Новости восстание богдана хмельницкого 1648 1654

Таблица по истории восстание богдана хмельницкого годы основные события итоги. Составить таблицу восстание богдана хмельницкого 1648 год тире 1654. Восстание Богдана Хмельницкого — это один из наиболее ярких моментов истории Украины, приведший к ликвидации влияния польских магнатов на украинские земли вследствие военных побед казацких войск в период с 1648 по 1654 годы. Хмельницкий готов был мстить и поднял в 1648 году казацкое восстание против поляков.

Восстание богдана хмельницкого кратко таблица

Победы Хмельницкого при Желтых Водах и под Корсунем вызвали всеобщее восстание украинского населения Речи Посполитой против поляков. Тогда Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю с просьбой о поддержке, а для уверенности попросил о включении земель Войска Запорожского в состав России. Таблица по истории восстание богдана хмельницкого годы основные события итоги. Составить таблицу восстание богдана хмельницкого 1648 год тире 1654. Лит.: Голобуцкий В. А. Освободительная война украинского народа под руководством Хмельницкого (1648–1654 гг.). М., 1954; он же. Письмо Гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство. После смерти Богдана Хмельницкого наступление на независимость Украинского государства значительно усилилось.

§ 20. Присоединение Украины к России

Вы пишете, что именно патриарх при встрече с гетманом натолкнул его на идею украинской государственности. Да, сейчас практически все ведущие историки — как российские, так и украинские — сходятся в том, что переговоры гетмана Хмельницкого с патриархом Паисием в Киеве стали толчком, превратившим обычный казацкий бунт в национально-освободительное движение, создавшее первую государственность в рамках Украинского гетманства. Кадр из фильма «Огнем и мечом» Получается, иерусалимский патриарх оказался фигурой, способствующей сближению Украины и Москвы? Да, его роль в этом деле была огромной. Почему Хмельницкий обратился за помощью к московскому царю, хотя до этого вел переговоры с крымским ханом, турецким султаном и даже пытался примириться с польским королем? На самом деле еще с 1648 года украинские казаки неоднократно просили о помощи у Москвы. Хмельницкий рассматривал союз с московским царем как наиболее перспективный, тем более что это был альянс с единоверцами, поскольку на Украине никогда не было негативного отношения к московскому православию. Что касается крымских татар, то коалиция с ними для украинцев была ситуативной и поначалу успешной, но уже к 1653 году Хмельницкий убедился, насколько этот союз опасен и ненадежен. Когда крымский хан договорился с польским королем, положение Украинского гетманства стало просто катастрофичным. Почему украинцы так часто меняли союзников?

Они вступали в сношения то с русскими, то с крымскими татарами, то с шведами и периодически пытались помириться с поляками. Это было вызвано геополитическим положением Украины, находившейся между тремя мощными соседями — Османской империей и вассальным ей Крымским ханством, Речью Посполитой и Московским государством. Ей приходилось постоянно балансировать между ними, чтобы хоть как-то выжить. Михаил Горелик «Набег крымских татар на Украину» «Казако-руський народ» В своей книге вы пишете, что «мы сразу должны отбросить миф о "братских народах", не имевший ничего общего с менталитетом человека XVII века, который не предусматривал этнического, а тем более национального самосознания». Во времена Переяславской рады можно говорить лишь об этноконфессиональном самосознании, и то оно было характерно для узкой прослойки элиты. Например, польские шляхтичи считали себя сарматами, поэтому не воспринимали собственных крестьян как соотечественников. А на Украине сначала была популярна идея «роксоланского народа», но уже в XVII веке среди казацкой старшины появилось понятие «казако-руський народ», ставшее их попыткой вести свое происхождение от хазар. То есть о какой-то общей национальной идентичности применительно к тому историческому периоду говорить нельзя. Но разве украинское православное население Великого княжества Литовского в середине XVII века не считало себя русскими людьми?

Вы пишете, что после визита в Киев патриарха Паисия Богдан Хмельницкий в феврале 1649 года впервые назвал себя «единовладцем и самодержцем руським». Да, термин «руський» как отсылка к Киевской Руси активно использовался в Речи Посполитой — там существовало даже Руськое воеводство. Это территория современной Украины? Западной ее части — воеводство было образовано на землях бывшего Галицко-Волынского княжества. Но православное население Речи Посполитой не считали «руськими» жителей Московского государства — их именовали «московитами». Поэтому понятия единого народа не существовало, было лишь понимание общего православного пространства. Материалы по теме: 3 июля 2016 К примеру, термин «Малая Россия» Малороссия имеет церковное происхождение. Первоначально под ним подразумевалась территория, подчиненная киевскому митрополиту. Неслучайно после присоединения Украины царь Алексей Михайлович изменил свой титул на «Всея Великия и Малыя Росии» — это было сделано явно с подсказки богословов из Киева.

Но когда спустя полтора года в царскую титулатуру добавили «и Белыя Росии», для украинцев это стало неприятным сюрпризом. В их понимании Белая Русь Белоруссия была составной частью Малой России — как единого пространства, подчиненного киевскому митрополиту. Первые конфликты между украинцами и Москвой возникли в том числе из-за белорусских земель? Этот конфликт связан еще и с тем обстоятельством, что стороны очень спешили с присоединением, но по-разному трактовали подписанные соглашения. Присоединение Украины к Московскому государству означало для царя войну с Речью Посполитой, у которой царь Алексей Михайлович и патриарх Никон надеялись отвоевать Смоленск и белорусские земли с православным населением. Военные действия для Москвы были успешными во многом благодаря поддержке украинского войска Ивана Золотаренко. И к лету 1655 года русские войска овладели Минском и Вильно, но дальше начались разногласия: царь собирался присоединить Белоруссию к Московскому государству на общих основаниях, а Хмельницкий видел ее в составе Украинского гетманства. Кадр из фильма «Богдан-Зиновий Хмельницкий» Разрыв с Москвой Почему после заключения Виленского перемирия 1656 года, когда поляки согласились избрать царя Алексея Михайловича своим королем, Хмельницкий был готов уйти под власть крымского хана? Он боялся, что «ненавистные ляхи» и «проклятые москали» договорятся между собой за счет Украины?

Его слова, что нужно «отступить от руки царского величества» и быть «под бусурманином», были сказаны сгоряча. Но 1656 год был апофеозом взаимного непонимания между Москвой и гетманом, который тогда вел переговоры с шведским королем. В Москве крайне негативно смотрели на внешнеполитическую активность Хмельницкого и настойчиво требовали от него соблюдать «Мартовские статьи» 1654 года. А гетман их не соблюдал? Нет, конечно. Обо всех внешних сношениях гетман был обязан докладывать в Москву, чего он не делал. Кроме того, в тот момент Московское государство находилось в состоянии войны со Швецией, и контактов украинцев с противником царь никак не мог стерпеть. Кажется, вопреки «Мартовским статьям» Украина еще и налоги не платила?

Война с Речью Посполитой продолжалась до 1667 г. В деревне Андрусово было заключено перемирие. Однако в 1672 г. Османская империя захватила у Польши Правобережную Украину. В 1681 г. Россия удержала за собой Левобережье, а от планов захвата Правобережья, которое формально было польским, но контролировалось Османской империей, пришлось временно отказаться. Договор подтверждал переход к России Левобережной Украины и Киева. Социальные движения. XVII век в русской истории приобрел репутацию «бунтарского». Были отменены прямые налоги подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог с наследства и дарения, имущественный налог, налог на добычу полезных ископаемых , но введен косвенный налог на соль. Однако население отказалось покупать соль по завышенной цене. Казна недосчиталась своих доходов. Царь был вынужден пойти на уступки. В 1662 г. Медные деньги обесценивались. Положение усугублялось появлением фальшивомонетчиков, пример которым подали знатные лица, в частности И.

В преддверии татарского нашествия и даже между двумя его волнами они продолжали склоки за клочки земли и захудалые городишки! Не удивительно поэтому, что, когда появилась сила, способная объединить большую часть русских земель под централизованной властью и благодаря этому дать отпор степным завоевателям, народ этой силе противиться не стал. Так вся Юго-Западная Русь за исключением захваченного поляками в 1340 году Галицкого княжества постепенно оказалась под владычеством литовской династии Гедиминовичей. Образовалось сильное и обширное русско-литовское государство. Язычники-литовцы, как князья, так и простые воины, не просто проявляли терпимость к православной вере, но и сами массово крестились. Даже независимые прежде князья-Рюриковичи довольно легко и органично вписались в круг новой литовской знати. До поры до времени и простому люду жилось под властью Гедиминовичей относительно неплохо. Первый тревожный звоночек для православного населения прозвучал в 1385 году, когда между Польшей и Литвой была заключена Кревская уния. Ягайло, великий князь литовский, был избран польским королем, и за это обязался присоединить к Польше подвластные ему литовские и русские земли, лично перейти в католицизм и обратить к нему всех своих братьев, бояр и народ. В 1401 году условия Кревской унии закрепила и уточнила Виленско-Радомская уния, фактически провозгласившая тесный государственный союз Польши с Литвой. С этого времени в землях Великого княжества началось постепенное вытеснение православного вероисповедания католическим. Но настоящая беда для православия настала в 1569 году. Оказавшееся в ходе Ливонской войны на краю пропасти, русско-литовское государство пошло на заключение с польским королевством Люблинской унии. На практике из-за того что Польша к тому времени была уже гораздо сильнее Литвы, уния эта привела к прямому поглощению Великого княжества Литовского Польшей. Но в «общем» деле поляки явно «перетягивали одеяло на себя». Великое княжество передало королевству обширнейшие земли: Подляшье, Волынь, Подолию и Среднее Поднепровье. Для населения этих областей относительно терпимый гнет русско-литовской аристократии сменился жестоким угнетением со стороны спесивой польской шляхты. Особенно негативно на положении православных подданных короля отразилась заключенная под давлением католического духовенства Брестская церковная уния 1596 год. Согласно этому акту, православная церковь в Речи Посполитой была подчинена римскому папе. Наряду с насильственной полонизацией ряда территорий, такое нововведение встретило поначалу довольно активное сопротивление простонародья и большей части русской и литовской знати. Но постепенно князья и дворяне все чаще стали переходить в католичество, ибо только так для них открывалась дорога к высоким государственным постам королевства. Фактически именно аристократия, ради приобретения сиюминутных корыстных выгод, массово предавала веру своих предков, их обычаи и саму память о них. Рюриковичи, Гедиминовичи и представители менее знатных родов постепенно превращалась в поляков по вере и духу. Простой народ оказался куда более предан православной вере пращуров. За это он подвергался притеснениям, насмешкам и высокомерному презрению, как со стороны потомственной польской шляхты, так и со стороны новоиспеченных «поляков», нередко превосходивших в этом смысле давних подданных короля. Православие и даже «униатство» и те, и другие называли не иначе как «хлопска крестьянская, холопская вера»! Притеснения по религиозному признаку с каждым годом становились все сильнее и сильнее. Польские ксендзы католические священники и монахи порой развлекались тем, что запрягали в повозки православных юношей и девушек и использовали их в качестве тяглового скота. Особо унизительным для православного населения стала передача церквей в аренду еврейским корчмарям трактирщикам со взиманием ими большой платы за каждый проведенный обряд. Они, как эмоционально повествует в своей «Истории русов» архиепископ Георгий Конисский, «с восхищением принялись за такое надежное для них скверноприбыточество, и тотчас ключи церковные и веревки колокольные отобрали к себе в корчмы. При всякой требе христианской, повинен был ктитор торжиться с ним и, по важности отправы, платить за нее и выпросить ключи», нередко подвергаясь при этом еще и издевательским насмешкам за свою приверженность православной вере. Сверх всякой меры усилилась эксплуатация крестьян. Спесивые польские землевладельцы, гнушаясь заниматься хозяйством, отдавали получение оброка на откуп взятым для этой цели управляющим, а те, в стремлении выжать максимальную прибыль, порой вынуждали селян работать на них шесть дней в неделю. Чтобы прокормить семью, крестьянам приходилось обрабатывать свой клочок земли в воскресенье, что, ко всему прочему, противоречило христианскому укладу. Любое неповиновение, а тем более бунт, карались самым жесточайшим образом. Польские паны относились к своим малороссийским холопам с нескрываемым презрением и почитали их скорее не за людей, а за скот «быдло» , предназначение которого в том, чтобы удовлетворять их все более и более возрастающие потребности. Малороссийское казачество Не всякий человек готов был мириться с такой жизнью. Самые непокорные решались на побег. Бежали чаще всего на юг, за днепровские пороги, туда, где давно уже обосновалась вольница, состоявшая из отчаянных храбрецов. Беглецы примыкали к подобным им бунтарям, готовым рисковать жизнью в дерзких разбойничьих предприятиях, вместо того чтобы год за годом гнуть спину на польских панов и их бессовестных подручных. Постепенно собралось целое войско. По месту формирования его стали именовать Запорожским — от слов «за порогами».

