При крещении Иисуса Христа произошло явление Пресвятой Троицы: прозвучал голос Отца, свидетельствующий, что стоящий в Иордане Христос является Его Сыном, а Святой Дух явился «в виде голубине». Лица канала. Новости. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его.
Комментарии
- Крещение Господне и Богоявление: два события в одном
- Годы рождения, крещения и распятия Христа
- КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
- Крещение Господне | 18.01.2024 | Московский Данилов монастырь
Почему Иисус крестился в 30 лет, а не в детстве?
Иису́с Христо́с (др.-евр. יְהוֹשֻׁעַ, Йехóшуа, др.-греч. Ἰησοῦς Χριστός), он же Бог Сын в христианстве — центральная личность и предсказанный в Ветхом Завете Мессия. Прочитайте историю из Библии о крещении Иисуса Христа. Если Иоанн Предтеча крестил «в покаяние», как мог Христос креститься от него, если Ему не в чем было каяться? Евангелист Лука, описав крещение Иисуса написал: " Иисусу, когда он приступил к своему делу, было около тридцати лет" (Луки 3: 23). Согласно Новому Завету, Иисус Христос, когда ему исполнилось 30 лет, пришел на берег реки Иордан.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
А иные и сам праздник разделяют надвое из-за его двойного названия. Не надо этого делать! Давайте жить не по-своему, а по-божьему, как о том и пословица русская говорит: «Живи не так, как хочется, а так, как Бог велит», то есть по Заповедям Божиим и Церковному Уставу. Почему в Уставе прописано освящать воду в Крещение дважды: накануне праздника и в сам праздник?
Обратимся к истории христианской Церкви. Обычай великого освящения воды на Крещение Богоявление за два раза возник вместе с праздником. В сам праздник освящали и освящают воду великим чином в честь и воспоминание Крещения Господа нашего Иисуса Христа на реке Иордан от святого Иоанна Крестителя.
Это понятно. Но в древности только один раз в году, именно накануне праздника Крещения, в храмах торжественно крестили всех оглашенных, то есть новообращённых в христову веру, которые в течение всего года проходили подготовку, называемую «оглашением». Ради них освящали воду великим чином, и в ней их крестили.
Впоследствии, когда обычай оглашения прекратился, и желающих принять христианство могли окрестить в любое время, великое освящение воды в храмах накануне Богоявления осталось неприкосновенным — продолжали освящать воду, как в самый праздник, так и накануне его. Так как оглашенных крестили в храмах, то и воду для них освящали в помещении храма. И поныне накануне праздника Крещения Господня великое освящение воды происходит в храмах.
А для освящения воды в сам праздник в прежние времена организовались крестные ходы на источники вод: реку, озеро, колодец, которые назывались хождением на Иордан. На Руси в толстом льду реки или озера вырубалась крестообразная прорубь, её в народе звали «иордань». Великим чином освящалась вода в источнике, из которого после освящения люди с верою почерпали воду, ставшую святой, для домашнего употребления, могли тут же на морозе пить из источника, желающие обливались или окунались в источник.
Советской властью освящать воду в источниках строжайше запрещалось, ныне этот обычай возобновлён. Великое освящение воды в храмах и на источниках есть воспоминание Крещения Господа нашего Иисуса Христа, когда Он, сойдя в воды реки Иордан, освятил Собою как Бог не только иорданскую воду, но и всё водное естество на земле.
Апостол Павел говорит: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Бедный я человек! Итак, перевод термина «баптизо» как «крещение» богословски оправдан. Однако для понимания повествования крещения самого Иисуса необходимо помнить, что в греческом тексте это слово все же значит «погружение». Встает вопрос, по какой причине, Иоанн Креститель в качестве внешней формы покаяния предлагает именно погружение в воду?
Специалисты утверждают, что существовало две разные практики. Одна из них, погружение в воду, имела место в языческом мире и была хорошо известна язычникам. Данная практика использовалась при различных мистериях например, при мистериях Изиды и символизировала очищение от скверны и начало новой жизни. Кроме того, она применялась в обряде инициации рабов. Раб, купленный на рабовладельческом рынке, попадая в дом к знатному римлянину, по сути, начинал новую жизнь. С него снимали одежду после пребывания на рабовладельческом рынке это было скорее мерой необходимой дезинфекции , несколько раз окунали в воду, давали новое имя и новую, часто белую одежду. Подобное омовение было и средством очищения тела, и знаком новой жизни.
Погружение в воду было известно и иудеям. В первом веке до Рождества Христова все шире в Иудее распространяется практика ежедневного, по нескольку раз в день погружения в воду в специальные резервуары, которые называли «миквы». К этим миквам предъявлялись определенные требования: вода в ней должна была быть проточная, то есть живая вода. Омовение в микве считалось ритуальным очищением это не было в полном смысле очищением от греха, считалось, что через данный ритуал человек получал силу, чтобы дальше служить Богу. Археологи, во второй половине двадцатого века обнаружив квартал с миквами в городе Сипфорисе, были крайне удивлены. Практически около каждого дома обязательно располагался данный ритуальный резервуар для воды. Однако позже стало ясно, что и в других городах подобная практика имела место, кроме того, не только в жилых кварталах могли располагаться миквы.
Также они были найдены и около Иерусалимского храма. Паломники, которые приходили из разных провинций Римской империи, подходя к Храмовой горе конечно же были уставшими. Прежде чем взойти на гору они совершали ритуальное омовение, которое не только придавало им духовные силы, но и силы физические. Ступенчатый вход в микву, которая была найдена неподалеку от юго-западного угла Храмовой горы, был разделен невысоким барьерчиком, чтобы уже омытые люди шли, не сталкиваясь, с теми, кто еще только направляется к воде. Практика омовения в микве существовала с первого века до Рождества Христова и до семидесятого года нашей эры после первого антиримского восстания [3]. Говоря о миквах, нельзя не упомянуть поселение Кумран, где было обнаружено огромное количество еврейских рукописей с 1948-1952 г. Эти рукописи датируются с середины третьего века до Рождества Христова по середину первого века по Рождестве Христовом и носят в большинстве своем религиозный характер.
Кумран изучал французский исследователь Аббат Ролан де Во. Мыслил он в терминах католического монастыря. Монахи занимались переписыванием книг в специально отведенных для этого комнатах — скрипториях. Один человек читал текст манускрипта, а писцы, стоя за небольшими столиками, записывали то, что слышали. В результате текст тиражировался. Ролан де Во предположил, что в Кумране существовала какая-то монашеская община, потому что большинство кумранских свитков было найдено в пещерах неподалеку от Кумрана. Одну из комнат он принял за скрипториум, другую за трапезную и т.
В Кумране существовало огромное количество больших резервуаров, которые отличались от тех микв, которые мы рассмотрели. Эти резервуары в большинстве своем превышали человеческий рост. После исследований в середине двадцатого века вплоть до двухтысячных годов никто не производил археологические раскопки в Кумране и все это время ученые предполагали, что эти огромные резервуары тоже являются миквами. Однако в начале двадцать первого века израильские археологи установили, что Кумран был фабрикой по производству керамики. На дне этих резервуаров найдены определенные глиняные слои и вещества, которые свидетельствуют об этом. Более того, еще в 70-е годы двадцатого века американский исследователь Норман Голб, исходя из анализа кумранских рукописей, предположил, что свитки, найденные в районе Кумрана не являются библиотекой ессейской секты рукописи были слишком разнородны и относились к разным религиозным течениям. Это была либо библиотека Иерусалимского храма, либо просто огромная библиотека, вывезенная из Иерусалима во время римской осады в период с 68 по 70 год.
Сейчас найдено 25 000 обрывочных фрагментов рукописей, из которых составлено уже около тысячи манускриптов. После исследования израильских археологов стало ясно, что в Кумран действительно была перевезена библиотека, потому что здесь производили сосуды, в которые с целью консервации клали свитки и развозили по разным пещерам с целью их снова вынести и использовать в будущем. Таким образом, резервуары в Кумране не являются миквами, поэтому можно утверждать, что миква все-таки неглубока. Иоанн Креститель для того, чтобы еврейский народ совершал погружение, выбирает отнюдь не микву. Мы понимаем, почему он выбирает в качестве формы крещения именно форму омовения — она понятна и евреям, и язычникам. Однако Иоанн не предлагает какую-то конкретную микву, хотя для того времени это было бы вполне естественно. Однако он крестил в реке Иордан.
Место, где происходило крещение, называлось Вифания в современном переводе Вифавара. И то и другое слово несет значение «переправа». Известный исследователь Священного Писания Ариген, живший в конце второго — начале третьего века, обнаружил, что есть две Вифании: одна неподалеку от Иерусалима, а другая — у реки Иордан. Он посчитал, что два одинаковых названия может запутать читателя Священного Писания, и предложил использовать наименование Вифавара для местности у реки Иордан. Как это место было идентифицировано? Когда мы обращаемся к Византийской эпохе — периоду рассвета восточной части Римской империи — мы видим, что византийцы, приезжая в Палестину, строили церкви на тех местах, где по местному приданию происходили те или иные события. Было в Палестине место, где византийцы вновь и вновь строили церкви.
Одна была разрушена наводнением, другая — землетрясением, однако они упорно продолжали возводить здесь храм на месте предыдущего, хотя в этом не было необходимости — поблизости в то время не было никакого населенного пункта. Вывод напрашивается один — это было особое место. Кроме данного факта есть еще одна важная деталь, которая позволяет утверждать, что именно здесь крестил Предтеча и был крещен Христос. Храмы один за другим возводились рядом с ответвлением реки Иордан, и от храма были проложены мраморные ступени, ведущие к большому по площади резервуару. В нем могли креститься сразу несколько человек, что позволяло Иоанну Крестителю призывать большое количество людей. В этом ответвлении не было такого сильного течения, как в самом Иордане, однако вода здесь была проточной. Таким образом, выполнялось главное правило, которое требовалось для микв.
Французский паломник писал: «Если человек высокого роста сойдет вниз по мраморным ступеням. В период сильных наводнений вода полностью накроет крытую часовню, стоящую на четырех сваях. Воды реки залили полностью впадины и образовали уникальный крестообразный баптистерий. Единственный баптистерий такой формы на земле, в котором люди могут креститься в водах Иордана». Это естественное явление уже не наблюдается в наши дни, так как за последние 50 лет уровень воды в Иордане стремительно снизился. Сейчас река несколько сместилась. Евангелист Матфей указывает на то, что разные люди приходили к Иоанну Предтече, чтобы совершить погружение.
Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником. В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник в реке, или же в другом месте, где берут воду. Шествие для освящения воды называется Крестным ходом на Иордан.
Тропарь праздника.
Традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к почитаемому месту крещения Спасителя. Перед крещенским сочельником завершаются т. Святые дни празднования Рождества Христова Святки. В католической традиции праздник Богоявления Господа 6 января сохраняет древнюю тему явления Христа и просвещения язычников. Существует обычай освящения ладана и мела, которым священник пишет на дверях домов начальные буквы апокрифических имён евангельских волхвов — Каспара, Мельхиора, Бальтазара. Под влиянием богослужения католических церквей восточного обряда установлен не повсеместно обычай освящения воды.
В мозаике Баптистерия православных в Равенне 5 в. Христос представлен уже в зрелом возрасте, а вписанную в круг композицию Крещения Господня окружают двенадцать ангелов. Иконографическая схема установилась к 10 в. Иисус Христос изображался обычно фронтально позднее в лёгком развороте, иногда со скрещёнными ногами — мозаики собора в Монреале, 12 в. К сирийской группе памятников с Христом, прикрывающимся руками, относятся: фрагмент триптиха начала 7 в. Музей изобразительных искусств имени А. Пушкина , расписная крышка реликвария с пятью евангельскими сценами 6—7 вв.
Иоанн Креститель обычно помещался на правом от Христа берегу Иордана: он возлагает правую руку на голову Иисуса; сверху обычно изображён сегмент неба иногда часть круга как символ открывающихся небес с благословляющей десницей, лучом и парящим белым голубем символ Святого Духа. С 6—7 вв. В памятниках раннехристианского искусства их обычно два один созерцает Святого Духа, нисходящего с неба, и прислушивается к голосу Бога Отца , другой с благоговением смотрит на Христа; в катакомбах Понтиана в Риме ангел один. В миниатюре из «Слов» Григория Богослова 3-я четверть 11 в.
Теперь я знаю, для чего крестился Иисус Христос
Византийский богослов XII века Евфимий Зигабен поясняет: «Чтобы утешить сестер, Иисус Христос послал им вышеприведенный ответ, но Сам оставался на месте, пока не умер и не был погребен Лазарь, чтобы никто не мог сказать, что Он воскресил не умершего. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его. Какого числа Крещение будет в 2024 году и как принято отмечать этот праздник, читайте в материале Крещение Господне, один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в. Воскресение Иисуса Христа — Евангелие по Марку. История воскресения Иисуса началось с суда над ним и его распятием на кресте в пятницу накануне еврейской Пасхи.
Крещение Иисуса Христа и крещение в моей жизни
При крещении Иисуса Христа произошло явление Пресвятой Троицы: прозвучал голос Отца, свидетельствующий, что стоящий в Иордане Христос является Его Сыном, а Святой Дух явился «в виде голубине». После Крещения от Иоанна в Иордане Иисус Христос начал исполнять миссию и проповедь приближения Царствия Небесного. упоминается об «Иисусе, называемом Христом», когда автор рассказывает о том, как первосвященник Анан осудил на побиение камнями ап. Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу. В этот день вспоминают о евангельском событии, когда в возрасте 30 лет Иисус Христос крестился в реке Иордан. 1. Иисус крестился в воде во свидетельство Иоанну Крестителю Рассматривая цели Иоаннова Крещения, мы выяснили, что одной из его целей было явление Христа Израилю.
Иисус и крещение
Слова «крещение» (в смысле, обряд омовения, необходимый для принятия в христианство) и «крест» (стало священным столетиями позже распятия Христа) являются родственными только в славянских языках. Подготовила Татьяна Стрекопытова по лекции «Крещение Иисуса Христа и крещение в моей жизни». 19 января Русская православная церковь отметит праздник, посвященный крещению Иисуса Христа: Крещение Господне. Праздник Крещения называют Богоявлением, потому что в тот далекий день, когда 30-летний Иисус Христос, не ради своего очищения, как мы, а ради нашего спасения крестился в водах реки Иордан, Отец Небесный явил себя голосом с неба. Икона Крещения Иисуса Христа.
Главное, что надо знать про праздник Крещения Господня и святую воду
В сохранившемся во фрагментах трактате «О крещении» св. Мелитона Сардского К. Согласно автору, то, что происходит с небесными телами, служит обоснованием и объяснением К. Его крещение также сопоставляется со схождением во ад: Христос, крестившийся в Иордане, есть «Царь Небесный и Глава творения, Солнце восходящее, Который явился одновременно мертвым во аде и смертным в этом мире» Melito. Наиболее подробно этот мотив раскрывается у свт.
Кирилла Иерусалимского, который связывает К. Итак, поскольку надлежало сокрушить главы дракона, Он, сойдя в воды, связал сильного, чтобы мы получили от Него власть наступать на змиев и скорпионов... Крещением [Господним] притупляется жало смерти» Сyr. Это представление нашло отражение в последовании праздника Богоявления в современном богослужении РПЦ, где в священнической молитве присутствует основанное на Пс 73.
В гомилии «О крещении» ок. В святоотеческом богословии К. Так, напр. Духа и откровение о Его богосыновстве становятся центральными темами в христ.
Наиболее ранним примером такого осмысления служат слова Климента Александрийского, который говорит, что К. Через крещение мы получаем свет в душу, со светом получаем право на сыновство, с сыновством - совершенство, с совершенством - бессмертие» Clem. Амвросий Медиоланский связывает с К. Погружение человеческой природы в воды со Христом в К.
Посредством К. Если Сын Божий крестился, то какой благочестивый человек может презирать крещение? Связь между К. Григорий Богослов открывает праздничное послание в этот день увещеванием: «Христос крещается; сойдем с Ним, чтобы с Ним и взойти!
Однако, по мнению свт. Иоанна Златоуста, К. Вместе с тем К. Что было с пасхою, то же происходит и с крещением.
Как там Христос, совершив ту и другую пасху, одну отменил, а другой дал начало, так и здесь, исполнив крещение иудейское, отверз двери и крещению Церкви новозаветной» Ioan. XIII в. Мон-рь вмц. Екатерины на Синае Крещение Господне.
Екатерины на Синае Описание К. Троице Aug. В контексте полемики с гностиками, к-рые утверждали, что в момент крещения Всевышний Спаситель сошел на человека Иисуса напр. VII 23.
III 17. III 9. Дух сошел на Него, чтобы обозначить переход Его дара от иудеев к новому спасенному во Христе народу Ibid. В контексте полемики с арианами, к-рые использовали евангельский рассказ о К.
Афанасий Александрийский отмечал особенность этого события: Иисус был освящен Духом не в Своей божественной природе, но в человеческой: «... Кирилл Александрийский рассматривает дарование Св. Духа в К. Когда человеческая природа с возрастанием греха оказалась лишенной вселенного в нее Св.
Духа, то Бог для спасения рода человеческого послал Своего Сына, так что в К. In Ioan. Лактанций в полемике с иудеями и язычниками, полагавшими, что евангельские чудеса совершались с помощью волшебства, рассматривает сошествие Св. Духа на Иисуса как дар небесной силы, позволившей Спасителю совершать чудотворения Lact.
IV 15. Схождение Духа Святого на Христа прообразует дарование Св. Духа посредством помазания миром в таинстве Крещения Tertull. Иустин Философ одним из первых среди раннехрист.
I 204; Lact. IV 15; Hilar. Интерпретация гласа с небес как откровения о богосыновстве Спасителя у церковных авторов также носит полемический характер. Мефодий Олимпийский в своем толковании делал акцент на формах глаголов, представленных в греч.
Слова: «Я ныне родил Тебя» - значат: Я восхотел существовавшего на небесах прежде веков родить и в мире, т. Ориген подчеркивал, что Спаситель был Сыном Божиим от вечности, а не стал Им в момент крещения, «так что ни начала Его рождения, ни дня Его не найти» Orig. I 204. Ефрем Сирин Ephraem Syr.
Григорий Ниcский метафорически выделял 3 рождения Христа: физическое по плоти , от воды и Св. Духа и в воскресении смерти Greg. Учение о 3 рождениях Христа, как и Его последователей, представлено также и у свт. Григория Богослова Greg.
Иоанн Златоуст объясняет название праздника Богоявления как указание именно на К. Духа, но и явление огня и света как элементов теофании при К. Огонь и свет - одни из распространенных образов теофании в ВЗ. Возможно, прибавление этих элементов к описанию К.
Одно из наиболее ранних свидетельств этой традиции встречается у мч. В арм. In Ev. В «Пасхальной хронике» также отмечается, что Св.
В некоторых старолатинских рукописях чтение Мф 3. В сир. Наиболее частые отсылки к явлению света огня в К. De fide.
De Nativitate. Эта тематика сохраняется и у более поздних сир. Pars 1: Ab Adventu ad Quadragesimam. Традиция явления света в К.
Несторианский экзегет IX в. Ишодад Мервский приводит свидетельство «Диатессарона» Татиана в ином варианте: «И внезапно, как сказано в «Диатессароне», там воссиял свет сильный… И Иордан остановился в своем течении... Gibson; Introd. Свидетельства явления именно «сильного света» и остановки течения Иордана во время К.
Однако они получили широкое распространение в литургических текстах. Петров Происхождение праздника К. Первые свидетельства о праздновании К. Востока - из Египта, Сирии и М.
В традиции Церквей этих регионов 6 янв. В этот день было принято освящать воду Ioan. В некоторых Церквах праздник К. Однако с кон.
При этом наименование «Богоявление» сохранилось за праздником 6 янв. В визант. Фрагмент тетраптиха со сценами 12 праздников. XII в.
Екатерины на Синае О дате праздника К.
Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
Спрашивали его также и воины: а нам что делать? Проще говоря, достойным плодом покаяния должны являться честность по отношению к окружающим людям и благие поступки. Иоанн принимал свидетельство избранного пути у тех, кто публично, при свидетелях принес обещание впредь поступать справедливо.
Сейчас, когда пустых сказанных слов стало особенно много, такой вид освидетельствования кажется довольно наивным. Нынче даже заверенное десятью печатями свидетельство умудряются оспорить, найти какую-нибудь закорючку и признать недействительным. Но в то время свидетельство у такого авторитета как Иоанн, имело огромную силу.
Оттого, что Законы все имели не человеческую природу и происхождение их относилось к Божественному промыслу о человеке, нарушить свидетельство у духовного авторитета, Божьего человека, обмануть, поступив наоборот, означало бы крайнюю степень безнравственности. Иоанн представал перед народом как нотариус, который скреплял обещание поступать впредь справедливо, честно по отношению к ближним. Но как почти все у современных христиан начинается и заканчивается ритуалом, то важно иметь понимание того, что он значит, и что за ним должно следовать.
Встречается понимание далеко не всегда.
Иоанна Лествичника. Марии Египетской. Это суббота шестой седмицы Великого поста, в которую верующие вспоминают чудо воскрешения Лазаря. Официальное название праздника — Вход Господень в Иерусалим, так как данному событию и посвящено торжество. Речь идет о въезде Сына Божьего в Иерусалим незадолго до Его распятия. В эти дни "страсть" на церковнославянском — это "страдание" принято вспоминать последние дни Христа на земле, его страдания, распятие. Это последняя неделя перед Пасхой. Последний рубеж для очищения грехов перед Пасхой. Воспоминание Тайной вечери.
Память святителя Иннокентия, митрополита Московского.
Воскресение Иисуса Христа — Евангелие по Марку История воскресения Иисуса началось с суда над ним и его распятием на кресте в пятницу накануне еврейской Пасхи. Распятие Иисуса Христа Распятый на кресте Иисус умер около трех часов после обеда. Снятие Иисуса Христа с креста Чтобы не омрачать еврейский праздник Песах Пасха иудейские первосвященники и Понтий Пилат поручили одному из своих первосвященников, богачу из города Аримафеи, по имени Иосиф забрать тело Иисуса, и похоронить его. Согласно Библии Иосиф с помощником сняли тело Иисуса с креста и похоронили его в принадлежащем Иосифу склепе. Но скорее всего учитывая ранг Иосифа, а ведь он был одним из руководителей Синидриона, всеми этими действиями занимался не он лично, а похоронная команда из местной стражи, но под его руководством. Интересно, что кто из учеников Ииисуса, ни Мария Магдалина, ни мать Иисуса не принимали участия в похоронах Господа.
В подобной могиле был похоронен Иисус Христос Сняв тело Иисуса с креста, Иосиф обвил Христа плащаницею и тем же вечером похоронил Иисуса в пещере, затем привал камень ко входу в пещеру и вернулся в Иерусалим. Мария Магдалина и его мать Мария наблюдали из далека, где похоронили Иисуса. Пещера где похоронили Иисуса находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где был распят Христос. На следующее утро, помня предсказание Иисуса воскреснуть на третий день, первосвященники пошли к Пилату и попросили у него выставить у пещеры охрану, чтобы последователи Христа не могли тайно выкрасть тело Иисуса.
Крещенские купания: верующие рассказали об объединяющей силе православных традиций
После этого, по описанию евангелиста Марка, Иисус немедленно был ведён в пустыню Мк. Эта сжатость повествования Марка и о событиях крещения, и об искушении в пустыне как бы уточняет и настраивает фокус, более ярко показывая фигуру Христа, как провозвестника Божьего Царства: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» Мк. В этом смысле личность Христа явственно контрастирует с личностью Иоанна, который обличал и призывал к покаянию Мк. Христос же не только призывает к покаянию, но более акцентировано — к вере в Евангелие Мк. Покаяние — это лишь начало пути к жизни по вере в Евангелие. Евангелист Иоанн В повествовании евангелиста Иоанна мы видим развитие этой богословской темы с точки зрения личности Мессии. Евангелист Лука У Луки, пожалуй, самое обширное повествование о служении Иоанна Крестителя и о крещении самого Иисуса. Смотря на крещение Христа глазами Луки, интересно увидеть деталь, которую он подчёркивает: «Иисус, крестившись, молился, — отверзлось небо, и Дух Святой нисшёл на Него» Лк. В остальном же при сравнительном анализе можно увидеть схожесть описания этого факта. Повествование о крещении у Луки занимает всю 3-ю главу, и лишь только в самом конце главы врач Лука, ориентированный на представление исторических фактов о жизни Иисуса, прежде всего иудеям показывает родословие Христа, которое неожиданно для читателя заканчивается: «Еносов, Сифов, Адамов, Божий» Лк. Определённо ясно: упоминание родословия указывает на апологетическое значение статуса Христа не просто как Сына Человеческого, но и как Сына Божьего.
Итак, Евангелие представляет нам образ крещения Иисуса Христа не в линейной проекции, не в палитре чёрно-белых цветов, но в многообразии ярких и глубоких образов и символов, имеющих значение и грани применения для современных учеников Христа. Два главных практических вопроса сегодня могут быть сформулированы следующим образом: Зачем крестился Иисус Христос? Какое это может иметь значение для меня как для ученика Христа? Богословский взгляд: зачем крестился Иисус Христос В первую очередь вопрос о крещении Иисуса Христа должен быть рассмотрен в системе богословских координат, и только после этого — в свете догматических резолюций. Феномен крещения Христа лежит в области сочетания двух природ Христа: природы божественной и природы человеческой. Халкидонский собор 451 года утверждает, что «мы все единогласно учим исповедовать Одного и Того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Совершенным по Божеству и Его же Самого Совершенным по человечеству; Подлинно Бога и Его же Самого подлинно человека: из разумной души и тела. Единосущным Отцу по Божеству и Его же Самого единосущным нам по человечеству. Подобным нам во всём, кроме греха Евр. Как Сын Божий, обладающий полнотой Божественной природы и власти, Христос не имел нужды в принятии крещения, ибо Он есть Тот, кто Сам даёт «всему жизнь и дыхание и всё» Деян. Мы понимаем, что выражение Павла «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» буквально указывает на всяческое соответствие и полноту Христа как Бога Флп.
Но даже когда мы рассуждаем о крещении Христа, как Сына Человеческого, у нас возникает богословская «напряжённость», касающаяся целей Христа в крещении.
Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил показал Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог. Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником.
В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник в реке, или же в другом месте, где берут воду.
We use cookies. При первосвященниках Анне и Каиафе был глас Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне, и он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов… Когда же крестился весь народ, и Иисус крестившись, молился, отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него… Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати…» Лук. Противники истины говорят: «Евангелия свидетельствуют, что Иисус родился во время царствования Ирода Великого, но ведь история знает, что Ирод Великий умер в 4 году до нашей эры, значит дата рождения Иисуса также недействительна. Так ли это? Таким образом, неверующие говорят: евангелисты противоречат историческим данным.
Однако 754 год от основания Рима — годом рождения Христа считал монах Дионисий, по прозванию Малый, живший в 6-м веке. Этот год и был принят христианами, как начало нового летоисчисления. Но потом ошибка была замечена. Однако ее не брались исправлять. Вот что пишет православный журнал «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» за 1874 г. Крывелев в этой же статье пишет далее: «… в таблицах Библейской хронологии, публикуемых теперь церковными писателями различных христианских вероисповеданий, рождение Иисуса Христа неизменно относится… не к первому году от Р. Из истории известно, что Тиберий был принят кесарем Августом в соправители в январе 765 года в 12-й год н.
Прибавим к этому году 15 лет, будем иметь 779 год, январь месяц 27 г. В это время Христу было 30 или около этого лет. Если отнимем 30 из 779 будем иметь 748 год, — год рождения Христа, если Ему было 30 лет, а если только шел тридцатый год, то тогда годом рождения Христа будет 749 год 5 год до н. Но и в том и в другом случае это было до смерти Ирода, умершего в 750 год 4 года до н.
А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб: «Праздник Трех царей волхвов , или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты abbates , епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож». Святая Крещенская вода Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». А вторая — связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа. По традиции, Крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой. Когда набирать крещенскую воду? Воду на Богоявление освящают два раза. Когда освящать воду, совершенно не важно. Вся ли вода на Крещение святая? Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО: Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню — с благоговением. В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды — это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле. Крещенские морозы Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи». Иордань — прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи.