Так говорил об Александре Островском писатель и критик Иван Гончаров. Родные писателя подбирали их, складывали по порядку (писатель нумеровал страницы), а затем написанное переносилось в блокноты. Александр Николаевич Островский – писатель, зародивший великое понятие драмтеатра. Александр Николаевич Островский (1823-1886) – один из известнейших русских писателей, талантливый драматург, основоположник современного русского театра.
КПРФ предлагает провести в Псковской области цикл классных часов о писателе Островском
Александр Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 г. в Москве в семье чиновника. В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. В рамках фестиваля театром «Галерка» был проведен культурно-просветительский проект «Достоинство русского человека в творчестве А.Н. Островского», направленный на. Александр Николаевич Островский – писатель, зародивший великое понятие драмтеатра.
Драматургия вне времени: как Александр Островский изменил русский театр
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Александр Николаевич Островский написал почти полсотни пьес, ставшие основой репертуара русского театра. К юбилею писателя в Москве проводят XIII международный театральный фестиваль «Островский в Доме Островского». Так говорил об Александре Островском писатель и критик Иван Гончаров. Прошедшие два столетия убедительно доказывают, что гений Александра Островского сомнению не подлежит.
Так закалялась сталь: как слепой Николай Островский писал свой знаменитый роман
Помимо того, что он прославился как писатель, Островский сыграл большую роль в формировании отечественного театрального искусства и стал основоположником русского. Большевик и писатель Николай Островский родился на Волыни, в селе Вилия Острожского уезда, а жизнь и творчество его оказались наиболее тесно связаны с Шепетовкой. ский «На всякого мудреца довольно простоты». В Киеве снесли установленный почти полвека назад памятник советскому писателю Николаю Островскому. Бывало, Островский выезжал за границу — оказывался в Европе как представитель русской культуры, но «заграницей», в отличие от многих других писателей, не вдохновлялся.
В Крыму снимают фильм к 200-летию со дня рождения писателя Александра Островского
Москва. Общайтесь в - Одноклассники. Первая пьеса Островского, которая принесла ему известность, хотя с трудом прошла цензуру и долгое время не разрешалась к постановке, — «Банкрот, или Свои люди — сочтемся». Главные новости о персоне Александр Островский на
В Крыму снимают фильм к 200-летию со дня рождения писателя Александра Островского
В доме богатой купчихи Мавры Тарасовны Барабошевой все чинно, строго и безупречно. Однако все не так просто в почтенном семействе. Пьяница и тряпка сын растратил деньги, приказчики подделывают документы, садовник ворует яблоки. Да и сама Мавра, как выясняется позже, не без греха. Но властная хозяйка снисходительна к «слабостям» сына и домашних — лишь бы все было «по ее воле». В порядок вещей не вписываются только бедный служащий Платон, привыкший всегда и всем говорить правду, и красавица-внучка Поликсена, девушка на выданье, унаследовавшая крутой нрав бабушки, и некстати влюбившаяся в Платона. Сама же Мавра Тарасовна способна закрыть глаза на все, кроме честности и свободолюбия… И не сдобровать влюбленным, если бы не появление в их доме гостя из прошлого, отставного унтер-офицера Силы Ерофеича Грознова.
Режиссер — Юрий Цуркану История рассказывает о девушке Насте, живущей в стыде и бедности по вине своего скупого дяди Крутицкого. Насте предстоит выйти замуж. Вот только миром правят деньги, и невеста без приданого никому не нужна. Но, может быть, у нее есть шанс? В ход событий вмешивается счастливая находка. Режиссер Юрий Цуркану создал трагикомедию, в которой исследует русский характер с его битвами крайностей: скупостью, лихоимством, разбоем, нищетой и терпимостью.
Режиссер — Юрий Цуркану Действие спектакля разворачивается на Волге, в том же городе Бряхимове, где жили и любили персонажи «Бесприданницы». Как ни странно, но пьеса с таким ярким названием почти не имеет подробной сценической истории. Там никто не бросается с обрыва, не стреляется и не гибнет. Юрий Цуркану: Незаигранная и нераскрытая пьеса ошеломила широтой русских характеров в исключительных проявлениях коварства и самопожертвования… Комедия Островского «Красавец-мужчина» разворачивается как комедия русской жизни, извечно стиснутой двумя берегами, двумя стихиями: души и… денег. А в стремнине бьется любовь. Режиссер — Александр Баргман Это горькая и ироничная пьеса о выборе, о борьбе мерещащейся судьбы и привычной жизни, что уже не та, о поединке чувства и разума, об уделе Актрисы, об изменчивости жизни и беспощадном Молохе Театра.
В центре пьесы — Талант, не поддающийся обыденности и нарушающий ее. Талант заразительный настолько, что все персонажи пьесы поддаются его силе, сами становясь по своему талантливыми — в делах, фантазиях, интригах, поклонении. Пьеса полна любви и милосердия, надежд и сострадания, боли и отчаяния. Режиссер — Юрий Цуркану Это одна из самых прозрачных, смешных пьес А. В «Шутниках» есть тщательно скрываемая страстная любовь богатейшего немолодого купца к доброй, гордой и бедной девушке, растраченные казенные деньги, розыгрыши, переходящие в настоящую интригу, которая чуть не сводит с ума главного героя — отставного чиновника Оброшенова. Спектакль ставит зрителей перед проблемой: бедность, конечно, не порок, но настоящую свободу могут дать только деньги.
Завязывается тугой узел проблем, и человеческое счастье может попасть в зависимость от трехсот рублей. Но в «Шутниках» дано победить чести, любви и достоинству. Режиссер-постановщик — Андрей Сидельников. Спектакль по пьесе «Бесприданница» Сюжет знаменитого произведения перенесен в наши дни. В современном мире все продается и покупается. Сколько стоит красота, любовь, молодость?
Сколько стоит человек? И в какой момент мы понимаем, что нас самих уже купили? Красавица Лариса, девушка из небогатой семьи — лакомый кусочек. Ее бедность в глазах состоятельных претендентов становится знаком легкой добычи, тем более, что девушка в растерянности. Возлюбленный Ларисы предпочел ей брак по расчету. Отчаявшись, героиня решает выйти за нелюбимого человека.
Жених, по общему мнению, ей не пара. Воспользоваться падением Ларисы желают многие. Режиссер-постановщик — Стас Парфенов Островский по праву считается создателем традиционного русского театра. Его произведения бережно хранят чистый, живой русский язык с неповторимым юмором, который понятен и близок нам сегодня. Постановка объединяет в себе несколько произведений драматурга. Каждая пьеса будет развиваться в своей эпохе и проведет зрителя от времен Александра Николаевича к нашему «сегодня», показав, что времена меняются, а люди, их заботы и, главное, язык — остаются такими же.
Режиссер-постановщик — Денис Хуснияров Постановщики отстранились от привычного социального аспекта пьесы. В спектакле внимание сконцентрировано на универсальных вневременных категориях, на философских и сущностных вопросах человеческих взаимоотношений. В 1870-х годах Александр Островский был почетным мировым судьей Кинешемского уезда. Он принимал участие в судебных заседаниях и был хорошо знаком с хроникой происшествий того времени. Предполагается, что он был в курсе подробностей громкого дела, ставшего основой сюжета «Бесприданницы»: молодая женщина погибла от рук богатого мужа, ведущего разгульный образ жизни. Режиссер-постановщик — Владимир Туманов Спектакль рассказывает историю любви и измены, греховности и раскаяния, воли и слабости, веры и неверия.
Женщина, нарушающая нравственный долг, не может стать счастливой, не может скрыть свою вину. Но для героини важна суть отношений, а не их форма. В трактовке образа Катерины режиссер спектакля Владимир Туманов следует за драматургом. Островский не искал для своей героини выхода из отчаянного положения, его просто не существовало. Но это не значит, что любовь и красота бессильны и не могут спасти мир. Главный смысл драмы раскрывается в образе Катерины, в правде ее сильного характера и цельной души.
Режиссеры: Семен Спивак, Михаил Черняк. Спектакль по пьесе «Женитьба Белугина» Н. Соловьев, А. Островский Купец Андрей Белугин не самодур-неуч, а умный, честный, достойный человек. Господа же высшего сословия на поверку оказываются слабыми и безвольными. В их взаимоотношениях не последнюю роль играет желание разбогатеть.
Но мерилом и судьей становится любовь. Главные герои: простоватый Андрей, искажающий слово «лаборатория», и премудрая Елена, представительница высшего света, легко говорящая на разных языках, проходят испытания сердечными невзгодами, ищут настоящую любовь и совершают ошибки. Честность и хитрость, прямота и расчет, доброта и насмешка, нежность и ирония, жар и холодность, причудливо переплетаясь, и впрямь напоминают кружева. Но это не любовный треугольник или адюльтер. Это сложная, тонко написанная и искусно сыгранная история о самом прекрасном чувстве на свете. Помимо этого в пьесе есть юмор, романтика и легкость.
Режиссер-постановщик — Андрей Андреев Трактовка Молодежного театра способна удивить даже искушенного зрителя. Театр постарался воплотить художественный замысел Островского и сделать мелодраму смешной. Природу комедии подчеркивает и игра говорящих фамилий: Кручинина — печальная, Отрадина — радостная, Незнамов — безродный. По сюжету знаменитая актриса Кручинина соглашается гастролировать в небольшом городе, с которым у нее связаны тяжелые воспоминания молодости. Несломленная предательством любимого и потерей сына, достигшая огромной известности, Кручинина возвращается в родной город, где ее ждет много непредвиденных поворотов судьбы. Режиссер-постановщик — Владимир Туманов Островский называл эту пьесу в числе трех своих лучших произведений.
