С участниками Специальной военной операции встретился министр просвещения России Сергей Сергеевич Кравцов. Когда и по каким — рассказал министр просвещения. С. Кравцов: «В течение двух-трех лет будут разработаны по всем предметам государственные учебники. Кравцов Сергей Сергеевич – Министр просвещения РФ. Последние новости о Кравцов с комментарии и аналитикой. Министр просвещения подчеркнул, что августовские совещания — это прежде всего площадка для обмена мнениями, они позволяют подвести итоги проделанной работы, обсудить планы на будущее. Министр просвещения России Сергей Кравцов и Глава Тамбовской области Максим Егоров сегодня, 15 декабря, посетили второй корпус Первомайской школы.
Сергей Сергеевич Кравцов
Кравцов, Сергей Сергеевич. Министр просвещения. Сергей Сергеевич Кравцов — российский государственный деятель, министр просвещения Российской Федерации, доктор педагогических наук, действительный государственный советник третьего класса. ↑ Кравцов Сергей Сергеевич, Правительство России, министр просвещения (рус.). Министр просвещения Сергей Кравцов в одной из московских школ проверяет, как идет процесс дистанционного обучения. Посмотреть на провал строительства лично губернатор Осипов не приехал, а также по видеосвязи сдавал его министру просвещения России Сергею Кравцову. Министр просвещения Сергей Кравцов благодарит педагогов за труд и верность профессии, отмечая, что поддерживать систему образования будут и по завершении Года педагога и. последние новости сегодня в Москве.
Министр просвещения Кравцов: пердимонокль, переходящий в антракт и ступор?
Сергей Кравцов встретился с участниками СВО. Сергей Кравцов, министр просвещения России, подчеркнул, что августовские совещания служат площадкой для обмена мнениями, позволяют подвести итоги проделанной работы и обсудить планы на будущее. Сергей Сергеевич (министр просвещения) бодро, как хорошо выученный урок, стал докладывать о количестве введённых в строй новых школ, о капитальных ремонтах, планах построить ещё и об освоении выделенных средств. То есть о пятилетней президентской. В понедельник, 26 февраля, Воронеж посетил министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. Во всех педагогических вузах России будут открыты центры переподготовки участников спецоперации (СВО) для ведения в дальнейшем образовательной деятельности в школах, сообщил 26 апреля министр просвещения РФ Сергей Кравцов на площадке центра. Министр просвещения России Сергей Кравцов и Глава Тамбовской области Максим Егоров сегодня, 15 декабря, посетили второй корпус Первомайской школы.
Кравцов Сергей Сергеевич
Министр просвещения Сергей Кравцов дал интервью телеканалу «Россия 24» Министр просвещения Сергей Кравцов дал интервью телеканалу «Россия 24» Глава ведомства ответил на вопросы: Как развивается программа «Профессионалитет»? Сколько колледжей присоединились к программе? Что меняется для студентов?
Например, мы фиксируем и рост уровня подготовки выпускников классов с углубленным изучением физики.
Они демонстрируют практически безошибочное выполнение заданий первой части ЕГЭ по физике и успешное решение сложных задач второй части. Но вопрос популяризации среди школьников инженерного образования очень актуален. Он прозвучал в Госдуме в ходе выступления председателя правительства, и по его поручению мы совместно с Минобрнауки России готовим такую программу.
Действительно, ее ключевая задача - повысить интерес у школьников к этому направлению. Сделать так, чтобы ребята осознанно выбирали инженерные направления и затем строили свою карьеру с учетом задач социально-экономического развития страны. Для развития естественно-научных компетенций школьников используется инфраструктура, созданная в рамках нацпроекта "Образование".
За 4 года более 4,6 миллиона детей из сел и малых городов получили возможность учиться с помощью обновленной материально-технической базы "Точек роста". Также созданы 97 школьных технопарков "Кванториум", 61 центр "Мини-Сириус". Совершенствуем подход к обучению физики.
Более активно внедряем технологии компьютерного моделирования, дополненной реальности. Уверен, что эти меры и та стратегия, которую мы выработаем с коллегами, позволят изменить тенденции и повысить интерес ребят к естественно-научным предметам. В Уральском филиале "РГ" недавно проходили практику студенты.
В разговоре выяснилось, что ребята не знают некоторые ключевые моменты нашего исторического прошлого. Что не так с историческим образованием? Сергей Кравцов: Проблема в том, что до сих пор фактически каждая школа могла разработать свою программу по предмету.
У нас были рекомендованные "примерные программы". Раз "примерные", значит, необязательные, так зачастую воспринималось. В прошлом году принят закон, который мы условно называем "золотой стандарт образования".
Теперь по шести предметам, в том числе по истории, установлены единые программы для всех школ страны. Кроме истории такие программы утверждены по обществознанию, географии, литературе, русскому языку и основам безопасности жизнедеятельности. В единой федеральной программе по истории очень большое внимание уделяется Великой Отечественной войне - ее основным событиям.
У нас линейный курс истории: новейшая история изучается в 10-11-х классах. В позапрошлом году мы приняли решение о том, что основные вехи новейшей истории, в том числе революцию, события ВОВ, воссоединение Крыма и Севастополя с Россией ребята будут изучать уже в четвертой четверти 9-го класса. Подготовлена такая программа, чтобы все школьники, вне зависимости от того, пойдут они дальше в старшую школу или в колледж, имели эти знания по истории уже в 9-м классе.
Готовится к выпуску новый единый учебник истории. В чем его основное отличие? Что важно?
Во-первых, в центре истории - Россия. Во-вторых, мы идем к объединению всеобщей истории и истории России в единый курс. В-третьих, история в нем не разобщает, а объединяет.
Этот учебник должен быть интересным, современным, интерактивным, чтобы с его страниц можно было попасть, например, в Музей Победы или почитать доступные материалы министерства обороны. Когда уже сможем его в руках подержать? Сергей Кравцов: Летом планируем выпустить учебники для 10-11-х классов.
А с 1 сентября школы уже смогут по ним работать. Кстати, я буквально на днях читал материал о Сталинградской битве, который будет в учебнике. Просто до мурашек - и о полководцах, о наших военных подвигах.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов: «Воронежская область динамично развивается» Вместе с губернатором Александром Гусевым он посетил мегашколу, педуниверситет и выступил на форуме воронежских отделений партии «Единая Россия». В рамках поездки вместе с губернатором Александром Гусевым он побывал в Воронежском государственном педагогическом университете ВГПУ и выступил на форуме воронежских отделений партии « Единая Россия », где рассказал участникам об итогах развития системы образования в РФ за последние годы. По словам министра просвещения РФ, с 2019 года в стране в общей сложности построено более 1,3 тыс. Построено более 1,6 тыс. Сергей Кравцов подчеркнул, что ребята должны получать качественное образование вне зависимости от места проживания. Говоря о строительстве новых современных школ, он отметил образовательный центр «Содружество», в котором побывал. Сегодня мы побывали в образовательном центре «Содружество» — это современная школа с очень интересными пространствами для детей: актовым залом и спортивным залом, кабинетами химии, физики, биологии. Договорились, что в школе будет создан музей, посвященный специальной военной операции.
Сергею Кравцову показали отремонтированный актовый зал, где проходят университетские смены и культурно-просветительские мероприятия для студентов.
Печатная версия Отправить по почте Отправлено успешно! На этой неделе в Совете Федерации разразился крупный скандал. В ходе «правительственного часа» с докладом о реализации нацпроекта «Образование» там выступил министр просвещения Сергей Кравцов, и это выступление было жестко раскритиковано главой верхней палаты парламента Валентиной Матвиенко. Фактически спикер Совфеда обвинила Кравцова в некомпетентности. Казалось бы, министр рассказал сенаторам обо всем. И сколько детей сейчас занимаются в кружках и секциях 7,6 млн ; и сколько у нас всего школьников 16,9 млн ; студентов колледжей 3,3 млн и педработников 2,5 млн. Всего же система образования затрагивает почти 80 млн граждан, а на ее функционирование государство выделяет 4,3 млрд рублей, уточнил он. Рассказал он и о форсированном развитии цифровой образовательной среды, и о продвижении единых требований к системе оплаты труда учителей, и о снижении бюрократической нагрузки на педагогов, и о том, в какой форме в школу вернутся функции воспитания детей, и, разумеется, о том, сколько построено новых школ и детских садов. Качество образования: по словам Кравцова, у нас достаточно хорошее, что подтверждают итоги последних международных исследований — особенно PIRLS для младших классов, по которым Россия занимает первое место в мире.
Правда, каждая третья школа в стране имеет потенциал для улучшения образ результатов, особенно основная школа — 8-е-9-е классы, признал он.
Кравцов: новый школьный учебник истории будет готов в следующем году
Фото из архива официального сайта Кремля Министр просвещения РФ Сергей Кравцов выступил с опровержением информации о исключении классиков русской литературы из Единого госэкзамена. Это в страшном сне нельзя представить», — сказал он в интервью «Соловьев Live». В старшей школе — это было, кстати и в советское время — изучаются произведения конца XIX века, XX век, и в ЕГЭ проверяются знания этих произведений», — пояснил Кравцов.
Качество школьного образования зависит от того, насколько выстроено единое образовательное пространство. Когда мы стали поддерживать не только лидеров рейтингов, но и те школы и регионы, которые нуждаются в отдельном внимании, качество стало повышаться. Поэтому в 2022 году был дан старт проекту "Профессионалитет". Мы сделали настоящий рывок и перешли от регионального управления колледжем к отраслевому. На федеральном уровне в проект "Профессионалитет" ежегодно вкладывается 10 миллиардов рублей, участвуют 400 предприятий, 600 колледжей.
И эта программа будет развиваться, об этом президент говорил в Послании. До 2028 года должны подготовить миллион рабочих кадров под потребности экономики. В частности, по электронике, по машиностроению, по другим востребованным отраслям. Минпросвещения вместе с минобрнауки разрабатывают программу по преподаванию физики, информатики в школах. Она поможет изменить ситуацию и повысить интерес ребят к инженерным направлениям? Сергей Кравцов: В целом есть разные тенденции. Например, мы фиксируем и рост уровня подготовки выпускников классов с углубленным изучением физики.
Они демонстрируют практически безошибочное выполнение заданий первой части ЕГЭ по физике и успешное решение сложных задач второй части. Но вопрос популяризации среди школьников инженерного образования очень актуален. Он прозвучал в Госдуме в ходе выступления председателя правительства, и по его поручению мы совместно с Минобрнауки России готовим такую программу. Действительно, ее ключевая задача - повысить интерес у школьников к этому направлению. Сделать так, чтобы ребята осознанно выбирали инженерные направления и затем строили свою карьеру с учетом задач социально-экономического развития страны. Для развития естественно-научных компетенций школьников используется инфраструктура, созданная в рамках нацпроекта "Образование". За 4 года более 4,6 миллиона детей из сел и малых городов получили возможность учиться с помощью обновленной материально-технической базы "Точек роста".
Также созданы 97 школьных технопарков "Кванториум", 61 центр "Мини-Сириус". Совершенствуем подход к обучению физики. Более активно внедряем технологии компьютерного моделирования, дополненной реальности. Уверен, что эти меры и та стратегия, которую мы выработаем с коллегами, позволят изменить тенденции и повысить интерес ребят к естественно-научным предметам. В разговоре выяснилось, что ребята не знают некоторые ключевые моменты нашего исторического прошлого. Что не так с историческим образованием? Сергей Кравцов: Проблема в том, что до сих пор фактически каждая школа могла разработать свою программу по предмету.
У нас были рекомендованные "примерные программы". Раз "примерные", значит, необязательные, так зачастую воспринималось. В прошлом году принят закон, который мы условно называем "золотой стандарт образования". Теперь по шести предметам, в том числе по истории, установлены единые программы для всех школ страны. Кроме истории такие программы утверждены по обществознанию, географии, литературе, русскому языку и основам безопасности жизнедеятельности. В единой федеральной программе по истории очень большое внимание уделяется Великой Отечественной войне - ее основным событиям. У нас линейный курс истории: новейшая история изучается в 10-11-х классах.
В позапрошлом году мы приняли решение о том, что основные вехи новейшей истории, в том числе революцию, события ВОВ, воссоединение Крыма и Севастополя с Россией ребята будут изучать уже в четвертой четверти 9-го класса. Подготовлена такая программа, чтобы все школьники, вне зависимости от того, пойдут они дальше в старшую школу или в колледж, имели эти знания по истории уже в 9-м классе. Готовится к выпуску новый единый учебник истории. В чем его основное отличие?
Официальные пояснения, что знания русской классики у школьников проверяются в рамках других экзаменационных испытаний, кроме ЕГЭ, экспертов не устроили. Один из главных доводов: ЕГЭ — это проверка всего школьного курса по отельному предмету, а не программы за 10-11 классы.
Правда, проработал он недолго в родной школе, а также в сельской школе Пермского края. В 1997 году Сергей Сергеевич смог устроиться на должность младшего научного сотрудника в Российскую Академию образования. Довольно скоро Сергей Кравцов прошел путь до руководителя лаборатории. Затем молодой человек защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую методике проведения занятий по математике с отстающими учениками с использованием новаторских технологий. Политическая карьера Сергея Кравцова Как сообщается в биографии Кравцова на сайте «Узнай всё», политическая карьера Сергея Сергеевича началась в 2002 году, когда он поступил на работу в Министерство образования. В течение четырёх лет, с 2004 по 2008-й, он был правой рукой Виктора Болотова, занимавшего пост главы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. За время пребывания в должности помощника главы Рособрнадзора Сергей Кравцов защитил докторскую диссертацию по организации профильного обучения в школьных учреждениях. В 2008 году Кравцов был назначен руководителем созданного в целях содействия и помощи Рособрнадзору Федерального центра тестирования ФЦТ. В этой должности молодой политик находился в течение года и принимал непосредственное участие в разработке и внедрении системы ЕГЭ, а также в формировании и осуществлении ведения информационных ресурсов. С 2009 по 2011 год Сергей Сергеевич был руководителем Института управления образованием Российской академии образования.
Сергей Кравцов: за последние годы в России построено больше 1000 школ и 1600 детских садов
До 2028 года должны подготовить миллион рабочих кадров под потребности экономики. В частности, по электронике, по машиностроению, по другим востребованным отраслям. Минпросвещения вместе с минобрнауки разрабатывают программу по преподаванию физики, информатики в школах. Она поможет изменить ситуацию и повысить интерес ребят к инженерным направлениям? Сергей Кравцов: В целом есть разные тенденции.
Например, мы фиксируем и рост уровня подготовки выпускников классов с углубленным изучением физики. Они демонстрируют практически безошибочное выполнение заданий первой части ЕГЭ по физике и успешное решение сложных задач второй части. Но вопрос популяризации среди школьников инженерного образования очень актуален. Он прозвучал в Госдуме в ходе выступления председателя правительства, и по его поручению мы совместно с Минобрнауки России готовим такую программу.
Действительно, ее ключевая задача - повысить интерес у школьников к этому направлению. Сделать так, чтобы ребята осознанно выбирали инженерные направления и затем строили свою карьеру с учетом задач социально-экономического развития страны. Для развития естественно-научных компетенций школьников используется инфраструктура, созданная в рамках нацпроекта "Образование". За 4 года более 4,6 миллиона детей из сел и малых городов получили возможность учиться с помощью обновленной материально-технической базы "Точек роста".
Также созданы 97 школьных технопарков "Кванториум", 61 центр "Мини-Сириус". Совершенствуем подход к обучению физики. Более активно внедряем технологии компьютерного моделирования, дополненной реальности. Уверен, что эти меры и та стратегия, которую мы выработаем с коллегами, позволят изменить тенденции и повысить интерес ребят к естественно-научным предметам.
В разговоре выяснилось, что ребята не знают некоторые ключевые моменты нашего исторического прошлого. Что не так с историческим образованием? Сергей Кравцов: Проблема в том, что до сих пор фактически каждая школа могла разработать свою программу по предмету. У нас были рекомендованные "примерные программы".
Раз "примерные", значит, необязательные, так зачастую воспринималось. В прошлом году принят закон, который мы условно называем "золотой стандарт образования". Теперь по шести предметам, в том числе по истории, установлены единые программы для всех школ страны. Кроме истории такие программы утверждены по обществознанию, географии, литературе, русскому языку и основам безопасности жизнедеятельности.
В единой федеральной программе по истории очень большое внимание уделяется Великой Отечественной войне - ее основным событиям. У нас линейный курс истории: новейшая история изучается в 10-11-х классах. В позапрошлом году мы приняли решение о том, что основные вехи новейшей истории, в том числе революцию, события ВОВ, воссоединение Крыма и Севастополя с Россией ребята будут изучать уже в четвертой четверти 9-го класса. Подготовлена такая программа, чтобы все школьники, вне зависимости от того, пойдут они дальше в старшую школу или в колледж, имели эти знания по истории уже в 9-м классе.
Готовится к выпуску новый единый учебник истории. В чем его основное отличие? Что важно? Во-первых, в центре истории - Россия.
Во-вторых, мы идем к объединению всеобщей истории и истории России в единый курс. В-третьих, история в нем не разобщает, а объединяет. Этот учебник должен быть интересным, современным, интерактивным, чтобы с его страниц можно было попасть, например, в Музей Победы или почитать доступные материалы министерства обороны. Когда уже сможем его в руках подержать?
Недавно мы подробно рассказывали о планах ростовщиков во главе с Грефом полностью захватить власть после того, как Сбербанк был куплен Минфином и стал частью государственной машины, а следовательно — получил функции госуправления. Также мы освещали трансформацию Сбера при Грефе в огромного спрута-монополиста. Как заявлял сам его хозяин, «Сбербанк сейчас значительно больше, чем банк».
Постоянно подпитываемая депозитами Минфина и кредитами Центробанка корпорация Грефа, лишь на бумаге находящаяся в юрисдикции РФ, последовательно прибирает к рукам образование, мобильные и интернет-сервисы, функции сотового оператора, вынашивает планы по маркировке продуктов и фармацевтики и даже профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Что касается российского образования, проваливший защиту кандидатской диссертации в Питере господин Греф уже давно протянул к нему свои руки. И его взгляды на развитие этой важнейшей сферы хорошо известны: «Физматшколы — это пережиток прошлого», а все экзамены и фундаментальные проверки полученных знаний надо поскорее «убить» — ведь они вызывают такой сильный стресс у учеников.
Просто удивительно, как персонаж, за плечами которого постоянно была многомиллиардная господдержка, ничего не смыслящий в педагогике и прославившийся высказываниями типа «вы говорите страшные вещи, вы хотите передать власть, фактически, в руки населения» умудряется поддерживать свой авторитет в высоких кабинетах и получать карт-бланш на любые токсичные «реформы». Причем реформы эти, естественно, не его ноу-хау: все идеи банкстера — просто коряво переведенная калька с директив Всемирного банка, а также методичек его «уважаемых партнеров» из Йеля и Стэнфорда, где Греф и его команда топ-менеджеров регулярно «повышают квалификацию». О том, что сделает Греф с российским образованием, можно составить представление по материалу «Катюши» «Антиобразование будущего: Греф, Кузьминов и Фрумин представили практическое пособие по ликвидации русской школы».
Он был посвящен совместной методичке Института образования ВШЭ во главе с содомитом Исаком Фруминым и Сбербанка под названием «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра» УКНГ. Если пересказать еще раз вкратце и по-простому, Греф и его хозяева-глобалисты очень сетуют на то, что сегодняшнее «школьное пока еще — фундаментальное образование не позволяет селективно отбирать учащихся». Они планируют готовить к «следующим ступеням обучения» колледж, вуз, наука «отдельных счастливцев» — так на практике будет реализована их социал-дарвинистская идея образовательной сегрегации, деления общества на «служебных людей» с «базовыми компетенциями» и их хозяев.
Чехия нравится. Сергей Кравцов, как министр просвещения, сейчас занимается героизацией участников СВО.
Чтобы ребята могли на практике показать свои умения, квалификации. Здесь мы работаем совместно с Минтрудом. И создано такое приложение к диплому, где все компетенции выпускника обозначены.
Для чего это сделано? Для того, чтобы вы сразу видели и могли, обсуждая на кадровой комиссии, при приеме на работу, увидеть, какие компетенции на каком уровне развиты у молодого человека. В 2022 году был дан старт проекту «Профессионалитет» — об этом говорил президент на съезде партии «Единая Россия». В чем суть проекта? Перейти от регионального управления колледжем к отраслевому. Чтобы вы не создавали дополнительные корпоративные университеты, вкладывали в подготовку кадров дополнительные средства.
Чтобы вы являлись полноценными заказчиками для системы среднего профессионального образования. Что в рамках «Профессионалитета» можно делать? Первое — управление колледжем. Назначение директора колледжа, участие в назначении директора колледжа.
Выступление министра просвещения РФ Сергея Кравцова на Съезде РСПП
Глава Минпросвещения предложил парламентариям на уровне закона запретить перепрофилирование детских садов или ввести обязательное согласование этого вопроса с органом управления образования или Министерством просвещения. Коллеги, давайте проработаем этот вопрос, это будет правильно. Это может быть межфракционный законопроект о защите наших образовательных учреждений», — сказал министр. Глава думского Комитета по просвещению Ольга Казакова, в свою очередь, отметила, что депутаты готовы подготовить такую инициативу, если заключение Правительства будет положительным.
Представитель компании-концессионера «Школа Будущего» Станислав Неверов и вовсе объяснил возможность скоростного строительства «славной забайкальской землей» и приказом президента России Владимира Путина. Фото пресс-службы правительства и видео ГТРК красивые, жаль только, что телеканал показал лишь несколько мест и не снял школу снаружи. RU поехали проверить, как построенная и принятая школа выглядит на самом деле. Подробности — в материале Марии Буренковой. RU Красивой инновационной школы, которой так гордятся чиновники, нет. Вместо нее стоит коробка, не готовая ни снаружи, ни внутри, на объекте ведутся работы, при этом не сказать, что его судорожно достраивают. RU «Буквально мебель собрать» Посмотреть на провал строительства лично губернатор Осипов не приехал, а также по видеосвязи сдавал его министру просвещения России Сергею Кравцову. Зато на месте была министр образования края Татьяна Клименко, поэтому несколько вопросов я задала ей по телефону. Она заявила, что школа готова, остались мелочи. При этом она не смогла ответить на вопрос, когда же всё-таки школа будет полностью готова. А на мою реплику про недостроенность сказала, что мелкие недочеты есть всегда. RU Пресс-секретари Министерства образования и Министерства строительства Забайкалья дружно отправили меня к пресс-службе правительства.
Скучно - точно не будет. Работа на этот год в рамках нацпроекта в нашем регионе предстоит большая. Сергей Кравцов и Александр Соколов подписали протокол фиксации сроков ввода в эксплуатацию общеобразовательных организаций, создаваемых в рамках федерального проект "Современная школа" нацпроекта "Образование". В послании Президента говорилось, что нужно продлить и программу капитального ремонта школ, детских садов, колледжей и важно здесь подготовиться к реализации этой программы, чтобы мы понимали какие объекты будут нуждаться в ремонте». Планы масштабные - в Кировской области в ближайшие годы будет значительно улучшена доступность образования. Мы дали людям общение, что в течение 25, 26 , 27 года будем строить за областные средства.
И по оборонно-промышленному комплексу. И совместно мы, конечно, эту задачу решим. Также мы поддерживаем преподавателей, мастеров производственного обучения. Ввели конкурс для мастеров производственного обучения «Мастер года». Финал в этом году состоится в Тульской области. И в завершение я хочу сказать о чемпионате профмастерства. Мы его сделаем лучше, чем WorldSkills. Это чемпионат «Профессионалитета». Он ориентирован на российскую экономику будет. Конечно, мы все лучшее, что было в WorldSkills, берем: команду, опираемся на тот лучший опыт. Но, конечно, нам надо строить суверенную систему образования. И уверен, что мы сделаем, по крайней мере, не хуже, но точно очень надеюсь, что лучше этот чемпионат. Он пройдет с 25 по 28 ноября в Петербурге и Великом Новгороде по высоким технологиям с 11 по 15 сентября.
Кравцов сообщил о создании в педвузах центров переподготовки участников СВО
↑ Кравцов Сергей Сергеевич, Правительство России, министр просвещения (рус.). Министр просвещения РФ Сергей Кравцов выступил с опровержением информации о исключении классиков русской литературы из Единого госэкзамена. Об этом сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов в интервью ТАСС. В январе 2020 года Кравцов был назначен главой Министерства просвещения, став министром в 45 лет. Сергей Кравцов: Проблема в том, что до сих пор фактически каждая школа могла разработать свою программу по предмету.