Так уж получилось, что в этой истории переплелись одни из самых загадочных и противоречивых исторических персонажей XX столетия – Сталин и блаженная Матрона Московская. Спасти Москву» повествует о встрече Сталина с блаженной Матроной накануне битвы под Москвой в декабре 41-го года.
"Победа будет за тобой". Как святая Матрона благословляла Сталина
Легенда о встрече Сталина и святой Матроны Московской | В РПЦ оценили скандал вокруг иконы с изображением Матроны Московской и Иосифа Сталина, которая появилась в кафедральном соборе Тбилиси. |
"Победа будет за тобой". Как святая Матрона благословляла Сталина | В 1925 году Матрона перебралась из Себено в Москву, где жила по квартирам у разных знакомых без прописки. |
Легенда или правда в фильме «Мария»: как был связан Иосиф Сталин с Матроной Московской? | Оказавшейся в центре скандала иконы святой Матроны Московской, на одной из клейм которой изображен Иосиф Сталин, больше нет в соборе Святой Троицы в Тбилиси. |
Икона «Матрона и Сталин»: почему её убрали из храма | Верующие встречу Иосифа Сталина и Матроны Московской называют судьбоносной. |
О сказочном визите Сталина к святой Матроне Московской
Патриархия призывает переписать икону тем, кто пожертвовал ее храму, в противном случае, церковь сама сделает это. Экс-депутат парламента Грузии Георгий Канделаки в канун Рождества опубликовал видео из собора с изображением иконы, на одном из фрагментов которой можно увидеть Сталина и Матрону Московскую. Присутствие Сталина на иконе вызвало в грузинском обществе оживленную реакцию. Позже гражданская активистка Ната Перадзе опубликовала в соцсети кадры с иконой, испачканной синей краской.
На другой день она уехала домой. Тетя Наташа ее встречает: «Шурка, где ты была-то? Все нам отдали — корову, лошадь». Так они и жили единоличниками» Жданова 1993: 20—21. Иными словами, Матрона ведет себя как традиционная деревенская «знающая», которая может при помощи специальных молитв или заговоров обеспечить доступ к властям. Интересно, что в рассказах об арестах и несправедливом раскулачивании отсутствует какая-либо критика советского режима.
Обратившая внимание на это обстоятельство Э. Кахла трактует его как призыв составителей жития к лояльности светским властям, приспособлению к существующему порядку Kahla 2007: 97—98. Однако важно понимать, что житие написано после падения советской системы, и у агиографов не было причин эту систему оправдывать. Думается, для объяснения эта особенность текста дает возможность делать выводы не о политической позиции агиографов, а о модусе их религиозной креативности. Здесь мы имеем дело с попыткой вывести новую формулу святости. Святость Матроны и других советских стариц заключается не в борьбе с властями, а в принятии новых условий существования православной веры. Собственно, феномен женского старчества является продуктом советского православия, вернее, его постсоветского осмысления. Деревенское происхождение почитателей Матроны явствует и из таких ее чудес, как обличение женщины, продававшей молоко, в которое попала мышь, помощь в поиске потерявшихся лошадей, советы относительно покупки коровы и проч. Неудивительно, что все эти истории совершенно исчезают из последующих популярных кратких изданий жития Матроны: вероятно, слишком они экзотичны для современного читателя.
В то же время «деревенские» истории сохраняются в монастырских изданиях жития — и Ново-Голутвина, и Свято-Покровского, где находятся мощи Матроны. История о встрече со Сталиным, организованной через земляческую сеть деревенских мигрантов из Себено, также не вошла в последующие многочисленные издания жития Матроны. Исключением является переиздание «Сказания» братством Александра Невского Переславль-Залесский совместно с Ново-Голутвиным монастырем, но и в нем первоначальный рассказ укорочен и значительно отредактирован. Приведу его начало: Мой сын рассказчицы, поведавшей свою историю А. Малаховой; в первоначальной версии — дядя. И однажды, увидев Сталина, он набрался смелости и сказал ему: «Иосиф Виссарионович, вы хотите узнать, кто выиграет войну? Есть прозорливая женщина, которая может Вам все рассказать. Она живет по адресу: Арбат, Староконюшенный переулок». И вскоре Сталин действительно посетил блаженную Матрону.
Это было в 1941 г. Блаженная Матрона его приняла и постучала по правому плечу: «Красный петух победит. Победа будет за тобой.
Вигилянский назвал разговоры о сталинской «святости» кощунством и глумлением над жертвами репрессий. Священник напомнил о почти стопроцентном истреблении духовенства, которое произошло при Сталине.
Игумена Евстафия обвинили в сектантстве и назвали «церковным экстремистом», напомнив, что изображать какого-либо «персонажа» на иконе и почитать его в церкви можно лишь после официальной канонизации. В храмах запрещено ставить даже те иконы, на которых изображены неканонизированные святые. Что уж говорить о Сталине — палаче и убийце, которого никто и не думал причислять к лику святых. Один из аргументов противников иконы заключался в том, что факт встречи главы советского государства и Святой Матроны не подтвержден. Да, легенда о том, что вождь приезжал к святой бытует, притом в нескольких версиях, но официальных документов о визите Сталина нет.
Конечно, они могли не сохраниться, если глава советского государства хотел избежать огласки. По мнению иеромонаха Иова Гурова , сомнительно, чтобы «жестокий гонитель Церкви» приезжал к опальной прозорливице, которая до самой смерти «была готова к аресту». Но как быть с отсутствием свидетельств очевидцев? Вряд ли приезд «отца народов» в одну из коммунальных московских квартир мог остаться незамеченным. Во время дискуссии о скандальной иконе иерей Николай Савченко напоминал, что во время жизни в столице Матрона часто меняла адреса, не имела регистрации, жила в комнатушках разных коммуналок.
В какую именно наведался Сталин?
А после революции гонения начались с ее дома: братья вступили в партию и терпеть не могли свою сестру. Матрона перебралась в Москву и жила там до конца своих дней.
Матрону Московскую описывали как маленькую женщину, с маленькими пухлыми ручками, как у младенца, и трогательной улыбкой. Святая прожила трудную жизнь и скончалась 2 мая 1952 года. Согласно церковному преданию, о грядущей смерти она знала и переживала: как правильно сложить ручки в гробу.
Чудеса Матроны Московской Во время Великой Отечественной войны одной женщине трижды пришла "похоронка" на мужа. Блаженная Матрона сказала ей: "Жив, придет на Казанскую, постучит в окошко".
Была ли встреча И.В. Сталина и Матроны в действительности
- Режиссер Сторожева снимает Москву 41-го: как Сталин посетил Матрону
- Комментарии
- Правила комментирования
- История о тайной встрече Сталина с Матроной Московской. Легенда или факт?
- Сталин и Церковь: пять фактов
- Что еще почитать
Сталин и Церковь: пять фактов
Спасти Москву» повествует о встрече Сталина с блаженной Матроной накануне битвы под Москвой в декабре 41-го года. Правда ли, что Матрона Московская встречалась со Сталиным? По легенде, осенью 1941 года Иосиф Сталин тайно приезжал к Матроне Московской. Другие уверены, что Сталин все-таки встречался со Святой Матроной Московской.
«Матрона Московская и Сталин»: что не так было с этой иконой
Вдруг появилось три черных автомобиля. Первыми вышли охранники и что-то шепнули страждущим. Двор тут же опустел. Тогда Сталин со своим секретарем Александром Поскребышевым вышли из машины и направились в пристройку. Но через минуту Поскребышев вернулся во двор. По одной из самых распространенных версий, Матрона сказала: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Ты один из начальства не покинешь Москву». Ошибка резидента Многие игнорируют предсказание старицы о начале войны, но при этом восхищаются личностью Рихарда Зорге и его секретными донесениями. А ведь он-то как раз с прогнозами относительно начала войны сильно перемудрил. В марте 1941 года утверждал, что немцы нападут после войны с Англией.
В мае трижды менял версии: конец месяца - первая половина июня - 15 июня. В новом донесении писал, что Гитлер нападет до конца июня. Так что у вождя были все резоны обратиться к более точному источнику на предмет прогнозов будущего. Еще в самом начале войны Матрона попросила всех приходящих к ней а это было человек 40 в день приносить с собой ивовые ветки. Их старица разделила на короткие палочки и сложила в сундук. Доставая по одной, молилась за каждую: одна палочка -одна душа. И так до Великой Победы... Но Сталин не только не уехал из столицы. После встречи с блаженной он провел две мощные пропагандистские акции для воодушевления народа на борьбу. Первая - торжественное заседание Моссовета в метро «Маяковская» 6 ноября.
Вторая - легендарный парад на Красной площади 7 ноября, в честь годовщины Октябрьской революции. К людям вождь обратился, как принято в православии: «Братья и сестры!
Но в конце ноября положение было еще весьма напряженным. Из города продолжалась также и стихийная эвакуация населения. Именно в это очень и очень непростое время произошла эпохальная встреча Хозяина страны Сталина с православной старицей — блаженной Матроной Московской, перевернувшая весь ход истории и способствовавшая изгнанию иноземного супостата с русской земли.
Матрона родилась в 1885-ом году в тульском селе Себино, которое находится неподалеку от Куликова поля. Девочка была незрячей от роду. Ее родители Никоновы — крестьяне-бедняки. Поначалу им приходилось нелегко поднимать ребенка-инвалида. Но уже в восьмилетнем возрасте они заметили необычный дар, который проявился у их дочери.
Она могла исцелять людей от разных недугов. Страждущие, узнав друг по другу, о необычной девочке, стали приходить к ней за помощью и в качестве благодарности приносить продукты, выращенные у себя на огороде. В результате маленькая Матрона стала главной добытчицей в семье. Читайте также Точечный удар по «отцу ядерной бомбы Ирана»: Чем так напугал Тегеран США и Израиль От конференции 1943 года до знакового убийства прошло ровно 77 лет В 14 лет Матрона пришла в Андреевский собор, где ее увидел Иоанн Кронштадский и произнес: «Вот идет моя смена — восьмой столп России».
После встречи с блаженной он провел две мощные пропагандистские акции для воодушевления народа на борьбу. Первая - торжественное заседание Моссовета в метро «Маяковская» 6 ноября. Вторая - легендарный парад на Красной площади 7 ноября, в честь годовщины Октябрьской революции. К людям вождь обратился, как принято в православии: «Братья и сестры! В 1943 году по приказу Сталина были открыты храмы и монастыри, выпущены из тюрем священники, прекращены гонения на церковь... Сила веры Так верил ли Сталин в Бога? По этому поводу мнения расходятся. Одни полагают, что Сталин просто использовал верующих и церковь для подчинения себе народа. С этим не согласен приемный сын генсека Артем Сергеев, не раз говоривший, что Сталин был тайно, но искренне верующим человеком. Также телохранитель вождя Юрий Соловьев писал, как не раз видел через окно церкви, находившейся в Кремле по пути в кинозал, молившегося генсека. Внук вождя Александр Бурдонский рассказывал, что его дед исповедовался и что «священника трясли при Хрущеве со страшной силой, но он ничего не сказал». Известно также, что антирелигиозные книжки вождь называл «макулатурой». В постановке Александра Таирова былинные герои представали жандармами охранки, а Владимир Святой - в образе царя-держиморды. Генсек назвал эту пьесу «клеветой на наш народ». Бедный, по его мнению, изображал Россию как «сосуд мерзости и запустения», а «лень и стремление сидеть на печке, как национальную черту русских». Икона, изображающая, как Матрона Московская благословляет Сталина на защиту столицы, вызывает бурные дебаты со дня своего создания. Представители священноначалия не считают данный образ каноничным. Ведь беседа блаженной с вождем не считается однозначно доказанным историческим событием. Была ли встреча на самом деле? Как ни странно, это не так уж и важно. Главное, в народе распространился слух: вождь услышал блаженную! Богоматерь кружит над Москвой! Чудотворная икона поедет защищать Ленинград!
С другой стороны, эксперт акцентировал внимание на том, что вряд ли бы какой-то человек захотел рассказать подобное, не говоря уже о самом «отце народов». Арсен Мартиросян считает, что встреча их все же состоялась, так как имеет место совпадение по времени с предсказанием митрополита гор Ливанских Илии, которому явилась Богородица с предписаниями, как стране победить в Великой Отечественной войне. Не исключается, по словам историка, что Сталин принял решение проверить, способны ли отечественные провидцы подтвердить слова, переданные епископом. Сама Матрона Московская провела в доме предков сына актера Евгения Весника, но, семейные предания опять же не указывают на предполагаемую встречу Сталина и провидицы. Возможно, имела место тайна, с другой стороны, - святая Русской православной церкви жила там в 1942 году.
«Встречался ли Сталин с Матроной Московской? Версии за и против»
Появление иконы «Матрона и Сталин» в храме вызвала негативную реакцию у прихожан и журналистов. Именно в это очень и очень непростое время произошла эпохальная встреча Хозяина страны Сталина с православной старицей — блаженной Матроной Московской, перевернувшая весь ход истории и способствовавшая изгнанию иноземного супостата с русской земли. В Грузии в центре скандала оказалась икона святой Матроны Московской с клеймами, на одном из которых изображён Иосиф Сталин. FLB: На святости праведной Матроны Московской паразитирует «православный сталинизм», ставший идеоло. В выпуске 12.01.2024: В Грузии в центре скандала оказалась икона святой Матроны Московской с клеймами, на одном из которых изображён Иосиф Сталин. Святая Матрона Московская (Матрона Дмитриевна Никонова) жила в Москве, в Сокольниках, в пристройке при церкви Тихона Задонского.
Встречались ли Сталин и Матрона Московская?
На святости праведной Матроны Московской паразитирует «православный сталинизм», ставший идеологией ряда экстремистских группировок. FLB: На святости праведной Матроны Московской паразитирует «православный сталинизм», ставший идеоло. У версии о встрече блаженной Матроны Московской и И. В. Сталина есть как сторонники, так и противники. От Матроны Сталин услышал следующие слова: «Победа будет за тобой. Известно и о других религиозных чудесах, якобы произошедших в годы ВОВ, среди которых – пророчество Матроны Московской, прозвучавшее во время встречи со Сталиным, и особая роль Казанской иконы Божьей Матери в обороне Ленинграда и Сталинградской битве.
Матрона Московская: тайна встречи со Сталиным осенью 1941 года
Об этом говорится в заявлении Патриархии Грузии. Патриархия призывает переписать икону тем, кто пожертвовал ее храму, в противном случае, церковь сама сделает это. Экс-депутат парламента Грузии Георгий Канделаки в канун Рождества опубликовал видео из собора с изображением иконы, на одном из фрагментов которой можно увидеть Сталина и Матрону Московскую. Присутствие Сталина на иконе вызвало в грузинском обществе оживленную реакцию.
В сочинении Ждановой описывается в том числе и то, как Матрона снимает порчу, изгоняя бесов. Церковь критикует это сочинение, однако открыто ложным его не признает. Фактически его исправленный вариант послужил основой для официального жития Матроны, которое, однако, утверждает, что ее дар имел «христианскую природу» и «не имел ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями». Однако фигура новой святой до сих пор воспринимается неоднозначно. Своей скептической оценкой культа Матроны известен профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, который указывает на непозволительное окружение ее образа различными суевериями и на догматически сомнительные истории, содержащиеся в книге Ждановой.
На этом «псевдоправославном» сочинении, по его словам, и вовсе нужно поставить гриф «Перед прочтением сжечь». Почему в таком случае именно культ Матроны получил наибольшую популярность в рамках феномена женского старчества, особенно развившегося в советское время? Истинно народное почитание — это и есть главное условие для канонизации. А к тому, что почитание обрастает некоторыми языческими элементами, сама Матрона никакого отношения не имеет. И те священнослужители, которые считают ее почитание сомнительным, все равно не могут его отрицать». Не в последнюю очередь споры вокруг фигуры Матроны Московской возникли из-за предания, согласно которому в 1941 году, перед битвой под Москвой, к старице приезжал сам Сталин, получил ее благословение и предсказание победы в войне. Факт посещения советским вождем блаженной старицы категорически отрицается РПЦ, однако предание прочно вошло в «народные жития» Матроны. Флоренский уверен, что это предание — «благочестивая легенда, которая отражает наше современное состояние: мы хотим, с одной стороны, достойно относиться к бывшему семинаристу Сталину, с другой стороны, поднять на столь высокий уровень наших праведников».
Осенью 2008 года стало известно, что в храме равноапостольной Ольги в городе Стрельна под Санкт-Петербургом находится икона с изображением Матроны Московской и Сталина. Эту икону петербургскому художнику Илье Пивнику заказал настоятель храма игумен Евстафий Жаков , не скрывающий своих симпатий к сталинизму. Икона сразу подверглась резкой критике со стороны РПЦ, и игумену пришлось удалить ее из храма.
МВД Грузии возбудило дело по факту вандализма. За осквернение святынь власти Грузии хотят ужесточить ответственность. Сам герб решили отправить на хранение в музей. Власти приурочили демонтаж к празднованию Дня независимости Украины 24 августа. Рабочие начали поднимать 5 августа на памятник новый герб с трезубцем, но монтаж остановили из-за темноты.
В какую именно наведался Сталин? Точного адреса, по словам священника, никто назвать не может.
А вот в легенде о приезде вождя к провидице адрес фигурирует — Староконюшенный переулок на Арбате. В народе поговаривали, что глава советского государства действительно осенью 1941 года посетил Матрону. Постучав вождя по правому плечу, она сказала, что «красный петух» победит, и предсказала, что Сталин — единственный из партверхушки — не эвакуируется из столицы. Текстолог и ученица Д. Лихачева Инесса Серова в своих работах выражала сомнение в реальности встречи. Но в народе, по ее словам, рассказывали, что «отец народов» побывал у блаженной прозорливицы, которая «молитвами не дает врагу войти в город». Сталин якобы спрашивал совета — стоит ли ему оставить город по примеру Кутузова. Матронушка благословила его, пожелала «собраться с силами», а затем постучала вождя кулачком по лбу и напомнила о «помощи войска небесного», которое поможет «рассеять тучи сатанинские». Неподтвержденность встречи Сталина и блаженной — еще одна, но, думается, не главная причина, по которой икону убрали из храма. Источник: Cyrillitsa.
СТАЛИН У СВЯТОЙ МАТРОНЫ. КАК МИФ ВЗОРВАЛ ПРАВОСЛАВНУЮ ГРУЗИЮ
Если Сталин бывал у блаженной Матроны, то почему же он не отдал негласного распоряжения не трогать, не преследовать святую хотя бы уже после встречи с ней? Ведь, по логике рассказа, с ним должен был произойти духовный переворот, обращение к Православию? И наконец: почему же знаменитая встреча с иерархами, ознаменовавшая изменение политики в отношении Церкви, произошла лишь в сентябре 1943-го года, а не тогда же в 1941 или хотя бы в начале 1942-го? Ведь репрессии против духовенства и активных мирян продолжались также и в первые два года войны о чем сейчас не очень принято упоминать , хотя, разумеется, и не имели такого масштаба, как в 1937-38 годах! Знаменитый «сталинский ренессанс», когда Церковь в СССР была в некоторой части институционально восстановлена, является, в общем-то, чисто политическим сюжетом и напрямую не относится к нашей сегодняшней теме. Понятно, что хотя немцы и не стремились восстановить Православие в России, они не препятствовали возрождению активной церковной жизни на оккупированных территориях. По мере же продвижения Красной армии на запад невозможно было вновь, по второму разу отбирать у верующих то, что те смогли забрать назад при немцах. Необходимо было выбить религиозную карту из рук коллаборационистов, поэтому послабления в отношении Церкви во вторую половину войны были неизбежны. Кроме того, приходилось также выполнять и условия союзников, которые те ставили для открытия «второго фронта».
Совокупность этих соображений, если сказать вкратце, и обусловила начало знаменитого церковного «ренессанса» во второй половине войны что продлилось где-то до 1947-48 гг. Поздний Сталин, видимо, действительно питал некоторые иллюзии по поводу геополитических возможностей церковных иерархов, однако после того, как часть Поместных Православных Церквей проигнорировала знаменитое «Всеправославное совещание» в Москве в 1948 году, а те, кто на него приехал, не поддержали целый ряд предложений РПЦ, его политический интерес к Церкви, в общем, иссяк, хотя, надо отдать должное, ничего из отданного назад не отобрали. Но от политики общегосударственного атеизма советские элиты во главе со Сталиным тем не менее не отказались. Все вышеизложенное делает легенду о визите вождя к блаженной Матроне Московской крайне маловероятной. Однако мифологическое сознание, к сожалению, практически никогда не руководствуется рациональными доводами. Владимир Семенко.
По словам историка Арсена Мартиросяна, он изучил множество мемуаров, которые только можно проанализировать, включая записки начальника охраны И. Ни малейшего намека на встречу генералиссимуса Советского Союза и Матроны Московской он не обнаружил. С другой стороны, эксперт акцентировал внимание на том, что вряд ли бы какой-то человек захотел рассказать подобное, не говоря уже о самом «отце народов».
Арсен Мартиросян считает, что встреча их все же состоялась, так как имеет место совпадение по времени с предсказанием митрополита гор Ливанских Илии, которому явилась Богородица с предписаниями, как стране победить в Великой Отечественной войне. Не исключается, по словам историка, что Сталин принял решение проверить, способны ли отечественные провидцы подтвердить слова, переданные епископом.
Никто не может оправдать или объяснить подобного рода поведение в храме», — сказал Кипшидзе. В начале января одна из активисток опубликовала видео, которое показало, что часть иконы залита синей краской. МВД Грузии завело административное дело по статье о мелком хулиганстве.
Обратившая внимание на это обстоятельство Э. Кахла трактует его как призыв составителей жития к лояльности светским властям, приспособлению к существующему порядку Kahla 2007: 97—98. Однако важно понимать, что житие написано после падения советской системы, и у агиографов не было причин эту систему оправдывать. Думается, для объяснения эта особенность текста дает возможность делать выводы не о политической позиции агиографов, а о модусе их религиозной креативности. Здесь мы имеем дело с попыткой вывести новую формулу святости.
Святость Матроны и других советских стариц заключается не в борьбе с властями, а в принятии новых условий существования православной веры. Собственно, феномен женского старчества является продуктом советского православия, вернее, его постсоветского осмысления. Деревенское происхождение почитателей Матроны явствует и из таких ее чудес, как обличение женщины, продававшей молоко, в которое попала мышь, помощь в поиске потерявшихся лошадей, советы относительно покупки коровы и проч. Неудивительно, что все эти истории совершенно исчезают из последующих популярных кратких изданий жития Матроны: вероятно, слишком они экзотичны для современного читателя. В то же время «деревенские» истории сохраняются в монастырских изданиях жития — и Ново-Голутвина, и Свято-Покровского, где находятся мощи Матроны. История о встрече со Сталиным, организованной через земляческую сеть деревенских мигрантов из Себено, также не вошла в последующие многочисленные издания жития Матроны. Исключением является переиздание «Сказания» братством Александра Невского Переславль-Залесский совместно с Ново-Голутвиным монастырем, но и в нем первоначальный рассказ укорочен и значительно отредактирован. Приведу его начало: Мой сын рассказчицы, поведавшей свою историю А. Малаховой; в первоначальной версии — дядя. И однажды, увидев Сталина, он набрался смелости и сказал ему: «Иосиф Виссарионович, вы хотите узнать, кто выиграет войну?
Есть прозорливая женщина, которая может Вам все рассказать. Она живет по адресу: Арбат, Староконюшенный переулок». И вскоре Сталин действительно посетил блаженную Матрону. Это было в 1941 г. Блаженная Матрона его приняла и постучала по правому плечу: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Ты один из начальства не покинешь Москву» Житие и чудеса 1998: 60; Житие святой 1999: 60. В этом варианте сюжета упрощенный «земляческий» нарратив соединяется с другим, более коротким рассказом из текста Ждановой: «Люди рассказывают, что Сталин был у Матроны, она ему не велела уезжать из Москвы, похлопала его по правому плечу и сказала: «Красный петух победит»» Жданова 1993: 77. Предсказание победы красного петуха над белым [217] — сюжет, типичный для крестьянского эсхатологического фольклора, — лишний раз указывает на социальную среду, в которой происходило почитание Матроны. В такого рода рассказах эта битва обычно соотносится с победой русских красного петуха в Великой Отечественной войне ср.
Как правило, при этом сообщается, что предсказание исхода битвы записано в Библии, см. В современных «городских» текстах о Матроне «красный петух» утрачивает фольклорные эсхатологические коннотации см.
Режиссер Сторожева снимает Москву 41-го: как Сталин посетил Матрону
К тому же эта икона была подарена Грузинской православной церкви пророссийской политической партией «Альянс патриотов России». Интересно, что образ Сталина представлен только в одном из 18 сюжетов, изображенных на иконе. А обнаружили его, как сообщали «Новые Известия», перед Рождеством. Но самое любопытное состоит в том, что икона действительно написана в России, причем еще в 2008 году, и уже успела вызвать скандал, поскольку была выставлена в одном из храмов Петербурга. В итоге ее пришлось снять. Местные общественные организации призвали церковные власти убрать икону из храма, однако представитель церкви Андрия Ягмаидзе пояснил, что это вовсе не икона Сталина, а скорее икона с изображением Сталина: «Злодеи тоже могут быть изображены на иконах, как, например, Диоклетиан. Но это другой случай, Сталин здесь изображен не в негативном контексте».
Так размываются границы добра и зла» [11]. По сообщению СМИ, многие прихожане отказывались прикладываться к иконе [12]. В своём открытом письме, поступившем в Православное информационное агентство « Русская линия », прихожане храма отмечают: «В развернувшейся травле газеты и телевидение не просто передёргивают факты, но и не стесняются откровенной лжи». В открытом письме также отмечается, что журналисты пускают в ход свой «излюбленный приём», когда «со ссылками на прихожан храма, фамилии которых не называются, приводятся порочащие наш храм и его настоятеля ложные сведения» [13]. По мнению Владимира Вигилянского, это очень маленькая группа прихожан, «исключение, которое подтверждает правило» [10]. Священник Николай Савченко указывает на полную неисторичность легенды о посещении Матроны Сталиным [14] : По какому адресу якобы приезжал Сталин? Старица Матрона за свою долгую жизнь в Москве сменила много мест жительства. Но везде это были скромнейшие условия.
Она не имела прописки и ежедневно подвергалась опасности быть выселенной. Она жила в различных комнатках в коммунальных квартирах Москвы. Так в какую из них якобы приезжал Сталин? Адрес назовете? Коммунальная квартира — это несколько комнат, в каждой из которых жило по семье. В соседних квартирах много жильцов. На дворе множество детей. А машина у подъезда в те времена явление редкое.
Тем более сталинская машина. Неужели никто даже не заметил сталинского визита? Неужели соседи не рассказали другим соседям? Почему нет ни одного свидетельства подобного словам «я видел Сталина в моем доме» или «в квартиру н-скую приезжал сам Сталин»? Визит Сталина в какой-то дом — это громадное событие.
Ты один из начальства не покинешь Москву». Икона, изображающая, как Матрона Московская благословляет Сталина на защиту столицы, вызывает бурные дебаты со дня своего создания. Представители священноначалия не считают данный образ каноничным. Ведь беседа блаженной с вождем не считается однозначно доказанным историческим событием.
Была ли встреча на самом деле? Как ни странно, это не так уж и важно. Главное, в народе распространился слух: вождь услышал блаженную! Богоматерь кружит над Москвой! Чудотворная икона поедет защищать Ленинград! А во времена великих перемен шепот слышен лучше громкого голоса. Слух стал благой вестью и со временем превратился в веру и надежду.
Спустя полвека он рассказывает, что у него самого - в то время едва ли не мальчишки - гардеробчик был куда солиднее сталинского. Он привык уже долгое время изо дня в день видеть всесильного отца народа в одном и том же потертом, выцветшем френче - со времен Великой Отечественной. Но этот френч по сравнению с тем, что висело в шкафу на плечиках, мог бы показаться коронационным облачением предшественника генсека. Охранник обнаружил за дверцей едва ли не лохмотья. Вряд ли Сталин соблюдал посты. Но то, что он далеко не был чревоугодником, опять же вынуждены, обычно косвенно, подтверждать даже его записные обличители в своих злопыхательских сочинениях. А уж как Сталин выпивал! Он выпивал, будто запивал после Причастия! Впрочем, может быть, он помимо того еще и Причащался. Кто знает? Приведенные примеры делают такое предположение очень правдоподобным. Какой-нибудь скептик непременно заметит: он же трубкой день и ночь дымил! Но вспомним, что Августейший предшественник генсека курил, пожалуй, не меньше. Но, кажется, никто из них за многие годы своей титанической борьбы не придумал очернить Иосифа Виссарионовича какой-нибудь амурной историей. Сюжетов такого рода о похождениях известного плейбоя Берия - сколько угодно. О проказах невзрачного Ленина и то поговаривают.
В Грузии призвали переписать икону Матроны Московской со Сталиным
Икона православной святой Матроны Московской, на которой изображен советский лидер Иосиф Сталин, должна быть переписана, заявила Патриархия Грузии на своем сайте. Икона святой Матроны Московской с клеймами, на одном из которых изображен Иосиф Сталин, размещенная в Самеба, оказалась в центре внимания и вызвала волнения среди части грузинской общественности в канун празднования Рождества Христова. Дело о мелком хулиганстве завели после осквернения иконы с Матроной Московской и Сталиным в Тбилиси. Я отношу возможность встречи генералиссимуса Сталина и старицы Матроны к концу октября 1941-го. Патриархия Грузии призвала местных политиков, принесших в дар собору в Тбилиси икону Матроны Московской, на которой есть изображение Сталина, переписать ее, иначе грузинская церковь пообещала привлечь для этого своих мастеров.
Легенда или правда в фильме «Мария»: как был связан Иосиф Сталин с Матроной Московской?
1999 — Храм Матроны Московской в Москве на пересечении Варшавского шоссе и МКАД, относящийся к Покровскому ставропигиальному женскому монастырю. В конце осени 2008 года в одном из храмов под Петербургом появилась необычная икона, на которой святая Матрона Московская благословляла главу советского государства в защите Москвы от немецких захватчиков. Матрона и Сталин — икона, изображающая святую Матрону Московскую (1885—1952) и И. В. Сталина. В 2008 году некоторое время с 26 ноября находилась в храме святой. Я отношу возможность встречи генералиссимуса Сталина и старицы Матроны к концу октября 1941-го.