Это сушёный репник на первое, поскольку медведь питается растительной пищей, на второе овсяный кисель — ведь медведь любит овёс, а на третье — некие гороховые комы. «Ком» — медведь н а старославянском.
Первый блин – комам: что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы
Первый блин комам, второй знакомым, третий дальней родне, а четвертый мне. Отсюда возникла пословица: "Первый блин комам". Именно так правильно писать, а не "Первый блин комом" (ком в смысле шар), ибо на Руси в древности медведей называли комами, к тому же они просыпались к Масленнице и были очень голодными. «Комами» наши предки называли выпеченные блины, относились к берлоге медведей, которые как раз просыпались от зимней спячки и были сильно голодными. «Первый блин комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне». Испекли два вида блинов: на пшеничной муке и безглютеновые.
Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки
Ком — так называли медведя. В Красноярске посетители парка флоры и фауны «Роев ручей» гостили проснувшихся медведей бутербродами с медом и орехами, сообщили в пресс-службе зоопарка. про медведей, которым в старину, якобы, было принято на Масленицу относить угощения в лес. «Первый блин — комом» — русская пословица, обозначающая неудачное начало в каком-либо деле как вполне объяснимое и закономерное явление. «Ком» — медведь н а старославянском.
«Первый блин — комАм»: ставропольцам напомнили историю самого вкусного праздника в году
Ну а блины отдают, потому что это символ солнца, наступления весны. Комоедица и Масленица — одно и то же? Масленица — это бывший праздник Комоедица, но с другими смыслами и обрядами. Масленицей "медвежий праздник" стал после крещения Руси. Тогда канули в Лету многие языческие праздники.
Кроме изменения названия поменялась и суть. Комоедицей славяне встречали весну и задабривали духов. Масленица же вписана в православный календарь. Масленичная неделя приходится на последнюю неделю перед Великим постом и восьмую неделю перед пасхой.
Возможно, поговорка и правда связана с приношением блинов. Только не медведям, а предкам. Существовали ритуалы, в которых первый блин был предназначен ушедшим родственникам, своего рода данью и приглашением к трапезе. Большой фразеологический словарь русского языка даёт поговорке такое пояснение: «Образ основан на обиходно-бытовом опыте: пока сковорода ещё недостаточно горяча, первый блин получается "скомканным", неудачным. Образ восходит к древнейшим формам мифологического осознания мира — к представлению о том, что первые явления, дела, поступки носят сакральный, т.
А во фразеологических словарях выражение «первый блин комом» трактуется однозначно: «Имеется в виду, что результаты первой самостоятельной работы или дела, как правило, оказываются несовершенными. Говорится с оттенком иронии, — написано во Фразеологическом словаре русского языка В. Кто именно запустил в Сеть миф о неких медведях-комах, которых наши предки зачем-то кормили блинами, неизвестно. Но вот источник той самой процитированной выше песенки филологи всё же отследили — она прозвучала в советском фильме «Вот моя деревня» 1972 года. А ведь больше нигде её нет!
В дальнейшем она просто спрашивала «когда? Протоиерей Игорь Прекуп Что характерно, мои попытки загрузить ее информацией по сырной седмице и по Прощеному воскресенью не имели ни малейшего успеха. А зачем? Ей же не ликбез по основам русской культуры с детьми проводить, а Масленицу. Нечего отвлекаться на всякие посторонние темы! Причем тут сырная седмица? Масленица — это блины, катанья, игры, пословицы и поговорки, веселье, традиционной разновидностью которого являются кулачные бои не-не, в рамках школьного мероприятия до этого не доходило , ну и, конечно же, ритуальное сожжение чучела Масленицы зимы, Морены — богини смерти и холода. Чего еще заморачиваться какими-то сырными седмицами, чинами прощения? Школа у нас светская, мероприятия — народные, а религия — личное дело каждого, не надо клерикализировать наши праздники!.. Казалось бы, ах, какая непоследовательность! Ведь если Масленица — праздничный период, привязанный к Пасхе и непосредственно предшествующий Великому посту , логично было бы говорить о нем в этом контексте… Логично? Для кого? Нет в этом никакой логики для секуляризованного мышления. Тут другая логика и с ней отчасти можно согласиться. Дело в том, что Масленица — весьма своеобразный этно-культурный феномен. Одинаково неправы и те, кто считают ее древним языческим праздником, и те, кто ее воспринимают как праздник православный. Да простит меня Издательский Отдел, но с тех пор, как я впервые взял в руки «Православный церковный календарь» а было это, дай Бог памяти… в 1986 году , у меня всегда вызывает недоумение, что после слов «сырная седмица» в скобках пишется «масленица». Нет, я могу понять еще, когда пишут в таких же скобках « Первый второй, третий Спас » это все же народное название православного религиозного праздника , а Масленица — она-то с какого перепугу указывается в скобках, как если бы это было всего лишь другое название той же сырной седмицы?.. Нет уж, тут скорее права вышеупомянутая организатор гимназии, с которой я когда-то трудился на одной ниве: Пасха и связанный с ней календарный цикл, в том числе и приготовительные к Великому посту седмицы — это одно, а Масленица — другое. Попробую пояснить. Что мы знаем о Масленице? Что это время веселья, гуляний, игр в том числе и небезобидных, как, например, кулачные бои — из песни, как говорится, слова не выкинешь, можно их не включать в программу, но традицией они предусмотрены, духу праздника вполне соответствуют и всевозможных обрядовых действий, языческих по своему происхождению, пусть даже эта подоплека и не осознается участниками. Это тот минимум информации о Масленице, который известен каждому человеку с просторов нашего недавно единого Отечества. Если, например, о гаданиях на Святки мы можем сказать, что это — языческие вкрапления, что Святки вовсе не так следует проводить, то о Масленице мы такого сказать не можем. Все правильно: именно так, как выше сказано, и следует проводить Масленицу. Тогда причем тут скобки? Это что — такая благословленная Церковью адаптационная версия сырной седмицы? Если да, то скобки понятны и оправданы, а если такое времяпрепровождение никак не соответствует ни духу, ни букве церковного устава, тогда, думаю, пора в наборе календаря произвести некоторые изменения, хотя бы с точки зрения грамматики русского языка.
Первый блин - комам…
«Комами» наши предки называли выпеченные блины, относились к берлоге медведей, которые как раз просыпались от зимней спячки и были сильно голодными. В древние времена на Руси Масленицу называли по-другому, а выражение «первый блин комом» изначально имело иной смысл. как сейчас его называют. Блином полагалось угощать косолапого, оставив вкусное приношение на пеньке в лесу. Новости. Про медведей и блины. Домой Прочие новости «На Руси первый блин относили медведям»: экс-министр спорта.
Масленица-Комоедица. Кому отдавали первый блин на Руси?
На Комоедицу никто не пьет, этот праздник пропагандирует трезвость. Так что не пропустите его в следующем году!
Показать больше.
Также пеклись «жаворонки» из ржаной муки.
Дети крошили их птицам и после ели сами. Эти ритуалы проводились, для того, чтобы зима скорее уходила и приходила весна. Сейчас Масленица празднуется как праздник проводов зимы. Информация взята из книги Лыкова И. Народный календарь.
Медвежьи праздники именовались у древних греков «comoedia», что послужило основой позднейшему названию - «комедии». Также в ней объясняется происхождение слова "КОМ". Скоморохи, комедия. Если читать белорусскую литературу, там есть о комах. Думаю, глубокий смысл русской народной сказки "Колобок" скрыт там же.
В народных прибаутках так не положено! Если следовать логике, то первый блин тоже должен кому-то достаться. И не просто кому-то, а тому, кто тебе «дальше» нежели просто знакомые.
Первый блин - КОМАМ! Медведям то бишь
Такая расправа над зимой и сегодня сохранилась в традициях Масленицы, что во многом перекликаются с обычаями Комоедицы. Комоедица — праздник, связанный с медведями Кто такие комы? Традиция выпекать блины во время проводов зимы появилась очень давно. Цвет и форма блина напоминала солнце, силу которого прославлял народ. А вот комами славяне называли медведей, которым был посвящён праздник. Пробуждение медведя после спячки являлось верным признаком скорой весны.
В народном сознании медведь был грозным властелином леса, мудрым и величественным зверем, воплощением силы и могущества. Считалось, что медведи тоже могут зазывать весну, а потому их образам уделялось особое внимание во время Комоедицы. Комоедицу в Белоруссии можно назвать настоящим Медвежьим праздником. О старинных обрядах во время торжеств писал исследователь П. Шейн, что использовал материалы от 1874 года.
Он отмечал, что даже кушанья во время Комоедицы должны были соответствовать медвежьему рациону. Например, на первое люди делали сушеный репник, что символизировал преимущество растительной пищи проснувшегося мишки. К нему подавали овсяный кисель, поскольку медведям нравится овёс, а также гороховые комы.
Большой и пушистый зверь визиту гостей крайне рад, да еще и активно напрашивается, чтобы почесали бока. Михаил Вишневкий, председатель Калужского областного общества охотников и рыболовов: «Медведи клеточного содержания в спячку не впадают, потому что у них кормовая база ежедневная, позволяет им питаться. И поэтому они ведут вот такой образ жизни. Конечно, к середине зимы они становятся вялыми». Авиамедведь Мансур крепко проспал 20 дней в своей берлоге-избе.
И тоже был разбужен весенней капелью. Хоть продлилась она недолго, залегать обратно никто не планирует: все ждут весны, и косолапые, и двуногие. Масленица пришла и тепло не за горами, если верить синоптикам.
В старину считалось, что 24 марта, когда день становится длиннее ночи, вслед за медведем которого на Руси называли Ком от зимней спячки пробуждается и вся природа. Отсюда и пословица: «Первый блин - комам медведям , второй - знакомым, третий - дальней родне, а четвертый - мне! В этот день сельчане выходили «будить медведя», а облаченный в звериные шкуры ряженый провозглашал начало весны.
Эти традиции организаторы, которые приглашают желающих хорошо провести субботний день в их «медвежьем углу», учли.
Это было очень забавным действием и называлось оно комоедицей, от слов ком медведь и едица есть еду. В дальнейшем слово комоедица превратилось в слово комедия. Кстати, ни Даль, ни Ушаков об этом не пишет. Так, что целиком и полностью не стоит доверять Далю и Ушакову.
«Первый блин — комАм»: ставропольцам напомнили историю самого вкусного праздника в году
Теперь она привязывается к Пасхе 24 марта чествовали Велеса, который являлся в облике зверя, то есть медведя. Этот праздник назывался Комоедица или Медвежий праздник. Медведь просыпается после зимней спячки. Мужчины чествовали его в особой медвежьей пляске и Велесовой борьбой. Старшие женщины пекли комы — обрядовые хлебцы, сделанные из смеси муки, овса, гороха или ячменя. Несли их в лес и оставляли на пеньках, как подношение медведю Велесу , чтобы тот отводил хищных зверей от домашнего скота. Богов оберегали, поэтому их имя менялось в жизни. Он отождествлялся с медведем. Также считалось, что души умерших прилетали из созвездия медведицы в облике птиц к домам родных в виде птиц. Также пеклись «жаворонки» из ржаной муки. Дети крошили их птицам и после ели сами.
Владелец эко-фермы впервые нам показал, всем присутствующим на этом замечательном празднике» Для медвежат это первый выход в свет. Повод есть: старинный праздник Комоедица, или Пробуждение медведя. Проводят его в период весеннего равноденствия и связывают с обрядами дохристианской масленицы. Руслан Гаязов, организатор праздника: «Ком — это медведь.
И когда мы говорим: первый блин комом — немножко изменено окончание. Раньше это было «первый блин медведю». Именно ком — медведь, поэтому Комоедица» Считается, что в эти дни изнурительно долгие морозы, наконец, идут на убыль. Свой праздник медведя есть у многих северных народов.
Считалось, что косолапый - большой охотник до гороховой каши и овсяного киселя. Отведав все эти блюда, крестьяне заваливались на боковую - имитировали сон своего прародителя. Вот такая языческая традиция. После этого начинались народные гулянья. Молодёжь выбирала красна молодца, который играл роль медведя. Сначала он притворялся спящим и сколько мог, терпел шутки сверстников, которые всеми способами пытались его разбудить. Когда это надоедало, детина поднимался во весь рост и, недовольно рыча, пытался догнать визжащих девчат, которые кидались от «косолапого» врассыпную. Та, что оказалась в «лапах» лесного зверя, должна была его поцеловать.
Только тогда она вновь обретала свободу. Впрочем, ненадолго. Нередко такие вот забавы заканчивались сватовством, а там и свадьбой. В последний день Масленицы жгли соломенное чучело, катались на ледяных горках и штурмовали снежные крепости. Кстати, в Усть-Каменогорске чучело будет радостно сожжено в субботу на центральной площади.
А в центре реабилитации диких животных «Феникс» окончательно проснулась медведица Маша. Медведи и в самом деле в эту пору выбираются из берлог и они голодные, а оттого особенно суровые.
Медведь во многих народных культурах занимает особое место. Он, как пишет энциклопедия «Славянские древности», наделяется «антропоморфными чертами, символикой плодородия, здоровья и силы и нередко главенствующей ролью среди лесных зверей». У многих народов были поверья, что называть таких священных животных истинным именем нельзя, чтобы не навлечь на людей беду. Поэтому появились эвфемистические названия или названия-замены. Медведь — как раз такое название-замена. И вот с некоторых пор вдруг возникла гипотеза, что «истинное» его имя — ком. Отметим, что гипотеза эта связана с праздником комоедицы в белорусской деревне под Борисовом.
Якобы комоедица — праздник кормления медведей-комов. Праздник такой действительно был, и это действительно праздник пробуждения медведей. Отмечался накануне Благовещения, как писал этнограф Павел Шейн, ссылавшийся на описавшего комоедицу священника Симеона Нечаева, и главным в нем был обряд символического кормления медведей. В доказательство приведем слова самого Нечаева, которого Шейн цитирует в сборнике «Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края»: «В этот день приготовляются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготовляется сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подается кисель, потому что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название комоедицы».
Комоедица 2024: что за праздник, когда отмечать и причём тут медведь
Возрождаем традиции - Комоедица - Масленица | «Первый блин комАм» Первый блин комАм Наряду с блинами, олицетворяющими солнце, еще одним символом масленицы является Медведь! |
Комоедица, славянские традиции, рецепт блинов | Это был обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. |
«Первый блин — комАм»: ставропольцам напомнили историю самого вкусного праздника в году | Мало кто, знает, что первоначально известное выражение «первый блин комом» звучало как «первый блин комАм» – то есть медведям. |
Первый блин – медведю! Традиционный праздник Комоедицы прошёл в Комсомольске-на-Амуре | О происхождении фразеологизма «Первый блин комом» споры не утихают, ведь у него есть и вторая версия «Первый блин комАм» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Общество, русский язык, фишки-мышки на развлекательном портале |
Первый блин — комом — Википедия | Да-да, комам, а точнее медведям. Как выяснилось, выражение: «первый блин комом» изначально вовсе не означал, что первый блин не получился и он стал комом. |
Первый блин комАм
Поговорка «первый блин комом» вовсе не означает неудачный блин. На самом деле, это выражение звучало по-другому: «Первый блин комАм». Первые выпеченные блины, относились к берлоге медведей, которые как раз просыпались от зимней спячки и были сильно голодными.
Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Древние славяне называли медведя комом. Отсюда и название праздника Комоедица.
Мало кто знает эту пословицу в полном варианте. Но первую фразу «Первый блин комом» знает каждый. И применение этой фразы имеет теперь отрицательный смысл, хотя изначальный не имеет никакого отношения к плохо испечённому блину. Комы-медведи — одни из основных символов праздника, поэтому он и называется в их честь. Ведь именно пробудившиеся от зимней спячки медведи олицетворяли раньше приход весны.
И первый блин по пословице как раз и предназначался медведям в качестве подношения и уважения к правителю лесов. Тем самым славяне зазывали приход весны. Пекли блины самые старшие женщины в роду, а затем относили в лес. Мужчины, тем временем, строили снежную крепость и подготавливали место для игрищ. Кстати, само празднование Комоедицы длилось на протяжении двух недель.
Верили, что именно в это время пробуждается природа и просыпается от зимней спячки медведь. Его считали хозяином леса и прародителем людей, связанным с духами предков. Также медведь был символом бога богатства, скотоводства и плодородия Велеса.
Поэтому было очень важно задобрить медведя и встретить празднеством. На Комоедицу пекли пироги, варили овсяный кисель и угощали друг друга блинами. Первый блин относили в лес комам — медведям.
А еще — прыгали через костер, сжигали чучело богини зимы и смерти Марены, устраивали кулачные бои и «будили медведя»: водили хороводы вокруг ряженого, укрывшегося валежником. Часть этих обрядов сохранилась в праздновании Масленицы.
Это были гороховые комы. По другой версии, «Комоедица» происходит от греческой «комедии» — «весёлого гулянья». Но был ли такой праздник на самом деле, никто не знает. Его история опирается на очень шаткие источники.
Возможно, поговорка и правда связана с приношением блинов.