Причиной восстания стало усиление угнетения польскими магнатами правславного населения Речи Посполитой, прежде всего крестьянства. Это сопровождалось ростом крестьянских повинностей, ущемлением их прав и религиозным угнетением в связи с принятием церковной унии и подчинении церкви Римскому престолу. Французский инженер Боплан, который с начала 1630-х до 1648 года находился на польской службе, в частности, отмечал, что крестьяне там чрезвычайно бедны, они вынуждены отдавать своему пану всё, что тот захочет; их положение «хуже, чем положение галерных невольников». Поводом к началу восстания стало очередное проявление магнатского беспредела. Агенты чигиринского старосты во главе с подстаростой Данилом Чаплинским отняли у реестрового полковника Войска Запорожского Богдана Хмельницкого его суботовское имение, разорили хозяйство, насмерть засекли его десятилетнего сына и увезли жену. Хмельницкий начал искать суда и управы на эти бесчинства, но польские судьи нашли, что со своей женой-полькой он не был обвенчан должным образом, а нужных документов на владения Субботиным не имел. Затем Хмельницкий ринулся к Чаплинскому и устроил тому сабельный бой, но подоспевший слуга Чаплинского оглушил его дубиной. Хмельницкий как «подстрекатель» был брошен в старостинскую тюрьму, из которой его освободили друзья. Личное обращение к польскому королю, которого Хмельницкий знал ещё по предыдущим временам, оказалось безуспешным, так как тот ответил: «У тебя есть твоя сабля…». Хмельницкий понял намёк по-своему.

Предпосылки

  • Казаки снова идут «на ляхи»
  • Почему в XVII веке в Белоруссии исчезли все казаки — Кириллица — энциклопедия русской жизни
  • Восстание Богдана Хмельницкого – причины, интересные факты, итоги и участники кратко в таблице
  • Включение Левобережной Украины в состав России. Освободительная война Б. Хмельницкого 1648-1654 гг

Ответ на оскорбление

  • Составьте таблицу «Восстание Богдана Хмельницкого (1648–1654)». - Univerkov - образовательный сайт
  • История казачества в России
  • Переяславская рада в кривом зеркале национализма —«Украинство...» Глава XXI
  • Содержание
  • Похожие вопросы
  • «Лядская неволя» русского народа. За что сражался Богдан Хмельницкий? | Аргументы и Факты

Предыстория

  • Связанных вопросов не найдено
  • «Русь будет господствовать»
  • «Чем закончилось восстание Богдана Хмельницкого ?» — Яндекс Кью
  • Начало восстания
  • Основные события освободительной войны под руководством Хмельницкого.
  • Карта истории казачества в России

§ 20. Присоединение Украины к России

Воссоединение Украины с Россией: Богдан Хмельницкий В 1648 году на Украине под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого началось освободительное движение. Цель его состояла в том, чтобы освободить население от гнета польско-литовской власти Речи Посполитой. Сопротивление развивалось в несколько этапов. На первых порах восставшим удалось достичь успеха — в результате в составе Речи Посполитой была образована автономия — Гетманщина включала Запорожье и Восточную Украину. Но уже в 1650-х казаки потерпели серию неудач. Еще в 1649 году Хмельницкий написал письмо царю Алексею Михайловичу, чтобы заручиться поддержкой Русского царства. Идея была не нова — до гетмана с просьбами принять население Малой Руси в русское подданство обращались епископ Исайя Копинсий и митрополит Иов Борецкий.

Впрочем, на все эти обращения однозначного ответа не было.

В связи с массовыми убийствами, еврейские старейшины на Виленском совете своим указом от 3 июля 1661 г. Истории о жертвах массовых убийств, которые были заживо похоронены, разрезаны на части или вынуждены убивать друг друга, распространились по Европе и за ее пределами. Эти истории наполнили многих отчаянием. Рассказы современных еврейских хронистов событий имели тенденцию подчеркивать большие цифры потерь, но с конца 20 века они были пересмотрены в сторону уменьшения. Оценки еврейских смертей в начале 20-го века основывались на записях еврейских летописцев того времени и, как правило, были высокими, от 100 000 до 500 000 или более; в 1916 г. Симон Дубнов заявил: Потери, нанесенные евреям Польши в роковое десятилетие 1648—1658 гг. В отчетах летописцев число еврейских жертв колеблется от ста тысяч до пятисот тысяч. Но даже если принять более низкую цифру, число жертв все равно остается колоссальным, даже превышающим катастрофы Крестовых походов и Черной смерти в Западной Европе.

Около семисот еврейских общин в Польше подверглись резне и грабежу. В украинских городах, расположенных на левом берегу Днепра, в районе, населенном казаками... В населенных пунктах на правом берегу Днепра или в польской части Украины, а также на Волыни и Подолии, где бы ни появлялись казаки, выжила только десятая часть еврейского населения. С 1960-х по историки 80-х годов все еще считали 100 000 убитых евреев разумной оценкой, и, согласно Эдварду Флэннери , многие считали это «минимумом». Макс Димонт в «Евреи, Бог и история», впервые опубликованный в 1962 году, он пишет: «За десятилетие этой революции погибло около 100 000 евреев». Эдвард Флэннери , в своей книге «Страдания евреев: двадцать три века антисемитизма», впервые опубликованной в 1965 году, также приводит цифры от 100 000 до 500 000, заявляя: «Многие историки считают вторую цифру преувеличенной, а первую - неточной. Мартин Гилберт в своем Атласе еврейской истории, опубликованном в 1976 году, заявляет:« Более 100 000 евреев были убиты; многие другие подверглись пыткам или жестокому обращению, другие бежали... Хотя многие современные источники по-прежнему дают оценку евреев, убитых во время восстания, в 100 000 и более, другие оценивают число убитых в пределах от 40 000 до 100 000, а недавние академические исследования утверждали, что число погибших было еще меньше. Современные историографические методы, особенно из области исторической демографии , получили более широкое распространение и, как правило, приводили к снижению показателей смертности.

Согласно последним исследованиям, еврейское население того периода в пострадавших районах Украины оценивается примерно в 50 000 человек. Согласно Оресту Субтельному : Вайнриб цитирует расчеты [ он ], указывающие на то, что около 50 000 евреев проживали в районе, где произошло восстание. Вайнриб, «Еврейские хроники о Богдане Хмельницком и казацко-польской войне», Гарвардское украиноведение 1 1977 : 153—77. Хотя многие из них были убиты, потери евреев не достигли тех головокружительных цифр, которые часто ассоциируются с восстанием.

В 1569 г. Формально Польша и Литва оставались двумя независимыми государствами, но отныне на их тронах всегда должен был сидеть один правитель, носивший титул Короля Польского и Великого князя Литовского. Ему должны были служить и польские, и литовские чиновники и аристократы.

Плоды объединения быстро дали о себе о знать: уже выигрывавшая Ливонскую войну Россия потерпела тяжелое поражение от сил Речи Посполитой и Швеции, а погрузившееся было в глубокий политический упадок Великое княжество Литовское приобрело новые территории в Прибалтике. Отошел Польше и древнейший центр русской государственности — город Киев на Днепре. На первый взгляд могло бы показаться, что особого значения переход этих областей от Литвы к Польше не имеет: ведь на троне и той, и другой сидел один и тот же монарх. Но на самом деле король польский и великий князь литовский имел даже по европейским меркам очень ограниченные властные полномочия. Реальную политику и в Литве, и в Польше вершила аристократия. Шляхта составляла и вообще значительную часть населения Речи Посполитой: каждый шляхтич имел относительно небольшое земельное владение, на него работало несколько десятков крестьян, иногда, чтобы не разориться, помещик и его семья были вынуждены сами пахать землю вместе со своими крестьянами, и такие мелкие феодальные владения в огромном количестве охватывали территорию объединенного польско-литовского государства. При этом каждый шляхтич считал себя человеком исключительно благородных кровей, самовластно распоряжался в своих маленьких владениях.

Обязанности шляхтича по отношению к королю и князю, основной из которых являлась военная служба, были строго регламентированы, и попытки монарха расширить свои властные полномочия встречали категоричное сопротивление шляхетского класса. Шляхтичи, составляя основу королевско-княжеского войска, не только являлись главной политической опорой посполитого монарха. Они выбирали Сейм — верховный представительный орган, ведавший государственной казной: без согласия Сейма король и великий князь не мог даже взять денег на свои политические мероприятия. Власть короля и великого князя не передавалась по наследству: Сейм приглашал на трон Речи Посполитой монархов и принцев из других государств, которые плохо знали местную обстановку, не имели здесь устоявшихся связей и еще и по этой причине оказывались в сильной зависимости от многочисленной аристократической прослойки. Даже свои установленные принятым законом обязанности по отношению к верховной власти шляхтичи часто исполняли плохо: уклонялись от военной мобилизации, устраивали распри и мини-войны между собой. Хотя на троне Польши и Литвы сидел один монарх, в каждом из двух государств политику вершил собственный аристократический аппарат, и земли бывшей Литовской Руси, переданные Польской короне, попали под власть польских сановников. Речь Посполитая в 1635 г.

Польша, в отличие от Литвы, исторически не была связана тесными культурными узами с Западной Русью: в ней самой имелись древние государственные традиции, своя исконная богатая культура, развитое государственное право. После передачи южных земель Литовской Руси Польской короне туда потянулись шляхтичи-переселенцы, нуждавшиеся в новых земельных наделах семьи в то время были многодетными, и в связи с сильной ограниченностью земельных владений шляхтича его сыновьям могло вовсе не хватить земельного надела в наследство , а местные крестьяне превращались в их крепостных людей. Польская по происхождению аристократия теснила на политической и экономической арене местную, которая имела меньшее представительство в сеймах. К тому же, польское государство исторически заботилось об укреплении позиций католической церкви, поэтому православное население бывшей Литовской Руси стало подвергаться еще и религиозным притеснениям. В 1596 г. Так начала свое существование признанная польскими властями Русская униатская грекокатолическая церковь, главой которой считался Папа Римский. Значительная часть населения не признала униатства, и положение православия колебалось от преследуемой властью ереси до легализованной, но окруженной всяческими правовыми ограничениями религии.

Попавшие под власть польских властей и шляхты простые крестьяне — потомки древних руссов, стали испытывать тройной гнет: национальный, религиозный и крепостнический. Привилегии местного исконного дворянства также были значительно ограничены. Вид на Днепр и прибрежные рощи в Киевской области современной Украины. Реконструкция традиционного сельского украинского жилища Поскольку земли за Днепром стали самыми удаленными от столицы Речи Посполитой — Кракова, на востоке, за ними закрепилось название «Украина»: так, то есть, «окраинная земля», исторически назывались приграничные области в славянских государствах. Впоследствии название «Украина» распространилось на все перешедшие Польской короне земли, населенные потомками древних руссов — от Карпат до рубежей Московского государства. Однако этнонима «украинец» в то время еще не существовало он возник лишь в конце XIX в. Само коренное население этих земель продолжало называться русью.

Чтобы отделить руссов, перешедших под власть Польши, от руссов, оставшихся в подданстве Литвы, и руссов Московского государства, использовался старинный термин, происходящий из Византийской империи, Малая Русь: так византийцы называли ближайшие к ним русские области. В состав современного украинского этноса входят также близкие к малороссам народности, не бывшие под властью Польской короны, а во время Речи Посполитой находившиеся в подданстве Венгрии и Молдавского княжества. По итогам войны между Речью Посполитой и Московским государством 1609 — 1618 гг. Однако этот военный успех быстро привел к усилению нравственного разложения польского дворянства: убедившись в неуязвимости своего государства, польские аристократы стали оставлять служебные дела, больше внимания уделяя личному обогащению. Шляхтичи, соперничая друг с другом в богатстве, но не желая наживать добро традиционным способом — военной службой, усиливали эксплуатацию зависимых крестьян, становились подобными плантаторам, использовавшим рабский труд.

Хмельницкого с Польшей. Январь 1653 г. Отказ Польши соблюдать условия Зборовского мира в отношении Украины 1 октября 1653 г. Решение Земского собора в Москве о принятии «под высокую руку» русского царя православного народа Украины 8-9 января 1654 г.

Восстание Богдана Хмельницкого. Причины, итоги, участники, суть, события, таблица.

"Богдан Хмельницкий возглавляет казацкое восстание против польского владычества; 100 000 евреев убиты, сотни еврейских общин уничтожены". созданием Гетманщины - Переяславской радой (присоединение Левобережной Украины. Письмо Гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство.

Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада

Восстание Хмельницкого (Национально-освободительная война Богдана Хмельницкого) — вооружённое казацко-крестьянское восстание на землях Надднепрянщины Речи Посполитой и последующая народнаяК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). Восстание Богдана Хмельницкого — кровопролитный, длительный и масштабный вооруженный конфликт 1648-1654 гг., закончившийся национально-освободительной войной. Хмельницкий готов был мстить и поднял в 1648 году казацкое восстание против поляков. Восстание Богдана Хмельницкого — это один из наиболее ярких моментов истории Украины, приведший к ликвидации влияния польских магнатов на украинские земли вследствие военных побед казацких войск в период с 1648 по 1654 годы.

Восстание Богдана Хмельницкого

Возглавил восстание гетман (атаман) низовых запорожских казаков и полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий. «С Черкас, июня 8, 1648» Богдан Хмельницкий – русскому царю: «Ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо. В статье рассматриваются политические причины восстания Богдана Хмельницкого в оценке шляхты Речи Посполитой.

Чем обернулось для евреев восстание Богдана Хмельницкого

Навстречу крымско-казацкому войску двинулся сын Николая Потоцкого — Стефан со своим отрядом. Армия Стефана Потоцкого проходила вглубь степи и не встречала сопротивление. Битва под Желтыми Водами стала первым существенным достижением восстания. После победы войско Хмельницкого направилось на Корсунь, однако поляки опередили повстанцев, напали на город, разграбили его, вырезали часть населения.

Однако этот военный успех быстро привел к усилению нравственного разложения польского дворянства: убедившись в неуязвимости своего государства, польские аристократы стали оставлять служебные дела, больше внимания уделяя личному обогащению. Шляхтичи, соперничая друг с другом в богатстве, но не желая наживать добро традиционным способом — военной службой, усиливали эксплуатацию зависимых крестьян, становились подобными плантаторам, использовавшим рабский труд. Крестьяне не только отрабатывали барщину на помещичьих полях и платили оброк с личных хозяйств, но и облагались всевозможными налогами, которые могли только придумать алчные землевладельцы. Даже крестьянские бракосочетания и похороны облагались налогом в пользу шляхтича. Помещики совершенно бесцеремонно обращались с зависимым от них людом, произвольно присваивали крестьянское имущество, подвергали крестьян жестоким истязаниям за неповиновение, неуплату податей или плохую работу. Именно через украинское посредство в современный русский язык пришло польское слово «быдло — скот», как в польских владениях помещики часто называли зависимое крестьянство. Такие порядки распространялись и собственно в Польше, но на Украине самовластие польских помещиков усугублялось их традиционной неприязнью к инородцам и иноверцам, кем для них были украинские крестьяне.

Притеснения со стороны польских властей и помещиков побуждали многих украинских крестьян присоединяться к казачеству. Обездоленный люд, промышлявший охотой, рыбной ловлей, разбоями и наемной службой в войсках окрестных государств, издревле селился вдоль рек восточной части степной зоны Европы. Уже древнерусские источники сообщают о неких бродниках, расселявшихся по берегам Азовского моря. На Украине в XVI в. Казакам не было равных в искусстве вести оборонительные бои, поэтому запорожские укрепления являлись практически неуязвимыми для польских и крымских войск. Власть в запорожском войске вручалась выборным предводителям, важнейшие дела решало собрание рада , в котором все казаки имели равное право голоса. Жизнь в укрепленном казачьем поселении организовывалась выборным комендантом — кошевым атаманом. Кошевой атаман главного укрепления Запорожской Сечи одновременно являлся и верховным предводителем казаков, не состоявших на службе. Главными источниками доходов Запорожского войска и его казаков служили военные походы за добычей и наемная служба казаков в войсках соседних государств. Казаки могли выступать в поход как исключительно по усмотрению войска, так и воюя на стороне какой-либо державы против ее врагов.

Добычу делились между всеми участниками похода на общем собрании сообразно заслугам каждого. В мирное время большинство казаков проживало на личных хозяйствах в приграничных со Степью районах, в том числе управлявшихся польской администрацией. Сластион «Проводы на Сечь» С Речью Посполитой, как и с другими соседними державами, запорожцы могли то воевать, то находиться в союзнических отношениях. Для казаков собственная выгода обычно ставилась выше солидарности со своими угнетенными соплеменникам, и то, что они сами не обязаны повиноваться нелюбимым властям, платить подати, их вполне удовлетворяло. Служивые казаки в Речи Посполитой заносились в особый список — реестр, и назывались реестровыми. В обычное время они жили на своих подворьях или в казачьих укреплениях, но должны были при объявлении польской королевской армией мобилизации являться на службу. Верховным начальником реестрового Запорожского войска был гетман — так от немецкого слова «Hauptmann — глава, командир», назывались высшие военачальники Речи Посполитой. Главным образом, реестровые казаки задействовались на охране южных рубежей польско-литовского государства, совершали организованные набеги на крымские и турецкие города в периоды войн между Речью Посполитой и Османской империей. Однако в случае время от времени сотрясавших Украину крестьянских восстаний против польского господства казаки не упускали случая отомстить за свои былые унижения, завладеть богатой добычей и со своим превосходным боевым мастерством оказывались в авангарде всех вооруженных антипольских выступлений. Мощные восстания казаков, поддерживаемые крестьянским населением Украины, происходили в 1630 г.

Восстание 1638 г. После этого наступили так называемые в Польше «десять лет золотого покоя», в течение которых национальный, религиозный и крепостнический гнет на Украине продолжал усиливаться. Реконструкция казачьего укрепления в музее истории запорожского казачества на днепровском острове Хортица В январе 1648 г. За время службы Михаил Хмельницкий показал себя как исключительно способный и отчаянный боец. Богдан Хмельницкий пошел по стопам отца, активно участвовал во всех крупных военных кампаниях Речи Посполитой, попадал в османский плен в той же битве погиб его отец , был через два года выкуплен, предположительно, участвовал в отражении московских войск, пытавшихся в 1632 — 1633 гг. Есть данные, что он участвовал в восстании запорожцев 1638 г. При Б. Хмельницком фамильный хутор Суботов расцвел, здесь появились большой сад, мельница, пруд и пасека. К владениям Б.

В декабре посол Василий Бутурлин ознакомил Хмельницкого с решением Земского собора. Для окончательного оформления перехода Войска Запорожского под руку русского царя в городе Переяславле было решено провести генеральный войсковой совет, известный сегодня как Переяславская рада. Особенность рады в том, что на ней были представлены все земли Малороссии, разделенные на военно-административные единицы казацкие полки. Наряду с казацкой старшиной, там присутствовали рядовые казаки, мещане, купцы, духовенство, крестьяне из ближайших и отдаленных местностей. В свой речи Хмельницкий, охарактеризовав положение казацких земель, призвал выбрать "государя из четырех, которого вы хощете". В качестве "кандидатур" предлагались турецкий султан, крымский хан, польский король и московский царь. Гетман при этом напомнил, какие притеснения испытали малороссы от поляков и литовцев, а также от турок. Хмельницкий сообщил о решении Алексея Михайловича принять земли Гетманщины и заявил, что, только соединившись с Россией, малороссы найдут себе надежную защиту. После троекратных вопросов участники рады единогласно провозгласили: "Волим под царя восточного, православного! Боже утверди, Боже укрепи, чтоб есми во веки всы едино были! Хмельницкий донес общую позицию до боярина Бутурлина, который вручил гетману от имени царя знамя и булаву, а также жалованье и подарки. На следующий день в Успенском храме состоялась процедура приведения к присяге сотников, есаулов, писарей и простых казаков. Условия и положение Левобережной Украины в составе России регламентировали так называемые "мартовские статьи" Хмельницкого, утвержденные Москвой. Они подтверждали выборность гетмана, права и вольности казацкой старшины, казаков, мещан и православного духовенства. Также определялся размер жалованья высших чинов. Она продолжалась 13 лет и завершилась Андрусовским перемирием 1667 года, по которому Россия получила не только Смоленск, но и контроль над Левобережной Украиной.

Чтобы как можно скорее отбить арендную плату господа зачастую просто опустошали поселения, нещадно эксплуатирую крестьян. Крестьяне часто пытались бежать от таких условий, но их ловили и потом они работали уже в кандалах. Разумеется, с такой же легкостью за малейшее неподчинение пан мог убить любого крестьянина, например, путем сажания на кол. Чуть легче, но все равно тяжелой была доля и жителей украинских городов, где по отношению к коренному населению был всё такой же жестокий и беспощадный произвол. Кроме того, не стоит забывать, что помимо собственных господ украинцев мучили и люди со стороны. Дело в том, что вся польская знать была невероятно гордой и воевала друг с другом за каждый клочок земли, неудачно сказанное слово, давние обиды и т.

Военные и дипломатические победы Богдана Хмельницкого

Предыстория восстания и Освободительная война 1648-1654 гг. В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. Тогда Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю с просьбой о поддержке, а для уверенности попросил о включении земель Войска Запорожского в состав России. В 1648 году в Речи Посполитой разгорелось очередное восстание казаков, руководил им Богдан Хмельницкий. Восстание Богдана Хмельницкого — восстание крестьян и казаков юга-востока Польши (часть территории современной Украины) против польского государства. Один. Возглавил восстание гетман (атаман) низовых запорожских казаков и полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий