1946 — сокращенный вариант для «Русского балета Монте-Карло», Раймонда — А. Д. Данилова, Нью-Йорк. Краткое содержание: дйствие балета происходит в средневековом Провансе. Прелестная Раймонда, живущая в замке пожилой тетушки, обручена с венгерским рыцарем-крестоносцем Жаном де Бриеном. это балет в трех действиях, четыре сцены с апофеозом, хореография Мариуса Петипа на музыку Александра Глазунова, его. «Раймонда», Театр оперы и балета, балет в Астрахани. Расписание и покупка билетов онлайн. В балете противопоставлены два мира: полный достоинства и рыцарского благородства мир Раймонды и Жана де Бриена и варварский мир необузданных эмоций Абдерахмана и его свиты.
Балет "Раймонда" в Большом театре
Источником ему послужили опыт и мастерство двух исполнителей, с которых началась школа характерного танца: венгра Альфреда Бекефи и поляка Феликса Кшесинского. Для того чтобы в классических спектаклях народные движения не выглядели чересчур фольклорно, стали изменяться требования — где-то позиция в ногах почище, где-то руками поменьше размахивать. Задача была притушить темперамент и дать больше академизма. В Мариинском театре придумали классы, куда артисты приходили разучивать элементы движения и фрагменты танцев из разных спектаклей. Так складывалась традиция. Школа характерного танца — достояние исключительно русского балета.
Нигде в мире больше нет программы по этому предмету. Конечно, в восточном танце в «Раймонде» мы видим, что это не основано на среднеазиатском хорезме, это в чистом виде фантазия. Причем придуманная очень интересно. Например, колотушки в виде половинок кокосовых орехов на коленках и ладонях, которые стучат друг о друга. Труд по восстановлению был проделан колоссальный.
Какие-то фрагменты «Раймонды» Горского сохранились на видео, какие-то в напечатанном виде — описательно. Мы занимаемся приведением сохранившихся материалов к единообразию. Версия Горского очень отличается от хореографии Петипа.
Вторжение этого чуждого начала в ровно и безмятежно протекавшую жизнь Раймонды становится источником драматургического конфликта. В основе сюжета рыцарская легенда о любви. Романтический сюжет и удачное либретто обеспечили спектаклю большую зрелищность и привлекательность для постановки. Премьера балета состоялась 7 января 1898 года. Вариация четырёх танцовщиков в grand pas Георгий Кякшт, Александр Горский, Сергей и Николай Легат была повторена на премьере по требованию публики, что является редчайшим случаем в мужском классическом танце. Воссозданы оригинальная хореография Мариуса Петипа, костюмы и декорации 1898 года. Глазунов, "Раймонда" М.
Александрова, Р. Скворцов 2012 Государственный академический Большой театр.
Постановки Нуриева 1964. Английский Королевский балет для гастролей в Сполетто, Италия. Другие постановки Почтовая марка России из серии «Русский балет», выпущенная к 175-летию со дня рождения М. Петрова в Сиднее Австралия Раймонда — О.
В данном случае музыка и хореография образуют отличный тандем. Они не просто составляют канву композиции, но и, как признаётся прима Большого театра Евгения Образцова, во многом помогают раскрыть артистам своего героя.
Разделил с Евгенией астраханскую сцену её коллега Егор Геращенко. Премьер Большого театра исполнил партию Жана де Бриена. Как признаётся артист, спектакль им изучен через несколько партий. В начале своей балетной карьеры артист играл более массовые роли в постановке, а теперь он исполнитель одной из главных партий.
В Мариинском театре пройдет петербургская премьера балета «Раймонда» в редакции Эльдара Алиева
Прикасаться к классическому наследию — это большая ответственность. Но для Владивостока я уже редактировал «Спящую красавицу», сделал совершенно новую постановку «Корсара», поэтому к «Раймонде» я подходил, уже имея опыт работы с классическим наследием. Все хореографические шедевры «Раймонды» в нашем спектакле сохранены, при этом убраны все длинноты, несколько изменена сюжетная линия. На мой взгляд, она стала более понятной, более последовательной.
Музыку для балета написал юный Александр Глазунов, для которого «Раймонда» стала первым опытом работы с танцем.
Итогом стал спектакль, в котором соединилось всё самое лучшее из наработанного Петипа за его долгую карьеру хореографа в России. С момента премьеры он не сходит с театральных подмостков.
Внезапно появляется возвратившийся из похода Жан де Бриен в сопровождении благородных рыцарей и спасает Раймонду от похищения Абдерахманом. Король предлагает разрешить спор в поединке. Сражаясь, Жан де Бриен наносит мечом смертельную рану Абдерахману. Свита Абдерахмана в панике покидает замок, унося тело своего повелителя.
Раймонда и Жан де Бриен снова вместе и счастливы. О спектакле «Раймонду» Мариус Петипа сочинил на восьмидесятом году жизни, это один из его поздних больших балетов. В нём в незамысловатой истории, основанной на средневековой рыцарской легенде, соединилось всё самое лучшее из наработанного Петипа за его долгую карьеру хореографа в России. Здесь и балетно-детективный сюжет со снами, похищениями и счастливыми освобождениями, и сложная и разнообразная балеринская партия, и противопоставление мужских образов — рафинированного классического Жана де Бриена и страстного остро-характерного восточного Абдерахмана, и огромное количество персонажей, а значит, и артистов, занятых в спектакле, и красочные характерные танцы, и, пожалуй, главная гордость и завоевание Петипа — развёрнутые танцевальные сцены классических ансамблей. Композитор, напротив, начинал свой балетный путь «Раймондой». Спектакль увидел свет на тридцать третьем году жизни Александра Глазунова.
В этом сочинении новичок в балетном жанре, композитор настолько увлечённо использовал свой опыт симфониста, мастера яркого и красочного оркестрового письма, что последующие сочинения для танца «Испытания Дамиса» и «Времена года» не затмили славу «Раймонды», и именно этот балет остался в истории едва ли не самым известным произведением Глазунова. Конфликт в нём строится на противопоставлении двух миров: в полную рыцарского благородства идиллию средневекового замка Раймонды вторгается варварский мир необузданных страстей, олицетворяемых Абдерахманом и его свитой.
В этом году этот спектакль отмечает свое 125-летие, и, что характерно, этот спектакль на сцене Мариинского театра претерпел всего одну редакцию в 1948 году.
Время этого спектакля пришло, я отредактировал его, это новая редакция 2023 года. И я надеюсь, что она найдет достойный отклик у нашей публики", - рассказал журналистам перед премьерой художественный руководитель балетной труппы Приморской сцены Эльдар Алиев.
Балет "Раймонда"
балета в 3 актах Александра Глазунова на либретто Мариуса Петипа. Раймонда • raymonda • bolshoi theatre. Поиск. Смотреть позже. На этой неделе в Астраханском театре оперы и балета будет представлена первая балетная премьера сезона – «Раймонда» Александра Глазунова. Балет «Раймонда» Приморской сцены Мариинского театра. Балет «Раймонда» Александра Глазунова в постановке Юрия Григоровича с участием Ивана Васильева, Владислава Лантратова, Дениса Родькина, Екатерины Крысановой, Анны Никулиной, Семёна Чудина на Исторической сцене Большого театра, 6-8 апреля 2023, Москва. Академический театр оперы и балета имени Шостаковича приглашает на премьеру балета «Раймонда» (12+) Александра Глазунова.
Раймонда (балет)
Но это каркасные конструкции, которые иногда появляются на сцене. Дворец на озере, и при этом озеро во дворце. Привнёс своё понимание, но не вступил в противоречие с идеей произведения. Я работаю в основном с постановщиками школы Большого театра.
Поэтому понимаем друг друга. Предварительно идёт разговор о материале. Для этого и приглашают профессионального театрального художника.
Но, к сожалению, сейчас такая тенденция, которую я наблюдаю в столичных и региональных театрах: режиссёры сами делают декорации, сами придумывают костюмы. Профессиональный театр должен, по-моему, создаваться именно профессиональными людьми, а не просто желающими самовыражаться. Можно привести много подобных примеров.
Профессиональный театральный художник пять лет учится, а шестой год посвящает практике, готовит дипломный спектакль. Это фундаментальное образование. Можно ли говорить о вдохновении, если речь идёт о подготовке к премьере с назначенной датой?
Знание музыки, знание материала, постоянные поиски решения — это и есть вдохновение. В моём понимании. Ждать вдохновения и не пытаться делать наброски и эскизы нельзя в любом случае.
Когда художники говорят, что их работа — результат озарения, я не верю. И уж точно не следует ждать вдохновения учащимся художественных училищ. Надо выполнять работу.
Автором редакции либретто и хореографии выступил художественный руководитель балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра Эльдар Алиев. В соответствии с восприятием публикой театральных спектаклей, с эстетикой, с повышением технического уровня исполнительского мастерства артистов — факторов много. Прикасаться к классическому наследию — это большая ответственность.
Сценаристка Лидия Пашкова с мечом, улыбающийся Александр Горский, первые исполнители спектакля Мариуса Петипа в том числе и сам Горский в позах, эскизы декораций Петра Ламбина 1898 и Константина Коровина 1908 , средневековые миниатюры и легенды о Белой даме, опубликованные в XIX веке, исследования Анны Груцыновой об истории «Раймонды» и Сергея Лалетина о несостоявшейся премьере балета в «Русских сезонах» Сергея Дягилева, комментарии тех, кто имел дело с постановкой Горского — Веры Светинской, Анатолия Кузнецова и Федора Лопухова, сцены из спектаклей Куйбышевского театра, лица и биографии постановщиков новейшей «Раймонды» и поименно артисты труппы — все это каким-то образом уместилось в брошюру Самарского театра. Насколько подробен буклет, настолько же скрупулезно восстановлены в новой «Раймонде» хореография Горского и Лавровского, танцы Лопухова, Петипа, Ширяева — все составляющие московских редакций балета. Тщательному сохранению классического наследия способствовала и работа ассистентов балетмейстера — Юлианны Малхасянц и Алексея Конкина. Можно было бы предположить, что в Самаре с этого момента появится исторический московский спектакль, более полувека радовавший зрителей Большого театра, известный по уникальной видеозаписи и фотографиям звезд — Аделины Джури, Екатерины Гельцер, Марины Семеновой, Софьи Головкиной.
Однако «Раймонда» в редакции Юрия Бурлака не стала московской копией. Благодаря меценату Вячеславу Заренкову масштабную сцену Самарского театра украсили добротные живописные декорации, почти осязаемо-вещественные, реалистично окаймляющие действие густо населенного персонажами балета. Декорации и костюмы создавались Вячеславом Окуневым почти 20 лет назад к спектаклю Николая Боярчикова в Михайловском театре и теперь обрели вторую жизнь в Самаре. Чудесное приобретение декораций было равносильно вмешательству Белой дамы, которое распространялось как будто бы и на сам спектакль. Если не чудом, то чем объяснить и покупку декораций, и найденную в архиве театра партитуру, позволившую музыкальному руководителю постановки Евгению Хохлову без промедления встать за дирижерский пульт и даже раскрыть купюры в сочинении Александра Глазунова. Когда открывается занавес Самарского театра и музыка Глазунова, как небо над Аустерлицем, ошеломляет величественностью, происходящее на сцене выглядит ей контрапунктом: и реалистичные декорации, и передвижения отнюдь не условных действующих лиц. Подобно основоположникам Московского художественного театра, Александр Горский уделял большое внимание подробностям.
Он не только не стал пересочинять историю, но и еще укоротил сюжет. Что было для него вполне логично, ведь удлинение влечет за собой разрастание пантомимы, а он ее всегда не жаловал. Петипа выходил из затруднительного положения, в которое попал по вине слабой либреттистки Пашковой, «танцуя». Григорович принял решение «дотанцевать» то, что «не дотанцевал» Петипа. Новые дуэты, новые появления героев в массовых танцевальных сценах были призваны цементировать действие, преодолеть сюитное построение балета.
В Мариинском театре показали балет «Раймонда» в редакции Петипа
Картина вторая (Сон Раймонды) Раймонде снится, что изображение на гобелене оживает, юный прекрасный рыцарь манит ее к себе и на руках уносит в свой замок. Раймонда очарована неведомым ей прекрасным миром. 1. Краткое содержание балета «Раймонда» «Раймонда» принадлежит к числу самых красочных и зрелищных спектаклей балетного театра. Романтический сюжет балета навеян средневековыми легендами о девушке, ожидающей из рыцарского похода своего возлюбленного. классический балет, раймонда, либретто, христианский запад, мусульманский восток, женщина, статус, цивилизация, первенство В «Раймонде» Восток и Запад борются не только за душу женщины, но и за первенство в цивилизации. В её исполнении балет «Раймонда» – Ода в честь классического танца и идеальной Балерины, посвящающей ему свою жизнь, добровольно заключившей себя в монастырь святого служения прекрасно-неземному. В её исполнении балет «Раймонда» – Ода в честь классического танца и идеальной Балерины, посвящающей ему свою жизнь, добровольно заключившей себя в монастырь святого служения прекрасно-неземному.
Балет «Раймонда»/ «Raymonda»
В 1900 году балетмейстер Александр Горский представил спектакль в Большом театре, а в 1908 году он создал собственную оригинальную постановку балета. Именно эту хореографическую версию увидят самарские зрители. Приятно, что мне довелась честь возрождать легендарный спектакль. Надеюсь, все получится и зрителям будет очень интересно.
Мы готовы! Спектакль расскажет о противопоставлении двух миров и рыцарской легенде о любви. Зрителей ждет роскошное зрелище, красивая музыка и яркая хореография.
Кстати, небольшая подсказка перед просмотром балета — будет внимательнее в третьем акте. Именно в третьем акте Глазунов написал соло для фортепиано.
Работаю с ним и его учениками. Он был наполнен концертными номерами, не несущими смысловой нагрузки. Спектакль был интересен в основном балетоманам, поклонникам кого-то из труппы. Концертные номера из него популярны и сейчас. Но редко ставят целиком балет.
Сергей Бобров и Юрий Григорович учли современные тенденции и сократили балет, поставили его в новом темпе, представили сконцентрированную версию. Зритель должен оценить и полюбить этот балет. В премьере есть всё: классическая хореография, интересные пространственные решения, знаменитые концертные номера, знакомые поклонникам балета, костюмы от пачек до шаровар. Балет на основе легенды, это уже привлекательно само по себе. Все постарались воссоздать мир наваждения, фантазий, сна. Должна понравиться и восточная экзотика, например танец сароцин. Я сотрудничал и с современными композиторами.
Тогда Сергей Бобров только начинал работу на красноярской сцене. Красноярской публике знакомы мои авторские работы. Меня часто приглашают ученики Григоровича, разъехавшиеся по разным театрам страны. Так что своих спектаклей я оформил достаточно. И классических, и современных. Придумать свое — это очень интересно. Как я объясняю своим студентам, надо поставить на сцене дом или дерево, чтобы зрители удивились, подумали, что и не замечали, не думали, что дерево может быть таким.
Она в шатре, рядом с ней Абдерахман. Ей страшно, и она лишается чувств. Выбор девушки очевиден, и она дает свое согласие де Бриену. Абдерахман не устает молить ее о замужестве, но Раймонда холодна к нему.
Танцевальные эпизоды объединяются в стройные сюиты, в симфонической партитуре широко используется система лейтмотивов. В музыкальную палитру балета композитор вплетает и венгерские народные интонации, которые усиливают национальный колорит «Раймонды».
Авторы саратовской премьеры используют прием «театр в театре», зрители словно становятся свидетелями рождения балетной постановки, которое происходит прямо на их глазах. Этот прием наполнен особым смыслом, он позволяет ощутить некую причастность к созданию произведения искусства.
Балет «Раймонда»/ «Raymonda»
1. Краткое содержание балета «Раймонда» «Раймонда» принадлежит к числу самых красочных и зрелищных спектаклей балетного театра. Романтический сюжет балета навеян средневековыми легендами о девушке, ожидающей из рыцарского похода своего возлюбленного. «Балет «Раймонда» – это огромная работа творческого коллектива Самарского театра оперы и балета под руководством Евгения Хохлова и Юрия Бурлаки. «Раймонда», последний «великий балет» XIX века, поставленный в Мариинском театре в 1898 году, представляет собой шедевр, символизирующий период пышного расцвета классического балета.
В Мариинском театре пройдет петербургская премьера балета «Раймонда» в редакции Эльдара Алиева
Краткое содержание: дйствие балета происходит в средневековом Провансе. Прелестная Раймонда, живущая в замке пожилой тетушки, обручена с венгерским рыцарем-крестоносцем Жаном де Бриеном. Раймонда • raymonda • bolshoi theatre. Поиск. Смотреть позже. Действующие лица: Раймонда, графиня де Дорис. Билеты на Балет «Раймонда»/ «Raymonda» на лучшие места в зале Санкт-Петербурга. Купить билеты на спектакль онлайн на сайте Билетер. «Раймонда» — его седьмая постановка в Самарском театре, в котором он пять лет служит балетмейстером и чуть меньше — художественным руководителем балета.
Балет раймонда либретто краткое содержание
Отшумел праздник, разошлись гости. Уставшая Раймонда погружается в сон на террасе, освещенной луной. Появляется Призрак Белой дамы и велит Раймонде следовать за ней. Раймонда подчиняется. Терраса, выходящая в сад при замке Дорис. Сюда, влекомая Белой дамой, приходит Раймонда. Сад заволакивает туман, а когда он рассеивается, Раймонда видит своего жениха. Она бросается к нему. Но перед девушкой оказывается шейх Абдерахман. Он объясняется ей в любви, Раймонда негодует.
Абдерахман исчезает, но девушку окружают призраки и она теряет сознание. Наступает рассвет. Призраки рассеиваются. Появившиеся дамы и пажи спешат помочь Раймонде. Празднество наутро продолжается во внутреннем дворе замка. Съезжаются рыцари и трубадуры. Раймонда с нетерпением ожидает де Бриена, но вместо него является Абдерахман с большой свитой. Девушка требует удалить незваного гостя, однако графиня Сибилла не может нарушить правил гостеприимства. Абдерахман предлагает Раймонде руку и сердце.
Своей свите он приказывает развлечь девушку и гостей. В разгар веселья Абдерахман пытается похитить Раймонду, но внезапно появляются де Бриен и венгерский король Андрей, под знаменем которого рыцарь храбро сражался. Де Бриен успевает освободить Раймонду, а король приказывает разрешить спор поединком. На замковой башне возникает Призрак Белой дамы и своим сиянием ослепляет сарацина. Де Бриен смертельно ранит его. Король соединяет руки влюбленных. В замковом саду шумит свадебный пир. В честь присутствующего на нем короля Андрея разворачивается красочное и пышное празднество. Музыка А.
Деген, И. Ступников Следуя при сочинении музыки подробно разработанному балетмейстерскому плану, вплоть до указания числа тактов в отдельных сценах и танцевальных номерах, Глазунов внес в партитуру балета широту симфонического дыхания, богатство и роскошь оркестровых красок наряду со стройной логикой и законченностью целого. Одним из средств достижения этой цели служит разветвленная сеть лейтмотивов и реминисценций. Постоянными музыкальными характеристиками наделены не только Раймонда, де Бриенн и Абдерахман, но и некоторые второстепенные персонажи. Иногда темы или мотивы местного, ситуационного значения, возвращаясь далее в буквальном или измененном виде, выполняют такую же обобщающую функцию. Той же цели служит и закрепление за кем-либо из действующих лиц определенной группы оркестровых тембров. Так, девственно чистый и хрупкий облик Раймонды обрисован главным образом с помощью инструментов смычковой и деревянной духовой групп, тема доблестного воителя де Бриенна звучит большей частью у медных. В балете противопоставлены два мира: полный достоинства и рыцарского благородства мир идеализированного романского Средневековья, в котором обитает Раймонда, и варварский мир необузданных диких страстей, олицетворяемый Абдерахманом и его свитой. Вторжение этого чуждого начала в ровно и безмятежно протекавшую жизнь Раймонды становится источником драматургического конфликта.
Обрисовке окружающего Раймонду мира посвящены большая часть первого и все последнее действие, Абдерахман и его окружение широко представлены во втором действии, центральном по своему драматургическому значению. Введение волшебного элемента позволило авторам балета создать вслед за лирическим Adagio Раймонды классическую танцевальную сюиту. Она состоит из Фантастического вальса звучащего по контрасту с предыдущим вальсом из этого действия легко и прозрачно, с оттенком скерцозности , трех вариаций и коды. Сюита подготавливает драматически переломный момент действия, когда Раймонда, устремляясь навстречу де Бриенну, видит перед собой не своего жениха, а Абдерахмана. Взрыв грозного tutti передает ее ужас и отчаяние. Отзвуки темы Абдерахмана еще слышатся некоторое время после того, как страшное видение исчезает и возобновляются игры и хороводы фантастических существ, но колорит музыки проясняется и при свете наступающего дня все кошмары рассеиваются. В центре второго действия большое Adagio, в котором Абдерахман признается в любви к прекрасной юной графине и тщетно старается прельстить ее обещанием роскошной жизни, полной радости и наслаждений. Впервые тема Абдерахмана появляется в полном виде с исполненным жгучей страсти ответным построением скрипок в предыдущих сценах звучали только начальные обороты этой темы. Следуя канонам классического балета, постановщик дополняет Adagio группой вариаций, среди которых выделяется последняя, в духе игривой польки, исполняемая Раймондой.
Завершающая весь этот ряд танцев головокружительная Вакханалия, объединяя все группы танцующих в стремительном кружении, служит переходом к лаконичному, но драматически напряженному финалу действия. Появление де Бриенна, сопровождаемое мощным, торжествующим звучанием его темы у медных инструментов, пресекает попытку похищения Раймонды Абдерахманом, и ожесточенная схватка двух соперников решает исход борьбы за обладание юной графиней. Предлагаем Вашему вниманию либретто балета "Раймонда". Балет "Раймонда" в трех действиях с апофезом. Композитор А. Либретто Л. Пашковой, М. Петипа, сюжет заимствован из средневековой рыцарской легенды. Постановка М.
Деген, И. Ступников Не испытывавший влечения к оперному жанру и неизменно отклонявший все получаемые им предложения о написании оперы на тот или иной сюжет Глазунов охотно сочинял музыку для балета. Три балетные партитуры — «Раймонда», « Барышня-служанка », « Времена года » и несколько хореографических сцен меньшего масштаба представляют значительную и характерную область творчества композитора, по мнению Асафьева, равноценную его симфонизму. Обратившись к сочинению балетной музыки уже в зрелом возрасте, Глазунов использовал в ней свой опыт композитора-симфониста, мастера яркого и красочного оркестрового письма. Уже в чисто инструментальных произведениях предшествующих лет проявилась свойственная ему способность претворять танцевальные формулы в живые, конкретные и эмоционально одухотворенные музыкальные образы. Разнохарактерные танцевальные жанры широко представлены в оркестровых сюитах и многочисленных вальсах Глазунова, в которых формировались основы его музыкально-хореографического мышления. Таковы, в частности, два больших концертных вальса 1893,1894 и Балетная сюита для оркестра 1894 из семи сценок в духе типичных для классического балета форм, что позволило композитору некоторые из них буквально или в несколько переработанном виде включить в свои балеты.
Указывая на взаимооплодотворяющую роль двух начал в творчестве Глазунова — симфонически-обобщающего и моторно-пластического, Асафьев писал: «Много есть моментов и даже целых частей в симфониях Глазунова, когда тяжеловесную ткань их пронизывает нервный трепет стихии танца или оформляет мерный танцевальный ритм. И обратно: веяние симфонизма разбивает оковы традиционных балетных схем и наполняет их стихийно могучим воздействием подлинной природы музыки. В этом взаимообмене рождаются прекрасные формы музыкально пластических произведений». Вполне естественно и закономерно, что именно композитор, обладающий такими данными, был призван продолжить ту линию симфонизации балета, которая связана в русской музыке прежде всего с балетными партитурами Чайковского, а также с развернутыми красочными хореографическими сценами в операх Глинки, Бородина, Римского-Корсакова. Глазунов сознательно опирался на эти образцы, что особенно заметно в первом его балете «Раймонда» с наиболее развитой драматургической основой и разнообразием музыкально-хореографических форм. Вместе с тем в характере самого музыкального материала его балетов и в способах построения более или менее крупных отрезков музыкально-хореографического действия проявляются некоторые индивидуальные особенности творческого мышления композитора. Музыка «Раймонды» написана по предложению дирекции императорских театров на легендарно-исторический сюжет из времен крестовых походов.
Основа сюжета очень проста: юная Раймонда, племянница провансальской графини, ждет возвращения из похода своего жениха рыцаря де Бриенна. Тем временем плененный красотой Раймонды сарацин Абдерахман пытается ее похитить, но подоспевший де Бриенн вступает с ним в поединок и убивает его. Драматургически слабое либретто, написанное светской писательницей Л. Пашковой и переработанное постановщиком балета Мариусом Петипа, содержит ряд натяжек и слабо мотивированных ходов, что отмечалось как авторами первых критических отзывов на постановку «Раймонды» в Мариинском театре, так и позднейшими исследователями. Особенность действия заключается в том, что основные события повторяются в нем как бы дважды: сначала в снах героини, затем наяву. На этой примитивной драматургической канве композитором и балетмейстером было создано произведение, увлекающее сочностью колорита, темпераментностью и разнообразием танцевальных ритмов, но полностью преодолеть слабость сценарной драматургии им не удалось. Основной принцип музыкально-хореографической композиции «Раймонды» Асафьев определяет как «сплетение сюит» различного рода: характерно-национальной, полухарактерной и классической.
Создавая яркий увлекательный фон для драматического повествования, они способствуют рельефному выделению отдельных моментов действия, подготавливают и оттеняют его кульминационные точки, обрисовывают окружающий главных героев мир. Вместе с тем широкое развитие фоновых элементов при бедности драматургической основы приводит к замедлению хода сценических событий и преобладанию картинно-эпических элементов над драматически действенными. Этот тип развертывания действия можно уподобить ряду монументальных фресок, иллюстрирующих основные моменты в развитии сюжета. Следуя при сочинении музыки подробно разработанному балетмейстерскому плану, вплоть до указания числа тактов в отдельных сценах и танцевальных номерах, Глазунов внес в партитуру балета широту симфонического дыхания, богатство и роскошь оркестровых красок наряду со стройной логикой и законченностью целого. Одним из средств достижения этой цели служит разветвленная сеть лейтмотивов и реминисценций. Постоянными музыкальными характеристиками наделены не только Раймонда, де Бриенн и Абдерахман, но и некоторые второстепенные персонажи. Иногда темы или мотивы местного, ситуационного значения, возвращаясь далее в буквальном или измененном виде, выполняют такую же обобщающую функцию.
Той же цели служит и закрепление за кем-либо из действующих лиц определенной группы оркестровых тембров. Так, девственно чистый и хрупкий облик Раймонды обрисован главным образом с помощью инструментов смычковой и деревянной духовой групп, тема доблестного воителя де Бриенна звучит большей частью у медных. В балете противопоставлены два мира: полный достоинства и рыцарского благородства мир идеализированного романского Средневековья, в котором обитает Раймонда, и варварский мир необузданных диких страстей, олицетворяемый Абдерахманом и его свитой. Вторжение этого чуждого начала в ровно и безмятежно протекавшую жизнь Раймонды становится источником драматургического конфликта. Обрисовке окружающего Раймонду мира посвящены большая часть первого и все последнее действие, Абдерахман и его окружение широко представлены во втором действии, центральном по своему драматургическому значению. Первое действие по длительности почти равно двум последующим. Игры и танцы придворных дам и кавалеров, торжественный выход вассалов и крестьян характеризуют окружающий Раймонду быт.
Ритмы торжественного шествия, воинских упражнений фехтующих пажей чередуются с увлекательным пластичным движением большого вальса и несколько меланхоличной стилизованной Романеской. На этом фоне экспонируется образ Раймонды, сопровождаемой грациозно-задумчивым лейтмотивом на этом мотиве основана и небольшая интродукция к первому действию, содержание которой охарактеризовано ремаркой: «Раймонда томится в ожидании жениха». Мимическая сцена погружения Раймонды в волшебный сон служит переходом ко второй половине этого действия Глазунов приписал в соответствующем месте предложенного ему плана-заказа: «Сновидения Раймонды» , которую подготавливает поэтичный оркестровый антракт с томной мечтательной темой, мягко и нежно интонируемой двумя кларнетами в терцию. Музыка приобретает таинственно мерцающую окраску, и на фоне приглушенной разреженной оркестровой звучности словно из тумана возникает образ де Бриенна, сопровождаемый торжественной ритмически размеренной хоральной темой впервые эта тема проходит при чтении Раймондой письма, присланного де Бриенном. Введение волшебного элемента позволило авторам балета создать вслед за лирическим Adagio Раймонды классическую танцевальную сюиту. Она состоит из Фантастического вальса звучащего по контрасту с предыдущим вальсом из этого действия легко и прозрачно, с оттенком скерцозности , трех вариаций и коды. Сюита подготавливает драматически переломный момент действия, когда Раймонда, устремляясь навстречу де Бриенну, видит перед собой не своего жениха, а Абдерахмана.
Взрыв грозного tutti передает ее ужас и отчаяние. Отзвуки темы Абдерахмана еще слышатся некоторое время после того, как страшное видение исчезает и возобновляются игры и хороводы фантастических существ, но колорит музыки проясняется и при свете наступающего дня все кошмары рассеиваются. В центре второго действия большое Adagio, в котором Абдерахман признается в любви к прекрасной юной графине и тщетно старается прельстить ее обещанием роскошной жизни, полной радости и наслаждений. Впервые тема Абдерахмана появляется в полном виде с исполненным жгучей страсти ответным построением скрипок в предыдущих сценах звучали только начальные обороты этой темы. Следуя канонам классического балета, постановщик дополняет Adagio группой вариаций, среди которых выделяется последняя, в духе игривой польки, исполняемая Раймондой. Пометка, сделанная рукой Глазунова в плане-заказе: «Раймонда издевается над Абдерахманом», объясняет драматургическое значение этой вариации. Как уже не раз отмечалось, она была создана не без влияния Глинки и Бородина, но Глазунов находит новые, оригинальные краски для обрисовки дикого и в то же время пленительно завораживающего Востока.
Своеобразный экзотический эффект создается с помощью остинатных ритмов, ладовых и оркестрово-тембровых средств. Терпкой диатонике выхода сарацинов контрастирует игра ладовых красок в танце арабских мальчиков и изысканная хроматика Восточного танца. Особую характерность оркестровому звучанию придает обилие стучащих и звенящих тембров в оркестр введены большой и малый барабаны, тарелки, тамбурин, ксилофон. Завершающая весь этот ряд танцев головокружительная Вакханалия, объединяя все группы танцующих в стремительном кружении, служит переходом к лаконичному, но драматически напряженному финалу действия. Появление де Бриенна, сопровождаемое мощным, торжествующим звучанием его темы у медных инструментов, пресекает попытку похищения Раймонды Абдерахманом, и ожесточенная схватка двух соперников решает исход борьбы за обладание юной графиней. Третье действие, обрамляемое торжественно ликующим оркестровым вступлением Глазунов определяет его содержание словами «Торжество любви» и заключительным апофеозом, в драматургическом отношении не вносит ничего нового.
В каждой постановке Газиев стремился последовательно выразить в классическом па, пантомиме, даже просто жесте этот «черно-белый» конфликт. В соответствии с замыслом хореографа Раймонда, возлюбленная Жана де Бриена, встречает в образе сарацинского рыцаря Абдерахмана Змея Райского древа познания добра и зла. Ее любовь к Жану де Бриену проходит испытание дьявольским искушением и выдерживает его. А новую постановку «Раймонды» вы можете увидеть и самостоятельно оценить уже 14, 15 и 16 июля.
Спектакль идет с двумя антрактами. The seneschal announces the arrival of foreign nobles. The seneschal barely manages to announce the arrival of other guests when Abderakhman, a Saracen sheikh, decisively enters the hall. He is unable to tear his eyes away from the beauty he sees and resolves to do anything in order to have her. The party lasts late into the night. Alone and exhausted, Raymonda sits down in a chair and falls asleep... Raymonda is enchanted with this beautiful world, one she has never seen before. The castle suddenly disappears, however, and in its place stands a desert tent...
В Мариинском театре показали балет «Раймонда» в редакции Петипа
Балет «Раймонда» Инициатором создания балета «Раймонда» был жский. В этой версии Раймонда и Жан де Бриен знакомы с детства, потому что воспитывались вместе. Предлагаем Вашему вниманию либретто балета "Раймонда". Балет "Раймонда" в трех действиях с апофезом. Балет Раймонда «Раймонда» — балет в 3 актах 4 картинах Александра Глазунова. Либретто Мариуса Петипа и Ивана Всеволожского по сценарию Лидии Пашковой. Но Раймонда – первый трехактный балет, постановленный Нуреевым на Западе.