На период, когда Белехов руководил Отделом по охране памятников, пришлись Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, послевоенное восстановление.
Показываю 10 объектов до и после
А после войны им вместе с преподавателями пришлось восстанавливать стены родного вуза. После войны восстановление города продолжалось, причем строители города старались не разрушать искореженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам. «Ущерб, причиненный предприятиям Ленинграда. Восстановление после полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944–1946 гг.)». Перед вами снимки главных зданий Ленинграда в конце войны: его дворцы после нескольких лет оккупации оказались в руинах, и на их восстановление ушло не одно десятилетие. Данная разработка урока посвящена восстановлению пригородных императорских резиденций Санкт-Петербурга после ВОВ, восстановлению пригородов Ленинграда. Великое восстановление после войны сделало свой вклад в развитие города и его превращение в одну из самых важных культурных и туристических столиц мира.
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
Работать приходилось в условиях тридцатиградусного мороза и сильной пурги. На участке Поповка — Дубцы из глубоких минных колодцев, шахт и тоннелей было извлечено более 10 тыс. В кратчайшие сроки был возведен большой мост через реку Волхов вблизи станции Чудово, восстановлены пути и станционные устройства. Уже 23 февраля 1944 года все восстановительные работы на участке Колпино — Поповка — Дубцы были завершены.
Противник разрушил и повредили сотни ценнейших исторических памятников русской и мировой культуры. Постановлением намечалось восстановить город как крупнейший индустриальный центр страны с сохранением присущих ему профилей промышленного развития — малой металлургии, турбостроения, электроэнергетики, станкостроения, приборостроения, промышленности строительных материалов. В апреле состоялся пленум городского комитета партии, на котором были подведены итоги героической борьбы ленинградских трудящихся с немецко-фашистскими захватчиками и всесторонне обсуждены мероприятия по выполнению постановления.
Вслед прошло общегородское собрание партийного актива, в районах и на предприятиях — партийные собрания. В мае VII сессия Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся обсудила и одобрила план первоочередных работ, по восстановлению городского хозяйства. В постановлении Совет указал: «Выполнение больших восстановительных работ в городском хозяйстве может быть обеспечено только при активном участии всех трудящихся города». Ленинград получил новую технику.
Для защиты ГЭС было установлено три батареи дальнобойных орудий, которые заставили самолеты-разведчики врага подняться на большие высоты. В 1944 году выработка превысила довоенную. Третий агрегат изготовили заново и пустили 30 марта 1946 года. Янискоски ГЭС была построена в 1938—1942 годах для электроснабжения предприятия акционерного общества «Петсамо. Никель Ою». Эта гидроэлектростанция эксплуатировалась во время войны до 1944 года. Осенью 1944 года, при отступлении немецких войск, все сооружения станции были подорваны и разрушены. К работам по восстановлению станции было решено приступить в конце марта — начале апреля 1947 года. Интересен тот факт, что финансировала стройку финская сторона, за счет денежных средств Германии, вложенных в банки Финляндии и переданных после войны победителями-союзниками в пользу СССР. И вот в 1950 году регулирующая плотина Нискакоски и сооружения ГЭС Янискоски были восстановлены, и 31 июля был пущен в работу гидроагрегат. Несколько месяцев, а точнее с 31 июля по 26 декабря, временная эксплуатация ГЭС производилась финской фирмой. Тогда весь штат сотрудников состоял из девяти человек: трех дежурных инженеров, четырех дежурных электромонтеров, старшего мастера электроцеха и монтера по освещению. А 26 декабря 1950 года гидроэлектростанция Янискоски была передана Финляндией восстановленному после войны комбинату «Печенганикель». Нива ГЭС-3 Первая подземная станция Союза должна была дать первый ток в августе 1941 года: были близки к завершению работы на головном узле, в подводящем и отводящем туннелях, а также в подземном здании ГЭС. Эту большую стройку «заморозила» Великая Отечественная. Строителей и технику эвакуировали в Сибирь. Уже в 1944 году Сталин издал распоряжение о немедленном возобновлении строительства станции. Работы продолжились в 1945 году.
Ваша борьба и ваш труд, слившиеся с борьбой и трудом всего советского народа, не пропали даром. Враг разбит и повержен». На вручение медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—45 гг. За два послеблокадных года в городе появилось более 18 000 фонарей, и только к концу 1950 года их количество превысило довоенный уровень. Настало время позаботиться о внешнем облике опор и светильников, а также о качестве освещения. В послевоенные годы трест «Ленсвет» в содружестве с коллективом института «Ленпроект» разработал несколько новых типов чугунных опор, декоративное оформление которых напоминало фонари XIX века. На верхней части высоких столбов размещали от двух до шести светильников. Вскоре новые фонари появились на Московском и Кировском Каменноостровском проспектах, на Васильевском острове, осветили ряд других площадей и улиц, удачно вписавшись в городскую архитектурную среду. На Невском проспекте чугунные опоры фонарей, установленные еще в начале XX века, в 1950-е годы заменили копиями, окрашенными, как и прежде, в серебристый цвет. Шарообразные стекла светильников оставались молочно-белыми. К празднованию 250-летия Петербурга-Ленинграда были отреставрированы или воссозданы старинные фонари у памятников, на мостах, на фасадах зданий.
Новости из Петербурга
- Показываю 10 объектов до и после
- Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
- Город Ленинград восстанавливали после Блокады еще 30 лет.: sandra_rimskaya — LiveJournal
- Статьи по теме:
- Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры
Восстановление Ленинграда
В апреле ленинградские власти решили начать восстановление города, не дожидаясь окончания войны. После войны восстановление города продолжалось, причём строители города старались не разрушать искорёженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам. —Ирина Александровна, реэвакуация в Ленинград после прорыва блокады — это был организованный или стихийный процесс? Большая подборка сравнительных фото до-после блокадного Ленинграда 1941-1944 годов.
Петергоф: послевоенное возрождение
«От войны к миру: восстановление исторического центра Ленинграда после блокады». это, прежде всего, восстановление от тяжелейшего удара - фашистской блокады. Главная» Новости» 80 лет полного освобождения ленинграда от фашистской блокады. После снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области от фашистских захватчиков в феврале 1944 года здесь начались работы по восстановлению железнодорожных линий. Сразу же после полного снятия блокады Ленинграда, освобождения Мурманской области и Карелии широко развернулись восстановительные работы на всех электростанциях, подстанциях и линиях электропередач, разрушенных во время войны.
Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период.
Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом. Фашисты стали отступать. Они захватили более двухсот орудий, среди которых 85 тяжелых мортир и гаубиц. В результате этого полностью был прекращен постоянный обстрел Ленинграда. Ожесточенные бои шли за населенные пункты Ленинградской области.
Освобождение последнего означало развал сплошного фронта немецкой обороны. Снятие блокады Ленинграда Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени, проведенный не в Москве. Стоим, смотрим, молчим, и грудь моя стеснена — кажется, впервые за всю войну мне хочется плакать.
Когда салют кончился, мы прокричали "Ура! К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тысяч жителей из почти трех миллионов, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тысячи до одного миллиона ленинградцев. Были ранены почти 34 тысячи человек, без крова остались 716 тысяч жителей. Всего в 1941—1942 годах по Дороге жизни и по воздуху были эвакуированы 1,7 миллиона человек.
Значение обороны и освобождения Ленинграда Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские войска, остановив фашистов под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. В победах под Москвой, Сталинградом и Курском весомая доля — защитников Ленинграда. Подвиги жителей блокадного Ленинграда Рассказываем о некоторых подвигах жителей блокадного Ленинграда.
Героизм альпинистов. У фашистов ориентирами для бомбежек служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать — обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов, которые работали ночью на высоте более 122 м. При этом, когда они замаскировывали серой краской шпиль Петропавловского собора, были сильные морозы — около минус 40.
Организация премьеры симфонии в блокадном Ленинграде для поддержки людей. В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской, или Блокадной. На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам.
Сохранение зерна ценой жизней. В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах. А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны.
Открытие Дороги жизни. Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут.
К тому времени их всех выселили и население было вологодским, в основном. В 50-ом году вступила там в комсомол. Когда вернулась никому не сказала и на учет не встала. Но в дальнейшем с мужем обсуждали и вступление детей в комсомол и в партию и одобряли, считая, что это придает ответственности человеку. Ни я, ни муж в партии не были, но по работе мне предлагали вступить не раз. Партийными у нас все пастухи были. Начала работать в своем колхозе счетоводом и работала пока не вышла замуж. Колхоз был очень скромный. Оплата производилась трудоднями, потому в колхозе велся громадный учет. Например, скосить конкретное поле стоило три трудодня.
Его можно было скосить за день, заработав эти три трудодня. В конце года набиралась сумма трудодней. За каждый можно было что-то получить. Например, по 5 грамм меду, по 3 грамма шерсти. У меня за первый год накопилось 800 трудодней включая учебу. По результатам работы колхоза оценивалась стоимость одного трудодня, в зависимости от того как сработал колхоз. В 50-ом году в нашем колхозе он стоил 5 копеек и в конце года я получила 160 рублей за 800 трудодней. В 54 году, уже в Тресковицах в богатом колхозе "Штурм" трудодень стоил 10 рублей. Вопрос: Доводилось ли в эти годы выезжать из деревни и зачем? Ответ: В Ленинград ездила каждую неделю на рынок продавать молоко, масло, сметану.
Этим и жили. В 1946 году часто ездила в Нарву за хлебом, здесь его купить было негде. В Нарве целых домов совсем не осталось, жили в подвалах. Ленинград тоже был очень сильно разрушен. Вопрос: Платили ли налоги? Ответ: Налог платили со всего: за корову, за яблоню, за скотину, за землю... Два кило шерсти, кило масла, сколько-то яиц. Хоть есть у тебя куры, хоть нет, а яйца сдашь. Приемные пункты были в Волосово. Не скажу как в городе, а в Волосово в магазинах у нас было все.
Денег не было. Вопрос: А чем кормили скотину? Ответ: Поросенка кормили травой, зерном, картошкой. Это теперь воображают, а у нас все сами выращивали. Лен сеяли. Вопрос: Было ли медобслуживание в послевоенное время? Ответ: С медициной после войны было лучше, чем сейчас. Тогда больницы открывались, теперь закрываются. Сегодня мне чтобы в больницу попасть надо направление получить в амбулатории. Амбулатория в Большой Вруде, работает по расписанию, автобусы, практически, не ходят, потом в Волосово.
Очень стало плохо. Вопрос: Много ли пили алкоголя в деревне и были ли бездельники? Ответ: У нас совсем не пили - финская деревня. Ну, может где-то, кто-то, но я не знаю. Пиво варили, это да. Лентяи наверно были, как и везде, но не особо. И не из-за водки. На то, какие сейчас, ничего похожего. У женщин вообще моды не было. Раз в году, когда все убрано, на "праздник урожая" женщины варили какой-то квас, что ли, хмельной, а может какой подобный напиток.
Самогонки вообще не помню. Но у нас в доме мужчин то не было... Пиво варили. Особенно у мамы хорошо получалось. Это не брага была, брага другое - калью по-фински. Бочка с квасом всегда была. Вопрос: Когда появилось электричество? Ответ: Для нас, простых людей, электричество появилось в 1957 году. До этого электричество подавалось от дизеля, который работал на известковом заводе, но не всем, только работникам завода, в школу, сельсовет, на водонапорную башню. Простые люди использовали керосиновые лампы для освещения.
Керосин продавался. С появлением электричества стало очень хорошо. Вопрос: Где Вы брали воду? Ответ: В деревне было три колодца, мы брали воду с ближайшего "на Федотке". Чтобы принести два ведра требовалось минут 40. Позднее появилась деревянная водонапорная башня для снабжения фермы, но там нам давали воду неохотно. Вопрос: Ваш родной язык финский, мужа эстонский. Почему вы детей этим языкам не научили? Ответ: А как их учить? Я на эстонском говорю слабо, муж на финском слабо.
С первого дня наш общий язык был только русский. И в деревне, где я вышла замуж говорили только по-русски. Семья мужа возвратилась из Эстонии после войны намного раньше нас. Они туда на лошади уехали под Тарту , на ней и вернулись, не дожидаясь формирования поезда. К тому моменту от их Тарасино ничего не осталось, все сгорело. В Волосово, в райисполкоме, они получили направление в Тресковицы, тут были пустые дома, выписали лес на строительство нового дома, сдали лошадь и всю сбрую. Быстро построились. В 1954-ом мы поженились и оба оказались в русскоговорящей деревне. Вопрос: Известно, что в местности типично было хуторное хозяйство, как получилось, что хуторов не осталось? Ответ: Про ликвидацию хуторов не знаю, это было до меня, в начале 30-х.
Знаю, что на хуторах жили эстонцы, финны жили в деревнях. Сегодня хуторами называют места на которых когда-то либо жили, либо находились строения, либо это место чем-то отлично от остальных. Вопрос: Как обстояло дело с образованием в послевоенные годы? Можно ли было закончить институт после деревенской школы. Ответ: Можно и многие институты заканчивали. Школы были повсеместно. Мой брат, например, закончил неполную среднюю в деревне, потом 10 классов в Волосово, поступил в военное училище и закончил службу полковником.
Стоит сказать о том, что план маскировки существовал до начала военных действий, его разработала команда архитекторов под управлением главного архитектора Николая Баранова. Ценные исторические объекты, памятники закапывались в землю, их прятали под мешками с песком. Наибольший ущерб был причинен тем объектам, которые были расположены на занятых вражескими восками территориях или находились вблизи линии фронта. К самым ценным из них относятся: Павловский дворец, был разрушен и сожжен, вырублено порядка семидесяти тысяч деревьев в парке; Янтарная комната, судьба которой по сей день не ясна; Федоровский Государев собор; Большой Екатерининский дворец; кладбище Свято-Троицкой Приморской мужской пустыни. Обстрелы велись по всем районам, вражеский снаряд мог попасть в любой дом и на любую улицу.
Прорыв к победе. Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады "Это была не просто дорога, шедшая через лед. Это была развитая транспортная магистраль с заправочными станциями, со станциями обогрева и техобслуживания, там стояли регулировщики и через каждые 400 м светили фонари. И, естественно, она была хорошо охраняема. Около 19 тыс. До июня 1944 года действовала Малая Дорога жизни по льду Финского залива, связывавшая Ораниенбаумский плацдарм через Кронштадт с Лисьим Носом на северном берегу. В ходе операции по снятию блокады по ней перебрасывали войска. После прорыва блокады главным путем снабжения города стала железная дорога: первый поезд с "большой земли" пришел в осажденный Ленинград 7 февраля 1943 года. Блокадные маршруты С учетом всех ограничений жители могли относительно свободно передвигаться в городской черте днем, ночью действовал комендантский час. Каждый планировал свои маршруты — на работу, учебу, в театр или кино, за хлебом, водой, кипятком, к родственникам и знакомым, учитывая потребности и рассчитывая собственные силы. А усилий для того, чтобы преодолеть даже небольшое расстояние, требовалось немало. Транспорт не ходил с начала зимы 1941 года и до 15 апреля 1942-го, когда был пущен первый трамвай. Потому человек должен был рассчитывать только на свои силы. В основном передвигались пешком. На них перевозили вещи, с ними ходили за водой, потому что таскать тяжелые ведра для обессиленных людей было невыносимо. Ослабленных людей на санках везли в больницы, умерших — на кладбища", — сказал Мастридеев. При этом, по словам Никиты Ломагина, в городе были и места, куда не пускали в принципе, — например, Смольный в тот период в Смольном работало партийное и советское руководство, располагался и штаб Военного совета Ленинградского фронта. Нельзя было пройти без пропуска через линии заграждения, попасть на режимные объекты. Пересечение мостов тоже строго отслеживалось. На них стояли посты, которые не просто проверяли документы, но и интересовались, куда идет человек и с какой целью. Кто остался в Ленинграде Состав и численность населения Ленинграда тщательно контролировались властями. Для обеспечения внутренней безопасности следили, чтобы в город не смог попасть никто "лишний". Еще до начала блокады всех, кто пытался приехать в Ленинград, перенаправили дальше в эвакуацию, минуя город. К тому же приняли меры для выселения неблагонадежных людей — их списки были составлены в конце августа 1941 года, рассказал Ломагин. Сберечь до последней крошки. Как хлеб стал на долгие годы ленинградской святыней Население города за период блокады сократилось в пять раз: с 3,2 млн человек до 650 тыс. Тогда были эвакуированы все, кто не мог участвовать в решении задач по обороне города. Задача была оставить в Ленинграде "лишь то количество населения, которое нужно непосредственно, во-первых, на удовлетворение насущных нужд фронта и флота и, во-вторых, на удовлетворение насущных нужд остающегося населения, и чтобы это население было достаточно мобильно, чтобы в любой момент могло сменить свою профессию на винтовку, оборониться от штурма, потом опять взяться за работу, чтобы оно было мобильное, самодеятельное, а не беспомощное; могущее держать в руках себя и помогать другим в деле организации обороны". В середине 1942 года, когда в Ленинграде числилось 1,1 млн жителей, было принято волевое решение вывезти из города 300 тыс.