13 апреля 1934 года операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать. 5 марта 1934 года лётчик Анатолий Ляпидевский нашёл ледовый лагерь Шмидта, совершил там посадку и вывез десятерых женщин и двоих детей. И такой разговор о спасении челюскинцев в 1934 году у правдистов получился.
День в истории: Как спасали челюскинцев
Как спасали «челюскинцев» · Родина на Неве | Операция по спасению челюскинцев была возобновлена 7 апреля 1934 года. |
Как спасали «челюскинцев» | Сибирские авиаторы участвовали в знаменитом спасении челюскинцев. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин». |
Экипаж парохода «Челюскин» прождал два месяца спасения во льдах | И такой разговор о спасении челюскинцев в 1934 году у правдистов получился. |
90 лет назад - 13 апреля 1934 года, успешное окончание операции по спасению челюскинцев!
Действительно, узнав о случившемся, советское правительство решило использовать это событие для поднятия духа общества и объявило национальную кампанию по спасению полярников. Получив радиограмму с тонущего корабля, уже на следующий день Москва создала правительственную комиссию по спасению под руководством Куйбышева. Предполагалось, что дирижабли будут летать в лагерь для спасения челюскинцев. Однако к тому времени, как дирижабли прибыли во Владивосток, экспедиция уже была вывезена самолетами. По распоряжению правительственной комиссии из Владивостока на Чукотку пароходом были отправлены пять военных самолетов звена пилота Каманина. Еще два самолета плыли на пароходе из Петропавловска-Камчатского. Одну машину в разобранном виде везли на платформе, прицепленной к курьерскому поезду из Москвы в Хабаровск. Оттуда должны были вылететь три самолета. Кроме того, полярник Ушаков, летчики Слепнев и Леваневский выехали в США, чтобы там закупить два самолета и перебросить их со стороны Аляски на Чукотку. Экспрессом из Красноярска во Владивосток поспешил красноярский полярный летчик Молоков.
Всего в спасении принимали участие 16 самолетов. На спасение челюскинцев из Владивостока также были направлен пароход «Смоленск» и дополнительно пароход «Свет». Они везли спасательные партии, имевшие самолеты и аэросани. На Камчатке самолеты с обоих судов были выгружены на берег и оттуда вылетели в бухту Провидения. Дрейфующих снимали со льдины партиями и вывозили на материк. В общей сложности самолеты совершили 24 рейса, причем эвакуация проходила в сложных условиях. Например, эвакуируемому матросу Миронову, вылетавшему из ледового лагеря на Большую землю, пришлось лететь в наглухо завинченной бочке, предназначавшейся для хранения грузовых парашютов. Сбоку в ней была сделана маленькая дырочка для доступа воздуха. Бочка, как потом вспоминал Миронов, была подвязана под нижними плоскостями самолета веревками.
В этот же день ледорез «Литке» флагман Северо-Восточной полярной экспедиции Наркомвода , который был рядом, предложил помощь. Однако руководство экспедиции, зная о повреждениях ледореза, экипаж которого еле успевал откачивать воду, отказалось. Вечером «Челюскин» поволокло обратно в Чукотское море. Через 10 дней судно было у мыса Хоп на Аляске.
Тогда у «Литке» попросили о помощи. Моряки ледореза, которым самим в любую минуту грозила гибель, сделали всё возможное, и подошли к «Челюскину» на 25 км, но были остановлены непроходимым многолетним льдом — паком. Шмидт и Воронин, опасаясь гибели «Литке», отпустили ледорез. Зимовка и эвакуация 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул.
Эвакуация прошла быстро и чётко, поэтому удалось выгрузить несколько тонн продовольствия, снаряжения, топлива и различных вещей, необходимых для выживания. При перекличке выяснилось, что погиб завхоз Б. Могилевич, его сбила бочка, покатившаяся по палубе, и он ушёл вместе с судном в ледяную пучину. Москва придала спасению экипажа «Челюскина» большое значение.
Уже через два дня после крушения судна была учреждена специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Комиссия действовала сразу по нескольким направлениям. По железной дороге во Владивосток были отправлены разобранные дирижабли, их планировали перебросить на Чукотку морем. Из Ленинграда через Атлантику, Панамский канал и далее пошёл ледокол «Красин», экипаж которого имел большой опыт спасения людей на Севере.
Однако основные надежды возлагали на авиацию. В это время челюскинцы проходили суровую школу выживания. Люди не пали духом, они верили, что их спасут и делали всё, чтобы дождаться помощи. Первые дни были самые тяжелые.
Но затем даже в Арктике наладили суровый быт. Из спасенных материалов соорудили барак, поселив туда до половины экипажа. Остальные жили в палатках. Построили камбуз и сигнальную вышку.
Большие работы постоянно проводили на ледовом аэродроме. Его постоянно разрушали подвижки льда, приходилось проводить новые работы. Берег располагался примерно в 150 км от лагеря, но Шмидт запретил пеший переход. Женщины и дети, да и многие мужчины, не смогли бы дойти до берега.
Слишком много опасностей таил такой переход, особенно в условиях отсутствия нужного снаряжения. Недовольных жестко смирили. Шмидт прямо сказал, что откроет огонь. Ростки сомнений и паники надо было подавить в самом начале.
Руководство экспедиции, по богатому опыту прежних полярных экспедиций, знало, что переход по дрейфующим льдам крайне опасен. Причём даже для хорошо подготовленных, имеющих продовольствие и специальное снаряжение людей. В их условиях такой переход грозил смертью многим, если не всем. Решили ждать помощи с материка.
Решение было правильным. На мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь челюскинцев. Оттуда они своим ходом добрались до селения Ванкарем. Уже 5 марта около 3 недель после катастрофы лётчик Анатолий Ляпидевский на тяжелом двухмоторном самолёте АНТ-4 ТБ-1 вывез с льдины первую партию челюскинцев десять женщин и двоих детей.
Ляпидевский совершил настоящий подвиг. По его словам, посадочная площадка была маленькая — примерно 450 на 150 метров, а требовалось 650 метров на 150. Однако все обошлось.
Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Следующий рейс был совершён только 7 апреля. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года.
Всего лётчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем , находящееся в 140—160 км от места ледовой стоянки. Лётчик Михаил Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте-амфибии Ш-2 , служившем «Челюскину» для ледовой разведки см. Записки лётчика М. Бабушкина, 1941. Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы [11]. В последние дни пребывания на льдине Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске.
Чествования[ править править код ] С Чукотки бухта Провидения , 21 мая 1934 года на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» челюскинцы отправились на Камчатку 28 мая , далее, во Владивосток 7—9 июня , а оттуда, на специальном литерном поезде специальный пассажирский состав из купейных вагонов и вагонов повышенной комфортности в Хабаровск 10 июня и до Москвы [12]. Затем, 24 июня, челюскинцев встречал Ленинград. Впоследствии, в 1939 году им вручили вновь учреждённый знак особого отличия Героев Советского Союза — медаль «Золотая Звезда».
Слепнев, Н. Каманин, В. Молоков, И.
Доронин, М. В этот день 1944 года войсками 4-го Украинского фронта при поддержке Черноморского флота, Азовской флотилии и крымских партизан была освобождена столица Крыма — Симферополь. В оккупации город находился 865 дней. В окрестностях нацисты построили лагерь смерти, в котором было замучено более 10 тысяч человек.
Освоение Арктики
- 90 лет назад - 13 апреля 1934 года, успешное окончание операции по спасению челюскинцев!
- Спасённые из ледового плена / Литературная газета
- НОВОСТИ ПРОЕКТОВ:
- Ледовый плен
Спасение «Челюскина»
Этот радиоприемник ему подарили в 1934 году, спустя пять месяцев после того, как челюскинцев спасли. 13 апреля 1934 года завершилась героическая эпопея спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». 78 лет назад 13 апреля 1934 года завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике Летом 1933 года научная экспедиция под руководством на пароходе Челюскин вышла в море из Мурманска. 4 ноября 1934 г. благодаря удачному дрейфу «Челюскин» вошел в Берингов пролив. Операция по спасению челюскинцев была возобновлена 7 апреля 1934 года.
"Челюскинцы! Звук - как сжатые челюсти..."
Два месяца на льдине: как выживали челюскинцы | Это, конечно, сыграло огромную роль в спасении челюскинцев», — вспоминал о событиях 13 февраля 1934 года советский радист-полярник, участник экспедиции Эрнст Кренкель / РИА Новости. |
Как спасали «челюскинцев» · Родина на Неве | 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. |
Новости и события Российского исторического общества | син сделал очень много для спасения челюскинцев, он пользуется вполне заслуженно авторитетом среди других участников подготовки спасения, безусловно, заслуживает быть награжденным орденом Красной Звезды.». |
Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
Страна собирала силы и средства для спасения челюскинцев, которых партия, правительство и общественное мнение уже причислило к пантеону героев. 13 апреля 1934 года операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать. Спасение челюскинцев. 13 апреля 1934 года завершилась эвакуация экипажа ледокольного парохода «Челюскин».
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта?
Рядом находился ледокол «Литке», который предложил пробить для «Челюскина» проход к чистой воде. И здесь Отто Шмидт допустил роковую ошибку. Полагая, видимо, что «Челюскин» окажется на свободе самостоятельно в течение нескольких часов, он отверг помощь «Литке». Ледокол отправился выполнять свои задачи, а уже вечером 4 ноября «Челюскин» стало сносить от чистой воды в глубину ледовых полей. Обстановка стала ухудшаться стремительно, но Шмидт обратился за помощью к «Литке» только десять дней спустя. Время было упущено — между кораблями теперь находились поля многолетнего льда, которые не мог преодолеть даже ледокол. Стало ясно, что экипаж «Челюскина» ждёт зимовка во льдах. Гибель «Челюскина» Ещё хуже было то, что возникли серьёзные опасения за сохранность судна. Лёд давил всё сильнее, и руководство экспедиции приняло решение разместить все важные грузы на палубе на случай экстренной эвакуации. Мытарства «Челюскина» продолжались до 13 февраля 1934 года, когда наступила развязка.
Мощный напор льдов пробил в левом борту трещину шириной в метр и длиной в 30 метров. Стало ясно, что «Челюскин» вскоре уйдёт на дно. Эвакуация была спешной, но не панической. На лёд удалось перенести всё необходимое для создания лагеря. Без трагедии, однако, обойтись не удалось. Один из членов экспедиции опоздал с эвакуацией, был придавлен сместившимся грузом и погиб. Около 16 часов 13 февраля «Челюскин» затонул. На арктическом льду осталось 104 человека, включая двоих детей, одним из которых была новорождённая дочь геодезиста Васильева Карина. Сообщение о катастрофе передал на Большую землю радист экспедиции Эрнст Кренкель.
В Москве была создана правительственная комиссия для спасения экспедиции Шмидта под руководством Валериана Куйбышева.
Он придавлен бревном и увлечён в воду. Начальник экспедиции Шмидт.
Через 2 дня после крушения судна в Москве была организована специальная комиссия под руководством Валериана Куйбышева. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». Пассажиры, как настоящие советские люди, оказавшиеся на льдине, продемонстрировали героическую организацию, которая и не снилась сценаристам любого голливудского кино: они построили аэродром, для женщин и детей возвели деревянный барак, соорудили пекарню и даже стали выпускать стенгазету «Не сдамся!
Ничто не могло сломить этот сплоченный коллектив. Лагерь О. Шмидта 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 первым пробился к лагерю и снял со льдины всех женщин и детей.
Всего лётчиками было совершено 24 рейса. Больше всех человек вывез полярный лётчик Василий Молоков, которого челюскинцы прозвали «дядя Вася».
Экипаж не пострадал, люди высадились на лед и организовали палаточный лагерь в ожидании эвакуации.
Эвакуация людей осуществлялась с помощью авиации и продолжалась с 5 марта до 13 апреля. Было спасено 111 человек. Подвиг спасателей был высоко оценен советским правительством — «Золотую Звезду» получил лётчик А.
Под их руководством на льдине был обустроен лагерь. Однако первый рейс в полярный лагерь смогли организовать только 5 марта. Участников зимовки перевозили в чукотское становище Ванкарем, находившееся примерно в 160 км от полярного лагеря. Челюскинцев с Чукотки переправили на Камчатку, а оттуда — во Владивосток.
Экипаж парохода «Челюскин» прождал два месяца спасения во льдах
Подвиг спасателей был высоко оценен советским правительством — «Золотую Звезду» получил лётчик А. Это были первые Герои Советского Союза. Остальные участники и экипаж парохода были награждены орденами и медалями. На фотографии фрагмент экспозиции Таймырского краеведческого музея.
Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». На Мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. Летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались туда. В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев.
При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду. Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены.
Впервые в отечественной истории последовало присвоение участникам спасательной операции «высшей степени отличия, связанной с проявлением геройского подвига»: 16 апреля 1934 года ВЦИК СССР своим указом установил высшую степень отличия — звание Героя Советского Союза. Высокого звания первыми были удостоены семь человек — лётчики А. Ляпидевский, С.
Леваневский, В. Молоков, Н. Каманин, М. Слепнёв, М.
Были предложены и рассмотрены разные варианты, от ледоколов до дирижаблей, однако авиация оказалась самой перспективной в этом вопросе. Челюскинцы в это время усердно трудились, расчищая льдину от снега, дабы подготовить место для посадки самолетов. Благодаря этому процесс получилось ускорить. Первым прилетел самолет под управлением летчика Ляпидевского, 5 марта 1934 года.
Он смог посадить машину на лед лишь с 29-й попытки. Первые 28 не увенчались успехом из-за трудных погодных условий. Первыми он эвакуировал из ледового лагеря десятерых женщин и двоих детей. Активное спасение челюскинцев началось спустя 13 дней и продолжалось в течение двух недель.
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?
Шмидт же возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в суровых условиях Арктики. Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли - "Красин", "Сталинград" и "Смоленск".
На Мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду.
Более 100 человек, находившихся на борту, разместились в палатках и принялись за строительство деревянных бараков. Для организации спасения челюскинцев в Москве была создана комиссия во главе с В. Действовать нужно было как можно скорее. По прогнозам Р. Практически сразу возникла мысль использовать ледоколы «Красин» или «Ермак». Правда, обоим был необходим ремонт, причем многие специалисты склонялись к тому, что быстрее сделать заказ на срочную починку кораблей за границей. Поскольку «Красин» нуждался в меньшем ремонте, чем «Ермак» большинство экспертов высказались в пользу использования для спасения челюскинцев именно его. Опасения вызывали загруженные работой доки в Кронштадте.
Специалисты задавались вопросом: «Смогут ли они немедленно взяться за починку ледокола? При этом оговаривалось, что при возникновении трудностей, в срочном порядке нужно будет сделать заказ иностранной фирме. Легздин, с 1922 г.
Плавание шло успешно, но уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами. В связи с возникшей угрозой затопления, экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. Пароход был раздавлен льдами и затонул 13 февраля 1934 года. Благодаря оперативной работе челюскинцев, все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца. После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев. Шмидт же возглавил борьбу полярников за жизнь в суровых условиях Арктики.
Воронина и профессора О. Шмидта застряло во льдах и после нескольких месяцев дрейфа было раздавлено льдами и затонуло в Чукотском море 13 февраля 1934 года. Ровно 2 месяца, до 13 апреля 1934 года, прямо на льду был устроен палаточный лагерь, получивший название «Лагерь Шмидта». В Москве была организована комиссия по спасению челюскинцев. В результате, все 104 человека были успешно спасены с помощью полярной авиации.
Экипаж парохода «Челюскин» прождал два месяца спасения во льдах
13 апреля: спасение челюскинцев, освобождение Симферополя | НКК | Операция по спасению челюскинцев была завершена 13 апреля 1934 года, и ледовый лагерь перестал существовать. |
Обнародован неизвестный факт о спасении челюскинцев | 4 ноября 1934 г. благодаря удачному дрейфу «Челюскин» вошел в Берингов пролив. |
История спасения «Челюскина» | 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, в Чукотском море завершилась операция по спасению участников арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». |
Спасение челюскинцев: 90 лет назад семеро летчиков стали первыми в истории Героями Советского Союза | Операция по спасению челюскинцев была завершена 13 апреля 1934 года, и ледовый лагерь перестал существовать. |
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах | Сибирские авиаторы участвовали в знаменитом спасении челюскинцев. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин». |
Обнародован неизвестный факт о спасении челюскинцев
На лёгких, не приспособленных для работы в таких суровых климатических условиях самолётах в первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, а затем и остальных челюскинцев. 13 апреля 1934 года операция по спасению челюскинцев была завершена. О подготовке «Красина» к экспедиции по спасению челюскинцев рассказывают публикуемые документы ЦГАИПД СПб. 85 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась операция по спасению членов экипажа парохода «Челюскин», затонувшего к северу от Берингова пролива.
