Новости венчание на царство грозного

Сохранились две основные редакции «Чина венчания Ивана IV на царство» – летописная и формулярная. А чину венчания на царство Грозного с незначительными изменениями следовали все русские цари и императоры в течение последующих 350 лет. Кратко о венчании на царство Ивана 4 необходимо знать, чтобы понимать политические процессы в царстве Русском в XVI веке при последних Рюриковичах.

Венчание на царство Ивана Грозного. О вкладе семьи Марии Темрюковны в признание царского титула

Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство. Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия, но церемониал был расширен и усложнен. 25 января 1547 года состоялось первое в отечественной истории венчание на царство. Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г.

Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство!

Основанием была популярная легендарная повесть «Сказание о князьях Владимирских». В ней рассказывалось, что византийский император Константин Мономах, родной дед киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха, прислал внуку свой царский венец — «шапку Мономаха» и все права на царский титул. Нужды нет объяснять, что тот головной убор, который называли шапкой Мономаха, на самом деле — золотая тюбетейка среднеазиатской работы, опушенная соболем и увенчанная уже в Москве крестом»[4], задевая дедушку Грозного, отмечает, что «Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями». Напрашивается вывод: историки — совершенно не объективы и предвзято относятся к Грозному. В этой связи хочется в краткой форме привести историю появления первого польского короля Болеслава.

В 997 году в Восточной Пруссии был убит епископ Пражский Адальбер Войцех , который отправился обращать в христианство пруссов на соседние земли. За останки епископа Болеслав заплатил золотом кратно весу тела. Тело усопшего епископа было перевезено в Польшу и захоронено в городе Гнездо. Этот жест по выкупу останков был высоко оценен германским королем и императором священной Римской империи Оттоном III.

Будучи сильно впечатленным поступком Болеслава, который заплатил огромную сумму за покойного епископа, император предлагает называть Болеслава не князем, а королем [5]. Возьмем, к примеру, Англию. Первым из англосаксонских правителей Британии стал именовать себя королем Англии». По поводу Франции Н.

Пронина пишет: «…уже в начале XIV века во Франции было провозглашено: «Король — император в своем королевстве» [6]. Историк Кобрин о своих русских правителях писал следующим образом: «Ведь все они были лишь Великими князьями, только иногда, не столь в официальных документах, сколь в публицистике, их для пущей торжественности именовали царями» [7]. Эта колкость касается в большей степени деда Грозного. Подчеркивается, что царем дед Грозного именовал себя только с ливонцами и некоторыми немецкими князьями.

Очередные двойные стандарты. На Западе, когда хотят, правители повышают свой статус, а всем остальным это запрещают делать. У них можно было легко назначать королей или провозглашать себя королями, а Московское царство на это, по их мнению, права не имело. Как пишут историки, первое упоминание обращения с использованием царского титула в дипломатической переписке между польской и русской сторонами появилось в 1489 году.

Согласно действовавшей практике, если ты принимаешь титул от правителя, стоящего рангом выше, то тот, кто принимает, становится вассалом дающего титул. В Росархиве сохранилась грамота 1514 года Максимилиана I [8] к отцу Грозного Великому князю Василию III, в котором князь назывался титулом «kayser» — цезарь, император. Эту грамоту в 1718 году царь Петр распорядился напечатать на европейских языках для обоснования своего императорского титула. Ближайшее окружение царя оказалось не радо возвышению царя.

Они поддерживали претензии западных «партнеров» в их стремлении лишить Грозного этого важного титула.

Царь Федор I Иванович Public domain Таинство помазания на царство святым миром особым освященным маслом было символом венчания царя с царством и народом. Первым миропомазанным царем стал сын Ивана Грозного, Федор Иванович, венчавшийся на царство 31 мая 1584 года — в свой 27-й день рождения.

Царь, сняв уже возложенную на него корону, подходил к первосвященнику митрополиту или патриарху , и тот, используя специальную кисть, помазывал царя миром на лбу, веках, ноздрях, губах, ушах, на груди и на руках с обеих сторон, говоря при каждом помазании: «Печать Дара Духа Святого. Интересно, что после этого таинства царь не мог, согласно церковным правилам, мыться и снимать нательную одежду в течение восьми дней. Главным отличием миропомазания в России было то, что оно производилось уже после возложения на царя царского венца, а не до этого, как в Византии и европейских странах.

Как проходила церемония коронации русских царей Венчание и принятие царского титула Иоанном IV Клавдий Лебедев Чин, или порядок венчания на царство, Федора Ивановича был скопирован с византийского обряда. В него входили таинство миропомазания и множество других священнодействий. Очевидцем церемонии тогда стал английский дипломат Джером Горсей.

По его описаниям, царь, окруженный свитой из высших чиновников и высшим духовенством в самых богатых одеждах, вышел из своих кремлевских покоев и медленно переходил из собора в собор. Поскольку Ивановская площадь в Кремле была полностью занята народом, для царя были сделаны «подмостки» 150 морских саженей около 270 метров.

По мнению некоторых историков, Сильвестр и Адашев , понимая, что Ливонская война не сулит России успеха, безуспешно советовали царю пойти на соглашение с противником. В 1563 русские войска овладели Полоцком , в то время крупной литовской крепостью. Царь был особенно горд этой победой, одержанной уже после разрыва с Избранной радой. Однако уже в 1564 Россия потерпела серьезные поражения. Царь стал искать "виноватых", начались опалы и казни. Опричнина Царь все больше проникался мыслью об установлении личной диктатуры. В 1565 он объявил о введении в стране опричнины.

Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла - чтобы выметать измену, и собачьи головы - чтобы выгрызать измену. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иоанн IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570 , поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов задушил в тверском Отрочь монастыре митрополита Филиппа , пытавшегося противостоять царю.

Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч. Большинство историков считают, что в 1572 царь отменил опричнину. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 крымского хана Девлет-Гирея , которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль. Итоги царствования Разделение страны пагубно сказалось на экономике государства. Огромное число земель было разорено и опустошено. В 1581 с целью предотвратить запустение имений царь ввел заповедные лета - временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день , что способствовало утверждению в России крепостнических отношений.

В отличие от церемонии венчания предшественника, где присутствовали только вельможи и высшее духовенство венчание на царство Федора Ивановича проходило при большом скоплении народа. Основным местом также был Успенский собор. Но в этот раз храм был специально богато украшен. Надевание барм, креста и шапки Мономаха предварял обмен речами между царем и митрополитом. Царь объявлял о воле венчаться, а митрополит открыто выражал согласие с этим намерением. Ещё одним новшеством было возложение на государя цепи из «аравийского золота» после пения Херувимской песни. Но самые значительные священнодействия впервые в рамках церемонии венчания на царство совершались после причащения духовенства. Царя приглашали к Царским вратам для миропомазания и причастия. По окончании литургии царь посещал Архангельский собор кремля, где молился и поклонялся праху предков. Коронация Федора Ивановича отличалась чрезвычайной пышностью. Так, например, скипетр, врученный во время коронации, стоил 7000 тогдашних фунтов стерлингов. Его за эту цену приобрели ещё Иван IV. Торжества продолжились грандиозным обедом в тронном зале и военным праздником на Девичьем Поле, с участием более 70 000 воинов. По случаю коронации царем были уменьшены налоги, освобождены все военнопленные, многим заключенным объявлена амнистия.

Купите товары, связанные со статьёй

  • Читайте также
  • Что посмотреть
  • ИОАНН ГРОЗНЫЙ
  • Боярское правление (1538-1547)

Биография Ивана Грозного

  • 16 января 1547 года Иван IV Грозный официально венчался на царство | BarCaffe
  • Православный взгляд. Царь Иван Грозный , смотреть онлайн
  • Венчание на царство
  • Иван Васильевич, ставший Грозным
  • ЭКСКЛЮЗИВ! Венчание на царство Ивана Грозного в Казанском Кремле - YouTube
  • Регентство Елены Глинской (1533-1538)

Москва – новый Царьград

  • Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV Васильевича (1547)
  • Первый русский царь. Удивительная биография первого царя и первая денежная реформа в России
  • Правление Ивана Грозного
  • Telegram: Contact @history2days
  • Статьи, связанные с этой статьёй
  • Глава XV ~ Проза (История)

16 января 1547 года – на Руси состоялось первое венчание на царство

В 1562 году на сторону литовцев перешел знатный боярин Хлызнев-Колычев. В 1564 году русские войска в Литве потерпели поражение, при этом был раскрыт заговор, готовящий сдачу города Старобуба. За три недели до казни Репнина Москву покинуло литовское посольство. Царь Иоанн подозревал, что перед отъездом литовское посольство получило секретную информацию о московских военных планах, которая и помогла литовцам одержать успех над русскими войсками. Военные планы знали только члены боярской думы, в том числе князь Репнин и Кашин. В конце января 1564 года по приказу Иоанна они были были казнены. Эта казнь «вспугнула» оппозицию. Весть о предательстве князя Андрея Курбского буквально поразила Иоанна.

В результате всего этого рано утром 3 декабря 1564 года Москва была встревожена странным зрелищем. После окончания обедни, царь Иоанн вышел из Успенского собора вместе со своей второй супругой Марией Темрюковной, княжной Черкасской и сел в сани. Огромный обоз с царским имуществом и казной последовали за ним в Александровскую слободу теперь г. Александров, Владимирская область. В грамоте посланной народу царь Иоанн объяснил свой отъезд изменой бояр. Вся Москва пришла в ужас и смятение. Решено было отправить к Иоанну посольство с тем, чтобы царь вернулся на царство.

По возвращении Иоанна Грозного в Москву в феврале 1565 года репрессии были обрушены на наиболее видных сторонников идеи федерации больших и малых княжеств: князей Куракиных, Головиных и Шевыревых. Во главе создано царём опричнины встали родственники покойной царицы Анастасии - Юрьев, Басманов; а также брат второй жены Иоанна Грозного кабардинской княжны Марии Темрюковны князь Черкасский. Среди опричников, кроме того, царь выделял князя Вяземского, боярина Василия Грязного и дворянина Г. Скуратова-Бельского, по прозвищу Малюта. Царь не считал репрессии основой своей политики. В исторической литературе тема опричнины составила одну из трудноразрешимых загадок. Историки давно обратили внимание на то, что репрессии во многих случаях имели политические цели.

Прежде всего царь искоренял тех, кто по его мнению поддерживал сепаратистские устремления, способствовал консервации удельной раздробленности. Форсированная централизация страны, проводимая царем Иоанном Грозным, могла быть ответом на форсированную децентрализацию Руси, проводимую боярами в период с 1538 по 1548 гг. Всего за время правления Иоанна Грозного, фактически за сорок лет было «репрессировано» 3-4 тысяч человек. Для сравнения в это же время в Париже в одну Варфоломеевскую ночь было уничтожено более 3 тысяч гугенотов. Но Варфоломеевская ночь имела продолжение, и в течении двух недель во Франции погибло около 30 тысяч протестантов! В 1558 году царь Иоанн объявил войну Ливонскому ордену, продолжая дело начатое Александром Невским. После разгрома Ливонского ордена, Царь Иоанн был близок к решению задачи освобождения от польско-литовского владычества братьев по православию украинцев и белорусов.

В Риме «первом» понимали это и в войну за «ливонское наследство» вмешались Польша и Швеция. Воспользовавшись этим в 1571 году с юга к русским границам прорвались татары. Брод через Оку татарам указал боярский сын Кудеяр Тищенков истоки боярской измены надо искать в их «вотчинном патриотизме». Поднявшийся ветер разнес пламя по всей Москве. Несмотря на пожар, русские воины оказали ожесточенное сопротивление: И татары,понеся значительные потери, отошли прочь, захватив с собой трофеи и полон. В это время Иоанн Грозный находился на «Ливонском» фронте, где он лично возглавил 80-тысячную армию. Русская армия вступила в Эстонию и в ходе штурма овладела крепостью Пайду Вейсенштейн , крупнейшим после Ревеля Таллина опорным пунктом шведов в Ливонии.

Но в тылу царя находился Новгород, часть «лутших» дюдей которого была готова поддержать Андрея Курбского в случае успеха польских войск. События на «южном» и «ливонском» фронтах разворачивались почти одновременно. В 1572 году крымский хан вновь появился около Москвы, но был встречен русской ратью во главе с князем Михаилом Ивановичем Воротынским. Произошло несколько сражений, в ходе которых татары потерпели поражение и бежали в Крым, преследуемые русскими войсками. В плен попал фактический руководитель похода крымский полководец Дивей-мурза. Из 120 тысяч в Крым вернулось менее 20 тысяч. Твердость проявленная Московским государством в ответ на турецкие притязания на Казань и Астрахань, удачные военные действия против крымского хана Девлет Гирея, в рядах которого, как известно, были не только ногайцы мурза Керембердеев с 20 тысячами человек , но и 7 тысяч янычар, присланных хану турецким везирем Мехмед-пашой, наконец, удачный набег донских казаков в 1572 году на Азов, когда они, воспользовавшись разорением города от взрыва порохового склада, причинили турецкому гарнизону большой ущерб, - все это несколько «отрезвило» султанское правительство.

Кроме того, Турция после 1572 года была отвлечена борьбой, которую султану Селиму II пришлось вести в Валахии и Молдавии, а затем и в Тунисе.

Карташев , дореволюционные гражданские Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский, С.

Платонов и советские С. Веселовский, А. Зимин, С. Шмидт, Р. Скрынников историки.

В то же время «разоблачителями» четырехвекового «клеветнического заговора» становятся наряду с немногочисленными выполнявшими социальный заказ ВКП б сталинскими историками С. Бахрушин, И. Смирнов , которые, впрочем, не доходили в своей апологии Ивана Грозного до объявления его святым, псевдоцерковные журналисты и публицисты, возглавляемые К. Душеновым и обосновывающие свои «открытия» авторитетом покойного митрополита Иоанна Снычева , никогда не являвшегося специалистом в области русской истории ХVI века.

Наименование главы Русского государства царем уравнивало его по титулатуре с западными монархами и позволяло занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях, так как «царь» соответствовал латинским титулам императора и короля. Кроме того, новый титул свидетельствовал о самодержавном характере власти. Церемония венчания на царство подробно запечатлена в миниатюрах Царственной книги — последней части Лицевого иллюстрированного летописного свода, самого крупного летописного произведения средневековой Руси. Лицевой летописный свод был создан по повелению Ивана IV в 1560—1570-е гг. Уникальный памятник древнерусского книжного искусства, имеющий всемирное значение, состоит из около 10 тысячи листов, объединенных в десять томов, и украшен более чем 17 тысячами миниатюр.

Участь помазанника Божия Дмитрия оттеснили от государственных дел: его имя в документах начали писать после имен других сыновей Ивана III, а в 1502 году дед сам заточил Дмитрия и Елену в темницу, запретив даже в молитвах поминать их имена и называть Дмитрия Великим князем. Почему он так поступил, не ясно. Как позже вспоминал австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, перед смертью дед пытался облегчить участь внука и приказал отпустить его, но Василий III заковал племянника в железо, и тот скончался в темнице в 1509 году. Герберштейн называет две возможные причины смерти Дмитрия: он мог задохнуться от дыма во время пожара или умереть от голода; а князь Андрей Курбский писал, что его удавили. О смерти Дмитрия сообщается во второй редакции летописного свода 1518 года, где написано, что умер он «в нужде и в тюрьме». Получается, что еще до коронации Ивана Грозного на Руси был помазанник Божий Дмитрий Иванович, который приходился Грозному двоюродным братом. Его не называли царем и венчали на великое княжение, но власть его была освящена митрополитом, и таким образом он стал первым духовным преемником византийских монархов. Чин венчания Дмитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного.

1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного. 1453 пала Византия и Москва- 3 Рим

Венчание на царство Ивана Грозного (Лицевой летописный свод, Царственная книга, л. 288.). Кратко о венчании на царство Ивана 4 необходимо знать, чтобы понимать политические процессы в царстве Русском в XVI веке при последних Рюриковичах. Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство.

Венчание на царство Ивана 4

Сергий Радонежский - Ирина Годунова - 1570-80 гг. К 1560 году стараниями Годуновых вместо деревянного собора в их родовом Ипатьевском монастыре был построен каменный Троицкий собор. В 1564 году к нему был пристроен храм Рождества Богородицы, и в то же самое время Дмитрием Годуновым была оформлена каменная родовая усыпальница, в которой был захоронен даже сам основатель монастыря — Захария Чет, живший 250 лет назад, и около 40 его потомков, включая сына Александра убит в 1304 г. На их гробницы были положены шитые и украшенные именные покровы. Сохранилась «Переписная книга Ипатьевского монастыря» 1595 года, из которой мы узнаем, что над гробницами стояла икона пророка Захарии Серповидца — это, безусловно, святой покровитель Захарии Чета. Троицкий собор был взорван в 1649 году — при царе Алексее Михайловиче Романове. В следующем 1650 году произошел пожар в другом сабурово-годуновском монастыре — Суздальском Покровском.

В 1756 году, при его внучке — императрице Елизавете Петровне, были «упразднены» усыпальницы потомков Захарии Чета в Ипатии. Таким образом, в правление Романовых, а затем и при советской власти методично уничтожалось наследие Сабуровых и Годуновых. Кому и зачем это понадобилось, мы обсудим в одной из следующих статей. С именем Дмитрия Ивановича Годунова связано множество произведений лицевого шитья, иконописи, ювелирного искусства. На рубеже 70—80 годов из ее же мастерской вышла пелена «Положение во гроб», которая была отдана в Костромской Богоявленский Анастасиевский монастырь, основанный преподобным Никитой Серпуховским. Именно в этом монастыре хранилась чудотворная Федоровская икона Божией Матери.

Это не единственный пример почитания этой иконы среди потомков Захарии Чета — в этот же храм подавал за упокой самого себя Семен Дмитриевич Пешков Сабуров в завещании было принято писать, где должны поминать завещателя после его смерти. В правление государя Ивана Грозного Дмитрий Годунов был не единственным представителем рода, из мастерских которого выходили прекрасные произведения лицевого шитья. А в 1584 году жена боярина Бориса Годунова положила пелену на гроб преподобного Александра Свирского. Отношения Грозного царя с потомками Захарии Чета складывались очень интересно. В первый раз он посетил Суздальский монастырь место, где провела остаток жизни первая жена его отца — инокиня София в 1552 году, перед походом на Казань. После ее взятия он сделал вклад в монастырь, а царица Анастасия Романова положила на гробницу преподобной Софии пелену.

В 1563 году вторая жена Ивана Грозного царица и великая княгиня Мария Темрюковна и царевич Иван Иванович ездили молиться в Суздальский Покровский монастырь, а на следующий год сам царь Иван посетил его. Но уже в следующем 1564 году попал в опалу Богдан-Феофан Юрьевич Вислоухов Сабуров, отец которого был троюродным братом Соломонии, а он сам был отцом Евдокии — будущей жены царевича Ивана Ивановича. В том же году был казнен сын другого троюродного брата Соломонии — Григорий Степанович Пильемов Сабуров. Причина этих событий нам не известна. Через год, в 1566-м, царь Иван внимательно ознакомился с архивным делом Соломонии Сабуровой, и в том же году Федор Михайлович Мигун Годунов был приглашен послухом то есть свидетелем при обмене царя с князем Владимиром Андреевичем Старицким они менялись землями. Отец Федора Мигуна приходился троюродным братом отцу Бориса Годунова, а дед — троюродным братом отцу Соломонии Сабуровой.

Выдающийся историк Степан Борисович Веселовский справедливо отмечал, что в судьбе ближайших родственников великой княгини Соломонии «было что-то роковое»: ее дядя Борис Константинович утонул в молодости, другой дядя, Иван Константинович, был убит в 1548 году в Казанском походе, третий дядя, Тимофей Константинович, погиб под Оршей в 1514 году — во время Смоленского похода, а его сын Федор был убит под Казанью в 1530 году. В 1570 году царь Иван обвинил Великий Новгород в измене документально подтвердить или опровергнуть справедливость этого обвинения сейчас не представляется возможным , ходил на него войной и казнил немало людей. В Новгороде и частично уже в Москве была казнена семья Третьяка Пешкова — сына боярского Новгородского архиепископа: он сам, жена Варвара, два сына — Алексей и Степан-Дружина, а также его родственник Бажен с двумя сыновьями. В 1571 году был «посажен в Волхов», то есть утоплен в реке, по царскому приказу целый ряд представителей Сабуровых. Здесь нужно отметить, что казнь на реке или в реке была одной из самых распространенных. В 1570 и 1571 годах новгородские изменники казнились не только в новгородском Волхове, но и в московской «Поганой луже» — эта местность идентифицируется либо в районе Чистых прудов которые раньше именовались Погаными , либо в районе современной Театральной площади местечко Поганый брод.

Успение - Иван Михайлович Годунов сей образ придал по матери своей по инокине Марфе - вложена в Ипатий в 1567. Кроме того, в опричнину были казнены двоюродные братья отца Евдокии — Семен Борисович и Никита Борисович Вислоуховы Сабуровы последний — с женой и пятью детьми. Их отец Борис Семенович приходился троюродным братом великой княгине Соломонии. Ее отец Богдан и родной брат казненных Семена и Никиты — Василий Борисович — после свадьбы были пожалованы в бояре. Здесь мы имеем второй случай, когда потомки Захарии Чета и мои непосредственные предки служили вместе. Дело в том, что казненный Третьяк Пешков и Иван-Третьяк Иванов-Злобин сын Лукьянчиков, мой родственник, не только оба были дворянами Новгородского архиепископа, но и писали в 1562 году одну и ту же писцовую книгу.

Они вместе объехали, осмотрели и описали Сермажскую волость и Олонецкий погост ныне — республика Карелия : пашни, рыбные ловли, помещичьи и крестьянские дворы. Третьяк Лукьянчиков — это двоюродный брат того самого Силы Лукьянчикова, который был включен в Тысячную книгу и который вместе со своим братом Яковом построил в родовом селе Подгорье два храма. В 1540—1560 годы он собирал налоги с храмов Новгородской архиепископии: «Из Двинского присуда за Егорьевского священника, за Иева со Влодмы архиепископлю десятиннику Третьяку Иванову сыну Лукьянчикову да подьячему Лобану Денисьеву Архангелской игумен Феодосей з Двины платил подъезд и десятину по книгам. А отпись писал Лобан Денисьев лета 7050 втораго. Третьяк руку приложил». В этом документе говорится о получении десятины с храма великомученика Георгия в селе Лодьма неподалеку от Архангельска.

Представляете себе расстояние от Новгорода до Архангельска? Больше 1000 километров. Вот такая была служба… При этом Лукьянчиков служил дому Святой Софии как минимум при четырех архиепископах, двое из которых канонизированы. В 1526—1542 годах владыкой Новгородским был будущий митрополит Московский и всея Руси Макарий — лицо выдающееся, ближайший сподвижник реформ молодого Ивана Грозного. Его преемником стал Феодосий II Косой 1542—1551 , который известен своей начитанностью и эпистолярной плодовитостью. В 1551—1552 годах архиепископом был Серапион Курцов — крестный отец дочери Ивана Грозного и Анастасии Романовой Анны умерла в младенчестве и родич государственного казначея.

Его сменил святитель Пимен Черный 1552—1571 , который был активным помощником царя, но затем попал в опалу. Последний архиепископ известен своим эстетическим вкусом — при нем дом Святой Софии украсился многими памятниками русского искусства. Сотоварищ Третьяка Лукьянчикова писец Третьяк Пешков был женат на Варваре Пешковой, которую я упоминал в предыдущих статьях: она вышила пелену «Преподобный Александр Свирский в молении перед Богоматерью». Оба Третьяка жили рядом с Александро-Свирским монастырем. Они вполне могли быть лично знакомы с преподобным Александром упокоился в 1533 году. Третьяк Лукьянчиков имел большой двор в Великом Новгороде, а в Обонежской пятине — в селе Люговичи — владел землей и крестьянами, рыбными ловлями на реке Оять.

Пешков и Лукьянчиков жили неподалеку от того места, где в конце XIV века явилась Тихвинская икона Божией Матери Имоченицы , от того места, где появились на свет и жили родители преподобного Александра — преподобные Варвара и Сергий Мандеры , а в XIX веке эти места стали родовой усадьбой художника Василия Поленова, который запечатлел их во многих картинах Окулова гора. После того как были казнены Пешковы, земли Обонежской пятины отошли в опричнину; были конфискованы и земли Третьяка Лукьянчикова. Они не были возвращены ему с ликвидацией опричнины. Об этом говорит тот факт, что, согласно «Книге копий и жалованных грамот Новгородского Софийского собора 1574—1624 годов», поместье Лукьянчикова в Люговичах оказывается отданным архиепископскому казенному дьяку Бакаке Павлову сыну Литвинову [5]. Точно так же и в Дозорной книге Софийской стороны Великого Новгорода дозора князя Василия Кропоткина 1586 года мы встречаем «место пустое нетяглое Третьяковское Лукьянчикова» с огородом и яблонями [6]. Интересно, что, несмотря на казнь целого ряда представителей рода Пешковых, их ближайших родственников, живущих в Обонежской пятине, опала не коснулась.

Он был тысячником и при наделе землей в Московском уезде получил одинаковый с Силой Лукьянчиковым надел — 100 четвертей. Кроме того, он владел землями в современной Ивановской области, где ему принадлежал родовой монастырь Пешковых — «святой Егорий» в селе Астафьевском. В духовной его двоюродного дяди Семена Дмитриевича Пешкова Сабурова упоминается, что в Москве был «в тое казне Троецкой сундук болшой с платьем, да коробья большая лубяная с тягиляи, да две коробьи лубяные с доспехом, да коробья Петрова племянника моего Пешкова с платьишком и с доспехом». Отсюда видно, что Петр Пешков был воин, имевший хорошее обмундирование. Он погиб в Ливонскую войну, в 1573 году, под Коловерью совр. Эстония , но его вдова и два сына продолжали владеть поместьем в Тервеничах.

При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией. Но также Иван IV ввел опричнину, которая сопровождалась разорением земель и террором, что пагубно сказалось на экономике государства.

Поэтому спор о результатах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие... Сегодня, 26 апреля в истории: 1658.

Вскоре после венчания на царство Иван Васильевич решил жениться. Во время смотра невест он остановил свой выбор на Анастасии Захарьиной-Юрьевой, представительнице рода, который войдёт в историю России как Романовы. Однако супруга царя через 13 лет умерла после тяжёлой болезни. Иван Грозный подозревал, что жену отравили, и это ещё больше осложнило его отношения с боярами. Царь-реформатор По словам советника ректора МПГУ Евгения Спицына, начальный период царского правления Ивана Васильевича историки часто связывают с деятельностью органа, известного под названием «Избранная рада», — кружка приближённых к царю государственных деятелей. Достоверных данных об этом объединении нет до сих пор, но известно, что термин был введён бежавшим из России князем Андреем Курбским.

Поэтому оценки деятельности «Избранной рады» среди историков разнятся — одни считают её прообразом правительства России, другие же просто мифом. Тем не менее именно в период предполагаемого функционирования «Избранной рады» конец 1540-х — 1550-е годы царь Иван Васильевич провёл ряд важных реформ. Также по теме 455 лет назад на Руси была учреждена опричнина — особое административное образование, где власть царя Ивана Грозного была ничем не... По его словам, это произошло в рамках Земской реформы, вводившей целый ряд выборных административных и судебных должностей и передававшей на места многие управленческие полномочия. Как напоминают историки, именно по инициативе царя была сформирована цельная система органов исполнительной власти — так называемых приказов, а также принят единый кодекс законов — Судебник, что позволяло подавить сепаратизм бояр и удельных княжеств. В 1552 и 1556 годах они были завоёваны и присоединены к России. Позже при Иване Васильевиче было также начато освоение Урала и Сибири. Успешно развивал он торговые и дипломатические отношения как с западноевропейскими Англия, Нидерланды , так и с восточными странами. Неоднозначные оценки Как отмечает Евгений Спицын, в 1558 году Иван Васильевич решил обеспечить Русскому царству широкий выход к Балтике и начал Ливонскую войну.

При этом, по словам историка, это решение сегодня оценивается неоднозначно. Многие современники считали более перспективными действия против Крымского ханства с целью получения выхода в Чёрное море. Однако в историографии существует мнение, что эту войну следует рассматривать как комплекс разных кампаний, в большинстве из которых Москва изначально одерживала победы», — заявил Сергей Перевезенцев. Также по теме «Особая культурная миссия»: как «Апостол» Ивана Фёдорова повлиял на историю восточнославянских народов 455 лет назад вышла в свет первая точно датированная русская печатная книга — «Апостол» Ивана Фёдорова. Работа над фолиантом, тираж...

Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог". Титул же "царь" или совсем не переводили, или переводили как "император". Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.

Венчание на царство российских монархов. Как это было — впервые и во всех деталях

Конечно, когда молодой царь получил престол, то произошел разворот сознания на 180 градусов, и потом он уже пытался все доказать, что именно он главный человек в стране. Близких родственников также практически не было. Поэтому реально не было людей, которые бы стремились дать ребенку правильное воспитание. Власть бояр. С самых ранних лет Иван Васильевич видел силу бояр, видел их выходках, хамство, пьянство, борьба за власть и так далее.

Все, что ребенку видеть нельзя, он не только видел, но и принимал в этом участие. Церковная литература. Большое влияние на будущего царя имел архиепископ, а позже митрополит, Макарий. Благодаря этому человеку Иван 4 изучал церковную литературу, увлекаясь моментами про полноту царской власти.

В воспитании Ивана большую роль сыграли противоречия между словом и делом. Например, во всех книгах и речах Макария говорилось о полноте царской власти, о ее божественном происхождении, но в реальности ежедневно ребенку приходилось сталкиваться с произволом бояр, которые даже не каждый вечер его кормили ужином. Или другой пример. Ивана 4, как девствующего царя, всегда брали на заседания, встречи с послами и другие государственные дела.

Там с ним обходились как с царем. Ребенка сажали на трон, все кланялись ему в ноги, говорили о преклонении перед его могуществом. Но все менялось, как только официальная часть заканчивалась и царь возвращался в свои покои. Здесь уже не было поклонов, а была жесткость бояр, их грубость, иногда даже с оскорблением ребенка.

И такие противоречия были повсюду. Когда ребенок растет в атмосфере, когда говорится одно, а делается другое — это рвет все шаблоны и сказывается на психике. Это в конечном итоге и случилось, ведь в такой атмосфере откуда сироте знать, что такое хорошо, и что такое плохо?

И Иоанн IV начал преобразование страны именно с военной реформы. Ядром армии стало конное дворянское поместное ополчение. Вооружение всадников приобрело единообразие.

Каждый воин имел железный шлем, панцырь или кольчугу, меч, лук и колчан со стрелами. В 1550 году государь Иоанн Грозный начал формировать знаменитую русскую пехоту. В 1550 году был сформирован первый 3-х тысячный отряд стрельцов, вооружённых огнестрельным оружием. При Иване IV артиллерия стала гордостью русской армии. В районе реки Оки была устроена главная оборонительная линия Руси. Переправы через реку защищались подводными частоколами.

На возможных путях вторжения русские пограничники устраивали засеки, валили деревья, копали рвы, волчьи ямы, усеянные острыми кольями. Начав усердно заниматься обороноспособностью страны, царь Иоанн не выпускал из виду и её внешние дела. Главное своё внимание царь Иоанн обратил на Казанское царство. Во время малолетства царя, татары безнаказанно опустошали пределы русского государства. Город был взят штурмом. В Казани не осталось в живых ни одного взрослого татарина, так как Иоанн приказал пленных не брать.

Дети, «казанские сироты», были розданы по русским семьям. Но надо отметить и то, что Иоанн IV 30 августа 1552 года, после разгрома русскими войсками боевых отрядов царевича Япанчи, предлагал защитникам Казани сдаться на милость победителя, в противном случае грозил всем смертной казнью. После взятия Казани, царя в Москве встречали как национального героя. И как национальное бедствие восприняли москвичи болезнь, поразившую Иоанна Грозного в 1553 году. По совету жены Анастасии Романовны царь написал завещание, в котором наследником назначил своего недавно родившегося сына Дмитрия. Решение царя было встречено боярами в «штыки».

Громкий спор бояр, их шумные речи и даже брань, были услышаны царём Иоанном из его опочивальни. Горько сетовал он на это, но ещё более огорчился царь, когда услыхал, что и священник Сильвестр, имевший большое влияние на молодого царя и отец Алексея Адашева - Фёдор не присягают Дмитрию. Иоанн выздоровел и, как пишет приснопамятный митрополит Иоанн Снычев, в книге «Самодержавие духа», не помнил зла и всех простил, но тень сомнения осталась в душе Иоанна: с этого момента он отстранил от себя Сильвестра и Алексея Адашева. Митрополит Иоанн в книге «Самодержавие духа» дает следующий портрет Грозного Царя: «Иоанн был велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза серые, но светлые, исполненные огня и лицо приятное». Царица Анастасия была подстать Иоанну: стройная, с прекрасными голубыми глазами и длинными светлорусыми волосами. Кузнецова пишет, что « из уст в уста передавались рассказы о красоте царицы и появление Анастасии рядом с Иоанном подтверждало молву».

Балязин отмечает, что «Анастасия отличалась помимо красоты целомудрием, смирением, набожностью и основательным умом». Со скоропостижной смертью любимой жены подозрительность царя Иоанна к боярской измене резко возросла и не безосновательно. В 1562 году на сторону литовцев перешел знатный боярин Хлызнев-Колычев. В 1564 году русские войска в Литве потерпели поражение, при этом был раскрыт заговор, готовящий сдачу города Старобуба. За три недели до казни Репнина Москву покинуло литовское посольство. Царь Иоанн подозревал, что перед отъездом литовское посольство получило секретную информацию о московских военных планах, которая и помогла литовцам одержать успех над русскими войсками.

Военные планы знали только члены боярской думы, в том числе князь Репнин и Кашин. В конце января 1564 года по приказу Иоанна они были были казнены. Эта казнь «вспугнула» оппозицию. Весть о предательстве князя Андрея Курбского буквально поразила Иоанна. В результате всего этого рано утром 3 декабря 1564 года Москва была встревожена странным зрелищем. После окончания обедни, царь Иоанн вышел из Успенского собора вместе со своей второй супругой Марией Темрюковной, княжной Черкасской и сел в сани.

Огромный обоз с царским имуществом и казной последовали за ним в Александровскую слободу теперь г. Александров, Владимирская область. В грамоте посланной народу царь Иоанн объяснил свой отъезд изменой бояр. Вся Москва пришла в ужас и смятение. Решено было отправить к Иоанну посольство с тем, чтобы царь вернулся на царство.

В декабре 1546 года достигший совершеннолетия Иван IV заявляет о своем желании жениться, но сначала — исполнить «древний обряд предков» и венчаться на царство. Таким образом он собирался упрочить свое положение как внутри страны, так и за рубежом. По западноевропейской системе титулов Великий князь был кем-то вроде герцога или принца. Царский титул, в свою очередь, поставил бы русского правителя в один ряд с королями. К тому же быть «первым среди равных» Иван Васильевич не хотел. За годы боярского правления, последовавшие после кончины Елены Глинской, он решил, что не потерпит ни малейшего намека на конкуренцию. Венчание Ивана IV на царство Источник: ross-bel. Дело в том, что на Руси царями уже именовали некоторых правителей. Впервые этот термин встречается в XI веке. В записи о смерти Киевского князя Ярослава Мудрого на стене Софийского собора его именуют царем в знак уважения и признания достижений. В годы княжения Ярослава Древняя Русь достигла вершины могущества, которое в дальнейшем будет подорвано усобицами. Титул царя был данью византийской традиции. В период татаро-монгольского владычества на Руси царями называли ордынских ханов. К середине XV века царственного от Золотой Орды осталось немного: некогда могущественное государство вступило в полосу раздробленности и распалось на несколько отдельных ханств.

Не исключено, что Марию вычеркнули из жизни Ивана Грозного как супругу не только незаконную ведь венчаться четвертый раз было нельзя , но и недостойную. Свадьбу устроили скромную, большинство гостей были из числа близких Грозного. Тихая, пугливая Васильчикова больше походила на монашку, чем на царицу. Выходов в свет она не любила, отчаянно боялась сглаза, на людях всегда появлялась в плотном окружении боярышень. Судя по всему, она надоела Грозному почти сразу: через несколько месяцев после свадьбы покровитель Анны Василий Умной и двое братьев царицы дали вклад в Троице-Сергиев монастырь по 50 рублей каждый, что было явным свидетельством приближающейся опалы. Примерно через год супружеской жизни Грозный отправил Анну в монастырь, где она и умерла. До сих пор непонятно, существовала ли Мелентьева, или ее упоминания появились в хрониках стараниями фальсификаторов истории. Тем не менее, она часто фигурирует в произведениях искусства, посвященных Ивану Грозному. Мужем Василисы считают приближенного царя Мелентия Иванова, который заслужил расположение государя своей готовностью исполнять любые приказы. Как-то Иван решил заехать к любимчику в гости — и был поражен красотой Василисы. Государь велел прислать женщину к нему, но Мелентий не сделал этого, отговорившись болезнью. Грозный не поленился навестить внезапно захворавших супругов. После этого визита Иванов скоропостижно скончался, а его вдова стала невенчаной женой Грозного. Мелентьевой не нравились постоянные безумные гуляния и казни, и монарх стал вести себя сдержаннее. Семейная жизнь Ивана Васильевича с бойкой вдовой продолжалась два года, пока он не застал ее в постели с другим мужчиной. Закопали Василису и ее любовника в одной яме, Мелентьеву — живой. Раскрашенная литография по эскизу В. Замуж за царя, которому уже исполнилось 50, идти не хотела, да только кто ее спрашивал. Свадьбу провели в «узком кругу»: посаженным был царевич Федор, «тысяцким» — наследник престола, Иван. Те возмущались: где это видано, чтобы царевнами управляла «женище» — невенчанная супруга, обычная наложница? Иван, раздраженный женскими сварами, как-то пообещал скормить Марию псам, и после этого девушка присмирела. В 1582 году у Нагой родился сын Дмитрий, а спустя два года Иван Грозный скончался.

В Александровской слободе рассказали о венчании на царство Ивана Грозного

Венчание на царство сопровождалось рядом непременных действий. Важнейшее из них — таинство миропомазания, приобщение нового государя Святых Тайн, открываемых лишь пророкам и царям. Таким образом царь становился единственным в государстве человеком, удостоенным второго миропомазания над всеми остальными таинство миропомазания совершается единожды — при крещении. Именно поэтому русских государей называли «помазанниками Божиими». Форма проведения обряда венчания на царство в Русском государстве была заимствована из Византии.

Обряд совершал глава Русской православной церкви: до 1598 г. В ходе обряда на нового государя в определенном порядке возлагались бармы, венчальная шапка «шапка Мономаха» , вручались скипетр и держава, и государь всходил на царский трон. В некоторых случаях государь давал «крестоцеловальную запись» или клятву. Впервые «венчание» на трон проведено 4 февраля 1498 г.

В этот день великий князь московский Иван III возвел в качестве своего соправителя на великое княжение Московское, Владимирское и Новгородское своего внука Дмитрия Ивановича. Был составлен специальный «чин поставления» Дмитрия, который позднее стал основой для всех последующих чинов «венчания на царство». Новый государь ограничился традиционным «поставлением на трон», хотя именно в этот день, 14 апреля 1502 г. В число царских регалий, помимо использовавшихся ранее, была добавлена «аравийская» золотая цепь.

Впервые в качестве венчальной шапки была упомянута «шапка Мономаха». При венчании на царство Федора Ивановича 31 мая 1584 г. Церемония была дополнена «великим выходом» царя и свиты в Успенский собор Московского Кремля. Помимо других регалий была использована держава «золотое яблоко», «яблоко державное» — золотой шар с навершием в виде креста.

При венчании на царство Борис Федорович Годунов 3 сентября 1598 г. Сын Бориса Годунова Федор Борисович не успел венчаться на царство, т. Сам Лжедмитрий I венчался на царство 22 июля 1605 г. Патриарх Игнатий возложил на него царский венец и вручил ему скипетр и державу.

При венчании на царство Михаила Федоровича Романова 11 июля 1613 г. Для торжественного провозглашения новым царем Алексея Михайловича, состоявшегося 28 сентября 1645 г. Обряд венчания совершил патриарх Иосиф. Чин венчания Федора Алексеевича 16 июня 1676 г.

После стрелецкого бунта 1682 г. Был изготовлен специальный двойной серебряный трон, а также вторая «шапка Мономаха» — «шапка Мономаха второго наряда». Венчание братьев на царство состоялось 25 июня 1682 г. С принятием Петром I императорского титула обряд венчания на царство был заменен коронацией.

РИЙ в миру — Михаил 1482— 30. Родился в Москве. На духовное воспитание будущего митрополита огромное влияние оказал архимандрит Кассиан, настоятель Симоновского монастыря. В 1523 г.

Макария возвели в архимандриты и назначили настоятелем Можайского Лужицкого монастыря. В марте 1526 г. Новгородский архиепископ способствовал распространению христианства среди населения северных окраин Руси, а также строительству там монастырей. Пребывание Макария в Новгороде сопровождалось большими культурными начинаниями.

При нем проведена реставрация многих новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для Софийского собора, подновлены его фрески и иконостас. По его указанию в Пскове построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. Входившие в круг Макария писатели и церковные деятели занимались созданием житий святых, переводили греческие и латинские произведения, составляли летописные своды. При его участии было составлено 60 новых житий.

Итогом собирания духовных сокровищ стала первая редакция «Великих Четиих Миней», завершенная в 1541 г. Под его началом были подготовлены и две другие их редакции. В 1542 г. Макарий стал митрополитом Московским и всея Руси.

Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила церемония венчания на царство Ивана IV Грозного в январе 1547 г. В 1547 и 1549 гг. Будучи одним из ближайших советников царя, Макарий отстаивал идею самодержавия как главного и необходимого оплота православия. Крупнейшей заслугой митрополита Макария стала поддержка книгопечатания в Москве.

В последние годы Макарий занимался составлением Степенной книги. Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизация Макария состоялась в 1988 г. День памяти: 30 декабря 12 января.

По случаю восшествия на престол Ивана IV был составлен Чин венчания на царство — официальный акт, определявший порядок наделения властью правителя страны. Известны две редакции этого документа, получившие название «Краткой» и «Пространной». Венчание Ивана Грозного проходило в том порядке, который описан в Краткой редакции. Она восходит к Чину поставления на великое княжение Дмитрия Ивановича — первому документально зафиксированному на Руси описанию церемонии избрания нового государя, относящемуся к концу XV века, ко времени правления великого князя Ивана III. Царское венчание явилось для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя.

Значительное число вельмож было пожаловано в бояре и другие знатные чины, духовенству были розданы богатые подарки. Одновременно царь получил богатые дары как от своих, так и от иностранных подданных. Итак, уже в процедуре венчания Ивана IV и особенно его сына Федора Ивановича мы можем усмотреть важные моменты русского обряда венчания на царство. Прежде всего, здесь следует сказать о неизменном религиозном характере церемонии.

Её основой с самого начала и до конца существования русской монархии оставалась церковная молитва молебен, литургия. Так же важно отметить, что публичная презентация нового царя присутствует уже в коронации Ивана IV как один из важнейших смыслов венчания на царство. Последующие эпохи, начиная с правления Федора Ивановича, насыщали коронацию новыми смыслами, но её религиозный характер и смысл публичной презентации нового государя оставались неизменными. Уже в правление Федора Ивановича страна подошла к династическому кризису. Царевич Иван Иванович умер в 1581 г. Через 10 лет, в 1591 г. Правящий царь Федор Иоаннович также не оставил наследника. После его смерти в 1598 г. Исключительные права на все воспроизведенные музейные предметы и архивные материалы принадлежат Государственному музею истории религии.

В официально закреплённой при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем от «прародителей» своих, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским «цесарям». Окончательно преемство русским государем византийской короны было закреплено соборной грамотой духовенства восточной православной церкви, присланной с благословением патриарха Константинопольского царю Ивану IV в 1561 вместе с книгой царского венчания византийских императоров. В соборной «Утвердительной» грамоте 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа «чин венчания на царство». Впервые обряд Венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершён 31 мая 1584 при Венчании на царство Фёдора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля для «великих» выходов при венчании предназначалось Золотое, позднее Красное крыльцо Грановитой палаты. Внутри Успенского собора было устроено со стороны западных дверей специальное царское место «чертог о 12 ступенях» для возложения митрополитом Дионисием царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава «яблоко державное» с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор.

Венчание на царство сопровождалось военным празднеством на Девичьем поле. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. Венчание на царство Лжедмитрия I проходило 22 июля 1605 сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха. Из-за отсутствия патриарха обряд Венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова 11 июля 1613 совершил митрополит Казанский Ефрем. При Венчании на царство 16 июня 1676 Фёдора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров.

Венчание на царство Ивана 4

Венчание на царство. Венчание Ивана IV на царство не только содействовало укреплению власти московского самодержца, но и способствовало росту международного престижа русского государства. Московские цари и Российские императоры венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля (арх. Аристотель Фиораванти, 1479). Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены? Венчание на царство Ивана IV было исключительно церковным торжеством.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий