Новости язык обезьян

Обучение языку жестов начиналось у подопытных обезьян с раннего детства. Видеозапись, на которой обезьяна якобы силой мысли выводит на нейроинтерфейсе слова с просьбой о еде, — это просто красочная иллюстрация. Ученые надеются, что дальнейшие исследования языка обезьян помогут узнать больше и о происхождении языка у человека. Если к жестовым языкам подходить именно так, то становится понятным, что обезьяны никогда не могли овладеть его грамматикой на уровне человека». Канзи — самец карликового шимпанзе или бонобо, который участвует в исследованиях по обучению обезьян языку.

Ученые расшифровали язык обезьян

Язык обезьян расшифрован! В процессе хейзовских экспериментов выяснилось, что обезьяны, в отличие от нас, не используют движения губ и языка, издавая естественные для них звуки.
Новый шаг к пониманию языка обезьян Канзи известен как первый представитель своего вида (и человекообразных обезьян в принципе), самостоятельно освоивший языковое общение.
Прежде неизученный язык обезьян позволили раскрыть 5 тысяч вокализов шимпанзе Гудолл критиковали за ненаучный язык и "очеловечивание" шимпанзе, но соглашались с её открытиями, ведь до неё никто так глубоко не погружался в мир приматов.
Автограф | «О чем рассказали „говорящие“ обезьяны» К такому выводу ученые пришли обнаружив, что люди способны воспринимать и понимать язык жестов обезьян.

Горилла заговорила? Чем кончились попытки научить обезьян человеческой речи

Ученые из Национального научно-исследовательского центра Франции и Нью-Йоркского университета использовали в эксперименте язык мартышек Кэмпбелла, приматов из Западной Африки. Много лет приматологи и лингвисты пытались «взломать код» их лексики, и, наконец, сделали это — все благодаря термину «крак». А вот приматы из Сьерра-Леоне, где нет леопардов, использовали «крак» как общий сигнал об опасности.

Люди в своей языковой практике таким образом обозначают контекст — мы выбираем наиболее информативный термин, чтобы описать нечто более расплывчатое. Эти результаты позволяют ученым предположить, что язык обезьян имеет множество диалектов и прочих нюансов, так что для более глубокого понимания общения приматов вполне можно использовать инструменты из «человеческого» языка. Напомним, недавно ученые научились «разговаривать» с цветами.

В свою очередь западноафриканские зеленые обезьяны, которые являются двоюродными братьями верветов, имеют тревожные сигналы для леопардов и змей. Однако учёные зафиксировали между ними крик, оповещающий о приближении орла, что стало открытием. По словам исследователей, это сходство говорит о том, что биологические основы подобного действия, впервые возникли у предка, общего для обоих видов. Полученные результаты могут заложить основу для корреляции сигналов тревоги со структурами в мозге или сегментах генома обезьяны в будущих исследованиях.

Уже выучив восемь знаков, Уошо начала их комбинировать. Ещё в начале обучения она продемонстрировала понимание знаков: она узнавала изображение на картинке не хуже самого предмета, отличала маленькое изображение взрослого человека от изображения ребёнка и т. Уошо активно использовала знаки для общения с людьми и достижении своих целей. Через пять лет она знала уже 160 слов. К 1972 году в Оклахомском институте изучения приматов уже с десяток шимпанзе были обучены амслену. Эксперименты показали, что шимпанзе, бонобо и гориллы обладают символическим мышлением и легко пользуются принципом обобщения, применяя знакомые жесты в новых ситуациях. Человекообразные обезьяны способны употреблять слова в переносном смысле, владеют метафорами.

Язык обезьян

  • Навигация по записям
  • Зелёным мартышкам помогли придумать новое «слово»
  • Обезьяны придумали язык, состоящий из 6 слов
  • Общество глухих
  • «Холод-ящик» и «вода-птица»

ДимДимыч знает язык обезьян

Так что изначально образ обезьяны позволял художникам иносказательно осуждать и высмеивать неблаговидные человеческие свойства. Канзи известен как первый представитель своего вида (и человекообразных обезьян в принципе), самостоятельно освоивший языковое общение. В звуковых последовательностях, которые издают обезьяны гелада (Theropithecus Gelada), обнаружены закономерности, присущие человеческому языку. Предки мартышек Кэмпбелла и людей разделились около 30 миллионов лет назад. В течение 9 месяцев обезьяна получала устные просьбы и правильно выполняла их в 74% случаев. Discover videos related to Язык Обезьян on TikTok.

Чтобы объясниться с обезьянами, сотрудники зоопарка изучают немецкий язык

Есть контакт: люди без подсказок поняли больше 50% жестов шимпанзе | Вокруг Света Интересно, что обезьяны чаще используют жесты и движения, в то время как человечество перешло к практически полной вокализации.
Ученые выяснили, что у шимпанзе есть свой примитивный язык / Питомцы Зоологи из шотландского Университета Сент-Эндрюс заявили, что благодаря генетическим кодам, заложенным в ДНК, человек способен понять обезьяну, не вступая в речевую связь.
Оказывается, люди способны понять «язык» обезьян Исследование, проливающее свет на эволюционную историю человеческого языка, показало, что у шимпанзе есть свой язык с синтаксисом и особенными звуками – Самые лучшие и.

О говорящих обезьянах

Книга будет полезна специалистам в области зоологии и зоопсихологии, а также историкам науки и всем, кто интересуется вопросами изучения языка животных. Для того чтобы проникнуть в сознание обезьяны, ученые внедрили в париетальную кору мозга 96 электродов и посадили животное перед монитором компьютера. К такому выводу ученые пришли обнаружив, что люди способны воспринимать и понимать язык жестов обезьян. Discover videos related to Язык Обезьян on TikTok. Зелёные мартышки испугали и заговорили на несвойственном им не учёные провели исследование на западноафриканских зелёных.

Ученые научились читать мысли обезьян

Почему обезьяны не могут подражать человеческой речи? Исследования американского морфолога и лингвиста Ф. Либермана Lieberman 1968 внесли ясность в эту трудно объяснимую на первый взгляд неспособность обезьян подражать человеческой речи. Проведенное им детальное изучение структуры голосового аппарата приматов показало, что строение их гортани делает почти невозможной тонкую артикуляцию, необходимую для произнесения звуков человеческой речи рис.

Схематическое изображение сагиттальное сечение головы и шеи А — взрослый человек; Б — взрослый шимпанзе. Строение гортани шимпанзе и ее расположение в верхней части голосового пути не позволяет им, в отличие от человека, с помощью языка менять конфигурацию глотки и осуществлять модуляцию звуков по Lieberman 1968, с изменениями Р. По их мнению, «…именно обязательная связь голосового поведения с эмоциональным состоянием делает таким трудным, может быть, невозможным для шимпанзе произнесение английских слов.

Они, впрочем, могут использовать руки для установления произвольных связей между знаками и тем, к чему они относятся» с. Таким образом, Гарднеры считали, что существует своего рода неврологический дефицит: неспособность поставить голосовой аппарат под произвольный контроль. Шимпанзе действительно с огромным трудом сдерживают связанный с едой «лай» в присутствии пищи.

Хотя ученые и раньше полагали, что звуки шимпанзе несут информацию, но их столь широкий спектр удивил ученых. Кроме того, эксперты РФ и Германии описали математическую модель возможной остановки света. Комментарии 1.

Фурнесса Одна из самых ранних попыток научить человекообразных обезьян говорить была предпринята в начале ХХ века Уильямом Фурнессом Furness 1916, цит. В 1909 году на о. Борнео, во время сбора материалов для книги об охотниках за черепами, он приобрел орангутана, а потом в Ливерпуле еще и двух шимпанзе. В 1911 году он обзавелся вторым орангутаном. Из этих обезьян наиболее способным учеником оказалась самка-орангутан в отличие от всех остальных антропоидов, участвовавших в такого рода экспериментах, ее имя нигде не упоминается.

После 6 месяцев обучения обезьяна научилась говорить «папа». Во время учебы исследователь сначала удерживал ее губы сомкнутыми, а затем отпускал их, повторяя звук. Уроки часто проходили перед зеркалом, чтобы обезьяна могла уловить сходство мимики — своей и человека. Однажды обезьяна достаточно четко сказала «папа» по собственной инициативе, а не во время урока. Затем она по команде повторила это слово.

Та сразу прекратила своё занятие и уставилась в небо. Дальнейшие эксперименты показали, что обезьянам было достаточно прослушать сигнал один раз, чтобы усвоить его значение.

Поскольку обезьян пугали дроном, то, очевидно, их крики предупреждали не об орлах и не о птицах вообще — птиц-то мартышки видели — а о чём-то незнакомом и потенциально опасном, передвигающемся по воздуху. Авторы работы полагают, что в данном случае речь идёт о каких-то звуках, которые индивидуум может воспроизводить по умолчанию — подобно тем звукам, которые издают все младенцы: их ведь никто не учил смеяться, плакать и пр. Зелёным мартышкам, у которых в репертуаре был неиспользованный сигнал тревоги, помогли присвоить этому звуку конкретное значение «опасность в воздухе» — можно сказать, у обезьян появилось новое «слово», хотя звуковой материал для него у них уже был. Возможно, таким же образом рождался и человеческий язык, только мы смогли продвинуться намного дальше в комбинировании и в различении тех звуков, которые способно издавать наше горло.

ДимДимыч знает язык обезьян

Уже выучив восемь знаков, Уошо начала их комбинировать. Ещё в начале обучения она продемонстрировала понимание знаков: она узнавала изображение на картинке не хуже самого предмета, отличала маленькое изображение взрослого человека от изображения ребёнка и т. Уошо активно использовала знаки для общения с людьми и достижения своих целей. За три года она выучила 85 слов, а через пять лет с начала обучения она знала уже 160 слов [2] :86. К 1972 году в Оклахомском институте изучения приматов уже с десяток шимпанзе были обучены амслену. Эксперименты показали, что шимпанзе, бонобо и гориллы обладают символическим мышлением и легко пользуются принципом обобщения, применяя знакомые жесты в новых ситуациях. Человекообразные обезьяны способны употреблять слова в переносном смысле, владеют метафорами. Они могут создавать новые понятия, комбинируя известные слова, например: « туалет » — «грязный хороший»; « зажигалка » — «бутылка спичка».

Основное развитие речи и интеллекта говорящих обезьян происходит, как правило, в первые годы жизни — чаще всего обезьяны доходят в развитии речи до уровня двух-трёхлетнего ребёнка. Вырастая, они во многом остаются подобны детям, по-детски реагируют на жизненные ситуации и предпочитают игры всем другим способам времяпрепровождения.

Футса, и Гарднеры, и он сам а позднее и Сэвидж-Рамбо в своих работах с шимпанзе и бонобо с помощью ряда приемов, включая двойной «слепой» контроль, свели к минимуму любую возможность подавать обезьянам какие-либо сигналы-подсказки.

Примером «невольного заблуждения» может служить история с обучением шимпанзе Нима. При анализе его высказываний выяснилось, что он, как правило, повторяет фразы своих тренеров, причем причиной этого были именно недостатки использованной автором методики обучения, когда Нима фактически и поощряли именно за то, что он повторяет обращенные к нему фразы. На этом основании автор проекта H.

Terrace объявил все результаты других исследователей недостоверными. Зорина: Общая его структура соответствует этому уровню, но сходство не следует преувеличивать, язык "говорящих" обезьян явно примитивнее. Приведу цитату из своей статьи Зорина, 2008.

Часть из них скорее намечены как тенденции, как «семена», по образному выражению одного из психологов [Севастьянов 1989], сходные с теми зачатками языкового поведения двухлетних детей, из которых развивается настоящий язык взрослого человека, что разница в степени выраженности языкового поведения антропоидов и языка человека весьма велика. Напомним еще раз наиболее важные отличия: словарь человекообразных обезьян как бы ни преувеличивали его объем некоторые авторы ограничен по сравнению со словарем ребенка даже 2—2,5 лет, а продуктивность языка проявляется только как тенденция; свойство перемещаемости проявляется преимущественно в способности говорить о предметах, находящихся вне поля зрения, тогда как способность говорить о прошлом и будущем представлена в самой зачаточной форме; обезьяны понимают значение порядка слов в предложении, но их собственные «высказывания» в подавляющем большинстве случаев ограничиваются двумя-тремя «словами», что, впрочем, характерно и для 2-летних детей; у обезьян отсутствует даже намек на «языковый взрыв» — за прошедшие после теста десятилетия Канзи не добавил ничего к своему владению йеркишем, и ничего похожего на «взрыв» в его языковом поведении не произошло, тогда как его коллега 2-летняя Аля далеко обогнала его в ближайшие год-два, если даже не в месяцы. Бурлак: Ну, вообще, у разных детей уровень в 2—4 года очень разный.

Мой сын, например, в 2 с половиной уже умел пользоваться вводными словами в частности, словом «например» , а к четырём — строить длинные предложения. А сын наших знакомых в три года говорил словами типа «ма» и «па». И это совершенно ничего не значит — к школьному возрасту и тот, и другой стали обычными умными мальчиками.

Просто у разных людей разные скорости развития. Так что, когда говорят об уровне «примерно двухлетнего ребёнка», имеют в виду нечто среднее или то, что с точки зрения медиков не требует коррекции. Обезьяны понимают значения слов, могут употреблять их в новых ситуациях.

Понимают различия в порядке слов. Могут составлять из слов комбинации — хотя предпочитают по статистике, приводимой американским психологом Майклом Томаселло однословные «высказывания». Грамматики у них нет — ну так их ей и не учили да и не очень-то она нужна для однословных высказываний.

Вот такой вот уровень. Бурлак: Как сказала однажды Кэтлин Гибсон, специалист по орудийной деятельности животных, «стоит мне принять, что какой-то признак уникален для человека, как тут же оказывается, что он вовсе не уникален! Так что поживём — увидим.

Например, опыты Э. Мензела и некоторые наблюдения Дж. Гудолл, С.

Сэвидж-Рамбо и С. Новосёловой показывают, что шимпанзе и бонобо могут донести до сородичей кое-какую информацию. У Мензела шимпанзе как-то сообщали другим, где находится тайник с лакомством по крайней мере, проинформированные сородичи шли сразу куда надо и иногда даже обгоняли сообщавшего , бонобо Панбаниша «рассказала» другим обезьянам о том, что в некотором участке леса «страшно» она, гуляя там вместе с С.

Сэвидж-Рамбо, увидела там крупного хищника из семейства кошачьих — что она в точности «сказала», неизвестно, но другие обезьяны, когда им в очередной раз дали возможность погулять, именно в этом участке леса продемонстрировали признаки испуга. Подобный же «рассказ о пережитом» наблюдала и С. Новосёлова — этот эпизод подробно описан в книге Зориной и Смирновой.

Если удастся перевести такого рода «сообщения» в понятную для человека форму, вероятно, мы узнаем о коммуникативной системе обезьян много неожиданного. Зорина: Ваш вопрос можно истолковать двояко. Первый вариант: возможно имеется в виду выяснить, все ли возможности экспериментального изучения этого вопроса исчерпаны, или же можно ожидать, что удастся выявить еще какие-то стороны «языкового» поведения обезьян?

Думаю, что есть еще ряд вопросов, которые можно задать обезьянам, но пока еще трудно подобрать соответствующую форму эксперимента. Например, интересно было бы проверить отрывочные наблюдения, которые свидетельствуют, что обезьяны понимают условные предложения Зорина, 2008. Но для этого надо придумать соответствующую методику.

Остается также открытым вопрос о том, насколько они могут представлять себе будущие действия и «говорить» о них. Для этого тоже нужна особая форма эксперимента. Второй вариант: если Вас интересует уровень языка, который обнаруживают обезьяны в первые 10 лет жизни, это, по-видимому, предел их возможностей, ничего похожего на «языковой взрыв» у них не происходит, и в следующие 20-30 лет их «язык» остается на прежнем уровне.

Зорина: Как принято говорить, «хороший вопрос», и вполне естественно, что он возникает.

Ученые заявляют, что теперь, с помощью определенных лингвистических инструментов они научились понимать обезьян. Однако на острове Тивай в Сьерра-Леоне, где нет ни одного леопарда, те же мартышки используют «Крак» как сигнализацию для любой угрозы, в том числе орлов. Следовательно, обезьяны различают корни и суффиксы, чтобы описать как природу угрозы, так и степень ее опасности.

Особенно хорошо это выходит со словами. Мы без особого труда повторяем новое слово, которое только что услышали. А дети и вовсе учатся говорить, постоянно копируя речь взрослых. Эта способность — непременное условие существования звучащего языка.

Если бы мы не умели имитировать чужую речь, никогда бы не выучились говорить и не смогли бы передавать язык из поколения в поколение. Но зачем мы вообще развили в себе эту способность? Ради языка — вот первый ответ, который приходит на ум. И тут же возникает проблема «курицы и яйца». Дело в том, что для эволюции не существует отдалённого будущего: те или иные качества не развиваются только потому, что будут полезны в дальнейшем. И если способность подражать необходима для появления языка, то на момент его возникновения она уже должна была быть. Но в таком случае для её появления были другие причины. Для некоторых птиц имитация звуков окружающего мира — один из способов обогатить свой певческий репертуар.

Попугаи делают это без видимой практической цели. Возможно, таким образом они рассчитывают завязать знакомство или приобрести влияние. Речь идёт в конечном счёте о новых возможностях совокупления. Что, если у человеческого таланта к имитации похожее происхождение? Быть может, у наших далёких предков способность подражать другим животным влияла на социальный статус? Никаких доказательств этой гипотезы у нас нет. Учёные обратили внимание на подражательные способности современного человека, не связанные с лингвистическими целями. Охотники, грибники и прочие любители леса нередко подражают звукам животных как на охоте, так и позже, рассказывая о ней.

В условиях, когда не было языка, эта способность могла иметь большое значение, скажем, при планировании совместной охоты. И это одна из возможных причин развития у человека «подражательного» таланта. Белая колли мчится в конец сада, где лежит несколько мячей и других игрушек, и возвращается с полосатым мячом. А теперь принеси утку. Некоторое время колли озадаченно перебирает игрушки, но в конце концов останавливается на жёлтой пластмассовой утке. Собака хватает лакомство, ложится рядом с хозяином и, довольная, жуёт. Многие из нас пытались научить животных человеческому языку с более или менее переменным успехом. Одно очевидно для любого, кто пробовал учить лошадей, собак и других домашних питомцев, — их можно обучить понимать некоторые вербальные команды.

Собаки без проблем усваивают команду «сидеть! В крайнем случае мы можем подкрепить приказ жестом. Сесть на стул, когда говорим «сидеть», или встать со стула, отдавая соответствующую команду. Многие млекопитающие способны научиться такому, даже если с одними животными это получается лучше, чем с другими. Выдрессировать кошку садиться по команде труднее, чем собаку. И дело здесь не в интеллекте, как подсказывает мне мой опыт общения с кошками. Просто выполнять приказы действительно не кошачье дело. Но то, что собака может адекватно интерпретировать наши слова, значит ли это, что она понимает человеческий язык?

Ну… во всяком случае, речь идёт об очень ограниченном понимании. Собака различает слова разных команд до тех пор, пока знает, что должна делать, скажем, при слове «сидеть». Если же слова связаны с пищей и кормлением, проблем с интерпретацией тем более не возникает. Среди собак попадаются особенно талантливые, которые способны усвоить сотни слов, выбрать из кучи игрушек нужную и принести хозяину. Но и в этом случае не может быть и речи о полноценном понимании языка. Животные всего лишь запоминают некоторые слова и связывают каждое из них с определённым действием. Она всего лишь узнаёт некое ключевое слово, что бы там ни думали хозяева о своём питомце, и реагирует на него вполне конкретным действием. Либо реагирует на наше поведение определённым действием, — например, когда мы садимся, приказывая ей сидеть, или наполняем миску кормом.

Ничто — увы — не указывает на большее. Лингвистические способности человека позволяют ему рассуждать о том, чего нет здесь и сейчас, и в этом направлении ни у одной из собак до сих пор не наблюдалось никакого продвижения. Вот тебе ещё орех. Герой приведённого выше диалога — попугай, отвечающий на вопросы человека. Эта птица, как мы уже заметили, идеально воспроизводит человеческую речь. Птицу зовут Алекс, и она много лет проходила обучение у Ирене Пепперберг. Алекс не просто знает много слов, он употребляет их так, будто понимает значение.

Язык обезьян расшифрован!

Данные из этого исследования могут быть использованы для разработки формы «лингвистики приматов» с применением сложных методов обычной лингвистики и методик расшифровки коммуникации животных. Очень интересно полагать, что мы могли бы освоить сложный язык, который используют животные, понимая, что он больше похоже на наше собственный, чем считалось изначально.

Однако учёные зафиксировали между ними крик, оповещающий о приближении орла, что стало открытием. По словам исследователей, это сходство говорит о том, что биологические основы подобного действия, впервые возникли у предка, общего для обоих видов. Полученные результаты могут заложить основу для корреляции сигналов тревоги со структурами в мозге или сегментах генома обезьяны в будущих исследованиях. Поделиться новостью:.

Одна из самых больших загадок, связанных с речью и языком, это их происхождение. То есть каким образом те или иные звуки, которые способно издавать горло, приобрели то или иное значение? Возможно, в какой-то степени свою роль тут сыграли генетические факторы, определяющие структуру мозга и не только , но в какой именно степени? Молодая зелёная мартышка Chlorocebus sabaeus.

У них бывает так, что для разных явлений окружающего мира у них предусмотрены разные звуковые сигналы. Например, верветки, или карликовые зелёные мартышки, обитающие в саваннах на востоке Африки, по-разному предупреждают друг друга в зависимости от вида угрозы. Если верветка видит леопарда, она издаёт особый крик, и те, кто её слышат, лезут на деревья.

Поделиться Репостнуть Твитнуть Люди имеют общий язык жестов с другими обезьянами и хорошо понимают знаки, которыми общаются дикие шимпанзе и бонобо. К таким выводам пришли исследователи из Сент-Эндрюсского университета в Шотландии.

Группа ученых провела много лет, наблюдая за дикими шимпанзе.

Россияне возвращаются к языку обезьян

Ученые расшифровали язык обезьян - Техно - Наука на Бонобо трясет ветку дерева — такой жест обезьяны обычно используют как призыв к совокуплению.
Оказывается, люди способны понять «язык» обезьян Для этого потребовалось немало усилий: язык обезьяны лопаточкой отводили назад, после глубокого вдоха нос зажимали, так что ей приходилось выдыхать через рот.
Финскому министру простят «турецких обезьян» Например, желтобрюхий сурок пользуется лишь восемью звуковыми сигналами, но их комбинации позволяют выражать десятки “мыслей”, а опыты по обучению обезьян языку.
Максим Кронгауз о том, как научить обезьяну человеческому языку - Афиша Daily Его годовалый орангутан умел использовать губы и язык при артикуляции, хотя в природе обезьяны такого не делают, а также неплохо понимал обращавшегося к нему человека.
ГРАММАТИКА БИБИЗЯНЕГО ЯЗЫКА – Telegraph жесты Новости России и мира обезьяны общение человек.

Обезьяны придумали язык, состоящий из 6 слов

Бонобо трясет ветку дерева — такой жест обезьяны обычно используют как призыв к совокуплению. В звуковых последовательностях, которые издают обезьяны гелада (Theropithecus Gelada), обнаружены закономерности, присущие человеческому языку. Учёные рассчитывают на то, что в последующих опытах им удастся узнать больше о языке обезьян и происхождении языка у людей.

Экспериментаторы из Шотландии показали, что люди с обезьянами могут говорить на одном языке

Вырастая, они во многом остаются подобны детям, по-детски реагируют на жизненные ситуации и предпочитают игры всем другим способам времяпрепровождения. Обезьяны обладают также чувством юмора. Описан случай, когда обученная языку знаков самка бонобо сама обучила своего детеныша вместо человека-экспериментатора. В эксперименте, проведенном Фондом исследования больших человекообразных обезьян США , знаменитого самца Канзи удалось научить понимать на слух около 3000 английских слов и активно употреблять более чем 500 слов при помощи клавиатуры с лексиграммами геометрическими знаками. Критика Позиция критиков сильно зависит от понимания того, что именно представляет собой человеческий язык [4]. Практически с самого начала опытов, способности обезьян к языку встречала критику и нападки. Герберт Террейс утверждал, что обезьяны произвольно повторяют жесты, недавно использованные в речи собеседника.

К этому моменту она знала около 360 слов. Программа обучения была схожа с программой обучения детей. Сначала Уоше показывали предмет или действие, затем складывали её пальцы в подходящий жест. Когда небольшой набор жестов был усвоен, исследователи подключили множество игр с разнообразными наградами. Итог такого обучения был поразителен — через 5 лет после начала эксперимента она знала 160 слов! Болтают о своём, о женском. Причём всеми этими словами она пользовалась довольно свободно. Слово «шляпа» обезьяна использовала для обозначения головных уборов любых форм и размеров, включая шапки с кепками. Со временем она научилась даже комбинировать до 3 знаков, чтобы точнее выражать свои желания. Например, последовательно сложенные знаки «еда» и «питьё» она использовала для обозначения домашнего холодильника — практически всю свою жизнь Уошо прожила у Гарднеров дома. Уошо засветилась и на телеэкранах. Она стала главной героиней 3 документальных фильмов. Этот опыт переняли другие исследователи, и к 1972 году в Оклахомском университете проживало больше десятка шимпанзе, более или менее разбирающихся в американском жестовом языке. Методики, полученные при обучении Уошо, помогли и при обучении обезьян других видов.

Ученые проверяли, подтвердится ли для обезьян закон Ципфа, который выводит математическую модель частоты употребления слов чем короче слово, тем чаще оно употребляется и закономерность Мензерата с возрастанием длины лингвистической конструкции, длина ее компонентов уменьшается. Оказалось, что да. Работа ученых доказывает, что эти модели применимы и для жестов, которые используют обезьяны. Для звуков это было подтверждено и раньше. Правда к таким выводам ученые пришли не сразу. Сначала команде не удалось обнаружить среди 2137 жестов закономерностей.

Коню можно было задать любую арифметическую задачу, и он копытом выстукивал ответ. К примеру, на вопрос о квадратном корне из 25 раздавалось пять постукиваний. В конце концов нашёлся психолог, который с подозрением отнёсся к лошадиному гению и провёл с животным эксперимент, показавший, что Умный Ганс вообще не умеет считать, зато прекрасно считывает человеческие эмоции. Если вы задаёте вопрос, а лошадь начинает стучать, то вы невольно напрягаетесь, когда она приближается к правильной цифре. Умный Ганс всего лишь был наблюдательным: по выражению лица или позе вопрошающего он улавливал признаки напряжения или расслабления и в нужный момент прекращал стучать. Когда Умный Ганс не видел никого, кто знал бы правильный ответ, он не мог решить простейшей задачи и продолжал бить копытом, пока его не останавливали. В этом и заключается эффект Умного Ганса. Этот фактор необходимо учитывать и при обучении обезьян языку жестов, поскольку дрессировщик тесно общается с животным и может дать ему массу невольных подсказок, как получить вознаграждение. Чтобы оградиться от эффекта Умного Ганса, важно, чтобы в эксперименте у животных не было визуального контакта с теми, кто может неосознанно подсказать правильный ответ. До известного момента этот фактор практически не учитывался в опытах с шимпанзе, поэтому нельзя исключать, что, к примеру, Уошо действовал по тому же принципу, что и Умный Ганс. Только с Нимом Чимпски исследователи стали осторожнее, и результаты тут же ухудшились. Многие исследователи пришли к выводу о бесполезности лингвистических штудий с обезьянами. Многие, но не все. Горилла Коко обучалась языку жестов и достигала ещё более впечатляющих успехов, чем Уошо. По словам её тренера, на момент смерти в 2018 году Коко освоила свыше тысячи жестов и затейливо применяла их в повседневной жизни. Но и в этом случае не обошлось без упрёков, что эффекта Умного Ганса учли не в полной мере. Дельфинов тоже пытались учить языкам разными способами. И они показывали неплохие успехи, как в случае звучащего человеческого языка, так и языка жестов и специально разработанного на основе свиста. В плане понимания они не уступали ни обезьянам, ни попугаю Алексу. Трудность скорее в том, чтобы заставить дельфинов выражать свои мысли понятными людям словами — при всем выдающемся таланте этих животных имитировать звуки. Два шимпанзе, Шерман и Остин, участвовали в другом эксперименте, с иными условиями и задачами. Этот опыт заслуживает куда больше внимания, чем ему уделяли до сих пор. Вместо того чтобы помещать обезьян в человеческую среду, им предоставили коммуникационную систему, подходящую для «внутреннего» обезьяньего пользования, то есть для общения шимпанзе с шимпанзе. Шерман и Остин сидели каждый в своей комнате, каждый перед своей клавиатурой с одинаковым набором символов. Они не могли попасть друг к другу, но каждый видел на экране, какую клавишу нажимает другой. Это позволяло обезьянам общаться при помощи символов друг с другом, что намного интереснее, чем отвечать на дурацкие вопросы двуногих. Шимпанзе быстро приспособились использовать символы, чтобы передавать друг другу сообщения, и даже научились договариваться об их новых значениях. Когда им однажды дали новый фрукт, для которого на клавиатуре не было символа, каждый держал угощение перед экраном, демонстрируя другому, а потом один из шимпанзе выбрал символ на клавиатуре и нажал клавишу. Так обезьяны договорились о том, как в их языке будет обозначаться новый предмет. Всё это очень важно, поскольку именно так появляются новые слова и в человеческом языке. Возникает новое понятие, и для его обозначения требуется новое слово. Если другие поддерживают его, слово приживается. В этом основа многообразия и гибкости человеческого языка, и в рамках своего, «символического», языка Шерман и Остин делали примерно то же самое. Интересно, что в этой ситуации шимпанзе использовали лингвистическую способность, которая, очевидно, никогда не проявляется у них в естественной среде обитания. Поворотным пунктом в работах с обезьянами стало обучение бонобо Канзи, родившегося в 1980 году. Канзи был маленьким, когда его приёмная мама участвовала в эксперименте, в котором училась общаться с помощью символов. Каждый символ располагался в отдельном квадрате на экране компьютера или был прикреплен магнитом к обыкновенной доске, и мама Канзи должна была поддерживать беседу, указывая на символы. Дела шли не очень хорошо. За долгое время мама так никуда и не продвинулась. Внимание экспериментаторов перекинулось на малыша, который быстро выучил всю доску с символами. Сегодня он не такой маленький каждый правильный ответ вознаграждался конфетой: немало килограммов было съедено за эти годы и без проблем использует в своей «речи» сотни символов и понимает разговорный английский по крайней мере не хуже двухлетнего малыша. Канзи быстро стал популярным как среди учёных, так и среди журналистов. Теперь он — ключевая фигура в маленькой группе, в которую входят обезьяны и исследователи. Они проводят множество совместных экспериментов и в повседневной жизни общаются при помощи доски с символами. Все опыты с Канзи тщательно задокументированы. Экспериментаторы сделали всё возможное, чтобы избежать действия эффекта Умного Ганса. И лишь положив трубку, он приступал к выполнению задания. С ним в комнате находился человек в берушах, чтобы не слышать телефонного разговора , который наблюдал за тем, что делал Канзи, и записывал. Этот человек не знал, что именно поручено Канзи, и поэтому не мог ему подсказать, как подсказывали Умному Гансу. Например, Канзи попросили вымыть морковь на столе в кухне и положить её в миску в гостиной. И бонобо безупречно справился с этим заданием.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий