Празднование: 28 февраля, 27 апреля Виленская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой, имела долгую и величественную историю. 15 (28) февраля православные христиане чтут память иконы Божией Матери «Виленская», который, по преданию, изначально был написан святым апостолом-евангелистом Лукой и является одним из древнейших образов Божией Матери.
Икона божией матери виленская
ВИЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ | С этого времени Виленский образ Богородицы заменил собой для обители утраченную икону Остроабрамскую. |
ВИЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ | Виленскую икону Божией Матери ежегодно почитают 28 февраля. |
Икона Божией Матери «Виленская — Остробрамская» | Виленская икона Божией Матери хранится в Москве, после того, как, согласно церковному преданию, в столицу ее привезла ставшая затем женой Ивана III царевна София Палеолог в 1472 году. |
Икона Божией Матери «Виленская — Остробрамская»
Виленская икона Пресвятой Богородицы была написана рукой евангелиста Луки. Некоторое время икона находилась в палестинских землях, а потом оказалась в Константинополе — в императорской семье. Виленская Остробрамская икона Божией Матери — чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше. Виленская икона Божией Матери, размером 134,5 х 90 см, была написана на четырех досках (2 центральных кипарисовых и боковых липовых).
ВИЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Остробрамская икона Божией Матери: о чем просить и в чем помогает | Когда Елена умерла, то святая икона Божией Матери была поставлена в Пречистенском соборе, над её гробницей. |
Виленская икона: что произошло со святыней греческих императоров | Виленская икона Божией Матери хранится в Москве, после того, как, согласно церковному преданию, в столицу ее привезла ставшая затем женой Ивана III царевна София Палеолог в 1472 году. |
Когда христиане чествуют Виленскую икону Божией Матери - Толк 28.02.2021 | По местному церковному преданию, икона Виленской Одигитрии была написана ев. |
27 апреля – празднование Виленской и Остробрамской икон Божией Матери | Виленская икона Пресвятой Богородицы была написана рукой евангелиста Луки. Некоторое время икона находилась в палестинских землях, а потом оказалась в Константинополе — в императорской семье. |
Остробрамская икона Божией Матери: о чем просить и в чем помогает
Где вешать Остробрамскую икону Вероятно, вопрос о том, где вешать Остробрамскую икону, часто возникает потому, что в Вильнюсе она находится на старинных городских воротах. Может показаться, что надвратный образ дома тоже обязательно вешать при входе или напротив него. Но икона — это не оберег, который «не пускает в дом нечистую силу и нехороших людей». Ее можно просто разместить в домашнем иконостасе или любом другом подходящем месте. С древних времен принято располагать иконы на восточной стороне помещения, но в условиях современного жилья это не всегда возможно. Главное — с уважением отнестись к видимому образу незримой для нас Небесной Заступницы. Остробрамская икона в Вильнюсе в разное время пребывала не только в надвратной часовне, но и в православном Свято-Троицком монастыре и других приходских церквях, а также в католическом костеле. На Острой браме она изначально располагалась на южной стороне ворот в специальном киоте с дверцами, при необходимости закрывавшими икону от непогоды, и как бы встречала входящих в город. Позже ее поместили ликом к городу, так же, как она хранится сейчас. Но всегда, где бы ни находилась икона и как бы ни была повернута, она была центром притяжения для верующих.
До сих пор сохраняется традиция, начало которой заложил в XVIII веке губернаторский указ: проходя под воротами, мужчины снимают головной убор в знак почтения к святыне. Вот и дома, выбрав место, где вешать Остробрамскую икону, нужно относиться к ней бережно, с благоговением, помня, что Богородица в каждый момент нашей жизни видит нас и все движения нашей души. Не с иконы, а с небес. Фото Остробрамской иконы Этот редкий образ знаком верующим, не бывавшим в Литве, Польше, Украине и Белоруссии, где он наиболее распространен, по фото Остробрамской иконы. В храмах России он встречается нечасто. А вот в домашних иконостасах бывают и писаные иконки, и печатные копии. Остробрамская икона Божией Матери без оклада. Музей древнебелорусской культуры Остробрамская икона Божией Матери. Ярославская мастерская.
Художник Ольг а Кирина О чем молятся у Остробрамской иконы Невозможно перечислить все, о чем молятся у Остробрамской иконы. К ней приходят с просьбами об устройстве семейной жизни, о рождении детей, об избавлении от непонимания между близкими, о достижении личных целей и о разрешении сложных вопросов. С молитвой о своих детях к Пречистой обращаются матери в самых безвыходных ситуациях. Знаменитое произведение польского классика Адама Мицкевича «Пан Тадеуш» начинается с перечисления нескольких чудотворных Богородичных икон, в том числе Остробрамской, и рассказа, как Божья Матерь чудом, когда в детстве он упал с высоты, сохранила жизнь будущего поэта по отчаянной молитве его мамы. Анна Ахматова молилась перед Остробрамским образом, когда во время Первой мировой войны была вместе с Николаем Гумилевым в Вильнюсе и провожала его на фронт.
Именно в честь перенесения этой иконы в Вильно и установлено празднование 28 февраля 15 февраля по старому стилю. После смерти княгини Елены икону Пресвятой Богородицы поместили над её гробницей в Пречистенском соборе в городе Вильно. Мало-помалу литовские князья уклонились в латинство. И, к сожалению, после заключения Брестской унии Виленской иконой завладели униаты. Известно, что впоследствии икону перенесли в униатский Виленский Свято-Троицкий монастырь, который также был отнят у православных. Но, как повествуют летописи, стоило только униатам отобрать храм или обитель у православных, как они медленно, но приходили в запустение. Как минимум дважды, русские цари пытались вернуть икону. Впервые, в 1569 году во время Ливонской войны, когда за возвращение иконы было обещано отпустить 50 пленников.
Радуйся, скорбным вдовицам и сирым помогающая; Радуйся, в брани нашей со духами злобы нам помогающая. Радуйся, от наветов вражиих нас спасающая; Радуйся, от клеветы и досаждения охраняющая. Радуйся, благая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Кондак 11 Пение наше, аще было бы и тмочисленное, не довлеет к достойному прославлению милостей Твоих, Всехвальная Владычице, яже непрестанно изливаеши роду человеческому. Мольбу безчадных супругов, пришедших к чудотворней иконе Твоей, не оставила тщетною, но даровала еси им милость деторождения. Тем же, да не неблагодарни явимся пред Тобою, по силе нашей похвальная восписуем Ти с любовию, вопия Богу: Аллилуиа. Икос 11 Яко светоприемную свещу зрим Твою честную икону, Пречистая и Преблагословенная Дево Богородице, невещественный в душах наших возжигающе огнь любви к Тебе, Всеблагая. Ты же приими веру и усердие наше, направи на стези истины путь наш, умоли Господа и Сына Твоего, да спасет нас, имиже весть судьбами, да не погибнем в нераскаянии о гресех наших, и услыши моление к Тебе взывающих: Радуйся, чрез икону Твою нам благодеющая; Радуйся, Матерния щедроты Твоя на нас изливающая. Радуйся, греховныя помыслы властно отгонящая: Радуйся, маловерных вразумляющая. Радуйся, милосердие Божие разумети нам помогающая. Радуйся, страх Божий в сердца верных влагающая; Радуйся, о храмах Божиих попечение имущих духовною радостию утешающая. Радуйся, от сна лености нас воставляющая; Радуйся, светом Богопознания и благочестия омраченных озаряющая. Радуйся, блага земная, суетныя и скоропреходящия, презирати нас научающая; Радуйся, к небесным и вечным сокровищам умы и сердца наша возводящая. Кондак 12 Благодать дати восхотев, дарова нам Господь цельбоносную икону Твою, пред нею же возносяще усердная моления, возводим ум свой к Первообразней — Тебе, Богородице, просящи даровати нам благая и полезная во временней жизни сей, и в будущей жизни блаженство безконечное, да воспоем со ангелы и всеми святыми на небеси: Аллилуия. Икос 12 Поюще Твоя чудеса, яже обильно источаеши нам от святыя Своея иконы, хвалим Тя, Пресвятая Богородице и, предстояще пред пречистым Твоим образом со слезами, умиленною душею и сокрушенным сердцем взываем Ти: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго; Радуйся, Мати Господа и наша Мати и покровительнице. Радуйся, источающая всем нам неоскудныя милости; Радуйся, избавляющая от всяких бед и напастей благонравныя и богобоящияся рабы Своя. Радуйся, телес наших здравие; Радуйся, яко за всех молиши Сына Твоего и Бога нашего; Радуйся, яко всем твориши спастися. Радуйся, избавление всех зол; Радуйся, яко Тя едину надежду имамы; Радуйся, яко Ты еси божественный покров рабом Твоим. Кондак 13 О, всепетая Мати, рождшая всех святых святейшее Слово, нынешнее молебное приемши приношение, и на нужды наша призирающи, подаждь нам силу Твоея благодати, управи нас на пути спасения и умоли ниспослати нам милости щедрыя Сына Твоего, Ему же хвалу велию во умилении возносим: Аллилуиа. Мы же, земнороднии, дивящеся воплощению от Тебе Сына Твоего и Бога нашего, дерзаем воспевати Тебе сице: Радуйся, благодатная Богородице Дево; Радуйся, яко Спаса родила еси душ наших; Радуйся, яко Свободителя явила еси нам. Радуйся, небесе и земли Царице; Радуйся, яко превышши еси всякаго создания.
Во времена Византийской империи, икона была традиционной святыней императоров Византии , передаваемой "по наследству" от одного правителя к другому. Церковное празднование по Виленской иконе Божией Матери происходит два раза в год: 28 февраля 15 февраля по старому стилю и 27 апреля 14 апреля по старому стилю. Апрельское празднование посвящено переносу иконы в Пречистенский православный собор в Вильно , что произошло около 1513 года.
Молитвы Иконе Богородицы Виленская
По местному церковному преданию, икона Виленской Одигитрии была написана ев. Верующие молятся Виленской иконе Божией Матери с просьбами об избавлении от заблуждений и соблазнов. Виленская икона Божией Матери хранится в Москве, после того, как, согласно церковному преданию, в столицу ее привезла ставшая затем женой Ивана III царевна София Палеолог в 1472 году.
Митрополит Владимир освятил крест для купола храма святителя Луки Войно-Ясенецкого п. Хвойный
Остробрамская – Виленская икона представляет собой часть композиции Благовещения. Виленская-Остробрамская икона Божией Матери написана на двух сплоченных дубовых досках в 2.5 х 2 аршина, изображение поясное в натуральную величину. Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Празднования иконе совершаются 27 апреля и в честь перенесения иконы в Вильно в 1495 году (Вильнюс, польск. Молитва иная Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Остробрамской Виленской».
Икона, прибывшая с Софьей Палеолог
Относительно же примет, то если в последний день февраля с крыш свисают большие сосульки, то весна будет затяжной. Если же в ночь на 28 февраля небо будет ясным, а луна яркой, то вскоре можно ждать мороза. Багровое солнце во время заката предвещает обильный снегопад. Если же в день Виленской иконы Божьей Матери на улице уже много талой воды, то осень будет щедрой на урожай. В праздник Виленской иконы закаляли семена на морозе, вынося их на три дня 28 февраля.
Также нужно в этот день не забыть дать милостыню, что поможет самому не испытывать материальных затруднений. Источник изображения: commons.
Твоя помощь спасала не раз, так услышь наши молитвы к Тебе.
В Тебе нуждаемся и к Тебе взываем: избавь нас от всех бед и напастей, спаси души наши и помоги прийти к Господу. Имя Твое и помощь Твою будем славить во веки веков.
Из Палестины икона попала в Царьград Константинополь. Впоследствии была прислана греческим императором королю Галицкому и Червонной Руси. После падения Галицкого княжества, икона Божьей Матери стала достоянием Московского князя. Икона была перенесена в столицу Литвы Вильну современный Вильнюс , где и получила своё название — Виленская. Когда Елена умерла, то святая икона Божией Матери была поставлена в Пречистенском соборе, над её гробницей.
Когда родство между московским и литовским дворами пресеклось, царь Иоанн Васильевич Грозный пытался вернуть эту чудотворную икону в Москву и предлагал за неё королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно воспротивился этому, потому что всё духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища. В Пречистенском соборе икона Божьей Матери Виленская пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении католиков. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с Виленской иконой был возвращён православным. В Первую мировую войну в связи с угрозой оккупации Литвы немецкими войсками архиепископ Виленский и Литовский Тихон будущий российский патриарх благословил эвакуировать в Россию все православные святыни, в том числе и Виленскую икону. Чудотворный образ поместили в московский Донской монастырь. Впоследствии икона исчезла, и судьба её неизвестна.
Икона долгое время была родовой святыней византийских императоров. По наиболее распространённой версии в 1472 г. Существует также иная версия, не находящая широкой поддержки, что икона перешла к великому князю московскому от князей галицких, получивших некогда её в дар от византийских императоров. В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за великого князя литовского Александра. В честь перенесения иконы в Вильно установлено празднование 28 февраля 15 февраля по старому стилю. После смерти Елены икону поместили над ее гробницей в Пречистенском соборе в Вильне. После заключения Брестской унии икона перешла к униатам.
Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь. Дважды русские цари пытались возвратить себе икону: во время Ливонской войны в 1569 г. После пожара Вильны в 1741 г. В 1812 г. В 1839 г. Свято-Троицкий монастырь вместе с Виленской иконой был возвращён православным. Во время Первой мировой войны многие святыни были эвакуированы из прифронтовой линии в том числе и Виленская икона.
Её вместе с мощами Виленских мучеников в 1915 г. В мужском монастыре , находящемся в предместье Вильны, есть Остробрамская Виленская икона. Изображение её несходно с иконой Одигитрии. На ней Божия Матерь изображена во весь рост; Она стоит на месяце, а над пречистой главой Ее святые ангелы держат царственный венец. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою. Кондак, глас 8 Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная. Дол-гое вре-мя она бы-ла ро-до-вой свя-ты-ней гре-че-ских им-пе-ра-то-ров в Кон-стан-ти-но-по-ле.
В 1495 го-ду ве-ли-кий князь бла-го-сло-вил этой ико-ной свою дочь Еле-ну при вы-да-че ее за-муж за Ли-тов-ско-го ко-ро-ля Алек-сандра. В честь пе-ре-не-се-ния ико-ны в быв-шую сто-ли-цу Лит-вы г. Виль-но уста-нов-ле-но празд-но-ва-ние 15 фев-ра-ля. Поз-же свя-тую ико-ну по-ста-ви-ли в Пред-те-чен-ском хра-ме, в ко-то-ром бы-ла по-гре-бе-на кня-ги-ня Еле-на. Иоанн Гроз-ный, пы-та-ясь вер-нуть чу-до-твор-ную ико-ну в Моск-ву, пред-ла-гал за нее ко-ро-лю Си-гиз-мун-ду 50 знат-ных ли-тов-ских плен-ни-ков, но ко-роль ре-ши-тель-но от-ка-зал, по-то-му что все ду-хо-вен-ство, как пра-во-слав-ное, так и уни-ат-ское, не хо-те-ло ли-шить-ся это-го со-кро-ви-ща. В Пре-чи-стен-ском со-бо-ре ико-на пре-бы-ва-ла до по-ло-ви-ны XVIII ве-ка, а по-том бы-ла пе-ре-не-се-на вме-сте с мит-ро-по-ли-ей в Ви-лен-ский Свя-то-Тро-иц-кий мо-на-стырь, на-хо-див-ший-ся то-гда в рас-по-ря-же-нии ба-зи-ли-ан.
Приходская община активно живет и привлекает новых людей. Бывают здесь и волонтеры, среди которых студенты медики — почитатели святителя Луки, посадившие на территории храма яблони. Встретились с митрополитом Владимиром. Он поддержал это благое начинание, и министр труда и социального развития Владимир Куприянов тоже поддержал. Он дал добро на подключение храма к водоснабжению. Так, появился храм, появилась дорога к храму.
Икона Богородицы «Виленская»
В честь перенесения иконы в бывшую столицу Литвы г. Вильно установлено празднование 15 февраля 28 февраля. Позже святую икону поставили в Пречистенском храме, в котором была погребена княгиня Елена.
Читая молитву, можно не сомневаться, что ваши чаяния будут услышаны, так как на долю самой святыни выпало немало трудностей. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на всю страну нашу, грады наша и град сей [или: храм сей, или: и духовный вертоград, зде сущий], и на сия богатыя Твоя милости неоскудно изливай. Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас.
Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, ко святей икне Твоей зде притекающих, услыши воздыхания и гласы, имиже раби Твои молятся во святем месте сем. Аще же и иноверный, и иноплеменник, зде преходя, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбне и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению.
Икона в нем закрывалась задвижной завесой с изображением Благовещения по другим источникам — покрова Пресвятой Богородицы. После пожара в Вильно в 1706 году истребившего все убранство Троицкой церкви, но не повредившего Виленской иконы, униатское братство Непорочного зачатия Божией Матери соорудило в 1707 году новый резной деревянный киот, а в 1713 году вызолотило его. В Троицком монастыре Виленская икона находилась и после присоединения Вильно к России в 1795 году, и после ликвидации унии в 1839 году. По указанию Литовского архиепископа Иосифа Семашко в 1851 году для Троицкой церкви взамен старой униатской алтарной преграды художником Иваном Хруцким, сыном белорусского униатского священника, был выполнен новый иконостас, в местный ряд которого, слева от царских врат, была помещена Виленская икона. Для удобства паломников перед иконой находились ступеньки, а в дни больших праздников застекленная рама киота снималась и верующие свободно могли приложиться к иконе. Чтение Акафиста Богородице перед Виленской иконой совершалось на вечерне каждую пятницу и собирало большое число молящихся. За помощь и исцеление от болезней верующие украшали Виленскую икону многочисленными приношениями — подвесками и серебряными пластинами.
После поражения Польского восстания 1863 — 1864 годов прославление Виленской иконы приобрело политический оттенок, поскольку этот образ воспринимался как символ исконного Православия Северо — Западного края. В этом аспекте история Виленской иконы стала своеобразным противопоставлением истории Остробрамской Виленской иконы Божией Матери, являвшейся в то время символом национального освобождения для католиков и православных бывших униатов Литвы и Белоруссии. Этот период отмечен большим числом публикаций посвященных Виленской иконе, обусловленных стремлением доказать древность иконы, подчеркнув ее православные корни. Архимандрит Иосиф Соколов в книге, посвященной Остробрамской иконе Божие матери, опубликовал и текст молитвы к Божие Матери с просьбой о покровительстве императорскому дому, читаемой в виленском Троицком монастыре перед Виленской иконой. Виленская икона размер 134,5х90 см была написана на 4 досках 2 центральные кипарисовых и боковых липовых. Судя по фотографиям и графическим воспроизведениям иконы в издании второй половины XIX века, она наиболее близка иконографическому изводу Иерусалимской иконы Божией Матери в зеркальном варианте — с Младенцем на левой руке Божией Матери и изводам Грузинской и Тихвинской икон Божией Матери. Как и на Тихвинской иконе, на Виленской иконе правая ножка младенца развернута обнаженной пяткой наружу, левая рука Младенца со свитком лежит на Его коленях, но Его благословляющая правая рука поднята более высоко по сравнению с положением руки на Тихвинской иконе. На протяжении 400-летнего пребывания в Вильно Виленская икона украшалась многочисленными драгоценными приношениями. В 1677 году из серебряных табличек-вотивов, поднесенных иконе, была сделана для нее чеканная риза.
Одежды Богоматери и Младенца были серебряными с вызолоченными цветами и орлами, фон выполнен в технике филиграни. Золотую филигранную корону на главе Божией Матери поддерживали два чеканных серебряных позолоченных ангела, на серебряной позолоченной короне Младенца было три драгоценных камня. Фон иконы укрывали серебряные таблички в том числе вотивные 1758 и 1759 , на одной из которых было рельефное изображение коленопреклоненной женщины предположительно великой княгини Елены Иоанновны.
Приими недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас! Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.
Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная. Особенно же прибегают к этой молитве те беременные женщины, которые должны лежать на сохранении в больнице. Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Икону советуют вешать у входа в жилище, чтобы отводить недоброжелательность и разные неприятности.