Впрочем, Масленицу пока все же не отменяют и не запрещают. Ее совершенствуют при помощи запрета. именно тогда появилась главная идея — обуздать неподатливый огонь и сделать его соавтором каждого произведения. Днём народ ходил в баню, а вечером приходили на площадь провожать зиму и встречать весну – то есть смотреть, как жгут чучело Масленицы, смастерённое в начале недели. Чучело Масленицы — огромную соломенную бабу — в начале Масленой недели встречали с величальными песнями, возили в санях, катали с горок. Масленичная неделя, как отметил священник, достаточно гармонично вписалась и в православные традиции.
Когда сжигать чучело зимы в 2023 году
Сжигать чучело Масленицы — обычай, который восходит к народному обряду начала нового годового цикла. В этом году Масленицу отмечают с 20 по 26 февраля. 25 февраля в парке Никола-Ленивец в Калужской области по местной традиции сожгут арт-объект — 19-метровую «Четвертую стену» с секретной капсулой внутри. В последний день масленичной недели обязательно сжигают чучело, набитое соломой. рассказывает о днях масленичной недели, повествуя о том, что принято делать в каждый из них. Наши предки считали масленичную неделю крайне важным временем: именно Масленица определяла то, как пройдет следующий год, богатым ли будет урожай, а также ждет ли всех домашних счастье грядущей весной. Где и что жгут на Масленицу рассказываем вот тут.
Как называются дни масленичной недели и что принято делать в каждый из них?
На этой неделе в России отмечают Масленицу. Всего в этом году в Костромской области будет работать 52 площадки для масленичных гуляний – с ярмарками, песнями и хороводами. Но в абсолютном большинстве случаев, чтобы сжечь «ветхое», не требовалось делать чучела: в Новгородской губернии, например, пучок соломы на шесте и есть Масленица, которую жгут. Вчера в Камызякском районе завершили праздновать Масленичную неделю, последний день седмицы ознаменовался рядом ярких праздников.
Почему в последний день Масленицы нужно просить прощение, объяснил священник
На этой неделе в России отмечают Масленицу. Чучело, которое жгут во время праздника Масленицы, — символ сил древней богини смерти и холода Мораны. Масленичная неделя завершается Прощеным воскресеньем, когда сжигают соломенное чучело Масленицы – символ зимы. Вчера в Камызякском районе завершили праздновать Масленичную неделю, последний день седмицы ознаменовался рядом ярких праздников.
Масленица 2023: почему на Масленицу сжигают чучело?
Эту Масленицу жгли. Масленица всегда заканчивается сожжением соломенного чучела, но раньше его люди боялись. Масленичная неделя в 2024 году проходит в начале марта. У каждого дня Масленицы (Сырной седмицы) свои традиции празднования. Ставропольский протоиерей Владимир Волков не рекомендует сжигать куклу-чучело в последний день масленичной недели. В православии последний день Масленицы совпадает с Сыропустной неделей, более известной как Прощеное воскресенье [9]. Вчера в Камызякском районе завершили праздновать Масленичную неделю, последний день седмицы ознаменовался рядом ярких праздников.
Зачем на Масленицу жгут чучело: это не просто развлечение
тэги: жечь чучело, масленица, чучело. В этом году Масленицу отмечают с 20 по 26 февраля. 25 февраля в парке Никола-Ленивец в Калужской области по местной традиции сожгут арт-объект — 19-метровую «Четвертую стену» с секретной капсулой внутри. Этот день отмечается накануне начала Страстной недели и напоминает о евангельских событиях, предшествовавших крестному страданию Христа и его Воскресению. кому блинов да маслица? На горах покататься, блинов объедаться! Масленицу провожаем – света, солнца ожидаем! Общество - 26 февраля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Так как на масленичную неделю выпадает День защитника Отечества, то некоторые акции будут связаны с участниками СВО.
Как делают и зачем сжигают чучело на Масленицу
Все просили друг у друга прощения, поминали усопших, навещали могилы. А ещё ходили в баню, а всю оставшуюся от гуляний еду сжигали. В завершение дня сжигали и чучело Масленицы, а пепел развеивали по полям для хорошего урожая. Как отмечали Масленицу казаки на Дону? Прежде всего стоит отметить, что изначально чучело на Масленицу казаки не жгли. Традиция пришла намного позже из центральной России и прижилась, видимо, из-за своей зрелищности. Так что даже если чучело, символизирующее зиму, не сжечь, тепло всё равно наступит — проверено. Как же праздновали казаки? Можно сказать — брутально. Жители соседних станиц съезжались на границах, привозили еду и водку, а затем соревновались в джигитовке, стрельбе из ружей и луков, устраивали показательные бои — шермиции — и дрались на кулаках.
Строили снежные городки с высокими башнями, а в их середине ставился оструганный столб с подвешенным на самой вершине призом, до которого могли добраться только самые ловкие. В последний день Масленицы городок брали штурмом. Какие народные приметы существуют на Масленицу? На Масленицу можно и нужно было прибираться. Делали это на Узкую Масленицу, то есть в первые три дня недели. А ещё разбирали вещи; от всего ненужного безжалостно избавлялись — считалось, что это к обновкам. Смотрели на погоду и делали прогнозы иногда кажется, что и сегодня синоптики как-то так предсказывают, что нас ждёт. Считалось, что если на Масленицу холодно, морозно иди дождливо, то весной будет хорошая погода то есть, по сути, при любом раскладе. Если морозы ударили резко — хорошо, не стоит бояться летней засухи.
Сжигание чучела на Масленицу символизирует возрождение после смерти; Фото: РИА Новости Как называется масленичное чучело У масленичного чучела на Руси было много названий. В некоторых деревнях ему давали еще и отчество. Однако издавна называют его женскими именами Марой или Мареной. Существует версия, что чучело получило название от древнего божества, отвечавшего за воскрешение и плодовитость. Сегодня празднование Масленицы носит исключительно развлекательный характер.
Во главе угла стоят вовсе не народные поверья, а желание поесть вкусных блинов: сладких и сытных. А чучело называют Масленой. В случае, если кукла мужского пола, то его называют Маслеником. Ее сопровождала целая процессия, участником которой был ряженый в медведя.
Кроме того, эти крупы имеют более богатый состав полезных веществ, необходимых нашему организму. Не обязательно покупать ПП-муку — её можно легко сделать самостоятельно, измельчив крупу блендером. Ещё один вкусный и полезный вариант — блины с добавлением брокколи или кабачка.
Овощи можно отварить и измельчить в однородную массу, сделав основой теста. Если же вы не хотите усложнять готовку, заверните эти продукты в блин как начинку или положите рядом на тарелку — клетчатка принесёт чувство насыщения и позволит не переборщить с углеводным блюдом. По ссылке рассказали, чем порадовать гостей, кроме блинов: Что приготовить на Масленицу, кроме блинов? Рецепт рыбного плова и ленивой шарлотки Три идеальные и питательные начинки для блинов — натуральный йогурт без добавок, красная икра и ломтик красной слабосолёной рыбы. Обязательно подавайте к ним слайсы свежего огурца — так вкусы раскроются ещё ярче, а организм получит клетчатку. Когда очень хочется сладких блинов, можно полить их обычной сгущёнкой — если не пытаться съесть всю банку топпинга за раз, фигура не пострадает. Но ещё лучше смешать одну ложку сгущёнки с тремя ложками йогурта.
Это значительно снизит калорийность приёма пищи и сделает его более сбалансированным. Также можно использовать нежирную сметану или умеренное количество мёда. Отлично дополняет блины и домашний джем из замороженной земляники или других ягод. Мы уже рассказывали про масленичные традиции. Остановимся подробнее на взбирании на столб. Даже для развлечений на праздники требуется хорошая физическая подготовка, без неё отдых и веселье могут обернуться неприятными последствиями в виде травм и ушибов. Но если грамотно подойти к тренировкам и держать фокус на цели, успех неизбежен.
Андрей Нагибин лидер спортивного движения «Уличная Атлетика» «В Сети много видео с покорением столба на масленичном гулянии. Удивительно, но эта забава подвластна не только мужчинам и детям, но и женщинам и даже пожилым людям.
Сырную седмицу искоренить не удалось и в последующие десятилетия. Народ даже после Великой Отечественной войны если и не проводил неделю в мясопустном посте, то на родительскую субботу пёк блины, всю неделю жёг костры, а то и чучело сжигал и палил ветошь, а в Прощёное воскресенье, подражая египетским отшельникам пустыни, просил прощения у всего честного люда и посещал украдкой церковь вместо деревенских клубов. В начале 1960-х годов вышло указание партии возглавить эти стихийные процессы народной жизни и проводить Масленицу официально в рамках «безрелигиозных» сезонных мероприятий.
Именно тогда праздник получил официальное название «Проводы русской зимы». Масленица в СССР стала массовым городским гулянием, который организовывали работники культуры. Они пользовались готовыми методическими материалами, утверждёнными научной цензурой. В советское время активно внедрялась в массовое сознание идея двоеверия русского народа. В ход пошли работы Александра Афанасьева конца XIX века, с подачи которого утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом.
Понятно, что в советскую пору активно писали не о Солнце Правды в христианском представлении, а о боге Солнца Яриле. В ход пошла и дореволюционная статья священника Симеона Нечаева за 1874 год, который наблюдал в белорусском селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии праздник, именуемый Комоедицей. Он связывал это название с обычаем печь накануне Благовещения гороховые комы и угощать ими медведя в лесу. Это единственное достоверное письменное свидетельство о Комоедице, которое удалось найти! Однако название на полном серьёзе подхвачено в исследованиях академика Рыбакова, который возвел этот локальный местячковый обычай ко временам каменного века и связал с охотничьим культом медведя, в образе которого учёные мужи увидели скотьего бога Велеса он же Ком.
Был еще профессор Лев Клейн, который оправдывал в народных гуляниях появление шутов гороховых, связывая название Комоедица с греческим словом «комедия» «комедица». В эту же пору активно обсуждались версии о том, что сжигание соломенного чучела Масленицы — это сжигание Морены Мораны от слова «мор» — языческой богини смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Советский фольклорист Владимир Пропп увидел в этом празднике аграрные культы, стимуляцию плодородия. О Масленице как аграрном празднике с рудиментами язычества писали многие исследователи.
Скорее всего, это были искренние попытки ученых реконструировать напрочь забытое славянами язычество по сохранившимся в летописных сводах именам кумиров и идолов и крайне скудным описаниям их культов в христианских письменных источниках чуть ли не домонгольского периода, а также по скифо- и дако-сарматским археологическим памятникам. Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что до XV века богиня по имени Морена Морана у славян в источниках не встречается. Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянских исследователей мифологии и некоторых славянских писателей». В списках кумиров и идолов, которых уничтожали христиане, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре, Морене, Мароне как о богинях, которым поклонялись язычники.
Масленица: как гадать на блинах, зачем жечь чучело и обязательно ли устраивать драку
После этого его сжигали, иногда — топили в проруби или разрывали на части. Считалось, что вместе с уничтоженным чучелом, олицетворявшим уходящую зиму, люди избавляются от невзгод и напастей, которые сопровождали их в прошлом. В огонь, в котором сжигали Масленицу, бросали старые вещи, чтобы все дурное осталось позади. Костер также символизировал жар земли, пробуждающейся ото сна. Согласно народному поверью, он должен быть большим и высоким: чем он выше, тем удачнее ожидался год. Вокруг костра славяне устраивали хороводы, при этом громко пели и веселились, чтобы разбудить спящую весну. А чтобы высшие силы были благосклонны к крестьянам и послали им хороший урожай, пепел после сожжения чучела раскидывали по полям.
Оставлять его было дурной приметой, поскольку полагали, что тогда урожай будет плохим, а внезапно наступившие холода могут уничтожить новые посевы. Впрочем, у некоторых народов было принято развеивать пепел по воздуху. Этот обряд представлял собой символическое жертвоприношение высшим силам. Примечательно, что в старину, когда праздник длился не 7, а целых 14 дней, за это время устраивали несколько ритуальных поджогов соломенного чучела. Этот старинный обычай, пускай и в измененном виде, сохранился до сих пор.
RU Для персональных проводов зимы вам понадобится деревянный крест, мешок соломы, факел и огнетушитель. В понедельник, 11 марта, стартовала масленичная неделя, закончится она 17 марта массовым сжиганием чучел.
Если вы хотите устроить свои собственные проводы зимы, например в сугробе перед подъездом, то стоит подготовиться заранее. Не будьте слишком серьезными, праздник все-таки. Сжигая чучело Масленицы, вы не только провожаете длинную уральскую зиму, но и избавляетесь от бед и напастей. Акт сожжения символизирует обновление. После этого пепел нужно развеять по полям, чтобы был хороший урожай. Главная задача — сделать хорошо горящее чучело и не устроить пожар. Ниже — пошаговая инструкция.
Выбираем образ Фото: архив 66. Издревле чучела одевали в старые, ветхие и рваные костюмы, иногда использовали шубы с мехом наизнанку. Ведь избавляясь от хлама, избавляешься и от прошлых бед. Да и не так жалко. Глаза, брови и нос рисовали с помощью угля, а для губ использовали свеклу. Сейчас все зависит от вашей фантазии.
Молодых людей ставили к столбам и заставляли целоваться, осыпали снегом, катали на санях, забрасывали на счастье лаптями. В среде по традиции зять приходил к теще на блины. Женщина готовила угощение, чтобы мужчина хорошо обращался с ее дочерью.
В четверг в деревнях начинались народные гуляния: устраивались кулачные бои и катания на лошадях, люди прыгали через костры, проходил штурм снежного городка. Девушки и женщины водили хороводы, пели песни. В некоторых селениях дети колядовали, в ответ им дарили блины и сладости. В пятницу теща приходила с ответным визитом к зятю. В субботу гостей в своем доме ждали молодые невестки. Женщины готовили родственникам подарки. А в воскресенье все просили друг у друга прощения — за что его стали называть Прощеным. Также поминали умерших родных и ходили на кладбища. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли.
В конце праздника топили в проруби или сжигали чучело Масленицы, а пепел рассыпали по полям. В костер бросали ненужные, старые вещи и обувь, чтобы очистить жизнь от тревог и бед и впустить в нее все только новое и хорошее. Прощание с Масленицей завершалось в Чистый понедельник, когда было принято ходить в баню, чтобы очиститься от всех грехов. Читайте также: Масленица 2023: какого числа, 20 предсказаний и верных примет Масленица 2023: что нельзя делать и можно Вокруг этого праздника сложилось много примет.
Обычай сжигания чучела на Масленицу, который символизировал похороны холода и скорый приход весны, восходит к языческим временам. То есть всенародное сжигание чучела зимы на костре символизировало ежегодное обновление, а сам процесс сопровождался весельем, песнями и танцами. Кстати, от силы костра зависело, когда придет весна, а пепел развеивали по полям, чтобы урожай в будущем году был хороший.
Соответственно, чучело на Масленицу делали из дерева и соломы, чтобы оно лучше горело. Люди с нетерпением ожидали всякий раз обряда сжигания чучела на Масленицу, так как считали, что сгоревшее на масленичном костре из пепла переродится в новое и гораздо лучшее. В костер также бросали старую непригодную одежду, сломанные вещи и прочее, потому что верили, что все это к ним вернется в обновленной форме. По традиции чучело создается в первый день Масленицы, а в последний день масленичной недели, который называется Прощеное Воскресенье, устраивались проводы-похороны, то есть обряд сжигания. В этот день по традиции парни впрягались в сани, установив на них чучело, и провозили его в сопровождении толпы деревенских жителей через всю деревню, а потом проводили ритуал сжигания. После того, как от чучела оставался только пепел, молодежь прыгала через догорающий костер. Следует отметить, что сжигали на кострах самые разнообразные чучела.
Надоела зима? Сожги ее, разорви или утопи
- Бессмысленнее действо на грани хулиганства
- Когда отмечают Масленицу
- Вход в личный кабинет
- Мотивируем агрессию?
Как называются дни масленичной недели и что принято делать в каждый из них?
Среда — лакомка. В этот день зять приходил к теще на блины. Четверг — разгуляй. С этого дня начиналась широкая Масленица. Народ катался с горок, устаивали кулачные бои, соревнования, прыжки через костры. Главное действо — штурм и захват снежного городка. Пятница — тещины вечерки. В этот день с ответным визитом теща приходила в гости к зятю на блины, испеченные его женой.
Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки к себе в гости приглашали золовок и других родственников мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг. Воскресенье — проводы. Это Прощеное воскресенье и проводы зимы. Люди просят друг у друга прощения за все обиды, нанесенные вольно или невольно. В ответ на просьбу произносят: «Бог простит, и я прощаю».
Чтобы встретить весну, в этот день сжигают чучело зимы, облаченное в женский традиционный русский наряд.
По мнению отца Владимира, гостеприимство это тоже самопожертвование, когда каждый, — даже не очень богатый человек, — может напечь блинов и накормить гостей. Молодецкие забавы Он напомнил, что пост — это не только отказ от продуктов животного происхождения, но в первую очередь это воздержание от увеселений, забав, гуляний.
А вот день, когда можно вдоволь позабавиться — это как раз Прощёное воскресенье. Иеромонах Владимир заверил, что все традиционные молодецкие забавы обязательно будут организованы в Бердске. Отметим, что штурм снежной крепости в 2023 году пройдёт на площади Горького, там же, где развернутся все основные гуляния.
Не каждый сам за себя, а все вместе. Если мы сплотимся, то сможем победить Сжигание чучела В последний день Масленицы принято сжигать чучело — это символизирует переход от зимы к весне. Однако отец Владимир отмечает, что это церковная традиция, связанная с покаянием.
Украсить душу смирением, уважением. А такие пороки, как гордость, злопамятность, осуждение, зависть — отринуть.
И в это время ты идешь в храм, уже тема покаяния звучит, прощения друг у друга.
И когда ты идешь в храм, ты видишь, как другие отрываются, радуются, у них там чучело недавно сгорело, шашлыки пожарились, блины недоеденные. И ты понимаешь это яркое противоречие между православным пониманием этого времени и пониманием светским», — говорит отец Александр. В Масленицу существует традиция ходить друг к другу в гости.
У православных это делается не для того, чтобы наесться блинов, а чтобы попросить прощения у ближних, примириться с ними и правильно войти в Великий пост. Если фундамент неправильный, пост пойдет не так, как нужно. Если ты начинаешь поститься озлобленным, тебе это не поможет, говорит священнослужитель.
Это не прощение и не покаяние. Когда мы просим прощения, мы проводим работу над самим собой. Человек должен осознать момент, когда он был не прав, и сделать так, чтобы в его жизни что-то поменялось.
Пока православные молятся в церкви, духовно и морально готовятся к наступлению поста, другие с размахом отмечают Масленицу. Получается, если мы не прощаем ближнему своему, то как нас простит Господь? Празднование Масленицы по языческим традициям — грех для христианина.
Особенно если человек понимает, что это язычество. Как католики не празднуют Хеллоуин, а празднуют День всех святых, так же и православные празднуют не Масленицу, а праздную сыропустную неделю. Ты можешь радоваться и веселиться, но должен понимать, что это не неделя, когда ты можешь отрываться так, чтобы даже батюшка перекрестился на исповеди.
Чтобы ты наелся так, чтобы на весь пост хватило, и чтобы Прощеное воскресенье действительно было бы прощеным», — объясняет отец Александр. Сырная неделя у старообрядцев Тем не менее есть блины в это время не грех. Поэтому многие верующие любят в это время их печь, как, например, старообрядка Елена Дудко — прихожанка старообрядческий общины.
В эту неделю любимая традиция семьи Елены Дудко — печь блины Фото: из личного архива Елены Дудко «У нас нет такого понятия, как Масленица. Это неделя моральной и телесной подготовки к посту. Нельзя кушать мясо, поэтому мы едим кисломолочные продукты, чтобы себя насытить на Великий пост, ведь он длинный и сложный», — поделилась Елена.
В эту неделю любимая традиция семьи Елены — печь блины. Она говорит, что даже супруг подключается к процессу и готовит это блюдо по своему собственному рецепту. Сначала взбиваю яйцо, чуть-чуть солю, добавляю стакан крутого кипятка, не прекращая взбивать, чтобы яйцо не сварилось.
Потом стакан молока холодного либо кефир и потом стакан муки.
Далее по тексту раскрывается этимология названия праздника: «В этот день приготовляются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготовляется сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительной пищей, травами; на второе блюдо подается кисель, потому, что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, от чего и самый день получил название комоедицы». Есть и иные версии происхождения названия. Так, академик Б. Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя. По мнению профессора Л.
Клейна, название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских». Название, действительно, может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые «шуты гороховые» стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях. Праздник Комоедицы выглядит локальным, но и у Масленицы с культом Велеса определенно есть связь. Об этом говорит обычай «пробуждения медведя» - инсценировка, которую разыгрывали в один из дней праздника. В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя.
Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки и прутья. Вот тогда «медведь» начинал просыпаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой.
Таким образом, версия о Комоедице, как о предшественнице Масленицы, пусть и не являясь документально подтвержденной, все же представляет интерес для дальнейших исследований. Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела. Существует несколько версий происхождения этого обряда. Наиболее распространенная и популярная версия — славяне сжигали чучело Морены Мораны , богини бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы.
Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом. По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу. Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную. Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в.
Нет и упоминаний о культе этой богини. Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей». Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах. В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники». Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы.
Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти. Таковой она становится в 18 в. Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи. Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника.
Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста. Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти. Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти.
А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу. Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности. Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти.
Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай.
Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи. Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия. Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин.
Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас. Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас. Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы.
А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер.