Новости гагаузы что за нация где живут

Гагаузы -тюркскоязычный народ, исповедующий православие, замешанное на некоторых сохранившихся татарско-турецких традициях. Русский язык для гагаузов — это пуповина, благодаря которой гагаузский народ выживает в современной Молдавии. Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака. Гагаузы вполне могут оказаться народом, появившимся в результате влияния тюрков на местных жителей Гагаузии, да ещё и подвергшимся отуречиванию. Гагаузский правозащитник, основатель движения «Гагауз халкы» («Гагаузский народ») Иван Бургуджи сказал «НГ»: «Необходимо неукоснительно соблюдать требования норм Конституции РМ об особом правовом статусе Гагаузии.

Где находится Гагаузия и почему ее жители разговаривают на турецком языке

Парадоксально, но факт: до 1897 года в статистических отчетах царской России этноним "гагаузы" не значился. Они все еще проходили, как "болгары", или просто "православные". Хотя, как отмечал впервые открывший гагаузов на территории Бессарабии русский ученый, статистик, этнограф, библиограф, академик П. Кеппен 1793-1864 гг. Однако в его по-следующем сочинении "Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России", СПб, 1861 г.

В 1854 г. Это определение надолго вошло в официальную государственную демографическую статистику царской России. Поэтому в переписи населения 29 января 1897 г. По тем временам это составляло 2,9 процента населения края.

Из них в Бендерском уезде было 27612 человек, Измаильском - 17759, Аккерманском - 10 419 человек. На основе исследования материалов Всеобщей переписи населения 1897 г. Берг 1876- 1950 гг. По его словам, гагаузы "весьма религиозны", побывавшие в Иерусалиме и в Афоне - Ф.

Отметим, что в мусульманском мире "haci" называют человека, совершившего паломничество в Мекку. Добавим, что и в первое десятилетие Советской власти - в переписях населения 28 августа 1920 года и 17 декабря 1926 года - гагаузы не значатся как отдельная этническая единица. Как отмечал академик Н. Державин 1877-1953 гг.

Гагаузы жили в УССР на Мелитопольщине и на территории ряда других районов Украины" "О наименовании и этнической принадлежности гагаузов", Кишинев, 2005 г. О том, что российская статистика знала о существовании са-мостоятельного гагаузского этноса, свидетельствуют многие факты. Наиболее ярким из них является пребывание императора Николая I в южной части Бессарабии с 4 по 27 мая 1828 г. Пожелав принять личное участие в начавшейся в 1828 г.

Отметим, что после Петра Великого император Николай I был первым из русских монархов, ступившим на бессарабскую землю. Ночью с 17 на 18 мая 1828 г. Потом он побывал в Болграде, где производил смотр войск 3-го корпуса генерала Рудзевича, шедших за Дунай. Из лагеря под Белградом Николай I отправился в село Сатуново с 1948 г.

Его путь проходил по правой возвышенной стороне озера Ялпуг, через села Курчи с 1945 г. Сейчас эти три села относятся к Одесской области. Журнал "Русский архив" 1901, пг. Особо отмечается их вклад в строительство плотины длиной более 5,3 км на месте, где тогда произошло "беспримерное разлитие" Дуная.

Над ее сооружением круглые сутки трудились 2 тысячи местных жителей. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что официальным лицам было известно о существовании гагаузского этноса еще до переписи населения Российской империи 1897 года. Почему власти царской России не называли гагаузов своим именем? Судя по всему, существовал негласный сговор между высшими чиновниками царской России и Османской империи.

В период русско-турецких войн, когда гагаузы переселялись в Дунайские княжества и в пределы Российской империи, османам политически выгодно было их считать болгарами. После завоевания Балканского полуострова султанские власти до-вольно холодно относились к гагаузам. Как отмечалось, это объяснялось тем, что правители Гагаузского государства в Добрудже не представляли свои войска османской стороне для покорения христианских народов. К этому надо добавить еще один фактор: возможности болгарской лобби в царской России были более сильными, чем гагаузские.

Иначе, как можно объяснить тот факт, что академик П. Кеппен сначала признавал существование гагаузского этноса, а через десять лет их назвал болгарами, говорящими по-турецки?! Эта его "теория" ничем не отличается от теории некоторых болгарских историков, считающих гагаузов отуреченными болгарами, сохранившими христианство. На протяжении XIX столетия внешняя политика султанского правительства преследовала цель удержать в своих руках захваченные территории, а русского царизма - отрезать как можно больший кусок от этого пирога.

Жертвой борьбы двух империй становились народы Балканского полуострова, в том числе гагаузский этнос. К концу правления императора Александра II 1818-1881 гг. Им потребовалось 30-35 лет, чтобы превратить Буджак в крупный колонистский регион юга царской России. Обособление Буджака в качестве особого района Бессарабии вплоть до конца XIX столетия в значительной мере определялось его пограничным положением.

По политическим мотивам царское правительство открыто превратить Бессарабию в военный округ не решалось. Перед ним стояла задача как можно быстрее освоить пустовавшие в Буджаке земли и создать здесь имущественно крепкие крестьянские хозяйства, чтобы, как писал русский генерал Козачковский, довольно сильная русская армия "могла содержаться сим народом". Решить эту задачу царским властям удалось. В 20-30-х годах XIX в.

К середине XIX в. В их пользовании находилось свыше 763 тысячи гектаров земли. В общей численности колонистов доля гагаузов и болгар составляла 80-82 процента. Болгар было больше, чем гагаузов.

Во второй половине XIX столетия на социально-экономическое развитие поселений гагаузов и болгар негативное воздействие оказали Крымская война 1853-1856 гг. Гагаузы, как и вся многонациональная царская Россия, в начале XX столетия на себе испытали негативные последствия русско-японской войны 1904-1905 гг. В соответствии с Манифестом 1 января 1874 г. Гагаузы и болгары до этого на 50 лет освобождались от службы в армии.

Распространение воинской повинности на переселенцев было встречено крайне негативно. Гагаузские воины приняли участие в самой кровопролитной битве русско-японской войны 1904-1905 гг. Поражение русской армии здесь имело большое значение для исхода войны в поль-зу Японии. В Мукденском сражении русские потеряли 89 тысяч человек, в том числе около 30 тысяч пленными.

Среди убитых и пленных были и гагаузы, молдаване, болгары. Горе гагаузского народа, терявшего своих сыновей, нашло отражение в фольклоре. В одной из песен гагаузская девушка Тудорка оплакивает погибшего в Мукденском сражении возлюбленного: «Огненные твои пули убили моего возлюбленного». Гагаузские юноши воевали также в Порт-Артуре и Манчжурии.

Память об этой войне нашла отражение в балладе "В Порт-Артуре стреляют пушки". В ней есть такие строки: В Порт-Артуре пушки стреляют, От выстрелов земля затряслась. Царь Указ издал, Командиры приказали: Когда кончатся пули, Хватайте камни! На ней высечены строки: "Вечная память героям, павшим за Царя и Отечество".

Стараясь, тело удержать в седле Наездники лицом о гриву трутся. Один наездник видимо богат, Но уважение к нему не из-за денег, Коль дружен с кем-то - дружбе он гарант, Как лодке перед бурей родной берег. И тают, словно воск сердца девиц, Когда встречают его пылкий взгляд; Готов взлететь, не ведая границ, Его рысак - арабский Комур - ат. Удар, ещё удар по меди, Отпущены поводья, кони вскачь, Как будто не бегут, летят к победе, К решенью седоками их задач.

Но Комур - ат сегодня всех быстрее, Хозяину его сам чёрт, как брат. Вот лента финиша коснулась его шеи. Так пусть же будет город здесь Комрат В честь этого коня, что быстр как ветер, Красив собой - Господь шедевр создал: Во лбу луна и будто майский вечер Цветенье яблони по телу разбросал. Построим храм, чтоб город жил здесь вечно, Чтоб прихожанин мир мог обрести, А что над входом голова Предтечи, Так Иоанн у Бога был в чести.

Что голова отделена от тела, То символ гагаузов носит храм: Ведь гагаузов отделила вера От мира тюркского, несущего Ислам. Случаи перехода в ислам среди них не известны, не наблюдалось. Это подтверждено примером катастрофы 1922 года, когда большая часть гагаузов была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами.

Предки Гагаузов — скотоводческие племена, которые пришли из южнорусской степи, обосновались на морском побережье северо-восточной Болгарии и приняли христианство в XIII в. Несмотря на преданность христианству, которая укоренилась среди них за полтора века до турецкого завоевания, гагаузы только поверхностно понимали основную догму религии.

К сожалению, это радостное для местных мусульман событие было впоследствии омрачено тем, что стало поводом для различных, прежде всего политических, спекуляций на настроениях населения, а также нагнетания паники и межконфессионального напряжения. Вместо того, чтобы развивать плодотворное сотрудничество во имя мира и наилучшего вклада в развитие и благополучие общества, православное население страны стравливается с горсткой проживающих в ней мусульман, искусственно раздувая межконфессиональный конфликт. Однако несложный анализ аргументов, которые используются для нагнетания недовольства и паники среди населения, дает возможность увидеть, что доводы, всколыхнувшие и держащие в напряжении несколько миллионов человек по всей стране, не выдерживают никакой критики. Возникает вопрос — зачем в таком случае в стране нагнетается напряжение и кому это выгодно? Сейчас медиа пространство Молдовы стало ареной развертывания информационной борьбы. При просмотре новостей с ее территории может создаться впечатление, будто все православные христиане Молдовы категорически против дать возможность своим землякам мусульманского вероисповедания соблюдать предписания своей религии.

Однако это далеко не так. Эти претензии являются необоснованными и противоречат гарантированному Конституцией праву на свободу вероисповедания. Массовые протесты христианских священнослужителей больше похожи на пиар. А тот факт, что начались они не в марте, когда Лига была зарегистрирована, и не в апреле, когда об этом узнали в обществе, а в разгар кампании по недавно прошедшим местным выборам, заставляет думать о политической подоплеке «крестового похода». Вероятно, также, что молдавская Церковь обеспокоенная уменьшением количества своих прихожан, вызванное повальным выездом на длительный период времени на работу в Европу, Россию и Турцию, пытается таким образом сохранить оставшуюся часть своей паствы, ограждая ее умы от «захвата» другими конфессиями. Причем аргументами на проводимых митингах протеста по всей Молдове «борцы за веру» не гнушались. Одним из аргументов в развернувшейся вокруг вопроса полемике является воззвание к исторической памяти народа и ссылки на молдавско-турецкие войны, которые имели место быть. Аргумент довольно странный, если учитывать, что Молдова с Турцией в наше время строят довольно тесные партнерские отношения и намерены в дальнейшем их развивать.

Тем более не могут и не должны отвечать за конфликты с государством, к правопреемнику которого у официального Кишинева никаких претензий не имеется, молдавские мусульмане. Турция - не единственная страна, с которой молдаване в свое время воевали.

А этот закон предписывает ст. А Молдова уже который год не желает соблюдать в этом вопросе требования собственной Конституции». Речь идет о поправках в Налоговый кодекс РМ, которые приведут к уменьшению бюджета региона на четверть.

Заместитель спикера парламента региона Григорий Лейчу заявил по этому поводу, что центральные власти нарушают права жителей Гагаузии. Он назвал решение Кишинева местью гагаузам со стороны правящей партии «Действие и солидарность» PAS за то, что они ранее не голосовали за нее на президентских и парламентских выборах, а также на недавних — местных. Лейчу представил гагаузским депутатам декларацию для международных организаций с призывом «защитить Гагаузскую автономию и гагаузский народ от центральных властей страны». За декларацию проголосовало большинство депутатов Народного собрания. Между тем предложения гагаузов не были учтены и при принятии нового Избирательного кодекса РМ.

Депутат Сергей Чимпоеш ранее рассказал «НГ», что в законе о правовом статусе Гагаузии прописано участие гагаузов в парламенте РМ на основе квот, однако автономия так и не представлена в парламенте республики. Те депутаты-гагаузы, которые в нем присутствуют, прошли в Законодательное собрание РМ по партийным спискам. Народное собрание Гагаузии обратилось к парламенту РМ с просьбой принять соответствующий закон и обеспечить в нем представительство автономии. Вопрос обсуждала межпарламентская группа, в которой участвовали представители Народного собрания Гагаузии и парламента РМ.

По мнению специалистов, история этого уникального народа начиналась с кочевых племён, которые заселяли степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н. Когда же князь Святослав в 965 году разгромил хазар, печенеги, огузы и куманы переместились западнее. В XI веке в письменных византийских источниках упоминаются племена узов, которые переправились через Дунай и поселились в Македонии, Паристрионе, Греции и Болгарии. Вероятно, с этого времени огузы начали вести оседлый образ жизни и приняли православное христианство.

Гагаузы обосновались между Волгой и Дунаем и основали там вокруг Коварны государственное образование. Оно просуществовало более двух веков и было уничтожено османскими завоевателями в XV веке, но и после этого гагаузы сохранили некоторую независимость и православную веру. В середине XVIII века они начали эмигрировать в Россию через Дунай и получили от царских властей всевозможные экономические и правовые преференции для освоения диких степей Бессарабии, которые со временем превратили в богатые сельскохозяйственные угодья. Переселение гагаузов в центральный Буджак продолжалось почти 100 лет с 1769 по 1854 годы и было обусловлено в основном русско-турецкими войнами, в которых гагаузы приняли российскую сторону. Столыпинские реформы способствовали переселению гагаузов в Казахстан и Узбекистан. В 1906 году гагаузы учредили самопровозглашённую Комратскую республику, которая была независимой пять дней. В 1918-1940 годах Бессарабия находилась в составе Румынии. В 1988 году гагаузские активисты основали движение «Гагауз Халкы» «Гагаузский народ» , и решили создать в Молдове гагаузскую автономию со столицей в городе Комрат.

В августе 1990 года в Комрате было объявлено о создании Гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало эту декларацию. Это побудило гагаузский народ активно противодействовать кишинёвским властям. В итоге в 1994 году парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии Гагауз Ери. В её состав вошли 3 города и 27 сел. Древний культ волка силён у гагаузов до сих пор. На флаге Гагаузии 1990 года изображена волчья голова. В старину гагаузы носили амулеты из волчьих зубов и украшения с изображением этого священного для них животного. Волчий праздник длился целую неделю.

В это время гагаузы загоняли на зиму скот в стойла, что заставляло волков подходить ближе к их селениям. Поэтому для отпугивания хищников гагаузы пекли в это время лепёшки с дырками, как от волчьих зубов, не вязали и не шили одежду из шерсти, не пользовались ножами и другими острыми предметами, а женщины вдобавок замазывали заслонку печи глиной, как будто это уши, глаза и пасть волка, чтобы сбить зверя со следа. Кроме того, гагаузы по-особенному празднуют День Святого Николая. Он у них считался мужским праздником с шумными застольями и обязательными рыбными блюдами.

Гуцул рассказала, в каком случае Гагаузия обратится к России

Гагаузы: что за нация и где они живут Гагаузский правозащитник, основатель движения «Гагауз халкы» («Гагаузский народ») Иван Бургуджи сказал «НГ»: «Необходимо неукоснительно соблюдать требования норм Конституции РМ об особом правовом статусе Гагаузии.
Гагаузы — Википедия Гагаузы -тюркскоязычный народ, исповедующий православие, замешанное на некоторых сохранившихся татарско-турецких традициях.
Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками? Сегодня большая часть гагаузов живёт в Молдове, там, где когда-то начинали строить свою независимость их предки.
ВЗГЛЯД / Москва дала Гагаузии финансовую независимость от Кишинева :: В мире Expand Menu. Контакты. Гагаузы что за нация где живут карта. Фото 7.

Северо-Осетинский информационный портал «REGION15.RU».

Как отмечалось, это объяснялось тем, что правители Гагаузского государства в Добрудже не представляли свои войска османской стороне для покорения христианских народов. К этому надо добавить еще один фактор: возможности болгарской лобби в царской России были более сильными, чем гагаузские. Иначе, как можно объяснить тот факт, что академик П. Кеппен сначала признавал существование гагаузского этноса, а через десять лет их назвал болгарами, говорящими по-турецки?! Эта его "теория" ничем не отличается от теории некоторых болгарских историков, считающих гагаузов отуреченными болгарами, сохранившими христианство. На протяжении XIX столетия внешняя политика султанского правительства преследовала цель удержать в своих руках захваченные территории, а русского царизма - отрезать как можно больший кусок от этого пирога. Жертвой борьбы двух империй становились народы Балканского полуострова, в том числе гагаузский этнос. К концу правления императора Александра II 1818-1881 гг. Им потребовалось 30-35 лет, чтобы превратить Буджак в крупный колонистский регион юга царской России. Обособление Буджака в качестве особого района Бессарабии вплоть до конца XIX столетия в значительной мере определялось его пограничным положением.

По политическим мотивам царское правительство открыто превратить Бессарабию в военный округ не решалось. Перед ним стояла задача как можно быстрее освоить пустовавшие в Буджаке земли и создать здесь имущественно крепкие крестьянские хозяйства, чтобы, как писал русский генерал Козачковский, довольно сильная русская армия "могла содержаться сим народом". Решить эту задачу царским властям удалось. В 20-30-х годах XIX в. К середине XIX в. В их пользовании находилось свыше 763 тысячи гектаров земли. В общей численности колонистов доля гагаузов и болгар составляла 80-82 процента. Болгар было больше, чем гагаузов. Во второй половине XIX столетия на социально-экономическое развитие поселений гагаузов и болгар негативное воздействие оказали Крымская война 1853-1856 гг.

Гагаузы, как и вся многонациональная царская Россия, в начале XX столетия на себе испытали негативные последствия русско-японской войны 1904-1905 гг. В соответствии с Манифестом 1 января 1874 г. Гагаузы и болгары до этого на 50 лет освобождались от службы в армии. Распространение воинской повинности на переселенцев было встречено крайне негативно. Гагаузские воины приняли участие в самой кровопролитной битве русско-японской войны 1904-1905 гг. Поражение русской армии здесь имело большое значение для исхода войны в поль-зу Японии. В Мукденском сражении русские потеряли 89 тысяч человек, в том числе около 30 тысяч пленными. Среди убитых и пленных были и гагаузы, молдаване, болгары. Горе гагаузского народа, терявшего своих сыновей, нашло отражение в фольклоре.

В одной из песен гагаузская девушка Тудорка оплакивает погибшего в Мукденском сражении возлюбленного: «Огненные твои пули убили моего возлюбленного». Гагаузские юноши воевали также в Порт-Артуре и Манчжурии. Память об этой войне нашла отражение в балладе "В Порт-Артуре стреляют пушки". В ней есть такие строки: В Порт-Артуре пушки стреляют, От выстрелов земля затряслась. Царь Указ издал, Командиры приказали: Когда кончатся пули, Хватайте камни! На ней высечены строки: "Вечная память героям, павшим за Царя и Отечество". Стараясь, тело удержать в седле Наездники лицом о гриву трутся. Один наездник видимо богат, Но уважение к нему не из-за денег, Коль дружен с кем-то - дружбе он гарант, Как лодке перед бурей родной берег. И тают, словно воск сердца девиц, Когда встречают его пылкий взгляд; Готов взлететь, не ведая границ, Его рысак - арабский Комур - ат.

Удар, ещё удар по меди, Отпущены поводья, кони вскачь, Как будто не бегут, летят к победе, К решенью седоками их задач. Но Комур - ат сегодня всех быстрее, Хозяину его сам чёрт, как брат. Вот лента финиша коснулась его шеи. Так пусть же будет город здесь Комрат В честь этого коня, что быстр как ветер, Красив собой - Господь шедевр создал: Во лбу луна и будто майский вечер Цветенье яблони по телу разбросал. Построим храм, чтоб город жил здесь вечно, Чтоб прихожанин мир мог обрести, А что над входом голова Предтечи, Так Иоанн у Бога был в чести. Что голова отделена от тела, То символ гагаузов носит храм: Ведь гагаузов отделила вера От мира тюркского, несущего Ислам. Случаи перехода в ислам среди них не известны, не наблюдалось. Это подтверждено примером катастрофы 1922 года, когда большая часть гагаузов была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами.

Предки Гагаузов — скотоводческие племена, которые пришли из южнорусской степи, обосновались на морском побережье северо-восточной Болгарии и приняли христианство в XIII в. Несмотря на преданность христианству, которая укоренилась среди них за полтора века до турецкого завоевания, гагаузы только поверхностно понимали основную догму религии. До XX века практически не было книг на родном языке. Они пользовались алфавитом и книгами тех народов, на территории которых жили. В 1904 году, Протоиерей Михаил Чакир ходатайствовал перед архиепископом Владимиром, о разрешении Синода печатать на гагаузском языке религиозную литературу и выпускать газету. Разрешение было получено. С 1907 года верующие читали Слово Божье на родном языке. Деятельность Михаила Чакира современники сравнивали с культурным подвигом Кирилла и Мефодия. Он заботился и о том, чтобы церковные службы для жителей гагаузской национальности, велись на гагаузском языке.

Первым из гагаузов, кто осознал важность издания и распространения литературы на гагаузском языке, был гагаузский священник Михаил Чакир. Комратское восстание — Комратская Республика Отправной точкой революции стал день 9 января 1905 г. Участником восстания на броненосце «Потемкин» был уроженец Комрата, матрос Д. События первой русской революции вызывали живой интерес у жителей Комрата. Они горячо обсуждали животрепещущие вопросы о земле и свободе людей труда. В Буджаке эхо русско-японской войны и революционного движения в центральных районах царской России отозвалось Комратским восстанием январь 1906 г. Главными требованиями восставших были: «Не допустим больше призыва наших мужчин в царскую армию! Выдержка из постановления крестьян гагаузского села Дмитровка Украина , принятого на сходе, гласит: «передать всю землю в распоряжение всего народа бесплатно». Восставшая Гагаузия требовала также выборности всех администраторов и чиновников, уравнения всех граждан перед законом, отмены смертной казни, созыва Учреди-тельного собрания и т.

Сохранившиеся архивные материалы свидетельствуют, что наибольшим доверием крестьян пользовался уроженец Комрата, студент Харьковского технологического института Андрей Галацан. Его зажигательные речи находили отклик в душах крестьян, измученных беспросветной нуждой. В связи с накалившейся обстановкой в Комрате власти решили арестовать в ночь на 8 января главного «возмутителя спокойствия» А. Конные стражники ворвались к нему в дом и тайно увезли его из села. Однако произошедшее событие вызвало обратную реакцию: оно ускорило восстание. Они разоружили и арестовали всех представителей власти и освободили Андрея Галацана. После чего был избран волостной комитет, в состав которого вошли А. Галацан, П. Георгиев, А.

Митиогло, П. Николаев и другие активные члены движения. Новый орган принял решение о конфискации помещичьих земель и раздаче их крестьянам, уничтожил долговые расписки, вынес решение об отмене всех налогов. Комитет принял решение о прекращении мобилизации людей в царскую армию. Был создан рабочий орган по охране края, состоявший целиком из деревенской бедноты. Так началось Комратское восстание крестьян 5-10 января 1006 г. О событиях, происходящих в Буджаке, стало известно в других регионах Российской империи. Объявлена автономия. Власти низложены и арестованы.

Однако силы восставших и властей были неравными.

Рассказ о дедушке Прищиц О. Что я помню о своём дедушке, так это то, что он был очень трудолюбивым и добрым!

Дедушка покинул этот мир, оставив, детей, внуков, правнуков и очень теплые воспоминания о себе.

Не мигрировавшая в Бессарабию основная часть гагаузов в дальнейшем была разделена в границах исторической Добруджи между Румынией и Болгарией и постепенно была ассимилирована в румын и болгар соответственно. XX век: Январь 1906 г. Большая часть гагаузов находилось на её территории 1941—1944 гг. Территория Бессарабии входила в состав Румынии. Меньшая часть гагаузов до сих пор проживает на территории современной Болгарии в районе Южной Добруджи, но молодое поколение разговаривает преимущественно на болгарском языке. После поражения Османской империи в войне с Россией 1877—1878 годов Болгария получила право административной автономии в составе Османской империи.

Статистика населения гагаузов в г. Варна и её окрестностях до 1878 года: В 1871 г. В 1876 г. Иречек пишет, что по всему району, прилегающему к Варне, количество дееспособных мужчин платящих налоги 21 359 человек, и большинство из них гагаузы.

Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

СЕВЕРООСЕТИНСКИЕ ГАГАУЗЫ

Эти ремесла передаются из поколения в поколение и являются одной из гордостей гагаузского народа. Гагаузы также бережно хранят свои традиции и обычаи. Один из наиболее известных обычаев — это свадебная церемония, которая включает в себя множество ритуалов и традиций, связанных с заключением брака. Кроме того, гагаузы также отмечают различные национальные праздники, такие как День Гагаузии и День Рождения Автономии Гагаузии. Важным элементом гагаузской культуры является также национальная кухня. Гагаузы готовят разнообразные блюда, основанные на мясе, овощах и сыре. Одним из наиболее известных гагаузских блюд является плов, который готовится из риса с мясом и специями.

Одна из научных гипотез полагает, что гагаузы — потомки средневековых тюркских кочевых племен печенегов, тюрок-огузов, половцев и других исчезнувших народов, волнами накатывающихся на юго-восточную Европу из южно-сибирских, среднеазиатских и прикаспийских степей. В процессе миграции, особенно после татарско-монгольского нашествия на Восточную Европу, предки гагаузов откочевали через северно-причерноморские степи в равнинные районы Северо-восточной Болгарии и нижнего Подунавья. Гагаузы относятся к индоевропейской семье народов. По языку гагаузы причисляются к огузо-булгарской группе юго-западного ареала распространения тюркских языков. Гагаузы — народ христианского вероисповедания, однако учитывая крепнущую экономическую и культурную связь Молдовы с Турцией, выражающиеся в том числе в усилении миграционных процессов в Европу и на Восток, некоторая часть населения, с том числе и гагаузы, принимает Ислам. Абу Имран Асаад аль-Асари, талиб уль-ильм, который живет в Молдове и активно занимается призывом к Исламу и уже преуспел на этом поприще, склонив к принятию ислама несколько сотен молдаван. Официальная численность мусульман Молдовы около 1,5 тыс. Но, я думаю, эта цифра несколько занижена и не отражает реальной действительности. До недавнего времени ислам в Молдове не был признан на официальном уровне, из-за чего правоохранительные органы Молдовы препятствовали проведению коллективных молитв и подобных мероприятий. Мусульманская община Кишинева впервые пыталась пройти регистрацию в 2000 г. Впоследствии верующие обращались в судебные органы Молдовы и в Международный суд по правам человека в Страсбурге. Молдова - единственная из стран СНГ, в которойИслам не был признан официально. В середине марта 2011 года Министерство юстиции Молдовы легализовало Ислам и зарегистрировало Исламскую лигу, которая стала первой в Молдове официальной религиозной организацией мусульман. К сожалению, это радостное для местных мусульман событие было впоследствии омрачено тем, что стало поводом для различных, прежде всего политических, спекуляций на настроениях населения, а также нагнетания паники и межконфессионального напряжения. Вместо того, чтобы развивать плодотворное сотрудничество во имя мира и наилучшего вклада в развитие и благополучие общества, православное население страны стравливается с горсткой проживающих в ней мусульман, искусственно раздувая межконфессиональный конфликт. Однако несложный анализ аргументов, которые используются для нагнетания недовольства и паники среди населения, дает возможность увидеть, что доводы, всколыхнувшие и держащие в напряжении несколько миллионов человек по всей стране, не выдерживают никакой критики.

Это заметно и во внешних, физических чертах гагаузов. Филогенетический анализ Y-ДНК указывает на наибольшее родство гагаузов с болгарами и другими балканскими народами. Детальное исследование гаплотипов выявило некоторые связи гагаузских и турецких ветвей, что даёт некоторое подтверждение сельджукской [10] гипотезе. Лингвистические особенности[ править править код ] Логично предположить, что объединяющими факторами становления гагаузов как народа были тюркский язык и христианская религия, которые и отличали их от остальных жителей Балкан. Авторы исследования также выдвигают гипотезу, что тюркский язык является заимствованием, а предки гагаузов — это коренные жители Балкан [11]. История[ править править код ] В связи с тем, что на сегодняшний день не найдено исторических документов, датирующихся ранее XIX века, где бы упоминалось название гагаузского народа, история гагаузов до сих пор является предметом спора у историков. Ниже приведены основные предположения: XIII век 1259—1320 — период христианизации предков гагаузов на Балканском полуострове , оказавшейся возможным главным образом в результате многолетней миссионерской деятельности легендарного Сары Салтыка , который в различных балканских легендах отождествляется с такими христианскими святыми, как святой Георгий , святой Илья , святитель Николай , святой Симеон , святой Наум или святитель Спиридон. XIV век 1320—1347 — предки гагаузов находились в независимом болгарском Карвунском княжестве под предводительством тюркоязычного христианина кыпчакского происхождения Балык Бей. Карвунская земля Karvunum Terra находилась на северо-востоке сегодняшней Болгарии с центром в городе Карвуна. XIV век 1347—1400 — гагаузы в независимом болгарском Добруджанском княжестве под предводительством Добрича сына Балыка , а после него c 1386 года Иванко сын Добрича.

По одной из версий, это искажённое тюркское слово «гёк-огуз», что означает «синие» или «небесные» огузы. Впрочем, у самих гагаузов популярна версия, согласно которой их этноним образовался от слияния слов «гага» «клюв» или «нос» и «уз» «прямой». Дескать, сколько этот нос или клюв ни гни, он всё равно остаётся прямой. Так и гагаузы: всегда идут своим путём. Внешность гагаузов На вид гагаузы мало отличаются от болгар , молдаван , южных украинцев, хотя иногда похожи на татар или турков. Они выраженные европеоиды, генетически имеют много общего с македонцами и сербами. Гагаузы - где живут и численность Всероссийская перепись населения 2010 года насчитала в России 13690 гагаузов, которые в основном компактно проживают в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии. В Московской области насчитывается 1,5 тысячи гагаузов, в Москве — 1,2 тысячи. По данным Переписи населения 2020 года - 9272. Всего в мире живёт 250 000 гагаузов. По переписи населения 2004 года, в Молдове насчитывалось 147,7 гагаузов, в том числе 128,6 тысячи — в Гагаузии. На Украине насчитывается более 30 тысяч гагаузов, из них более 27 тысяч проживают в Одесской области. Язык гагаузов Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков. Существуют центральный чадырлунгско-комратский и южный вулканештский диалекты гагаузского языка. Южный — более архаичный и сохранил больше черт тюркских языков. До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. В настоящее время гагаузы пользуются на письме латиницей. Религия гагаузов Большая часть гагаузов исповедует православие. Предки гагаузов, как и все кочевые тюркские народы, по всей видимости, были тенгрианами — то есть, обожествляли Тенгри — небо. Некоторые языческие обряды они сохранили до XX века. Гагаузы - происхождение Болгарский историк Г. Димитров в начале XX века насчитал 19 различных гипотез о происхождении гагаузов. У известного исследователя гагаузской этнографии М. Губогло версий оказалось ещё больше — 21.

Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России

Гагаузы проживают в Молдове (153,5 тыс. человек), на Украине (31,9 тыс. человек), в России (10,1 тыс. человек). Потому что в Гагаузии есть церковь, гагаузы — патриархальный, верующий народ. На юге Молдовы живут гагаузы. На юге Молдовы живут гагаузы. Гагаузия тем и отличается от других новых национальных образований, что смогла получить автономию исключительно мирным путем, хотя гагаузы – темпераментный народ, и отличительной чертой каждого гагауза считается взрывной «кавказский» характер. Гагаузский правозащитник, основатель движения «Гагауз халкы» («Гагаузский народ») Иван Бургуджи сказал «НГ»: «Необходимо неукоснительно соблюдать требования норм Конституции РМ об особом правовом статусе Гагаузии.

Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками?

В марте Гуцул прибыла в Москву вместе с председателем Народного собрания автономии Дмитрием Константиновым. Тогда состоялись встречи с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко и другими представителями власти России. Также Гуцул стала гостем Всемирного фестиваля молодежи в Сочи, на полях которого встретилась с президентом России Владимиром Путиным.

Что я помню о своём дедушке, так это то, что он был очень трудолюбивым и добрым! Дедушка покинул этот мир, оставив, детей, внуков, правнуков и очень теплые воспоминания о себе. Он был пример во многом!

Согласно закону об административно-территориальном устройстве, территория Гагаузии Гагауз Ери делится на долаи районы — Комратский, Чадыр-Лунгский и Вулканештский, а также города и села коммуны. В 1999 году , после проведения административной реформы, АТО Гагаузия окончательно закреплено в конституции Молдавии [3]. В последние годы значительную помощь Гагаузии оказывает Турция. За счёт средств, поступивших из Турции, была построена система водоснабжения, позволившая в большой степени снять проблему обеспечения качественной водой жителей населенных пунктов всего юга Молдавии. Также был открыт молдо-турецкий лицей в Чадыр-Лунге, выпускники которого, в дальнейшем, имеют возможность продолжать учёбу в лучших турецких университетах [4].

Избранный в 2023 году башкан Гагаузии Евгения Гуцул среди девушек-подростков в национальной одежде автономии Со второй половины 2000-х годов молдавско-гагаузский конфликт вступил в новую фазу. География Гагаузия расположена в южной части республики Молдова на территории Буджакской степи, которая является частью южно-молдавской равнины, с высотами не более 200 м над уровнем моря и развивается в разрезе нижней Молдавии, между устьями рек Днестр и Дунай — Прут. Территория степи характеризуется широкими долинами, склонами и многочисленными оврагами. Рельеф региона характеризуется степями и небольшими возвышенностями, а так же множеством рек, протекающих в южном направлении: Ялпуг, Ялпужел, Лунга и Лунгуца, пересыхающих в летний сезон. Как и Молдова, Гагаузия находится в Карпатской сейсмической зоне. Площадь сельскохозяйственных земель составляет около 150 000 гектаров. В основном, встречается чернозём, что благоприятно воздействует на аграрный сектор Гагаузии [8]. Климат Климат республики умеренно-континентальный, характеризуется относительно короткой умеренно теплой зимой и продолжительным жарким летом. Положительными факторами климата являются обилие света и тепла, большая продолжительность теплого периода и относительно мягкая зима, отрицательными — засухи и большая изменчивость погоды, особенно весной. Продолжительность солнечного сияния составляет 2060-2350 часов в год.

Среднее годовое количество осадков составляет около 350-370 мм, что относит Гагаузию к зоне недостаточного увлажнения [9]. Территория автономии очень часто подвергается воздействием ветров, геотермальный коэффициент 0,7-0,8.

Однако легализация Ислама как раз поспособствует тому, чтобы консолидировать мусульман республики, дать им возможность получать достоверные знания о своей религии, чтобы их не могли, используя подложную аргументацию, завербовать различные организации экстремистского толка. И наоборот, загоняя мусульман республики в подполье, теряется любая возможность централизованно доносить до верующих истинные, подтвержденные Кораном и достоверной Сунной знания об Исламе и видеть, что занимает их умы и настроения и какие идеи взращиваются на благодатной ниве умов молодежи.

Поэтому, в целях координации и плодотворного и взаимовыгодного взаимодействия с проживающими на территории республики мусульманами у последних должна быть возможность легально исповедовать свою религию и создавать представительские органы для плодотворного сотрудничества с остальной частью населения. На защиту мусульман встало гражданское общество. Вновь всплыла тема прав человека. Ведь в Молдове зачастую говорят о демократии, о правах всех людей, но только как о приоритете большинства.

Здесь часто сталкиваются с ситуацией, когда говорят, что права имеют все граждане, но преимущество остается за большинством. Это неправильно для страны, которая стремится в Европу. И это тот самый случай, когда традиционная христианская толерантность смешалась с опаской к чужой религии. Ведь большая часть последователей ислама в Молдове - 17 тысяч из 20-ти - это приезжие: студенты, аспиранты, бизнесмены.

Впрочем, приезжие арабы и турки на жизнь в Молдове не слишком жалуются. Строить мечети мусульмане Молдовы сейчас не планируют. Или пока об этом публично не заявляют. Ведь это может вызвать новую волну недовольства.

Сами мусульмане к повышенному вниманию относятся спокойно. Но все-таки надеются, что со временем православное общество привыкнет к своим новым соседям.

Гагаузы: что за нация и где они живут?

83,8%, болгары - 4,9%, молдаване - 4,7%, русские - 3,2%, украинцы - 2,5%, другие - 0,9% (по результатам переписи населения 2014 года в Молдавии). Молдавские гагаузы очень не хотя повторить судьбу своих собратьев в других балканских странах, где из-за тюркофобии их преследовали. Приднестровская Молдавская Республика, где проживает 475 тыс. человек (из которых 360 тыс. имеют гражданство Молдавии) появилась в 1990 году, отделившись от Молдавии во время гражданской войны. Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова. Власти Гагаузии решили прорвать экономическую блокаду, устроенную правительством Молдавии. Гагаузия на карте.

Северо-Осетинский информационный портал «REGION15.RU».

Власти Молдавии оказывают давление на главу Гагаузии Евгению Гуцул, поскольку она мешает планам Кишинева по объединению с Румынией и сотрудничает с оппозиционером Иланом Шором, который выступает за сближение республики с Россией. последние известия. последние известия. Автономное территориальное образование Гагаузия — на онлайн карте c фотографиями и планированием маршрутов.

Гуцул рассказала, в каком случае Гагаузия обратится к России

СЕВЕРООСЕТИНСКИЕ ГАГАУЗЫ Большинство гагаузов проживает в Молдове, где они составляют около 4% населения страны.
Краткая история гагаузского народа - TuranToday В Молдове гагаузы составляют около 4% населения и в основном проживают в автономной территории Гагаузии, которая расположена на юге страны.
МИР для автономии: как Россия оказывает поддержку населению Гагаузии Республика Гагаузия трансформировалась в Автономное образование Гагаузия — Гагауз Ери.
Буджакский историко-этнографический регион и гагаузы Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной.
ИСТОРИЯ - СОЮЗ ГАГАУЗОВ Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной.

Сергей Гайдаржи: Гагаузы — горячий народ, который всегда за себя постоит

Большинство гагаузов проживает в Молдове, где они составляют около 4% населения страны. И только мы Гагаузы не правильные в глазах у Санду. Напомним, что население Гагаузии составляет около 135 тысяч человек и состоит в основном из тюркоязычных переселенцев с Балканского полуострова, однако русский язык по-прежнему считается там одним из официальных наряду с гагаузским и румынским. Гагаузы — потомки древних тюркоязычных народов, предположительно огузов, живших в степях Монголии и Центральной Азии до XI столетия. Республика Гагаузия трансформировалась в Автономное образование Гагаузия — Гагауз Ери. Потому что в Гагаузии есть церковь, гагаузы — патриархальный, верующий народ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий