Бизнес-план помогает проложить путь между идеей и прибыльным бизнесом: составить план работы, продвижения, рассчитать расходы на открытие и проанализировать риски. 0/92. Разберемся, как составить бизнес-план, а также рассмотрим его виды, стандарты бизнес-планирования и узнаем — в чем же заключается его эффективность.
«Основополагающий принцип бизнес-планирования – «прошлого нет»
Стандарты планирования бизнеса Существует несколько наиболее известных и распространенных стандартов создания бизнес-плана. Помимо базовых разделов стандарты UNIDO предусматривают такие важные блоки, как «Оценка эффективности проекта» и «Гарантии и риски компании». В разделе об эффективности указываются рентабельность бизнеса, расчеты достижения точки безубыточности, сроки окупаемости и чистый доход. В разделе «Гарантии и риски» излагается информация о том, как компания намерена гарантировать возврат привлеченного финансирования, а также пункты об основных рисках и возможных форс-мажорных ситуациях. Они актуальны для предпринимателей, желающих получить кредит для своего бизнес-проекта. Но требования подходят только для среднего и крупного бизнеса, так как минимальная сумма кредита в ЕБРР составляет от 5 млн евро.
Подробный план даст понять, есть ли шансы у вашего продукта и стоит ли его поддерживать материально. Иллюстрации будут приведены к каждому разделу но в сокращённом и отредактированном виде. Имейте в виду, что текст даётся для примера. Потому что вы рискуете настоящими деньгами, а не оценкой в зачётке. Резюме Это краткое, но ёмкое описание проекта, которое содержит наиболее важную информацию о нём. Представьте, что вы человек со стороны, например инвестор. Вы проглядываете только резюме. Что бы вы хотели знать о проекте? Это, например: Цель бизнеса и стратегия её реализации.
Рынки сбыта и прогнозы продаж. Конкурентные преимущества.
В основном это происходит в тот момент, когда он задумывается над созданием нового предприятия или решает расширить уже существующее. Одним словом, когда вам нужны инвестиции, следует приступить к созданию бизнес-плана. Ни один кредитор не будет с вами сотрудничать, если не увидит грамотного и подробного бизнес-плана. Создать такой документ можно самому или прибегнуть к помощи профессионалов. В первую очередь нужно определиться с суммой кредита. Если вам нужна не большая сумма денег, то проще создать бизнес-план самому. Даже если вы где-то допустите ошибку , то сотрудники банка смогут ее увидеть и исправить без денежного вознаграждения. Но в случае привлечения большого капитала в свое дело лучше потратится и поручить создание бизнес-плана опытным работникам консалтинговой фирмы.
Вызнаете, что ваш будущий бизнес принесет большие доходы, но это еще нужно доказать инвестору. Поэтому в бизнес-плане вы должны все доходчиво и убедительно изложить с помощью расчетов, графиков и таблиц, не забыв приправить все своим убеждающим докладом о том, почему нужно развивать именно ваш проект. Никто из кредиторов не заинтересован в потере денег, а потому нужно особо тщательно отработать раздел, где будет отображена окупаемость бизнеса. А потому консалтинговые фирмы подходят к отработке этой части плана с особой тщательностью. Проводится скрупулёзный анализ, что в итоге позволяет прописать все до мельчайших подробностей. Конечно, все это можно сделать и самому. Вы естественно не сможете так же профессионально отработать документ, но сделать вполне презентабельный бизнес-план и сэкономить при этом денег вполне под силу каждому. Не стоит заниматься завышением цифр дохода, все должно быть близким к реальности.
Бюджет накладных издержек — состоит из заработной платы управленческого и вспомогательного персонала, затрат на энергоресурсы, ремонт, страховые услуги и т.
Отдельно рассчитываются бюджеты управленческих и общепроизводственных расходов, где выделяются переменные и постоянные затраты. Постоянная часть расходов планируется в соответствии с реальными потребностями производства, а переменная — с использованием нормативного метода , учитывая корректировки на процессы инфляции. Бюджет себестоимости включает все итоговые данные четырех предыдущих бюджетов, по которым рассчитывается общая сумма затрат на изготовление и реализацию продукции, себестоимость товаров и окупаемость затрат. Бюджет денежных ресурсов — отражает будущие расходы и поступления денежных средств. Бюджет капитальных вложений — представляет собой дополнительную смету, которая предусматривает планирование величины финансовых ресурсов на развитие и увеличение производственных мощностей. Бюджеты прибылей и убытков составляются с целью определения финансовых результатов хозяйственной деятельности компании и налогов на прибыль.
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция для начинающих предпринимателей
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде. Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод. Результатом такого планирования является система планов предприятия, которая включает в себя стратегический и текущий бизнес-план предприятия. Используйте хорошие принципы бизнес-планирования, и вы создадите хороший план, на котором вы сможете построить процветающий бизнес. Методология планирования — это совокупность принципов, подходов, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем.-3. Принципы, при которых планирование будет плодотворным.
Почему бизнес-план больше не нужен?
Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего годов — каждые полгода или ежегодно. Это делается для того, чтобы плановые показатели полнее отражали происходящие изменения в среде экономика, политика, техника, конкуренция и т. В силу динамичности процессов, происходящих в деятельности предприятия и страны, необходимо осуществлять текущее планирование. Его результатом являются краткосрочные планы как правило, на год с учетом и текущих тенденций спроса и предложения.
В них показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Эти планы являются скользящими, то есть на первые 3 месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев их корректируют по мере изменения ситуации. По сравнению с краткосрочными планами они являются более детальными, особенно в части движения производства и запасов товарно-материальных ценностей, ценообразования, издержек производства и т.
По сути, в них увязываются задачи различных служб предприятия. Но более тесная координация различных служб предприятия имеет место в календарном планировании, период действия которого составляет, как правило, 10 дней.
Это и прогноз его развития, и источники инвестиций, и анализ рынка, и список дел, и долгосрочные цели — словом, все мелочи и нюансы, которые сделают бизнес успешным или, наоборот, помогут вам осознать неудачу ещё на старте. В первую очередь он нужен самому предпринимателю, чтобы всё просчитать и ничего не забыть. Но, если у вас этого документа нет, всё пойдёт не так, как вы задумали, абсолютно точно.
Подробный план даст понять, есть ли шансы у вашего продукта и стоит ли его поддерживать материально. Иллюстрации будут приведены к каждому разделу но в сокращённом и отредактированном виде. Имейте в виду, что текст даётся для примера. Потому что вы рискуете настоящими деньгами, а не оценкой в зачётке. Резюме Это краткое, но ёмкое описание проекта, которое содержит наиболее важную информацию о нём.
Представьте, что вы человек со стороны, например инвестор. Вы проглядываете только резюме. Что бы вы хотели знать о проекте?
Что касается объекта планирования, то процесс планирования применяется в различных социально-экономических системах корпорациях, предприятиях, структурных звеньях. Предметами планирования являются сама деятельность и отношения между объектами планирования и внешней средой. В зарубежной и отечественной практике используются различные подходы к организации процесса планирования в иерархических системах управления. Классический подход к организации процессов планирования сверху вниз гласит, что планирование — это удел руководителей высшего уровня управления топ-менеджеров. Планирование становится действенным инструментом только тогда, когда работники активно вовлечены в его процесс, принимают непосредственное участие в постановке целей и разработке способов их достижения.
Правильный выбор процесса планирования для конкретной организации зависит от множества факторов размер организации, отрасль и т. Роль высшего руководства в планировании заключается в том, что оно должно проявлять интерес к процессу планирования, оказывать ему поддержку и участие.
Менеджер, Москва Как изменились подходы к бизнес-планированию на фоне кризиса? Как стартапам привлечь финансирование?
Какие рыночные ниши лучше осваивать в кризисные времена? Как изменились подходы к бизнес-планированию на фоне кризиса? В каких отраслях сегодня можно реализовать удачные проекты? Что делать с «бизнес-недостроем»?
Практические рекомендации независимого консультанта, выпускника Manchester Business school Михаила Ободовского в интервью Executive. Опираясь на собственные данные, можете ли вы отметить основные тенденции на рынке? По сравнению с началом 2014 года наблюдается рост или снижение числа оцениваемых вами бизнес-планов? Михаил Ободовский: Количество запросов на составление или рецензию бизнес-планов сократилось в разы, даже выражение интереса упало на порядок.
При этом начало 2014 года было еще вполне ординарным, и даже украинский кризис ровно год назад еще не вызвал заметного напряжения. Оно возникло позже, примерно к началу лета, а затем только росло. Одновременно, массовым стал другой клиентский запрос, ранее бывший весьма редким: как спасти бизнес с вот таким бизнес-планом. Приобретает популярность и другой тип запроса: стоит ли продолжать инвестировать в бизнес, находящийся в инвестиционной фазе, или же разумнее закрыть проект, списав убытки?
В самой тяжелой ситуации сейчас находятся люди, бизнес которых «просит каши» от слова cash. То есть, находится в инвестиционной фазе или уже запущен, но не достиг еще точки безубыточности. Это происходит потому, что у вас, как бизнесмена, в этот момент уже есть издержки, причем, издержки постоянные например, расходы на строительство завода или склада. Возникает вопрос: что дешевле?
Завершать инвестиционный этап, вкладывая дополнительные средства, искать покупателя на неработающий актив или просто забросить этот проект, списав убытки? Еще одно очень сложное состояние: инвестиционная фаза идет, но уже сейчас ясно, что инвестиции окажутся выше запланированных, так как все дорожает, и последующие доходы будут ниже тех, которые указаны в бизнес-плане. Даже если вы продаете его гораздо дешевле, чем собирались.
Бизнес планирование, как составить бизнес-план?
Подразделения одного уровня разрабатывают планы одновременно с координацией планов своего уровня. Виды планирования: Стратегическое — совокупность программ стратегий , принятых руководством организации для достижения долгосрочных целей 5 лет. Его задача — достижение баланса реальных возможностей и ресурсов организации и желаемых результатов, а также оценка последствий достижения этих результатов. Стратегические планы обосновываются основными показателями развития организации. Тактическое — охватывает краткосрочный и долгосрочный периоды планирования 1,2,3 года , является предметом деятельности среднего звена управления организации. Задача — обосновать способы технологические достижения стратегических целей на основе внутренних возможностей организации.
В разделе «Гарантии и риски» излагается информация о том, как компания намерена гарантировать возврат привлеченного финансирования, а также пункты об основных рисках и возможных форс-мажорных ситуациях. Они актуальны для предпринимателей, желающих получить кредит для своего бизнес-проекта. Но требования подходят только для среднего и крупного бизнеса, так как минимальная сумма кредита в ЕБРР составляет от 5 млн евро. Стандарты предусматривают расчет максимально возможного количества финансовых показателей, детальную оценку влияния изменения параметров проекта на прибыль и помесячный прогноз затрат в течение всего времени реализации проекта. Акцент в них сделан на детальном описании маркетинговых показателей и финансовой информации. Производственной и технической части бизнес-плана уделяется меньше внимания.
Бизнес-толк с участием успешных предпринимателей Есть два вида бизнес-планов: для внутреннего и для внешнего использования. Внутренний бизнес-план. Такой документ будет полезен любому бизнесу. Его составляет собственник бизнеса для себя и ближайших помощников. Он должен быть максимально удобным и полезным для руководителя. Если организуете бизнес с партнером, создание общего бизнес-плана поможет понять, одинаковые ли у вас ожидания от будущего бизнеса. Во внутренний план добавляют всю важную информацию без приукрашиваний. Обычно документ занимает 30—50 страниц. Внешний бизнес-план. Такой бизнес-план нужен, чтобы привлечь финансирование: взять кредит в банке или получить деньги от инвестора или государства. Инвестор охотнее даст деньги, если увидит, что вы тщательно проанализировали рынок, экономику бизнеса и показали, как на вашей идее можно заработать. Обычно перед тем, как показать бизнес-план банку или инвестору, документ сокращают до 5—10 страниц и оставляют ключевые положения. Без плана инвестор, скорее всего, не захочет помогать бизнесу, а банк даст только потребительский кредит. Обычно инвесторам некогда читать несколько страниц текста с цифрами и расчетами. Поэтому для них бизнес готовит питч-дек — презентацию, в которой собраны ключевые цифры и идеи из бизнес-плана. Если инвестор заинтересуется, то сможет ознакомиться с полной версией внешнего бизнес-плана. В тексте мы будем говорить только о внутреннем бизнес-плане. Рассмотрим, какие блоки стоит добавить в план «для своих». Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция Внутренний бизнес-план должен быть максимально подробным. Внимание к деталям поможет заранее подумать даже о небольших задачах и заложить на их выполнение время и деньги. Структура бизнес-планов может быть разной. Главное — она должна быть удобной для собственника бизнеса. Вот шесть разделов, которые можно добавить в бизнес-план при создании большинства бизнесов: Титульный лист: что за бизнес вы собираетесь открыть, что собираетесь продавать, примерная схема работы проекта. Анализ рынка и целевой аудитории: кто и при каких условиях будет покупать ваш товар или услугу, какую проблему вы решите своим продуктом. Маркетинговый план: как будете продвигать бизнес.
Иллюстрации будут приведены к каждому разделу но в сокращённом и отредактированном виде. Имейте в виду, что текст даётся для примера. Потому что вы рискуете настоящими деньгами, а не оценкой в зачётке. Резюме Это краткое, но ёмкое описание проекта, которое содержит наиболее важную информацию о нём. Представьте, что вы человек со стороны, например инвестор. Вы проглядываете только резюме. Что бы вы хотели знать о проекте? Это, например: Цель бизнеса и стратегия её реализации. Рынки сбыта и прогнозы продаж. Конкурентные преимущества. Возможные риски и способы их компенсации.
Как бизнесу строить планы в условиях неопределённости: актуальные тренды и эффективные технологии
Дмитрий Соломников, директор по развитию «1Капиталь», рассказывает о том, как грамотно составить бизнес-план и кому он действительно нужен, а каким компаниями лучше использовать более простую альтернативу. Что учесть на этапе планирования бизнеса и как избежать частых ошибок. Принцип необходимости планирования предусматривает обязательность разработки планов при осуществлении производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации. Для инвестора этого типа содержание бизнес-плана должно содержать подробную информацию о маркетинговой политике (принципы ценообразования, пути распространения продукции, план рекламной кампании, организация постпродажного обслуживания).
Бизнес-планирование: методы и ошибки
Предметом бизнес-планирования является деятельность компании, заключающаяся в реализации стратегических планов и стремлении к достижению стратегических целей, соответствующих миссии компании. Учебное пособие «Бизнес-планирование» дает представление о принципах, концепциях и методике разработки бизнес-плана. Бизнес-план помогает проложить путь между идеей и прибыльным бизнесом: составить план работы, продвижения, рассчитать расходы на открытие и проанализировать риски. Содержит краткое изложение курса дисциплины «Бизнес-планирование», приведен обзор теоретических основ планирования и прогнозирования, выделены и описаны основ-ные разделы бизнес-плана. Принцип необходимости планирования предусматривает обязательность разработки планов при осуществлении производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации. Бизнес-планирование можно характеризовать как рабочий инструмент для только создаваемых и уже существующих организаций.
Принципы и функции бизнес-планирования
Партнёр ГК «Современные технологии управления» г. Санкт-Петербург Интеграция прикладных программных средств во многом повышает удобство и упрощает решение специальных задач. Так, например, при решении задач бизнес-планирования деятельности предприятия незаменимыми оказываются возможности электронных таблиц расчеты, формулы и ссылки в ячейках , в тоже время — для архивирования большого объема данных по различным проектам развития и настройки удобных способов их отображения целесообразно воспользоваться возможностями системы Business Studio.
Трансграничная передача персональных данных 7. Заключительные положения 8. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты inbox rc. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией. Уведомление об авторских правах Сайт и содержание сайта, в том числе элементы дизайна, текст, графические изображения, иллюстрации, видео, скрипты и другие объекты, принадлежит и управляется ООО «РК ГРУПП». Содержание Сайта не может быть скопировано, опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без предварительного письменного согласия ООО «РК ГРУПП».
Содержание Сайта защищено авторским правом, законодательством о товарных знаках, а также другими правами, связанными с интеллектуальной собственностью, и законодательством о недобросовестной конкуренции. Ответственность ООО «РК ГРУПП» не несет ответственности за надлежащее функционирование сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами. Информация, приведенная на сайте, подготовлена исключительно для создания общего представления об обсуждаемых темах и не является профессиональной консультацией. Компания не несет ответственности за последствия действий, совершенных или не совершенных на основании информации, размещенной на настоящем сайте или содержащейся в информационных уведомлениях. Использование файлов cookie 1. На сайтах Компании используются файлы cookie и механизмы отслеживания действий Посетителей сайтов. Файлы cookie — это маленькие текстовые файлы, которые сохраняются на устройстве Посетителя при посещении сайтов Компании. Информация, которая собирается в файлах cookie, позволяет Компании улучшать сайты и адаптировать их к индивидуальным интересам Посетителей.
Бюджет расходов на заработную плату — разрабатывается отдельно для каждого подразделения предприятия. Бюджет накладных издержек — состоит из заработной платы управленческого и вспомогательного персонала, затрат на энергоресурсы, ремонт, страховые услуги и т. Отдельно рассчитываются бюджеты управленческих и общепроизводственных расходов, где выделяются переменные и постоянные затраты. Постоянная часть расходов планируется в соответствии с реальными потребностями производства, а переменная — с использованием нормативного метода , учитывая корректировки на процессы инфляции. Бюджет себестоимости включает все итоговые данные четырех предыдущих бюджетов, по которым рассчитывается общая сумма затрат на изготовление и реализацию продукции, себестоимость товаров и окупаемость затрат. Бюджет денежных ресурсов — отражает будущие расходы и поступления денежных средств. Бюджет капитальных вложений — представляет собой дополнительную смету, которая предусматривает планирование величины финансовых ресурсов на развитие и увеличение производственных мощностей.
Менее крупный бизнес борется за таланты и рынок в своем регионе присутствия с федеральными сетями. В этой обстановке иметь надежный бизнес-план становится важнее, чем когда-либо. Специалисты ВШЭ указывают следующие шаги, которые обеспечат эффективный бизнес-план. Определение целей и задач. Перед тем, как начать составлять бизнес-план, важно четко определить цели и задачи бизнеса. Представители бизнеса должны знать, какую проблему необходимо решить, какую нишу занимать и какого результата планируется достигнуть. Исследование рынка. Для того, чтобы понять, существует ли потребность в продукте или услуге бизнеса, необходимо провести исследование рынка. В данном случае необходимо оценить конкурентов, их сильные и слабые стороны, а также определить спрос на производимые продукт или услугу. Описание продукта или услуги: важно подробно описать производимый продукт или услугу, включая его функциональность, уникальные особенности и преимущества. Разработка маркетинговой стратегии. Важно определить, как планируется продвигать продукт или услугу на рынке. Необходимо рассмотреть различные каналы маркетинга, такие как реклама, партнерство, продвижение в социальных сетях и т. Финансовый план. Важно проанализировать финансы бизнеса, включая прогноз доходов и расходов, чтобы спрогнозировать покрытие затрат и получение прибыли. План действий. Важно составить план действий, который поможет достичь целей.
Сущность и принципы бизнес-планирования
Кроме того, аналитики подготовят рекомендации, соответствующие финансовой модели, перечислят все риски и важные факторы, которые следует учитывать. Иногда сторонние специалисты не знают всех нюансов, которые известны руководителю компании. Вот эти неверные шаги, допускаемые многими руководителями. Ознакомьтесь с ними, чтобы впредь избегать подобного а если всё же случится накосячить, то, по крайней мере, вы будете понимать, что ваши проблемы — довольно распространённые. У компании нет бизнес-плана или его игнорируют. Это один из самых тяжких грехов для предпринимателя. Да, планировать сложно, гарантий никто дать не может, и подчас невозможно определить, какие решения верные, а какие нет.
Однако именно бизнес-план станет вашей опорой в будущем, наполненном неизвестностью и сюрпризами. План не учитывает стратегические цели и задачи бизнеса, ценности, миссию. Такой план — как поездки куда попало по пересечённой местности, без ясного понимания направления. Накатавшись по виражам, от которых захватывает дух, вы окажетесь в исходной точке. Пренебрежение потребностями клиентов. Этим вы открываете дорогу свои заклятым конкурентам.
Удивительно, сколько фирм её умудряются игнорировать, выходя на рынок в полной уверенности, что они лучше потребителя знают, что ему нужно. Недооценка соперников. Если не изучать других бойцов, можно быстро вылететь с ринга. В вашей нише есть и другие умные, сообразительные люди, торгующие теми же товарами и услугами. Низкая самооценка, когда вся система бизнес-планирования построена на том, что у конкурентов будто бы всё лучше и успешнее. Не игнорируйте свои преимущества, активно используйте их, чтобы привлечь покупателя.
Неправильная оценка роли бюджета в бизнес-планировании. Пока вы не сведёте бюджет, не станет ясно, какие суммы и когда надо вкладывать.
Правильный выбор процесса планирования для конкретной организации зависит от множества факторов размер организации, отрасль и т. Роль высшего руководства в планировании заключается в том, что оно должно проявлять интерес к процессу планирования, оказывать ему поддержку и участие. Топ-менеджмент должен определить общую схему планирования, принципы определения целей. Планирование должно соответствовать определенным требованиям принципам. Таблица 1. Принципы бизнес- планирования Таблица 1. ПРинципы бизнес-планирования продолжение Таблица 1.
В чем же суть подобных инструментов? Пуристы бизнес-моделей могут критиковать инструмент за чересчур продукто-ориентированный подход, но именно в этом, говорит эксперт, и есть его уникальность. Каждый производитель в мире хочет говорить о своем решении. Значит, этому нужно уделить внимание», - говорит Маурья. Уклон в инновации «Решение» - наименьший раздел документа: «Не потому, что разработка отличного решения не важна, а потому, что разработка решения является лишь частью истинного продукта стартапа. Именно бизнес-модель, а не само решение, является вашим истинным продуктом. В то время как стартапы наполняют canvas своими идеями, они быстро начинают понимать, что кристально чистая идея в их голове не такая уж кристально чистая. Более того, большинство неудач стартапов происходят не из-за неспособности создать продукт, который они намеревались сделать, а из-за неспособности понять и создать именно тот продукт, в котором действительно нуждаются потребители», - констатирует эксперт. Простота понимания Очень важно, чтобы подобные инструменты были максимально просты и интуитивно понятны. Это важно, поэтому подобные программы дают тестировать детям 10-12 лет. Идеально, чтобы они легко могли с ними разобраться. Поиск поддержки против непосредственной реализации «На ранних стадиях создания продукта все кажется возможным, и сложно охватить все множество возможностей в бизнес-плане. Решение - это создать несколько вариаций бизнес-модели и противопоставить их друг другу», - говорит предприниматель. Стимулирование обсуждения «Безусловно, наибольшие изменения происходят в процессе обсуждения ваших идей с окружающими.
Другие сложности, которые отмечали топ-менеджеры крупных российских компаний: Проблемы с цепочками поставок. Наиболее критична невозможность приобрести западное оборудование, запчасти, анализаторы в медицине и др. Кадровые проблемы и конкуренция за таланты выгорание людей, утечка кадров, нехватка ИТ специалистов. Сохранение прибыльности бизнеса операционная эффективность, поддержание непрерывности бизнеса, необходимость новой понятной бизнес-модели. Поиск новых рынков другие регионы и страны. Ожидается, что перечисленные вызовы продолжат влиять на бизнес в следующие 3 года. При этом, специфическим вызовом для ритейл- и FMCG- индустрий стало усиление конкуренции. Крупным федеральным сетям мешают небольшие гибкие стартапы и государственные ограничения отмена проверок для определенных категорий конкурентов при наличии высокой доли контрафакта. Менее крупный бизнес борется за таланты и рынок в своем регионе присутствия с федеральными сетями. В этой обстановке иметь надежный бизнес-план становится важнее, чем когда-либо. Специалисты ВШЭ указывают следующие шаги, которые обеспечат эффективный бизнес-план. Определение целей и задач. Перед тем, как начать составлять бизнес-план, важно четко определить цели и задачи бизнеса. Представители бизнеса должны знать, какую проблему необходимо решить, какую нишу занимать и какого результата планируется достигнуть. Исследование рынка. Для того, чтобы понять, существует ли потребность в продукте или услуге бизнеса, необходимо провести исследование рынка. В данном случае необходимо оценить конкурентов, их сильные и слабые стороны, а также определить спрос на производимые продукт или услугу.