«Женитьба Бальзаминова» неоднократно издавалась[11] и не уходила надолго с театральных подмостков за все время своего существования, пережив и советский период ХХ века, и войдя в новый ХХI век. Наверное, многие помнят старый фильм «Женитьба Бальзаминова». Фильм создан по одноименному произведению ского "Женитьба Бальзаминова". Комедия Константина Воинова "Женитьба Бальзаминова"По мотивам трилогии ского.
Читать книгу: «Женитьба Бальзаминова»
«Жени́тьба Бальзами́нова» — пьеса русского драматурга Александра Николаевича Островского. Эта пьеса замыкает трилогию о молодом чиновнике Бальзаминове. В тот год город переживал настоящее нашествие съёмочных групп — одновременно снимались «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублёв» и «Выстрел». Смотрите онлайн советскую комедию «Женитьба Бальзаминова» (1964) в хорошем качестве на «Триколор Кино и ТВ». Линская Юлия Николаевна (Павла Петровна Бальзаминова, вдова) Васильев 2-й Павел Васильевич (Михайло Дмитрич Бальзаминов, сын Павлы Петровны) Воронова (Рамазанова) Наталья Петровна (Акулина Гавриловна Красавина, сваха) Рамазанова Ольга Андреевна.
«Женитьба Бальзаминова», краткое содержание по главам пьесы Островского
«Женитьба Бальзаминова» – пьеса в жанре комедия, написанная и опубликованная в 1861 году. Комедия Константина Воинова "Женитьба Бальзаминова"По мотивам трилогии ского. Александр Николаевич Островский За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова) Картины московской жизни. Смотреть онлайн фильм «Женитьба Бальзаминова». В онлайн-кинотеатре PREMIER с оригинальным российским контентом вы можете посмотреть тысячи сериалов, фильмов и шоу в формате Full HD, 1080 и 720 на телевизоре SmartTV в Ultra HD 4K и с любого устройства. «Женитьба бальзаминова» на фестивале «Вперед к островскому» в балтийском доме. «Жени́тьба Бальзами́нова» — пьеса русского драматурга Александра Николаевича Островского. Эта пьеса замыкает трилогию о молодом чиновнике Бальзаминове.
Островский Александр Николаевич: Женитьба Бальзаминова
Комедия Константина Воинова "Женитьба Бальзаминова" По мотивам трилогии ского. Александр Николаевич Островский За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова) Картины московской жизни. Любопытно, что в Суздале одновременно снимались «Рублев» Тарковкского, «Женитьба Бальзаминова» и экранизация пушкинской повести «Выстрел». "Женитьба Бальзаминова" — советский комедийный фильм 1964 года с участием Георгия Вицина, Людмилы Шагаловой, Лидии Смирновой, Екатерины Савиновой, Нонны Мордюковой и многих других известных актёров.
Женитьба Бальзаминова (пьеса)
Тегиженитьба бальзаминова спектакль самарт отзывы, женитьба бальзаминова 1986 малый театр, женитьба бальзаминова александр николаевич островский книга, женитьба бальзаминова песни из фильма. Ей стала "Женитьба Бальзаминова" в постановке Алексея Дубровского. Женитьба Бальзаминова (значения) «Женитьба Бальзаминова» (другое название — «За чем пойдёшь,то и найдёшь») — пьеса русского драматурга Александра Николаевича Островского,Эта пьеса замыкает трилогию (ещё пьесы: «Праздничный сон до обеда»,«Свои собаки грызутся. Женитьба Бальзаминова для детей на ночь и родителей на сайте РуСтих Сказки.
«Женитьба Бальзаминова»: история создания фильма
Про фильм с Вициным я вообще молчу, экранизация очень живая, одним словом обалденная.
Она носит простую блузу и огромный кринолин. Химка Афимка , горничная девочка Пеженовых, запуганная, шустрая, но глуповатая. Матрёна, кухарка. Не очень разговорчива. Когда хозяйка приглашает её, она любит выпить чаю. Она непочтительна к Бальзаминову-младшему и в целом считает его малахольным и простоватым [7]. Художественные особенности Судьбе главного героя в пьесе противостоит скрытая полемика афоризмов, которые выражают различное отношение персонажей.
Драматург особенно акцентирует внимание на использовании пословиц как народной мудрости. Персонажи постоянно общаются, выражая свои мысли и чувства с помощью пословиц. В самом начале пьесы мать Миши размышляет: «Говорят: за чем пойдёшь, то и найдёшь! Видно, не всегда так бывает» [5]. Из уст свахи Красавиной пословицы буквально бьют фонтаном, раскрывается её представление о жизни и оценка характера Бальзаминова: «По Сеньке шапка, а по Ерёмке кафтан». А то вот тебе ещё другая пословица: «Видит собака молоко, да рыло коротко» [5]. Кухарка Матрёна придерживается того же мнения, однако она не отвергает возможность внезапного поворота в судьбе Миши: «Что говорить! Всяко случается.
На грех-то, говорят, и из палки выстрелишь». В финале сваха Красавина подводит итог жениховским перипетиям Миши: «А вот ещё есть пословица. Ты долго за невестами ходил? Бальзаминов: Долго. Красавина: А пословица-то говорит: «За чем пойдёшь, то и найдёшь» [5]. В первой сцене первого акта Бальзаминова-мать произносит эту пословицу, выражая свои горести по поводу того, что её сын ищет невесту, но не может найти. В конце пьесы эта же пословица произносится свахой, поставившей точку в этой истории: Бальзаминов искал богатую невесту, и нашел её. Адаптации 1 января 1863 года петербургский Александринский театр показал премьеру под названием «За чем пойдёшь, то и найдёшь».
Да я так думаю, что не то что нам, бабам, а и мужчинам, если двух хороших взять, и то не счесть! Как же это не счесть? Так вот и не счесть. Посчитают-посчитают, да и бросят. Ты думаешь, считать-то легко? Это, матушка, всем вам кажется, у кого денег нет.
А поди-ка попробуй! Нет, матушка, счет мудреное дело. И чиновники-то, которые при этом приставлены, и те, кто до сколька умеет, до столька и считает: потому у них и чины разные. Твой Михайло до сколька умеет? Да я думаю, сколько ни дай, всё сочтет. Ну где ему!
Тысяч до десяти сочтет, а больше не сумеет. А то вот еще какие оказии бывают, ты знаешь ли? Что-то строили, уж я не припомню, так артитехторы считали, считали, цифирю не хватило. Может ли это быть? Верно тебе говорю. Так что же придумали: до которых пор сочтут, это запишут, да опять цифирь-то сначала и оборотят.
Вот как! Так что ж тут мудреного, что мы денег не сочли? Ну деньги деньгами — это само по себе, а еще дом. А вот какой: заведи тебя в середку, да оставь одну, так ты и заблудишься, все равно что в лесу, и выходу не найдешь, хоть караул кричи. Я один раз кричала. Мало тебе этого, так у нас еще лавки есть.
Ты уж что-то много насказала! Я боюсь, понравится ли мой Миша такой невесте-то. Это уж его дело. Да что это его не видать? Не знаю, он дома был. Бальзаминов входит.
Явление четвертое Те же и Бальзаминов. Красота ты моя писаная, разрисованная! Всё ли ты здоров? А у нас все здоровы: быки и коровы, столбы и заборы. Я еще и говорить-то с тобой не хочу. Вот что!
Нет, Миша, ты с ней не должен таким манером обращаться; ты еще не знаешь, какую она пользу может тебе сделать. Не тронь его, пущай! Что это ты такой гордый стал? Аль нашел на дороге сумму какую значительную? Она-то пользу сделает? Что вы, маменька, ей верите?
Она все обманывает. Я обманываю? Значит, ты души моей не знаешь. Ты слыхал ли когда песню: Никто души моей не знает И чувств моих не могут описать. За что она меня, маменька, обманывает? Что я ей сделал?
Она сваха — она и должна сватать, а не обманывать. А ты ищи себе под пару, так тебя никто и не будет обманывать; а то ты всё не под масть выбираешь-то. Глаза-то у тебя больно завистливы. А тебе какое дело? Да и совсем не от зависти я хочу жениться на богатой, а оттого что у меня благородные чувства. Разве можно с облагороженными понятиями в бедности жить?
А коли я не могу никакими средствами достать себе денег, значит я должен жениться на богатой. Ах, маменька, какая это обида, что все на свете так нехорошо заведено! Богатый женится на богатой, бедный — на бедной. Есть ли в этом какая справедливость? Одно только притеснение для бедных людей. Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный — на богатой; а кто не послушается, тому смертная казнь.
Ну вот когда такой закон от тебя выдет, тогда мы и будем жить по-твоему; а до тех пор, уж ты не взыщи, все будет по старому русскому заведению: «По Сеньке шапка, по Еремке кафтан». А то вот тебе еще другая пословица: «Видит собака молоко, да рыло коротко». Вот видите, маменька, вот она опять все на смех. Зачем она пришла? Кто ее просил? Мне ведь как хотите!
Я из-за своего добра кланяться не стану. Какая мне оказия? Что это ты, Гавриловна? Ты видишь, он не в своем уме. Как тебе, Миша, не стыдно! Что ж он важиость-то на себя напустил?
Навязывать ему, что ли? Уж это много чести будет! Москва-то не клином сошлась: найду не хуже его. Нет, ты этого, Гавриловна, не делай. Это тебе грех будет!
Кому тебя спрашивать? Я, маменька, новое знакомство завел.
Лукьян Лукьяныч Чебаков, отличнейший человек. Он капитан в отставке. К чему это? Как к чему? Что вы говорите! Вы знаете, маменька, какая у нас сторона! Я уж теперь далеко не хожу, а хожу тут поблизости.
Так что же? Как что же? Какое необразование свирепствует в нашей стороне, страсть! Обращения не понимают, человечества нет никакого! Пройду по рынку мимо лавок лишний раз — сейчас тебе прозвище дадут, кличку какую-нибудь. Почти у всяких ворот кучера сидят, толстые, как мясники какие, только и дела что собак гладят да играют с ними; а собаки-то, маменька, как львы. Ведь по нашему делу иногда нужно раз десять мимо окон-то пройти, чтобы заметили тебя, а они разве дадут?
Сейчас засвищут, да и давай собаками травить. Как же это можно живого человека собаками травить? Как можно? Что вы, маменька! Разве они знают учтивость? Ему бы только хохотать, дураку, благо горло широко, а там хоть человека до смерти загрызи, ему все равно. Какое необразование!
Меня раза три травили. Во-первых, перепугают до смерти, да еще бежишь с версту, духу потом не переведешь.
«Женитьба Бальзаминова»: история создания фильма
Для этого Миша должен жениться на богатой невесте. В годы съемок на территории «Мосфильма» еще не было декораций старой Москвы под открытым небом. Купеческую столицу снимали в Суздале. Декорировали вывески с «ятями», выстроили палатки, а все остальное в городе было, словно еще не пришел туда век двадцатый. Фильм интересен не столько историей сватовства, сколько бенефисными актерскими работами. Константин Воинов собрал звездный коллектив актрис и каждой из них предложил по роли, менявшей сложившееся амплуа и позволившей от души повеселиться и покрасоваться в ярких и богатых нарядах XIX века.
Глядя на них, не перестает радоваться и зритель. А как не радоваться, когда хорошенькая Людмила Шагалова играет морщинистую старуху, матушку Миши актрисе по вечерам приходилось утюжком разглаживать кожу. Прима советского кино Лидия Смирнова — суетливую и шепелявую сваху Акулину Гавриловну, которая не прочь и выпить даже «декалону». Сестры Пажёновы — Анфиса Инна Макарова и Раиса Надежда Румянцева , тоскующие под строгим надзором братьев о былой свободе и приключениях. А еще юные красавицы Жанна Прохоренко восторженная и робкая Капочка и Людмила Гурченко рациональная и смелая Устинька, подруга Капочки.
Нашлись роли и для Екатерины Савиновой хозяйственная, с собственным мнением кухарка Матрёна и для Татьяны Конюховой дворовая девка Пежёновых Химка. В этом дамском царстве было мало места для мужчин, но парочку характеров Константин Воинов все-таки включил и, сохраняя ансамбль, им тоже изменил привычные амплуа. Георгий Вицин снимался в заглавной роли заносчивого и недалекого жениха, мечтающего тратить невестино приданое «на 300 лет хватит или на 150?
Поэтому выход нового произведения был ожидаемым событием для многих любителей его творчества. После выхода в печать «Женитьбы Бальзаминова» произведение сразу же стало популярным среди читателей. Роман получил положительные отзывы как от критиков, так и от широкой публики. Книга была цитируема и обсуждалась в литературных и общественных кругах.
Особая популярность «Женитьбы Бальзаминова» объясняется её актуальностью для современного общества. В романе Зощенко изображает жизнь советской интеллигенции, освещает проблемы взаимоотношений между мужчинами и женщинами, а также вопросы социального статуса и свободы выбора. Стиль и язык произведения также вызывали интерес и восхищение читателей. Зощенко обладал острым чувством юмора и тонким наблюдательным умом, что отражалось в его текстах. Роман «Женитьба Бальзаминова» стал одним из ярких примеров его сатирического мастерства. Популярность «Женитьбы Бальзаминова» не ослабевает и по сей день. Роман продолжает быть читаемым и любимым многими читателями, а его автор — одним из самых известных и популярных сатириков в истории отечественной литературы.
События и персонажи в произведении «Женитьба Бальзаминова» В центре сюжета романа находится герой по имени Иван Иванович Бальзаминов.
Этот финал говорит о болезни Бальзаминова, нежели о странности или идиотизме. Он не дурак, он серьёзно болен, в первую очередь психологически. Теперь становится ясно, всё это не реальность или сон, а обычное больное воображение. Становится жалко Бальзаминова.
Но новость о болезни не мешает общему смыслу пьесы — это всё ещё конфликт Михаила и сложной реальности, напичканной мещанским бытом. Своим произведением Островский хотел показать не только болезнь юноши, которому не повезло в жизни, но и конфликт беспечного мальчика, мечтающего о чём-то светлом с мещанским миром российской империи. Если абстрагироваться от сюжета и финала пьесы, то можно с уверенностью сказать — это войну Бальзаминов бы проиграл. Ещё никому светлому не удалось победить то порочное, что было в мещанах и представлениях того общества. Чтобы составить общую картину самостоятельно, прочитайте это произведение и сделайте собственные выводы.
Уверены, Островский не оставит вас равнодушным к происходящему! Возможно, вы иначе посмотрите на основной смысл произведения Александра Островского «Женитьба Бальзаминова».
Во второй части его сравнивают со старой пословицей о "своих" и "чужой" собаках.
А в третьей части его ставят в такое положение, что ему кажется лучше провалиться сквозь землю. В конце концов, по пословице "дуракам - счастье", Бальзаминову все же повезло.
