Иудейский праздник Песах в память об исходе евреев из Египта начнется в этом году на исходе среды и продлится до следующего четверга, 13 апреля. Песах включает два дня, считающиеся в Израиле праздничными: первый день праздника Песах и Второй Песах (седьмой день праздника). Дни между первым и последним днями Песаха считаются полупраздничными (“Холь а-Моэд”).
Иудеи всего мира сегодня начинают праздновать Песах
Еврейская пасха (Песах) — как отмечают: смысл и традиции – Блог Israel Assist | Интересно, что в канун Песаха (утром и днём 14-го нисана) запрещено есть даже мацу: это делается для того, чтобы не смешивать ту мацу, которую евреи едят в обычные дни, от особенной мацы седера. |
Праздник освобождения: у евреев наступает Песах - "День рождения народа" | Название праздника «Песах» образовано от ивритского слова «пасах», что означает «прошел мимо», «миновал»: во время десятой казни Египетской Всевышний, наказывая египтян, как бы «обошел стороной» еврейские дома. |
Пасха и Песах: история свободы и напоминание, что мы можем победить страх
Сама традиция связана со священной иудейской книгой Тора. В ней исход евреев из Египта описывают четыре слова: выведу, спасу, освобожу и возьму. На ритуальную трапезу подают также фаршированную рыбу, курицу в медовом соусе и тушеные овощи. В конце ужина обязательно открывают входную дверь, символизируя этим начало исхода.
Всю праздничную неделю нельзя есть и ставить на стол блюда, которые готовят с помощью процесса брожения. Это касается хлеба, макарон и выпечки. Такие продукты евреи называют «хамец», подчеркнул Александр Листенгорт.
Обычно от них избавляются накануне первого ужина, и делают это даже те, кто не считает себя верующим. Согласно преданию, евреи не успели сделать закваску перед исходом из Египта и взяли с собой только мацу. Именно поэтому в Песах и запрещено есть все квасное.
А в первый и последний день Песаха нельзя работать, а в другие дни праздника все трудятся по сокращенному графику. Некоторые называют Песах еврейской Пасхой, но такое выражение неверно, предупредил эксперт по иудаизму. У праздников разные смыслы и традиции: первый посвящен исходу евреев, а второй — воскрешению Иисуса Христа.
Они не сходятся и хронологически, ведь события с еврейским народом произошли на две тысячи лет раньше, чем распятие и воскрешение Иисуса.
Для седера готовят особенную еду, которую размещают в определенном порядке на блюде. Среди них обязательно присутствуют: марор горькая зелень, которая символизирует горечь и тяжесть рабства , харосет смесь из протертых яблок с финиками и орехами, по виду напоминающая глину, с которой чаще всего евреи работали в Египте , зроа кусочек жареного мяса с косточкой внутри, символизирующий жертвоприношения в Египте , а также вареные яйца как символ жизни. Уровень антисемитизма в крупнейшем государстве мира — один из самых низких в Европе Во время застолья принято выпивать по четыре бокала вина или виноградного сока по числу обещаний, которые Бог дал избранному народу. Пятый бокал оставляют нетронутым для пророка Илии, почитаемого иудеями. На протяжении всех дней верующие не едят хлеб и продукты брожения, за исключением мацы — пресных хлебцев. Такой запрет установлен с древних времен в память о том, что евреи после ухода из Египта питались в пустыне только мацой. Песах в 2024 году — как поздравить Накануне Песаха, как и любого другого иудейского праздника, можно услышать слова «Хаг Самэах! Это универсальное поздравление, которое часто произносят в Израиле и во время празднования Песаха евреями в России. Поскольку праздник олицетворяет освобождении из неволи и начало новой жизни, то в поздравительных речах нередко желают ценить обретенную свободу, оставаться хозяевами своей судьбы и смело действовать во имя будущего.
По многолетней традиции желают и не забывать о тех, кому особенно нужны помощь, поддержка и забота. А так как праздник — семейный, к поздравлениям добавляют пожелания мира, добра и благополучия.
Он символизирует второй шанс исправить ошибки, сделанные в течение года, и отмечается обычно в конце апреля или в начале мая.
В 2023 году Песах шени отметят 5 мая, — напоминают журналисты pronedra. В этот день евреи исполняют ряд ритуалов, связанных с пищей и молитвами. Они готовят особые блюда, такие как мацот — бездрожжевые хлебцы, гороховый рагу и другие каштановые блюда.
Во время него обязательно нужно выпить четыре бокала вина. Это символизирует число обещаний, данных Господом еврейскому народу. Пятый бокал наливают, но не пьют из него, так как он предназначен для пророка Элияха. Во время ужина читают молитвы и обращаются к Богу. В самом конце — съедают небольшой кусок мацы, который взрослые обычно прячут от детей. Дети же, в свою очередь, должны найти его.
Вот так в еврейских семьях отмечают первый день Песаха. Далее идут пять «будней праздника», а завершается всё выходным днём, в который обычно проводится «церемония разделения вод». Известно, что фараон, отпустив евреев, всё же решился догнать их и перебить. Но воды Красного моря по воле Божьей расступились и пропустили евреев. Когда же в проход бросились египтяне, воды сомкнулись, поглотив их всех. В память об этом читают отрывок из священной Торы.
На этом и завершается великий еврейский праздник. Как уже видно, с христианской Пасхой у него теперь мало общего. Также стоит запомнить одно из главных правил Песаха.
Дата в 2024 году
- Telegram: Contact @yahadru
- Песах 2024: какого числа, что это за праздник, поздравления и традиции | Вестник Кавказа
- Когда будет Песах в 2024 году
- Песах 2023: традиции и обычаи в иудаизме
- Какие 6 обязательных блюд готовят евреи на Песах, что они означают
Баранья косточка и много мацы. Как отмечают еврейский праздник Песах
Песах является одним из наиболее значимых еврейских праздников – его отмечают 7 дней, а празднование сопровождается чтением особых молитв и благословений. 30 апреля, в последний день праздника Песах, в 19:30 приглашаем принять участие в молитве Минха и традиционной Трапезе Машиаха, которая пройдёт в центральной синагоге в Марьиной роще. Песах, или еврейская Пасха, — один из главных иудейских праздников в память об освобождении евреев от рабства в Древнем Египте. исходе евреев из Египта, когда освобожденный от рабства народ был вынужден 40 лет скитаться по пустыне в поисках земли обетованной. «95 шекелей за час с четвертью парковки»: высокая цена развлечений в дни праздника Песах.
Песах и Пасха - почему нельзя путать эти праздники
Это событие и отмечают в праздник Песах. Несмотря на то, что их названия схожи, они все-таки имеют принципиальные отличия. И называть Песах «еврейской Пасхой» на самом деле не совсем верно. В чем же разница? Прежде всего — это религиозный смысл. Евреи отмечают Песах в память об освобождении своего народа из рабства. Христиане же празднуют воскрешение Христа, Пасха символизирует духовное спасение и вечную жизнь. Разница также и в продолжительности событий. Еврейский праздник отмечают в течение недели в Израиле или восьми дней за пределами страны.
Одним из главных ритуалов праздника является приношение корбана Песах Шени — особого жертвенного животного, которое приносят в память о том, как израильтяне убивали и ели агнца в Египте перед выходом из рабства. Также в этот день евреи читают молитвы и песнопения, особое внимание уделяется обряду очищения, который состоит в том, чтобы почистить свой дом и все его углы от хамеца — оставшейся после Песаха еды, содержащей хлеб или другие запрещенные ингредиенты. В ходе традиционного обряда седер, который проводится вечером, участники произносят особые молитвы, читают Песах-Хагаду — священный текст, который описывает историю еврейского народа, выход из Египта и освобождение от рабства. Главный символ праздника Главным символом Песах шени является мацот — бесдрожжевой хлебец, который едят в этот день в знак памяти о том, как израильский народ спешил уйти из Египта и не успел подготовить закваски для хлеба.
А 14 нисана, то есть в первый день Песаха, состоялась Тайная вечеря — последняя встреча Христа с учениками перед казнью. Таким образом, события Песаха и Пасхи пересекаются, но скорее символически, и эти праздники точно не подобны друг другу. Традиции на еврейский праздник Песах Песах, традиции которого уходят корнями в глубокую древность, — очень важный праздник для иудеев. Подготовка к нему может длиться до месяца — перед праздником на улицах и в домах проводится тщательная уборка, в сам праздник всё должно быть вычищено до блеска.
Из дома убираются все дрожжевые продукты, которые называют «хамец», их запрещено не только есть, но и хранить. В семьях есть традиция: утром накануне праздника глава семьи обходит дом со свечой, пером и деревянной ложкой в поисках оставшихся дрожжевых продуктов — вплоть до крошек, а если находит их — собирает пером на ложку, а ложку потом сжигает. Либо обнаруженный хамец можно на время продать или подарить нееврею. В Израиле даже накануне Песаха символически продают на время оставшийся на складах и в магазинах хамец одному и тому же арабу Хуссейну Джабару, с которым после праздника расторгают сделку.
Накануне праздника мужчинам-первенцам принято поститься — они отказываются от еды и воды от восхода до заката. Это служит напоминанием о чудесном спасении еврейских первенцев во время десятой египетской казни. А после захода солнца вся семья собирается за столом на праздничный ужин — седер, что в переводе с иврита означает «порядок». Он делится на две части — традиционную и обычную праздничную.
Главной традицией седера является чтение Агады — «Рассказа о Песахе», книги, где пересказывают все события Исхода вместе с молитвами. Во время чтения Агады нельзя заниматься ничем другим, только слушать, если нет возможности читать. Кроме того, на седер подают вино детям — виноградный сок. Его нужно обязательно выпить 4 бокала — как символ четырёх обращений Бога к евреям с обещаниями свободы: «И выведу вас из-под ига Египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…».
Также обязательно нужно съесть определённое количество мацы — минимум 17 граммов за 4 минуты. Помимо этого, во время седера принято толковать сущность Песаха «четырём сыновьям» — простому, грешному, мудрому и юному, — в роли которых выступают дети. Ещё одна традиция связана с пророком Илией или Элиягу. Согласно иудейским верованиям, во время Песаха должно произойти пришествие мессии — Машиаха, а предварять его будет приход пророка Илии.
Седер начинается после возвращения из синагоги: вся семья с гостями собирается вокруг стола. Во время седера произносятся благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к праздничному столу всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить Песах в кругу своей семьи. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элияха Илии. На праздничный стол непременно ставятся тарелки с соленой водой - символ слез древнееврейских женщин, у которых по приказу фараона отнимали первенцев, поскольку, согласно предсказанию, в одной из еврейских семей должен был родиться человек, который освободит людей от рабства. За время трапезы каждый должен выпить четыре бокала вина в честь четырех чаш, упоминаемых в Торе. Последний день Песаха проходит в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и религиозных учебных заведениях устраивается церемония разделения морских вод.
Значение слова «Песах»
В 2022 году на период с вечера 15 апреля до ночи 23 апреля выпадают праздничные дни еврейского праздника Песах. Песах 2024: праздник Песах начинается с заходом солнца 22 апреля. Квасное запрещено есть с начала пятого солнечного часа утром 22 апреля. Песах включает два дня, считающиеся в Израиле праздничными: первый день праздника Песах и Второй Песах (седьмой день праздника). Дни между первым и последним днями Песаха считаются полупраздничными (“Холь а-Моэд”).
Пасха в 2024 году
Для еврейского народа Песах ― один из самых важных праздников. В Московском еврейском общинном центре молодых людей знакомят с историей праздника и рассказывают о традициях. Песах начинается на 15-й день еврейского месяца Нисан и длится в Израиле семь дней, а за его пределами — восемь. Даты определяются по лунному календарю и обычно выпадают на апрель. В 2024 году Песах будут отмечать с 23 по 30 апреля, празднование начнется вечером 22 апреля. Празднуя еврейский праздник Песах, мы каждый год реализуем возможность познать что-то новое о себе, о нашем народе и произвести качественную трансформацию в отношениях между нами.
Песах 2024: какого числа, что это за праздник, поздравления и традиции
Пост первенцев Основная статья: Пост первенцев В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских. Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста. Согласно Пятикнижию [8] , каждая семья или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка должна отведать одного ягнёнка вечером до полуночи на 15 нисана. Ягнёнок не мог быть заколот тем, во владении кого есть квасное [9]. Нельзя было ломать у жертвы кости [12]. Нутряной жир от жертвы должен был быть сожжен на жертвеннике до утра. Седер Песах.
Некоторые общины допускают замену зроа на запеченную курицу, непосредственно, ее горлышко. Так называют свежую зелень — сельдерей, лук, ботву свеклы или картофеля. Она символизирует надежду и обновление. Перед употреблением карпас макают в подсоленную воду. Название горьких трав, символа жестокости, проявленной к еврейскому народу со стороны египтян. Это измельченный или тертый хрен, символ раствора, которым были скреплены блоки пирамид. Это название смеси яблок, груш, вина, грецких орехов, корицы. Что такое маца и как ее готовят Мацой называют хлеб, который можно вкушать на Песах. Это пресные хлебцы, для приготовления которых используют пшеничную муку.
Песах посвящён как раз событию Исхода и дальнейшему освобождению еврейского народа от рабства. Как же отмечают этот праздник? Обычно в вечер 14 нисана еврейские семьи собираются на ужин. Это происходит уже после захода солнца. На ужин могут пригласить неимущих людей, а также тех, кто по какой-то причине не может провести день со своими близкими. На столе всегда есть маца, специальные пресные хлебцы, также горькая зелень под названием марор и блюдо под именем харосет, состоящее из тёртых яблок и фиников. Марор символизирует тяжкие годы рабства евреев. Харосет же является символом глины, из которой рабы делали кирпичи. Помимо всего прочего, подают и традиционные еврейские блюда. Ужин проходит в несколько этапов. Во время него обязательно нужно выпить четыре бокала вина. Это символизирует число обещаний, данных Господом еврейскому народу. Пятый бокал наливают, но не пьют из него, так как он предназначен для пророка Элияха. Во время ужина читают молитвы и обращаются к Богу. В самом конце — съедают небольшой кусок мацы, который взрослые обычно прячут от детей.
В это время евреи читают молитвы и благословения. В конце ужина обязательно съедается кусок мацы. Запреты на Песах На иудейский праздник существует один главный запрет — нельзя употреблять в пищу продукты, которые были приготовлены на закваске или методом брожения. Поэтому не готовят хлеб, солодовые напитки, пиво. Квасные блюда даже запрещено хранить дома во время празднования Песах. Поэтому накануне, евреи все это выбрасывают или раздают людям другой веры. Традиция не употреблять в пищу блюда на закваске или методом брожения возникла еще в то время, когда евреи спасались от рабства. Тогда иудеи так спешили, что оставили на столе тесто, из которого готовили хлеб.
Праздник освобождения: у евреев наступает Песах - "День рождения народа"
Так называют свежую зелень — сельдерей, лук, ботву свеклы или картофеля. Она символизирует надежду и обновление. Перед употреблением карпас макают в подсоленную воду. Название горьких трав, символа жестокости, проявленной к еврейскому народу со стороны египтян. Это измельченный или тертый хрен, символ раствора, которым были скреплены блоки пирамид. Это название смеси яблок, груш, вина, грецких орехов, корицы. Что такое маца и как ее готовят Мацой называют хлеб, который можно вкушать на Песах. Это пресные хлебцы, для приготовления которых используют пшеничную муку. Именно их ели евреи в Египте.
Он длится 7 дней и начинается с заходом солнца в 14-й день месяца нисана, а заканчивается на 21-й день. Поскольку в Израиле принят солнечно-лунный календарь, то даты начала праздника не совпадают с григорианским календарём, и каждый год выпадают на разные дни. В 2023 году Песах начался 5 апреля, а в 2024 году Песах начнется 22 апреля, в понедельник. Полноценными праздниками являются только первый и седьмой дни еврейской Пасхи. В Израиле в это время никто не работает, не ходит общественный транспорт. В эти дни не работают только школы. Некоторые работодатели предоставляют частично оплачиваемые отпуска сотрудникам на период Холь ха-Моэд. Обычно «праздничные будни» посвящают отдыху в кругу семьи, выездам на природу, экскурсиям. История и смысл праздника История событий, которые легли в основу праздника еврейской Пасхи, описывается в Торе, в 12-й главе книги Исхода.
Фараон, имени которого не называется, обратил всех живущих в Египте евреев в рабство. Он был крайне недоволен тем, что численность евреев в Египте слишком быстро увеличивается, и повелел убить всех младенцев-первенцев. Такая участь должна была постичь и будущего пророка Моисея, но мать положила его в корзину и отправила вниз по течению реки Нил. Там его нашла дочь фараона и воспитала при дворе. Однажды Моисей увидел, как надсмотрщик избивает раба, и убил его. Опасаясь наказания, он сбежал в пустыню к мадианитянам — кочевому народу, жившему на Синайском полуострове.
Продавец уступает покупателю весь свой хамец по установленной цене; 2.
Продавец получает определенный задаток денежный или иной и с этого момента хамец становится собственностью покупателя; 3. Покупатель обязуется прийти к продавцу на исходе Песаха, заплатить остаток оговоренной суммы и вступить во владение хамецем; 4. Стороны соглашаются, что если покупатель не выполнит предыдущее условие, то есть не придет к покупателю на исходе Песаха и не заплатит остаток полной цены, хамец в определенный час вновь переходит в собственность продавца. Запрещается аннулировать заключенную сделку изначально. Тот, кто совершает такую продажу, не нарушает заповеди Торы, так как его бывший хамец в течение всего праздника находится во владении нееврея. Хотя, в принципе, совершенно ясно, что нееврей не выполнит третий пункт договора, то есть не явится на исходе праздника, не заплатит остаток оговоренной суммы и не заберет хамец, продавец должен в момент продажи искренне рассматривать его как окончательную, реальную и необратимую. Ведь все купли-продажи завершаются не иначе, как в сознании человека, и приобретенные предметы переходят из собственности одного человека в собственность другого после того, как они мысленно одобряют эту перемену.
Другими словами, человек перестает быть владельцем проданной вещи лишь после того, как решает для себя, что с этого момента она принадлежит другому. Если же сделка сопровождалась реальным действием — вручением денег, передачей проданного предмета новому владельцу и т. В случае, если продажа хамеца нееврею совершается с выполнением всех этих условий, Тора рассматривает ее как полностью совершившуюся, и продавец-еврей, в доме которого находится этот хамец в Песах, не нарушает заповеди. Поэтому если, например, проданные виды хамеца подорожают и покупатель-нееврей придет в указанный срок для того, чтобы завершить сделку, еврей должен выполнить все ее условия, если же он воспротивится этому — покупатель имеет право отнять купленный хамец по закону Торы. Продажу хамеца нееврею можно осуществить при посредстве специально назначенного представителя. В наше время принято продавать весь свой хамец представителю бейт-дина еврейского суда — каждый, имеющий хамец для продажи, является в бейт-дин и передает ему права на хамец и на место, в котором он собран, с тем, чтобы бейт-дин продал хамец всей общины нееврею на условиях, которые сам установит. Такая сделка является абсолютно законной согласно законам Торы о купле-продаже.
Уничтожению или продаже подлежит только видимый глазу хамец. Хамец, впитанный посудой, не продается. Посуду, стенки которой содержат хамец, достаточно тщательно вымыть и сложить в специально отведенном месте до конца праздника. В некоторых общинах принято рассматривать вопрос о ха-мецной посуде более строго и также продавать ее нееврею. В таком случае продают не саму посуду, а только хамец, который содержат ее стенки — дабы избежать необходимости окунать посуду в микву после праздника, как приобретенную у нееврея. Продажу хамеца нееврею можно совершить до тех пор, пока этим хамецем разрешено пользоваться еврею, то есть до конца пятого солнечного часа 14-го Нисана. Тот, кто пропустил этот час, уже не может продать свой хамец, поскольку он больше ему не принадлежит.
Более того, если он и попытается осуществить такую сделку после конца пятого солнечного часа, она не будет иметь силу. В таком случае он должен уничтожить весь свой хамец, даже если это приведет к большим убыткам — нет никакого другого способа предотвратить нарушение заповедей. Этот обычай объяснялся тем, что в пасхальную ночь всегда возникает множество вопросов, связанных с кашерностью тех или иных предметов — ведь запреты, связанные с мацой и хамецем — одни из самых суровых в Торе. Однако Галаха запрещает преподавать Тору или отвечать на галахические вопросы тому, кто выпил более, чем ревиит примерно 130 миллилитров вина или другого алкогольного напитка. Стало быть, этот запрет распространяется даже на того, кто сделал праздничный Кидуш. Поэтому раввины и знатоки Торы откладывали возвращение домой и Кидуш до того часа, когда большинство членов общины уже приступали к пасхальной трапезе, завершающей Седер. К этому моменту все вопросы, возникавшие у членов общины, уже были заданы, а все проблемы разрешены.
О рабби Шмуэле Саланте, главном раввине Иерусалима, рассказывают, что он создал новый мудрый обычай для того, чтобы в течение всей пасхальной ночи в городе было к кому обратиться с галахическим вопросом. Он собирал в своем доме миньян из десяти человек, которые очень быстро завершали вечернюю молитву. Затем он немедленно приступал к Седеру и завершал его так быстро, как мог. Сразу после завершения Седера он шел спать и проводил в постели с полчаса. В большинстве еврейских домов еще продолжали читать Пасхальную Агаду, а рабби Салант уже вставал с постели, освеженный сном. Согласно Галахе, после этого он уже мог преподавать Тору и отвечать на вопросы. Что же до тех, у кого вопросы возникали раньше, то они обращались с ними к знатокам Торы, которые еще не сделали Кидуш.
Однако все остальные — даже те, кто обычно посвящает много времени подготовке к исполнению заповедей — должны в эту ночь спешить домой и немедленно приступить к Седеру. Только так можно исполнить заповеди пасхальной ночи самым полным образом. Хотя в субботу и другие праздничные дни разрешается присоединять часть будня к празднику и начинать трапезу еще до захода солнца, в Песах дело обстоит по-другому. Дело в том, что Тора определила, что мацу, так же как и мясо пасхальной жертвы, можно есть для исполнения заповеди только ночью. О пасхальной жертве в Торе говорится: «И будете есть ее мясо в эту ночь», а исполнение заповеди о маце связано с пасхальной жертвой, как сказано: «С мацой и горькими овощами будете есть ее». А поскольку заповедь о маце, предписанная Торой, может быть исполнена только ночью, заповедь, обязывающая выпить четыре бокала вина , введенная еврейскими мудрецами, также может быть исполнена только ночью, — ведь условия, поставленные мудрецами для выполнения заповедей, введегных ими в дополнение к тем или иным заповедям Торы, всегда совпадают с условиями, поставленными самой Торой. Поэтому и бокал, выпиваемый при Кидуше и являющийся одним из этих четырех бокалов, может быть выпит только после наступления ночи, то есть после появления звезд.
Заповедь обязывает нас выпить четыре бокала вина, которое должно быть самым лучшим, которое только можно достать. Однако оно не должно быть настолько крепким, чтобы усыпить пьющего прежде, чем закончится Седер. Следует предпочесть красное вино белому, — если только белое вино не является явно и намного лучшим. Необходимо запастись «оберегаемой» мацой самого высокого качества. Те, кто исполняют эту заповедь особенно ревностно, едят в ночь Седера три мацы, испеченные в послеполуденные часы в канун Песаха. Если от этой мацы не была отделена хала, необходимо сделать это еще до захода солнца и наступления праздника. Для этого вся маца заворачивается в скатерть и от одной из мацот отделяется хала сразу за все имеющееся количество мацы — все это при условии, что общее количество мацы, от которой хала не была отделена, достаточно велико, чтобы такое отделение было обязательным, или же, если количество мацы недостаточно велико, она была испечена из теста, вес которого был достаточным для этого, то есть оно было замешано на не менее, чем на 1,680 граммах муки.
Если ни одно из этих условий не выполняется, отделение халы производится без благословения. Следует помнить, что отделение халы — женская заповедь, поэтому выполнение ее муж должен предоставить жене. Затем три выбранные мацы помещаются в специальный футляр одна под другой. Разрешается просто завернуть их — одну под другой — в чистую сложенную салфетку. Оно должно быть достаточно большим, чтобы на нем разместилимсь все шесть установленных законом и обычаем предметов. Эти предметы должны быть размещены в установленном порядке и не прикасаться друг к другу. Берется кусок мяса с костью внутри и жарится на огне еще до захода солнца.
Очень важно, чтобы это было сделано до наступления праздника. Дело в том, что в пасхальную ночь запрещено есть жареное мясо, похожее на мясо пасхальной жертвы. Из этого запрета следует другой: в эту праздничную ночь запрещено жарить мясо которое запрещено есть , если оно с самого начала не предназначено для утренней трапезы. Этот кусок мяса с костью, зроа, размещается в правой части блюда. Вареное, печеное или печеное уже после варки. Часто кладут яйцо из чолнта, то есть после длительной варки вкрутую, поэтому его скорлупа имеет темную окраску. Яйцо размещается в левой части блюда, напротив зроа.
Оба они — и зроа, и яйцо — призваны напоминать о жертвоприношениях: зроа — о пасхальной жертве, яйцо — о Хагиге. Поскольку эти жертвы были непосредственно связаны с заповедями пасхальной ночи, зроа и яйцо размещаются во главе блюда — как мы уже говорили, соответственно, справа и слева. В качестве марора берутся листья или стебли но не корни хасы салат-латук , цикория или иного горького овоща, при употреблении которого в пищу произносится благословение «Сотворивший плоды земли». Существует обычай использовать листья для исполнения заповеди о мароре, а стебли — для исполнения заповеди о корехе «бутерброде». Овощи тщательно проверяются на наличие червей и иных насекомых. Если таковых не обнаружено, овощи тщательно моют и размещают на блюде между яйцом и зроа, только чуть ниже последнего, поскольку марор сопутствует пасхальной жертве, как сказано: «С мацой и горькими травами будете есть ее». Поэтому марор размещается чуть ниже зроа, напоминающего о пасхальной жертве.
Он готовится из протертых яблок впрочем, некоторые готовят его из протертых фиников с добавками из толченого миндаля, грецких орехов, корицы и имбиря, смешанных с вином. Внешне он напоминает глину, смешанную с соломой и водой. Харосет приготовляется в канун Песаха, однако тот, кто забыл или не успел приготовить его вовремя, может сделать это и после захода солнца. Принято готовить его густым и вязким и разбавлять вином с тем, чтобы он стал почти жидким уже ночью, перед началом Седера, чтобы в него можно было макать марор. Его ставят в правой части блюда, сразу за зроа, чуть ниже марора. Ведь харосет изготовляется для того, чтобы обмакивать в него марор — значит, марор должен располагаться выше. Отметим, что харосет — это арамейское слово, обозначающее это кушанье.
Еврейская традиция утверждает, что это название содержит важный намек: харосет напоминает глину и кирпичи, которые евреи изготовляли во время египетского рабства, и не случайно это слово перекликается с еврейским словом харсит — «глина». Это один из овощей с таким названием в современном значении — сельдерей , картофель, свежая редька или другой съедобный негорький овощ. Карпас размещается в левой части блюда, позади яйца и напротив харосета. Поскольку карпас как бы «обслуживает» марор, так же как и харосет об этом мы еще будем говорить , он располагается в одном ряду с харосе-том — слева от него. Это листья салата-латука или любого другого овоща, который может быть марором, независимо от того, использован ли он в этом качестве за данным столом. Хазерет располагается на другом конце блюда — между харосетом и карпасом, под ними и за марором. Все, что может использоваться в качестве марора, годится для хазерета и наоборот, так что они отличаются только названиями.
Дополнительное название для горького овоща — хазерет — было введено для того, чтобы отличить марор, с которым связана заповедь, от другого горького овоща, введенного в Седер мудрецами в качестве напоминания о чуде об этом ниже. Таким образом, шесть предметов, расставляемых на пасхальном блюде, располагаются на нем двумя треугольниками, один над другим. В верхний треугольник входят зроа, яйцо и марор, в нижний — харосет, карпас и хазерет. Предметы, входящие в верхний треугольник, связаны с выполнением заповедей, предметы, входящие в нижний треугольник, являются вспомогательными и сопровождают их. Три мацы, завернутые в скатерть или помещенные в футляр, как уже было объяснено, кладутся под блюдо или рядом с ним. Ведь в наше время только с мацой связано действительное исполнение заповеди Торы, в то время, как все предметы, размещенные на блюде, к сожалению, связаны сегодня либо с заповедью, установленной мудрецами марор , либо с воспоминаниями о чуде. Поэтому принято размещать мацу отдельно, а не рядом с предметами, располагаемыми на блюде.
Впрочем, существует и другой обычай, в соответствии с которым мацу также располагают на блюде. Кроме всего этого, заранее готовят сосуды с соленой водой, в которую обмакивают карпас, а также крутые яйца — в тех домах, где следуют обычаю есть их в ходе Седера. Если 15-е Нисана выпадает на субботу, а соленая вода не была заготовлена до захода солнца в канун праздника, ее делают относительно слабой, поскольку в субботу запрещается смешивать соль и воду в пропорции два к одному и выше, — поэтому вода должна составлять более трети смеси. Принято споласкивать всю посуду, которую ставят на праздничный стол, еще в канун праздника. Существует обычай использовать в качестве «приправы» к карпасу вместо соленой воды воду, смешанную с лимонным соком. Ее также готовят до начала праздника. Закончив приготовления к Седеру, мы отправляемся в синагогу, где читаются две молитвы — Минха и Маарив.
Во многих общинах читают Минху раньше обычного, поскольку в нее включается дополнение — «Порядок принесения пасхальной жертвы», чтение которого занимает немало времени, а также из опасения, что многочисленные и трудоемкие обязанности, исполняемые в канун Песаха, могут стать причиной того, что молитва не будет прочитана вовремя. Все многочисленные заповеди, связанные с этим днем, исполняются дома, за пасхальным столом. В молитве они не отражены. Тем не менее, особенности этого дня накладывают свой отпечаток и на происходящее в синагоге. Если первый праздничный день праздника Песах выпадает на субботу, из вечерней молитвы исключается фрагмент Маген авот «Защитник отцов» , поскольку он был введен специально для того, чтобы несколько удлинить молитву. Ведь евреи, работающие далеко в поле, иногда опаздывают на молитву, и если она закончится слишком рано, они могут застать синагогу пустой, — а заходить в пустую синагогу считается небезопасным, ибо там можно столкнуться с бесами. Однако в канун Песаха все без исключения приходят в синагогу из дома, поскольку полевые работы в этот день запрещены.
Как мы уже писали, в этот день стараются начать Седер как можно раньше, чтобы в нем приняли участие маленькие дети. А поскольку в этот вечер в синагоге читается Галлель, молитва все равно оказывается длиннее обычной. Кроме того, пасхальная ночь — «ночь сбережения», когда Всевышний охраняет нас от всех напастей, в том числе и от бесов. Несмотря на все это, в некоторых общинах не изменяют обычаю и читают фрагмент Маген авот и в пасхальный вечер. Другое отличие пасхального вечера в синагоге связано с Кидушем. В течение всего года после субботней или праздничной вечерней молитвы в синагоге производится Кидуш над бокалом вина. Однако в первый пасхальный вечер а вне пределов Эрец Исраэль — и во второй вечер Кидуш в синагоге не производится, поскольку выпиваемый во время Кидуша бокал вина входит в число четырех бокалов, предписанных заповедью, и он должен быть выпит дома — вместе с остальными.
Кроме того, следует иметь в виду, что Кидуш в синагоге производится прежде всего ради тех оказавшихся в городе странников, у которых нет пристанища, где они могли бы провести субботнюю трапезу, в то время, как в пасхальную ночь такое пристанище есть у каждого, и никто не проводит ее в синагоге. Другая причина, по которой в субботу и праздники в синагоге производится Кидуш, — чтобы все посетители синагоги услышали произносимые при этом благословения, запомнили их и не допускали ошибок, устраивая Кидуш дома — также не актуальна в Песах, так как при проведении Седера все без исключения пользуются текстом Пасхальной Ага-ды, содержащей церемонию Кидуша. Но самое большое отличие этого вечера а вне пределов Израиля — и второго праздничного вечера от субботних и праздничных вечеров заключается в том, что во время вечерней молитвы в синагоге, в соответствие с обычаем, введенным большинством еврейских общин, читается Галлель. Хотя обычно он читается только днем, на пасхальную ночь, которая сама как ясный день, это ограничение не распространяется. Поэтому в этот вечер читается полный Галлель и произносятся два благословения — в начале и в конце чтения. Обычай читать Галлель в этот вечер упоминается уже в Трактате Софрим гл. Галлель читается с огромной радостью и воодушевлением, чтение сопровождается пением и плясками для того, чтобы выполнить слова пророка: «И прославим Его Имя все вместе».
Несмотря на возражения некоторых выдающихся еврейских мудрецов, обычай читать Галлель в синагоге в праздничный пасхальный вечер, произнося при этом положенные благословения, был принят большей частью еврейского народа. Важная тому причина — решение мудрецов распространить благословение на Галлель, произносимое в синагоге, на Галлель, читаемый во время Седера за праздничным столом. Но почему они решили распространить благословение, произносимое в синагоге, на Галлель, читаемый во время Седера? Почему мы не произносим его за праздничным столом? Ведь центральным и обязательным является чтение Галлеля в ходе Седера, а не в синагоге! Дело в том, что за праздничным столом Галлель читается, как составная часть Агады, и считается частью рассказа об Исходе из Египта. А, как известно, мудрецы не установили особого благословения на этот рассказ.
Естественно спросить, почему они не ввели специальное благословение на чтение Пасхальной Агады точно так же, как на исполнение других заповедей? По мнению некоторых авторитетов, это совершенно правильное решение, — посколько в пасхальную ночь каждый еврей досыта вкушает свободу и независимость, а вся Агада — одно долгое благословение и изъявление благодарности Всевышнему, пославшему нам это духовное угощение. Таким образом, сама Агада представляет собой благословение, а в тех случаях, когда исполнение заповеди сводится к произнесению благословения, мудрецы не устанавливают отдельное благословение на эту заповедь. Так чтение Биркат гамазон «Благословение после трапезы» является отдельной заповедью Торы — ведь в ней сказано: «Будешь есть, насыщаться — и благословлять». Однако чтение Биркат гамазон не предваряется никаким особым благословением — ведь весь этот текст — одно большое благословение, чтение которого не предваряется другим благословением. Существуют и другие интересные объяснения этого обычая. Согласно одному из них, благословение на чтение Галлеля во время Седера не произносится потому, что в качестве его выступает фрагмент Кидуша, в котором упоминается Исход из Египта.
Согласно другому объяснению, дело в том, что Агада содержит слова: «Тот, кто освободил нас», представляющие собой благословение. Согласно третьему, благословение не произносится потому, что в ходе чтения Агады Галлель разбивается на две части — первая читается до начала трапеза, а вторая — уже после ее окончания. К этим объяснениям можно добавить и другие. Поэтому Он сказал: «Песнь будет у вас, как ночь освящения праздника» Йешаягу, 30,29. Это значит, что песня станет тем же, чем является сейчас пасхальная ночь. Необходимо отметить, что пророк сказал «как ночь», а не «как песнь ночи». Речь идет не только о той ночи, в которую Израиль вышел из Египта, не только о том часе, когда он пересек море и запел песню, — ведь тогда праздник еще не был освящен.
Более того, заповеди праздника, данные евреям в Египте, еще не стали их вечным достоянием, — это произошло позже, во время странствования по пустыне. Ночь освящения праздника принадлежит всем поколениям еврейского народа, она сопровождает его из года в год, входит в каждый дом, где евреи рассказывают о чудесах, совершенных Всевышним, прославляют Того, кто вывел их из Египта, — в один и тот же час одной и той же ночи. Все людские сердца возносят хвалу Всевышнему. Его прославляют жители земли и Небес, стены домов и все находящиеся в домах предметы, Небеса и подземное царство, море и его волны, — весь мир наполнен песней в ночь освящения праздника. Песня этой ночи, которую поет вся Вселенная, не всегда слышна человеческому уху. Случается, что ухо просто не внимает этой песне, случается, что оно слышит ее, но не узнает. Завеса забвения отделяет ее от нас.
Земные вожделения сбивают нас с толку. Однако человек, сердце которого чисто и спокойно, слышит и узнает эту песню, рвущуюся из него самого и всего, что его окружает: «Галлелуя. Славьте, слуги Г-спода, славьте Имя Г-спода»! В этот час сердце само возглашает: «Да будет благословенно имя Г-спода отныне и вовеки! Когда, в конце времен, весь мир признает власть Всевышнего и наполнится любовью к Нему, когда весь мир запоет прославляющую Его песню, она ни в чем не превзойдет песню ночи освящения праздника. Только сердца людей будут в те времена обращены к Всевышнему, а уши — раскрыты для звуков песни. В те времена все будет ясно и открыто.
Поэтому каждый из нас должен стремиться очистить свое сердце перед началом святого Седера, который мы намереваемся провести, — чтобы сердце было способно воспринять, а ухо — услышать песню этой ночи, чтобы мы могли радоваться присутствию Всевышнего. Вот что написано в святой книге Шело. Следует поставить на стол золотую и серебряную посуду, надеть самую дорогую одежду — все, чем одарил нас Всевышний Все это, — чтобы каждому видны были наши благополучие и радость, вызванные благосклонностью Всевышнего. Святость этой ночи и относящихся к ней законов очень велика, ибо именно в нее Всевышний избрал нас из числа других народов и освятил Своими заповедями. Поэтому мы и все наши домочадцы должны остерегаться в эту ночь любых посторонних разговоров. Мы должны думать только о своей близости к Всевышнему, заниматься исключительно исполнением заповедей, относящихся к этой ночи, и говорить со своими домочадцами только о чудесах, совершенных Всевышним во время нашего Исхода из Египта». О великом Магариле рассказывают, что в его доме постоянно находились оставленные там в качестве залога золотые и серебряные приборы, принадлежащие неевреям.
В течение всего года он не пользовался ими, но в пасхальную ночь расставлял на отдельном столе, чтобы Седер выглядел более праздничным. Магариль поступал так для того, чтобы сердца присутствующих были открытыми и радостными, ибо священная песня этой ночи входит только в радостное сердце. Некоторые авторитеты объясняют этот обычай тем, что белый цвет — это цвет савана, в который заворачивают мертвых, и, надевая ее в пасхальную ночь, мы тем самым напоминаем о траурных обычаях и избегаем греха излишней гордости. По той же причине мы едим в эту ночь крутые яйца — пищу людей, находящихся в трауре. Эти признаки траура призваны напомнить нам о разрушении Храма, происшедшем 9-го Ава, выпадающем всегда на тот же день недели, что и первый день Песаха. Однако другие авторитеты отвергают это объяснение. По их мнению, простые белые одежды имеют противоположное значение: они превосходят любые другие красотой, ибо именно их надевал первосвященник в Храме, заходя в Святая святых.
Поэтому-то и надевают их в пасхальную ночь те, кто намереваются проводить Седер, — ведь тем самым они исполняют священную службу, точно так же, как первосвященник в свое время. Необходимо отметить, что обычай надевать белые одежды в пасхальную ночь не нашел распространения среди сефардских общин. Если первый праздничный день Песаха приходится на будничный день недели, свечи зажигаются сразу после молитвы, а благословения произносятся до зажигания свечей. Если этот день выпадает на субботу, свечи зажигаются еще до ее наступления, а благословения произносятся после зажигания свечей.
В итоге Моисей смог увести евреев из Египта.
Традиции Тора запрещает иудеям в течение праздника употреблять в пищу хлеб на дрожжевом тесте. Заповедь есть мацу пресный хлеб на Песах — главная особенность праздника. Такое жесткое ограничение — память об Исходе иудейского народа из Египта. Стремясь как можно быстрее покинуть страну, евреи даже не смогли дождаться, когда тесто для хлеба окончательно созреет. Поэтому все время в пустыне им приходилось питаться пресной мацой.
С момента добавления в муку воды и до конца выпечки мацы должно пройти не больше 18 минут — считается, что дальше уже начинается процесс брожения, а это недопустимо. А вот форма значения не имеет — маца может быть и круглой, и квадратной, разница в том, что первая характерна больше для домашних лепешек, а прямые углы получают при производстве в фабричных условиях. На праздничном столе во время седера ужина в первый вечер праздника присутствует маца, харосет смесь из тертых фиников, яблок, орехов и вина , хазерет тертая зелень , марор салат-латук, хрен и базилик. По традиции зелень едят, обмакивая в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые еврейским народом во время рабства. Все участники трапезы проходят пять обязательных этапов мицвот : читают повествование, поют или читают хвалебные псалмы, едят мацу, едят марор и выпивают четыре бокала вина.
Песах в 2024 году: Что это за праздник и как приготовить мацу
Что известно о Песахе, и как этот праздник связан с Пасхой | Песах полезная информация от РИКЦ Знакомим с историей и традициями праздников Израиля Поздравляем клиентов с еврейскими праздниками Если у вас имеются дополнительные вопросы, оставьте заявку на сайте. |
Песах — Рувики: Интернет-энциклопедия | В 2024 году Песах начинают отмечать после захода солнца с 22 апреля по наступление ночи до 30 апреля (8 дней). |
Песах 2023: когда наступит, традиции иудейского праздника, что можно и нельзя делать - | Песах в этом году с вечера 22 апреля до ночи 30 апреля. Это первый Песах после резни 7 октября 2023 года, и первый со времени Войны за Независимость, который Израиль будет отмечать в состоянии войны. |
Песах и Пасха - почему нельзя путать эти праздники
Когда отмечают Песах в 2024 году. Песах длится семь дней и начинается с заходом солнца в 14-й день месяца нисана, а заканчивается на 21-й день. Еврейский праздник Песах в 2024 году начинается вечером 22 апреля. Расскажем, что он означает, о его истории, что едят, что нельзя есть и делать, как празднуют Песах и чем он отличается от Пасхи. Заканчивается Песах на седьмой день. Он тоже отмечается торжественно, потому что символизируют кульминацию обретения свободы еврейским интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Эту хитрость с бараньей кровью подсказал евреям их бог. То есть Песах – Пасха означает буквально «прошёл мимо» или «прошедший мимо». Песах, или еврейская Пасха, — один из главных иудейских праздников в память об освобождении евреев от рабства в Древнем Египте.
Еврейский праздник Песах
Песах 2023 является одним из самых важных праздников в иудаизме на протяжении 2023-го григорианского года. Иудейский праздник Песах в память об исходе евреев из Египта начнется в этом году на исходе среды и продлится до следующего четверга, 13 апреля. Чтобы гарантировать, что Песах не начнется раньше весны, древняя израильская традиция гласила, что лунный новый год, первый день Нисана, не начнется до тех пор, пока ячмень не созреет, что является испытанием для наступления весны.[43].