из одного клана и основания нового были браки либо страх кровной мести. На изменение структуры белуджских кланов также влияли войны и тяжелые условия жизни, связанные с правлением отдельных ханов или вторжениями других народов. Пикулин 8 указывает, что этот процесс стал причиной исчезновения первоначальных белуджских болаков и привел к возникновению новых, более мелких групп. В Афганистане и Иране они получили название тайфа, а в Белуджистане — тумен; их создание основывается не столько на клановом, сколько на политическом принципе, предполагающем подчинение тому или иному хану. Первые кочевые племена белуджей появились на территории южного Туркестана поселок Серахс и г. Гафферберг 9 указывает, что сведения о пребывании белуджей в этой области можно найти и в Государственном архиве Туркменской ССР ныне Центральный государственный архив Туркменистана , где хранятся списки добровольцев в Красную Армию, составленные в 1919 году в Серахском районе. В них помимо туркменов были зарегистрированы и проживавшие здесь белуджи.
Основными причинами переселения белуджей из Афганистана и Ирана была нехватка пастбищ, усиление феодального гнета и вторжения чужих кланов. Белуджи и их государство: исторический экскурс В древние времена территория сегодняшнего Белуджистана служила своеобразным мостом между цивилизациями Месопотамии, с одной стороны, и Иранского нагорья и Индо-Гангской низменности — с другой. На старых картах территория современного иранского и пакистанского Белуджистана именуется античным названием "Гедросия". Оно присутствует и на одной из карт, где показан маршрут возвращения Александра Македонского из Индии 325 г. III в. Первые упоминания о белуджах на этой территории относятся к Х веку В VII веке в связи с приходом арабов, исламизировавших Персию и прилегающие к ней территории, появляется название "Мекран" "Макран" , которое обозначало засушливые пустынные районы у известного в древние времена как Гедросия побережья Аравийского моря. Как указывает белуджский автор М.
Балох 10 , уже в XV веке предводителю белуджей Мир Чакару удалось объединить племена и создать империю на землях юго-восточной Персии, южного Афганистана и нынешнего пакистанского Белуджистана уже тогда, вероятно, белуджи расселились на занимаемых ими сегодня территориях. Однако после смерти Мир Чакара эта империя рухнула. Государство Мир Чакара упоминается и другими авторами; подробное описание его правления и гражданской войны между племенами белуджей приводится в трудах таджикского философа-востоковеда М. Асимова и английского историка К. Босуорта: "Во II пол.
Район, в котором они живут, считается регионом Белуджистан, но позже Иран хотел персидизировать этот регион, назвав его Систан-Белуджистан. Центр — город Захидан. Время от времени в провинции происходят столкновения между иранскими военными и вооруженными белуджами.
Еще когда Ахмаднежат был президентом, было организовано нападение на его автоколонну. В Иране белуджи почти не представлены в правительстве, поскольку предпочтение отдается джафаритской ветви шиитского халифата. Белуджи подвергаются дискриминации в Иране из-за своей религиозной принадлежности и национальности. Это один из факторов, который мешает гражданам комфортно жить в стране. Идеология панфаризма проводит политику изгнания и постоянного унижения белуджей. Белуджи считаются самой бедной общиной в Иране. Правительство Ирана выделяет белуджам очень мало средств из бюджета. Мало школ, широко распространена неграмотность и так далее».
Солтан отметил, что к белуджам применялись все виды дискриминации. По его словам, именно поэтому белуджи более активно участвуют в акциях протеста, проводимых в последние годы.
Согласно официальному заявлению министра иностранных дел Ирана, эти «террористы, подвергшиеся нападению в Пакистане, связаны с Израилем». На территории Пакистана удар наносится, прежде всего, по находящемуся на финальной стадии проекту китайско-пакистанского экономического коридора СРЕС , безопасность которого постоянно подвергается сомнению как раз белуджами. Белуджистан в его обоих частях — пакистанской и иранской — играет стратегическую роль в китайской политике из-за прохождения экономических коридоров через эту провинцию и наличия важного порта, который теоретически можно использовать и в военных целях, поэтому нестабильность в Белуджистане может перечеркнуть все усилия Пекина. Посредническое участие Китая выглядит вполне обоснованно, учитывая финансовые интересы Поднебесной в регионе. По данным Reuters, после ударов по Ирану армия Пакистана приведена в «чрезвычайно высокую» боевую готовность. Пакистан стал первым государством, ударившим по территории Ирана со времён ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Иран же, в свою очередь, стал одной из немногих стран, которая нанесла ракетный удар по территории обладателя ядерного оружия.
Несмотря на возникшую вероятность резкого обострения отношений между полноценной ядерной страной Пакистаном и державой, предположительно владеющей тремя зарядами Ираном , Вашингтон изначально старается занять гипертрофированно однобокую позицию, направленную на подстёгивание одну из сторон, и на дальнейшее углубление конфликта. Официальный представитель Госдепартамента Мэтью Миллер заявил, что США осуждают удар Ирана по Пакистану, демагогически при этом утверждая, что якобы именно Иран является ведущим спонсором терроризма в регионе. Активно разжигает таким же способом конфликт и New York Times , однобоко и безапелляционно заявляющая: «Иран нанёс ракетные удары по своим соседям — Пакистану и Ираку, вызвав резкие осуждения со стороны обеих стран и усилив опасения, что волнения на Ближнем Востоке могут выйти из-под контроля. С тех пор как в октябре началась война в Газе, Иран использует свои марионеточные силы против Израиля и его союзников. Но 16 января он заявил, что его последние ракетные удары были нанесены в ответ на террористические атаки в пределах его границ. Тем не менее ракетные удары усилили напряженность в регионе, где конфликт уже затронул как минимум пять стран». Прозападные медиа пытаются вбрасывать нарративы в духе того, что удар Ирана по территории Пакистана означает, что КСИР считает Пакистан несостоятельным государством, не способным контролировать свою территорию.
Традиция По традиции, Джалал Хан был правителем и основателем первой конфедерации белуджей в 12 веке. Он может быть таким же, как Джалал ад-Дин Мингбурну, последний правитель Хорезмийской империи.
Подразделения По данным на 2008 год, в Афганистане, Иране и Пакистане проживало от восьми до девяти миллионов белуджей. Они подразделялись на более чем 130 племен. По некоторым оценкам, эта цифра насчитывает более 150 племен, хотя оценки варьируются в зависимости от того, как подсчитываются подтрибы. Племена, известные как таман , возглавляются вождем племени тумандаром. Подтрицы, известные как парас, возглавляются мукваддамом. Пять племен белуджей получили свои одноименные имена от детей хана. Многие, если не все, белуджские племена могут быть отнесены к Ринд или Лашари в зависимости от их фактического происхождения или исторической племенной принадлежности, которая переросла в межпоколенческие отношения. Это основное разделение было усилено 30-летней войной между племенами Ринд и Лашари в 15 веке. Пакистан В районе Дера Бугти базируется 180 000 Bugti.
Они разделены между рахиджа бугти, масори бугти, калпар бугти, марехта бугти и другими подплеменами. Талал Акбар Бугти был лидером племени и президентом партии Джамхури Ватан с 2006 года до своей смерти в 2015 году. Хирбайир Марри возглавляет Армию освобождения Белуджистана после смерти своего брата в 2007 году.
Российский институт стратегических исследований
День единства белуджи и пуштунов был учрежден в 1949 году для того, чтобы подчеркнуть единство и братство двух родственных народов. День единства белуджи и пуштунов был учрежден в 1949 году для того, чтобы подчеркнуть единство и братство двух родственных народов. Реакция Исламабада на восстание белуджей была резкой, но широкомасштабные операции по зачистке провинции пакистанской армией проводятся редко. Если мир продолжит игнорировать реальность и важность неперсидских народов, это приведет к гражданской войне в Иране, и к тому, что аятоллы создадут ядерную бомбу». БЕЛУДЖИ (балош, балуш; самоназвание – балучи, балочи), народ в Пакистане (Белуджистан и Синд).
Белуджи и их культура: исследование обычаев и истории этого народа
В пакистанской провинции Белуджистан уже несколько десятков лет действуют несколько сепаратистских организаций белуджей — пятой по величине народности Пакистана. Белуджи — народ арийского происхождения со специфическим этногенезом и клановым устройством. Белуджи обитали в то время в Кермане и к востоку от него, в Сейстане, занимаясь кочевым скотоводством. Белуджи народ фото. Читайте также.
Навигация по записям
- Белуджи | это... Что такое Белуджи?
- Форма поиска
- Провинция Белуджистан »
- Главное сегодня
- Афганистан. Герат. Кочевники Белуджи.
Где поднимется «новый Дубай»
Дважды белуджи поднимали крупные восстания: в 1963 и 1973гг. В 1973г. на восстание против правительственных войск поднялись 50 тысяч белуджей. На юго-востоке Ирана проживает еще один безгосударственный народ ближнего Востока – белуджи. К тому же белуджи вторая по количеству народность мира после курдов, которая не имеет собственного государства. Белуджи и пуштуны относятся к хазарейскому населению весьма прохладно, так как считают хазарейцев низшей частью афганского / пакистанского общества.