Экспозиция иконописи в Новосибирском государственном художественном музее начинается с произведений XVI столетия и заканчивается иконами начала ХХ века. Выставку можно увидеть в Музее русской иконы до 15 июня по адресу: Москва, Гончарная ул., 3, стр. 3. Вход свободный.
В Русском музее восстанавливают уникальную икону из Согиницкого храма
Русские иконы в драгоценных окладах из собраний семьи Карисаловых и Музея Фаберже» пройдёт с 4 октября по 31 декабря 2023 года в Музее Фаберже. На выставке также представлены иконы-списки с чудотворных образов Богоматери с подробными живописными повествованиями об истории их обретения и почитания. Стоит отметить, что иконы впервые выставлены в музее, ранее их изучали только учёные. 25 апреля Государственный музей «Исаакиевский собор» представил в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике выставку «Солнечный камень. В экспозицию войдут иконы, хоругви, покровцы и плащаницы, предметы богослужебного облачения духовенства, пелены, а также иконы из бисера.
Новости и пресс-релизы
Лики действительно светлеют со временем, подтвердили в епархии. Отметим, речь идет об иконе «Никола Зарайский с 20-ю клеймами жития». Ее датируют первой половиной XVI века. В центре — сам святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских.
Отличается рядом характерных признаков. Бытовала на территории бывшего Красноуфимского уезда Пермской губернии. Народная икона Коллекция самобытных и выразительных произведений крестьянских художников.
Не стесненные каноном, зачастую по уровню они не уступают мастерству профессиональных иконописцев Шитые бисером оклады Коллекция «рубашек», расшитых бисером, речным жемчугом, цветным стеклом, граненым хрусталем, аметистами, бериллами, гранатами, топазами, цветными кварцами и даже изумрудами. Занимались этим ремеслом женщины в семьях иконописцев. Не относятся к профессиональным иконописным школам, написаны в манере народного искусства.
Богоматерь Казанская. Икона: Мастерская В.
Коллекция семьи Карисаловых Богоматерь Казанская. Оклад: мастер-монограммист «МНТ». Собрание И. Вилькина Богоматерь Казанская. Вилькина А.
Достаточно ли информации о ее проведении? Как и культура важна в любых условиях, в самом широком смысле. А эта выставка особенно важна сегодня, потому что, к сожалению, не только в среде коллекционеров, любителей русского религиозного искусства, но, и отчасти, в среде профессионалов, понятие модерн в религиозном искусстве не до конца артикулировано и однозначно понимается. Очень часто произведение религиозного искусства обозначается как произведение, выполненное в стиле модерн, имея лишь некоторый налёт, некоторый флёр модерна, не имея прямого отношения к стилю модерн, а порой вообще не имея никакого отношения к стилю модерн. К сожалению, зачастую произведения определяются, атрибутируются как созданные в стиле модерн исключительно на основании времени их создания, то есть рубежа XIX—XX веков и начала XX века.
Мы попытались создать такой выставочный проект, который бы более внятно представил и артикулировал понятие модерна в русском религиозном искусстве. На мой взгляд, всем категориям зрителей необходимо знакомиться с характерными образцами художественных стилей и направлений, важна «насмотренность». Предметы, которые представляются на выставках, нужно рассматривать и вникать в них, чтобы понимать увиденное, чтобы разбираться в прошлом нашей художественной культуры. Не зная, не понимая прошлого, трудно или почти невозможно адекватно оценивать настоящее. Но о них мы будем рассказывать в вашем журнале.
Складень трёхстворчатый. Фабрика золотых и серебряных изделий И. Алексеева, Торгово-промышленное товарищество «П. Оловянишникова сыновья» по рисунку С. Направление модерн аппроприировало элементы некоторых исторических направлений мирового искусства — древнегреческого, древнеегипетского, искусства Дальнего Востока.
Русское религиозное искусство характеризуется переходом от историзма и неорусского стиля к эстетике нового направления модерн. Для русского модерна характерно частое использование элементов национальной художественной культуры. Тенденции модерна проявились в эстетике традиционной иконописи и религиозного декоративно-прикладного искусства. Элементы модерна не обошли стороной самые и консервативные художественные центры. Икона в окладе и киоте.
Торгово-промышленное товарищество «П. Оловянишникова сыновья», К.
Размер обычной «таблетки» небольшой — примерно 20 на 25 сантиметров. Такую икону рисовали на двух отдельных холстах, которые потом склеивали вместе, прокладывая между ними лист бумаги. Холсты покрывали левкасом, что увеличивало их толщину и обеспечивало лучшую сохранность. Икона писалась уже по левкасу, — рассказывает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. В отличие от памятников XV века, ее размеры составляют 50,5 на 45 сантиметров.
В музее-заповеднике «Коломенское» проходит выставка «Кижи. Небесное послание»
Хранители памяти. Постоянная экспозиция Музея русской иконы имени Михаила Абрамова | 21 апреля в Ярославском музее-заповеднике состоялось событие, масштаб и значимость которого трудно переоценить: в фонды музея был возвращен редкий памятник средневекового. |
Музей Казанской Иконы | «Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари в 1087 году».Из собрания музея Невьянской иконы. |
В Киржаче открылся первый в России музей иконописи и реставрации «МИР»
Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания - Третьяковская галерея | Калужский музей мусора «Му Му» убрал из экспозиции «икону» Богородицы. |
Музей русской иконы им. Михаила Абрамова - YouTube | На Таганке, на улице Гончарной (дом 3, стр. 1), напротив Афонского подворья уже несколько лет работает Музей русской иконы. |
Передача иконы "Спас Ярое око" в дар Историческому музею | Музей приобретает удивительную икону в коллекцию, а наша икона будет жить долгие годы в том месте, где пишут и хранят историю! |
Музей Христианской Культуры (Санкт-Петербург, Адмиралтейский район), официальный сайт | В здании разместят музей икон святой Екатерины. |
Домен припаркован в Timeweb | Как уже писал наш сайт, 31 октября в духовном центре РПСЦ, что на Рогожском кладбище г. Москва, состоялось открытие музея старообрядческой иконы. |
В Русском музее восстанавливают уникальную икону из Согиницкого храма
Игорю Александровичу удалось разыскать ее там в частных коллекциях и привезти в Россию. Распятие — один из трагичных сюжетов в христианском искусстве, но в Византии и Древней Руси там никогда нет торжества смерти. Эта икона — про жизнь, там предчувствие Пасхи, знание о ней. Так же — и в этой иконе с ее золотым светоносным фоном, говорящим нам о божественном свете Горнего мира. Преподобный Андрей Рублев в своей знаменитой иконе «Троица» реализовал замысел преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». И это можно сказать в целом про русскую икону. Вот, например, представленная на выставке икона годуновского времени «Святая Троица» к. XVI — н. XVII в. Они приглашали лучших мастеров со всей страны — московских, ростовских, новгородских, которые, следуя древним традициям, тем не менее, создают собственный стиль. Икона, о которой мы говорим, — подписная, ее сделал мастер Михаил.
Известно, что он работал для Благовещенского собора в Сольвычегодске. С одной стороны, в иконе — осмысление опыта предыдущих поколений живописцев, с другой стороны, икона решается особенно изящно, деликатно, линии перетекают одна в другую, как бы танцующие фигуры удлинены. Смотрите, как выделен Ангел в центре — символ Христа: и роскошным троном, и победно вздымающимися крылами… «Благовещение с избранными святыми» — Что касается подписи, в коллекции Сысолятина содержится большое количество подписных и датированных значимых памятников, которые существенно расширят имеющуюся информацию и дадут наиболее полное представление о периоде расцвета того или иного направления или центра, — добавляет Наталия Горькова. А вот «Благовещение с избранными святыми» 1620-х годов, написанное другим мастером строгановской школы — Назарием Истоминым Савиным. На груди у Богородицы изображен образ Богомладенца, словно бы только воплотившегося в момент чуда Благовещения, то есть показан самый сакральный момент. Подобное звучит в двух знаменитых иконах XII века: византийском «Благовещении» из монастыря святой Екатерины на Синае и древнерусском «Устюжском Благовещении», которое хранится в Государственной Третьяковской галерее. Значит, мастер каким-то образом был знаком с высокими образцами иконописи и, опираясь на традицию, создавал образ уже в духе своего времени… «О Тебе радуется…» Тема русской святости звучит в монументальной иконе, в которой совмещено два сюжета: «О Тебе радуется…» и Шестоднев середина XVII века, Ярославль. Там, кроме общехристианских святых ветхозаветных пророков, Предтечи , во множестве изображены русские святые: князь Владимир, князья Борис и Глеб, русские преподобные. Она находилась в коллекции старообрядца-коллекционера Егора Егоровича Егорова 1862—1917 , затем, после революции, оказалась в Третьяковской галерее, в 1930-е годы была продана за границу и находилась в знаменитой коллекции Джорджа Ханна в США… Стремление передать Свет «Спас Нерукотворный» Переход в следующий зал — словно путешествие на машине времени. Ты видишь, как изменилась жизнь, как изменилась икона.
Вот иконы из праздничного чина последней трети XVIII века, и в них — стремление в изображении традиционных иконографических сюжетов дать прямую перспективу, которое проявляется в том числе в изображении классического «клетчатого» пола, изображения пейзажных фонов; стремление передать сложную архитектуру, разноплановость украшений. Здесь и характерные для эпохи барокко завивающиеся складки одеяний. Насколько по-разному создавали иконописцы Оружейной палаты один и тот же образ, очень хорошо видно на примере трех образов «Спаса Нерукотворного», явно восходящих к образу, написанному Симоном Ушаковым. Одна и та же иконография — Спас на убрусе, на плате, но в каждом случае в образ Христа мастер привносит какие-то особенные черты. Здесь тщательно выписаны слова раскрытого Евангелия, которое пишет апостол, украшения скатерти, двойного стола. У Иоанна Богослова — плащ с подбоем.
На одной из икон праотеческого ряда иконостаса собора Рождества Богородицы изображен праотец Неффалим. Святой написан в полный рост. В левой руке он держит раскрытый свиток, правая рука приподнята вверх.
Икона была расположена справа от центральной иконы, взгляд святого обращен к Господу. Неффалим — шестой сын Иакова, родоначальник колена Неффалимова.
Это, в свою очередь, позволит соотнести музейно-тематический принцип с традицией расположения икон в храмах старопоморцев — с выделением центральных икон и расположением их по чинам святости ликов. Также это позволит сделать акценты на основных центральных памятниках коллекции», — уточнили информагентству в пресс-службе музея. Выставка займет три зала первого этажа, где, к слову, в постоянной экспозиции Музея и прежде размещались экспонаты-иконы, знакомящие посетителей музея с древнерусским искусством иконописи. Старопоморское письмо сменит основную экспозицию икон Музея ИЗО РТ, а кроме того к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля и ко дню памяти великомученика Георгия Победоносца 6 мая будет меняться состав экспонатов самой выставки «Хранители древней иконы». К казанской иконописной мастерской гипотетически может быть отнесена из старопоморских образов икона уникальной редакции конца XIX века, на которой изображены Ангел Хранитель, Архангел Михаил, Ангел Смертоносный — редкое изображение собора святых, составленное на основе духовной литературы старообрядцев.
Конечно, чаще иконы старопоморцев не подписывались в силу древней традиции не упоминать свое имя, но исследователям известно, например, что в Казани в последней четверти XIX — начале ХХ века работал такой мастер-иконописец, как Николай Пухов», — отметили специалисты Музея ИЗО РТ.
Руководитель нашего экскурсионного бюро много лет проработала в Государственном историческом музее, она профессионал высочайшего уровня. Тут такое сочетание — интерес к искусству, к художественной ценности икон и понимание их духовной значимости. А у нас они в большинстве своём открыты. И начинал это дело мультимиллионер Вексельберг, выкупая вывезенные за границу яйца Фаберже. Отличие в том, что экспонаты там имеют статус временного ввоза, то есть в любой момент владелец может уехать за границу, забрав коллекцию с собой. А у нас всё оформлено как постоянный ввоз: то, что приобретено на деньги Михаила Юрьевича, хоть ему и принадлежит, но стало достоянием России и покинуть её не может. Если же говорить о первенстве, то за несколько лет до нас первый частный музей икон открыл Евгений Ройзман в Екатеринбурге. Правда, у него узкая направленность — популяризация, изучение и хранение Невьянской иконы.
Это особая уральская школа иконописи, связанная со старообрядчеством. Искусствоведы говорят о ней как о «последней иконописной школе в России». Сейчас у нас на выставке «Белоликие образы горнозаводского Урала: три века Невьянской иконы» представлено около 300 экспонатов. Есть очень интересные образы, например «Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари в 1087 году», написанная в 1822 году по заказу авторитетного старообрядца, заводского приказчика из Режа. Ройзман приобрёл её случайно у одного художника. Олифа на ней была потемневшей, а когда раскрыли кусочек, были поражены свежестью красок и замечательным рисунком. Выставка должна была завершиться в марте, но интерес к ней таков, что мы продлили её до 2 июня и расширили на ещё один зал, вместивший более 80 икон. Из собрания музея Невьянской иконы — А сколько у вас своих образов? Если посмотреть статистику, то у нас самый крупный частный музей в мире.
И единственный частный музей древнерусского искусства в широком понимании. Возвращённые домой Среди заготовленных вопросов был у меня один каверзный. Накануне в Интернете прочитал я реплику одного музейного работника, мол, музей Абрамова покупает ворованные иконы, а потом не хочет отдавать их истинным владельцам. Вопрос этот Николая Васильевича не смутил: — Да, существует такая опасность, что приобретённое на аукционах или у частных коллекционеров может оказаться похищенным. Часто такие кражи происходили десятки лет назад, в советское ещё время, и время тут роли не играет. Так было с десятком икон праздничного чина из иконостаса, которые мы приобрели в Швейцарии. Привезли в Россию, провели экспертизу — и оказалось, что они украдены в 80-е годы из государственного музея. Когда это было доказано, мы с радостью вернули их в музей в Великий Устюг. Изначально Абрамов покупает иконы не для себя же лично.
Мне мой батюшка Владимир, ныне покойный, однажды сказал: «Если вы делаете по-настоящему доброе дело, то обязательно задеваете врага человеческого и обязательно будет вам ответ. А настоящим бывает то, что от чистого сердца, а не такое, за которое похвалили, поаплодировали». Это мудрые слова. С одной стороны, наветы неприятны, а с другой — понимаешь, что попали в цель, раз пошли такие искушения. На сегодняшний день нами по инициативе Михаила Юрьевича возвращено из Европы двадцать икон, похищенных из госмузеев России. История с теми устюжскими иконами, кстати, имела продолжение. На церемонии передачи их в музей присутствовал губернатор Вологодской области, и зашёл такой разговор, что в Германии находится похищенный из Устюжны в 90-е годы образ кисти выдающегося мастера Оружейной палаты Кирилла Уланова — знаменитая икона «Троица Ветхозаветная», написанная в 1690 году. Известно, у кого она находится, но через Интерпол её не забрать, поскольку был уже суд и немецкие юристы решили, что нынешний владелец является добросовестным приобретателем. По европейским законам изъятие невозможно, и вологодские власти не знают, что делать.
Абрамов пообещал разобраться с этим. И вот едем мы в Германию, общаемся с владельцем. Он вошёл в положение, осознал важность происходящего процесса и согласился икону продать. С некоторыми трудностями провезли её через таможню в Россию, а потом обратно в Европу — на выставку «От Дионисия до Малевича», которая проходит сейчас в Ватикане. После выставки образ вернётся обратно в Устюжну, в местный музей. Этот образ XVI века, довольно большого размера, был похищен из храма на территории Ярославского музея-заповедника. С ним вышла почти что детективная история. Один из сотрудников Государственной Третьяковской галереи, Левон Нерсесян, изучал коллекции в Италии и, будучи в Венеции, среди произведений галереи увидел эту икону. А галерея на Западе не то что у нас — это может быть предпродажная выставка, откуда произведения уходят на аукцион.
Нерсесян очень опытный специалист, он сразу предположил, что икона может быть из тех, что похищены из Ярославля.
В Музее Рублёва заявили, что готовы дать копию «Троицы» для размещения в храме Христа Спасителя
Георгий Михайлович признался, что испытал радость от участия «в таком большом деле — деле собирания и сохранения нашего национального достояния»: — Меня всегда поражало с каким вдохновением занимался поисками отец, и вот теперь я могу понять почему эта деятельность его так завораживала Торжественную церемонию передачи иконы предварил документальный фильм, познакомивший гостей праздника с историей строительства храма Ильи Пророка, храмоздателями богатейшими купцами XVII века братьями Скрипиными, уникальными фресковыми росписями храма, а также трагической историей утраты иконы и счастливой историей её возвращения на родину. Первым к собравшимся с приветственным словом обратился сенатор Государственной думы Сергей Рябухин. По поручению председателя Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Степашина, он поздравил собравшихся с событием государственной важности: «... Более двадцати иконописных шедевров были возвращены в Россию и переданы в государственные музеи, благодаря усилиям и личным вложениям мецената Михаила Абрамова. В 2017 году Михаил Абрамов передал Ярославскому музею-заповеднику выкупленную им икону XVII века «Воскресение-Сошествие во ад», которую ему удалось обнаружить в одном из частных собраний Европы.
Один из экспонатов музея. График работы, запись на экскурсии и новости - все на сайте музея. Основатель музея Михаил Абрамов. С самого начала своего существования музей абсолютно бесплатен для посетителей. Все расходы покрываются меценатом.
Ученики, прошедшие обучение и потрудившиеся в составе иконописной артели, смогут самостоятельно работать над образом, следуя иконописному канону». Реставратор Надежда Коллегова открывает музей вместе с почётным гостем Владыкой Иннокентием. Открытие такого уникального музея просто не может не способствовать духовному обогащению не только учеников будущей иконописной артели, но и всех жителей как Киржача, так и нашей области, отметил почётный гость открытия епископ Александровский и Юрьев-Польский Владыка Иннокентий. Действительно, своим призванием музей видит сохранение веры в свои собственные силы, веры во спасение, в духовное и физическое выздоровление российского общества. В будущем музей планирует расширение. Для этого Евгений Фёдоров заручился поддержкой вице-губернатора Владимирской области Александра Ремиги. Результатом нашего диалога, возможно, станет приобретение одного из строений, находящихся в ведомстве областных властей. А сегодня мы явили миру лишь часть коллекции». Дом, в котором расположен музей, раньше принадлежал мещанину Якову Смирнову. Сейчас музей расположен в центре Киржача в доме постройки второй половины XIX века, владельцем которого был мещанин Яков Фёдорович Смирнов, член Городской торговой депутации. За свою жизнь, здание служило и магазином книг, и офисом Управления культуры Киржачского района. Сегодня дом стал пристанищем целого «МИРа» - уникального музея иконописи и реставрации. Не остаётся сомнений, что вскоре музей станет визитной карточкой не только Киржача, но и всей Владимирской области.
Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого протопоп Аввакум , Митрополит Амвросий и наших современников Агафья Лыкова , Митрополит Алимпий. На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Новости и пресс-релизы
В коллекции нашего музея можно увидеть иконы из Москвы, Невьянска, Палеха, Мстеры, Русского Севера, Поволжья и других регионов страны. Так, например, в экспозиции представлена икона второй части XVII века Великомученик Артемий, процесс раскрытия которой не закончен. Уникальные иконы из частного собрания коллекционера Игоря Сысолятина, создаваемые на протяжении многих веков, можно увидеть в «Музее русской иконы имени Михаила Абрамова».
Передача иконы "Спас Ярое око" в дар Историческому музею
В реставрационных мастерских Русского музея восстанавливают уникальную икону «Чудо Георгия о змие». В 1930-х ее спасли музейщики из древнего храма в деревне Согиницы. Драгоценный крест и комиксы на иконе: рассматриваем самые ценные экспонаты ярославского музея. Коллекцию икон, полностью отражающих все важные события из жизни Христа, собрал костромской коллекционер. Икона «Богоматерь Казанская» возвращается в Государственный музей истории религии, в фонд хранения «Православие. Музей Русской Иконы открыт с 11:00 до 19:00, выходной день-среда.
Икона «Богоматерь Казанская» вернулась в Музей истории религии после реставрации
Музей русской иконы в Москве – частное собрание христианского искусства, которое работает бесплатно для посетителей. 25 июня в Музее русской иконы им. Михаила Абрамова открылась выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV – начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». В последние годы советские иконы начали массово уничтожаться — старые иконы меняют на новые. Выставка редких икон из частной коллекции открылась в Музее Андрея Рублева. Председатель Совета директоров "Меркатор Холдинг" Станислав Николаев на церемонии передачи иконы "Спас Ярое око" в дар Историческому музею.
Запретные иконы старообрядцев увидели свет после долгих лет забвения
В процессе реставрации удалось сделать ряд открытий. Так, в 2019 году на реставрацию в Академию была выдана икона «Спас на престоле», датированная 19-м веком. Но после удаления потемневшей олифы и поздней записи выяснилось, что под всем этим скрывается другой образ — «Господь Саваоф на престоле». И датируется икона 18-м веком. Сразу на 2 века изменилась датировка ещё одной иконы.
Образ «Спас на престоле», поступивший в Костромской музей-заповедник из Солигаличского района, специалисты относили к 19 веку. Реставраторы удалили два слоя поздней записи, и раскрылся образ, созданный ещё в 17-м веке.
Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ , РДЦ , ДПЦ , Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ.
Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества , найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм , вспомнить прекрасные русские традиции , прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод Лицевой свод Ивана Грозного. Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого протопоп Аввакум , Митрополит Амвросий и наших современников Агафья Лыкова , Митрополит Алимпий.
Подвесная икона — редкость для христианской культуры. Во время религиозных праздников эфиопская знать носила такие на груди. Округлые лики, нарядные ткани одеяний, утонченная манера письма и необычный колорит — отличительные черты второго гондэрского стиля. Интересно, что эфиопские мастера часто творчески перерабатывали традиционные сюжеты, поэтому они такие живые и искренние.
Короткая ссылка 24 мая 2023, 15:38 Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени А. Рублёва может предоставить для размещения 4 июня в храме Христа Спасителя копию иконы «Троица». Копия была создана реставратором Василием Кириковым. Причиной такого решения стало то, что подлинник иконы в данный момент находится на реставрации в связи с «неудовлетворительным состоянием».
Иконы-таблетки в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике реставрируют по собственной методике
Последние новости. 21 апреля в Ярославском музее-заповеднике состоялось событие, масштаб и значимость которого трудно переоценить: в фонды музея был возвращен редкий памятник средневекового. Экспозиция иконописи в Новосибирском государственном художественном музее начинается с произведений XVI столетия и заканчивается иконами начала ХХ века. К примеру, Музей русской иконы стал первым русским частным собранием, принятым в Международный совет музеев при ЮНЕСКО (ICOM)[4]. Шесть икон были направлены на реставрацию в 2021 году. В Ярославский музей-заповедник вернули икону-минею XVII века «Святцы на июль», которая была украдена 48 лет назад. Об этом в пятницу, 21 апреля, сообщил корреспондент.