В результате антипольского восстания под проводом Богдана Хмельницкого она будто бы и стала независимой, но была не настолько сильной, чтобы добиться междуна.
Переяславская Рада
Решение Переяславской рады о воссоединении малороссийских земель с Москвой стало, по сути, итогом всенародного референдума. «Момент Переяславской Рады – момент старта собирания украинских земель под властью российского государя, восстановления западной границы Киевской Руси и с этого момента началось продвижение границы Российского государства на запад», — считает Ищенко. По словам Владимира Константинова, Переяславская рада была важным этапом становления Российского государства. К моменту созыва Переяславской Рады Богдан Хмельницкий и его казаки успели одержать ряд славных побед и потерпеть ряд тяжелейших поражений.
Переяславская Рада: как принималось решение о присоединении Украины к России
В нём приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и 5 других казацких полков и жители Переяслава. Не было представителей от мещан кроме Переяслава и духовенства. Во время публичной церемонии гетман и казацкая старшина поклялись в том, «чтобы быть им с землёй и городами под царской великою рукой неотступно». После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге.
Однако Б. Хмельницкий потребовал, чтобы послы первыми принесли присягу от лица царя, что было бы подтверждением союза между обоими государствами. Боярин В.
Бутурлин решительно отказался принести присягу, в связи с чем гетман и старшины удалились на совещание, которое длилось несколько часов, а послы остались ждать в соборе. В ходе совещания П. Тетеря и Г.
Лисницкий, полковник миргородский, неоднократно приходили и просили В. Бутурлина принести присягу, но безуспешно. Тем временем, руководитель посольства дважды утверждал, что царь будет охранять все права Украины и, более того, заявлял, что «царское слово переменно не бывает».
Возглавлял запорожскую делегацию сам гетман Богдан Хмельницкий. Российское посольство прибыло на место 31 декабря 1653 года. Гостей с достодолжной почестью принял переяславский полковник Павел Тетеря.
Съехались все полковники, старшина и множество казаков. Переговоры начались. Запорожские казаки стремились к обретению максимальной независимости, насколько это было возможно в сложившихся обстоятельствах.
Они требовали от представителей русского посольства, чтобы те присягнули казакам от имени царя Алексея Михайловича. Также они настаивали на привилегиях для православного шляхетского сословия Гетманщины. Говоря современным языком, они хотели войти в состав России на правах широкой автономии.
Российская сторона в свою очередь стремилась ограничить вольнолюбивые устремления казаков. Понимая, что слишком сильное ущемление прав жителей Запорожской Сечи может привести к новым бунтам, Россия пошла на значительные уступки, но при этом настояла на некоторых особо важных для нее пунктах. Так, гетманы лишались права вести самостоятельную внешнюю политику.
Бутурлин вручил Хмельницкому грамоту от имени Алексея Михайловича, но сами представители российского посольства от присяги казакам отказались. Они пояснили это тем, что царь не может присягать подданным на верность. Церемония сопровождалась дарением Хмельницкому символов гетманской власти.
Ему вручили: булаву — холодное оружие с рукоятью шаровидной формы; хоругвь — боевое знамя; меховую - боярскую шапку. Хмельницкий вышел на площадь, где была собрана генеральная рада. Гетман говорил: «Господа полковники, есаулы, сотники, все войско запорожское!
Бог освободил нас из рук врагов нашего восточного православия, хотевших искоренить нас так, чтоб и имя русское не упоминалось в нашей земле. Но нам нельзя более жить без государя. Мы собрали сегодня явную всему народу раду, чтоб вы избрали из четырех государей себе государя.
Первый - царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть; второй - хан крымский; третий - король польский, четвертый - православный Великой Руси, царь восточный. Турецкий царь басурман, и сами знаете: какое утеснение терпят братия наша христиане от неверных. Крымский хан тоже басурман.
Хмельницкий начал было искать защиты в польском суде, но там ему ответили только насмешкой, возместив ему лишь 100 золотых сумма же ущерба составляла больше 2 тысяч золотых. Тогда он обратился к королю, который, не стал этим делом заниматься и высказал удивление, что казаки, имея сабли за поясом, сами не защищают своего достоинства. Более того, за попытки «добиться правды», Хмельницкий был обвинен в заговоре и заключен польскими властями в тюрьму, откуда был освобождён только благодаря заступничеству наказного гетмана малорусских казаков назначен польским правительством в 1647 г.
Ивана Барабаша. В мае 1648 года восставшие дважды нанесли поражение польским войскам под Желтыми водами и Корсунем. В сентябре того же года после трехдневного сражения шляхетское войско также было разбито под Пилявцами.
Восстание перекинулось и на белорусские земли, охватило все Полесье. В декабре 1648 года казаки во главе с гетманом Богданом Хмельницким торжественно вступили в Киев. После небольшой мирной передышки война возобновилась.
Победы казацкого войска в августе 1649 г. Изнуренная многолетней войной Малороссия нуждалась в помощи, тем более, что восстания на Белой Руси были жестоко подавлены польско-шляхетскими войсками. Ещё в июне 1648 года гетман Хмельницкий направил письмо государю Царства Русского Алексею Михайловичу с просьбой о помощи в борьбе с ляхами.
В первых числах января 1649 года Хмельницкий торжественно въехал в древнюю столицу Руси Киев, где его с восторгом встретили киевляне во главе с православным духовенством. Польша сгинет, а Русь будет процветать…» - говорил гетман Войска Запорожского киевлянами. В декабре 1648 года Киев посетил, направляясь в Москву, иерусалимский патриарх Паисий, который не единожды и подолгу беседовал с Хмельницким о былой славе древлепрестольного Киева, об упразднении унии и создании отдельного православного Русского княжества.
Патриарх Паисий взялся также передать письмо Богдана Хмельницкого царю с просьбой «о принятии Войска Запорожского под высокую государеву руку». Сопровождавший патриарха митрополит Коринфский Иоасаф препоясал гетмана мечом, освящённым на Гробе Господнем в Иерусалиме в знак благословения на ратные подвиги во славу Православной веры. И вот, 1 октября по ст.
Переяславская рада. Вот что рассказывает об этом событии старинный статейный список русского посольства. Богдан Хмельницкий обратился к народу с такими словами: «Панове полковники, ясаулы, сотники и все войско запорожское, и вси православнии християне.
Ведомо то вам всем…, что уже 6 лет живем без государя в нашей земле в беспрестанных бранях с гонители и враги нашими, хотящими искоренити церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей… Видим, что нельзя нам жити без царя. Для того ныне собрали раду, явную всему народу, чтоб с нами обрали государя из четырех, которого вы хотите. Первый царь турский, который многажды через послов своих призывал нас под свою область; второй - хан крымский; третий — король польский, который, будет сами похочем, и теперь нас в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть православный Великия Россия государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси самодержец восточный, которого мы уже 6 лет беспрестанными молении нашими себе просим, - тут которого хотите избирайте…».
Ключевые слова: Российское государство, Украина, Переяславская рада, воссоединение, присоединение. Этим объясняется большой интерес, с которым изучали и изучают данные проблемы отечественные и зарубежные историки, и представители других обществоведческих наук. Это также стимулировало развитие интереса к нашему общему историческому прошлому. К сожалению, на фоне резкого повышения общественного интереса к историческому знанию в исторической литературе и особенно публицистике часто наблюдается уклон в сторону исторического мифотворчества, искусственной политизации минувшего, использования достижений и пробелов в исторической науке ради сегодняшних сиюминутных интересов. Часто сложные исторические события взаимоотношений Украины и России пытаются анализировать и комментировать люди, не имеющие необходимого исторического образования и в целом далеких от исторической науки. Талантливый полководец, организатор и признанный руководитель национальноосвободительной войны украинского народа против шляхетской Польши Б.
Хмельницкий был и блестящим политиком. Он, в отличие от современных политиков Украины, да и России, понимал, что успехи в борьбе с Речью Посполитой не могут быть прочными, пока у него нет сильного и надежного союзника. И он постоянно искал этих союзников в лице Крымского ханства, Молдавии и Валахии и других государств. Однако добиться прочного союза с ними Б. Хмельницкому, так и не удалось1. Как умный и реалистичный политик он понимал, что надежным союзником Украины может быть только православное Московское государство.
После первого обращения к царю Алексею Михайловичу от 8 июня 1648 г. Богдан Хмельницкий на протяжении всей войны поддерживал тесные связи с московским правительством, добиваясь вступления его в антипольский союз и принятия Украины в состав России. Он неоднократно подчеркивал необходимость объединения сил для общей защиты русского и украинского народов, православной веры, рассеивал не соответствующие реальности представления о силе и могуществе Речи Посполитой, указывал на большие преимущества, которые получит Россия с принятием Украины под покровительство царя. Переговоры гетмана с московским правительством начались еще в январе 1649 г. Правительство Алексея Михайловича колебалось, так как в Московском государстве хватало своих проблем. Его сотрясали народные восстания, реорганизация и перевооружение войск происходили очень медленно, а казна едва сводила концы с концами.
Иллюстрированная история Украины с приложениями и дополнениями. Донецк, 2003. Серия История.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Решения Переяславской Рады - кратко
- Другие материалы
- Поиск по сайту
Примите к себе!
- Примите к себе!
