Драма, мелодрама, военный. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин и др. Фильм «Летят журавли» рассказывает о судьбе двух молодых людей Бориса Бороздина (актер Алексей Баталов) и его невесте Веронике.
Летят журавли (1957)
Главным детищем Калатозова стал фильм «Летят журавли», снятый по драме Виктора Розова «Вечно живые» в 1957 году. "Летят журавли" был новаторским фильмом и по заявленной теме, и по форме. Режиссёр Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский как будто заново открыли возможности кино. В 1956 году начались съемки «Летят журавли».
Фильм "Летят журавли" выпустят в прокат в формате 4К
Актер, сыгравший в картине «Летят журавли» врача Федора Ивановича, дебютировал в кино еще в 20-е. В 1958 году режиссер Михаил Калатозов снял «Летят журавли», единственный российский фильм, который получил главный приз на Каннском фестивале — Золотую пальмовую ветвь. Военный, мелодрама, история. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев и др. Рассказ о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Не все смогли с честью вынести это испытание. Культовый советский фильм «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова вышел на большие экраны ровно 65 лет назад – 12 октября 1957 года.
«Вместо батальных сцен — тревога и любовь». Смотрим всей семьей «Летят журавли»
В 1956 году начались съемки «Летят журавли». Сегодня мы познакомим вас с военной драмой "Летят журавли" (12+), режиссера Михаила Калатозова. В 1957 году на экраны вышел фильм режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли». Как снимали фильм "Летят журавли". Чувственная, надрывная история о войне, любви и предательстве.
Каннский триумф и гнев Хрущева. Интересные факты о картине «Летят журавли»
Кадр из фильма «Летят журавли», снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Военный, мелодрама, история. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев и др. Рассказ о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Не все смогли с честью вынести это испытание. "Летят журавли" вдохновил стать режиссером не только Лелуша, но и Андрея Кончаловского, и Сергея Соловьева.
Восстановленная версия фильма "Летят журавли" выйдет в кинотеатрах 13 октября
Съемки фильма «Летят журавли». Фото: globallookpress Во время съемок Самойлова заболела туберкулемой — формой туберкулеза легких. Нагрузка была такой капитальной, что после фильма у меня еще и сердце разболелось. Пришел врач, послушал и сказал: «Таня, у вас микроинфаркт», — рассказывала актриса КП в 2002-м. Так мало этого, во время съемок на натуре пострадал и Баталов. Потом меня зашивали, я долго лежал в больнице. Съемки приостановили, пока швы не зажили», — рассказывал Алексей Владимирович КП в том же 2002-м. Фото: globallookpress Реакция критиков и зрителей Фильм вышел в советский прокат 12 октября 1957 года.
Многочисленные коллеги Калатозова и Урусевского были в неописуемом восторге от картины. Режиссер Лео Арнштам, например, признался читателям «Советского экрана»: «Мне хочется назвать этот фильм вдохновенным гимном человеческой верности, чистоты и стойкости. Что особенно привлекает в картине? То, что о простых людях, о простых вещах в ней говорится языком высоко поэтичным». А вот у некоторых критиков работа Калатозова вызвала неоднозначную реакцию. Баталов рассказывал КП: «Фильм, как по циркуляру, начали ругать во всех центральных газетах как идеологически неправильную картину: «Не может у нашей девушки быть такой внешности, и никогда она себя так не поведет». Но, несмотря на рецензии, лента «Летят журавли» завоевала сердца советских зрителей: в 1957-м ее посмотрели более 28 миллионов человек.
Кадр из фильма «Летят журавли» Триумф в Каннах В конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1958 года фильм «Летят журавли» оказался во многом благодаря Клоду Лелушу — будущему оскароносному режиссеру, создателю знаменитой мелодрамы «Мужчина и женщина». Все дело в том, что летом 1956-го он — 19-летний — находился в Москве: Лелуш работал над документальным проектом «Когда поднимается занавес». Оказавшись на «Мосфильме», молодой человек не только познакомился с Калатозовым, но и стал свидетелем съемок одной из сцен фильма — с Борисом на лестнице. Вернувшись во Францию, Лелуш связался с дирекцией престижного киносмотра и рассказал о новом «грандиозном» советском фильме. Кадр из фильма «Летят журавли» Картину «Летят журавли» ждал триумф: советской ленте впервые досталась «Золотая пальмовая ветвь» — главная награда кинофестиваля. Самойловой же вручили специальный диплом и «Апельсиновое дерево» — приз жюри. Через неделю после окончания киносмотра в «Известиях» вышел материал «Мысли о фестивале в Каннах».
Его автором был Жорж Садуль — известный французский критик и киновед. Он написал: «Фильм потряс прежде всего своей правдивостью.
Борис с Вероникой любят друг друга, вот-вот собираются пожениться, они гуляют по Москве и замечают, как над городом пролетает журавлиный клин. Во время прогулки они слушают, как часы на Спасской башне бьют 4 часа ночи, после чего возвращаются домой 22 июня 1941 г. Именно этим утром началась война. Борис, несмотря на возможность получить бронь, уходит добровольцем на фронт за день до дня рождения Вероники и оставляет ей в подарок игрушку - белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладёт записку. Бориса провожают на фронт, а Вероника не успевает проститься с ним. В Москве начинаются бомбёжки. Однажды, когда Вероника, позвонив на завод, где работал Борис, узнаёт, что от него никаких вестей, они с матерью идут и разговаривают. Их разговор прерывает сигнал воздушной тревоги.
Они спешат домой за отцом Вероники, но тот отказывается уходить в метро, ссылаясь на то, что у него срочные работы. Вероникина мама решает остаться дома с мужем, а Веронику они одну отправляют в метро, она успевает захватить с собой лишь ту самую белку - подарок Бориса. Когда после отбоя Вероника возвращается, выясняется, что её дом разбомблен, а родители погибли. Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса. Давно влюблённый в Веронику Марк - талантливый пианист, имеет бронь и на фронт не попадает. Борис также советует ему не ходить. Марк продолжает добиваться Вероники, и она, уступив его настойчивости, выходит за него замуж. Этот поступок тяжело воспринимает всё семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, отец не отворачивается от неё.
Лента замкнута только на своем сюжете, никакой атмосферы ненависти к врагу в ней нет, а основной акцент в сюжете сделан только на человеческих поступках. Такая трактовка эпохи ВОВ возвышает ее над другими советскими, а потом и российскими кинолентами, показывающими войну не как трагедию, а исключительно как фон для демонстрации своей силы и непобедимости. Сложно выразиться точнее. В одной из мизансцен мы видим найденыша — маленького ребенка. Он является символом продолжающейся жизни, не подернутой войной. Чистая детская улыбка заставляет поверить в лучшее — и лишние слова здесь совершенно ни к чему. Враг причинил нашей стране немало бед, но после потрясения люди, пережившие войну, потихоньку оправились от удара и пошли дальше. На руинах прежнего, разрушенного мира возник новый, молодой и сильный. В конце картины, как и в самом начале, над Москвой летят журавли… Таким образом замыкается порочный круг насилия, жизнь начинается с чистого листа. Очень показательной была реакция на картину в год ее выхода. Его победе на Каннском фестивале в советской прессе посвятили небольшую заметку без указания авторов, а Никита Хрущев был так возмущен образом главной героини, что позволил себе непечатные высказывания в ее сторону. Советский зритель тоже встретил картину прохладно — сопереживать Веронике были готовы далеко не все. Многие зрительницы, искренне убежденные в том, что Вероника предала любовь, называли ее подлой. Что было бы — рассуждали они — если бы Борис вернулся живым? Узнав о ее замужестве, он наверняка предпочел бы быть убитым на фронте. Другие не были столь радикальны и пытались понять главную героиню. Разумеется, понимала это и она сама. И, судя по ее поведению в конце фильма, она себя никогда не простит… Однажды Пабло Пикассо назвал картину гениальной — и с ним сложно поспорить. Это умное, тонкое кино о разрушенных судьбах, о несбывшемся счастье и о незаживающих ранах, оставленных войной в душах миллионов людей на долгие годы. А что вы думаете о поступке героини? Вероника предала свою любовь.
Прочитав произведение, режиссер Михаил Калатозов нашел автора и попросил его написать сценарий для фильма. Фильм потряс не только критиков и зрителей, но и все советское общение. На главную мужскую роль — роль Бориса — сразу утвердили Алексея Баталова, а Веронику сначала должна была играть Елена Добронравова. Однако позже на эту роль взяли Татьяну Самойлову, которая поразила всех своей игрой в «Мексиканце». Веронику показали, как сложного персонажа, которому почти невозможно не сопереживать — хоть она и совершила «грехопадение», изменив возлюбленному, она оставалась близкой к живым людям. Ее любимый человек ушел на фронт, она осталась без родителей, ей пришлось справляться со всем своими силами.
«Летят журавли». Как Михаил Калатозов создал шедевр мирового кино
После противоречивого и яркого персонажа Шворину часто предлагали воплотить на экране мужественных героев. Гордиенко из «Небо зовет», Боб из «Деловых людей», друг Кашкина из ленты «Ты — мне, я — тебе» — Александр Борисович стал еще более известным. Однако ближе артисту оказалась сцена. С середины 70-х он был ведущим актером театра имени Маяковского.
Шворина считали душой компании. Где бы он ни появлялся, девушки буквально падали к ногам обаятельного актера. Но, по закону подлости, нравились Александру Борисовичу те женщины, что не обращали на него никакого внимания.
Интересно, что еще до роли Марка артист, как и его будущий герой, благодаря настойчивости добился руки Александры Ляпидевской. Просто измором взял: зачем-то я за него выскочила, — сетовала Ляпидевская. Вдобавок еще и выпивал».
Впоследствии тот союз Ляпидевская называла ошибкой, а настоящую любовь обрела с Анатолием Кузнецовым. Не пропустите Смертельная болезнь и самоубийство «товарища Сухова» Анатолия Кузнецова «Шворин страдал недолго, закрутил роман с Лилией Гриценко, которая была старше на 14 лет. Он делал вид, будто страстно влюблен.
На самом деле, думаю, просто хотел с помощью ее брата Николая Гриценко закрепиться в Вахтанговском театре. А вот Лилия влюбилась всерьез. Когда Сашка потом ушел, даже пыталась повеситься, еле успели из петли вытащить», — делилась Александра.
В 1970-м актер женился на юристе Виктории Лебедевой. Брак оказался счастливым, но детей у пары так и не появилось. Супруга была рядом, когда Шворин серьезно заболел.
Последние полтора года жизни он страдал от обострения астмы, пока не скончался в августе 1994-го. Меркурьев много играл в театре, а впоследствии сам ставил спектакли и преподавал. Наибольшую популярность Василию Васильевичу принесли роли в фильмах «Небесный тихоход», «Верные друзья», «Золушка».
Трагедия артиста состояла в том, что он мечтал о драме, но режиссеры неизменно приглашали его в комедии. Зато Меркурьев всегда говорил, что ему повезло в любви. Первой избранницей актера стала Антонина Павлычева.
Гражданский брак с ней Василий Васильевич с легкостью перечеркнул, когда встретил 29-летнюю Ирину Мейерхольд, дочь знаменитого режиссера. Бурный роман вылился в крепкий союз, в котором родились трое детей. Один из самых популярных фильмов с участием Меркурьева — «Небесный тихоход» Судьба семьи оказалась непростой: идиллию преподающих актерское мастерство супругов нарушили жестокие репрессии 30-х.
Папу Ирины Мейерхольд арестовали, а маму убили. Когда пришло известие о расстреле брата Меркурьева, Василий Васильевич принял решение усыновить троих его детей. Во время эвакуации к артистам присоединились еще двое малышей.
Чтобы прокормить большую семью, Василий Меркурьев соглашался на любую работу, пропадая в театре и на съемках.
Напомним, что фильм "Летят журавли" был основана на пьесе "Вечно живые", автором которой стал Виктор Розов Она была написана еще в годы Великой Отечественной войны. До так называемой эпохи "оттепели" пьесу не ставили в театрах. Ее дебют состоялся уже в 50-х годах в "Современнике", где ее и посмотрел Михаил Калатозов.
Главным героям — Татьяне Самойловой и Алексею Баталову - картина принесла мировую известность. Новаторские приемы оператора Сергея Урусевского вошли во все учебники по киноискусству, в частности, Урусевский изобрел и сконструировал круговые операторские рельсы. Несколько дней на съемках работал ассистентом оператора начинающий французский режиссер Клод Лелуш, приехавший в Москву в составе туристической группы и случайно попавший на киностудию «Мосфильм».
Утверждается, что специалисты студии провели покадровое восстановление киношедевра, и теперь он полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к фильмам, выходящим на больших экранах. Напомним, что фильм "Летят журавли" был основана на пьесе "Вечно живые", автором которой стал Виктор Розов Она была написана еще в годы Великой Отечественной войны. До так называемой эпохи "оттепели" пьесу не ставили в театрах.
Фильму «Летят журавли» исполнилось 65 лет: как создавали покоривший мир киношедевр
Калатозов Сценарий сначала назывался «За твою жизнь» и сильно отличался от пьесы — добавились новые эпизоды, ушли на второй план или совсем исчезли многие герои. На «Мосфильме» долго не могли решить, что делать со сценой измены, но так как убрать её из сюжета было невозможно, то оставили с пометкой «спорно». Правили сценарий постоянно, что-то добавляя, убирая или меняя местами… Уже на съёмочной площадке за правки взялся оператор Сергей Урусевский, который постоянно придумывал нестандартные визуальные ходы, которые передавали эмоции ярче, чем слова. Калатозов Режиссёр сразу решил взять на главную мужскую роль уже известного актёра Алексея Баталова , но сначала надо было найти исполнительницу роли Вероники.
После проб остановились было на кандидатуре Елены Добронравовой, но тут оператор увидел фильм « Мексиканец » с начинающей актрисой Татьяной Самойловой и предложил режиссёру попробовать на роль эту девушку… Калатозов навёл справки, узнал, что её отчислили из Щукинского училища и не давали ролей из-за нетипажности, считая «слишком тяжелой для комедии и слишком легкой для драмы». Калатозов понял, что именно такая актриса ему и нужна. Сомневался в кандидатуре Самойловой только автор пьесы — ему казалось, что она слишком молода для такой роли, к тому же он хотел видеть героиню блондинкой.
Успокоился он только после просмотра готового материала. Калатозов Оператор Сергей Урусевский был настоящим фанатом своего дела и в свободное время придумывал новые способы съёмок.
Но именно персонажа актера из картины «Летят журавли» Бориса, жениха Вероники, зрители особенно полюбили, хотя тот появлялся в кадре не так часто. Лента закрепила успех артиста, карьера которого только начинала набирать обороты. В 50-х он снялся в фильмах «Дорогой мой человек» и «Дама с собачкой». Тогда об Алексее Баталове заговорили как о зрелом состоявшемся актере.
В очередной раз поклонники убедились в его таланте по картине «Девять дней одного года», однако оглушительный успех ждал артиста с выходом ленты «Москва слезам не верит». Слесарь Гоша стал кумиром миллионов, а кино разобрали на цитаты сразу после премьеры. Ему нравилось снимать фильмы по классическим литературным произведениям: «Шинель», «Три толстяка», «Игрок». За счастье в личной жизни звезде кино пришлось побороться. Брак с Ириной Ротовой Алексей Владимирович заключил, когда ему было всего 16. У пары родилась дочь, однако постепенно чувства супругов остыли, и они разошлись.
Совсем иначе сложились отношения актера с цирковой артисткой Гитаной Леонтенко. Он больше не спешил: свадьбу сыграли спустя 10 лет с момента первой встречи. Для меня главным в жизни оставалась работа. Ну как я уйду из цирка, что буду делать? Обед готовить? Но Алеша мне очень нравился, он был потрясающим».
Самой любимой ролью Алексея Баталова у зрителей стал Гога из ленты «Москва слезам не верит» У супругов появилась дочка Маша, но период беззаботного счастья был недолгим. Вскоре родители заметили, что у малышки проблемы с движением. Сказалась родовая травма — у девочки диагностировали ДЦП. Артисты тяжело приняли новость о болезни наследницы, но не опустили руки. Мария получила блестящее образование, поступив на сценарный факультет ВГИКа, выпустила собственную книгу и вошла в Совет кинематографистов России. До последнего артист председательствовал в жюри конкурсов, связанных с кино, занимался благотворительностью, поддерживая фонды помощи инвалидам с детским церебральным параличом, преподавал.
Но с годами его все больше одолевала проблема с сосудами. У Баталова часто кружилась голова, и в январе 2017-го во время очередного приступа он неудачно упал и сломал шейку бедра. После тяжелой травмы актер попал в больницу, откуда уже не вышел: 15 июня он умер во сне в 88 лет. По сюжету двоюродный брат Бориса поначалу проявлял себя как романтик, но заполучив желаемое, остыл к героине Самойловой. Ближе к концу фильма «Летят журавли» Ника выяснила, что супруг давно ходит налево к Антонине Монастырской, да еще и отдал ей игрушечную белку — подарок Бори. После противоречивого и яркого персонажа Шворину часто предлагали воплотить на экране мужественных героев.
Гордиенко из «Небо зовет», Боб из «Деловых людей», друг Кашкина из ленты «Ты — мне, я — тебе» — Александр Борисович стал еще более известным. Однако ближе артисту оказалась сцена. С середины 70-х он был ведущим актером театра имени Маяковского. Шворина считали душой компании.
Несколько раз картину останавливали из-за актерских травм: Алексей Баталов оступился и поранил лицо, когда снималась сцена драки, а Татьяна Самойлова приступила к съемкам с недолеченной болезнью легких и несколько раз теряла сознание: во время взрыва дома, когда она поднимается по лестнице, и в сцене самоубийства - от нервного перенапряжения. Оператор Урусевский выступил фактически сорежиссером. Помогло, что Калатозов сам начинал как оператор и он чувствовал, когда изображение может говорить лучше слов. И от этого языка весь мир потерял дар речи. Ни Самойлова, ни Баталов так и не научились быть звездами. Они говорят: нам просто повезло сняться в эпохальном фильме. Но в этой простоте столько же величия, сколько в черных журавлях в майском небе Москвы.
Например, в сцене, где Борис уже принял решение, что идет на фронт, а Вероника еще об этом не догадывается, — здесь мы видим с помощью визуальных приемов работы со светом, подчеркивающую драматургию и описание характера этих персонажей. Если Борис уверен в своих чувствах, и еще не знает, как она отнесется к его решению — мы видим его в этот момент больше в свете; а Вероника спонтанная, ещё не определившиеся, мы ещё не понимаем, как она относится к Борису — ее оператор показывает в тени на контрасте с героем. В сцене, когда она его обнимает, у неё появляются блики в глазах, — этот прием тоже был использован впервые. Это была конструкция, которая поднималась и в этот момент ещё и крутилась, оператор при этом находился в середине лестницы. Из других значимых сцен — когда Вероника едет в автобусе, что сняли обычной ручной камерой. В какой-то момент она выбегает из него — здесь за долю секунды камера цепляется на кран и показывает общий кран сверху.
Содержание
- Командировочный роман
- Критика и триумф
- Летят журавли — Википедия
- «Летят журавли»: как история об измене смогла завоевать сердца зрителей?
- Фильм, с которого все началось: феномен «Летят журавли»
«Летят журавли» — гениальный фильм, положивший начало советскому декадансу
Он кажется чужим в кино второй половины 50-х. И все же нам не найти другого фильма, который смог лучше представлять ту кинематографическую эпоху. И это лишь одно из противоречий, о которые до сих пор спотыкаются все размышления о нем. Сразу по выходе картины, да и позднее разные авторы повторяли один и тот же странный приговор: это, конечно, шедевр, но у него слабая, неудачная драматургия. Кажется, никого из писавших не удовлетворила главная сюжетная коллизия — неожиданная, психологически не объясненная и не оправданная измена героини фильма своему жениху, ушедшему на фронт. Мир фильма неоднороден, расколот и совершенно нелогичен. Утверждается, что Вероника — жертва войны, но ведь в равной степени справедливо и обратное: война, даже убив Бориса, не смогла уничтожить их чувство друг к другу. Парадоксально, но без этой измены мы бы не поверили в ту абсолютную любовь, которую читаем в глазах Вероники в финале. В фильме отсутствует прямая связь между внутренним и внешним.
В центре фильма - трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда. Он кажется чужими в кино второй половины 50-х. И все же нам не найти другого фильма, который смог лучше представлять ту кинематографическую эпоху. И это лишь одно из противоречий, о которые до сих пор спотыкаются все размышления о нем. Сразу по выходе картины, да и позднее разные авторы повторяли один и тот же странный приговор: это, конечно, шедевр, но у него слабая, неудачная драматургия.
Камера Урусевского вовлекает зрителя в повествование, помогает посмотреть на происходящее глазами героев, почувствовать каждое движение их души: их любовь, их боль, их надежду. Но по-настоящему проникнуть в режиссёрский и операторский замысел можно, только посмотрев фильм на большом экране. Эта возможность у нас есть благодаря реставраторам лабораторий Мосфильма и телеканалу «Мосфильм. Золотая коллекция», который выпускает фильм в прокат», — комментирует Иван Кудрявцев, директор по киноканалам медиахолдинга «Цифровое Телевидение». Киноконцерн «Мосфильм» и телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» не просто выпускают фильм «Летят журавли» на большие экраны. Зрители увидят покадрово восстановленный в лабораториях киноконцерна и воссозданный в формате 4K шедевр. Благодаря качественной реставрации картину можно увидеть в точности такой, какой она задумывалась режиссёром Михаилом Калатозовым и легендарным оператором картины Сергеем Урусевским и в том самом качестве, в котором первые свежеотпечатанные плёночные копии разлетелись по всему Союзу В прокате фильм представляет «Мосфильм.
Картина будет демонстрироваться в кинотеатрах в формате 4К. Утверждается, что специалисты студии провели покадровое восстановление киношедевра, и теперь он полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к фильмам, выходящим на больших экранах. Напомним, что фильм "Летят журавли" был основана на пьесе "Вечно живые", автором которой стал Виктор Розов Она была написана еще в годы Великой Отечественной войны.