Александр Островский: За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)
Сюжет пьесы «Женитьба Бальзаминова» Герой пьесы, небогатый молодой чиновник Михайло Бальзаминов, обладает удивительно романтичным характером, он добр и мечтателен, по-детски наивен, простодушен - и воспринимается окружающими как дурачок. Но ему как-то надо выживать в этом мире, в том простом мещанском быту, в котором он оказался. Потому Бальзаминов очень хочет жениться на богатой невесте, но совершенно теряется в догадках, как это сделать. На помощь к нему пытается прийти сваха, а сам Бальзаминов полон благодушных мечтаний. Крылатым выражением стала его фраза: Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный - на богатой; а кто не послушается, тому смертная казнь. Бальзаминов ухаживает за перезрелой девицей Раисой Пеженовой, которая отвечает ему взаимностью только из-за того, чтобы как-то разбавить свою тоскливую жизнь в доме, где ее держат взаперти братья.
Отставной офицер Чебаков, влюбленный в старшую сестру Раисы Анфису, решает выкрасть ее из дома и предлагает Бальзаминову посодействовать ему, на что тот соглашается. Однажды Бальзаминов знакомится с соседкой Пеженовых - очень богатой, но скучающей купчихой Домной Белотеловой. Под напором свахи он признается ей в любви. Вечером того же дня он собирается вместе с Чебаковым выкрасть Анфису, а заодно и свою возлюбленную Раису. Герой в расстроенном состоянии возвращается домой, но вскоре к нему приходит веселая сваха: Белотелова согласна выйти за него замуж.
Очень приличный господин средних лет, с усами, лысоват, сюртук застегнут на все пуговицы. Выражение лица насмешливо; Домна Евстигневна Белотелова - вдова лет тридцати шести, очень полная женщина, приятного лица, говорит лениво, с расстановкой; Анфиса Панфиловна и Раиса Панфиловна Пеженовы - девицы лет под тридцать, ни хороши ни дурны, ни худы ни толсты; одеты в простых ситцевых блузах, но в огромной величины кринолинах; Химка Афимка - горничная девочка Пеженовых.
Женишку 25 лет, а он все в облаках летает. А тебе какое дело? Да и совсем не от зависти я хочу жениться на богатой, а оттого что у меня благородные чувства. Разве можно с облагороженными понятиями в бедности жить?
За что же его винить? Получилась этакая Лиса-Алиса, которая знает всему цену и своего не упустит, но ведь при этом - и посочувствует, и подбодрит. Основательный Нил Борисыч в исполнении народного артиста России Владимира Носика - гроза семейства Ничкиных, но не только его.
Александр Николаевич так мастерски и с любовью описал этих "витающих в облаках", что единственный трезвомыслящий человек, Нил Борисыч, выглядит на их фоне малоприятным и отталкивающим, - рассказывает режиссер. В роли Лукьян Лукьяныча - решительного и убедительно романтичного, разумеется, в корыстных целях, - народный артист России Виктор Низовой. Он подчеркивает - спектакль неизбежно будут сравнивать со знаменитым фильмом 1964 года с Георгием Вициным в главной роли, но у Малого театра все-таки своя история. А меланхоличную вдову Домну Белотелову, которая и составит наконец счастье Мишеньке, сыграла народная артистка России Светлана Аманова. Кстати, "Женитьбу Бальзаминова" в Малом театре уже ставили, правда, было это 40 лет назад. Нынешний спектакль юбилейный, но не единственный - к 200-летию Островского театр запланировал целую серию премьер по его пьесам.
Для меня были в спектакле очень и очень интересные режиссёрские находки. Очень многое понравилось.
Здорово, что много музыки и танцев. Мы обе ходили в ваш театр в первый раз. И возможно, придём ещё раз по крайней мере, мысли такие есть. Для нас было очень много в этом спектакле положительных моментов, яркого, молодого и задорного, но вместе с этим есть некоторые вещи, которых лучше бы вообще не было которые раньше цензура бы просто не допустила , но опять же, это для нас так было бы лучше. Мы провели с вами прекрасный вечер, очень много было положительных моментов. Поэтому и думаем о том, чтобы прийти ещё раз. И другим посоветуем. Спасибо всем, кто работал над этим спектаклем.
Спасибо за тот замечательный вечер. Всего вам самого доброго и творческих успехов!!! Я писала от "нас", потому что мы всё подробно обсудили после спектакля, и это на самом деле наше с подругой общее мнение. Надежда Спектакль чудесный, с одной стороны очень лёгкий и весёлый, а с другой - через самоиронию и юмор до зрителя доносят очень важные мысли. Это мой 4ый спектакль в Мастерской. И в каждый свой визит в Санкт Петербург я планирую поход в этот театр. Причина простая - абсолютно каждый спектакль классно придуман, продуман, сыгран, будь то классика или шуточная постановка. Все огромные молодцы!
Мастерская - прекрасный театр, но "Женитьба... К сожалению, ни одной живой сцены, актеры не завязываются... Не ушел только потому, что неудобно выходить мимо Григория Михайловича. Можно сказать, что это капустник, чего вы ждете?
Информационная поддержка
- Александр Островский: другие книги автора
- Женитьба бальзаминова островский история создания
- Книга Женитьба Бальзаминова читать онлайн бесплатно, автор Александр Островский – Fictionbook
- "ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА"- ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА: lera_komor — LiveJournal
«Женитьба Бальзаминова», краткое содержание по главам пьесы Островского
Ишь ты, дурака нашла! А что, умен? Ты молчи, не твое дело! Ты послушай! Да что ты все: глупый да глупый! Это для тебя я, может быть, глуп, а для других совсем нет. Давай спросим у кого-нибудь. Давай спросим!
Да нечего и спрашивать. Ты поверь мне: я человек старый, обманывать тебя не стану. Какой ты, Михайло Митрич, как погляжу я на тебя, спорить здоровый! Где ж тебе с ней спорить? Как же не спорить, когда она меня дураком называет? Она лучше тебя знает. Коли называет, значит правда.
Да что вы ко мне пристали! Что вам от меня надо? Постой, погоди! Ты не шуми! Ты возьми терпение, выслушай! Ты глупый человек, значит тебе умней себя искать невесту нельзя. Само собой.
Значит, тебе нужно искать глупей себя. Вот такую-то я тебе теперь… Бальзаминов встает. Что ты ко мне пристаешь! Я тебе сказал, что я слушать тебя не хочу. А ты все с насмешками да с ругательством! Ты думаешь, я вам на смех дался? Нет, погоди еще у меня!
Что же ты сделаешь? Я знаю, что сделать! Ты меня не тронь! Я служащий, обидеть меня не смеешь! Я на тебя и суд найду! Что ты, в уме ли? А судиться так судиться!
Ты думаешь, я испугалась! Давай судиться! Подавай на меня просьбу! Я ответ найду. В какой суд на меня жаловаться пойдешь? Это уж мое дело. Да ты все ли суды знаешь-то?
Чай, только магистрат и знаешь? Нам с тобой будет суд особенный! Позовут на глаза — и сейчас решение. Для меня все равно. Что же станешь на суде говорить? Какие во мне пороки станешь доказывать? Ты и слов-то не найдешь; а и найдешь, так складу не подберешь!
А я и то скажу, и другое скажу; да слова-то наперед подберу одно к другому. Вот нас с тобой сейчас и решат: мне превелегию на листе напишут… Бальзаминов. Какую привилегию? Против тебя превелегию, что я завсегда могу быть лучше тебя и во всем превозвышена; а тебя в лабет поставят. В какой лабет? Что ты врешь! А еще мужчина, еще служащий, а не знаешь, что такое лабет!
Где ж тебе со мной судиться! Так что ж это вы меня со свету сжить, что ли, хотите? Сил моих не хватит! Ну вас к черту! Быстро берет фуражку. От вас за сто верст убежишь. Бросается в дверь и сталкивается с Чебаковым.
Явление шестое Чебаков. Что это вы? Что это вы, господин Бальзаминов? Он в уме повихнулся. Ах, извините-с! Такое невежество! Вы не можете себе представить!
Это ужас что такое! Послушайте, Бальзаминов, что с вами такое? Очень вам благодарен! Конечно, с моей стороны неучтивость… Извините! Покорнейше прошу садиться! Чебаков садясь.
Для этого Бальзаминов нанимает сваху Акулину Гавриловну Красавину и одновременно предпринимает действия, чтобы познакомиться с наследницами. Однако все его попытки оказываются безуспешными: «невеста» смеётся над ним, а его «друг и помощник» обманывает его. Бальзаминов оказывается в отчаянии. Мудрая сваха Красавина находит будущую жену для Бальзаминова в лице вдовы с крупным состоянием, магазинами в Китай-городе, домом и садом. Невеста является «очень полной» по словам Бальзаминова , чрезвычайно глупой, ленивой и не молодой. Однако все эти факторы не имеют значения, ведь будущий муж счастлив [5]. Темы и идея В данной пьесе обсуждается тема маленького человека, который вынужден существовать в обществе Москвы. Бальзаминов, несчастный и необразованный, вынужден выживать в этой среде. Единственный способ быть признанным — быть богатым, вот почему он ищет себе богатую невесту. Недостаток образования приводит к формированию неправильной системы ценностей у главного героя. Вместо того чтобы работать или учиться, он просто бездельничает [2]. Писатель затрагивает тему выживания в обществе, где каждый стремится обеспечить себя как может: Бальзаминова усиленно старается женить своего сына, Красавина прилагает усилия, чтобы устроить сватовство с Белотеловой, Чебаков разрабатывает планы по похищению богатой наследницы, а Пеженовы грезят об осуществлении побега из своего дома. Действующие лица Бедный чиновник, Михаил Бальзаминов, неприспособленный к жизни, уповает на счастливое стечение обстоятельств. Островский создал пародийный образ « маленького человека », используя приёмы водевиля и народного балаганного представления [6]. В Замоскворечье, закрытом и почти выдуманном драматургом месте, обитает главный герой. Это глухая сторона, населённая богатыми невестами-купчихами, грубыми купцами и их глупыми дочерьми, которые не признают «образованность». Поиски богатой невесты стали регулярными приключениями Бальзаминова, которые всегда заканчиваются для него неудачей. Его постоянно оскорбляют, конфузят и выгоняют. Но он не теряет надежды и снова встаёт на ноги, готовый к очередному поползновению [2]. Павла Петровна Бальзаминова, мать главного героя, вдова, не проявляет особых интересов в своей жизни. Она главным образом заботится о том, чтобы удачно устроить своего сына. Материнское сердце испытывает тревогу: Бальзаминова осознает, что её сын не обладает острым умом. Михайло Дмитрич Бальзаминов, её сын.
Создавалось впечатление, что вдова на самом деле сидит в своем саду, скучая и ожидая, когда ей найдут жениха. На самом деле же это был просто земляной вал — оборонительное сооружение, удачно заросшее терновником и деревьями. Но члены съемочной группы принесли туда стол, сервировали его, а также поставили забор, на который лез Бальзаминов, — и нужный антураж был создан. А вот пирог, который в этой сцене пришлось есть «свахе» Лидии Смирновой, вероятно, еще неделями снился актрисе в страшных снах. По указанию режиссера ей пришлось 15 дублей, до тошноты, есть этот пирог, пока Воинов не остался доволен полученным в кадре результатом. Но все это время участники съемок жили по современным меркам очень скромно. В Суздале была тогда всего одна гостиница, поэтому съемочной группе приходилось ютиться в комнате вдвоем-втроем, а еду готовить себе самостоятельно. Туалет был всего один на этаж. А чтобы хоть как-то разнообразить питание, актерам приходилось подстерегать торговцев, которые шли на рынок мимо гостиницы, чтобы купить у них молоко, сливки, землянику или чернику. Для участия в этих сценах было приглашено чуть ли не все население Суздаля. За 8-часовую смену детям платили 1,5 рубля, а взрослым — 3, однако, хотя по тем временам это были неплохие деньги, шли на съемки не только ради заработка: само участие в киносъемках было для жителей праздником. Некоторым из местных жителей даже посчастливилось попасть в эпизодические сцены.
Красота ты моя писаная, разрисованная! Всё ли ты здоров? А у нас все здоровы: быки и коровы, столбы и заборы. Я еще и говорить-то с тобой не хочу. Вот что! Нет, Миша, ты с ней не должен таким манером обращаться; ты еще не знаешь, какую она пользу может тебе сделать. Не тронь его, пущай! Что это ты такой гордый стал? Аль нашел на дороге сумму какую значительную? Она-то пользу сделает? Что вы, маменька, ей верите? Она все обманывает. Я обманываю? Значит, ты души моей не знаешь. Ты слыхал ли когда песню: Никто души моей не знает И чувств моих не могут описать. За что она меня, маменька, обманывает? Что я ей сделал? Она сваха — она и должна сватать, а не обманывать. А ты ищи себе под пару, так тебя никто и не будет обманывать; а то ты всё не под масть выбираешь-то. Глаза-то у тебя больно завистливы. А тебе какое дело? Да и совсем не от зависти я хочу жениться на богатой, а оттого что у меня благородные чувства. Разве можно с облагороженными понятиями в бедности жить? А коли я не могу никакими средствами достать себе денег, значит я должен жениться на богатой. Ах, маменька, какая это обида, что все на свете так нехорошо заведено! Богатый женится на богатой, бедный — на бедной. Есть ли в этом какая справедливость? Одно только притеснение для бедных людей. Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный — на богатой; а кто не послушается, тому смертная казнь. Ну вот когда такой закон от тебя выдет, тогда мы и будем жить по-твоему; а до тех пор, уж ты не взыщи, все будет по старому русскому заведению: «По Сеньке шапка, по Еремке кафтан». А то вот тебе еще другая пословица: «Видит собака молоко, да рыло коротко». Вот видите, маменька, вот она опять все на смех. Зачем она пришла? Кто ее просил? Мне ведь как хотите! Я из-за своего добра кланяться не стану. Какая мне оказия? Что это ты, Гавриловна? Ты видишь, он не в своем уме. Как тебе, Миша, не стыдно! Что ж он важиость-то на себя напустил? Навязывать ему, что ли? Уж это много чести будет! Москва-то не клином сошлась: найду не хуже его. Нет, ты этого, Гавриловна, не делай. Это тебе грех будет! Ты, Миша, еще не знаешь, какие она нам благодеяния оказывает. Вот ты поговори с ней, а я пойду: признаться сказать, после бани-то отдохнуть хочется. Я полчасика, не больше. Да хоть и больше, так кто ж тебе запретит? Бальзаминова уходит. Явление пятое Красавина, Бальзаминов, потом Матрена. Вот ты сердиться-то умеешь, а каково мне было тогда, как меня из дому выгнали? Вот так асаже! А ты еще все не забыл? Видишь, какой ты злопамятный! Ну вот за этот-то самый афронт я и хочу тебе заслужить. Чем же ты заслужишь? Невесту нашла. Ну уж не надо. Опять то же будет. Я сам нашел. Мудрено что-то! Где ж это? Как же! Ничего у тебя не выдет. А вот посмотрим. Входит Матрена и становится у двери, приложив руку к щеке. Ты сам рассуди! Какую тебе невесту нужно? Известно какую, обыкновенную. Нет, не обнаковенную. Ты человек глупый, значит… Бальзаминов. Как же, глупый! Ишь ты, дурака нашла! А что, умен? Ты молчи, не твое дело!