Создатели спектакля намеренно ушли от бытовой атрибутики мира Александра Николаевича, чтобы проникнуть в сиюминутность человеческого чувства и выбора, постичь глубину отношений. Этажерка, конторка, вешалка, стол, скамья — вот лаконичный и незамысловатый интерьер «захолустья». И в этой, казалось бы, ничем не примечательной и вполне размеренной жизни порой случаются бури.
Его драмы являются одними из самых читаемых и часто исполняемых сценических произведений в России.
Наиболее известные пьесы Островского: «Свои люди — сочтёмся», «Не в свои сани не садись», «Не всё коту масленица», «В чужом пиру похмелье», «Бедность не порок», «Светит, да не греет», «На каждого мудреца довольно простоты», «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники», «Снегурочка», «Гроза», «Лес». Александр Николаевич Островский — писатель, зародивший великое понятие драмтеатра. Это человек, который сумел пройти сквозь множество осуждений известных личностей и правительства и внести огромный вклад в творческую историю России.
Об особенной роли дяди Матвея в своей судьбе Александр Островский впоследствии вспоминал: «Когда покойная матушка, Любовь Ивановна, написала брату своему, отцу Михаилу, кажется в Смоленск, о смерти второго сына своего Федора и сетовала, что у нее дети не живут, он отвечал ей, чтобы она, если родится третий сын, назвала его Александром и что Александр не знаю уж по каким соображениям должен жить. Так и случилось.
Это мне рассказывал отец, а также и о том, как возили меня в Смоленск к отцу Михаилу напоказ и за благословением». Со второй половины 1830-х годов Островские обосновались в собственной усадьбе на Житной улице, а с начала 1840-х перебрались из Замоскворечья в Серебряники — бывшую ремесленную слободу, расположенную при впадении Яузы в Москву-реку. Николай Островский приобрел здесь у брата своей второй жены Ивана фон Тессин большой участок в Николоворобинском переулке с каменными и деревянными постройками и большим садом, спускающимся к Яузе. Он представлял собой часть прежнего владения екатерининского вельможи графа Александра Безбородко. Память о том, что этой землей владело семейство фон Тессин, до сих пор хранит имя Тессинского переулка, бывшего когда-то проездом вдоль южной границы владения Островских к Серебряническим баням.
Александр Островский прожил в Серебряниках целых 36 лет до 1877 года. Именно тут прошла большая часть его жизни. Здесь же создано большинство его художественных произведений, в их числе почти все, которые написаны им о Москве.
Режиссёр фильма Наталья Бондарчук известная актриса, сценарист, заслуженная артистка и заслуженный деятель искусств России. С полуостровом она познакомилась в 1972 году, когда приехала сниматься в фильме "Солярис" Андрея Тарковского. И вдруг он начал читать стихи», - поделилась Наталья Бондарчук.
12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского
У Островского — внутренняя уверенность в том, что все перемелется — мука будет, не стоит гневаться, а надо перетерпеть, и ты доживешь до того дня, когда правда не даст себя забить полностью, загнать и ликвидировать. Она все равно восторжествует. Эта его вера в силу правды восхищает. Он в этом плане обладает мужеством самостояния. И эти личные качества Островского проявляются в интонации, в атмосфере, в тоне его драматургии. Он может взять грустную и безотрадную ситуацию, но окутать ее чувством юмора, шутливостью, мягкой улыбкой, удивлением — потому самые печальные сюжеты вселяют в читателя и зрителя душевную бодрость, надежду на то, что все равно в конечном счете кривда попятится и правда свое возьмет.
Ни одна его пьеса, даже та, которая кончается смертью героини или полной личной катастрофой героя, — не наводит уныния и безотрадности. Напротив: поживем еще! Еще дай Бог все будет — наладится, образуется! Жизнь не окончена! А жизнь Островский любил: какая бы она ни была, все равно это жизнь, и в ней есть свои, пусть редкие, но счастливые мгновения.
А трудности либо преодолимые, либо терпимые — и отсюда чувство света, сердечности, теплоты, которые исходят от самых безнадежных сюжетов. Она понимает, что идет на страшный грех, — церковь не совершала панихиды по самоубийцам и сейчас не совершает — это неотменимо, но люди, как правило, забывают, что церковь не запрещает молиться о них тем, кто истинно их любит. Когда Катерина на пороге смерти, уже приняв решение, об этом вспоминает, то произносит замечательную фразу: «Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…» И эта вера освещает каким-то высоким настроением этот, кажущийся безнадежным, финал. А уж когда Кулигин говорит, что «тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!
Была такая большая любовь, жила такая прекрасная женщина, и осветилась жизнь города Калинова. В драматургии Островского всегда есть один по-настоящему светлый, сильный, чистый, хороший человек. Хорошего в жизни, может, меньше, чем плохого, но оно важнее — Островский в это твердо верил и никогда не забывал это хорошее показать. Не в примитивном конфликте: тут — хорошие, тут — плохие, а в том, что в каждом человеке это хорошее есть и важно, чтобы оно очнулось, проснулось, заявило о себе. Островский не сомневается, что это возможно, и находит такой момент в жизни каждого своего персонажа, когда скрытый нереализованный избыток человечности — скажется.
Знаменитый русский философ Владимир Соловьев сказал про Достоевского, что он всю жизнь искал в людях искру Божию как залог его спасения. Островскому в голову не пришло бы ее искать. Что ее искать? Она не может исчезнуть, потому что она Божия. Она — есть, даже если забита, загнана, замутнена.
Это убеждение можно назвать святой верой, и она чувствуется в каждом произведении Островского. И у него бывает сожаление о человеке, даже обида за него, но он никогда не идет на уничтожение человека. Герой Островского — всякий любой человек, и измеряется он не его способностями, не карьерным ростом, не статусом, не происхождением и тем более не его финансовой состоятельностью, он измеряется нормой человечности, и эта норма неколебима, она задана христианским пониманием личности. Это — не Достоевский, у которого герой бабушку убил и потом с гениальной, мощной трагической силой на сотнях страниц доказывает, что был прав. В мире Островского каждый распознает, где добро, а где зло, и знает, что это нисколько не относительные понятия, они — абсолютны.
Обыкновенная провинциальная актриса, милая девушка Сашенька Негина говорит об этом просто: «Сама знаю, что хорошо, что дурно». И с ней согласен ее ровесник Ераст из пьесы «Сердце не камень»: «Само собою, дурного хорошим не назовешь». И это знает каждый герой Островского. Неважно, он благонамеренный обыватель или пропойца, русский царь или лавочник, выпускник университета или полуграмотный недоучка, талантливый или бесталанный, богатый или бедный — «дурное хорошим не назовешь». Если актеры играют с доверием к драматургу, то это понимает всякий человек в зрительном зале, что вселяет душевную бодрость и здравие ума.
Дело не в характерах, хотя они яркие, красочные, разноцветные, — дело в душе, которая поет, мается, ищет, тоскует, радуется, печалится, скорбит, — душевные движения жизни героев и вызывают отклик в зрительном зале. И этим объясняется, я бы сказала, русскость драматургии Островского. Люблю «Таланты и поклонники» за лирическое отношение к сцене. Может, потому, что я — человек, связавший свою судьбу с театром?
На наш взгляд, это лучше всего свидетельствует о неправоте священника Павла Островского. Как и о его фиаско как миссионера. А ведь миссионер призван помнить о завете Апостола Павла: «Для иудеев я был как иудей, для эллинов как эллин, я стал всем для всех, чтобы привести к Господу хотя бы некоторых» 1 Кор. Но священник Павел Островский не пожелал донести свою позицию не то чтобы до эллинов и иудеев, но даже до русских православных, не согласных с его позицией. Этот высокомерный отказ от разъяснений заставляет предполагать, что в основе его миссионерской деятельности лежит гордость. И именно уязвлённая гордыня лежит в основе той кампании, которую он развернул по дискредитации авторов статьи, критикующих его миссионерские подходы.
Напомним, что один из авторов — протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, которому 13 марта исполнилось 79 лет. Примечательно, что сам отец Павел в своём комментарии в телеграмме откровенно саморазоблачается, показывая, что его интересуют вовсе не выяснение истины и не убеждения оппонентов, а как бы статья с критикой не была положена на стол его начальству и как бы он не пострадал за это, не потерял «тёпленькое местечко» в Москве. Попытка избежать гонений за правду — очень странная позиция для православного человека.
Об отношениях подростка с мачехой сведения сохранились самые противоречивые; впрочем, она со всей серьезностью отнеслась к образованию детей. Еще в гимназии Александр увлекся литературой и театром, играл в драматическом кружке и с восторгом рассказывал товарищам о знаменитых актерах, которых видел в театре. В 17 лет он окончил гимназию и по требованию отца поступил в Московский университет на юридический факультет. Он стал пропускать занятия, часто ради театральных спектаклей, затем несколько раз пересдавал экзамен по римскому праву и так и не сдал его, после чего был отчислен из университета.
С этого момента начался затяжной конфликт отца и сына, который продолжался до самой смерти Островского-старшего. Островский-канцелярист и первые пьесы А. Островский в 1856 г. Фото: Российская национальная библиотека. Справа — афиша спектакля «Свои люди — сочтемся», 1861 г. В Совестном суде обычно рассматривали дела, не связанные со злым умыслом: например, преступления, совершенные людьми с психическими заболеваниями или умственной отсталостью; внитрисемейные дела; дела несостоятельных должников. Одной из задач суда было добиться примирения сторон.
Островский прослужил в судах 17 лет. Говорят, писателю нужно «узнать жизнь»; в этом смысле у Островского была огромная практика — столько разных людей он видел, столько жизненных перипетий. Первая его пьеса, которую он с успехом читал у профессора Шевырева в 1847 году, «Семейная картина» сначала она называлась «Картина семейного счастия» , изображала купеческую семью Пузатовых, где 19-летнюю девушку брат хочет выдать замуж за старика-купца. Брат прекрасно знает, что жених — отъявленный плут, но уверен, что сможет его перехитрить и всучить ему негодное приданое. Между тем будущая невеста и жена брата отпрашиваются в монастырь на богослужение, но отправляются гулять. Цензор дал резко отрицательный отзыв об этой пьесе: «Судя по этим сценам, московские купцы обманывают и пьют, а купчихи тайком гуляют от мужей». Пьесу запретили к постановке, и лишь много позже Островский получил разрешение ее поставить.
Но свой литературный стаж он отсчитывал от дня чтения пьесы у Шевырева: «Самый памятный для меня день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание». Основой для нее стали многочисленные дела о банкротстве, с которыми он имел дело в суде. Пьеса сначала так и называлась — «Банкрот», «Несостоятельный должник». Купец Большов объявляет себя банкротом, заранее переписав все свое имущество на приказчика Лазаря Подхалюзина, которого женит на своей дочери Липочке: свои люди, сочтемся. Когда Большов, уже сидящий в долговой яме, должен начать выплачивать долги кредиторам — по 25 копеек за рубль долга, — и зять, и дочь отказываются дать ему денег: самим нужны, да и Большов не велел кредиторам больше 10 копеек давать. Дочка обиженно добавляет: «Я у вас, тятенька, до 20 лет жила — свету не видала.
Что ж, мне прикажете отдать вам деньги да самой опять в ситцевых платьях ходить? Более того, по личному распоряжению Николая I Островского отдали под негласный полицейский надзор, который был с него снят только после смерти царя. При чтении пьесы «Свои люди — сочтемся» присутствовал Гоголь; Погодин, редактор «Москвитянина», передал Островскому добрый гоголевский отзыв о пьесе. С этих пор Островский вошел в узкий круг молодых авторов «Москвитянина», среди которых были Аполлон Григорьев, Мельников-Печерский, Писемский; они вдохнули новую жизнь в журнал, придерживавшийся официальной доктрины «православия, самодержавия, народности». Журнал в это время ориентировался на те слои российского населения, которые не были затронуты влиянием западной цивилизации. Если славянофилы видели опору в крестьянстве, то «москвитяне» считали классом, на который можно опираться, русское купечество.
Островский принял предложение министра и в 1856 году отправился в путешествие. Как и было задумано, он вёл дневник, который стал основой для очерков "Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода". По дорогам Верхневолжья Островский провёл на тверской земле около четырёх с половиной месяцев. В столице губернии писатель жил в гостинице Барсукова на Миллионной сейчас Советской улице, о чём напоминает мемориальная доска на доме, стоящем на пересечении улицы с Тверским проспектом. Александр Николаевич изучил исторический центр города, Заволжье, Затьмачье и Затверечье, познакомился с зарождающейся в Твери текстильной промышленностью, судостроением и рыболовством. Островский был разочарован бедностью в городе, у которого были все шансы стать процветающим. Писателя поразили чистота центральных улиц, которые постоянно мели по старой привычке, и их малолюдность. Затем Островский выехал из Твери в Городню.
Великий летописец русской жизни
Островского — русского писателя, драматурга, члена корреспондента Петербургской АН. К этому событию в библиотеке оформлена выставка — «Жизнь моя принадлежит театру». А читателям было предложено ознакомится с материалами выставки и ответить на вопросы кроссворда по произведениям знаменитого писателя.
В Добролюбовке пройдет акция «День с писателем» 8 октября 2023 В этом году мероприятие организовано к 200-летию со дня рождения русского драматурга и писателя Александра Островского А. Островский — реформатор сцены, создатель русского национального театра, автор 47 оригинальных сочинений, популярных пьес, которые и в наше время с успехом идут в театрах. Добролюбова приглашает всех желающих принять участие в программе «День с Александром Островским», окунуться в необыкновенный мир театра, ближе познакомиться с личностью драматурга, по-новому перечитать его пьесы, узнать неизвестные факты его биографии.
Встреча состоится по адресу: г. Архангельск, ул.
Кроме того, все театры получили диплом участника и памятный знак фестиваля. Спектакли оценивал экспертный совет в составе московских педагогов и артистов: народный артист РФ, актёр Академического Малого театра Глеб Валерьевич Подгородинский, актер театра и кино Илья Александрович Ильин, актриса, старший преподаватель кафедры мастерства актера ВТУ имени М. Щепкина Евгения Юрьевна Шевченко.
Считаю, что такой фестиваль должен стать традицией, должен расширять географию, — поделилась Евгения Шевченко, — Я, конечно, слышала, что Омск — театральный город, но не знала, насколько тут трепетно относятся к театральному искусству, какой отзывчивый здесь зритель. Первым среди театров-участников по количеству наград, полученных за один спектакль, стал Омский музыкальный театр с премьерой Театр со вкусом: «Чаепитие по Островскому» по мотивам знаменитых пьес драматурга. В тройку лидеров также вошли театр «Галерка» со спектаклями «Бесприданница» и «Не все коту масленица» и Омский академический театр драмы со спектаклем «Правда — хорошо, а счастье лучше». В рамках фестиваля театром «Галерка» был проведен культурно-просветительский проект «Достоинство русского человека в творчестве А. Островского», направленный на привлечение молодежной аудитории к чтению пьес драматурга и просмотру спектаклей.
С особенным трепетом к Островскому относятся в Кинешме. Здесь он провел значительную часть своей жизни. Островский жил и писал в родовой усадьбе в селе Щелыково, что в 20 верстах от Кинешмы.
Колумб Замоскворечья. К 200-летию Александра Островского
Так что весьма скоро неудачливый помещик оставил навсегда свои сельскохозяйственные потуги и надежды с их помощью поправить материальное положение многочисленной семьи, стал использовать имение только как летнюю дачу. Что ему действительно удавалось, так это выращивание цветов, овощей и фруктов. Вся усадьба утопала в цветах. На клумбах и газонах красовались розы, флоксы, настурции, бархатцы, астры, резеда, пионы, весь дом был увит диким виноградом, душистым табаком и горошком. А поблизости от дома какие только ягоды не созревали — и крыжовник, и смородина, и малина с клубникой. В небольшой теплице, доставшейся от отца, поспевали ранние огурцы и помидоры, редиска, салаты, спаржа, цветная и брюссельская капуста и даже дыни с арбузами. В маленьком скромном хозяйстве, не дающем ни копейки дохода, ощущалась полная благодать для внутреннего довольства и для здоровья». Между прочим, в Щелыкове драматург освоил ещё и столярное ремесло. В его кабинете по-прежнему стоят сделанные им собственноручно письменный стол и напольная пепельница-песочница, а на столе — изготовленные с помощью лобзика ажурные деревянные рамки с заправленными в них фотографиями. Без чего Александр Николаевич никак не мог обойтись, так это без общения с друзьями, коллегами-писателями, композиторами, художниками, артистами московских и петербургских театров: «…как ни хорошо в Щелыкове, но одному всё-таки скучно. Охота нынче хорошая, рыбная ловля отличная, но я один не могу наслаждаться ничем».
Зато, когда ему удавалось кого-либо «заполучить» к себе, он бывал по-настоящему счастлив. К таковым удовольствиям можно отнести и слушание по вечерам музыки и пения — в гостиной щелыковского дома до сих пор стоят фортепьяно фирмы «Talanoff», плетёное кресло-качалка, в котором любил восседать хозяин имения, овальный стол и несколько обитых материей стульев. Здесь часто звучали русские и цыганские романсы, народные песни, многие из которых в оригинальном или переработанном виде драматург включал в свои пьесы. А «обкатывались» песни его женой Марией Васильевной, актрисой Малого театра.
Александр Островский родился 12 апреля 1823 года в Москве. Усадьбу Щелыково купил отец писателя в 1847 году, а сам Островский впервые посетил ее в 1848 году. В 2020 году компания Ростелеком проводила одноименный конкурс, который в итоге трансформировался в телеграм-канал.
Россия должна была вывести войска с территории Украины, но не из Крыма и части Донбасса. Планировалось, что президенты Владимир Путин и Владимир Зеленский обсудят вывод войск лично.
Спорными оставались вопросы о сокращении численности украинской армии и военной техники. В соответствии с договором «страны-гаранты» должны были бы поддержать Киев в его праве на самооборону в течение максимум трех дней, если начнется вооруженный конфликт. По версии Welt, в апреле 2022 года Москва и Киев оказались как никогда близки к соглашению. Тогда, пишет издание, Москва потребовала сделать русский язык вторым официальным языком на Украине, отказаться от санкций и исков в международных судах. Киев ответил отказом. Источники Welt среди участников переговорной делегации со стороны Украины заявили, что даже сегодня сделка по-прежнему кажется выгодной. Один из членов делегации сказал: «Это была лучшая сделка, которую мы могли заключить». Welt пишет, что тогда у Киева была «более сильная позиция на переговорах, чем сейчас». Напомним, помощник президента Владимир Мединский, возглавлявший российскую делегацию на переговорах, заявил, что Россия искренне хотела договориться с Украиной на переговорах в 2022 году, делегация Киева также выражала такое желание.
По его словам, украинская сторона вынуждена была согласовывать свои действия с «тремя начальниками». В ноябре Мединский раскрыл требования России на переговорах с Украиной. Авиация, ракетные войска и артиллерия поразили эшелон у поселка Удачное в ДНР, указало ведомство в своем Telegram-канале. Он отметил, что у украинской армии рушится и вторая линия обороны, включавшая Очеретино. К югу от Очеретино противник будет постепенно откатываться на линии водоемов и Карловского водохранилища», — подчеркнул Рожин. Освобождение населенных пунктов подтверждается соответствующими видеозаписями, указал эксперт в своем Telegram-канале. По мнению эксперта, украинская сторона пока не способна стабилизировать фронт. В украинских социальных сетях распространяются слухи о том, что ситуация для ВСУ у поселка Бердычи становится все хуже, украинские военные уже не пытаются удержать позиции: они думают о том, как правильно отступить, при этом не растеряв остатки боевого духа. В нынешних условиях главное нормально отойти на новый рубеж, при этом сохранив людей.
И, конечно, не допускать окружения наблюдательных пунктов, потому что за событиями следят сейчас все военные, деморализация никому не нужна», — пишут украинские паблики.
В его драматургии немало молодых людей, которые не решают жениться, потому что родители не дают благословения. Думаю, Островский не венчался с Агафьей Ивановной, оставив ее в ложном положении до конца жизни, так как отец был против. И Александр Николаевич не переступил через отсутствие отцовского благословения. Здесь есть о чем подумать. Она — актриса замечательного жизнелюбия и здоровья, голосистая певунья, очень правдивая и на сцене, в своих ролях, и в жизни, — еще не была Никулиной — это фамилия по мужу. Островский просто голову потерял. Он же для нее и с нее написал Катерину Кабанову в «Грозе».
Что мужчина может подарить любимой женщине, если он — драматург, а его избранница — актриса? Островский подарил ей гениальную роль. В Катерине есть одно качество, и она сама про это говорит и это правда: «Обманывать-то я не умею; скрывать-то ничего не могу». Как не умеет? Каждый человек умеет если не солгать, то умолчать о чем-то. А Катерина — нет, ей это не дано. Такой была и сама Любовь Павловна. Ее женская история печальна — она влюбилась, и, естественно, не в того, в кого надо, он обобрал ее, жизнь семейная не сложилась.
А в Островском какая-то заноза осталась. Через два года после смерти Агаши Александр Николаевич женился на Марии Васильевне Бахметьевой — актрисе не первого ряда, яркой, красивой, цыганистого облика, домовитой, отчасти властной, хозяйственной, и прожил с ней до конца жизни вполне благополучно. И все время торопился успеть — к началу сезона, к бенефису одного из любимых актеров или возникала нужда покрыть какие-то долги. Если говорить о процессе творчества, то Островский долго вынашивал пьесу и до тех пор, пока она у него вся не сложилась в голове, писать не начинал. Он должен был увидеть каждого персонажа, даже произносящего две-три реплики, — живьем, в красках, объеме, в цвете, в темпе, в характере, в ужимках, ухватках, привычках. Тогда он садился и очень быстро сочинял, иногда через две-три недели пьесу заканчивал. Так писал всю жизнь и написал 48 пьес — оригинальных. А он вообще-то знал пять иностранных языков и перевел для русского театра немало европейских пьес — Шекспира, Гольдони, Кальдерона, французов — и без словаря, с подлинника, а не с подстрочника.
Это важный момент, потому что Островский, конечно, был русским европейцем — сложился к началу XIX века этот культурный тип в русской жизни, начинается он с Карамзина и Жуковского. Но то, что он пишет о своих впечатлениях от Европы, не сравнить ни с «Письмами русского путешественника» Карамзина, ни даже с «Игроком» Достоевского или «Вешними водами» Тургенева, которые описывали европейскую жизнь «в близкой оптике». Для Островского Европа — на расстоянии и дистанционно. Он будто чувствовал эту дистанцию и ее соблюдал. У него не распахивались глаза от восхищения, и он не писал гневных инвектив по поводу европейской буржуазности, как Лев Толстой или Достоевский. Как писателя Европа его не вдохновляла. У него в пьесах она присутствует только как деловое место промышленности и торговли, а для русских еще и отдыха. Для него важно только одно: преломление европейского культурного наследия в русской жизни, и это, главным образом, пересечение с Шиллером.
Шиллеровские роли у русских актеров — особая страница истории театра. Он выезжал в Европу полномочным представителем русской истории и культуры и не забывал, что он — посланник Москвы, России, великой и мощной державы. И его исторические драмы: «Василиса Мелентьева», «Тушино», «Минин», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», гораздо менее востребованные современным театром, чем замоскворецкие сцены, картины и комедии, — свидетельствуют об этом со всей полнотой. Прозаик может в комментариях, в объяснениях, лирических отступлениях как-то себя проявить, а драматург такой возможности не имеет. Слева написано, кто говорит, справа — что говорит, а драматург как человек в своем произведении отсутствует. Он присутствует только своим талантом — в композиции пьесы, в системе образов, в организации конфликта. Из всех русских драматургов Островский — самый объективный: все внутреннее и экзистенциальное он из текста убирает. Личность Александра Николаевича остается неразгаданной — трудно распознать, каким он был, как тяжко догадаться про Шекспира, от которого ничего не осталось, кроме его пьес.
Но по тому, какова основная интонация драматургии Островского, чувствуется, что он был хорошим человеком и простым.
Россия Островского: «Мало христианства-то в людях»
По мнению ректора Высшего театрального училища имени Щепкина Бориса Любимова, особенность творчества Островского состоит в том, что автор всю свою жизнь посвятил драматургии. Именно он является основоположником русского театрального сценического языка. Его персонажи говорят совершенно фантастическим языком. И это может быть и светское общество, и могут быть низы. Это старики, молодежь. Это всегда еще сценическая речь. Фактически он формировал не только репертуар, он формировал труппы русского театра», — объяснил Любимов.
В соответствии с договором «страны-гаранты» должны были бы поддержать Киев в его праве на самооборону в течение максимум трех дней, если начнется вооруженный конфликт. По версии Welt, в апреле 2022 года Москва и Киев оказались как никогда близки к соглашению. Тогда, пишет издание, Москва потребовала сделать русский язык вторым официальным языком на Украине, отказаться от санкций и исков в международных судах. Киев ответил отказом. Источники Welt среди участников переговорной делегации со стороны Украины заявили, что даже сегодня сделка по-прежнему кажется выгодной. Один из членов делегации сказал: «Это была лучшая сделка, которую мы могли заключить». Welt пишет, что тогда у Киева была «более сильная позиция на переговорах, чем сейчас». Напомним, помощник президента Владимир Мединский, возглавлявший российскую делегацию на переговорах, заявил, что Россия искренне хотела договориться с Украиной на переговорах в 2022 году, делегация Киева также выражала такое желание. По его словам, украинская сторона вынуждена была согласовывать свои действия с «тремя начальниками». В ноябре Мединский раскрыл требования России на переговорах с Украиной. Авиация, ракетные войска и артиллерия поразили эшелон у поселка Удачное в ДНР, указало ведомство в своем Telegram-канале. Он отметил, что у украинской армии рушится и вторая линия обороны, включавшая Очеретино. К югу от Очеретино противник будет постепенно откатываться на линии водоемов и Карловского водохранилища», — подчеркнул Рожин. Освобождение населенных пунктов подтверждается соответствующими видеозаписями, указал эксперт в своем Telegram-канале. По мнению эксперта, украинская сторона пока не способна стабилизировать фронт. В украинских социальных сетях распространяются слухи о том, что ситуация для ВСУ у поселка Бердычи становится все хуже, украинские военные уже не пытаются удержать позиции: они думают о том, как правильно отступить, при этом не растеряв остатки боевого духа. В нынешних условиях главное нормально отойти на новый рубеж, при этом сохранив людей. И, конечно, не допускать окружения наблюдательных пунктов, потому что за событиями следят сейчас все военные, деморализация никому не нужна», — пишут украинские паблики. Ранее сообщалось, что ВС России заняли более выгодные рубежи в Харьковской области. Салливан сказал, что Украина находится в «глубокой яме». По его словам, это произошло из-за задержки американской помощи, передает ТАСС.
Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее» - писал Александр Островский. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».
Читать далее Полина на книгу: Гроза Каждый человек составляет собственное мнение о прочитанных книгах. Бывает, кому-то не нравятся герои или отдельные события, а это портит общее впечатление о прочитанном. Чаще хочется изменить конец истории. А самоубийство лично для меня не выход. Раньше я относилась к этому очень категорично, сейчас же спокойнее. Главная героиня ошиблась. Но мне удобно рассуждать в моем веке, сидя за компьютером, о событиях того времени.