90 лет назад - 13 апреля 1934 года, успешное окончание операции по спасению челюскинцев!
Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли - «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». На Мысе Олюторком с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. Летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались туда. В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду. Операция по спасению челюскинцев была завершена 13 апреля 1934 года, и ледовый лагерь перестал существовать. Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены.
А в сердцах наших соотечественников она сохранилась навсегда. Георгий Ушаков, возглавлявший спасательную экспедицию, вспоминал о том, как отреагировали на работу лётчиков-спасателей жители Севера: «Многие из них плавали на американских шхунах, большинство соприкасались с американцами, торговавшими на Чукотке и скупавшими пушнину вплоть до 1930 года.
Американские самолёты они видели в 1929 году, когда с их помощью американцы вывозили пушнину на Аляску. Среди них шли разговоры о том, что наши русские самолёты ничего не смогут сделать. То ли дело американские!.. А Молоков и Каманин всё везут и везут. Вера в безукоризненные свойства всех вещей, прибывающих из Америки, была сильно поколеблена. Зато с огромным вниманием чукчи стали прислушиваться к рассказам о достижениях советской промышленности». Главным редактором «Правды» был в те дни Лев Мехлис. Личность противоречивая. Даже в последние годы мало кого так наотмашь демонизируют, как его. Одно нельзя отнять у Мехлиса: это был преданный стране человек и настоящий профессионал в журналистике.
И он хорошо понимал: чтобы победа оказалась полноценной, о ней нужно просто и ясно рассказать миллионам людей. Большевики и ленинских, и сталинских времён хорошо понимали эту истину: их представления о прессе, об информационной политике соответствовали самым строгим запросам эпохи. Именно Мехлис организовал всестороннее освещение подвига полярных лётчиков — в газетах, на радио, в сюжетах кинодокументалистов. Оперативно вышла в свет и была переведена на многие иностранные языки! Народовластие — это всегда разговор с массами, с широкой аудиторией, без сословных предрассудков. И такой разговор о спасении челюскинцев в 1934 году у правдистов получился. Результат очевиден: подвиг не остался неизвестным. Челюскинцами и их спасателями восхищался весь мир — даже те, кто относился к Советскому Союзу враждебно. Возрос престиж нашего государства. Многие именно в те дни поняли, что советские индустрия и наука — это не пропагандистский пшик, а реальность, с которой нельзя не считаться.
И все понимали, что это не театральная постановка, а настоящее, подлинное «покорение пространства и времени». Был у той победы и дипломатический эффект. Две великие арктические державы — СССР и США, несмотря на политические разногласия, научились сотрудничать в полярных льдах и в северном небе. Этот опыт пригодится державам в 1941 году, когда лидеры Советского Союза и Соединённых Штатов смогли сплотиться, чтобы дать отпор «коричневой чуме». Нашли общий язык! А началось всё с полярников. Будем помнить об этом. Всенародный подвиг Лётчики, переправившие полярников из ледового лагеря на Большую землю, стали первыми Героями Советского Союза. Без преувеличений, это был беспрецедентный подвиг. Впервые в истории столь убедительно показала себя полярная авиация.
Полярники и лётчики доказали: человек пришёл в Арктику навсегда, чтобы исследовать этот труднодоступный край, осваивать его. Подвиг во льдах стал убедительным подтверждением верности курса на индустриализацию и массовое просвещение. За несколько лет, прошедших после «великого перелома», Советский Союз стал сильнее, современнее.
Но лишь в ходе 29-го рейса льдину с ними удалось обнаружить. Дрейф продолжился, а 13 февраля 1934 года корпус «Челюскина» был раздавлен льдами и корабль пошёл ко дну Сев на площадке размером всего 150 на 400 метров, в сорокаградусный мороз, самолёт взял на борт десять женщин и двоих детей. Возвращаясь за остальными, авиаторы снова смогли удачно посалить крылатую машину, но при взлёте у неё отказал двигатель. Ляпидевский и члены его экипажа присоединились к «челюскинцам»… Спасение пришло только 7 апреля. За две недели лётчики перевезли со льдины в чукотское становище Ванкарем всех «челюскинцев», включая экипаж Ляпидевского.
Тяжело заболевшего Отто Шмидта доставили в госпиталь города Ном на Аляске. Несмотря на неудачу экспедиции, было организовано чествование «челюскинцев» во всесоюзном масштабе. Все они кроме детей , начиная от Отто Шмидта и заканчивая корабельными уборщицами, были награждены орденом Красной Звезды. Самой высокой награды удостоились лётчики, принимавшие участие в спасательной операции. Анатолию Ляпидевскому и ещё шести пилотам было присвоено звание Героя Советского Союза, учреждённое через три дня после завершения эвакуации «челюскинцев» — 16 апреля 1934 года. Им также вручили орден Ленина. Орденами Ленина были награждены ещё 12 членов летных экипажей, включая двух американцев — бортмехаников, обслуживавших самолёт Consolidated Fleetster, на которым Отто Шмидт перевезли на Аляску. В 1934 году экспедиция под руководством Юрия Визе на ледокольном пароходе «Федор Литке» без особых проблем прошла из Владивостока в Мурманск, а в 1935 году в обратном направлении были проведены транспортные пароходы «Искра» и «Ванцетти».
Сегодня развитие Северного морского пути остаётся одной из приоритетных экономических задач, стоящих перед Россией, что было в очередной раз подтверждено на прошедшем на этой неделе в Санкт-Петербурге Международном форуме «Арктика-территория диалога».
Но не под открытым небом. Благодаря тщательной подготовке на льду океана удалось обустроить "сносную" жизнь, которую каждый старался сделать "возможно культурнее и лучше" Шмидт. В "ледяном лагере" благодаря спасенным с судна пиломатериалам построили деревянный барак. Была выстроена пекарня и даже организована редакция стенгазеты "Не сдаемся! В лагере готовили аэродром, несмотря на то что лед покрывался трещинами, торосами, заносился снегом и постоянно ломался. Экспедиция получала радиограммы, в которых сообщалось об организации спасения и всех мероприятиях. Кроме того, так как лагерь дрейфовал, летчикам необходимо было постоянно направлять его точные координаты.
Спасение экспедиции За судьбой челюскинцев следил, без преувеличения, весь мир. И если сама экспедиция прославила полярных исследователей, то ее спасение стало триумфом полярной авиации и приобретением бесценного опыта использования авиатехники в суровых и непредсказуемых условиях Арктики. В лагере был составлен список, согласно которому первыми должны были доставить на берег женщин и детей. Опубликование списка вообще вызвало много огорчений, так как намеченные к более ранней отправке усиленно доказывали, что они могут уступить свою очередь другим. Однако список соблюдался строго", — пишет Шмидт. Первым в лагере челюскинцев весной 1934 года приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. Поиски проводились в условиях повышенной сложности: стояла полярная ночь, то и дело поднимались сильные ветры, пурга, температура опускалась до 40-градусных отметок. Самолет Ляпидевского 28 раз вылетал на поиски экспедиции и только на 29-й ее нашел.
Причем летчик сумел посадить свою машину на площадке, которая была втрое меньше, чем было необходимо. От летчиков во время спасательных операций требовалось наивысшее напряжение сил и ресурсов организма. Это был самый настоящий подвиг. Массовая и успешная эвакуация полярников возобновилась позже, когда на помощь прибыли летчики Слепнев, Каманин и Молоков. Итоги экспедиции Несмотря на то что выйти в Тихий океан "Челюскину" не удалось, основная цель была достигнута — проходимость СМП доказана. Кроме того, стало ясно, что необходимо увеличить арсенал ледокольного флота и правильно расставить суда на всех участках пути. Был наработан и навигационный опыт: были сделаны выводы о конструкции пароходов для Арктики. В научном плане было широко исследовано Чукотское море: его течения, взаимодействия этих течений, ветра, сопротивление берега движению льда.
Были достигнуты результаты научных наблюдений в гидрологии, гидрохимии, гидробиологии, аэрологии, метеорологии.