Риск эскалации армяно-азербайджанской конфликта после военной провокации со стороны Азербайджана на суверенной территории Армении сохраняется. Вместо того, чтобы помочь Армении отразить азербайджанскую агрессию, вместо того, чтобы не допустит блокады Лачинского коридора, а затем и этнической чистки в Нагорном Карабахе, российская сторона заняла позицию невмешательства, чтобы не ссориться с Азербайджаном. Во время очередного военного конфликта между Арменией и Азербайджаном в 2020 году Баку удалось получить немалую часть территории Арцаха.
Война между Арменией и Азербайджаном может начаться до конца сентября
Лачинский коридор был спорным вопросом для пограничников с обеих сторон, и премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что работа по определению местонахождения пограничников продолжается. Международные эксперты сообщают о участившихся случаях провокаций со стороны Армении с целью привлечения международного внимания к этому вопросу. Армянское лобби в Вашингтоне располагает значительными ресурсами для лоббистского давления на Азербайджан и усилия Франции по демонизации союза Турции и Азербайджана привлекли внимание. Учитывая случаи 44-дневной войны 2020 года, когда Армения призывала ОДКБ начать войну против Азербайджана, ссылаясь на том, что Азербайджан ведёт экспансию территории Армении, однако фактов, подтверждающих данные утверждения, Ереван так и не предоставил.
Азербайджан стремился подавить сепаратистское движение, а Армения его поддержала. Эти обстоятельства спровоцировали этнические конфликты, которые переросли в полноценную войну после того, как Армения и Азербайджан провозгласили независимость от Москвы. После этого последовали годы насилия и лишений.
За прошедшие годы число погибших достигло десятков тысяч, а более миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома. Появились сообщения об этнических чистках и массовых убийствах, совершаемых обеими фракциями. Первоначальный нагорно-карабахский конфликт завершился соглашением о прекращении огня, достигнутым при посредничестве России в 1994 году. По окончании боевых действий армянские силы установили контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими к нему регионами. Согласно соглашению, Нагорный Карабах сохранял свой статус в составе Азербайджана. Однако на практике им в основном управляла самопровозглашенная сепаратистская республика, возглавляемая этническими армянами и поддерживаемая правительством Армении. В ходе 44-дневной войны в 2020 году Азербайджан отбил семь прилегающих районов и вернул себе около трети территории самого Нагорного Карабаха, а Россия выступила посредником в мирном соглашении.
Это опасная тенденция, поскольку западные страны, Европа и Украина спят и видят, чтобы на Кавказе был открыт «второй фронт», — считает Шаповалов. Через год напряжение перешло в стадию эскалации. В рамках «локальных антитеррористических мероприятий» азербайджанская армия 19 сентября 2023 года применила высокоточное оружие с целью ликвидации позиций ВС Армении, огневых точек противника, боевых средств и военных объектов. Причины конфликта Истоки противостояния двух стран восходят ко временам молодого СССР, когда начальники в Москве включили Нагорно-Карабахскую автономную область в Азербайджан, хотя армяне считали ее исторически своей территорией.
Позже президент Азербайджана Гейдар Алиев провозгласил своей политикой вытеснение армянского населения с территории Карабаха. Этой же политики придерживается нынешний президент Азербайджана Ильдар Алиев-младший. Как отмечает преподаватель МПГУ Владимир Шаповалов, новый конфликт, произошедший в 2020 году между Арменией и Азербайджаном, завершился тем, что международное сообщество в очередной раз подтвердило, что Нагорный Карабах и Степанакерт не являются территорией Армении. Остановлено вооруженное противостояние было только после непосредственного вмешательства президента России Владимира Путина.
Между сторонами возобновилось противостояние в связи с обострением ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Совместный турецко-российский мониторинговый центр в Карабахе в пятницу, 26 апреля, прекратил свою деятельность. Об этом заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян.
Месяц подписки бесплатно
- Азербайджан И Армения - свежая и оперативная информация - Вестник Кавказа
- Пашинян доигрался: Лачинский коридор, связывающий Ереван с Карабахом, перекрыт
- Долгожданный мир?
- Конфликт между Арменией и Азербайджаном вновь разгорелся - , 12.04.2023
- Новое обострение в Нагорном Карабахе: Азербайджан объявил о спецоперации «Возмездие»
- Конфликт в Нагорном Карабахе: история и причины
Нагорный Карабах: Почему произошел конфликт между Азербайджаном и армянами?
НКР могла бы полностью исчезнуть с карты уже осенью 2020-го, не вмешайся Россия с соглашением, которое формализовало этот процесс, растянув его на годы. Если бы подобное произошло в эпоху правления «карабахского клана» Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна , главу армянского государства, скорее всего, свергли бы рассерженные граждане, для которых Карабах — это как Косово для сербов. Однако «карабахцы», кроме патриотизма и почивания на лаврах прошлой победы, ничего не смогли предложить стране, в которой процветали коррупция и нищета, практиковались политические убийства, фальсификации выборов и так далее. Это и стало причиной «революции», которая в 2018-м привела к власти Пашиняна. Оказалось, что армян больше интересует благополучие в своём государстве, чем фантомное державное величие. Никол Пашинян в центре во время акции протеста против бывшего президента Армении Сержа Саргсяна, избранного парламентом на пост премьер-министра страны. Несмотря на то что многие восприняли это как предательство, всё ограничилось локальными погромами его резиденции и относительно мирными протестами на площадях, которые быстро сошли на нет. Спустя полгода партия Пашиняна триумфально выиграла парламентские выборы, что подтверждает: население страны в целом поддерживает его политику и не готово к новой войне. Но и признать потерю Карабаха армяне не готовы, хотя с этим фактом, кажется, уже смирились. Здесь снова параллели с сербами, которые не смирились с потерей Косова, но тем не менее отказались от борьбы за него, выдав западному «правосудию» своих лидеров — Слободана Милошевича, Радована Караджича и Ратко Младича, — видимо, рассчитывая на то, что это положит конец бесконечной войне и запустит процесс нормализации отношений с соседями.
Если для армян в Армении вопрос Карабаха — это скорее вопрос чистой геополитики, то для армян, живущих в НКР, — вопрос их жизни и смерти. Несмотря на неоднократные заверения Баку в том, что жители Карабаха смогут стать полноправными членами азербайджанского общества, приняв азербайджанское гражданство, желающих сделать это будут единицы. Не одно поколение выросло в атмосфере взаимной ненависти, люди вполне оправданно опасаются этнических чисток. Как заявил на днях президент Азербайджана Ильхам Алиев, проживающие в регионе армяне должны принять гражданство Азербайджана или уехать.
В Министерстве иностранных дел Армении заявили, что описание границ будет составлено на основе геодезических измерений на местности и оформлено в отдельном протоколе, который должен быть подписан до 15 мая. Планируется также утвердить проект положения о совместной деятельности комиссий до 1 июля, в котором будет определен принцип следования Алма-Атинской декларации. До завершения процесса указанные в протоколе участки границы считаются делимитированными, и охрана будет передана пограничным войскам. К 26 апреля Армения и Азербайджан уже установили порядка 20 пограничных столбов.
Сейчас ведется разминирование и геодезические измерения. Некоторые армянские политики выражают недовольство по поводу возвращения четырех сел Азербайджану, а также проведения делимитации границы.
Объявление сделал Никол Пашинян. При этом армянский руководитель напомнил о вопросе о правах и безопасности жителей Нагорного Карабаха в рамках международного механизма. И, как и ранее, Пашинян заявил, что вопрос о безопасности карабахских армян должен обсуждаться «в формате Баку — Степанакерт» т. Ранее, 22 мая, премьер Пашинян заявил , что Ереван готов признать 86,6 тыс. По результатам общения президент России заявил, что ситуация движется к урегулированию. Речь идёт об оставшихся вопросах по разблокированию транспортных коммуникаций.
Ранее, также 25 мая, Путин указал: позиция Москвы по Лачинскому коридору единственной горной трассе, которая связывает Армению и Нагорный Карабах остается неизменной. Так президент России ответил на слова Пашиняна о напряженной ситуации в районе коридора. Полное поглощение Нагорного Карабаха — через 2,5 года Но в целом контуры урегулирования уже очевидны. Армения официально признала Нагорный Карабах который по итогам Первой Карабахской войны 1992—1994 годов стал де-факто независимым от Баку частью Азербайджана. Как заявил Алиев: «Это был главный фактор, по которому мы не могли прийти к соглашению». Нынешний статус-кво в старейшем из постсоветских конфликтов установился, напомним, 10 ноября 2020 года, когда при участии России была остановлена Вторая Карабахская война сентябрь—ноябрь 2020-го и было подписано соглашение о прекращении огня. По результатам наступления азербайджанской армии НКР потеряла контроль над созданным после первой войны «поясом безопасности» из прилегающих к Нагорному Карабаху территорий и часть собственно НКР с городом Шуши Шуша в терминологии, принятой Азербайджаном. Нынешняя договоренность, по сути, значит, что северная часть самопровозглашенной НКР, оставшаяся подконтрольной армянам, де-факто вернется под суверенитет Баку через 2,5 года, когда истечет мандат российских миротворцев и они вынуждены будут покинуть эту территорию.
С большой долей вероятности местные армяне численностью более 100 тысяч человек вынуждены будут покинуть свои дома и уехать. Да, частью урегулирования будут гарантии безопасности, однако руководство Азербайджана где поколениями, на уровне детского сада и школы взращивалась ненависть к армянам и их расчеловечивание не сможет эти гарантии соблюдать. В свою очередь, Армения получит признание своей территориальной целостности со стороны Азербайджана который под предлогом наличия спорных территорий ввел войска на земли и, скорее всего, снятие блокады со стороны Турции, союзницы Азербайджана.
Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «... Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей. Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении. Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях. Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты. Армения целенаправленно подрывала формат и суть переговорного процесса с тем, чтобы нарушить мирный процесс, осуществляемый при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сохранить существующий статус-кво, связанный с оккупацией, и добиться аннексии захваченных территорий. В июле 2020 года премьер-министр Армении Н. Пашинян выдвинул неприемлемые «семь условий», связанных с урегулированием конфликта, что откровенно продемонстрировало истинную цель государства-оккупанта. В связи с этим Президент Ильхам Алиев заявил «У нас единственное условие для достижения мира.
В Армении на сторону протестующих из-за делимитации границы с Азербайджаном перешли военные
Чтобы не рисковать большим скандалом. Но вот уже к концу сентября возможно все. Или даже раньше. К примеру, иранские телеграм-каналы предполагают, что датой начала полномасштабных военных действий между Азербайджаном и Арменией станет 16 или 17 сентября. Большинство сходится на том, что начало военной операции Азербайджана стартует после 20 сентября, когда в Армении закончатся совместные учения с ВС США. Эксперты напоминают при этом, что Вторая Карабахская война началась 27 сентября, из-за чего многие склоняются к тому, что военные действия начнутся именно к трехлетней годовщине последнего конфликта. Между тем, министерство обороны Армении сообщает, что обстановка на фронте очень напряженная: «Мы готовы ко всему, на этот раз будет иначе». В сети расходится видео, на котором видна концентрация ВС Армении на границе с азербайджанским эксклавом Нахичевань. Аналитик Игорь Димитриев полагает, впрочем, что прошедших с Карабахской войны трёх лет Армении вполне хватило бы на подготовку оборонительной линии в горах на границе с Азербайджаном: «Как мы видим по Украине наступать на нынешнем уровне развития вооружений очень рисково.
При грамотной обороне с помощью инженерных сооружений, с учетом современных средств разведки и маскировки, укрытий для техники и артиллерии плюс нововведения типа дронов-камикадзе вполне можно было сточить азербайджанскую армию в случае нападения. Конечно, проанализировать работу ПВО и дополнить имеющийся арсенал. Нужно было готовиться.
Конфликт Армении и Азербайджана в 2023 году Последнее противостояние между Арменией и Азербайджаном произошло в 2023 году. Минобороны страны заявило, что намерено достигнуть нескольких целей, одной из которых, стало выведение армянских войск из Карабаха.
При этом Армения настаивала, что ее военных нет на территории региона. В результате непродолжительных боевых действий, 30 человек погибли, более 200 получили ранения. Среди убитых и пострадавших были мирные жители. Она отметила, что договор позволит наладить отношения между странами, а также благотворно повлиять на трехсторонние договоренности лидеров России, Азербайджана и Армении. В Армении рассказали, к чему приведет соглашение Баку с Ереваном Председатель постоянной комиссии по внешним связям Национального собрания Армении Саргис Ханданян заявил, что совместное заявление Баку и Еревана станет предпосылкой к заключению мирного договора.
Парламентарий подчеркнул, что Армения настроена конструктивно. Он также выразил надежду на то, что в ходе грядущих переговоров представителей МИД в Вашингтоне, США окажут на Азербайджан положительное влияние, что подтолкнет Баку к мирному договору на взаимовыгодных условиях.
Кроме того, целый ряд антироссийских шагов Еревана отбивает охоту у Москвы углубляться в этот конфликт, тратя на него дипломатические усилия. Или цель — Лачинский коридор?
Для Азербайджана проблема — не РВК, а отсутствие контроля над территорией, которую он считает своей. Блокирование Лачинского коридора — средство для отрезания Нагорного Карабаха от Армении. Читайте также Зеленский гонит пехоту ВСУ в атаку, не считаясь с потерей танков и пушек Янки указали самостийным генерал-атаманам на риски, связанных с зимней кампанией «СП»: — Как Москве на все это реагировать? Можем ли мы удержать ситуацию под контролем, особенно на фоне событий на Украине?
Армения должна определиться со своим геополитическим вектором и перестать играть в двойную игру. Нельзя делать антироссийские заявления и тут же взывать к Москве о помощи. Соответственно, за «экологистами», которые перекрыли дороги стоит не только Баку, но и сама логика экспансии Азербайджана на территорию, которая не способна организовать отпор. Как далеко они готовы зайти?
Однако премьер Армении Пашинян тоже хочет убрать из региона российских миротворцев и заменить их на «миротворцев» НАТО. Он тоже кому-то глаза мозолит?
Армения и Карабах заявляли, что из-за блокировки коридора были приостановлены поставки продовольствия и топлива. Глава МИД Армении Арарат Мирзоян в августе 2023 года отметил , что из-за блокады Лачинского коридора за последние восемь месяцев уровень смертности в Карабахе вырос в два раза. Заявления сторон конфликта по боевым действиям 19 сентября 2023 года Днем 19 сентября бывший госминистр Нагорного Карабаха Рубен Варданян заявил о массированном артиллерийском обстреле непризнанной республики. После этого Министерство обороны Азербайджана объявило, что начало «локальные антитеррористические мероприятия» в Карабахе. Баку потребовал роспуска правительства непризнанной республики и вывода оттуда армянских военных. Однако премьер-министр Армении Никол Пашинян утверждает, что в Карабахе нет армянских военных.
Он заверил, что Ереван не будет предпринимать «никаких необдуманных действий». Омбудсмен Карабаха Гегам Степанян сообщил, что после начала боевых действий по меньшей мере два человека погибли, один из них — ребенок. По словам Степаняна, еще 11 граждан пострадали. Россия призвала Армению и Азербайджан прекратить военные действия и вернуться к дипломатическому урегулированию.
Конфликт между Арменией и Азербайджаном набирает обороты. Украину стерли с карты мира / РЕН Новости
По словам протестующих, они пришли требовать прекращения эксплуатирования природных ресурсов региона. При этом не внимают просьбам находящихся там российских миротворцев, пытаются установить палатки и требуют встречи с главой российского миротворческого контингента генерал-майором Андреем Волковым. Как отметил посол Армении по особым поручениям Эдмон Марукян, такие действия — грубое нарушение трехстороннего заявления о прекращении огня от 2020 года. Речь о том, что создание и функционирование Лачинского коридора было одним из пунктов тех самых договоренностей между лидерами России, Армении и Азербайджана в ноябре 2020-го. Ранее стало известно, что президенты России и Азербайджана Владимир Путин и Ильхам Алиев провели телефонные переговоры, в ходе которых обсудили трехсторонние договоренности между РФ, Азербайджаном и Арменией по Карабаху. Обсуждены некоторые практические аспекты реализации договоренностей лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года и 31 октября сего года, включая планы восстановления экономических и логистических связей на Южном Кавказе. Условлено о дальнейших контактах», — сообщила пресс-служба Кремля. Если налицо нарушение трехсторонних договоренностей, то ждать ли какой-то реакции?
Почему молчат Москва и Баку? И стоит ли вообще обращать внимание на экоактивистов? С другой стороны, в деятельности экоактивистов по всему миру всегда замешана политика. В данном случае речь может идти о лоббировании интересов тех, кто добивается вывода из региона российских миротворцев.
Также зафиксированы удары дронами-камикадзе. Появилась и информация силовых ведомств сторон о первых погибших и раненых двое армянских и трое азербайджанских пограничников.
Казалось бы, для зоны армянско-азербайджанского конфликта обстрелы и стычки у границы уже давно превратились в почти повседневность, в которой одна сторона обвиняет другую провокациях, а та отвечает тем же. Однако, как отмечают аналитики, в августе интенсивность подобных действий резко возросла, о чем наглядно свидетельствует статистика: 17 инцидентов за последнюю неделю и более 60 за месяц. Начало эскалации совпало с появлением ряда весьма примечательных информационных сообщений с обеих сторон. С армянской — об уходе президента непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Араика Арутюняна и об отставке госминистра Гургена Нерсисяна 8 сентября парламент избрал нового президента — Самвела Шахраманяна, что встретило резко негативную реакцию в Баку. С азербайджанской — о встрече в Анкаре министров обороны Турции Яшара Гюлера и Азербайджана Закира Гасанова, состоявшейся спустя несколько дней после аналогичного заседания в Баку. Согласно официальному заявлению, министр обороны Азербайджана прибыл по поводу празднования дня победы в Турции 30 августа, однако встреча между высокопоставленными силовиками была проведена в узком формате.
Сразу и резко обострившаяся уже через день обстановка на границе с Арменией наводит на мысль, что едва ли это было совпадением. В настоящее время стороны стягивают к границе под предлогом разрастания конфликта дополнительные подразделения. В воздухе активно работают разведывательные БЛА. Исследователи отмечают: судя по всё более воинственным заявлениям в Баку и участившимся столкновениям в различных районах границы, конфликт переходит в критическую фазу, при которой масштабные боевые действия могут начаться в любой момент, что свидетельствует в пользу предположения о их возможном начале к трёхлетию 27 сентября 2020 г. Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов уже заявил, что у Баку есть план «Б» на случай отказа армян открыть Зангезурский коридор, но в таком случае Армению по сути вытолкнут из реализации проекта, связывающего регион с Турцией и Европой. В настоящее время режим Алиева активно готовится к реализации этого плана, стягивая всё больше сил и техники к границам Армении.
Движение эшелонов ВС Азербайджана отмечено на нескольких направлениях, начиная от Джермука и заканчивая Сюникской областью. А встречи турецких и азербайджанских первых лиц становятся все чаще.
Было решено, что Армения возвращает Азербайджану Агдамский, Кельбаджарский, Лачинский районы, а также часть Газахского района. Ереван по договору вывел свои войска из Нагорного Карабаха. Также было обговорено, что Лачинский транспортный коридор будет связывать Армению со столицей Карабаха — городом Степанакертом.
В Карабахе в течение пяти лет должны находиться российские миротворцы. Этот срок автоматически продлится еще на пять лет, если ни одна из сторон конфликта не будет против. Выборы в Карабахе в 2023 году 9 сентября 2023 года парламент Нагорного Карабаха избрал новым президентом непризнанной республики Самвела Шахраманяна. С начала 2023 года он был секретарем республиканского совета безопасности, до этого был членом правительства и работал в правоохранительных органах. Шахраманян выступил за укрепление государственности республики и прямую связь с Арменией через Лачинский коридор.
В июне власти Карабаха сообщили, что, несмотря на подписанное в 2020 году соглашение, Азербайджан запретил все гуманитарные пассажирские и грузовые перевозки по Лачинскому коридору. До этого, в текущем, 2023 году, карабахские власти также жаловались на блокировку коридора.
Плюс Армения отказалась от активной поддержки Украины и имеет большое количество договорённостей с российской стороной, а это не может не затруднить диалог Еревана с Западными странами". Удержать равновесие Несмотря на большое количество противоречий и взаимных упрёков, все участники процесса хотят как можно скорее закрыть вопрос нагорного Карабаха, поскольку выстраивание логистической инфраструктуры в рамках нового полицентричного мира и реализация крупных проектов вроде транслогистического мегапроекта под эгидой ШОС и ЕАЭС, невозможны при обострении разного рода конфликтов, как и выход на новые рынки сбыта. Ольга Дегтярёва отмечает, что в свете специальной военной операции, Тегеран является для Москвы стратегическим партнёром, действуя противовесом для Израиля и Турции, а учитывая, что основные силы РФ сейчас оттянуты на Украину, в случае очередной эскалации именно Иран с наибольшей долей вероятности встанет на сторону Армении. Однако поскольку Москва заинтересована оставаться в т.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности ФНЭБ , эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович полагает, что заняв относительно нейтральную позицию и косвенно поддержав Азербайджан, Россия поставила в приоритет собственные интересы, связанные в том числе с проектом газового хаба в Турции. Да и во время последней эскалации её военные находились не в Карабахе, а на учениях с США. Конечно, можно было надавить на азербайджанский бизнес в России, но стоила ли игра свеч, учитывая множество прозападных шагов со стороны Пашиняна за последние годы? Несмотря на выгоду от торгово-экономического сотрудничества с Азербайджаном, Армения по-прежнему важна для России и уничтожать существующие связи в Кремле не собираются. Об этом, в частности, говорит перечень из более чем 30 дружественных и нейтральных стран, банки и брокеры из которых будут допущены к торгам на российском валютном рынке. Однако ни большой потенциал Азербайджана, ни тесное сотрудничество с Арменией, не способствует росту популярности этих направлений у российского бизнеса.
Конфликт в Нагорном Карабахе: история и причины
Ведь обе стороны хотят подписать мирный договор? Возможно ответ на вопрос в районе. Ведь Армия Армении нанесла удары из того района, где есть миссия ЕС. Возможно инициатором обмена ударов выступает разведка Франции. Ведь Макрон хочет стать главным военным союзником Армении, чтобы вытолкнуть с этой позиции Россию.
Этот факт уже заслуживает самого пристального внимания. Просто потому, что февральское военное обострение- первое за несколько месяцев затишья. Как и в прежние времена, стороны дают разные картинки происходящего. В Баку утверждают, что имело место армянская провокация, тогда как министерство обороны Армении доказывает, что огонь по их позициям в районе села Неркин Ханд открыла азербайджанская сторона.
При этом комментаторы из Еревана особо подчеркивают, что нынешние инциденты происходят на территории не Карабаха, а собственно Республики Армения. Что позволяет зафиксировать этот инцидент вне зависимости от ответа на вопрос, кто первым начал? Тем более, что в скором времени полной объективности в установлении ответственных добиться не получится. Мы воочию убедились, что мирный процесс не стал необратимым, что бы ни говорили политики и дипломаты в канун новогодних торжеств.
В декабре 2023 года не было недостатка в оптимистичных прогнозах. Между тем, стоило бы обратить внимание на январский комментарий такого искушенного дипломата, как помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев. В интервью «Berliner Zeitung» он констатировал, что между сторонами имеется значительный прогресс по тексту мирного соглашения, но при этом остается «несколько нерешенных вопросов. Заметим, что в случае с Арменией, потерявшей Карабах, речь идет и о переформатировании самого государственного проекта, в котором армянское самоопределение провозглашалось бы в отрыве от нагорно-карабахского.
Сегодня Армения и Азербайджан, несмотря на многократные призывы друг к другу согласовать очередной драфт мирного договора, сохраняют противоречия. И по-прежнему обе стороны находятся в разных «скоростных режимах» движения к миру.
Статус Нагорного Карабаха остается неурегулированным.
Последнее масштабное обострение в регионе произошло в 2020 году. Это осложнение называют второй карабахской войной. Она продлилась с 27 сентября по 10 ноября 2020 года.
Баку заявлял , что Армения потеряла в конфликте как минимум семь-восемь тысяч человек, а Азербайджан — около трех тысяч. По оценкам Еревана, погибли более 3,8 тысячи граждан. Стороны конфликта договорились полностью прекратить огонь и обменяться пленными, а также телами погибших.
Было решено, что Армения возвращает Азербайджану Агдамский, Кельбаджарский, Лачинский районы, а также часть Газахского района. Ереван по договору вывел свои войска из Нагорного Карабаха. Также было обговорено, что Лачинский транспортный коридор будет связывать Армению со столицей Карабаха — городом Степанакертом.
Виноватой в ситуации с Арменией и Азербайджаном назначена Россия. Обе страны считают Россию своим союзником и ждут от нее поддержки. Пашинян неслучайно прилетал во Владивосток на переговоры с Путиным, он явно пытался заручиться поддержкой.
Этого же хочет Азербайджан. Плюс сейчас Азербайджан разыгрывает такую карту, как возможность заместить часть российского газа и нефти для Европы. Когда Путин разговаривал с Пашиняном, была реплика, что много людей на фоне специальной военной операции уехали из России в Армению.
Путин назвал цифру, что в России живет 2,5 миллиона армян. Они ведь тоже, будучи гражданами России, требуют поддержать Армению.
Как и когда была создана самопровозглашенная республика? В 1987 году недовольство армянского населения региона социально-экономической политикой Азербайджана резко возросло. Меры, предпринятые руководством Азербайджанской ССР, на ситуацию не повлияли. Начались массовые забастовки студентов, а в крупном городе — Степанакерте — прошли многотысячные националистические митинги. Многие азербайджанцы, оценив ситуацию, приняли решение уехать из региона. Одновременно в Азербайджане начались армянские погромы, в результате которых появилось большое количество беженцев.
В 1988 году между армянами и азербайджанцами начался вооруженный конфликт. Территория вышла из-под контроля Азербайджана, однако решение по ее статусу было отложено на неопределенное время. В 1991 году в районе начались военные действия с многочисленными потерями с обеих сторон. Договоренности о полном прекращении огня и урегулировании ситуации удалось достичь только в 1994 году при помощи России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров. Все материалы по теме читайте здесь Когда произошло обострение конфликта? В XXI веке конфликт в Нагорном Карабахе напомнил о себе в августе 2014 года, когда в регионе был сбит армянский вертолет. Тогда стычки на армяно-азербайджанской границе произошли между военными двух стран.
С обеих сторон погибло более 20 человек. Следующий виток многолетнего конфликта произошел в начале апреля 2016 года. Минобороны Азербайджана заявило об обстрелах со стороны вооруженных сил Армении с применением минометов и крупнокалиберных пулеметов.
Почему конфликт Армении и Азербайджана опасен для стран всего мира: мнения экспертов
За обстановкой следят корреспонденты Первого канала — Тимур Сиразиев работает в Азербайджане, Евгений Лямин — в Армении. После того, как сбили российский вертолет и погибли летчики, стало понятно, что кровопролитному конфликту между Арменией и Азербайджаном должен прийти конец. Конфликт между Арменией и Азербайджаном обострился ночью 13 сентября: Армения обвинила Азербайджан в обстреле приграничных территорий, в Баку в ответ заявили о масштабной диверсии со стороны Еревана.
Армянская армия обстреляла российских миротворцев на границе с Нагорным Карабахом
Происшествия - 19 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Россия подстрекает Азербайджан к агрессии против Армении, однако президент Ильхам Алиев опасается последствий полномасштабной войны из-за угрозы санкций со стороны западных стран, считают эксперты. Риск эскалации армяно-азербайджанской конфликта после военной провокации со стороны Азербайджана на суверенной территории Армении сохраняется. В Армении на сторону выступающих против делимитации границы с Азербайджаном перешли военнослужащие контрактной службы.
Гуманитарная катастрофа в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике
- Нагорный Карабах: Почему произошел конфликт между Азербайджаном и армянами? | Капитал страны
- Азербайджано-армянский конфликт: есть цели для новой войны
- Россия в Нагорном Карабахе: чего ждать от конфликта, мнение экспертов - 20 сентября 2023 - НГС.ру
- Новое обострение в Нагорном Карабахе: Азербайджан объявил о спецоперации «Возмездие»
Есть две версии развития конфликта между Арменией и Азербайджаном ― эксперт
Разрешение многолетнего конфликта вокруг Нагорного Карабаха не приведет к окончанию противостояния между Арменией и Азербайджаном. Накануне премьер-министр Армении сообщил в интервью британским СМИ, что Ереван не собирается вести войну за Нагорный Карабах и готов на новые территориальные уступки. "Первая версия касается того, что обострение между Арменией и Азербайджаном происходит потому, что Западу выгодно создать зону острой нестабильности в подбрюшье России. Думаю, конфликт между Арменией и Азербайджаном продолжится годами, если не будет оказано мощное давление и страны не подпишут мирный договор.