Семья сегодня — Ставку по семейной ипотеке для заемщиков с детьми от шести лет могут повысить. Проблемы развития семейных отношений в современном мире интересуют не только непосредственно семьянинов, но и научноесообщество экономистов, врачей, психологов, социологов и т. д. Текст научной статьи на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ». В России борьба с семейным насилием и восприятие семьи как важной составляющей общества естественны.
Проект «Проблемы современной молодой семьи и пути их преодоления»
Семейная политика в современной России: «пятый нацпроект». Текст научной статьи на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ». Семья - 3 октября 2023 - Новости Новосибирска - Сторонники модернизационной парадигмы считают, что современная российская семья эволюционизирует вместе с обществом, переживая процесс модернизации, имеющий преимущественно позитивный характер. Рецензии на книгу «Актуальные проблемы семейного права в современной России.
Одна из основных проблем современной семьи
Текст научной статьи на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ». Актуальные проблемы молодой семьи в современных реалиях. Аннотация: в данной статье рассмотрены ключевые проблемы, возникающие у молодых супругов. Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.
Страна вырождается: почему русская молодёжь не спешит создавать семьи и обзаводиться детьми
Семья и дети в России и в мире сегодня | Следует отметить, что разводы в современных российских семьях являются очень важной социальной проблемой, которая требует реализации соответствующих мер по ее предупреждению. |
Современные угрозы существованию семьи | Современные семьи становятся все разнообразнее, поэтому возможны модификации законодательства, направленные на учет новых форм семейного устройства и прав наследства. |
Современные проблемы семейного права
Это серьезная проблема, и о ней следует говорить. А нам нужно все-таки возвращаться к традиционному пониманию брака — если этого не произойдет, мы выдернем камень из основы нашего здания традиций, и тогда может рухнуть все остальное». Игумен Серапион Митько , заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, считает, что «три четверти браков распадаются потому, что люди, их заключающие, зачастую не планируют жить в браке всю жизнь». Современные же люди в большинстве своем заключают брак с оговоркой, делая поправку на возможный развод. А это свидетельствует о несовершенстве мотивации, отсутствии доверия друг другу, и провоцирует расторжение брака.
Кроме того, в основе брака лежит любовь, а современный человек слишком эгоистичен, чтобы понять ее суть — самоотдачу», — полагает пастырь. Часто брак заключается не ради любимого человека, а чтобы решить собственные проблемы — экономические, возможно, психологические. И это ведет к распаду союза. Кроме того, зачастую у людей разные взгляды на взаимные обязанности и, соответственно, нереальные ожидания.
Гарантия брака — рождение детей. А это в современных семьях часто рассматривается как нечто второстепенное. В тех регионах, где сохранилось традиционное общество — например, Северном Кавказе — браки более прочные. К сожалению, традиционное общество в регионах с преимущественно русским населением было разрушено еще при советской власти.
Соответственно, постепенно разрушился и институт семьи», — посетовал игумен. Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского Трех исповедников храма Твери, убежден, что все зависит от воспитания. И девочек, и мальчиков воспитывали как будущих матерей и жен, отцов и мужей. Поэтому и общественное мнение было иным.
То есть весь комплекс культурных и педагогических условий, в которых находились люди, начиная с детства, был другим, и сегодня так просто его восстановить одним указом или даже материальными поощрениями невозможно». И осознать это должны, прежде всего, взрослые, потому что зачастую они относятся к своим детям неразумно. Сколько раз приходилось слышать жалобы учителей, что они пытаются воспитать ребенка, но приходит потом мамаша — руки в боки и начинает орать, что ей лучше знать, как его воспитывать. Вот откуда такие берутся?
Товарищи из богемы — певцы и режиссеры — должны учиться прочности семейных отношений и высокой культуре, поскольку лучшие люди должны подавать пример моральных устоев в обществе, чтобы, глядя на них, тысячи людей поступали так же. А то все подается как свобода выбора, но оборачивается свободой греха», — заключил отец Георгий. Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, сказал: «Действительно, статистика заключенных браков, деторождения у нас не совсем в плачевном состоянии в основном благодаря Кавказу.
Там браки распадаются меньше: народ сумел сохранить свою культуру, обряды, веру. Мы же все время пытаемся что-то перестроить. В советскую эпоху отказались от прежних, патриархальных, взглядов и убеждений, пытаясь построить счастливое коммунистическое общество. Не получилось.
А сейчас у нас и вовсе нет никакой идеологии». Что нужно делать нам? Не бояться признать: мы — русские, и у нас свой путь, — подчеркнул пастырь. Но не стоит впадать в крайности и отвергать все западное — лучшее нужно перенимать.
Раньше в российских семьях было по 10-15 человек. Сейчас 1-2 ребенка. Женщины не хотят рожать детей, молодые люди не стремятся к браку. Высока статистика разводов».
Такой срок обычно составляет от нескольких месяцев до 3 лет. Это приводит к тому, что люди к 30 годам имеют опыт проживания в нескольких партнерских союзах. Причем большинство считают, что детей все-таки лучше рожать в зарегистрированном союзе, то есть детей в сожительстве заводить не планируется. Это приводит к тому, что женщина, состоявшая в 1—2 таких союзах, выходит замуж в более позднем возрасте и может родить меньшее количество детей, к сожалению», — считает Тихомиров. Проблемой в институте семьи, по словам Тихомирова, является также сохранение в российском обществе половой асимметрии, особенно в столице и крупных городах: «В Москве же отношения к восприятию добрачного поведения у юношей и девушек различны. Как правило, сыну позволено гораздо больше, чем дочери. И нормативная сфера для сына предоставляет широкие возможности выбора поведения. Как ни парадоксально, большинство людей одобряет добрачные сексуальные отношения у молодежи, но при этом большинство молодых людей хотели бы девственную невесту, а большинство девочек хотели бы, чтобы их будущий муж был уже сексуально опытен». Чем, на ваш взгляд, можно объяснить, что три четверти браков распадаются, а регионы, где распадается только половина, уже оказываются на хорошем счету? Почему «пробные союзы», вроде бы призванные страховать от неудачного выбора, на прочности семьи сказываются отрицательно?
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, задался вопросом: «Почему современная семья распадается? Раньше в семьях был патриархальный уклад, и он устанавливал ритуальный обрядовый момент, когда жена подходила за благословением к мужу на дела на целый день и приводила детей, которые получали благословение от отца и даже прикладывались к его благословляющей деснице. Вот это патриархальный уклад православной семьи». В результате женщина не может выполнить то, что заповедовано апостолом — не учить, а поучаться у мужа своего. Поучаться не у кого теперь, и житейской мудрости не хватает. И тогда душа женщины остается голодной, в результате начинается своего рода беснование: хочется захватить власть в семье. Обоснованием часто становится ребенок. И происходит перестройка всего семейного организма. Во главе становится ребенок, которому служит женщина. Ребенок превращается в идола, женщина — в его жрицу, а мужчина — в экономический придаток.
В результате вся структура разрушается, и мужчина уходит из семьи, чтобы найти место, где он комфортнее себя чувствует. Семья распадается», — констатировал пастырь. Патриархальная семья более устойчива, обладает иммунитетом к разного рода трудностям. Если стало чуть меньше разводов — значит, все же какое-то количество семей приобретает понимание правильного устроения семьи, хотя это дается с большим трудом. А то у нас матриархальный уклад с детства начинается, онтологический феминизм плодит феминисток, которые не готовы стать женами и матерями, и феминистов, которые не готовы стать ответственными мужьями и отцами. И пока не будет изменен педагогический настрой — через раздельное обучение и по разным программам — толку не будет», — убежден отец Сергий. Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», считает, что «институт семьи у нас по ряду причин под угрозой». Женщины и мужчины боятся заводить детей вне брака, и это понятно: жизнь меняется, люди стали безответственнее, к тому же они лишены законных гарантий, которые дает зарегистрированный брак. А между тем демографическая ситуация в стране катастрофична». Нам нужно прилагать все усилия для того, чтобы количество браков росло, и их привлекательность тоже, — призвал пастырь.
По крайней мере, в части исполнения религиозных норм и требований. У нас же, несмотря на то, что около 70-80 процентов россиян называют себя православными, эти нормы не исполняют. Кто-то считает допустимым гулять от жены, кто-то — жить в незарегистрированном, невенчанном, так называемом «пробном браке», но такой брак с церковной точки зрения не плюс, а минус. А «раз цветы оборваны, ягодок не ждите»», — заключил отец Михаил. Валуйки Белгородская область , отметил, что «регионы, где меньшее количество разводов, — это как раз те, где традиционные установления крепче: и Кавказ, и Тува, и Крым — республика многонациональная, что тоже очень важно». Это неверно. Мы знаем точно: брак — союз мужчины и женщины, который служит продолжению рода.
Когда в одной из мозырских школ у учеников поинтересовались, что им надо для счастья, 90! Среди других актуальных проблем современной семьи можно выделить также бытовое пьянство, разобщенность и даже инфантилизм. Ведь иной папа не считает зазорным пребывать в поиске работы месяцами, а иная мама следит за ребенком вполглаза. Ситуация до того накалилась, что медики ставят вопрос о введении на законодательном уровне ответственности для родителей: Беларусь уже не первый год среди европейских «лидеров» в плане детского травматизма и смертности от внешних причин. Проблемы молодой семьи Помимо чисто психологических трудностей — «притирки», войны самолюбий, - новая ячейка общества, как правило, сталкивается с тремя проблемами. Первая — поиск общего языка со старшим поколением. Обычно молодые начинают жизнь на совместной с родителями жилплощади, вот и возникает классическое противостояние «свекровь — невестка» или «теща — зять». Переезд в съемную квартиру или даже в отдельную собственную создает свои сложности, прежде всего, пробивая в бюджете финансовую брешь, а уж если появляется первенец… В этом проблема вторая. Из нее вытекает третья проблема молодой семьи — очень частые разводы. Больше всего их, около 45 процентов, приходится сейчас как раз на 24 — 35—летних, тех, чей семейный стаж — от пяти до девяти лет. Современные проблемы молодой семьи Если раньше объявления о разводе печатали в газетах, а в коллективе за это могли и хорошенько «проработать», то сегодня сбежались-разбежались — личное дело каждого. В Минске отмечают уже и «сезонные всплески»: на октябрь, март и апрель приходится более трети расторгнутых браков. Многие вообще не видят необходимости для похода в ЗАГС. Так называемые гражданские браки стали нормой жизни, их число растет, дойдя уже до 8 процентов. Причем эта современная проблема именно молодой семьи: 15 процентов мужчин в возрасте 18-24 лет и 13 процентов женщин состоят в союзе, который не узаконен. Молодежь рассматривает его как пробный шар. Определенный резон в этом есть: каждый ведь приносит с собой багаж из родительской семьи и ее традиции. Главная беда в том, что практически у каждого пятого ребенка еще четыре года назад отца не было вовсе. И лишь недавнее уравнивание детских пособий матери-одиночки пользовались здесь особой поддержкой государства заставило пап засвидетельствовать свое отцовство. Основные проблемы современной семьи Сама она привычно ставит во главу угла «материальные трудности». Они же являются первопричиной, почему современная семья не желает идти на расширение, ограничиваясь одним ребенком. На втором месте — жилищные условия, которые начинающей семье, в отличие от многодетной, не так просто решить. Тем временем эксперты называют одной из основных проблем современной семьи обособленность, все большую индивидуализацию каждого из ее членов. К семейной жизни у нас в школе не готовят, исчезает традиция собираться за большим столом, мужские и женские увлечения сильно разнятся, а проблема переходного возраста у детей обостряется и затягивается, поскольку родители предпочитают наказывать, а не разговаривать по душам. С другой стороны, повысилась ответственность отцов, к чему многие женщины оказались не готовы. Они до сих пор уверены, что в случае развода суд безоговорочно встанет на сторону матери хотя она имеет равные права с папой , а если принимается другое решение — затевают бесконечную «войну за ребенка». Культ потребления дал толчок другой основной проблеме современной семьи — выраженным проблемам со здоровьем. Сегодня от 1 до 5 поведенческих факторов риска — курение, употребление алкоголя, гиподинамия и т. Каждый четвертый ребенок весит больше нормы, потому что мало двигается и налегает, как правило, на вредную пищу с обилием сахара, соли, добавок «Е», магазинные полуфабрикаты.
Семья обусловливается различными факторами культуры, способом производства материальных благ и характером экономической системы. Каждой экономической формации объективно соответствует и определённая семья. Семья - специфическое общественное явление, поэтому она занимает особое место в социальной структуре общества. Специфика семьи состоит в следующем: 1. Устойчивость семьи как социального института обеспечивается наличием таких прочных уз, как родство и супружество. Семья представляет универсальную форму жизнедеятельности общества. Семья развивается в соответствии с общими, специфическими и частными общими законами. Вместе с тем семья - относительно самостоятельный социальный институт, который наделён собственными внутренними противоречиями, а, следовательно, внутренними источниками развития. Семья как социальный институт занимает подчинённое положение среди крупных социальных общностей. Семья - историческое, динамическое общественное явление. Роль семьи в обществе неоднозначна и несравнима ни с какими другими социальными институтами, поскольку по силе своего влияния на формирование, развитие и поддержание социального самочувствия личности она является наиболее значительной. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека как внутри семьи, так вне её, стимулирует его социальную, производственную и творческую активность, способствует сохранению и укреплению физического и психологического самочувствия всех членов общества, раскрытию их индивидуальности. Задачи: 1. Дать общую характеристику социальным проблемам семьи. Изучить задачи семейной политики. Особенно тяжелым становится положение детей. Беспокойство вызывают высокая степень заболеваемости и смертности детского населения, распространение насилия в отношении детей, рост числа детей, содержащихся в интернатах, увеличение социального сиротства, нарушение прав детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии, рост числа беспризорных и безнадзорных детей, развитие детской преступности, а также целый комплекс ВИЧ-инфецированных детей. Ежегодно детское население снижается на один миллион человек, численность детей, содержащихся в сиротских учреждениях, напротив, ежегодно растёт на четыре-шесть тысяч и достигла уже 200 тысяч человек. При этом выпускники интернатов не подготовлены к самостоятельной жизни и дезадаптированы. Продолжает сокращаться количество дошкольных учреждений, здания которых передаются под другие цели. К основным причинам детского неблагополучия относятся: кризис семьи, проблема бедности семей, отсутствие системы ювенальной юстиции, профилактики социального сиротства и семейного обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей. Состояние системы образования не обеспечивает право детей получать образование по месту жительства. Минимальная заработная плата обеспечивает только пятую часть минимального потребительского бюджета. Беспристрастная статистика констатирует, что семьи с несовершеннолетними детьми - наименее обеспеченная часть населения России, их доходы ниже, чем у остальных семей. Пособия на детей индексируются в меньшей степени, чем пенсии и стипендии, и от одной индексации до другой сокращаются в реальном выражении. Отрасли социальной сферы постоянно снижают объёмы предоставляемых семьям услуг, которые становятся всё менее доступными из-за платности и роста цен. Очевидно, что замедленная, непоследовательная и противоречивая трансформация России, серьёзные ошибки в реформировании социально-экономической жизни, нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвлённая бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительного отдыха детей. Эта система позволяла родителям совмещать семейные обязанности с участием в структурах рынка труда, приобщала молодёжь к различным видам творчества, помогала ей в выборе жизненного пути. Сегодня под лозунгом перехода к рынку продолжается разрушение уникальных систем социальной инфраструктуры детства, прежде всего, в результате уменьшения возможностей их финансирования. Коммерциализация делает эти учреждения недоступным для большинства детей. Одни, не справляясь с финансовыми трудностями, закрываются. Другие, трансформируясь, становятся элитарными. Теряется высококвалифицированный кадровый потенциал, формировавшийся десятилетиями. В конечном итоге страдают дети, лишённые возможности развиваться, отдыхать, заниматься в познавательных кружках и творческих объединениях. Оказавшись на улице, они пополняют отряды бомжей, алкоголиков, наркоманов, несовершеннолетних правонарушителей. Для большинства семей стали менее доступными услуги здравоохранения, в том числе квалифицированная медицинская помощь, лекарства и медикаменты. Они также не могут позволить себе пользоваться учреждениями культуры и отдыха, организовывать семейный летний отдых, отправлять своих детей в оздоровительные загородные лагеря. Сокращается посещение театров, кино, концертов, музеев, библиотек. Неразрешимая проблема для большинства семей - улучшение жилищных условий. Особенно остра она для молодых семей, не имеющих собственного жилья. Крайне тревожна демографическая ситуация. Экономическое и социальное неблагополучие проявляет себя в сокращении средней продолжительности жизни населения. Продолжительность жизни мужчин в России составляет неполные 59 лет, у женщин - 72,7 года.
Почему россияне разводятся
Это связано, помимо всего прочего, с устоявшимися стереотипами: разводиться неприлично, неуместно. Единственный одобряемый способ социального позиционирования: сохранять свой брачный статус. Но, несмотря на кажущуюся нерасторжимость брака, за последние годы число пар, решившихся на развод, становится все больше. Это объясняется рядом причин: 1 Алкоголизм одного из супругов. В позднем возрасте алкоголизм имеет свои особенности. По мнению экспертов, в данной возрастной группе встречаются два типа алкоголиков: одни начали пить еще в молодости, другие — в старости. Алкоголизм позднего возраста — это «проблемный» алкоголизм в том смысле, что чаще всего он провоцируется такими явлениями, свойственными возрасту, как изоляция, разочарованность, неудовлетворенность прошлым и настоящим, озлобленность, физический и психический дискомфорт. Им заболевают в основном мужчины, ранее умеренно пившие, и одинокие женщины. Пожилые, страдающие алкоголизмом, чаще принадлежат к более высокому социально-экономическому слою общества, чем те, у кого симптомы алкоголизма проявляются в более молодые годы. В конечном счете, алкоголизм супруга, его нежелание лечиться, комплекс внутренних переживаний, депрессий, а нередко и агрессивность, склонность к насилию служат причиной появления семейных конфликтов, которые приводят к разводу. В такой ситуации инициаторами развода чаще становятся мужчины, которые, как правило, имеют другую женщину.
Нередко они теряют связь со своими близкими вследствие осуждения их поступка.
Семья — это главная ячейка общества и государства, как в настоящее время, так и в будущем. Без нормальной семьи не может быть здоровых и умных потомков, которые смогут развивать Россию.
В 2006 г. Постановлением Правительства от 13 мая 2006 г. Современная семья является одной из важнейших форм развития общества, это базовый институт воспроизводства человеческих поколений.
Она оказывает огромное влияние на становление личности, обеспечивает качественное многообразие форм общения, взаимодействий человека в различных сферах жизнедеятельности. Нарушение нормальной деятельности этого социального института, несет реальную угрозу человеческой цивилизации. В семье как особом социальном институте, происходит регулирование межличностных отношений между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, которые связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.
По данным переписи 2010 г. Число супружеских пар в России составляло 33 миллиона. В современной действительности проблемы молодоженов многообразны.
В связи с современной ситуацией развития общества, выделяют два основных блока семейных проблем: социально-психологический и социально-экономический. Они классифицируются рядом основных проблем: 1. Жилищные проблемы.
Данная проблема является одной из главных проблем для молодых супругов. Ведь у современного общества больше нет возможности получить бесплатное жилье, как это было ранее, есть, конечно, и исключение, например семьи военных и т. А на свободном рынке обычной молодой семье сложно купить себе жилье.
Многие молодые семьи, это еще студенты или выпускники университетов, которые не имеют заработка или имеют какой то минимальный заработок, который не может позволить приобрести собственное жилье. Так же в настоящее время присутствует высокий уровень безработицы, что тоже сильно влияет на трудоустройство молодых специалистов и обеспечение себя жильем. В сложившихся ситуациях многие молодые семьи живут у родителей, или с помощью родителей, а кто-то все же самостоятельно снимают жилье.
Только немногие имеют отдельные квартиры.
Поэтому сегодня мы имеем такую ситуацию: у значительной части людей, находящихся в том возрасте, когда традиционно создается семья, не только их родители, но и дедушки и бабушки были единственными детьми в своей семье. К чему это привело? Семья выглядела так: бабушка или две бабушки , дедушка или два дедушки , родители, ребенок, и других близких родных нет: ни тети, ни дяди, нет двоюродных и даже троюродных братьев и сестер. Весь опыт семьи, который видит ребенок изо дня в день — это только его родительская семья. Если данный опыт хорош, порадуемся за малыша. Отсутствие наглядного примера жизни другой семьи обедняет ребенка. Но могут сказать, что семьи родственников могут быть разные. Да семьи и родных братьев могут быть разные, но и хорошие семьи тоже разные.
Верность, уважение, внимательное отношение друг к другу — неотъемлемые качества дружной и крепкой семьи. Но при этом в одной семье все обязанности будут поделены, каждый выполняет свои, и все это складывается в один общий результат; в другой — все все делают вместе или в какой-то очередности, без распределения ролей. В каких-то домах почти всегда гости, постоянное общение, радостное настроение, и к этому все привыкли. В других — гостей принимают только по заранее оговоренному приглашению, нечасто. Есть семьи, где отношения между разными поколениями — практически на равных, очень демократичные. Есть те, где авторитет старших непререкаем. Можно было бы привести еще множество примеров, но то, что хотел сказать, понятно: есть немало характеристик семьи, которые различаются, но не делают семью плохой или хорошей, а только обогащают опыт ребенка. Если ребенок видит только свою родительскую семью, даже вполне безупречную в его понимании, у него нередко в голове откладывается один «правильный» образец: должно быть именно вот так. Но жизнь многообразна.
Для его избранника или избранницы может являться идеалом совсем другая модель, абсолютное совпадение в восприятии семейной жизни вряд ли возможно. И здесь очень важна гибкость, понимание того, что твоя семья может и не быть повторением родительской: она возьмет самое лучшее оттуда, но не будет точной копией. Молодой человек понимал бы это как само собой разумеющееся, если бы видел рядом другие примеры, видел именно изнутри, хорошо знал их. Если бы это были семьи родной тети, двоюродной бабушки, сестры, которая намного старше — такие, которые в сознании родные, близкие, а не соседи посторонние.
RU В России стремительно исчезает институт семьи в его классическом понимании. Люди все чаще выступают противниками официальных отношений, стараясь заменить их гражданским или гостевым браком. Эксперты утверждают: в недалеком будущем стереотип, согласно которому каждая девушка мечтает выйти замуж, будет окончательно уничтожен, а люди могут вообще перестать заводить отношения. В День семьи, который в России масштабно празднуют, мы рассказываем, как страна пришла к кризису института семьи и к чему он приведет. Это особенно можно заметить в крупных городах: в Москве, Петербурге». Она ссылается на личные наблюдения, согласно которым многие россияне начали активно практиковать гостевой брак: «Люди могут жить в одном городе, а встречаться только по выходным, потому что им так удобно, они так договорились. При этом любовь из их отношений никуда не исчезла». По ее словам, у многих россиян рождаются дети именно в гостевом браке. Она полагает, что окончательно традиционное понимание семьи в России исчезнет тогда, когда у людей не останется материальной привязки друг к другу. Многие живут вместе из-за общей жилплощади. Но это неправильно», — резюмировала собеседница «URA. Варская напомнила, что в прежние времена привязка к браку была еще выше — считалось, что женщина не в состоянии сделать карьеру, поэтому находилась в жесткой зависимости от партнера: «Думаю, что свободные отношения станут нормой в недалеком будущем.
Современная семья: проблемы и перспективы эволюции
Семьи как раз, потому что семья — это и мама, и папа, и дети. Когда мы говорим, по вопросам женщин, где у вас тогда мужчины? Отметим, что ранее зампред Госдумы Анна Кузнецова предложила юным россиянкам обзаводиться детьми примерно с 20 лет. Мы должны по призыву президента удвоить население России в ближайшие 50 лет. То есть нас должно быть к 2073 году этого столетия не менее 290 миллионов человек, — считает лидер ЛДПР Леонид Слуцкий. Он добавил, что ранее Владимир Путин поручил правительству страны достичь положительной динамики численности населения к 2024 году. Однако эксперты канала Readovka считают, что при текущих показателях это задание не выполнимо. Чтобы избежать убыли населения и достичь роста, необходимо, чтобы каждая женщина рожала не менее двух детей.
Поэтому все чаще молодежь вместо семьи выбирает одиночество, серийную моногамию или откладывает родительство, как слишком сложную задачу, на неопределенный срок.
Что делать? Пойти на парную терапию Парная терапия входит в жизнь горожан стремительно, что обусловлено огромной потребностью семьи в поддержке. Ведь семью очень мало кто поддерживает и системно, и концептуально — так, чтобы это было убедительно. Зато отлично продается психологический фастфуд про «лечение эмоциональной зависимости» и неизбежность расставания. Поэтому мы постоянно бьём новые рекорды по разводам. Но люди умнеют и понимают, что семья — настолько сложный и затратный проект, что стоит приложить усилия для ее сохранения. Или хотя бы для «экологичного» развода: все больше людей стремятся сохранить нормальные отношения после расставания и уберечь от страданий своих детей. И это очень достойная мотивация.
Конечно, иногда люди не совсем верно понимают парную терапию, надеясь, что терапевт поработает судьей на воображаемом судебном процессе и наконец рассудит, кто прав, а кто виноват, плохому вынесет приговор и назначит исправление, а хорошего поощрит. Расходящаяся пара склонна впадать в состояние войны: он плохой, она хорошая — однако при минимально развитом психологическом навыке каждый быстро понимает, что к чему. Отрадно, что психологическая грамотность людей растет год от года и пары используют терапию, чтобы пережить кризисы и периоды недопонимания. Не считать кризис катастрофой Трудности в семье не случайны: они обязательны и неизбежны. Но зачастую из трех участников терапии только психолог готов поддержать целостность семьи. Дело в том, что в психологической науке прочно закреплено представление о семье как о «малом социуме», который функционирует по законам системы. В системном мышлении нет простого разделения на добро и зло: если система функционирует так, а не иначе, значит, ей это нужно для существования и только так она и может существовать. Терапевты предлагают членам семьи именно такой взгляд на свои отношения: осознавать свои психологические механизмы как слаженные системные процессы.
Системный подход отчасти снижает груз вины за неблагополучие, лежащий на членах семьи, и предлагает вместо вынесения суждений — наблюдение и изучение процессов отношений. Кризисы — это ступени развития как человека, так и отношений. Поэтому стремиться преодолеть кризис и трансформировать отношения — это нормально. Когда пара приходит к новому консенсусу и преодолевает кризис, ее ждет еще один долгий период совместной счастливой жизни. До следующего кризиса, конечно. Иначе решить демографическую проблему Решение демографической проблемы заключается в том, чтобы стимулировать желание женщин рожать детей. Но необходимость выбирать между карьерой и материнством ставит женщин в неудобное положение. Поэтому они делают свой выбор весьма однозначно: рождаемость падает и падает.
Поддержка семьи так незначительна, несмотря на лицемерную риторику, а гендерное неравенство так очевидно, что, скорее всего, мы просто тихо вымрем и империя больше не получит новых солдат — а на наше место придут более живучие и адаптивные системы. Конечно, общество динамично развивается, и я уверена, что рано или поздно найдутся умные люди, которые поймут, что ключ к решению демографической проблемы — это одновременно поддержка профессиональных возможностей матерей и компенсация рисков домохозяек. Что надо поддерживать профессиональные компетенции женщин, которые имеют или хотят иметь детей и которые хотят вернуться на работу. Для этого существует масса возможностей: через стимулирование работодателя давать женщинам и мужчинам возможность работать неполную рабочую неделю, через оплату нянь и пособий для бабушек, которые хотят помогать с внуками. Ясли должны стать новым этапом приложения усилий государства после садиков, школа — это вообще отдельный разговор, потому что она теперь тоже никак не помогает родителям. Естественный цикл «первый пошел в школу — второй родился» больше не работает, потому что школа не облегчает, а усложняет жизнь матерей. Надо признать, что выращивать детей и быть домохозяйкой — весьма рискованная работа. Риск в том, что в случае развода женщина остается ни с чем, если дети выросли, и с проблемами, если они еще маленькие.
Даже пенсии она не накопила. И кому это надо? Во множестве стран продуманы способы компенсации риска для супруга, который растит детей. Законодательство в этой области весьма развито и формализовано. Не надо требовать от людей способности договориться самостоятельно там, где это невозможно: при разводе люди плохо договариваются, им надо помогать. Государственный контроль за заключением алиментного договора и обязательность алиментных платежей — такое же цивилизованное решение, как сбор налогов и штрафов. Только создание поддерживающей социальной среды и внятного работающего закона будет способствовать желанию иметь первого, второго и третьего ребенка.
А ведь всего десять лет назад все было по-другому. Помните, или уже забыли? Рассказываем, когда лучше уходить по собственному желанию: до или после отпуска, вместе с директором практики организационного развития КСК Групп Михаилом Меркуловым. Остается ли эта продолжительность урока по-прежнему актуальной?
Знаменитая «охота на ведьм» во времена инквизиции стала на этом направлении кульминационной точкой. Не сумев удержаться на высокой планке семейных ценностей, Запад сегодня скатывается в их тотальное отрицание, объявляя «репрессивной моралью» естественные представления о нравственности, добре и зле. Подобно тому, как в Средние века шла охота на матриархальных ведьм, на современном Западе идёт столь же иррациональный репрессивный поиск «демонов патриархата». Городская атомизация и общинная соборность На различия в изначальной концепции семьи в восточном и западном христианстве на следующем этапе наложились и различия в социальной структуре русского и западного общества. Эталонная западная семья формировалась в условиях европейского города с его цеховыми и ресурсными ограничениями. Поговорка «Мой дом — моя крепость» имела в этих условиях не только символический, но и буквальный смысл. Город отвергал идею коллективного «мы», европейский горожанин был по своему воззрению скорее индивидуалистом, чем коллективистом. Отношения между мужем и женой в рамках такой конструкции были надёжны и прочны, однако это достигалось ценой ослабления других связей — между родителями и детьми, братьями и сёстрами, ближайшими соседями. Протестантское мировоззрение, в основе которого лежала трактовка Завета с Богом через формальный, а не через содержательный аспект, то есть как договора, а не как союза между человеком и Создателем, также наложило свой отпечаток на семейные отношения. В дополнение к идее сакрализации семьи, восходящей к средневековому католицизму, под влиянием протестантизма получила широкое распространение концепция семьи как договора, которая оказала влияние на семейное право западных стран широкое распространение брачного контракта, в котором регулируется не только статус личного имущества супругов, но их права и обязанности, вплоть до регламента приготовления пищи и уборки жилища. Надо сказать, что и по сей день концепция семьи как договора остаётся базовой для консервативных европейцев и американцев. Русская семья формировалась в условиях сельской общины, в которой земля делилась поровну между всеми наследниками. В этих условиях семья по определению не могла быть инструментом эгоистической конкуренции. Семейные связи были вписаны в систему других — родственных, соседских, дружеских. Парадоксальным образом кризис советской семьи наступил лишь тогда, когда советские люди получили возможность переехать из коммуналок в отдельные квартиры. Безусловно, сыграло свою роль антирелигиозное воспитание и внедрение атеистической идеологии, что привело к разрушению религиозных основ семьи, её духовнонравственного фундамента. Различия в глубине кризиса семьи на Западе и в России Распад СССР и пришествие западных «свобод» нанесли ещё один серьёзный удар по основам русской традиционной семьи. Предпринятые государством меры по поддержке рождаемости смогли приостановить этот процесс, но не повлияли на саму тенденцию. В настоящее время институт семьи в России находится в глубоком кризисе, процент разводов и коэффициент соотношения разводимости и брачности являются одними из самых высоких в мире. Вместе с тем существует и принципиальное отличие между ситуацией в российском цивилизационном пространстве и ситуацией в западном мире. В российском контексте очевидны кризисные тенденции в сфере семейных ценностей, однако никто, по крайней мере, публично, не ставит под сомнение институт семьи как таковой союз одного мужчины и одной женщины. На Западе же, в силу определённой исторической инерции и хронологически относительно недавнего отказа политических, деловых и культурных элит от поддержки семейных ценностей, семья кажется более устойчивой и стабильной. Однако события, связанные с продвижением третьей и четвёртой волны феминизма и сопровождающих её гендерных теорий, ведут не просто к кризису института семьи в его традиционном понимании, но и к его полному, абсолютному разрушению.
Современные проблемы российских семей
Эксперты в эфире программы «Точка зрения» обсудили проблемы современной семьи и угрозы демографии. Текст научной статьи на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ». Возрождение семьи в России напрямую связано с сохранением и ростом религиозной идентичности народа, с восприятием семьи в рамках особого ценностного ряда, связывающего человека, семью, общество и государство. Прежде всего, сегодня в современной России необходимо, как вложение материальных средств в поддержку молодой семьи, так и их социально-педагогическое сопровождение.