- Переяславская Рада
- Решения Переяславской Рады - кратко
- В Крыму отметили годовщину Переяславской рады
- Созыв переяславской рады
Содержание
- Польское иго
- Переяславская Рада
- SKonst • 18 января - День Переяславской Рады (1654)
- Переяславская Рада
- 370 лет Переяславской Раде. Как происходило собирание земель русских
- «Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа
К 360-летию Переяславской Рады. «Да будут совершены воедино»
Речь Богдана Хмельницкого на Переяславской Раде в 1654. Переяславская рада. Воссоединение Украины. Переяславская рада 1654 правитель. Воссоединение Украины с Россией. Переяславская рада 1654.. Переяславская рада 1654. Переяславська рада 1654 р.
Переяславская рада 1654 г. Созыв Переяславской рады участники. Хмелько Переяславская рада. Переяславская рада Дата 1654-. Переяславская рада объединение Левобережной Украины с Россией Дата. Воссоединение Украины с Россией в 1654 г. Б М Хмельницкий Переяславская рада.
Переяславская рада Трубецкой. Бутурлин Переяславская рада. Богдан Хмельницкий картина 1654. Переяславская рада фото. Хмелько Михаил Иванович 1919-1996. Воссоединение Малороссии и России название события. Значение воссоединения Украины с Россией.
Алексей Михайлович 1654 год Переяславская рада. Хронология русско польской войны 1654-1667 Переяславская рада. Переяславская рада война с Польшей 13 лет. Переяславская рада Роман.
Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет — вольная дорога".
К сим словам весь народ возопил: "Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати! Потом гетман молвил: "Буди тако! Да Господь Бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были! Документы и материалы в трех тт.
Приемше весть подлинную от ляхов о их лукавстве и неприязни к тебе, великому государю нашему твоему царскому величеству, с универсала князя Радивила, гетмана польного княжества Литовского, что они всю честь богоданную твоему царскому величеству умаляют и безчестят и на твое царское величество враждуют всеконечне. В тот час мы, Богдан Хмельницкий гетман Войска твоего царского величества Запорожский, тот же универсал Радивилов з грамотою нашею войсковою отпускаем к тебе, великому государю нашему к твоему царскому величеству, дабы твое царское величество лучше уразумел и известился о таковом безчестии великом и дурном деле их. Что они твоему царскому величеству безумне и враждебне, как врази лютые, наносят, покушающе и подстрекающе не утвержденных в вере с Войска Запорожского и зо всего народу росийского, ищуще отвратити их от веры, которую по непорочной заповеди христовой учинили тебе, великому государю нашему твоему царскому величеству, и польскому королю и Речи Посполитой служити подущают, что им Бог да не поможет в сем деле лестном, и лукавом, и неприязненном. А нас, Богдана Хмельницкого, гетмана твоего царского величества Запорожского, и все Войско Запорожское, и весь народ православный росийский да укрепит и утвердит неотступных в той же вере, которую твоему царскому величеству учинили есмя. И не буди нам, что лукаво мыслити и ковати злобу каковую. Точию молим тебе, великого государя нашего твое царское величество: изволь нам права, привилея, свободы и все добра отческие и праотческие, з веков от князей благочестивых и от королев наданые, утвердити и своими грамотами государскими укрепити навеки.
И послов наших и тех гонцов наших скоро к нам с тем всем, не задержав, отпустить, дабы мы, Богдан Хмельницкий гетман Войска твоего царского величества Запорожского, тое неизреченную государскую милость твоего царского величества всему Войску Запорожскому и всему миру християнскому росийскому объявили, и обвеселили их, и утвердили, и в вере, твоему царскому величеству учиненой, непоколебимых учинили. Аще бо их твое царское величество не обвеселит и не пожалует тем всем, учнут что дурного мыслити, по прелести Радивиловой. Но мы, Богдан Хмельницкий гетман Войска твоего царского величества Запорожский, все Войско твоего царского величества Запорожское и весь мир християнский росийский утверждаем и укрепляем надеждою неизреченное милости государское твоего царского величества и никак усумневатися не велим. А что еще учнут тые врази наши неразумливые и ковати будут, в тот час подлинно известим твоему царскому величеству. Ныне они рать совокупляют на 3 части: в Плускиреве, в Полочном и в Литовской земле. И мы о сем слышачи, готову быти всему войску велели есмя.
А твое царское величество повели донскому войску на море не йти и готову быти, да егда отступят нас татаре и ляхом похотят помогати, ино бы им з Дону и з Днепра замещать. Аще ли татаре с нами пребудут в дружбе добро, ино бы казаком донским в помощь нам быти, но по милости своей неисповедимой Бог милостивый да исправит. А мы на вышнего десницу и на крепкую руку твоего царского величества надеемся и себе в обычныя премногия щедроты твоего царского величества обычно вметаем. С Чигирина 21-го марта року Божияго 1654-го. A под тем припись: тебе, великому государю нашему твоему царскому величеству, прямые и верные слуги и подданные, Богдан Хмельницкий, гетман с Войском вашего царского величества Запорожским. ЦГАДА, ф.
Посольский приказ, Малороссийские дела, 1654, д. Акты ЮЗР, т. И что на которую статью царского величества изволенье, и то подписано под статьями. Чтоб в городех урядники были из их людей обираны к тому достойные, которые должны будут подданными царского величества урежати и доходы всякие вправду в казну царского величества отдавати, для того что царского б величества воевода, приехал, учал права их ломать и уставы какие чинить, и то б им было в великую досаду. А как тутошние их люди где будут старшие, то они против прав своих учнут исправлятца. И сей статье царское величество пожаловал велел быть по их челобитью.
А быти б урядником в городех войтам, бурмистром, райцам, лавником, и доходы всякие денежные и хлебные збирать на царское величество и отдавать в его государеву казну тем людем, которых царское величество пришлет. Да тем же присланым людем, кого для тое зборные казны царское величество пришлет, и над теми зборщиками смотрить, чтоб делали правду.. Писарю войсковому, чтоб по милости царского величества 1000 золотых польских для подписков давать, а на судей войсковых по 300 золотых польских, а на писаря судейского по 100 золотых польских, на писаря да на хорунжего полкового по 50 золотых, на хорунжего сотницкого 30 золотых, на бунчюжного гетманского 50 золотых. Царское величество пожаловал велел быть по их челобитью, а давать те деньги и с тамошних доходов. На писаря, и на судей войсковых на 2 человека, и на всякого полковника, и на ясаулов войсковых и полковых чтоб по мельнице было для прокормленья, что росход имеют великой. Царское величество пожаловал велел быть по их челобитью.
На поделку наряду войскового, и на пушкарей, и на всех работных людей, которые у наряду бывают, чтоб царское величество пожаловал изволил учинить свое царское милостивое призренье, как в зиму, так и о станах, також де на обозного арматного 400 золотых,; а на хорунжего арматного 50 золотых. Царское величество пожаловал велел давать ис тамошних доходов 5. Послы, которые издавна к Войску Запорожскому приходят из чюжих краев, чтоб гетману и Войску Запорожскому, которые к добру были, вольно приняти, а только чтоб имело быть противно царского величества, то должни они царскому величеству извещати. По сей статье царское величество указал: послов о добрых делех принимать и отпускать. А о каких делех приходили и с чем отпущены будут, о том писать к царскому величеству подлинно и вскоре.
Уверен, их будущее — тоже с Россией. И надеюсь, что при нашей с вами жизни мы станем свидетелями нового объединения России и Украины». Мы показываем нашим соотечественникам на Украине пример восстановления исторической справедливости. Казалось бы, после 2014 года можно было бы забыть об этой стране, в которой сейчас переписывают историю и запрещают русский язык, но там живут миллионы наших соотечественников, и мы готовы поддержать их». Горькое пророчество «Парламентской газеты» Памятники Богдану Хмельницкому и сегодня стоят не только в Крыму и на Донбассе, но и во многих городах Украины, однако чувствует себя гетман там явно не в своей тарелке. Особенно тяжело ему в Переяславе-Хмельницком или, точнее, — теперь просто в Переяславе. В октябре минувшего года, уже при власти «слуги народа» Владимира Зеленского, Верховная Рада Украины ничтоже сумняшеся отобрала у этого города, где состоялась Переяславская рада, часть названия. Якобы такое решение способствует восстановлению национальной памяти украинского общества, а также преодолению исторических мифов об извечном стремлении украинского народа к воссоединению с русским народом.
Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией выражало волю и желание всего русского народа оказать помощь братскому украинскому народу в его освободительной борьбе против иноземных поработителей. В соответствии с решением Земского собора уже 23 октября в Москве было торжественно объявлено решение правительства начать войну против Речи Посполитой за освобождение Украины и Белоруссии. Однако трудности обеспечения зимой большой армии продовольствием вынудили русское правительство отложить начало военных действий на весну 1654 года. Для оформления великого исторического акта — воссоединения Украины с Россией — правительство царя Алексея Михайловича отправило на Украину большое полномочное посольство во главе с боярином В. На всем пути от русской границы и до самого Переяслава украинский народ с радостью встречал русское посольство. В пяти верстах от Переяслава посольство было встречено казацким отрядом во главе с полковником, сотниками и другой старшиной, со знаменами, трубами и литаврами. При въезде посольства в Переяслав навстречу вышли представители духовенства, а также много мужчин, женщин и детей. Выполняя волю народа и его требование воссоединить Украину с Россией, Богдан Хмельницкий созвал в городе Переяславе 8 18 января 1654 года Раду. Созыв Рады именно в Переяславе объясняется тем, что в то время это был крупный торговый центр Украины, который мог обеспечить участников Рады жильем и продовольствием. Кроме того, Переяслав находился далеко от районов военных действий, что обеспечивало необходимую спокойную обстановку. Переяславская Рада не была обычной казацкой радой. В отличие от войсковых рад, в которых участвовало только казачество, или закрытых старшинских рад, проводившихся при участии одной только старшины, Переяславская Рада была по существу всенародной радой, в ней участвовали представители всех слоев украинского населения освобожденных от польско-шляхетского ига украинских земель: казаки, мещане, крестьяне, купечество, духовенство. О начале Рады народ был оповещен ударами в литавры. На площади собралось множество людей. На середину круга, образованного собравшимся народом, вышел Богдан Хмельницкий со старшиной. Гетман обратился к народу с пламенной речью, в которой охарактеризовал исключительно тяжелое положение Украины, создавшееся в результате шестилетней войны против польско-шляхетских оккупантов. Чтобы выйти из этой войны, народ должен сам решить, как ему жить дальше: идти ли в подданство к турецкому султану, которое последний предложил ему, Богдану Хмельницкому, или к крымскому хану, или покориться польскому королю. Однако лучше всего для украинского народа, заявил Богдан Хмельницкий, принять помощь Русского государства, то есть объединиться с братским русским народом. Напомнив, какие притеснения терпят православные в Турции, какие тяжкие обиды нанесли Украине крымская орда и хан, с которым казаки вынуждены были вступать в военный союз, как угнетали украинский народ польские паны, Богдан Хмельницкий выразил уверенность, что, только воссоединившись с Россией, Украина обретет надежную защиту от внешних врагов. Все присутствовавшие на Раде единодушно высказались за воссоединение Украины с Россией. По распоряжению Богдана Хмельницкого представители старшины обошли всю площадь, заполненную народом, и опросили присутствующих, все ли они одного мнения. Отовсюду звучал единодушный ответ, выражавший стремление всего народа: «чтоб есми вовеки вси едино были». После этого Богдан Хмельницкий и казацкая старшина принесли присягу на верность России, а боярин Бутурлин передал гетману царскую грамоту и произнес речь, в которой заверил, что русское правительство будет доброжелательно относиться к гетману и казачеству и защищать Украину от всех врагов. На протяжении января и февраля 1654 года проходило принятие присяги народа на всей территории Украины, освобожденной от польской шляхты. Украинский народ всюду устраивал торжественную встречу представителям русского правительства, которые приезжали принимать присягу. Население Киева вышло далеко за город навстречу русским послам и радостно приветствовало посольство братского народа. При въезде послов в Киев казаки приветствовали их салютом из ружей и пушек. Члены посольства, принимавшие присягу, отмечали, что народные массы выражали несказанную радость по поводу великого события — воссоединения Украины с Россией. О народной радости по поводу воссоединения Украины с Россией грек Константинов, проезжавший в это время через Украину, говорил по прибытии в Москву в Посольском приказе, что он везде слышал, что «православные христиане… радуются-де все от мала и до велика великою радостью» в связи с воссоединением с Россией. Воссоединение Украины с Россией было осуществлением заветной мечты украинского народа. На протяжении многих веков украинский народ стремился воссоединиться с русским народом, в котором он всегда видел своего старшего брата, верного союзника и надежного защитника. Триста лет тому назад, — говорил Н. Хрущев в своем докладе на Шестой, Юбилейной Сессии Верховного Совета Украинской ССР 29 октября 1949 года, посвященной десятилетию воссоединения украинского народа в едином Украинском Советском государстве, — когда Украина, истекая кровью, боролась против гнета польско-шляхетских магнатов и против угрозы порабощения ее также турецкими захватчиками, в этот грозный час украинский народ, во главе с Богданом Хмельницким, единодушно принял мудрое и спасительное решение — провозгласил воссоединение Украины с Россией. В последующие годы борьбы с шляхетской Польшей, султанской Турцией и Крымским ханством все прогрессивные деятели украинского народа крепко держались союза с русским народом. Известно, что польское правительство ценою больших уступок и обещаний пыталось привлечь на свою сторону Ивана Богуна, предложив ему гетманство и шляхетство. Но Богун не изменил своему народу. Украинский народ сохранил светлую память об Иване Богуне — своем верном сыне, несгибаемом борце за освобождение Украины из-под польско-шляхетского ига. Большой популярностью пользовался среди украинского народа и казацкий- полковник Мартын Пушкарь, погибший смертью героя в борьбе за укрепление союза Украины с Россией. Украинский народ воспел в своих песнях и пламенного борца за политическое единство Украины и России, великого патриота своей родины Семена Палея. Но наибольшую любовь и уважение сохраняет украинский народ к светлой памяти своего великого сына Богдана Хмельницкого, который возглавил освободительную войну и не пожалел ни сил, ни здоровья для осуществления самой заветной мечты украинского народа — воссоединения Украины с Россией. Имя Богдана Хмельницкого стало знаменем борьбы против иноземных захватчиков для многих поколений украинского народа. Богдану Хмельницкому по праву принадлежит выдающееся место в истории украинского народа. Достижения этой цели он добивался со всей силой своей могучей воли, своей неисчерпаемой энергии. На службу этой великой идее он поставил свой блестящий талант организатора, выдающиеся качества полководца и военачальника, свое искусство замечательного дипломата. В ходе освободительной борьбы восставший украинский народ наряду с Богданом Хмельницким выдвинул из своей среды и таких выдающихся военных руководителей и народных героев, как Кривонос, Нечай и другие. Украинский народ глубоко чтит память своих выдающихся предков-патриотов. Одновременно он осудил и проклял таких предателей и политических авантюристов, как Выговский, Тетеря, Брюховецкий, П. Дорошенко, Мазепа и другие, которые пытались оторвать Украину от России и бросить ее на растерзание или шляхетской Польше, или султанской Турции, или Швеции. Все их попытки закончились крахом, а их имена стали символом черной измены и предательства. Вместе с тем русское правительство согласилось оставить местные особенности административного устройства, созданного в ходе освободительной войны: организацию вооруженных сил и условия политической и правовой жизни Украины, которая, следовательно, пользовалась некоторой автономией. Эти особенности были оформлены юридически так называемыми «Статьями Богдана Хмельницкого», данными царским правительством казацкой старшине 17 марта 1654 года, а также царским привилеем «Войску Запорожскому» от 27 марта 1654 года. В соответствии со «Статьями» царское правительство признавало принцип выборности гетмана на войсковых радах, оставив за собой право утверждать его избрание. Гетману предоставлялось право ведения внешних сношений, за исключением сношений с Польшей и Турцией. Количество казацкого войска было определено в 60 тысяч человек. Предоставив украинскому народу право на самоуправление, а казацкой старшине, украинской шляхте и духовенству различные привилегии социального и экономического характера и подтвердив право на самоуправление самых крупных городов Украины Киева, Переяслава и др. Угнетая русский народ, царизм еще более жестоко относился к эксплуатируемым массам нерусских народов. Политика царизма на Украине после, воссоединения имела колонизаторский характер. На Украине царизм ликвидировал местное самоуправление, свирепо подавлял национально-освободительное движение, пресекая стремление к созданию украинской государственности, проводил насильственную политику русификации, стеснял развитие украинского языка и культуры». Угнетая украинские народные массы, царское правительство всемерно поддерживало господствующие классы Украины и обеспечило украинской казацкой старшине возможность превратиться в класс крепостнического дворянства. Но не эти перечисленные мероприятия царизма являются главными и существенными для определения исторического значения выдающегося события в жизни украинского народа — воссоединения Украины с Россией. Эти действия были неминуемы и закономерны в условиях классового общества того времени. При любой другой политической обстановке украинское общество должно было долгое время развиваться как феодальное общество, ибо предпосылок для другого общественно-экономического строя тогда еще не существовало. Основное значение Переяславского акта в исторических судьбах украинского народа состоит в том, что, воссоединившись с Россией, Украина спасла себя от поглощения ее панской Польшей или султанской Турцией. Добровольным воссоединением с братским русским народом, общей многовековой борьбой против внутренних и внешних врагов, нерушимой дружбой со своим старшим братом украинский народ спас себя от порабощения иноземными захватчиками, сохранил себя как нацию. После воссоединения Россия свыше десяти лет вела войну за Украину с шляхетской Польшей. В боях русской армии с польским войском под Смоленском, Пинском и Гомелем участвовали и украинские казацкие отряды. Война России с Польшей за Украину закончилась в 1667 году заключением Андрусовского договора. По этому договору Левобережная Украина была закреплена в составе России, Запорожье должно было находиться под протекторатом обоих государств. Правобережная Украина, за исключением Киева, осталась под властью шляхетской Польши. В войне с Россией панская Польша потерпела крупное поражение и с того времени потеряла значение главной агрессивной силы по отношению к Российскому государству. Тот факт, что значительная часть Украины вошла в состав России, предрешал освобождение в будущем и остальных украинских земель из-под власти шляхетской Польши, что и было осуществлено в 1793 году. Воссоединение Украины с Россией являлось ударом и по захватническим планам султанской Турции в отношении Украины и России. Турецкие феодалы, которые были наиболее жестокими эксплуататорами покоренных народов, пытались оторвать Украину от России и поработить украинский народ. В 1677 году турецкое правительство двинуло на Украину стотысячную армию, которая совершала на своем пути страшные зверства, сжигала города и села, угоняла в рабство население. Русская армия совместно с украинскими казацкими частями остановила захватчиков под Чигирином, а затем нанесла им крупное поражение. В 1678 году на Украину вторглась двухсоттысячная армия турок и татар. Борьба объединенных сил русской армии и украинских казацких полков против турецко-татарской армии закончилась заключением в 1681 году Бахчисарайского договора, по которому Турция отказывалась от притязаний на Левобережную Украину и Киев и обязывалась не помогать в дальнейшем врагам России. В 1686 году между Россией и Польшей был заключен договор, известный под названием «Трактат о вечном мире». Трактат подтверждал права Российского государства на Левобережную Украину, Киев, а также Запорожье, которое с этого времени стало подвластно только России. Таким образом, долголетняя борьба России против агрессии шляхетской Польши и султанской Турции закончилась победой России. Объединенными силами русского и украинского народов была прекращена турецко-татарская агрессия, а впоследствии разрешена великая историческая задача, стоявшая перед обоими народами, — освобождение Крыма и южных украинских земель от владычества Турции, что сыграло огромную роль в развитии производительных сил всей страны, получившей ранее недоступный для нее выход к морю. Большое значение для развития украинской экономики имела постройка на освобожденной украинской территории таких портовых городов, как Николаев, Херсон, Одесса и др. Русский и украинский народы после воссоединения Украины с Россией всегда вместе боролись- и против других агрессоров. В 1709 году русская армия под руководством Петра I, с участием украинских казацких полков, разгромила под Полтавой шведских захватчиков, которые пытались поработить и расчленить Россию. Шведские бароны и их союзники — польские паны хотели поработить и украинский народ. Разгром шведов под Полтавой в корне изменил международную обстановку. Россия продемонстрировала свое могущество, ее авторитет неуклонно рос. Швеция же после Полтавской битвы потеряла свое значение первоклассного государства в Европе. Энгельс, — сделал попытку проникнуть внутрь России; этим он погубил Швецию и показал всем неуязвимость России». Разгромом шведов под Полтавой был нанесен сокрушительный удар и планам польских панов и их союзников на Украине — предателей Мазепы, Орлика, Войнаровского и других, которые в своих личных интересах хотели оторвать Украину от России и восстановить на Украине власть панской Польши. Нерушимая дружба двух братских народов была продемонстрирована в тяжелое время нашествия 600-тысячной захватнической наполеоновской армии на Россию в 1812 году. Наполеон, как и Карл XII, хотел расчленить Россию, поработить русский, украинский, белорусский и другие народы России и установить мировое господство буржуазной Франции. Но против нашествия наполеоновской армии поднялись совместно с русским народом, принявшим на себя основной удар завоевателей, все народы России. Вместе с великим русским народом и другими народами России в борьбе против наполеоновской армии принимал активное участие и украинский народ. Только на Левобережной Украине в добровольческие полки вступило тогда 60 тысяч человек. В формировании добровольческих полков принимали активное участие выдающийся украинский писатель И. Котляревский и многие другие прогрессивные деятели Украины того времени. Украинские добровольческие ополченские полки участвовали совместно с русской армией в боях, с французскими захватчиками, в изгнании их из России и в освобождении порабощенных в то время французами народов Европы. Сплоченность и единство русского, украинского и белорусского народов, их стойкость и верность своему отечеству помогли им разгромить французских захватчиков. На украинских землях, остававшихся под властью шляхетской Польши после освободительной войны еще свыше столетия, украинские трудящиеся массы испытывали тяжелый социальный и национальный гнет. Польские паны восстановили на этих землях крупное землевладение. В 1696 году польский сейм принял постановление о введении в государственных учреждениях на Киевщине и Волыни только польского языка. Это же решение сейма обязывало вести делопроизводство в Галиции и на Подолье на непонятном для народа латинском языке. На возобновление экономического, социального и национального гнета украинские народные массы отвечали новыми восстаниями, известными под названием гайдамачины на Правобережной Украине и борьбы опришков в Галиции. Крупные антикрепостнические восстания произошли в 1734—1737 годах и в 1750 году. В 1768 году произошло крупное восстание крестьян, получившее название Колиивщины. Воссоединение Украины с Россией явилось поворотным этапом в жизни и развитии украинского народа. Этим великим историческим актом были навеки соединены исторические судьбы двух единокровных народов-братьев — украинского и русского. Войдя в состав Российского государства, Украина приобрела надежную защиту от агрессивных государств — панской Польши и султанской Турции с ее вассалом — Крымским ханством. Но этим не исчерпывается огромное историческое значение воссоединения Украины с Россией. Воссоединение Украины с — Россией, несмотря на то, что во главе России стояли тогда царь и помещики, имело огромное прогрессивное значение для дальнейшего политического, экономического и культурного развития украинского народа. После воссоединения с Россией на Украине была ликвидирована та неслыханная политическая анархия, которая господствовала здесь до этого. Российское централизованное государство шло в то время по пути экономического, политического и культурного прогресса. Войдя в состав централизованного Российского государства, Украина получила широкую возможность для развития своих производительных сил. Во второй половине XVII столетия экономика Украины стала неотъемлемой частью образовавшегося всероссийского рынка. Воссоединение Украины с Россией имело большое значение и для формирования украинской нации. В первые десятилетия после освободительной войны царское правительство не проводило политики национального угнетения на Украине. Благодаря тому, что на Украине, как и в России, была одна и та же религия православная , украинский народ не испытывал и религиозного угнетения. Украинско-русские отношения складывались на основе взаимных связей, взаимных влияний, взаимного культурного обогащения, на основе создания культурной общности обоих народов при ведущей роли более прогрессивной культуры— культуры великого русского народа. Войдя в состав России, украинский народ развивался под могущественным влиянием великой русской нации, давшей гениев политической мысли и наиболее выдающихся деятелей русской и мировой культуры — Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинку и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, великих полководцев Суворова и Кутузова. Украинская культура на протяжении всего периода совместной политической жизни украинского и русского народов испытывала и испытывает благотворное влияние русской культуры. Выдающиеся русские ученые, политические деятели, поэты и литераторы всегда с большим уважением относились к украинской истории, к украинской культуре, к быту и обычаям украинского народа. Гениальный русский поэт А. Пушкин увлекался историей героической борьбы украинского народа против польских и татарских захватчиков и с глубоким вниманием и любовью относился к украинским писателям, всячески помогая им в их работе в тяжелых условиях царской цензуры и запрета украинского языка. Известно, что великий сын украинского народа поэт- революционер Т. Шевченко был выкуплен из крепостной неволи прогрессивными деятелями русской культуры и науки и что выдающееся дарование Т. Шевченко развивалось под благотворным влиянием великих русских революционных демократов — Герцена, Добролюбова и Чернышевского. Прогрессивные деятели России всегда отстаивали право украинского народа на свою независимость. Когда польское дворянство, готовясь к восстанию 1863 года, заявило претензии и на Правобережную Украину, Герцен выступил с решительным протестом против этого требования, считая, что украинский народ должен сам решать свою судьбу. Русские прогрессивные политические и литературные деятели помогали украинскому народу узнать правду о России, осознать, что «кроме официальной чиновничьей России, — как писал Герцен, — есть другая… Кроме Муравьева, который вешает, есть Муравьевы, которых вешают». Две России различал выдающийся украинский писатель и общественный деятель Иван Франко. Передовые люди Украины с любовью относились к прогрессивным деятелям русской науки и культуры. Колониальная политика царизма задерживала экономическое и культурное развитие Украины. Однако в целом условия развития той части Украины, которая входила в состав России, были значительно лучшими, чем украинских земель, находившихся в составе Австро-Венгерской империи Галиция, Закарпатье и Северная Буковина [4]. Процесс формирования украинской нации происходил значительно интенсивнее в Приднепровье, то есть на украинской территории, которая входила в состав Российского государства. Сковороду, а в первой половине XIX столетия великого поэта-революционера, основоположника украинской литературы Т. Более благоприятные условия для экономического и культурного развития украинского народа в составе России обусловили развитие движения народных масс и прогрессивных сил на украинских землях, захваченных Австро- Венгерской империей и боярской Румынией, за воссоединение с Украиной. Маркс и Ф. Энгельс, имея в виду украинское население отторгнутых от Украины земель, еще в 1855 году писали: «Что эти оторванные от своих национальностей обломки тяготеют к своим естественным центрам, понятно само собой, и явление это становится все более очевидным, чем больше среди них распространяется цивилизация и в силу этого потребность в национально-исторической деятельности». Австро-венгерские чиновники, пытаясь ослабить народное движение в западноукраинских землях за воссоединение с Украиной, всячески препятствовали связям украинского народа с великим русским народом. Против этой реакционной политики вели решительную борьбу все прогрессивные деятели западноукраинских земель. Украинские буржуазные националисты, эти злейшие враги украинского народа, всегда как огня боялись сближения украинского народа с великим русским народом и всячески препятствовали этому. Но украинский народ, отбрасывая со своего пути этих изменников и предателей, сам устанавливал связи с русским народом и постоянно получал от него бескорыстную помощь и поддержку в своей борьбе за освобождение от всякого гнета и за свое политическое, экономическое и духовное развитие. Огромное значение воссоединения Украины с Россией состоит также в том, что со времени воссоединения украинский народ выступал на борьбу против крепостников вместе с великим русским народом, который был в этой борьбе главной и руководящей силой среди всех народов России. В восстаниях Разина, Булавина и Пугачева участвовали и украинские казаки и крестьяне. В первой половине XIX столетия имели место совместные выступления русских и украинских рабочих на помещичьих мануфактурах. В совместной борьбе против крепостничества крепла и закалялась дружба трудящихся обоих народов, росло понимание единства их социальных и политических задач. С появлением в России в период капитализма нового революционного класса — пролетариата — начинается новый, высший этап союза прогрессивных политических сил народов царской России в борьбе против царизма и буржуазии. Ленин, выступив как верный последователь учения К. Маркса и Ф. Энгельса, творчески развил марксизм в новых исторических условиях. Коммунистическая партия, созданная гением революции В. Лениным, вооружила рабочий класс теорией научного социализма и воспитала народы России в духе равноправия, дружбы и братства. Коммунистическая партия с самого начала своего существования заняла ленинскую позицию в национальном вопросе. Ленин был вдохновителем политики равноправия и дружбы народов и руководил осуществлением этой политики на практике». Единство интересов всех порабощенных царизмом народов имело большое значение для укрепления их дружбы и объединения сил в борьбе против царизма и капитализма. Замечательные образцы единства интересов и дружбы украинские и русские народные массы продемонстрировали своей совместной борьбой против царизма в период первой и второй буржуазно-демократических революций. Единство революционно-освободительной борьбы способствовало укреплению культурных связей русского и украинского народов. Прогрессивная русская культура оказывала благотворное влияние на развитие всей украинской культуры на литературу, театр, живопись, музыку. В свою очередь передовая украинская культура обогащала куль- туру русского народа и явилась достойным вкладом в мировую культуру. В октябре 1917 года рабочий класс России в союзе с трудящимся крестьянством, под руководством Коммунистической партии, совершил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране было создано первое в мире социалистическое государство рабочих и крестьян, которое провозгласило политику мира и дружбы народов, равенство и суверенность всех народов России, сплотило народы нашей Родины в единую братскую семью под знаменем интернационализма. Победа Великой Октябрьской социалистической революции в центре России дала могучий толчок развитию пролетарской революции во всей России. Таким образом, под звездой Советской власти возникло подлинно народное, социалистическое государство — Советская Украина, вступившая в дружную семью советских народов». Украинская Советская Социалистическая Республика была провозглашена 25 декабря 1917 года на Первом Все- украинском съезде Советов. Выражая единодушно волю рабочих и крестьян Украины, съезд торжественно заявил о необходимости тесного союза Советской Украины с Советской Россией. Украинский народ понес огромные жертвы в борьбе за Советскую власть и за свою национальную государственность. Империалисты Англии и Франции, Германии и панской Польши, опираясь на русских белогвардейцев и злейших врагов украинского народа — буржуазных националистов, бросали свои войска на Украину, стремясь задушить Советскую власть и уничтожить Украинскую Советскую Социалистическую Республику. В эти тяжелые дни на помощь украинскому народу пришел его родной брат — великий русский народ, который своей кровью и бескорыстной помощью спас украинский народ от закабаления его американскими, английскими, французскими и немецкими империалистами, польскими панами, румынскими боярами. В годы борьбы с иностранными интервентами и их буржуазно-националистической агентурой Коммунистическая партия Украины вела огромную работу по сплочению народных сил, укрепляла союз рабочего класса с крестьянством, всемерно развивала и укрепляла дружбу между украинским и русским народами.
18 января в истории. Переяславская рада
Таким образом, точная дата Переяславской рады по новому стилю – 18 января 1654 года, в старом летоисчислении это 8 января. 370-ю годовщину Переяславской рады славный город Переяслав на Киевщине официально встречает без приставки «Хмельницкий» и без памятника русско-украинскому единству. Переяславська рада 1654 р. Переяславская рада 1654 г.: причины. Созыв Переяславской рады участники. Да и не стала Переяславская Рада "окончательным приговором" воссоединения Малороссии с Московским государством.
ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА: КОГДА УКРАИНЦЫ БЫЛИ РУССКИМИ...
Речи Посполитой, Османской империи или России. 8 (18) января 1654 г. в городе Переяславле (современный Переяслав-Хмельницкий) гетманом Богданом Хмельницким была созвана Рада – собрание представителей украинского народа, – которая приняла решение о воссоединении Украины с Россией. Речи Посполитой, Османской империи или России. 18 января 2022 года состоялись мероприятия, приуроченные к 368-й годовщине Переяславской рады, в которых приняли участие Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин и Председатель Народного Совета Луганской Народной Республики Денис Мирошниченко.
Что это было: присяга или договор? Почему затем началась Руина? Как искажали Переяславскую Раду советские, а затем украинские историки?
Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь , булава и шапка. Основная статья: Мартовские статьи После отъезда Бутурлина казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий, на каких они хотели бы перейти в подданство русского царя. В форме прошения «челобития» царю написали список из 11 пунктов, называемый Мартовскими статьями , который привезли в Москву в марте 1654 г.
Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами [9]. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, включающий 23 статьи. Присяга на верность русскому царю[ править править код ] Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России После Переяславской рады представители русского посольства побывали в 177 городах и селениях западной Руси Запорожского войска для принятия присяги от населения на верность царю. Отказалось присягать высшее православное духовенство в Киеве. Часть мещан Переяслава, Киева и Чернобыля была насильно принуждена к присяге казаками.
Состоялись выступления против присяги в отдельных поселениях Брацлавского, Уманского, Полтавского и Кропивнянского полков. Неизвестно, присягала ли Запорожская Сечь [10]. Тем не менее, согласно данным русского посольства, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян женщины и холопы к присяге не приводились [ источник не указан 399 дней ].
По Андрусовскому мирному договору в Россию вернулись г. Смоленск и Смоленская земля, захваченные Речью Посполитой в 1611 г. Киев с окрестностями на правом берегу. Справка из книги М. Назарова "Вождю Третьего Рима" гл. Большая часть этой территории нынешней Украины лишь решением большевицкой власти, боровшейся с русской великодержавностью, оказались в составе этого никогда ранее не существовавшего государства за исключением бутафорской самостийности под германской оккупацией в 1918 году.
После 1945 года были украинизированы и присоединенные к УССР карпатороссы-русины. Крым был подарен Украине Хрущевым в 1954 году по случаю 300-летия воссоединения Украины с Россией. Правительством Ельцина были безоговорочно признаны итоги украинского референдума о независимости 1 декабря 1991 года, в бюллетенях которого даже не упоминалась альтернативная возможность единой государственности с Россией, а утверждалось, что от нее грозит «смертельная опасность». Даже если на Украине власть захватили сепаратисты, российская власть могла бы в 1991 году сохранить за собой хотя бы русский Крым — для этого имелись достаточные международно-правовые, демократические плебисцит и экономические инструменты. Но правительство Ельцина признало все большевицкие границы. Сверх того Украине зачем-то был отдан даже остаток Тузлинской косы, отходившей от Таманского полуострова, и тем самым — судоходный фарватер Керченского пролива, за прохождение которого российские суда теперь ежегодно платят Украине десятки миллионов долларов. Остается еще спорным вопрос с разделением азовских вод, которые РФ предлагает по-братски сделать общим внутренним морем, а Украина — делить на основе международного права, превращая его в международные воды, чтобы открыть Азовское море для судов НАТО. Разумеется, США делают все возможное для того, чтобы сделать отделение Малороссии от России необратимым. В директиве ЦРУ на 1994—1998 годы было заявлено, что США не должны допустить воссоединение Украины и Белоруссии с Россией; это определяется американской целью «установления и защиты нового мiрового порядка», для чего не исключается применение силы [15].
США предоставляют гарантию целостности Украины, оказывают помощь деньгами 200 млн. Штат посольства США в Киеве в 15 раз превышает российский.
Удары запорожских и донских казаков по турецко-татарским причерноморским военным базам имели и большое международное значение. Они сковывали значительные турецкие силы, предназначенные для ведения агрессивных войн в Европе. Не покорился украинский народ и польским захватчикам. На гнет и притеснения со стороны польских панов украинское крестьянство и городское население отвечали мощными восстаниями.
Самые крупные из них произошли в 1591—1596 годах, а также в 1625, 1630 и 1637—1638 годах. В эту трудную пору борьбы против турецко-татарских агрессоров и против гнета шляхетской Польши украинский народ искал поддержки у братского русского народа и всегда получал ее. Так, уже во время восстания 1591—1596 годов запорожский гетман Косинский обратился к русскому правительству с просьбой принять казаков в русское подданство. Русское правительство дало на это согласие и послало запорожским казакам жалованье деньгами и сукном, предложив одновременно донским казакам воевать против турок и татар совместно с запорожцами. Смерть Косинского, погибшего в 1593 году в боях под Черкассами, и подавление магнатами и шляхтой крестьянско-казацкого восстания временно ослабили политические связи запорожских казаков с русским правительством. Но экономические, политические и культурные связи украинского народа с русским народом из года в год усиливались и укреплялись.
С конца XVI столетия начало развертываться массовое переселенческое движение украинских крестьян, горожан и казаков в Россию, главным образом на территорию Слободской Украины[1] и на Дон. Особенно широкие размеры приняло это движение после поражения крестьянско-казацких восстаний 1625 и 1630 годов. Так, в 1636 году к путивльскому воеводе С. Волконскому тайно приехал черкасский казацкий сотник и от имени трехсот казаков просил разрешения переселиться в пределы России и перейти в русское подданство. Воевода от имени русского царя дал на это согласие. После подавления шляхтой крестьянско-казацких восстаний 1637—1638 годов в Россию бежали тысячи казаков и крестьян, а также руководители восстания Я.
Острянин и Д. Донской атаман Татаринов свидетельствовал в 1638 году в Москве, что на Дону находится около 10 тысяч запорожцев и что с Украины туда непрерывно прибывает много людей. По далеко не полным данным польского правительства, только в 1638 году в Россию переселилось 20 тысяч казаков. Росту переселения в Слободскую Украину способствовало то, что она была мало заселена в то время, а крепостнические отношения не получили еще здесь полного развития. Крестьянам жилось здесь свободней, чем под гнетом польских панов. Русское правительство всемерно поощряло переселение: разрешало казакам селиться слободами, оставляло им их казацкую войсковую организацию, наделяло землей, помогало на первых порах деньгами и продуктами, разрешало заниматься промыслами и т.
Казаки-переселенцы обязаны были лишь нести военную и сторожевую службу в укреплениях и на так называемых татарских дорогах и перелазах, по которым татарские орды часто прорывались в южные окраины России для грабежей и захвата людей в плен. Движение широких крестьянских и казацких масс, а также городских низов Украины против иноземных поработителей, за воссоединение с Россией неуклонно росло и в первой половине XVII столетия. Это движение получало поддержку и среди прогрессивных деятелей украинского господствующего класса. Казацкий гетман Петр Сагайдачный, долгое время проводивший соглашательскую политику по отношению к польскому правительству, уже в 1620 году, учитывая стремления и настроения широкой казацкой массы, отправил к русскому царю посольство, которому было поручено заявить, что казаки как служили, так и будут служить русскому государству против всяких его недругов. В 1622—4624 годах представители украинского духовенства в лице митрополита Борецкого, епископов Копинского и Борискевича ставили перед русским правительством вопрос о воссоединении Украины с Россией. Стремление к воссоединению Украины с Россией выражало заветное желание широких масс крестьянства, казачества и городского населения бороться вместе с русским народом против общих врагов.
Русское правительство не дало тогда положительного ответа в отношении воссоединения, ибо Россия, обессиленная польско-шведской интервенцией 1604—1612 годов и войной с Польшей 1618 года, не могла вступить в новую войну, которая была бы неминуема, если бы Украина в то время воссоединилась с Россией. Однако и в те тяжелые для России годы русское правительство оказывало значительную помощь украинским церковным братствам, церквам и монастырям. Украинское православное духовенство просило у русского правительства защиты православной церкви от притеснения польской шляхты, и русское правительство постоянно добивалось от польского правительства прекращения религиозных преследований православных в польском государстве. Сношения украинского духовенства с русским правительством имели в те времена большое значение для укрепления политических и культурных связей Украины с Россией. После подавления крестьянско-казацких восстаний 1637—1638 годов шляхетская Польша еще более усилила экономическое, политическое и национальное угнетение украинского народа. Магнаты и шляхта по-прежнему продолжали захватывать земли крестьян, казаков и православного духовенства.
В это время землевладения магнатов достигают огромных размеров. Так, магнату Конецпольскому только в южном Побужье принадлежало 740 сел и 170 городов и местечек. Во владениях магната Острожского насчитывалось на Украине 2760 сел и 80 городов и местечек. Магнату Потоцкому принадлежало все Нежинское староство, а также Кременчуг и другие города. Ополячившийся украинский магнат Иеремия Вишневецкий владел почти всей Полтавщиной. В его подданстве состояло там около сорока тысяч крестьянских и мещанских семейств.
Панские фольварки, которые закрепощенное крестьянство обрабатывало своим инвентарем, все более распространялись в Приднепровье и Побужье, неся с собой усиление эксплуатации крестьянства. В 30—40-х годах XVII века в западных районах Украины крестьяне работали на барщине по шесть дней в неделю, а в Приднепровье и Побужье — по три-четыре дня. Но эксплуатация крестьян не ограничивалась только установленными днями работы на барщине. Крестьяне должны были платить помещику большие подати деньгами и натурой: скотом, курами и др. Кроме того, крестьяне выполняли множество дополнительных работ, не предусмотренных установленными днями барщины. Особенно тяжелым было положение крестьян в тех имениях, которые магнаты сдавали в аренду, что широко практиковалось в первой половине XVII столетия.
Шляхтичи и купцы, взяв в аренду имение или кустарное предприятие, не считались с установленными размерами крестьянских повинностей, а стремились за короткий срок получить максимум доходов, доводя крестьянство до полного обнищания и разорения. Например, шляхтич Лещинский, взяв в 1639 году в аренду села Кальницу и Стрибовиск в Галиции , подверг крестьян такой жестокой эксплуатации, что 57 семейств вынуждены были бежать куда глаза глядят. Большие насилия совершали над населением польские солдаты, среди которых было много немецких наемных солдат, постоянно находившиеся на Украине и расквартированные у крестьян и мещан. Крестьянству приходилось терпеть тяжкие страдания из-за феодальной анархии, которая процветала в Польше как ни в одной другой стране. Враждуя меж собой, магнаты и шляхтичи нападали друг на друга, разоряли имения, от чего более всего страдали крестьяне. Так, в 1645 году магнат Иеремия Вишневецкий совершил нападение на села Малые Межирички и Воробьевку Киевское воеводство.
В набеге участвовала целая армия наемных бандитов, насчитывавшая около пяти тысяч человек, в большинстве иностранцев. Грабители захватили оборудование винокурен, бывших в пользовании арендатора, а также скот и вещи, принадлежавшие крестьянам и людям, которые работали на винокурнях. В 1646 году ксендз Августин с монахами киевского костела совершил налет на рудню, принадлежавшую шляхтянке Тышкевич, и всех людей, работавших там, разогнал, хаты, в которых они жили, разрушил, а рудню поджег. В том же году во время набега шляхты на имение Новосельского на Житомирщине одного крестьянина обвязали соломой и подожгли, другого привязали к хвосту коня и долго волочили по полю, третьему отрубили руки. Выход из тяжелого положения крестьянство искало в бегстве на Запорожье, на Дон и в Слободскую Украину. В то же время значительная часть крестьянства продолжала вооруженную борьбу с панами, несмотря на жестокий террор со стороны последних.
После подавления крестьянско-казацких восстаний 1637—1638 годов на протяжении последующих десяти лет происходили вооруженные выступления крестьян отдельных сел против своих угнетателей. После подавления крестьянско-казацких восстаний резко ухудшилось положение не только крестьянства, но и казачества. Широко применяя террор и репрессии, польское правительство и шляхта пытались подчинить и закрепостить казачество. Шляхта обращалась с казаками чрезвычайно жестоко, захватывала их земли, принуждала выполнять различные повинности. Реестровые[2] казаки пользовались рядом привилегий: они освобождались от несения повинностей, а их семьи — от уплаты части податей. Но все права и льготы, получаемые казачеством от сеймов или короля, польская шляхта нарушала.
Колониальная политика панской Польши на Украине затрагивала интересы и казацкой старшины[3], среди которой было немало мелкой украинской шляхты. Магнаты, владевшие крупными фольварками, захватывали и присваивали мелкие имения и хутора казацкой старшины. Польская шляхта при поддержке магнатов захватывала на Украине не только те земли, которыми владели казаки или крестьяне, но даже и земли украинской мелкой шляхты. Украинской шляхте приходилось отстаивать свои владения не только в сейме или в судах, но и с оружием в руках. В таких условиях значительная часть украинской шляхты все чаще приходила к выводу, что укрепления своих экономических и политических прав и надежной защиты своего имущества она может добиться только в результате воссоединения Украины с Россией. Российское государство с его сильной централизованной властью украинская шляхта считала идеалом государственного строя.
В Российском государстве на протяжении второй половины XVI и первой половины XVII столетия соотношение сил между боярами и дворянами резко изменилось в пользу последних. Дворяне преобладали в земских соборах, игравших довольно значительную роль в политической жизни страны. В польских же сеймах в то время царило полное засилье крупных магнатов — «королевят», использовавших власть в своих узко-групповых и личных интересах, и королевская власть была не в силах ограничить это засилье. Сильная государственная власть в России не только гарантировала дворянству охрану его земель и прав, но и была ему надежной опорой в борьбе против народных масс. Русская сильная централизованная власть была одной из главных причин, определявших ориентацию украинской шляхты на Россию в первой половине XVII столетия. Большое значение для усиления этой ориентации имело также сознание общности происхождения, близости языка и культуры, религиозного единства обоих народов.
В первой половине XVII столетия движение за воссоединение с Россией получило значительное распространение и среди городского населения Украины. В этот период создались неблагоприятные условия для экономического, политического и культурного развития украинских городов и особенно для городов западных районов Украины. Широкие массы городского населения — ремесленники и мелкие торговцы — должны были платить непосильные налоги не только государству, но часто также владетелям этих городов. Налоговая политика государственной власти и шляхты по отношению к городам, несение населением городов многочисленных повинностей в пользу шляхты и польского государства обрекали значительную часть городского населения на обнищание, ограничивали его покупательную способность, а это, в свою очередь, тормозило развитие торговли. Ограбленная и обнищавшая крестьянская масса также не могла быть покупателем городских товаров. Крестьянство жило натуральным хозяйством, отчасти удовлетворяя свои потребности ремесленными изделиями, изготовленными самими же крепостными в селе или в помещичьем фольварке.
Шляхта же, получив право беспошлинно вывозить продукцию своего хозяйства на внешние рынки и ввозить оттуда все, что было ей необходимо, не была заинтересована в развитии городской торговли. Городское население было лишено возможности заниматься лесными, речными и другими промыслами, потому что, согласно законам того времени, право собственности на леса, землю и воду принадлежало только шляхте. Городское население, так же как и сельское, испытывало национальное и религиозное угнетение со стороны польских панов, католического и униатского духовенства. Католики и униаты захватывали должности в органах городского самоуправления, не допускали украинских ремесленников в цехи, всячески притесняли мелких торговцев, принуждали православных принимать католичество. Тяжело приходилось и низшему духовенству православной церкви, значительная часть которого находилась в положении, почти не отличавшемся от положения крестьянства, казачества и городского населения. Поэтому часть украинского православного духовенства сочувствовала угнетенным массам и призывала их к борьбе против польско-шляхетских захватчиков.
В первой половине XVII столетия украинское православное духовенство значительно усилило политические и культурные связи с Россией и было активным сторонником идеи воссоединения Украины с Россией. Важным фактором, способствовавшим усилению движения украинского народа за воссоединение Украины с Россией, являлось развитие экономических связей Украины с Россией, особенно во второй четверти XVII столетия. В России в это время усилилось развитие ремесла, начала зарождаться крепостническая мануфактура, расширились торговые связи между городом и селом. Продукция городских ремесленников и сельского хозяйства находила широкий сбыт на ярмарках и торгах. Крупными центрами торговли в России были тогда такие города, как Москва, Нижний- Новгород, Казань, Ярославль и другие. Ленин отмечал, что приблизительно с XVII столетия начался новый период русской истории, период образования единого всероссийского рынка.
Русское правительство всемерно содействовало развитию этих связей. В пограничных с Украиной русских городах были построены специальные дворы для приезжих украинских купцов. Украинские купцы привозили свои товары в такие крупные города Центральной России, как Москва, Курск, Тула, Калуга и другие. С Украины везли в Россию муку, рыбу, воск, деготь, бумагу, гончарные изделия, кожи, селитру, пригоняли на русские ярмарки лошадей. Они сбывали на украинском рынке меха соболя, лисицу, бобра, куницу, горностая , юфть, полотно, деревянные кустарные изделия, конскую упряжь и пр. Польское правительство и польская шляхта пытались рядом мер ослабить развитие экономических, политических и культурных связей Украины с Россией, усиливали террор и репрессии по отношению к украинскому народу.
Политика колониально-национального угнетения, проводившаяся на Украине польской шляхтой, давила всей тяжестью прежде всего на крестьянство. Поэтому крестьянство было главной и решающей силой освободительной войны украинского народа против гнета шляхетской Польши. Борьба против польско-шляхетского гнета имела глубокий социальный смысл: крестьяне и казаки, громя ненавистных польских панов, вели борьбу против феодального угнетения вообще. Экономическое и политическое господство польской шляхты на Украине затрагивало коренные интересы и других классов и социальных групп украинского общества. Мелкая украинская шляхта, казацкая старшина, мещане терпели притеснения со стороны польской шляхты и католической и униатской церкви и вынуждены были искать выход из создавшегося в стране положения. Как народные массы, так и прогрессивные элементы украинского господствующего класса понимали, что добиться изменения положения можно только путем вооруженной борьбы за освобождение Украины из-под гнета панской Польши и за воссоединение Украины с Россией.
Во главе восставшего украинского народа, поднявшегося на борьбу за свою свободу и независимость, встал казацкий сотник Богдан Хмельницкий. Богдан Хмельницкий родился, предположительно, в 1595 году. Отец Богдана, Михаил Хмельницкий, был мелким шляхтичем и владел хутором Субботово, недалеко от Чигирина. Богдан Хмельницкий получил для своего времени хорошее образование. Службу в казацком войске он начал рано и вместе со своим отцом участвовал в войне с турками в 1620—1621 годах. На этой войне Михаил Хмельницкий был убит, а молодой Богдан попал в плен к туркам.
Вернувшись через два года из плена, Богдан Хмельницкий вступил в реестровое войско. Находясь на военной службе, он занимался хозяйством в Субботове, унаследованном им после смерти отца. Как человек образованный, храбрый и преданный интересам казачества, Хмельницкий быстро завоевал среди него авторитет. В 1637 году он занимал в реестровом войске высокую должность войскового писаря. Свой военный опыт Богдан Хмельницкий приобрел в походах против турок и татар, а также участвуя в крестьянско-казацких восстаниях. Кроме того, Богдан Хмельницкий принимал участие в посольствах казачества к королю, что позволило ему изучить как политическую обстановку в самой Польше, так и ее внешнеполитическое положение.
После подавления крестьянско-казацких восстаний и введения в действие в 1638 году сеймовой ординации положения о казаках Богдан Хмельницкий был понижен в должности и назначен Чигиринским сотником. Насилия, чинимые польской шляхтой над украинским народом, испытал на себе и Богдан Хмельницкий. Польский шляхтич Чигиринский подстароста Чаплицкий напал на Субботово и разграбил его. Попытки Хмельницкого добиться у польских властей наказания Чаплицкого потерпели полную неудачу. Террористический режим шляхетской Польши так усилился в 40-х годах, что казачество было готово снова взяться за оружие. Но Богдан Хмельницкий решил поднять на борьбу не одно казачество, а весь украинский народ и прежде всего крестьянские массы.
Богдан Хмельницкий хорошо знал об извечном стремлении украинского народа воссоединиться с русским народом в едином Российском государстве и понимал, что народ видит в этом единственную возможность освободиться от польско-шляхетского гнета и защитить себя от турецко-татарской агрессии. Будучи до конца преданным интересам своего народа, Богдан Хмельницкий решил посвятить свою жизнь борьбе украинского народа против ига панской Польши, за воссоединение Украины с Россией. Разрешению этих жизненных исторических задач он отдал все свои силы, весь свой опыт военного и политического деятеля. Возглавив восстание, Богдан Хмельницкий проявил большую энергию и смелость в выполнении поставленных задач, опыт и умение руководить крупными боями и сражениями. В конце января 1648 года Богдан Хмельницкий с небольшим отрядом повстанцев напал на польский гарнизон, стоявший в Запорожской сечи, и разгромил его. А когда запорожское казачество избрало Богдана Хмельницкого своим гетманом, он сразу же обратился ко всему украинскому народу с призывом подняться на борьбу за освобождение Украины от польско-шляхетского ига.
Это обращение Богдана Хмельницкого, а также известие об успехе восстания на Запорожье всколыхнули широкие народные массы. Повсюду создавались крестьянские отряды, которые направлялись на Запорожье. Многие повстанцы действовали на местах: нападали на панские имения, жгли и разоряли их, забирали хлеб и скот, убивали шляхтичей. Весной 1648 года крестьянскими восстаниями были охвачены уже вся Полтавщина и Киевщина. Одновременно с крестьянами на борьбу с угнетателями поднялось и городское население. Командующий польскими войсками на Украине, коронный гетман Николай Потоцкий писал королю, что в Приднепровье «не было того села, не было того города, где не звали бы на бунт и не делали покушений на жизнь и имущество своих панов и державцев».
Умело используя враждебные отношения между Крымской ордой и шляхетской Польшей, Богдан Хмельницкий заключил военное соглашение с крымским ханом Ислам-Гиреем III, который прислал на помощь Богдану Хмельницкому перекопского мурзу Тугай-бея с отрядом численностью около пяти тысяч сабель. Польское командование понимало опасность прихода запорожских казаков в районы крестьянского восстания и решило не допустить соединения крестьянства с казачеством. В апреле Н. Потоцкий послал на Запорожье часть своей армии во главе со своим сыном С. Потоцким и шляхтичем Шембергом. Богдан Хмельницкий не стал ожидать подхода к Сечи авангардных польских частей.
Выступив навстречу польско- шляхетской армии, он атаковал ее в степи, у урочища Желтые Воды на нынешней Днепропетровщине. Бои, начавшиеся 19 апреля, закончились 6 мая полным разгромом и уничтожением польско-шляхетской армии, которой командовал С. Гетман Н. Потоцкий, который двигался с главными силами польско-шляхетской армии на Сечь, узнав о поражении своего авангарда при Желтых Водах, начал отходить на Богуслав. Но повстанческое войско быстрым маршем догнало польско-шляхетскую армию и 16 мая под Корсунью, в лесу Гороховая Дубрава, разгромило ее. Руководители армии Н.
Потоцкий и его помощник М. Калиновский были взяты в плен. Победителям достались богатые трофеи: пушки, ружья, сабли, пистоли, что дало Богдану Хмельницкому возможность лучше вооружить крестьянские массы. Поражение польско-шляхетской армии имело большое моральное значение. Польская шляхта, охваченная сильной паникой, оставляла свои имения и бежала в Польшу. Разгром польско-шляхетской армии создал благоприятные условия для дальнейшего развития и расширения освободительной борьбы украинских народных масс.
Волна крестьянских восстаний прокатилась по всему Левобережью и Правобережью и достигла предгорий Карпат. Уничтожение польско-шляхетской армии на Украине укрепило веру в победу у белорусского крестьянства, которое также поднялось в это время на борьбу с шляхетским гнетом. На борьбу против феодалов поднялось и городское население — мелкие и средние торговцы, ремесленники. Особенной активностью отличалась городская беднота. На освободительную войну поднялась и часть украинской шляхты, особенно мелкой, присоединилось к восстанию и украинское православное духовенство, в том числе и некоторые представители его верхушки. Православное духовенство, поддерживая народно-освободительную войну, стремилось защитить свои земли и церковные должности от захвата их польской шляхтой и католическим духовенством.
Таким образом, восстание, начавшееся ранней весной 1648 года на Запорожье, вскоре переросло в освободительную войну всего украинского народа против гнета шляхетской Польши. Хотя украинское крестьянство, казачество, мещане и мелкая шляхта выступали сообща в войне против польской шляхты, однако у каждого класса, у каждого сословия была своя программа и своя цель. Народные массы с освобождением от ига шляхетской Польши надеялись на уничтожение феодального и национального гнета и объединение с русским народом. Участие украинской шляхты в восстании обусловливалось иными мотивами. Она была недовольна господством польской шляхты, посягавшей на ее имения, вытеснявшей ее с государственных должностей. Таким образом, на борьбу за освобождение Украины поднялись все прогрессивные силы Украины, на пути развития которых стояла польская шляхта и весь государственный аппарат шляхетской Польши.
Польша была тогда сильным государством и могла выставить большую армию. Но смерть короля Владислава IV в мае 1648 года и борьба между придворными группировками за кандидата на престол временно задержали начало общего шляхетского похода на Украину. Восставший украинский народ использовал эту благоприятную обстановку для решения ряда неотложных задач. Одной из таких задач было немедленное создание из повстанческих отрядов большой армии и обеспечение ее оружием.
ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗБОР ФЁДОРА ГАЙДЫ
Сведений о том, присягала ли Запорожская Сечь, не имеется. Среди православных против были только сторонники Барабаша, бывшего гетмана, назначенного польскими властями. Предыстория вражды с ним была следующей. Реестровые казаки утопили его в Битве под Желтыми Водами вместе с прочими шляхетскими начальниками, которые являлись сторонниками власти панов. В планах Барабаша было использовать казаков в войне с османами, преследуя интересы польской короны. Взамен этого он надеялся на получение некоторых привилегий и денежного вознаграждения от магнатов.
У него имелась королевская грамота, используемая в качестве прикрытия для сбора войск. Богдан Хмельницкий помешал этому, выкрав грамоту хитростью. Сторонников Барабаша было две-три сотни, в основном это зажиточные люди, представители его ближнего круга. Как именно поступил гетман Хмельницкий с несогласными, неизвестно. В документальных источниках, составленных заинтересованными сторонами и принадлежавших сторонним наблюдателям, об их судьбе ничего не говорится, кроме того что они отказались от приведения к присяге от имени своих полков.
Выработка условий Переяславского договора После того как Бутурлин отбыл в Москву, Богдан Хмельницкий и казацкие старшины начали вырабатывать условия, на которых им хотелось бы стать подданными Алексея Михайловича. Эти условия были составлены в форме прошения, называемого челобитием. Был написан список, состоявший из 11 пунктов. Он получил наименование Мартовских статей и был доставлен в марте 1654 года в столицу Русского государства Павлом Тетерей и Самойло Богдановичем, войсковым судьей, и их товарищами. В Москве представители посольства внесли в Мартовские статьи дополнительные пункты.
В результате условия Переяславской рады 1654 года стали содержать 23 статьи. Последствия договора Решение Переяславская рады 1654 года в тот же час привело к войне с Речью Посполитой. Война длилась до 1667 года, а затем последовало Андрусовское перемирие. По его итогам часть населения Речи Посполитой, исповедовавшая православие, была присоединена к Русскому царству, смогла избавиться от религиозного и национального угнетения со стороны польских властей. Поляки отказались от Чернигова и Смоленска, признав Левобережную Украину русским владением.
На знаменитой картине советского художника Михаила Хмелько, написанной к 300-летнему юбилею Переяславской рады, один из центральных персонажей вероятно, генеральный писарь Выговский держит длинный свиток — договор. Даже в научных публикациях нередко можно встретить упоминание «переяславского договора» или «соглашения». Однако никаких документов в тот день подписано не было.
Состоялась лишь присяга представителей Войска и города Переяславля, и была дана устная гарантия со стороны Бутурлина в том, что царь удовлетворит все пожелания казаков, и они получат даже сверх того, что имеют на сегодняшний день. Эти пожелания были оформлены в специальном документе — челобитной, которую ответное казацкое посольство привезло в Москву в марте того же года. Отсюда его название — «мартовские статьи», они же «статьи Богдана Хмельницкого».
На каждую из статей была дана соответствующая царская резолюция, а затем они были обобщены в жалованной грамоте царя войску Запорожскому. Основное содержание «Статей» и жалованной грамоты состояло в следующем. Войско Запорожское навечно принимало подданство московскому царю.
Его размер устанавливался в 60 тысяч человек. При этом Войско сохраняло автономию — собственный суд, свободный выбор гетмана, право дипломатических сношений с соседними государствами за исключением сношений с польским королем и турецким султаном. Доходы, собираемые с территории войска, направлялись на его содержание.
Таким образом, посол Василий Бутурлин не обманул казаков. Царь действительно сохранил им все сословные и имущественные права, на которые они претендовали. При этом переход в подданство православного царя устранял религиозные притеснения — одну из главных проблем в жизни южнорусских земель.
Невиданных ранее размеров достиг казачий реестр. А ведь именно его численность была главным камнем преткновения в отношениях казаков и властей Речи Посполитой. Наконец, царь обращал всю свою военную мощь для защиты своих новых подданных.
Таковы непосредственные результаты Переяславской рады. Однако историки по сей день спорят о том, каким был статус двух субъектов этого соглашения. Союз нерушимый?
В украинской историографии речь идет о «военном союзе» между двумя державами, «Украиной и Москвой». Однако если Московское государство фигурирует во множестве источников той эпохи, то следы государства Украина в них отыскать сложно. Есть большие сомнения в том, стремился ли Хмельницкий к созданию государства Украина.
Как должны были поступить казаки, если бы они действительно стремились к созданию собственного независимого государства? Понятно, что за образец они должны были бы принять устройство Речи Посполитой — как хорошо знакомое и привычное им самим. О чисто республиканской форме правления речи не было, казаки просто не владели соответствующей политической теорией.
Республикой считала себя польско-литовская держава, но и в ней верховный суверенитет принадлежал королю, хотя и был специальным образом ограничен. Когда на польский престол за столетие до этого бы избран валашский воевода Стефан Баторий, то, например, тот же Иван Грозный просто отказывался поначалу воспринимать его как ровню «природным» монархам. И такое восприятие было характерно не только для внешних наблюдателей.
Не существовало способа объяснить, почему вдруг равные по рождению люди должны признавать над собой верховную власть человека, выдвинутого из собственной среды. И как определить, кто именно должен стать таким человеком? Богдан Хмельницкий вплоть до принесения присяги русскому царю именовался «гетманом Его королевской милости войска Запорожского».
Иными словами, гетманом он был не только потому, что так решили сами казаки, поскольку такое решение можно в любой момент пересмотреть, а потому, что в этом качестве его признал и соответствующим образом пожаловал сам польский король. Да и само войско формально было не толпой вооруженных разбойников потому, что было королевским. А формальности в вопросах власти всегда важны.
Следовательно, если бы казаки задумали в результате «национально-освободительной» борьбы обрести свое собственное государство, им пришлось бы пригласить к себе какого-нибудь правителя со стороны и далее возвести его на престол. Однако ничего подобного мы не наблюдаем.
Ну… как минимум — непроверенная информация. Но ведь кто-то эти легенды рассказывал. А лет им ой как много. Так что не исключено, что и Зиновий-Богдан Хмельницкий какую-нито часть от них в юношестве услышал.
И — поверил. А почему не поверить? Отец — шляхтич, следовательно — априори — не «хлоп». Мать вторым браком также вышла за шляхтича Василия Шишко-Ставецкого. Семья его носила «пржидомек» Абданк пржидомеком в Польше назывался корпоративный герб, объединяющий представителей одного из княжеских домов «с королевской кровью» и его вассалов из числа благородных дворян , что говорит о благородном происхождении. Те ещё снобы, если кто интересуется.
Так что «паном» Хмельницкого мы считать, в принципе, можем. При всём его «тёмном» происхождении. А казакам всё вышесказанное было в высшей степени без разницы. Гетман Богдан Хмельницкий. Был ли он потомком двух запорожских гетманов, а также Рюрика и Гедемина — доказательств нет. Но его современников это мало волновало.
Теперь, что касается «аНбиций «лично пана Хмельницкого». Начнём с того, что идея воссоединения украины Залесской да-да, уважаемые читатели, «украина» в XVII веке по-польски — «окраина, граница, спорная территория», кто не верит — гербовник Несвицкого «Korona Polska» 1728-1743 гг. Именно за его подписью отправлено было письмо Борису Годунову с предложением взять воеводства под руку Москвы. Украинский историй Ю.
Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка. Хотя Переяславское соглашение не привело к окончательному и бесповоротному присоединению Украины к России, оно имело колоссальное значение.
Для Москвы оно означало приобретение части земель Западной Руси, в том числе древнего Киева, который московские великие князья и цари на протяжении веков считали своей вотчиной. Это событие стало очередным этапом собирания земли русской, которое было отражено в их претензионном титуле государей всея Руси. Для Речи Посполитой это соглашение стало началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потере независимости в конце XVIII века.
28. Воссоединение Украины с Россией. Переяславская рада, её решения.
Переяславская рада одобрила решение о вхождении Левобережной Украины в состав России и завершилась принятием присяги Хмельницким, казацкой старшиной, казаками и горожанами на верность русскому царю. ? 8 (18) января 1654 года состоялась Переяславская рада, на которой украинское казачество и представители всего народа Украины-Малороссии приняли решение о вхождении в состав Российского государства. На Переяславской раде была зачитана грамота царя Алексея Михайловича о принятии украинского народа под высокую царскую руку. Решение Переяславской рады о воссоединении малороссийских земель с Москвой стало, по сути, итогом всенародного референдума. Для того ныне собрали раду, явную всему народу, чтоб с нами обрали государя из четырех, которого вы хотите. Переяславская рада и ее последствия С 1648 года на территории современной Украины шла война запорожского казачества под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой.