Распространено мнение, что самозанятость сконцентрирована в нескольких отраслях сферы услуг, таких как продавцы и страховые агенты, однако исследования показали, что самозанятые задействованы в широком сегменте экономики[47]. Деятельность самозанятого отличается от деятельности индивидуального предпринимателя тем, что самозанятость это не статус, а специальный налоговый режим, который вправе применять как ИП, так и физические лица, ими не являющиеся. Но есть ограничение – человек не может одновременно оказывать дополнительные услуги в статусе самозанятого действующим или бывшим работодателям (с момента увольнения должно пройти не менее двух лет).
Самозанятые в 2024 году: изменения, налоги, плюсы и минусы
Более того, налоговая еще в 2019 году в письме ФНС от 27. С тех пор никаких новых вводных по этому вопросу не было. Усложнен порядок проверки доходов самозанятого, получаемых как в наличной форме, так и в безналичной на банковский счет. Вывод: налоговая пока не проверяет самозанятых из-за сложностей проверочных мероприятий и отсутствия «команды» на организацию массовых проверок граждан. И все-таки возможность проверки самозанятых есть. И в этой связи уже интересно знать, как же налоговая проверяет самозанятых? Есть долги и вы не можете понять, что и как платить? Закажите звонок юриста Начнем с того, что же может интересовать фискалов? Их интересует: Формирует ли самозанятый чек после оплаты за его услуги покупателем; Не подменяются ли трудовые отношения договорами ГПХ с самозанятыми, Не превышает ли самозанятый «порог» дохода, допустимого для статуса плательщика НПД ; Уплачивает ли он все налоги с полученного дохода; Отражает ли он все доходы, полученные в рамках самозанятости? Последний пункт — не главный. Стоить учитывать, что сегодня отсутствует механизм разграничения доходов от предпринимательской деятельности и личных переводов граждан.
Налоговикам сложно выяснить, отразил ли самозанятый все свои доходы или нет. Но заподозрить гражданина в сокрытии доходов налоговая вполне может. И может потребовать объяснений. Многие люди так и не решаются зарегистрироваться в качестве самозанятых. Одной из причин является недоверие к системе взаимоотношений граждан с налоговым органом. Ибо она все-таки очень новая и пока не очень стабильная. В теории стать самозанятым просто: скачивай приложение, регистрируйся в качестве самозанятого плательщика налога на профессиональный доход НПД , оказывай услуги, вноси сведения об этом в приложение «Мой налог», выдавай чек клиенту, уплачивай налог на профессиональный доход. Вроде бы, просто и понятно. У налоговиков есть право проверять правильность уплаты налогов самозанятыми лицами В отношении самозанятых налоговая проверяет отслеживает : чеки формируются ли или нет, правильно и своевременно или нет , факт соблюдения самозанятым порога дохода для статуса самозанятого, полноту и своевременность уплаты налогов. Задекларировал ли самозанятый всю полученную прибыль или утаил часть дохода от фискалов, пока налоговый орган достоверно проверить не может.
Нет разработанных методик, алгоритмов, ресурсов. Также у ИФНС недостаточно полномочий для организации налоговых проверок.
Акт выполненных работ В списке закрывающих документов по самозанятым для юридических лиц есть акт по приёму-передаче выполненной работы. Но этот документ не является обязательным, а больше используется в качестве страховки в случае возникновения спорной ситуации. Акт составляют, если исполнитель: получает аванс; оказывает услугу в несколько этапов; вынужден аннулировать чек; некачественно выполнил работу. Установленной законом формы для составления акт нет, но в документе должна быть ссылка на основной договор и информация о: участниках сделки; объёме и сроках выполнения работ; размере вознаграждения; наличии или отсутствии каких-либо претензий со стороны заказчика.
Подписанный акт является подтверждением того, что заказчик принял работу и не будет требовать возврата оплаты. Счёт на оплату Счёт на оплату также можно считать закрывающим документом для бухгалтерии от самозанятого. Предоставлять его необязательно, но он считается традиционной частью документооборота для организаций и ИП. Счёт вызывает больше доверия у заказчиков, чем просто реквизиты для перевода. Если самозанятый выставит счёт, это ускорит процесс расчёта по сделке. Это связано с тем, что в таком документе всегда указаны полные реквизиты для оплаты и сроки перечисления вознаграждения.
Благодаря чему заказчик уже не будет тянуть с оплатой. Кассовый чек Закон не обязывает самозанятых приобретать и устанавливать контрольно-кассовую технику. По этой причине исполнитель не обязан выдавать заказчику кассовый чек после получения оплаты за услугу. Подтверждением расходов заказчика на оплату услуг плательщика НПД служит чек, который формирует последний через приложение «Мой налог» по факту получения средств за работу.
Однако Минтруд предлагает расширить этот список и на самозанятых. При оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа в качестве самозанятого необходимо иметь статус индивидуального предпринимателя. Два варианта Для самозанятых Минтруд предлагает две программы. Размер ежемесячного взноса составит 1 247,38 рубля в месяц, если гражданин выбрал страхуемую сумму, равную двум МРОТ, и 1 871 рубль, если выбрана сумма, равная трём МРОТ», — пояснили в Минтруде. При этом предусмотрены скидки. Согласно предложенной программе, право на получение страхового пособия у самозанятого возникнет через шесть месяцев после начала уплаты взносов. Как стать самозанятым Какую сумму компенсируют при болезни?
А еще можно настроить автоплатеж — нужную сумму спишут с карты автоматически. Как сдавать отчетность. Самозанятые граждане в 2021 году не сдают налоговую отчетность. Доходы учитываются автоматически в телефоне. Заполнять и подавать декларацию тоже не нужно. Приложение хранит все важные цифры, суммы по чекам и уведомления. Как получать справки. Опять в приложении. Самозанятым доступны два вида справок: о регистрации как плательщика НПД; о прибыли за выбранный период. Они формируются в электронном виде и подписываются ЭЦП. Если нужно, справку отправят на e-mail. Нужно ли увольняться с основного места работы. Нет, не нужно. Работу по трудовому договору можно совмещать с самозанятостью и так — продолжать копить страховой стаж. Иногда самозанятость разрешена даже для госслужащих. Но только в одном случае — если чиновник сдает жилье пп. Какие налоги платят самозанятые граждане Только НПД. Этот налог заменяет самозанятым гражданам все остальные. Его начисляют только за периоды, когда были заработки. Если доходов за месяц не было, то и налоги за этот месяц не платим. Налоговая ставка. Для самозанятых граждан она зависит от источника прибыли ст. Чтобы ИФНС правильно рассчитала налог, самозанятому придется указывать в приложении, сколько и от кого он получил денег, кто из плательщиков является физлицом, кто ИП, а кто — фирма. Обратите внимание Налоговые ставки для самозанятых граждан едины по всей стране и установлены на весь срок действия программы. Регионы и федеральный центр не смогут их поднять до 2029 года п. Налоговый вычет. Его предоставляют всем самозанятым автоматически. Писать заявления и подавать декларацию не нужно. Это одноразовый бонус — государство готово на некоторое время снизить самозанятому налоговую ставку ст.
Кто может стать самозанятым в 2024 году: условия в 2024 году
- Что такое «налог на профессиональный доход»
- Минтруд и ФНС снова проверят сотрудничество с самозанятыми
- За что штрафуют самозанятых
- К каким доходам не применяется НПД:
- В чем преимущества системы самозанятости
Новые правила работы с самозанятыми. Что делать бизнесу?
Цель создания новых комиссий – проверка, является ли заключение договоров с самозанятыми оправданным, и не являются ли самозанятые скрытыми штатными сотрудниками. Список видов деятельности и профессий разрешенных для самозанятых в 2024 году. Новые возможности самозанятых в 2024, Кто может работать как самозанятый и как оформиться. Новости и аналитика Новости Что надо знать учреждению при заключении договора с самозанятым физлицом? Новые правила работы с самозанятыми должны применять все бухгалтеры с 1 марта 2024 года. Авторы письма отмечают, что действующее законодательство позволяет самозанятым работать по договорам ГПХ как с физическими лицам, так и с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Самозанятые-2023: что будет нового
Поясню: мы являемся официальным партнером ФНС по работе с самозанятыми и аккредитованной IT-компанией. Из чего следует, что наш основной фокус — организация сотрудничества с самозанятыми и оплата в их пользу. В настоящее время платформ на рынке уже очень много, каждая из которых занимает свою нишу. Наша «фишка» — построение и настройка бизнес-процессов клиентов по работе с внештатным персоналом. Каждое наше улучшение или новая «фича» появились из реальной боли клиента — то, что было годами неудобно и делалось вручную, мы нашли, оценили, реализовали и автоматизировали. И мы на этом не останавливаемся — законодательство, судебная практика и вызовы рынка труда двигают нас вперед и заставляют искать все новые решения: как научиться взаимодействовать с компаниями или исполнителями, которые уехали за рубеж, но продолжают оказывать услуги в России; как создать дополнительную ценность для исполнителя — удобную экосистему, в которой ему будет комфортно развиваться; как позволить нашим клиентам получать активные и эффективные отклики на заявки. По сути Qugo — целая экосистема, которая решает потребности не только компаний, но и самих самозанятых. У нас есть служба поддержки исполнителей, которая ежедневно с 8 до 21 часа по Москве консультирует исполнителей-самозанятых на нескольких языках по работе в сервисе, а также по вопросам режима НПД. Два основных сервиса нашей системы — электронный документооборот между заказчиком и исполнителем и безопасные выплаты. В связи с тем, что Qugo является партнером ФНС, мы можем добиться большей прозрачности в оказании услуг и предоставлении документов.
Что за это время вы сделали? Мы также гордимся стабильностью сервиса, который бесперебойно поддерживает все наши процессы для клиентов. За это время мы помогли провести более 2,3 млн выплат и заплатили налоги за более 100 тысяч исполнителей. Более того, сервис можно интегрировать с любой системой клиента, чем воспользовались более 20 наших клиентов, полностью автоматизировав работу с внештатным персоналом. То есть можно настроить автоматическую выгрузку всех оплат в бухгалтерскую программу клиента. Таким образом, бухгалтерам ничего не надо вносить вручную, что экономит время и минимизирует возможность ошибок в учете. Также мы можем поделиться шаблонами договоров и актов с самозанятыми, составленными нашими экспертами, или кастомизировать под запросы клиента их варианты документов. То есть компаниям не надо ничего разрабатывать самостоятельно, можно воспользоваться документами, которые есть в базе Qugo. Но при необходимости заказчик, конечно, может залить в систему и свои образцы.
Все они связаны с расширением сервиса, который оказывает Qugo. Наши специалисты будут разговаривать на всех языках стран ЕАЭС. Ну и, конечно, мы расширяем круг наших экспертов. В этом году основное направление, которое мы будем развивать, — это консалтинг по работе с внештатным персоналом и аспектам договора ГПХ. В прошлом году мы начали активно работать с пожеланиями наших клиентов. В ближайшее время мы планируем доработать Qugo таким образом, чтобы каждый клиент мог настраивать полностью всю систему под себя, используя свои уникальные метрики и запросы. Скажите, он как-то связан с конкуренцией на рынке? Каждый день мы находимся в поиске новых решений, которые позволят закрывать все больше вопросов наших клиентов.
О том, что будет происходить с самозанятыми дальше, а также как изменился подход бизнеса к сотрудничеству с плательщиками НПД, рассказал генеральный директор компании Qugo Игорь Знак. Самозанятость 2024: что изменилось за пять лет действия налогового режима Автор: Ирина Печёрская Игорь Знак, генеральный директор компании Qugo — С каждым годом в России все больше самозанятых. Как показал себя новый налоговый режим за пять лет? Например, на 31 января 2023 года в качестве самозанятых было зарегистрировано 6,7 млн человек, а на ту же дату 2022 года — чуть больше 4 млн. То есть ежегодно количество самозанятых увеличивается примерно в 1,5 раза — это хорошая тенденция. По итогам первого квартала 2024 года количество самозанятых вполне может перешагнуть отметку в 10 млн человек. Возможно, за шесть лет действия специального налогового режима общая сумма доходов самозанятых превысит 5 трлн рублей. Если смотреть поступления в бюджет — с каждым годом сумма НПД растет. Например, в 2023 году самозанятые перечислили более 62 млрд рублей, а в 2022-ом — около 40 млрд рублей. То есть сумма налога, уплаченная в бюджет, выросла в 1,5 раза. Средний месячный доход самозанятых в начале 2024 года составил около 15 тысяч рублей, а средняя сумма чека — 2300 рублей. Компании привлекают плательщиков НПД на конкретные задачи. Бизнес заинтересован получить работу самого высокого качества и в кратчайшие сроки. Самозанятый, в свою очередь, понимает, что он работает сам на себя, а значит, полностью отвечает за результат. Исполнитель заинтересован в том, чтобы оказать услугу быстро и качественно и перейти к следующему заданию, чтобы больше заработать. Самозанятость — это гонка специалистов, которая выгодна бизнесу. Как недавно писали «Ведомости» , основные вопросы, которые хотят узнать налоговики, — численность самозанятых и как их находит компания. Таким образом ФНС отслеживает признаки маскировки трудовых отношений. Например, как часто самозанятый выставляет чек одному и тому же заказчику и на какую сумму. Если два раза в месяц и на одинаковую сумму — это один из признаков подмены трудовых отношений. Также система проверяет, не являлся ли самозанятый бывшим сотрудником компании или есть ли у исполнителя другие заказчики. И таким образом проверяется около 20 показателей. На основании полученных данных налоговики определяют количество риск-баллов и ставят компанию на карандаш. Или нет, если признаков подмены трудовых отношений мало. По данным налоговой, количество таких компаний сократилось. Также в ФНС можно предоставить и другие доказательства того, что сотрудничество с самозанятым не маскирует трудовые отношения — ТЗ, выставленные счета. Даже штатное расписание подойдет.
При этом вы должны выполнить два условия: не иметь наемных работников, а ваш доход от деятельности не должен быть больше 2,4 млн рублей в год. Вы не можете стать самозанятым, если: - перепродаете товары, которые сделал кто-то другой; - продаете алкоголь, сигареты, лекарства, лотерейные билеты, то есть товары с акцизом, изделия из меха и кожи или товары, для которых нужна маркировка; - добываете и продаете полезные ископаемые; - выступаете как посредник по договорам поручения, комиссии, простого товарищества, доверительного управления имущества или агентским договорам; - являетесь адвокатом, частным нотариусом, арбитражным управляющими, оценщиком; - сдаете нежилую недвижимость например, апартаменты или гараж. Как оформить самозанятость или отказаться от режима? Есть три варианта: - через мобильное приложение «Мой налог»; - в личном кабинете на сайте федеральной налоговой службы — ФНС; - через банк, который регистрирует самозанятых. Если вы хотите сняться с учета, то сделать это можно точно так же, как и регистрировались. Как рассчитывается налог? Буду ли я платить больше налогов в будущем? Все поступления на карту будут облагаться налогами? Нет, только те платежи, которые вы сами укажете как доход от профессиональной деятельности. Вы можете оформить отдельную карту для работы в статусе самозанятого. Привяжите ее к приложению «Мой налог». Как только вы оформляете чек через эту программу, сумма дохода попадает в налоговую автоматически. Если дохода не было, будет ли налог? Нет поступлений — нет налога. Если решили отдохнуть, налоги и сборы за дни «простоя» платить не надо.
Кроме того, субъекты МСП могли заключать договоры в отношении государственного муниципального имущества без торгов, в то время как самозанятые, как правило, были лишены такой возможности, несмотря на предусмотренное законом равенство прав на получение имущественной поддержки, отмечалось в пояснительной записке. Для того, чтобы обеспечить согласованность законодательства, были внесены поправки об отнесении самозанятых к получателям государственных муниципальных преференций. Льготы для самозанятых действуют до окончания эксперимента по введению налога на профессиональных доход, то есть до 2029 года.
Правовой статус самозанятых граждан
От самозанятого потребуется только чек после проведения оплаты — это официальный документ для бухгалтерии и подтверждение расходов юрлица. Самозанятость как налоговый режим действует до 2028 года включительно (п. 2 ст. 1 Закона № 422-ФЗ). Если самозанятый — плательщик НПД, зарегистрированный в сервисе «Своё дело» в мобильном приложении Сбербанк Онлайн, самостоятельно подключил услугу «автоматическая регистрация дохода», то при переводе от физического лица на карту. Новые правила работы с самозанятыми должны применять все бухгалтеры с 1 марта 2024 года.
Риски сотрудничества с самозанятыми с 1 марта 2024 года
Минимальная сумма НДФЛ и взносов составит 285 120 руб. Однако доначисленную сумму НДФЛ уменьшат на сумму налога, который перечислил самозанятый самостоятельно. Исполнение обязанностей по трудовому договору. Например, перечислить отпускные за истекшие периоды. Административный штраф по ч. Внесение в черный список работодателей. Такой реестр будет вести Роструд с 2025 года.
Отказ предоставляется гражданину в письменном виде, обжаловать его можно в вышестоящей инстанции, то есть в региональном Министерстве труда и социальной защиты. Госпомощь будет оказана единоразово. Если члены семьи прописаны по одному адресу и живут вместе, то получить можно только один соцконтракт на семью. В каждом регионе РФ существуют свои правила, суммы выделяются разные. Кроме того, органы соцзащиты могут по различным причинам и сути бизнес-плана вам снизить выплаты. В целом, подобную госпомощь можно получить максимум один раз в три года. Деньги необходимо будет тратить на то, что прописано в бизнес-плане. Например, направить средства можно на покупку оборудования или материалов для производства, на аренду помещения, закупку расходников, ГСМ и так далее.
Естественно, за целевым использованием средств будут следить. В течение срока действия контракта вы будете обязаны передавать в органы соцзащиты отчеты по доходам и расходам. Если вы не будете сдавать отчеты вовремя или нарушите другие условия соцконтракта, всю полученную сумму вам придется вернуть государству. Ну, например, один из важнейших пунктов - не менять на время действия соцконтракта место жительства или постоянного проживания. Либо если вы разочаровались в выбранном деле и решили его прекратить до окончания срока действия договора, естественно, орган соцзащиты потребует деньги назад. Субсидии самозанятым в сельском хозяйстве По описанным выше принципам соцконтракта получить поддержку могут и владельцы личных подсобных хозяйств с 1 июля 2022 года сумма выплат повышения со 100 до 200 тыс рублей , также будет оказана поддержка и владельцам ЛПХ, которые зарегистрируются в качестве самозанятых. Для уточнения всех возможных льгот стоит обратиться в Министерство сельского хозяйства. На что даются субсидии самозанятым владельцам ЛПХ: на производство овощей открытого грунта; на производство картофеля; на мясное скотоводство; на овцеводство и козоводство.
Размеры субсидий выбирают сами регионы. Обращаться за оформлением нужно в местные департаменты или министерства сельского хозяйства. Заявки от владельцев ЛПХ будут включены в реестр на финансирование, а выдавать субсидии будут в порядке очередности. Какие документы необходимы для получения субсидии: заявление о предоставлении субсидий; паспорт члена ЛПХ; справка о постановке на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход нужно оформить самозанятость ; выписка из похозяйственной книги, которая подтверждает, что вы осуществляли производство не менее чем в течение 12 месяцев, предшествующих году предоставления субсидии; документы, подтверждающие затраты на производство сельхозпродукции и развитие сельскохозяйственных отраслей, на которые можно оформить субсидию договоры купли-продажи, товарные накладные, платежные документы, акты приема-передачи, товарные чеки, выписки из банка и другие документы, которые подтверждают факт оплаты и приобретения основных средств или расходных материалов, использованных при производстве продукции, на которую предоставляется субсидия согласно Постановлению Правительства от 18. Выплату от государства можно получать много раз - основанием повторных выплат будет являться подтверждение того, что субсидия использовалась эффективно и в соответствии с теми отраслями, которые для субсидирования выбрал данный регион. Кроме того, с 1 января 2023 года Кабмин расширяет меры поддержки овощеводов. Субсидии в том числе самозанятым и физлицам-владельцам ЛПХ будут выдаваться и за выращивание картофеля и других овощей в закрытом грунте, то есть в теплицах и парниках с использованием технологии досвечивания, а также на проведение аграрных работ, на создание и модернизацию овощехранилищ. В системно-значимых банках оформить кредит по этой программе можно только на инвестиционные цели, в прочих - и на инвестиционные, и на оборотные.
В настоящий момент в госпрограммах по добровольному социальному страхованию могут участвовать лишь отдельные категории граждан например, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы. Однако Минтруд предлагает расширить этот список и на самозанятых. При оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа в качестве самозанятого необходимо иметь статус индивидуального предпринимателя. Два варианта Для самозанятых Минтруд предлагает две программы. Размер ежемесячного взноса составит 1 247,38 рубля в месяц, если гражданин выбрал страхуемую сумму, равную двум МРОТ, и 1 871 рубль, если выбрана сумма, равная трём МРОТ», — пояснили в Минтруде. При этом предусмотрены скидки.
Согласно предложенной программе, право на получение страхового пособия у самозанятого возникнет через шесть месяцев после начала уплаты взносов.
Уведомление о начислении пени — как гром среди ясного неба Нюансы, которые должен соблюдать самозанятый Работая с заказчиками и покупателями, плательщики НПД должны следовать определенному алгоритму: Заключение договора этот пункт обязателен, если сумма сделки более 10 тысяч рублей Стоит иметь в виду, что взаимоотношения должны носить не трудовой, а гражданско-правовой характер. Это может быть договор подряда, перевозки, платного оказания услуг и так далее.
Новые правила работы с самозанятыми с 1 марта 2024 года
Если по окончании срока патента перейду в Самозанятый, будет ли действовать разрешение? Региональная комиссия признает подозрительными регулярные выплаты самозанятым свыше 20 000 ₽. Как работают новые правила и как бизнесу избежать штрафов и попадания в реестр недобросовестных работодателей. Рассмотрим, что из себя представляет самозанятость, как перейти на нее и на какие льготы могут рассчитывать самозанятые граждане в 2023 году.
Хочу принять на работу самозанятого: как составить договор и подтверждать расчёты
Но есть ограничение – человек не может одновременно оказывать дополнительные услуги в статусе самозанятого действующим или бывшим работодателям (с момента увольнения должно пройти не менее двух лет). Ранее «Известия» писали, что самозанятым разрешили регистрировать товарные знаки, чтобы защитить свою продукцию от копирования. Риски при сотрудничестве с самозанятыми существуют, если в течение 12 месяцев организация (индивидуальный предприниматель) взаимодействует более чем с 10 физлицами (предпринимателями), применяющими самозанятость.
С 1 апреля проверят выплаты самозанятым от 20 000 рублей: новый приказ
Налогоплательщиками налога на профессиональный доход далее - налогоплательщики признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не вправе применять специальный налоговый режим: 1 лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров, за исключением сахаросодержащих напитков, указанных в подпункте 23 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации, и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации; в ред. Федерального закона от 21.
Для этого регионам следует соблюсти ряд условий: специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" должен быть введен в действие законом субъекта РФ; закон субъекта РФ о введении НПД должен содержать положение о вступлении в силу указанного закона не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Рассмотрим основные вопросы, связанные с заключением договора с самозанятым физлицом — плательщиком НПД: Как оформить оформить договор с налогоплательщиком НПД? Оказание услуг или выполнение работ для учреждения самозанятым лицом, являющимся плательщиком НПД, как правило, оформляется гражданско-правовым договором с соблюдением простой письменной формы. В таком договоре целесообразно указать, что исполнитель применяет режим НПД, и обязать последнего незамедлительно уведомлять заказчика об изменении данного статуса. Обратите внимание, что договор не должен содержать признаки трудового. Как проверить, действительно ли физлицо применяет НПД? Сам плательщик НПД может подтвердить свой статус, сформировав в мобильном приложении "Мой налог", а также в веб-кабинете "Мой налог", размещенном на официальном сайте ФНС России, справку о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим НПД. Информация о статусе физического лица, с которым заключен договор гражданско-правового характера, необходима прежде всего для правильного исчисления налогов и страховых взносов.
Какие ограничения установлены для применения режима НПД? Не вправе применять режим НПД физлица: реализующие подакцизные товары и товары, подлежащие обязательной маркировке; перепродающие товары или имущественные права; занимающиеся добычей или реализацией полезных ископаемых; имеющие работников; посредники; применяющие иные специальные налоговые режимы или уплачивающие НДФЛ; у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 млн руб. Обратите внимание, что режим НПД не может применяться бывшим работником учреждения, если с момента его увольнения прошло менее двух лет.
Например, если вы живёте в Москве, а квартиру сдаёте в Липецке, то можно указать регионом Москву. Регион можно менять один раз в год. Сканируете или фотографируете вторую и третью страницы паспорта в развёрнутом виде. Проходите идентификацию, сделав своё селфи. Подтверждаете корректность номера ИНН. После этого ваше заявление уходит на проверку в налоговую. Обычно на сверку данных уходит до одного рабочего дня. Для этого: Вводите в приложение номер ИНН и пароль от личного кабинета налогоплательщика. Подтверждаете регистрацию. Подтверждение, что вам присвоили статус самозанятого, придёт в течение одного рабочего дня. Регистрация через «Госуслуги» Если у вас есть подтверждённая учётная запись на портале «Госуслуги», то в приложении «Мой налог» можно выбрать именно этот способ регистрации. Тогда вам не понадобится вводить номер ИНН, сканировать паспорт и делать селфи. Все ваши данные автоматически загрузятся с «Госуслуг». Для этого в приложении «Мой налог» надо выбрать способ регистрации через «Госуслуги». Далее вы разрешаете использовать данные с портала и подтверждаете регистрацию. Сообщение об успешной постановке на учёт в статусе самозанятого приходит в течение одного рабочего дня. Иногда, время ожидания растягивается до 6 дней максимальный срок. Если в регистрации отказали, то надо проверить правильность введённых данных и повторить попытку. Как оформить самозанятость через банк-партнёр ФНС Вместо приложения «Мой налог» можно воспользоваться мобильным приложением одного из банков-партнёров ФНС. Посмотреть, сотрудничает ли ваша кредитная организация с налоговиками можно на официальном сайте ФНС. Сейчас в списке есть практически все крупные российские банки. Если ваш банк относится к их числу, то дальнейший алгоритм действий зависит от интерфейса банковского мобильного приложения. Но обычно всё выглядит так: Входите в мобильное приложение банка. Находите сервис для самозанятых. В Сбербанке он называется «Своё дело». Вводите требуемые данные. Обычно это ИНН, паспорт, но всё зависит от конкретного банка. Подаёте заявку на регистрацию. После этого банк сам подаёт ваши данные в ФНС и уведомляет вас о постановке на учёт. Приложение для самозанятых в Сбербанке. Фото: sberbank. Не путайте личный кабинет налогоплательщика физического лица и личный кабинет самозанятого. Это разные сервисы. Личный кабинет самозанятого на сайте ФНС. Фото: ФНС Для этого надо перейти по ссылке и пройти регистрацию через: ИНН и пароль если у вас уже есть регистрация в личном кабинете налогоплательщика ; по номеру телефона придёт код подтверждения в ответном смс-сообщении ; через портал «Госуслуги». Далее подтверждаете данные и выбираете регион. Если в дальнейшем вы всё же решите воспользоваться приложением «Мой налог», то вся информация появится там автоматически, после того, как вы введёте свои данные. Как оформить самозанятость в отделении ФНС Для офлайн-оформления статуса самозанятого, надо обратиться в ближайшее отделение ФНС по месту проживания. Там вам выдадут специальный бланк, в котором указывается: номер ИНН; личная информация ФИО, дата рождения ; адрес регистрации и фактического проживания. На проверку данных и постановку на учёт уходит до шести рабочих дней. Учтите, даже при офлайн-оформлении статуса, информацию о доходах придется передавать через онлайн-сервисы — «Мой налог», личный кабинет на сайте ФНС или приложение банка-партнёра. А вот если вы оформили статус самозанятого через ФНС, то и прекращать его придётся здесь же. Использовать для этого приложение «Мой налог» или личный кабинет самозанятого на сайте не получится. Кто может стать самозанятым У статуса самозанятого есть сразу нескольких ограничений: надо зарабатывать не более 2,4 млн рублей в год. Если доход выше, то самозанятого автоматически переведут на НДФЛ; работать самостоятельно, то есть нельзя нанимать сотрудников; заниматься только разрешёнными видами деятельности, причём можно совмещать сразу несколько. Например, быть репетитором и фотографом.
Как мы уже уточнили, самозанятый не обязан регистрировать ИП при осуществлении своей деятельности. Следовательно, обязанности по уплате взносов не возникает. Однако нередко физлица сами желают переводить взносы на пенсионное обеспечение в добровольном порядке для того, чтобы шел стаж к пенсии. В этом случае необходимо зарегистрироваться в Социальном фонде России в качестве плательщика взносов и после этого делать перечисления. Сумма фиксированного платежа на пенсионное обеспечение составляет 50 798,88 руб. При уплате всей суммы в срок до 31 декабря в стаж самозанятому засчитается полный год. Если платеж в течение года окажется меньше указанного значения, в стаж засчитается пропорционально рассчитанный период. Если индивидуальный предприниматель выберет режим самозанятости для своей деятельности, то на этот период он также будет освобожден от уплаты страховых взносов. Решение платить их за себя будет также добровольным. Когда возникает необходимость в уплате НДФЛ и других налогов самозанятым лицом В тех случаях, когда доходы самозанятого лица не подпадают под налог на профдоход, необходимо рассчитать и уплатить НДФЛ. К таким случаям относится, например, продажа квартиры, земельного участка, автомобиля и т. Если продажа имущества была осуществлена в 2023 году, то до 2 мая 2024 года перенос с выходного 30 апреля физлицу — независимо от факта регистрации в качестве самозанятого — необходимо отчитаться по таким доходам, а до 15 июля заплатить налог в бюджет. Регистрация в качестве самозанятого не мешает физическому лицу устраиваться по трудовому договору. С его зарплаты работодатель будет удерживать НДФЛ и перечислять его в бюджет.
За что штрафуют самозанятых
Но сложность повсеместного применения подобной системы заключается в многообразии платформ и сервисов: многие из них не являются источниками выплат самозанятым и из-за этого не могут удерживать сумму налога из его дохода. Нововведение по регистрации товарных знаков самозанятыми начнет действовать в РФ только с 29 июня 2023 года. На что надо обратить внимание организациям, заключая договор с самозанятым и какие могут наступить неблагоприятные последствия, читайте в статье. Наличие у бизнеса договоров с самозанятыми (СМЗ) может стать основанием для вызова организации/ИП на межведомственную зарплатную комиссию.